УДК 330.87 ББК 86.372
JEL: D79, D80, H19, I38, Z12
Происхождение управленческой власти: возможности сближения светского научного взгляда с православным
Плотников Вадим Владимирович, к.э.н., преподаватель, кафедра новых технологий в гуманитарном образовании, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Адрес: Москва, ул. Новокузнецкая, 23 Б.
Аннотация: Современные научные представления о природе власти в большинстве своем отталкиваются от материалистических традиций, обусловивших субъект-объектный подход при рассмотрении власти. Однако феномен власти наукой до конца не раскрыт, и создание власти самими людьми является лишь одной из версий (хотя и более распространенной) ее происхождения, наряду с другой версией - происхождением власти от Бога.
Ключевые слова: управленческая власть, происхождение власти, управление.
The origin of managerial power: the possibility of convergence of the secular scientific
view with the Orthodox
Plotnikov Vadim V., PhD in Economics, lecturer, Dep. of New Technologies in Humanitarian Education, St.Tikhon's Orthodox University Address: 23Б Novokuznetskaya St., Moscow
Abstract: Modern scientific ideas about the nature of power, for the most part, are repelled by materialistic traditions that have determined the subject-object approach when considering power. However, the phenomenon of power has not been fully disclosed by science, and the creation of power by the people themselves is only one of the versions of its origin, along with another version - the origin of power from God.
Keywords: managerial power, origin of power, management.
Введение
«Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами» [10].
Процесс управления как воздействие управляющего субъекта на управляемый объект в своей основе имеет власть, определяющую характер отношений между ними. Субъект управления, лишаясь власти, автоматически перестает быть таковым. В этом смысле можно сказать, что управление представляет собой властвование, властеосуществление. «Как утверждает социолог Роберт Бирстед, "власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка"» [11, С.465].
Проблема осмысления феномена управленческой власти является одной из самых сложных для человеческой, в том числе научной, мысли. До сих пор не найдена какая-либо универсальная трактовка понятия власти, которая бы вполне удовлетворительно описывала бы природу и происхождение данного явления.
Теоретические основы
Приведенный выше субъект-объектный подход, согласно которому власть рассматривается сквозь призму социального взаимодействия, где субъект (носитель) власти имеет возможность влиять на объект, коренится в традиции, заложенной в эпоху Ренессанса Н. Макиавелли, который рассматривал властные отношения вне религиозного контекста.
Такой подход является распространенным, но, очевидно, что не вполне раскрывающим сущность явления. Основной вопрос, который в данном случае остается «за скобками», и на который указывает, в частности, Н.И. Глазунова, это - почему субъект имеет власть над объектом, определяя его поведение?1 Чем оправдывается право власти? Наличие подобных вопросов всегда придавало власти некий ореол таинственности при попытке человеческого ума проникнуть в ее природу. Согласно одного из наиболее известных определений, «власть - это возможность влиять на поведение других» [11, С.464]. Также распространенным в рамках данного подхода является определение власти, данное М.Вебером, который понимал ее как «способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого индивида» [12, С.29]. Таким образом, основой властных отношений выступают отношения господства и подчинения.
Другой взгляд на природу власти определяет ее как некую особую «сущность, данную человеку (или целому народу) Богом, природой» [8, С.147], которая выражается «в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться» [12, С.28]. Обладание этой сущностью, соответственно, дает право повелевать. Очевидно, что и этот взгляд не позволяет рационально подойти к осмыслению феномена власти, хотя, с другой стороны, содержит предположение о ее происхождении.
В рамках указанных подходов получили развитие разнообразные научные теории, но любая из них, по большому счету, раскрывает лишь тот или иной аспект властных отношений.
Помимо субъекта и объекта, в современной управленческой литературе в структуре управленческой власти рассматриваются ее источники, ресурсы и функции. В качестве источников, в частности, приводятся личные качества субъекта власти (авторитет, харизма), сила, воля народа, традиции, закон, богатство и др. Каждый из этих источников, однако, в той или иной степени ненадежен или преходящ. Например, сила не всегда гарантирует субъекту власть хотя бы потому, что объект может оказать сопротивление, и тогда вместо властеосуществления будет иметь место борьба за власть.
