8. КРИМИНАЛИСТИКА И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
8.1. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Молибога А.А., аспирант кафедры криминалистики и правовой информатики КубГУ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. Автор рассматривает проблемные вопросы представления оперативными аппаратами результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их использовании в доказывании. Успех своевременного раскрытия и расследования преступлений зависит от совместной деятельности следователя и оперативных работников.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность,
следователь, оперативные аппараты, оперативно-
розыскная информация.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентируется ст. 11 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» -(далее ФЗ РФ «Об ОРД») «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности», межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом субъектов ОРД от 17.04.2007 г.1 и ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности». Вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании различных видов преступлений и в уголовном судопроизводстве рассматриваются в юридической литературе довольно активно.2 Однако, по ряду положений высказываются различные точки зрения.
В УПК РФ законодатель не определил механизм использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, а отметил лишь то, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. В данном случае возникла ситуация, когда название статьи 89 УПК РФ не соответствует ее содержанию. Т.В. Аверьянова отмечает, что в «УПК не создан механизм реализации в судопроизводстве оперативной информации, в результате чего важнейшие оперативные данные остаются нереализованными и не используются в целях раскрытия преступлений», и далее
1 Российская газета. 2007. 16 мая.
2 Машков С.А. Раскрытие и расследование фактов взяточничества с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Иркутск, 2004.; Гаска-ров И.Ф. Тактико-криминалистические особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2005.; Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании пор уголовным делам: Дис. ... канд. юр. наук Саратов, 2002.; Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативнорозыскной деятельности при расследовании преступлений: Дис. ... докт. юр. наук. М., 2002; и др.
«Статья 89 УПК РФ, если она останется без изменений, не способна обеспечить надлежащего взаимодействия различных подразделений правоохранительных орга-нов».3
А.А. Хмыров также подчеркивает, что «... представляется неоправданным отсутствие в новом УПК норм, регулирующих порядок использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам».4
В связи с этим, представляется правомерным изложить ст. 89 УПК РФ в следующей редакции: «Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные при соблюдении требований УПК РФ, могут использоваться в доказывании по уголовным делам».5
В соответствии с п. 361 статьи 5 УПК РФ и п. 1 ч. 1 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд - под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются сведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об ОРД», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Предлагается в статью 11 ФЗ «Об ОРД» «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности» и в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности»
включить понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности», в формулировке статьи 5 УПК РФ.
Статья 6 ФЗ РФ допускает для документирования хода и результатов ОРМ использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Современные технические средства позволяют проводить аудиовидеоконтроль за подозреваемыми лицами на определенных открытых территориях. Однако порядок их осуществления, правовые границы, статус полученной информации и возможности ее использования не урегулированы правовыми актами,6 не создано единой системы оперативно-розыскной информации.7
Ст. 10 Закона, закрепив право на документирование оперативно-розыскной деятельности, не устанавливает форм такого документирования. Исключение составляют лишь две комплексные формы, упоминаемые в данной статье - информационные системы и дела оперативного учета. В практике оперативно-розыскной деятельности сложились и такие формы оперативно-
3 Аверьянова Т.В. Проблемы законодательного регулирования взаимодействия правоохранительных органов в раскрытии и расследовании преступлений //Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - проблемы практической реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Сочи, 11-12 октября 2002 г.). Краснодар: КубГУ, 2002. С. 36.
4 Хмыров А.А. Проблемные вопросы собирания доказательств и их решение в новом УПК Российской Федерации //Указ. раб. С. 24.
5 Подобные предложения ранее высказывались. См.: Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ижевск, 2007. С. 11.
6 Оперативно- розыскная деятельность: Учебник. М., 2001. С. 724.
7 См.: Там же. С. 733.
Пробелы в российском законодательстве
1'2009
служебных документов, как акты, справки, протоколы оперативно - розыскных мероприятий. Все эти документы, как правильно отмечается в литературе, не могут рассматриваться в качестве протоколов следственных и судебных действий.8 По вопросу о том, представляют ли оперативно-служебные документы, составленные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, такой источник доказательств, как «иные документы» (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ), высказываются различные взгляды.
