Научная статья на тему 'Пролонгированное наблюдение за изменениями психологического состояния членов семьи, имеющей ребенка инвалида-детства'

Пролонгированное наблюдение за изменениями психологического состояния членов семьи, имеющей ребенка инвалида-детства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В А. Зеленский, С И. Тарасова, М Л. Беседина

Реальное представление родителей о врожденном пороке развития лица у их ребенка, позитивное отношение к проявлениям симптоматики данного недуга, неоднократная госпитализация и многоэтапное лечение, объективная оценка возможности адаптации в социуме, позволяют оптимизировать реабилитационную программу, в которой психокоррекционная работа с членами семьи будет стержневой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В А. Зеленский, С И. Тарасова, М Л. Беседина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM OBSERVATIONS FOR THЕ PSYHOLOGICAL STATЕ CHANGES IN THЕ FAMILY WHICH HAS A CHILD-INVALID

The real parents’ idea about their child's congenital face development defect, positive attitude to the manifestation of symptoms of this disease, repeated hospitalization and muitistaged treatment, objective evaluation of possibility of social adaptation allow to optimize the rehabilitation program in which a psychocorrecting work with the members of the family would be the basic one.

Текст научной работы на тему «Пролонгированное наблюдение за изменениями психологического состояния членов семьи, имеющей ребенка инвалида-детства»

ШШНСШШШ ФШОМИЛ

ПРОЛОНГИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА-ДЕТСТВА

В.А. Зеленский, С.И. Тарасова, М.Л. Беседина

LONG-TERM OBSERVATIONS FOR THE PSYHOLOGICAL STATE CHANGES IN THE FAMILY WHICH HAS A CHILD-INVALID

Zeiensky V.A., Tarasova S.I.,

Besedina M.L.

The real parents' idea about their child's oongenitai faoe development defect, posttvve attitude to the manffestation of symptoms of this disease, repeated hospitalization and multi-staged treatment, objective evaluation of possibility of social adaptation allow to optimize the rehabilitation program in which a psyoho-oorreoting work with the members of the family would be the basic one.

Реальное представление родителей о врожденном пороке развития лица у их ребенка, позитивное отношение к проявлениям симптоматики данного недуга, неоднократная госпитализация и многоэтапное лечение, объективная оценка возможности адаптации в социуме, позволяют оптимизировать реабилитационную программу, в которой психокоррекционная работа с членами семьи будет стержневой.

УДК 617.51-089 (035) 616.716.89

Психическое здоровье и состояние нервной системы родителей, имеющих ребенка-инвалида с аномалией развития челю-стно-лицевой области, становятся актуальной проблемой, на фоне постоянно растущей частоты появления детей с врожденной патологией (6, 7).

Клиническое исследование диады «мать - ребенок» и данные, полученные нами в ходе этой работы, обусловили продолжение поиска эффективных способов помощи семье в целом, как первичной структуре несущей основную морально-этическую и психо-эмоциональную нагрузку в социуме (3, 4, 7).

Рождение детей с пороком развития лица оказывает патологическое воздействие на психоэмоциональную сферу членов семьи. Дети с врожденными аномалиями че-люстно-лицевой области, в отличие от практически здоровых, имеют характерное только им физическое и психологическое развитие. Как показывает практика, эти факторы накладывают свой отпечаток на привычные взаимоотношения между членами семьи и способствуют созданию неблагоприятной внутрисемейной атмосферы (1, 2, 9).

В процессе роста и воспитания таких детей у большинства родителей наблюдаются определенные негативные отклонения в поведенческих реакциях. В характерологической картине формируются новые патологические проявления, ранее не свойственные данному индивидууму, а имеющиеся ранее закрепляются и переходят в форму акцен-

и

У 'Ч Зеленский В.А., Тарасова С.И., Беседина М.Л.

ГЙИИ «Пролонгированное наблюдение за измeнeниями психологического состояния...»

туированных черт характера. Степень психопатологических изменений напрямую зависит от интеллекта каждого члена семьи, его темперамента, социального положения и самодостаточности (10, 11, 12).