Ресурсы власти представляют собой те средства, с помощью которых реализуется власть, т.е. осуществляется управляющее воздействие субъекта на объект. Принуждение, страх, убеждение, все виды экономических, финансовых, информационных ресурсов и т.д. -другими словами, все то, что определяет возможность властвовать, составляет совокупность ресурсов власти.
К функциям власти обычно относят планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Как видно, многолетние, и даже вековые, поиски научной управленческой мысли в целом сводятся к осмыслению различных структурных элементов власти - субъектов, объектов, источников, ресурсов, функций - в их взаимоувязке друг с другом в многогранных отношениях власти. Все эти аспекты в рамках многочисленных научных теорий исследованы достаточно глубоко, но, в то же время, это никак не приближает к ответу на вопрос о природе власти и ее происхождении. Рационально ориентированный человеческий ум обречен довольствоваться в этом смысле лишь выдвижением гипотез. Поэтому в качестве своеобразного резюме научному осмыслению феномена власти можно использовать вывод сторонника теории естественного происхождения власти французского исследователя Л. Дюги, который констатировал невозможность объяснения причин существования права власти, поскольку наличие управляющих и управляемых не раскрывает ее природы. В связи с этим он считал, «что по вопросу о происхождении власти могут быть выдвинуты две равноправные, но одинаково недоказуемые гипотезы: власть можно считать установленной либо Богом, либо людьми» [12, С.31]. Признание известным ученым недоказуемости выдвигаемых гипотез, в целом, свидетельствует о фактически неразрешимой проблеме для научной мысли в данном вопросе.
1 См.: Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -С. 146.
Складывается впечатление, что рациональной управленческой научной мысли не хватает в данном вопросе какого-то элемента, который скрепил бы в единое системное целое все научные построения. И этот элемент каким-то образом неизбежно связан с идеологией власти, ее происхождением. Научная мысль должна иметь некий идейный «фундамент», наличие которого придало бы известную и искомую стройность всем научным построениям, оформив их в целостную систему. Стало быть, вышеуказанная проблема требует нахождения, а точнее, обнаружения, какой-то идейной основы, которая реально существует и требует лишь ее выявления. Видимо, понимал это и Л. Дюги, который считал, что для установления власти требуется вера в ее реальное существование.
Но какая вера? Простая убежденность в существование власти не решает вопроса о ее происхождении. Однако, дальше научная мысль, взявшая на вооружение позитивизм, простираться не может. Для этого требуются иные методологические основания, преодолевающие рациональные рамки в осмыслении феномена власти, и современная наука уже имеет положительные примеры такого преодоления. В частности, об ограниченности рационального дискурса при рассмотрении сложных явлений и процессов (а власть, вне всякого сомнения, относится к таковым), говорит Е.А. Савелёнок. Субъекту власти -менеджеру - необходим целостный взгляд на мир, когда именно в нем - менеджере -соприкасаются и осмысляются все взаимосвязанные процессы как физического, так и идеального мира, а принимаемые менеджером решения «являются инструментом воплощения в жизнь "небесного сценария"»[13, С.259]. При таком подходе, как отмечает автор, проблема обоснования права власти (являющаяся, как было отмечено выше, неразрешимым тупиком для рациональной научной мысли), отпадает сама собой, поскольку все люди, в том числе и менеджеры, подчиняются высшим смыслам «небесного сценария» и сопричастны этим смыслам, а разница только в том, что менеджеры, находясь на ступеньку сопричастности выше по сравнению с подчиненными, получают в силу этого «мандат власти» [13, С.259] над ними. Такой взгляд позволяет автору говорить о «теологии управления - области знаний о высших смыслах управления» [13, С.263].
Очевидно, что в рамках такого подхода одна из гипотез рациональной науки о происхождении власти - о божественном ее установлении - получает свое подтверждение.
