ПЕДУИУНШЕ НАЙДУ У ФУШОГУА
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЦА В ДИНАМИКЕ
В.А. Зеленский, С.И. Тарасова, М.Л. Беседина
THE RESULTS OF PSYCHOLOGICAL TESTING OF CHILDREN WITH CONGENITAL DEFECTS OF FACIAL DEVELOP.. ENT IN DYNAMICS
Zeiensky V.A., Tarasova S.I.,
Besedina M.L.
The urgent problem of soda! and psychological adaptation of children with congenital pathology of maxillary-facial area is viewed. The causes and character of psychopathological changes of the sick with congenital defects of facial development are studied.
Рассматривается актуальная проблема социальной и психологической адаптации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Изучаются причины и характер психопатологических изменений у больных с врожденны/ми пороками развития лица.
УДК 616.31-053.2: 616.716.89
На фоне постоянного роста числа врожденной патологии, проблема полноценной реабилитации детей с врожденными аномалиями челюстно-лицевой области остается весьма актуальной.
Формирование психоневрологического статуса таких детей, их личности происходит под влиянием чувства физической неполноценности, социальной ущербности и неблагоприятного психологического климата семьи (2-4).
Совершенно очевидно, что реабилитация детей с врожденными расщелинами лица должна быть направлена не только на устранение физических и анатомических пороков, но и на предупреждение развития патохарактерологических реакций. Клинический опыт показывает, что успех восстановительного лечения напрямую зависит от психоэмоциональной готовности пациента к сотрудничеству с медперсоналом (5-7).
В комплексном лечении детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области принимают участие врачи различных специальностей: челюстно-лицевые хирурги, педиатры, стоматологи, отоларингологи, невропатологи, логопеды (17, 18).
Тем не менее, медицинская помощь детям с врожденной патологией лица в социальном плане не может быть полноценной без психологической реабилитации. Поэтому все чаще психологи-практики становятся активными помощниками врачей в лечении больных. Знание динамики душевного со-
и_
Зеленский В.А., Тарасова С.И., Беседина М.Л. ДИ «Результаты психологического тестирования детей с врожденными пороками...»
стояния пациентов в процессе лечения и необходимая психотерапевтическая коррекция благоприятно сказываются на результатах комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области (8-10).
В этой связи целью настоящего исследования явилось изучение душевного состояния детей с пороками развития челюст-но-лицевой области и влияния врожденной патологии на конструкцию психологической сферы личности ребенка.
Основную группу обследуемых составили 45 детей в возрасте 6-13 лет с врожденной патологией челюстно-лицевой области, находившиеся на этапе хирургической реабилитации, до и после оперативного лечения. У пациентов этой группы отмечались врожденные расщелины лица, аномалии развития челюстных костей, последствия родовой травмы челюстно-лицевой области. Контрольная группа создавалась методом непреднамеренного отбора из практически здоровых детей, в возрасте 7-13 лет.
Для оценки психологического статуса обследуемых использовались следующие методики: цветовой диагностический тест М. Люшера, факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Шкала определения уровня депрессии. Следует отметить, что известные способы психологического тестирования, содержат отдельные неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные с определенной долей субъективизма. Практически для всех видов психологического тестирования характерно отсутствие процедуры валидизации и проверки надежности результатов обследования (1, 11, 12).
Основанием для выбора представленных методик явились следующие факторы:
- простота процесса тестирования;
- быстрота обработки результатов исследования;
- полная закрытость психологического содержания теста;
- независимость методик от точности самооценки испытуемого;
- возможность неоднократного тестирования;
- относительная независимость от поло-
вых, возрастных и интеллектуальных особенностей испытуемого; - возможность оценить эмоциональное состояние обследуемого и типы акцентуаций характера.
В основу методики М. Люшера положен феномен цветопредпочтения используемый для диагностики нервно-психического состояния и выявления внутри-личностных конфликтов. Напомним, что реакция на цвет складывается из двух факторов: надиндивидуальное восприятие цвета зрительным анализатором и эмоциональная готовность организма к данному воздействию (14).
Заметим, что метод Р. Кеттелла в медицинской практике используется для диагностики пациентов, имеющих временные нарушения адаптации или личностные нарушения, не содержащие серьезной неврологической патологии. Полученные данные позволяют выявить индивидуальные психологические особенности личности, оценить способность к приспособляемости, описать структуру личности, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, определить степень эмоционально-поведенческих отклонений, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья (13, 15, 16).
Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний или близких к депрессии нами использовался опросник «Шкала депрессии». (Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева). Полное тестирование одного обследуемого с обработкой полученных данных занимает 20-30 минут. Испытуемый выбирает ответы, по его мнению наиболее точно отражающие его состояние и отмечает их на специальном бланке. Уровень депрессии (УД) определяется по формуле: УД= Xпр. + Xоб. Результат обычно варьируется в пределах от 20 до 80: УД < 50 - состояние пациента оценивается как без депрессии, 50 < УД < 59 -состояние диагностируется как легкая депрессия ситуативного или невротического характера, 60 < УД < 69 - характеризуется как субдепрессивное состояние или маски-
рованная депрессия и истинная депрессия определяется при УД > 70 баллов.
