УДК 343.82
Проблемы предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной
системы и пути их решения
Д. В. ГОРБАНЬ - преподаватель кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе Академии ФСИН России, кандидат юридических наук
В статье проводится комплексное исследование проблем предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, предлагается ряд организационных и правовых мер, направленных на пресечение рассматриваемых противоправных действий.
Ключевые слова: запрещенные предметы; пенитенциарная преступность; осужденный; лишение свободы; предупреждение преступлений; исправительное учреждение.
Problems of preventing the entry of prohibited items into the territory of the penal system institutions and ways to solve them
D. V. GORBAN' - Lecturer of the Department of Organization and Supervision Regime in the Penal System of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law
The article conducts a comprehensive study of the problems of preventing the entry of prohibited items into the territory of the penal system institutions, proposes a number of organizational and legal measures aimed at suppressing the illegal actions under consideration.
K e y w o r d s : prohibited items; penal criminality; convicted; deprivation of liberty; crime prevention; correctional institution.
Нормальное функционирование исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы обеспечивается рядом факторов, в том числе предупреждением правонарушений и преступлений со стороны осужденных в период отбывания наказания, пресечением проникновения на режимную территорию запрещенных предметов и вещей.
В последние годы в исправительных учреждениях отмечается крайне негативная тенденция ухудшения качественного состава осужденных. На фоне общего снижения численности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, почти вдвое увеличились темпы роста количества лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, возросла доля лиц, состоящих на различных видах профилактического учета1. Так, например, продолжает увеличиваться число лидеров, активных участников группировок отрицательной направленности, осужденных за преступления экстремистской
Статистические сведения по изъят, при попытке доставки их на территорию и
направленности и террористического характера. В результате просчетов в организации профилактической работы с лицами, состоящими на различных видах учета, количество преступлений, совершенных данной категорией осужденных, возросло на 20 %2.
Ухудшение криминологических характеристик спецконтингента сказалось и на криминогенной обстановке исправительных учреждений. Из данных, представленных территориальными органами ФСИН России, о преступлениях, по которым имеются вступившие в законную силу приговоры суда, следует, что осужденными, состоящими на профилактическом учете, в 2015 г. совершено 161 преступление. При этом отмечается увеличение количества преступлений, связанных с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), а также числа случаев изготовления и передачи запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения (см. табл.).
о запрещенных предметов и вещей правительных учреждений в 2009-2015 гг.
Наименование запрещенных предметов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Деньги (тыс. руб.) 9021,0 6277,4 6373,0 4000,0 5062,0 4000,0 3700,0
Спиртные напитки промышленного производства(л) 14 046 12 362 10 147 10 280 10 516 9600 7000
Наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги (кг) 46,4 58,9 78,9 91,0 84,5 91,0 77,0
Сотовые телефоны (тыс. ед.) 37,3 32,3 39,3 49,3 61,4 47,5 64,0
Согласно ч. 8 ст. 82 УИК РФ полный перечень запрещенных вещей и предметов устанавливается в ведомственных нормативных правовых актах Минюста России. Однако УИК РФ не содержит определения запрещенных вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
В приложении к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 (ред. от 06.07.2017 г.)3, установлен перечень вещей и предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, тогда как правила
внутреннего распорядка исправительных учреждений4 и воспитательных колоний5 устанавливают перечни запрещенных, а не разрешенных предметов и вещей. Следовательно, перечень вещей и предметов, которые разрешено иметь при себе подозреваемым и обвиняемым в следственном изоляторе, является ограничительным, и все вещи, которые им не охватываются, являются запрещенными. А для исправительных учреждений и воспитательных колоний, напротив, вещи и предметы, которые не включены в перечень, являются разрешенными.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным привести к унифицированному виду перечни вещей и предметов, которые запрещается либо разрешается иметь при себе, во всех ведомственных нормативных правовых актах, правилах внутреннего распорядка. Это поможет избежать законодательных коллизий, облегчит применение норм об ответственности за попытку доставки либо доставку запрещенных предметов и вещей на территорию пенитенциарных учреждений.