Власть, происходящая от Бога, пронизывает Его творение, чем устанавливаются в определенных взаимосвязях в человеческом обществе отношения соподчинения между отдельными людьми и их группами. Но те, кто поставлен выше, не по собственному произволу должны распоряжаться полученными от Бога властными полномочиями, а в соответствии с «небесными сценариями», т. е. божественным замыслом о творении, что означает следование Его воле, выраженной в Священном Писании и Священном Предании.
Учение Православной Церкви прямо указывает на божественное происхождение власти: нет власти не от Бога (Рим. 13:1). Сам Господь Иисус Христос, отвечая Пилату, говорит: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19:11).
Сам принцип власти Церковь понимает как отражение небесной иерархии в земных установлениях, как дело премудрости Божией2.
В огромном святоотеческом наследии можно найти изречения, раскрывающие положение о происхождении власти от Бога. Святитель Тихон Задонский, указывая на божественное установление власти в человеческом обществе, отмечает и ее назначение: «всякая власть, как голова в теле человеческом ... как голова печется о добром состоянии всего состава телесного, так и власти подобает заботиться и стараться о всяком благополучии подчиненного себе общества, ибо именно для этого Богом и установлена» [4, С.804]. А в другом месте, в одном из своих келейных писем, святитель слова о божественном происхождении власти сопровождает пастырским наставлением адресату: «Честь твоя пускай смиряет тебя более, а не возвышает, как со многими случается, так как ты такой же
2 См.: Владислав Цыпин, прот. Власть [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155023.html (дата обращения: 14.03.2022).
человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как и бывает, но тебя рука Вышнего поставила над ними» [5, С.120].
Преподобный Антоний Оптинский, повторяя свидетельство Священного Писания о происхождении власти от Бога, напоминает о необходимости повиноваться ей: «Несть власть, аще не от Бога, т.е. как благих, так и строптивых начальников Бог определяет к нам, первых к утешению, а вторых - к сокрушению и смирению нашему. Почему святой апостол Петр и советует повиноваться владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым, сие бо, говорит, есть угодно пред Богом» [1, С.581].
О необходимости организации человеческого общества посредством божественного установления среди людей отношений соподчинения говорит святитель Иоанн Златоуст: «То, что существуют власти, и одни начальствуют, другие находятся в подчинении, а не идет все без порядка и разбора, и народы не мечутся, как беспорядочные волны, — есть дело мудрости Божией» [3, С.630]. «Они - Божии служители, Божии посланники и как бы Божии наместники, которые должность, порученную им от Бога, живущего на небесах, отправляют на земле» [4, С.808], - говорит о властях свт. Тихон Задонский. При этом, «кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает» [1, С.583] (прп.Иосиф Оптинский).
Заметим, что мысль о принципиальной необходимости наличия власти в человеческом обществе присуща как святым отцам, так и светской науке. Так, идею о власти как об объединяющем людей в общество начале находим в наследии святителя Филарета Московского: «Где есть общество человеческое, там необходимо есть власть, соединяющая людей в состав общества: ибо без власти можно вообразить только неустроенное множество людей, а не общество» [9, С. 10].
Похожую мысль находим и, например, в трудах известного отечественного специалиста в области управления Г. В. Атаманчука, понимающего власть как «общественный институт, возникший как объективная необходимость организации совместной, коллективной, общественной жизнедеятельности людей» [6, С.362], однако, при этом весьма характерно для ученого полагающего, что и создана власть самими людьми.
Наконец, следует отметить, что святым отцам свойственна мысль, что власть поддерживается прежде всего не силой, богатством или правом, но, как учит святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, в своем послании князю Михаилу Болгарскому, «благоразумие есть большее и надежнейшее основание власти»3.
При этом, согласно учению Церкви, нашедшему отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», «власть не вправе асболютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей» [2].
Результаты
Таким образом, рационально недоказуемая научная гипотеза о происхождении власти от Бога имеет удовлетворительное разрешение в свидетельстве Православного Предания, а научные положения и выводы по вопросу власти, соответственно, получают благодаря этому связующую их основу.
Некоторые авторы в области управления, преодолевая рациональные рамки в осмыслении феномена власти, излагают вполне коррелирующие с христианскими представлениями концепции, в частности, объединяемые понятием «теология управления».