Одни авторы полагают возможным использование оперативно-служебных документов в таком качестве.9 Другие, напротив, считают, что признавать их иными документами нельзя.10 В качестве такого источника могло бы рассматриваться постановление, утвержденное руководителем (начальником или его заместителем) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, на основании которого результаты этой деятельности представляются органу дознания, следователю или суду (ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД», п. 11 Инструкции). Такое постановление составляется в двух экземплярах, первый - направляется дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.
На основании п. 7 той же Инструкции результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД (приложение 1 к Инструкции).
При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в рапорте или сообщении об обнаружении признаков преступления.
Допускается представление материалов, документов и иных объектов в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела.
Представляется, что эти основные положения должны быть закреплены в УПК, т.к. результаты оперативнорозыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам лишь «в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств».
Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения осуществляется в соответствии с правилами (п. п. 9-15 указанной Инструкции).
Результаты ОРД представляются следователю для осуществления проверки и принятия процессуального
8 См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. С. 84.; Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. С. 13.; Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991. С. 110-116.; Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Указ. работа. С. 163.
9 См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. С. 84.; Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. С. 13.
10 Доля Е.А. Указ. раб. С. 88.
решения в порядке статей 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и 145 УПК РФ «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», а также для приобщения к уголовному делу.
В случае представления следователю результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.
Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления:
- сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены (грабежа, разбоя, кражи и др.);
- при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем, очевидцах преступления (если они известны);
- о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами;
- о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
- содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.11
В данном рапорте должны указываться обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом.
Законодатель не дает понятия иных источников, но мы можем предположить, что к ним можно отнести лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (гл. 4 ФЗ РФ «Об ОРД»). В связи с этим, если оперативный работник, получив сообщение от данного лица в целях соблюдения правил конспирации и обеспечения его безопасности и членов его семьи, не указал в рапорте источник информации, то этот документ не может являться поводом для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, если оперативный работник будет допрошен, в качестве свидетеля, об обстоятельствах получения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, то его показания как свидетеля, которые не может указать источник своей осведомленности, будут относиться к недопустимым доказательствам (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).
В связи с этим, для того, чтобы эти документы: рапорт либо протокол допроса оперативного работника служили поводом для возбуждения уголовного дела, либо яв-
11 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г. //Российская газета от 16 мая 2007 г.
лялись доказательствами по уголовному делу, оперативному работнику придется расшифровать источник оперативной информации.
Однако необходимым условием для использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам является защита от возможного разглашения относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с п. 15 названной Инструкции при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Однако представляется, что это возможно лишь в исключительных случаях.
Следует отметить, что указанные лица, выполняющие задания оперативных аппаратов и рискующие жизнью, получая информацию о преступлении, находятся в неравных положениях со свидетелями. В соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечения безопасности свидетеля и других лиц следователь вправе в протоколе следственного действия с согласия прокурора указывать псевдоним свидетеля.
В целях использования результатов оперативной информации в доказывании и обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует в ст. 143 УПК РФ включить норму, разрешающую оперативному работнику, получившему сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, указывать псевдоним источника полученной информации.
Можно предложить и другой вариант, рассмотренный в литературе, - это предусмотреть в УПК РФ, ФЗ «Об ОРД» и Инструкции норму о возможности допроса в качестве свидетелей лиц, непосредственно воспринимавших при проведении ОРМ какие-либо фактические данные (сотрудники, конфиденты).12.
Список литературы:
1. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17.04.2007.
2. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.
3. Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: Дис. ... докт. юр. наук. М., 2002; и др.
4. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000.
5. Хмыров А.А. Проблемные вопросы собирания доказательств и их решение в новом УПК Российской Федерации
6. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991.
7. Гаскаров И.Ф. Тактико-криминалистические особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2005.
12 См.: Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. Ижевск, 2007. С. 11.