Более подробно остановимся на анализе перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, закрепленного в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. В последний его вариант по сравнению с ранее действовавшим дополнительно были включены летательные средства передвижения, курительные смеси, электронные носители информации, предметы и тара, изготовленные из стекла, керамики и металла (за исключением алюминиевых ложек, вилок, кружек, тарелок и консервированных продуктов в металлической таре), телевизионные приемники с выходом в Интернет, военная и другая форменная одежда, татуировочные машинки и принадлежности к ним, расширен перечень запрещенной литературы (по паркуру, подготовке спецподразделений, призывающей к экстремисткой деятельности), установлена мощность электробытовых приборов, разрешенных к использованию (не более 0,5 кВт). Из нового перечня были исключены цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелевые стержни, краски, копировальная бумага, а также наручные и карманные часы (в тюрьмах). Мы перечислили наиболее существенные изменения в перечне запрещенных предметов и вещей.
Осужденным, находящимся в облегченных условиях содержания и в колониях-поселениях, разрешено пользоваться аудиоплейерами без функции записи, техническими устройствами для чтения электронных книг без функции аудио- и видеозаписи выхода в Интернет в количестве не более одного устройства каждого вида на осужденного. В данной норме мы усматриваем определенный способ стимулирования осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, а также в колониях-поселениях.
Правила содержат коллизию, состоящую в том, что в п. 5 количество вещей на одного осужденного устанавливается в размере 50 кг, а в приложении № 1 - до 36 кг. Данный вопрос требует разъяснения и решения.
В научной литературе предпринимаются попытки классификации запрещенных предметов и вещей. Так, например, О. В. Пенин предлагает разделить запрещенные вещи и предметы на следующие группы: орудия и средства совершения преступления; стимуляторы совершения преступлений, то есть предметы, способствующие совершению преступлений; предметы, которые не являются средствами совершения преступлений6. Данная классификация позволяет систематизировать все запрещенные предметы и вещества и, соответственно, разграничивать их общественную опасность, поскольку поступление на территорию исправительного учреждения, например, наркотических средств будет в большей степени общественно опасным, нежели поступление электробытового прибора мощностью более 0,5 кВт.
Профилактику проникновения в спецучреждения запрещенных предметов и связанной с этим преступности необходимо осуществлять путем реализации системы мер, образующих два основных направления деятельности - общую и индивидуальную профилактику7.
Общая профилактика проникновения запрещенных предметов среди осужденных включает:
- выявление причин и условий поступления запрещенных предметов и разработку конкретных мер по их устранению;
- определение путей совершенствования деятельности структурных подразделений исправительных учреждений в сфере предупреждения поступления на их территорию запрещенных предметов.
Индивидуальная профилактика может рассматриваться и как самостоятельное на-
правление деятельности, и как составная часть общей профилактики. Профессионально правильно организованная индивидуальная профилактика имеет общепрофилактическое воздействие8.
К числу основных проблем в борьбе с проникновением в исправительные учреждения запрещенных предметов относятся выявление источников и перекрытие каналов поступления запрещенных предметов осужденным. На сегодняшний день основными способами доставки (проникновения) запрещенных предметов остаются пронос, провоз, переброс, пересылка. Кроме того, осужденные самостоятельно изготавливают запрещенные предметы.
Профилактическое воздействие в сфере предупреждения проникновения на территорию спецучреждений запрещенных предметов и вещей оказывают нормы КоАП РФ. Так, ст. 19.12 КоАП РФ предусматривает за соответствующие деяния наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания. Приведенная норма предусматривает ответственность как непосредственно за передачу запрещенных объектов, так и за попытку передачи. «Используя в данном случае понятие "попытка совершения административного правонарушения", законодатель тем самым подчеркивает общественную опасность не только оконченного состава незаконной передачи запрещенных предметов осужденным, но и попытки на нее»9.
Необходимо отметить, что в истории отечественного законодательства существовала уголовная ответственность за попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. В УК РСФСР 20.10.1987 г. была введена ст. 188.4 «Незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях»10. В санкции рассматриваемой правовой нормы предусматривались следующие виды наказаний: лишение свободы на срок до двух лет, исправительные работы на срок до двух лет, штраф до трех минимальных размеров оплаты труды.