Главными причинами психических осложнений у членов таких семей, являются ежедневное переживание стрессовой ситуации, которая возникла с рождением ущербного ребенка, постоянное психологическое напряжение, межличностные конфликты. Среди наиболее распространенных заболеваний психической сферы можно выделить неврозы, острые и затяжные реакции на стресс, психологические кризы. Их развитие характерно подавляющему большинству семейных пар, имеющих детей с врожденной патологией. Самостоятельно подобные семейные пары не в состоянии реально оценить сложившуюся ситуацию, найти оптимальный выход из нее. В некоторых случаях родители отказываются от ребенка-инвалида или семья распадается (13, 14, 15).

Проблемы психического здоровья членов семьи, психологический климат, складывающийся в ней, и система воспитания ребенка-инвалида оказывают серьезное влияние на становления психического статуса ребенка и играют важную роль в комплексной реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области (16, 17, 18).

Целью настоящего исследования явилось изучение причин и характера психопатологических изменений у родителей, воспитывающих детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области.

В первичном психологическом исследовании принимали участие 138 родителей в возрасте от 18 до 41 года, среди которых 48 имели детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. Остальные обследуемые, среди которых было 48 женщин и 42 мужчин, составили контрольную группу. Контрольная группа родителей, имеющих практически здоровых детей, формировалась методом непреднамеренного отбора.

Для оценки психологического статуса обследуемых применялись следующие ме-

тодики психодиагностики: цветовой тест М. Люшера, факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 РБ, ШРО, СРО ) и «Шкала депрессии». В совокупности они позволяют выявить возможные негативные эмоциональные реакции, особенности личности, способствующие обостренному восприятию действительности. Основанием для выбора данных методов психологического исследования явились простота исследования, быстрота обработки результатов, полная закрытость от испытуемого психологического содержания теста, независимость результатов теста от точности самооценки испытуемого, от половых, расовых, возрастных и интеллектуальных особенностей индивидуума.

Диагностический тест М. Люшера адаптирован и сертифицирован факультетом психологии СПбГУ, что позволило использовать данную методику в качестве стандартизированного измерителя. Особенностью данного метода является использование феномена цветопредпочтения для диагностики нервно-психологического состояния индивидуума, позволяющего выявлять внутри-личностные конфликты.

Метод Р. Кеттелла применяется в медицинской практике для психологической диагностики временных нарушений адаптации или личностных отклонений, не содержащих серьезных невропатий. Тест содержит 16 шкал измерений полярных свойств личности. Он позволяет описать структуру личности достаточно четко, выявить скрытые личностные проблемы и взаимосвязь отдельных личностных черт.

Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний или близких к депрессии нами использовался опросник «Шкала депрессии». Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева. Следует отметить, что тестирование одного обследуемого с обработкой полученных данных занимает 20-30 минут. Испытуемый выбирает ответы, по его мнению наиболее точно отражающие его состояние и отмечает их на специальном бланке. Уровень депрессии (УД) определяется по формуле:

УД= X пр. + X

Результат обычно варьируется в пределах от 20 до 80. Читаются результаты следующим образом, УД < 50 - состояние пациента оценивается как без депрессии, 50 < УД < 59- состояние диагностируется как легкая депрессия ситуативного или невротического характера, 60 < УД < 69- характеризуется как субдепрессивное состояние или маскированная депрессия и истинная депрессия определяется при УД > 70 баллов.

Согласно данным диагностики на основе цветового теста Люшера у 15 родителей (31,25%), имеющих детей с врожденной патологией лица показатель отклонения от аутогенной нормы - СО колебался в пределах от 14 до 20, что соответствует среднестатистической норме. У 10 обследованных пациентов (20,83%) данный показатель имел высокое значение 20 и более. В 47,92% случаев (23 человека), показатель отклонения от аутогенной нормы имел низкое значение и был меньше 14.

Анализируя результаты психологического исследования членов семей, имеющих детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области, мы пришли к выводу, что в 68,75% семей формируется неблагоприятный нервно-психологический климат в виде нестабильности, непродуктивной напряженности, утомляемости, преобладании негативных или астенических состояний у родителей.

Показатели «вегетативного коэффициента» - ВК распределились следующим образом.

ВК от 1 до 1,5 у 47,92% обследованных (23 чел.), что соответствуют норме.