Результаты исследований
Анализ полученных данных позволил выявить у некоторых детей с врожденной патологией лица, отклонения в становлении психоэмоциональной сферы и физиологической нормы развития. Не может не настораживать тот факт, что лишь у 16 пациентов (35,56%) показатель отклонения от аутогенной нормы (СО) имеет нормальное значение. Высокий показатель отмечен у 12 человек (26,66% ) и низкий показатель имели 17 обследуемых, что составило (37,78%). Следовательно, у 29 детей с врожденными аномалиями развития челюстно-лицевой области (64,44%) психологический статус характеризовался эмоциональной напряженностью.
Показатели вегетативного коэффициента (ВК) у детей с патологией челюстно-лицевой области были представлены следующим образом:
- от 1 до 1,5 (норма) - у 46,66% обследованных (21 чел),
- меньше 1 - у 33,34% обследованных (15 чел),
- больше 1,5 - у 20,00% обследованных (9 чел).
Первичное обследование по методике Кеттела выявило следующие данные по шкале MD (стремление выглядеть в благоприятном свете) зафиксированы у 57,78% пациентов (26 чел.), по шкале FB (стремление выглядеть хуже, чем на самом деле) отмечено у 11,11% обследуемых (5 чел.). Соотношение по норме между шкалами MD и FB - 26,67% детей (12чел.).
Кроме того отмечено, что у 12 детей обследуемой группы ( 26,67% ) наблюдаются депрессивные состояния в виде подавленности, плаксивости, плохого ночного сна, снижения аппетита, излишнего беспокойства, снижения активности, повышение раздражительности и тревожности.
Таким образом, полученные в ходе первичного исследования материалы свидетельствуют о присутствии в психологическом статусе конструкций, выполняющих
функцию переживания, как процесса связанного с выполнением лечебных мероприятий, так и преодолений препятствий, которые болезнь ставит на пути «внутренней потребности жизни». Очевидная необходимость многократных оперативных вмешательств, а также частого применения наркоза, с раннего возраста приводят к раннему формированию признаков невротизации и астенизации у ребенка с врожденной патологией челюстно-лицевой области.
Повторное обследование этой категории пациентов проводилось при последующей этапной госпитализации в челюстно-лицевой стационар, по поводу проведения дальнейшей хирургической реабилитации. Клинические исследования данной категории больных, число которых за временной промежуток между первым и вторым обследованием уменьшилось до 40 человек, проводилось в среднем через один год после последнего тестирования. Пятеро обследуемых за этот период выпали из поля зрения по различным причинам.
В категории пациентов, прошедших вторичное обследование, показатель отклонения от аутогенной нормы (СО) согласно данных цветового теста Люшера изменился по сравнению с данными первичного тестирования. Среднестатистически нормальный показатель расположенный в пределах от 14 до 20 вырос с 35,56% до 67,50% (27 чел.). Высокий показатель (от 20 и более) - снизился с 26,66% до 12,50% (5чел.). Низкий показатель (от 14 и ниже) - уменьшился с 37,78% до 20,00% (8 чел.). Такая разница в количественных показателях объясняется нами эффективностью примененной в лечении методикой. В целом же процентный показатель количества детей с врожденными аномалиями развития челюстно-лицевого отдела имеющих проблемы, связанные с нервно психическим неблагополучием, уменьшился.
В тоже время показатели вегетативного коэффициента «ВК» у детей в динамике имели следующие характеристики: - самый оптимальный показатель (от 1 до 1.5 - норма) характерен для 62,50% пациен-
и_
Зеленский В.А., Тарасова С.И., Беседина М.Л. ДИ «Результаты психологического тестирования детей с врожденными пороками.»
тов (25 детей), что на 15,84% выше данных первичного обследования;
- в количественном отношении показатели меньше 1 отмечались только у 27,50% (11 чел) по сравнению с33,34% при первичном обследовании;
- число детей, у которых при повторном исследовании показатели были больше 1.5, снизилось с 20,00% до 10% (4 чел).
При повторном обследовании по Кет-телу определились следующие показатели:
- значения по шкале MD с 57,78% снизилась до 42,50% (17 чел.)
- данные по шкале FB имели незначительную корректировку с 11,11% до 10,00% (4 чел.).
- соотношение по норме между шкалами MD и FB изменилось незначительно с 26,67% до 27,50% (11 чел.).
Полученные данные повторного психологического обследования можно интерпретировать как снижение беспокойства обследуемых о том, какими они предстанут перед окружающими.