Учитывая современную пенитенциарную криминогенную обстановку, связанную с проникновением запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в
виде лишения свободы, представляется целесообразным вернуться к вопросу о криминализации подобных деяний и дифференциации уголовной ответственности за их совершение при отягчающих обстоятельствах.
Анализ норм уголовно-исполнительного закона и ведомственных нормативных правовых актов свидетельствует о необходимости более четкой детализации запрета проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, поскольку у практических работников часто возникают затруднения при применении соответствующих норм.
В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в ИУ отдельными авторами предлагается ввести в действующее уголовное законодательство единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет на все виды обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов, в том числе дополнить УК РФ отдельной ст. 321.111.
Важное профилактическое значение в деле предупреждения проникновения запрещенных предметов и вещей на территорию исправительного учреждения имеют нормы правил внутреннего распорядка, предусматривающие возможность проведения личного обыска осужденных и иных лиц, прибывающих на территорию учреждений, в том числе для свиданий. С целью пресечения проноса запрещенных предметов для проведения досмотров используются более 70 рентген-установок, более тысячи стационарных и более 3,5 тыс. переносных металлообнаружителей. Проводится активная работа по наращиванию детекторов нелинейных переходов и видеоэндоскопов12.
Отдельным направлением профилактики поступления запрещенных предметов и вещей выступает работа по информированию подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников и иных лиц об ответственности, в том числе уголовной, за передачу и попытку передачи осужденным таких предметов. Так, за 2015 г. за указанные правонарушения сотрудниками учреждений было задержано более 7 тыс. граждан, из которых более 5,5 тыс. привлечено к уголовной и административной ответственности13.
В целях совершенствования предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы в научной литературе предлагаются следующие меры:
а) заполнение родственниками осужденных, а также всеми лицами, прибывающими на свидания, декларации ассортимента продуктов питания и вещей, которые они проносят с собой на режимную территорию, а также предупреждение их об административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ;
б) привлечение осужденных к уголовной ответственности, предусмотренной при использовании ими некоторых запрещенных предметов (ст. 186, 191-192, 218, 222-226 УК РФ и др.);
в) организация и проведение комплексных профилактических операций «Сигнал», «Барьер», «Челнок», «Заслон» и т. п.;
г) установление 50-метровой границы режимной зоны с указателями «Режимная зона: проезд и проход запрещены» по согласованию с органами местного самоуправления;
д) совместное патрулирование сотрудниками исправительных учреждений и полиции внешнего периметра учреждения;
е) снабжение патрулирующих групп радиофицированными транспортными средствами для организации преследования нарушителей, а также техническое оснащение персонала уголовно-исполнительной системы личными радиостанциями;
ж) совершенствование организации соответствующей деятельности (планирование и проведение предупредительных мероприятий, налаживание взаимодействия между подразделениями, внешнего взаимодействия и др.).
Актуальным направлением является также разработка организационно-правовых и технических мер противодействия доставке в ИУ запрещенных предметов с применением беспилотных летательных аппаратов.
Таким образом, подводя краткий итог рассмотрению проблем предупреждения
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: О недостатках в организации режима и обеспечения надзора за осужденными в 2014 году : указание ФСИН России от 04.03.2015 г. № 03-10348.
2 См.: Там же.
3 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.
4 См.: Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 (ред. от 06.07.2017 г.). URL: http://www. pravo.gov.ru
5 См.: Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 06.10.2006 г. № 311 (ред. от 15.08.2016 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 44.
проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов, необходимо сделать следующие выводы:
1. Проникновение запрещенных предметов является действием общественно опасным, поскольку посягает на правопорядок в спецучреждениях, причиняя вред интересам личности, общества и государства либо создавая угрозу причинения такого вреда, нарушая упорядоченность, согласованность отношений в данной сфере. Проникновение к осужденным запрещенных предметов негативно влияет на состояние оперативной обстановки, наносит значительный урон правоотношениям, складывающимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.
2. Для предупреждения передачи либо попытки передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, требуется целенаправленная организационная работа, связанная с техническим оснащением не только основного периметра учреждений, но и режимной территории.
3. В целях профилактики рассматриваемого правонарушения требуется активизация деятельности должностных лиц по реализации соответствующих административно-процессуальных полномочий (составление протоколов об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ).