ВК меньше 1 у 43,75% обследованных (21 чел.) - выраженная ориентация на покой, неготовность к активной деятельности, установка на минимизацию усилий, восстановление сил, самосохранение. Психофизиологической основой такой установки служит доминирование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

ВК больше 1,5 у 8,33% обследованных (4 чел.) - излишне высокая активность и возбуждение, склонность к лихорадочности или зажатости, установка на энергозатраты, расходование сил без тенденции к их вос-

становлению. Психофизиологическая основа такой установки - доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Кроме того, у 15 родителей (31,25%) наблюдаются депрессивные состояния в виде подавленности, плаксивости, плохого ночного сна, снижения аппетита, излишнего беспокойства, снижения работоспособности, раздражительности и тревожности.

При обследовании родителей по методике Кеттела - шкала МБ - стремление выглядеть в благоприятном свете отмечено у 58,33% обследованных (28 чел.).

По шкале БВ - стремление выглядеть хуже, чем на самом деле наблюдается у 10, 42% обследованных (5 чел.). Соотношение по норме между шкалами МБ и БВ - 31,25% обследованных (15 чел.).

Наряду с этим клиническое обследование показало наличие невротических расстройств у подавляющего большинства родителей из группы испытуемых.

Повторное контрольное психологическое обследование 46 родителей, имеющих детей с аномалиями развития челюстно-лицевого, отдела проводилось при госпитализации их детей на очередной этап хирургического лечения или при обращении за повторными консультациями. Двое из родителей, прошедших первичное психологическое обследование, выпали из числа обследуемых по неизвестным причинам.

Контрольное обследование проводилось после планового хирургического лечения и оказания психологической помощи в виде консультирования и психолого-психотерапевтических занятий.

В процессе обработки полученных при повторном тестировании данных по цветовому тесту Люшера выявлены следующие результаты:

- среднестатистически нормальный показатель отклонения от аутогенной нормы (СО- от 14 до 20) вырос с 31,25% до 63,04% и выявился у 29 обследованных;

- высокий показатель - выше 20 -снизился с 20,83% до 13,04% и определялся у 6 человек;

111111

Зеленский В.А., Тарасова С.И., Беседина М.Л.

«Пролонгированное наблюдение за изменениями психологического состояния...»

- низкий показатель - меньше 14 -также был отмечен у гораздо меньшего числа обследованных и составил 26,08%, что в абсолютных числах отмечено у 12 родителей в сравнении с 47,92% при первичном обследовании.

Следует отметить, что своевременное обращение членов семей, имеющих детей с врожденным пороком развития ЧЛО, за психолого-психотерапевтической помощью позволило снизить или свести к минимуму жалобы на нарушения в нервно-психическом состоянии (чрезмерная напряженность, быстрая утомляемость, преобладание негативных или астенических переживаний, проявление ситуативной тревожности) у 86,96% повторно обследуемых (40 человек).

Для сравнения - аналогичный показатель после первичного обследования отмечался только у 31,25% тестируемых. Следовательно, доля относительно «благополучных» в психологическом состоянии родителей, имеющих детей с пороком развития ЧЛО, после проведения психокоррекции увеличилась более чем в два раза.

Показатели «вегетативного коэффициента» - ВК в динамике имел следующие значения:

- ВК от 1 до 1,5 - вариант нормы вырос с 47,92% обследованных до 69,57%, это группу составили 32 родителя;

- ВК меньше 1 снизился с 43,75% при первичном тестировании до 30,43% при повторном, это 14 человек;

- ВК больше 1,5 не было диагностировано при контрольном исследовании по сравнению с 8,33% при первичном обследовании.

В то же время выраженная ориентация на покой, неготовность к активной деятельности, установка на минимизацию усилий по восстановлению сил, чрезмерное самосохранение стали менее актуальны для данной группы родителей или сменились на позитивные тенденции жизненного восприятия.

Адекватное жизненное восприятие происходящего, принятие внешнего облика своего ребенка таким, какой он есть, сменило былое необоснованное возбуждение, из-

лишнюю активность или скованность в поведении, чрезмерное расходование внутренней энергии без тенденции к ее восстановлению.

При повторном обследовании по методике Кеттела получены следующие данные:

- шкала МБ - стремление выглядеть в благоприятном свете отмечено снижение этого показателя с 58,33% до 41,30% (19 человек);

- шкала БВ - стремление выглядеть хуже, чем на самом деле, практически осталось на прежнем уровне. Для сравнения, при первичном обследовании данный показатель был равен 10,42%, при повторном 10,86% и отмечался он у 5 человек из 46 обследованных;

- в соотношениях по норме между шкалами МБ и БВ также наблюдались изменения, отмечалось уменьшение показателя с 31,25% до 26,09%, что наблюдалось у 12 человек обследованных.

