УДК1342.9.086:343.8
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ДАЗМАРОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: dazmar@yandex.ru
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Реферат: анализируются административная ответственность за передачу запрещенных предметов в уголовно-исполнительной системе, нормы административного законодательства, обеспечивающие противодействие проникновению запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы, профилактические мероприятия, осуществляемые в данной сфере.
На основе всестороннего анализа законодательства, ведомственных нормативных актов и практики организации противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, разработаны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования и организации борьбы с правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Рассматривается состав административного правонарушения, заключающегося в передаче либо попытке передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом.
Приводятся примеры из действующего законодательства, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы на современном этапе.
Предложена классификация общих субъектов в зависимости от наличия либо отсутствия у них права доступа на территорию исправительного учреждения либо места содержания под стражей.
Выделена категория факторов, ослабляющих или усиливающих действие причин незаконной передачи и (или) условий, способствующих их совершению.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, административная ответственность, запрещенные предметы, режимная территория, факторы, ослабляющие или усиливающие действие причин незаконной передачи и условий, способствующих их совершению.
Abstract: administrative responsibility for delivery of the prohibited articles in the penal system, the standards of the administrative legislation providing counterpenetration of the prohibited articles into correctional institutions, preventive measures are analyzed.
On the basis of the comprehensive analysis of the legislation, official regulations and practice of the organization of counter-penetration of the prohibited articles into correctional institutions recommendations for improvement of legal regulation and organization of fighting crime in the correctional institutions providing isolation from society are developed.
The structure of the administrative offense including delivery or attempt of delivery into corrections articles, substances, food, storage or use of which is forbidden isconsidered.
The article contains examples from the current legislation regulating activity of the penal system at present.
Classification of the general subjects depending upon avilability or lack of their access right to the territory of correctional institution or place of detention is offered.
The factors weakening or strengthening action of the reasons of illegal delivery and (or) the conditions of commiting crimes are emphasized.
Keywords: penal system, administrative responsibility, prohibited articles, the regime territory, factors weakening or strengthening action of the reasons of illegal delivery and (or) the conditions of commiting of crimes.
TATYANA NIKOLAEVNA DAZMAROVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: dazmar@yandex.ru
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DELIVERY OF THE PROHIBITED ARTICLES IN THE PENAL SYSTEM
дминистративная ответственность за передачу запрещенных предметов является средством обеспечения правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) и в местах содержания под стражей, выпол-
© Дазмарова Т. Н., 2017 © Dazmarova T. N., 2017
няя при этом две роли [1]: как средство обеспечения мер административного принуждения, направленное на предотвращение передачи КоАП РФ, средство обеспечения правопорядка от его нарушений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, которое применяется в комплексе с иными принудительными мерами (досмотром производственных объектов и жилых зон исправительного учреждения, обыском осужденных, их спальных мест и личных вещей, цензурой писем, досмотром передач, посылок, бандеролей и т. п.).
В последнее время в связи с увеличением числа операторов сотовой связи средства данной связи стали доступными широким слоям населения. Кроме того, изготовители телефонов мобильной связи широко используют возможности научно-технического прогресса, вследствие чего аппаратура связи стала компактной и многофункциональной. Преступное сообщество, используя данный вид связи, имеет возможность руководить негативными процессами, происходящими в местах лишения свободы. Исходя из этого становится ясным, что наряду с проводимой работой по изъятию запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, при попытке доставки осужденным необходимо организовать мероприятия по привлечению к ответственности граждан, оказывающих подобные «услуги» спецконтингенту. Должен работать принцип неотвратимости наказания, каждый случай привлечения граждан к ответственности за подобные правонарушения должен освещаться на информационных стендах в помещениях комнат длительных свиданий, краткосрочных свиданий, помещений по приему передач, комнатах ожидания, КПП, в карантинном помещении, в отрядах осужденных.
Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов.
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12 КоАП РФ), влечет за собой наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в исправительных учреждениях.
При задержании сотрудниками учреждения гражданина, который передал либо пытался передать осужденному запрещенные предметы, они немедленно сообщают об этом оперативному дежурному учреждения, который направляет на место происшествия должностное лицо для составления протокола об административном правонарушении.
Должностное лицо, прибыв на место происшествия, разбирается по факту нарушения. Отбирает объяснение от гражданина, его совершившего, и оформляет протокол об административном правонарушении. При отборе объяснений необходимо избрать такую тактику опроса правонарушителя, чтобы суду был очевиден тот факт, что лицо пыталось или передало осужденному запрещенный предмет [2].
Следует отметить, что осуществление досмотра и обыска лиц, их вещей, транспортных средств, а также изъятие запрещенных вещей и документов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается на режимных территориях.
Режимная территория определяется на плане-схеме, которая составляется с учетом генерального плана учреждения, с соблюдением масштаба, указанием расстояний и размеров. План-схема составляется в трех экземплярах-оригиналах. Росписи должностных лиц согласующей и утверждающей план-схему сторон заверяются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Один экземпляр передается в подведомственное учреждение.
