ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ ЖУК,
декан юридического факультета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научные специальности 12.00.09 — уголовный процесс; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Рецензент: доктор юридических наук, профессор В.Г. Бессарабов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проведения прокурорского надзора за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовного дела. Проведен анализ ряда норм УПК РФ, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Сделаны выводы и даны предложения пути решения выявленных вопросов.
Ключевые слова: прокурорский надзор, суд, следователь, оперативно-розыскная деятельность, уголовное дело.
Annotation. The article considers the issues of prosecutorial supervision over the execution of the laws by using the results of operative-investigative activity for a criminal case. Certain provisions of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, the Federal Law on Operation-Investigative Activity are analyzed. Certain conclusions are made and the ways to resolve the outlined issues are proposed.
Keywords: prosecutorial supervision, court, investigator, operative-investigative activity, criminal case.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Статьей 146 УПК РФ определено, что уголовное дело возбуждается при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Перечень поводов для возбуждения уголовного дела, изложенный в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, не содержит такого повода, как результаты оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее, как
представляется, результаты оперативно-розыскной деятельности в соответствии с действующим УПК РФ могут рассматриваться как один из видов сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников. В этом случае в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Под результатами оперативно-розыскной деятельности понимается информация, добытая субъектами оперативно-розыскной деятельности в установленном нормативными правовыми актами порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-технических мероприятий.
В случае проведения в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-технических мероприятий результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видео-фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, флеш-картах, слепках и т.п.).
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; в сообщениях лиц, сотрудничающих с оперативными работниками на конфиденциальной основе.
В тех случаях, когда орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в процессе ее проведения обнаруживает признаки преступления, то он вправе при наличии на то оснований самостоятельно возбудить уголовное дело, не дожидаясь поступления информации от иного источника.
Поскольку первичный источник информации о преступлении подлежит регистрации, результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения о признаках преступления, должны быть обобщены в отдельном рапорте сотрудника, адресованном начальнику органа дознания. Особенность обнаружения признаков преступления в процессе оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и, как правило, не требует проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направляют фактические данные, полученные оперативным путем, следователю с ра-
портом. Рапорт должен соответствовать требованиям ст. 143 УПК РФ.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно-розыскных данных.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), об очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.
Сведения о совершенном преступлении могут содержаться в различных документах, составляемых при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, а также в протоколах изъятия предметов и материалов, проводимого в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об ОРД. К уголовному делу такие письменные материалы приобщаются в качестве «иных документов». Формально «иными документами» могут считаться справки органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с изложением прямых или обобщенных сведений, содержащихся в делах оперативного учета (например, о принадлежности того или иного лица к организованной преступной группе). Однако их доказательственное значение практически ничтожно, поскольку часто достоверность представленных сведений не поддается проверке. В связи с этим такие справки не могут считаться содержащими достаточные данные, указывающие на признаки пре-
ступления, если они не подтверждены иными материалами.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут отражаться в рапортах, объяснениях лиц, производивших оперативные мероприятия. Показания этих лиц, допрошенных в качестве свидетелей, впоследствии оцениваются дознавателем, следователем, прокурором, судом. Такие показания не имеют заранее установленной силы и преимуществ перед показаниями других лиц, однако не могут быть отвергнуты по мотивам одной лишь профессиональной заинтересованности в исходе дела.
Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в большинстве случаев не требуется получение следователем дополнительных объяснений от лица, составившего рапорт об обнаружении признаков преступления, или от других сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Получение такого объяснения будет необходимым в том случае, если следователь имеет достаточные основания полагать, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, были допущены нарушения закона.