В целом же представленные результаты, полученные нами в ходе пролонгированного психологического обследования родителей имеющих детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, позволили сделать следующие выводы:

1. Рождение и воспитание ребенка с врожденными аномалиями челюстно-лицевой области является мощным психо-травмирующим фактором, негативно отражающимся на психическом здоровье родителей.

2. Искажается тип воспитания таких детей в семье преимущественно по типу гиперопеки, изнеживающего воспитания или потворствующей гипопротекции.

3. Существенно ухудшается микроклимат в семье, 73% родителей оценили атмосферу в семье как неблагоприятную, причем ведущей причиной, особенно в молодых семьях, становится проблема рождения ребенка с данной патологией, в 27% случаев родители детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области состоят в разводе.

4. Характер эмоциональных и поведенческих реакций родителей имеет зависи-

мость от интеллектуальном составляющей личности.

5. Семьи, имеющие детей с врожденной патологией ЧЛО, нуждаются в своевременной психологической помощи.

6. Подготовка к хирургической коррекции и послеоперационная адаптация семьи проходит более эффективно на фоне психотерапевтической помощи.

7. После психокоррекционной терапии у родителей отмечалось улучшение самооценки, снижение уровня тревоги в связи с объективизацией прогноза лечения ребенка, в семейном микроклимате появились позитивные сдвиги, 52,63% родителей оценили атмосферу в семье как более благоприятную и спокойную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия / Пер. с англ. -Л.: Медицина, 1987.- С. 57.

2. Анастази А. Психологическое тестирование /Пер. с англ. Кн. 1. -М., 1982. - С. 264

3. Боброва И.Н., Шубина Н.К. О различных путях адаптации психопатических личностей // Восстановительная терапия и реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. -Л., 1982. - С. 260- 265.

4. Вассерман Л.И., Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. и др. Психодиагностика в медицине и проблемы ее развития // Психодиагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. -Л., 1985. - С. 5-11.

5. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Издательство «Стройлеспечать», 1997. - С. 304.

6. Губаче в Ю.М., Стабровский Е.И. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Л.: Медицина, 1981. - С. 216.

7. Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. -Л., 1980. - С. 22-27.

8. Зеленский В.А. Динамика характерологических изменений у детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области и их родителей: Методические рекомендации. - Ставрополь, 2003. -С. 16.

9. Зеленский В.А., Беседина М.Л., Агранович О. В. Патохарактерологические изменения у взрослых членов семьи воспитывающих ребенка с врожденным пороком развития ЧЛО // Сб. научных трудов «Здоровье». $ Ставрополь, 2001. $ С. 295-297.

10. Зеленский В.А., Беседина М.Л., Кржечков-ский А.Ю. Психические расстройства у членов семьи, воспитывающих ребенка с врожденным пороком развития челюстно-лицевой области. Депонирована в ГЦМБIД 26649. $ 2000. $ С. 5.

11. Кабанов ММ. Реабилитация психических больных как социальная и клиническая проблема // Клинические и организационные основы реабилитации психических больных. $М., 1980.

12. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. $М., 1980. $ С.448.

13. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. $ М., 1981. $ С. 3-23.

14. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперементальную психологию личности. $ М.: Просвещение, 1985. $ С. 56-89.

15. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. $М., 1997. $ С. 184-199.

16. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. $ Л.: Медицина, 1984. $ С. 190.

17. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Психодиагностика цветопредпочтением: Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера / Госстандарт России ГП «Иматон». $ СПб., 1995. $ С. 29.

18. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. $М., 1985. $ С.172.

Об авторах

Зеленский Владимир Александрович, кандидат медицинских наук, главный врач детской стоматологической поликлиники Ставропольской государственной медицинской академии. Сфера научных интересов - челюстно-лицевая хирургия, психология, стоматология. Автор 69 опубликованных работ.

Тарасова Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов - психология. Автор более 60 научных работ. Беседина Марина Леонидовна, психолог детской краевой клинической больницы. Сфера научных интересов - психология. Автор 19 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.