Результаты определения уровня депрессии при повторном исследовании также свидетельствуют о значительных переменах в морально-психологическом состоянии наших пациентов. После проведения курса психотерапии, психологического аутотренинга в психологической сфере ребенка с врожденной патологией челюстно-лицевой области отмечались позитивные сдвиги. Так, уровень депрессии при повторном исследовании снизился более чем вдвое. Данные за наличие депрессивных проявлений отмечены только у 12,50% детей (5 чел.) по сравнению с первичными результатами 26,67%.
Резюме
Таким образом, сравнение результатов контрольных срезов показывает, что все системообразующие элементы, обеспечивающие эффективность психокоррекцион-ной работы, получили в рамках хирургической реабилитации существенное развитие. Предпринятое нами исследование позволило сделать следующие выводы:
- мотивационное осознание необходимости многократных оперативных вмеша-
тельств, а также частого применения наркоза с раннего возраста приводят к коррекции формирования признаков невротизации и астенизации у детей;
- своевременное обращение пациентов за психологической помощью и комплексной психотерапией позволяет свести к минимуму жалобы на нарушения в нервно-психическом состоянии (снижается напряженность и утомляемость, меньше проявляется ситуативная тревожность, уменьшаются астенические переживания);
- динамическое наблюдение за детьми с врожденной патологией лица выявило, что процентный показатель нервно-психического неблагополучия, отмечаемого у этой категории пациентов, связанного с конкретным недугом, значительно уменьшился.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровская Э.М., Гилъяшееа И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Метод. реком. -М., 1993. - С. 7-10.
2. Ахвердова O.A., Боев И.В., Оганян КМ. О психическом «как о живом процессе» на примере динамики психологических и психических проявлений у подростков в континууме аномалъной личностной изменчивости // Здоровъе (проблема теории и практики): Сб. научных работ - Став-рополъ, 2001. - С. 59-62
3. Беседина М.Л., Беседин С.Г., Зеленский В.А. Особенности эмоционалъной сферы у детей с минималъной мозговой дисфункцией с врожденными аномалиями развития челюстно-лицевой области // Сб. материалов краевой научно-практической конференции. - Пятигорск, 2000.
- С. 45-48.
4. Блохина С.И., Долгополова Г.В. Медицинская и социалъная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба // Стоматология и здоровъе ребенка: Сб. научных трудов. -М., 1996.-С. 20.
5. Выгорко В.Ф., Елизарова В.М., Дорошина Н.Н., Фаддеева Е.Н. Психо-эмоционалъная коррекция поведенческих реакций у детей при лечении кариеса зубов у детей //1-я международная конференция «Стоматология и здоровъе ребенка». - 1996. - С. 28.
6. Елизарова В.М., Выгорко В.Ф., Фаддеева Е.Н. Психоэмоционалъная коррекция поведенче-
ских реакций у детей на приеме у стоматолога // 1-я научная сессия. — М., 1996. — С. 39-40.
7. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. — С. 312.
8. Левис Шелдон, Левис Шейла Ребенок и стресс /Пер. с англ. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — С. 208.
9. Менделевич В.Д., Авдеев ДА., Киселев С.В. Психотерапия «здравым смыслом». — Чебоксары, 1992. — С. 56.
10. Окушко А.В. Психологические аспекты работы детского стоматолога // Новое в стома-тологиии. — 1999. — №1.— С. 33-37.
11. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — С. 38-62.
12. Ташлыков В.А. Клинико-психологическое исследование «внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии // Невропатология и психиатрия. — 1981. — №11. — С. 1704-1708.
13. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984. — С.190.
14. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Психодиагностика цветопредпочтением: Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера, Госстандарт России ГП «Иматон». — С.Пб., 1995. — С. 29.
15. Уколова Е.М., Елизарова В.М., Рзаева Т.А., Выгорко В. Ф. Психоэмоциональная коррекция на приеме у стоматолога // 2-я Всероссийская на-
учно-практическая конференция «Актуальные проблемы стоматологии . & 1998. & С. 18.
16. Фадеева E.H., Выгорко В.Ф., Елизарова В.М., Рзаева ТА. Психологическая коррекция и обезболивание в клинике детской терапевтической стоматологии // 2-я Общероссийская научно-практическая конференция детских стоматологов. & Самара, 1999. & С. 28.
17. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. &М., 1985. & С. 172.
18. Цимбалистов А.В., Титов М.А. Психологические аспекты взаимоотношений стоматолога и пациента с позиций концепции Д. Карнеги // Стоматология. & 1992. &№ 3-6. & С. 82.
Об авторах
Зеленский Владимир Александрович, кандидат медицинских наук, главный врач детской стоматологической поликлиники Ставропольской государственной медицинской академии. Сфера научных интересов - челюстно-лицевая хирургия, психология, стоматология. Автор 69 опубликованных работ.
Тарасова Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов - психология. Автор более 60 научных работ. Беседина Марина Леонидовна, психолог детской краевой клинической больницы. Сфера научных интересов - психология. Автор 19 научных работ.