В УПК РФ не определяется порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности и их использования в уголовно-процессуальной деятельности. В ст. 89 УПК РФ об использовании в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности упомянуто лишь в негативной форме: «запрещается использовать названные материалы, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Прокурору при реализации своих надзорных полномочий по обеспечению законности в ходе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела необходимо иметь в виду, что субъектам оперативно-розыскной деятельности следует:
а) обеспечить точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил представления этих результатов органам дознания, следователям, прокурорам;
б) тщательно проверять законность получения представленных оперативных данных;
в) уже на этапе возбуждения уголовного дела установить порядок введения этих данных в уголовный процесс путем формирования на их основе процессуальных доказательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД представление результатов оперативно-розыскной деятельности руководителю следственного органа, следователю, органу дознания, дознавателю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Основным актом, предусматривающим порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности для субъектов, ее осуществляющих, является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 г. (далее — Инструкция).
Инструкция определила порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:
V выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве; ф исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрение жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном
объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны; ф исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебными исками.
Упомянутая Инструкция содержит положения, позволяющие на основе полученных оперативных данных формировать соответствующие закону процессуальные доказательства.
В целях установления единого в Российской Федерации порядка представления органами внутренних дел материалов, оперативно-служебных документов об основаниях, порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий и их результатах, необходимых для осуществления прокурорского надзора за исполнением Закона об ОРД, принято совместное Указание МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. №1/7818 и №215/69 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В этом Указании четко определено, что при проведении проверок уполномоченным прокурорам необходимо обращать особое внимание на обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и выполнение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
Руководителям органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предписано по требованию уполномоченных прокуроров представлять подлинные оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В повседневной деятельности необходимо учитывать, что вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих и оказывавших содействие на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответственности.
Необходимо иметь в виду, что незаконный отказ от исполнения требований уполномоченного прокурора влечет за собой привлечение виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Установленный Инструкцией порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности может также применяться при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Определено, что правовой основой представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд являются Конституция Российской Федерации, УПК РФ, Закон об ОРД, иные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также упомянутая выше Инструкция.
Дознавателю, органу дознания, следователю или в суд представляются результаты оперативно-розыскной деятельности, которые соответствуют установленным Инструкцией требованиям и могут: служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
В случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, в том числе, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В Инструкции подробно определен порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд.
Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности, которые составляются должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения включает в себя:
рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государ-
ственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;
оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).
Указанное постановление составляется только в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам, второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.
Если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты должны приобщаться к материалам повторной проверочной закупки, содержащим признаки преступления, которые представляются следователю или прокурору в порядке, установленном Инструкцией.
В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об органи-
зации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа ее осуществляющего (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
В иных случаях результаты этой деятельности, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.
Способ фактической передачи результатов дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом ее осуществляющим, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
К рапорту об обнаружении признаков преступления могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
При этом необходимо учитывать, что информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должна быть отражена в рапорте об обнаружении признаков преступления и/или сообщении.
В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов,
документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению.
Органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при подготовке и оформлении для передачи дознавателю, органу дознания, следователю или в суд материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целости (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).
Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении мероприятий, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, если они не были в дальнейшем истребованы дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором или судом (судьей), хранятся в органе, осуществившем оперативно-розыскные мероприятия, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).
В Инструкции перечисляются требования, предъявляемые к результатам оперативно-розыскной деятельности, представляемым дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Прокурору, при проверке законности получения представленных руководителю следственного органа, следователю, органу дознания, дознавателю, результатов оперативно-розыскной деятельности необходимо, прежде всего, установить:
а) соблюдены ли положения закона о том, в каких целях может проводиться оперативно-розыскная деятельность (ст. 1 Закона об ОРД);
б) проведены ли оперативно-розыскные мероприятия уполномоченным на то государственным органом (эти органы перечислены в ст. 13);
в) предусмотрены ли законом оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых получена представленная информация (ст. 6);
г) имелись ли предусмотренные законом основания для производства оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7);
д) имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8);
е) соблюден ли установленный законом особый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 8);
ж) соблюдены ли положения закона о неприкосновенности должностных лиц, занимающих некоторые государственные должности (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ).