Список литературы
1. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев: в 2 т. Т.1. - Козельск: Введенская Оптина пустынь, 2009. - 687с.
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III. Церковь и государство [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 14.03.2022).
3 Цит. по: Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь). - М.: Наука, 1990. - С. 51.
3. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т.12. В 3-х кн. Кн.2. В рус. пер. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906. - с. 472-956.
4. Тихон Задонский, свт. Собрание творений [в 5 томах]. Т.4: Об истинном христианстве. Книга 2. - М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. - 992 с.
5. Тихон Задонский, свт. Собрание творений [в 5 томах]. Т.5: Письма. Наставления. Размышления. Молитвы. - М.: Изд-во им.свт. Игнатия Ставропольского, 2003. - 991 с.
6. Атаманчук Г. В. Управление - фактор развития (размышления об управленческой деятельности). - М.: Экономика, 2002. - 567 с.
7. Владислав Цыпин, прот. Власть [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155023.html (дата обращения: 14.03.2022).
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 551 с.
9. Государственное учение Филарета, митрополита Московского / Сост. Владимир Назаревский. - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1883. - 130 с.
10. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Проповедь, сказанная на литургии в храме Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица [Электронный ресурс] // Газета «Православный Санкт-Петербург». URL: http://www.pravpiter.ru/pspb/n208/ta001.htm (дата обращения: 10.01.2022).
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
12. Мухаев Р. Т. Политология: учебник. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000. - 400 с.
13. Савелёнок Е.А. «Другой» менеджер: может ли теология помочь в менеджменте? // История управленческой мысли и бизнеса: сценарный менеджмент и лидерство. XVII Международная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет. Материалы конференции 30 июня — 2 июля 2016 г. / Под науч. ред. В.И. Маршева. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. - С. 247263.
14. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь). - М.: Наука, 1990. - 176 с.
References
1. Soulful teachings of the venerable Optina elders: in 2 vols. V.1. - Kozelsk, 2009. - 687p.
2. Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church. III. Church and State [Electronic resource] // Official website of the Moscow Patriarchate. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (date of access: 14.03.2022).
3. Creations of our holy father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople. T.12. In 3 books. Book 2. - St. Petersburg, 1906. - p. 472-956.
4. Tikhon Zadonsky, St. Collection of creations [in 5 volumes]. T.4: About true Christianity. Book 2. - M., 2003. - 992 p.
5. Tikhon Zadonsky, St. Collection of creations [in 5 volumes]. T.5: Letters. Instructions. Reflections. Prayers. - M., 2003. - 991 p.
6. Atamanchuk G.V. Management as a factor of development (reflections on managerial activity). - M., 2002. - 567 p.
7. Vladislav Tsypin, archpriest. Power [Electronic resource] // Orthodox Encyclopedia. URL: https://www.pravenc.ru/text/155023.html (date of access: 14.03.2022).
8. Glazunova N.I. Public Administration System. - M., 2002. - 551 p.
9. State doctrine of Filaret, Metropolitan of Moscow / Comp. Vladimir Nazarevsky. - M., 1883. - 130 p.
10. Kirill, His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia. Sermon delivered at the Liturgy in the Church of the Kazan Icon of the Mother of God in the village of Vyritsa [Electronic
resource] // Newspaper "Orthodox St. Petersburg". URL:
http://www.pravpiter.ru/pspb/n208/ta001.htm (date of access: 10.03.2022).
11. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Fundamentals of management. - M., 1997. - 704 p.
12. Mukhaev R. T. Political science. - M., 2000. - 400 p.
13. Savelyonok E.A. The "other" manager: can theology help in management? // History of managerial thought and business: scenario management and leadership. XVII International Conference. Moscow, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. Proceedings of the conference June 30 - July 2, 2016 / Under the scientific. ed. V.I. Marshev. - M., 2016. - P. 247263.
14. Chichurov I.S. Political ideology of the Middle Ages (Byzantium and Russia). - M., 1990. - 176 p.