Граница режимной территории ограждается (тип и вид ограждения, возможность его установления определяются территориальным органом уголовно-исполнительной системы) и обозначается предупредительными знаками, а на внешней от основного ограждения учреждения линии границы прилегающей территории устанавливается и оборудуется контрольно-пропускной пункт.
По согласованию с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при подъезде к режимной территории учреждения могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки.
На режимной территории осуществляется патрулирование сотрудниками учреждения. По согласованию с органами внутренних дел может осуществляться совместное патрулирование с со-
трудниками полиции. При патрулировании допускается использование служебных собак [3].
На основе результатов правоприменительной деятельности учреждений и следственных изоляторов УИС можно определить наиболее типичные предметы незаконной передачи: денежные средства, алкогольные напитки, пиво, лекарственные средства, игральные карты и т. п.
Передача запрещенных предметов может быть совершена только путем активных противоправных действий, которые являются единственным обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.12 КоАП РФ. Обосновано положение о решающем значении для квалификации способа совершения рассматриваемого правонарушения. Исследование показывает, что в 79,3 % случаев передачи запрещенных предметов осуществляются путем проноса на территорию исправительного учреждения. Зафиксированы также факты незаконной пересылки (8,1 %), вложений в передачи (5,2 %), провоза через контрольно-пропускной транспортный пункт (5,2 %), переброса через ограждение исправительного учреждения, следственного изолятора (2,2 %).
Анализ административного законодательства позволил сделать вывод о том, что особыми субъектами административной ответственности за нарушение требований ст. 19.12 КоАП РФ являются лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов привлекаются к дисциплинарной ответственности. Все иные лица, совершающие незаконную передачу, относятся к общим субъектам.
Кроме того, можно выделить классификацию общих субъектов в зависимости от наличия либо отсутствия у них права доступа на территорию ис-
правительного учреждения либо места содержания под стражей. Установлено, что основная масса передач запрещенных предметов совершается родственниками (около 54 %), друзьями, знакомыми (3,8 %) осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также вольнонаемным составом (14,4 %) и водителями транспортных организаций (2,8 %), то есть общими субъектами. На долю особых субъектов приходится 24,9 % от всех передач.
Можно выделить также категорию факторов, ослабляющих или усиливающих действие причин незаконной передачи и (или) условий, способствующих их совершению:
- зависящие от исправительных учреждений и мест содержания под стражей (рациональное распределение полномочий должностных лиц, эффективное использование технических средств);
- зависящие от центрального и территориальных органов УИС (обеспечение нормативной базы деятельности учреждения УИС рекомендациями, пособиями и пр.);
- не зависящие от УИС (социально-демографическая характеристика населения района, где расположены учреждение УИС, место содержания под стражей; качество работы мировых судей, эффективность прокурорского надзора).
Таким образом, установление причин, условий и факторов позволяет: во-первых, сделать более целенаправленной профилактическую работу, проводить не только превентивные мероприятия, но и мероприятия, направленные непосредственно на искоренение причин и условий, порождающих передачу запрещенных предметов; во-вторых, сосредоточить силы и средства, предназначенные для борьбы с данного рода правонарушением, на наиболее важных участках работы.
Библиографический список
1. Зерняева Е. А. Административная ответственность за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2011. 25 с.
2. Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание : приказ ФСИН России от 19 дек. 2013 г. № 780 // Российская газета. 2014. 26 марта.
3. Дазмарова Т. Н., Зверев А. В. Некоторые аспекты административно-правового режима территорий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10(89). С. 147-148.
Литература
1. Зерняева, Е. А. Административная ответственность за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537
[Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Зерняева Елена Александровна. - Томск, 2011. - 25 с.
2. Дазмарова, Т. Н. Некоторые аспекты административно-правового режима территорий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [Текст] / Т. Н. Дазмарова, А. В. Зверев // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 10(89). - С. 147-148.
References
1. Zernjaeva E. A. Administrativnaja otvetstvennost' za nezakonnuju peredachu zapreshhennyh predmetov licam, soderzhashhimsja v ispravitel'nyh uchrezhdenijah i mestah soderzhanijapod strazhej. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Administrative responsibility for illegal transfer of the forbidden objects to the persons which are contained in correctional facilities and places of detention. Cand. leg. sci. diss. abstract]. Tomsk, 2011. 25 р.
2. Dazmarova T. N., Zverev A. V. Nekotorye aspekty administrativno-pravovogo rezhima territory uchrezhdenij, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody [Some aspects of an administrative legal regime of territories of the institutions executing criminal penalties in the form of imprisonment]. Ev-razijskij juridicheskij zhurnal - Euroasian legal journal, 2015, no. 10(89), рр. 147-148.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Дазмарова Татьяна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: dazmar@yandex.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Дазмарова, Т. Н. Административная ответственность за передачу запрещенных предметов в уголовно-исполнительной системе / Т. Н. Дазмарова // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4). № 4. -С.429-432.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Dazmarova Tatyana Nikolaevna - phd in law, associate professor of administrative and financial law department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: dazmar @yandex.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Dazmarova T. N. Administrativnaja otvetstvennost' za peredachu zapreshhennyh predmetov v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Administrative responsibility for delivery of the prohibited articles in the penal system]. Ugolovno-ispolnitel 'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp.429-432.