Нарушение перечисленных требований делает результаты оперативно-розыскных мероприятий ничтожными и не позволяет использовать их в доказывании.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрено составление справок-меморандумов (их называют также обзорными справками). В них отражаются производные оперативные сведения и обобщения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле оперативного учета.
Сведения оперативно-розыскного характера, содержащиеся в справках-меморандумах, важ-
ны для органов предварительного расследования. Но они могут быть использованы только в качестве ориентирующей информации при производстве по уголовным делам, а также для определения наиболее целесообразных тактических приемов производства следственных действий. Такие сведения не могут служить основаниями для принятия необходимых процессуальных решений по уголовному делу (о возбуждении уголовного дела, о применении мер процессуального принуждения, прежде всего задержания подозреваемого в совершении преступления), о производстве следственных действий и не могут заменить конкретных оперативно-служебных документов.
Так как традиционно (не только в России, но и в других странах) регулярный обмен оперативной информацией между оперативными подразделениями различных ведомств фактически не осуществляется, а реализация планов основных оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий в отношении разрабатываемых лиц занимает определенное время (обычно 2—3 месяца), то только прокурор, систематически проверяя исполнение законов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности в целом, может выявить возможное дублирование оперативных разработок и впоследствии через функцию координации скоординировать деятельность этих ведомств по пресечению преступной деятельности одного и того же лица или преступной группы.
Необходимо также учитывать, что впоследствии представителям этих и других ведомств с рапортом об обнаружении признаков преступления в качестве повода для возбуждения уголовного дела и с официально представленными результатами оперативно-розыскной деятельности целесообразно прибыть к следователю, который, в свою очередь, может согласовать вопрос о возбуждении уголовного дела с прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органом, являющимся ее субъектом.
При этом необходимо учитывать, что, когда в процессе проверки заявления и сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, следова-
тель дает поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность о проведении оперативно-розыскных мероприятий, только прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, может реально проверить результативность работы оперативного сотрудника по данному поручению.
Уполномоченный прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, имеет право изучить дело оперативного учета, выявить проблемы и недостатки оперативной разработки и, через применение мер прокурорского реагирования, потребовать их устранения. При этом, с одной стороны, он не обязан сообщать дознавателю, следователю или руководителю следственного органа о выявленных нарушениях закона, а с другой стороны — в последующем, осуществляя уголовное преследование в судебном производстве, он будет представлять доказательства, полученные, в том числе, в результате проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. И если они были добыты органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с нарушением закона, то эти доказательства будут признаны судом недопустимыми.
В связи с изложенным, именно прокурор, реализуя свои полномочия с точки зрения координации работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является основным звеном между дознавателем, следователем, руководителем следственного органа и оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Первым этапом уголовно-процессуальной деятельности является прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях. С приема сообщения о преступлении начинается первая стадия уголовного судопроизводства — стадия возбуждения уголовного дела.
Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Рапорт об обнаружении признаков преступления как повод для возбуждения уголовного дела составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников информации, кроме указанных в ст.ст. 141 и 142 УПК РФ.
Рапорт может быть составлен в случаях, когда признаки преступления были обнаружены в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, при исполнении иных должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими внутренних войск МВД РФ. Рапорт составляется также в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, являлись очевидцами преступлений.
УПК РФ, Законом об ОРД, а также иными нормативными актами не урегулирован вопрос о том, кто именно из числа сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должен составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, поэтому рапорт об обнаружении признаков преступления может быть составлен сотрудником, являвшимся инициатором заведения дела оперативного учета, или руководителем структурного подразделения.
При реализации своих надзорных функций на стадии возбуждении уголовного дела прокурорам необходимо использовать в полном объеме все средства и полномочия, предусмотренные УПК РФ, Федеральными законами «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими нормативными актами.
С момента возбуждения уголовного дела прокурору необходимо обеспечить организационное взаимодействие с судом, органами МВД, ФСБ, другими правоохранительными органами, как в субъекте федерации, так и в центральных аппаратах этих органов.