4. Правильная организация и своевременное проведение режимных мероприятий, административно-процессуальных действий приведет к снижению потока поступающих в исправительные учреждения средств связи, а также комплектующих, обеспечивающих их работу, и, как следствие, уменьшению количества преступлений, совершенных осужденными с использованием средств сотовых систем подвижной связи.
1 Sm.: O nedostatkah v organizacii rezhima i obespechenija nadzora za osuzhdennymi v 2014 godu : ukazanie FSIN Rossii ot
04.03.2015 g. № 03-10348.
2 Sm.: Tam zhe.
3 Sm.: Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2005. № 46.
4 Sm.: Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitel'nyh uchrezhdenij : prikaz Minjusta Rossii ot
16.12.2016 g. № 295 (red. ot 06.07.2017 g.). URL: http://www. pravo.gov.ru
5 Sm.: Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporjadka vospitatel'nyh kolonij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : prikaz Minjusta Rossii ot 06.10.2006 g. № 311 (red. ot 15.08.2016 g.) // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2006. № 44.
6 См.: Пенин О. В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в исправительные учреждения УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 3 (106). С. 7.
7 См.: Барабанов Н. П. Исправительные учреждения России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией. Рязань, 2012. С. 113.
8 См.: Громов В. Г. Профилактика преступлений осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 11.
9 Барабанов Н. П., Савардунова В. Н., Кириченко В. М. Противодействие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, неслужебным связям сотрудников с осужденными (криминологический, организационный, психологический и правовой аспекты). Рязань, 2012. С. 19.
10 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 43. Ст. 1501 (утратил силу).
11 См.: Пенин О. В. Противодействие проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 7.
12 См.: Ким В. В., Филипьев Р. А. Некоторые вопросы использования на контрольно-пропускных пунктах учреждений уголовно-исполнительной системы приборов контроля и досмотра людей на предмет обнаружения сокрытых запрещенных предметов // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4 (25).
13 См.: Дергачев А. В. Обыски и досмотры как средство обеспечения режима в исправительных учреждениях // Проблемы повышения эффективности режима исполнения наказаний : сб. тез. выступ. и докл. участников всерос. науч.-практ. конф., 6-8 апреля 2016 г. / сост. А. С. Мисюрев. Пермь, 2016. С. 6.
6 Sm.: Penin O. V. Sovershenstvovanie ugolovno-pravovyh mer protivodejstvija proniknoveniju zapreshhennyh predmetov v ispravitel'nye uchrezhdenija UIS // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2011. № 3 (106). S. 7.
7 Sm.: Barabanov N. P. Ispravitel'nye uchrezhdenija Rossii v bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov i narkomaniej. Rjazan', 2012. S. 113.
8 Sm.: Gromov V. G. Profilaktika prestuplenij osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2013. № 11.
9 Barabanov N. P., Savardunova V. N., Kirichenko V. M. Protivodejstvie postupleniju v ispravitel'nye uchrezhdenija zapreshhennyh predmetov, nesluzhebnym svjazjam sotrudnikov s osuzhdennymi (kriminologicheskij, organizacionnyj, psihologicheskij i pravovoj aspekty). Rjazan', 2012. S. 19.
10 Sm.: Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1987. № 43. St. 1501 (utratil silu).
11 Sm.: Penin O. V. Protivodejstvie proniknoveniju zapreshhennyh predmetov v uchrezhdenija, ispolnjajushhie nakazanija v vide lishenija svobody : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2010. S. 7.
12 Sm.: Kim V. V., Filip'ev R. A. Nekotorye voprosy ispol'zovanija na kontrol'no-propusknyh punktah uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy priborov kontrolja i dosmotra ljudej na predmet obnaruzhenija sokrytyh zapreshhennyh predmetov // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2015. № 4 (25).
13 Sm.: Dergachev A. V. Obyski i dosmotry kak sredstvo obespechenija rezhima v ispravitel'nyh uchrezhdenijah // Problemy povyshenija jeffektivnosti rezhima ispolnenija nakazanij : sb. tez. vystup. i dokl. uchastnikov vseros. nauch.-prakt. konf., 6-8 aprelja 2016 g. / sost. A. S. Misjurev. Perm', 2016. S. 6.