ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 3 (11). С. 156-161. УДК 930
М. Н. Шевченко
УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, ИЗЛОЖЕННОЕ В ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ ЧИНА ВЕНЧАНИЯ НА ЦАРСТВО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА IV ВАСИЛЬЕВИЧА
Выделяются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения о пределах и прерогативах царской власти, изложенного в Пространной редакции чина венчания на царство великого князя Иоанна IV Васильевича. Рассматривается сущность правительственного взгляда на субстанциональное значение царской власти. Показан один из механизмов самопрезентации государственной власти середины XVI в.
Ключевые слова: царь; Церковь; чин венчания на царство; миропомазание; учение о сущности царской власти.
M. N. Shevchenko
THE DOCTRINE OF THE ESSENCE OF THE IMPERIAL POWER, SET OUT IN A LENGTHY EDITORIAL WEDDING RANK AT THE KINGDOM OF THE GRAND DUKE IVAN IV VASILYEVICH
Stand out the basic provisions and reconstructed key concepts of the doctrine of the limits of imperial power and prerogatives set out in a lengthy editorial Wedding rank at the kingdom of the Grand Duke Ivan IV Vasilyevich. The essence of the government's view of the substantial value of the imperial power. It shows one of the mechanisms of self-government authorities in the middle of the XVI.
Keywords: king; Church; rite of coronation; Confirmation; the doctrine of the essence of the imperial power.
Пространная редакция чина венчания на царство создавалась в середине 1550-х гг. Вероятно, она составлялась накануне отправления к константинопольскому патриарху архимандрита Феодорита Кольского в 1557 г. с целью получить благословение уже состоявшегося царского венчания Иоанна Васильевича [1, с. 150]. Данная редакция чина венчания на царство представляет собой детальное описание обряда возведения на престол, своего рода документ-инструкцию [2, с. 11-12] и со временем была занесена
© Шевченко М. Н., 2016
в церковный Типикон «как бы в ограждение от перемен, которым он (чин венчания. -М. Ш.) мог подвергаться в тогдашних приказах» [3, с. 42, прим. 1]. Следует заметить, что на основе Пространной редакции с небольшими изменениями и дополнениями осуществлялось венчание и миропомазание последующих русских царей в XVI и XVII в. [4, с. 91-96; 5, с. 422]. Столь трепетное отношение к созданию и хранению чина венчания на царство позволяет сделать вывод, во-первых, о высокой степени государственной важности
данного документа, во-вторых, о том, что идеи о сущности и характере царской власти, изложенные в чине венчания на царство, имели статус официальной точки зрения.
Идеи о пределах и прерогативах царской власти неравномерно расположены в структурных элементах документа: в речах великих князей к митрополиту и митрополита к поставляемому великому князю, нескольких молитвах, произносимых митрополитом, обращении митрополита к венчаемому на царство, поздравлениях великого князя митрополитом и священным собором, поучении митрополита к царю и в обряде миропомазания. Большая часть мыслей о царской власти сосредоточена в поучении к поставляемому великому князю.
Проблема легитимности совершаемого обряда венчания красной нитью проходит через весь документ. Её решение имеет следующий вид: вопросы передачи власти на великое княжество и венчания царским венцом связаны в единую тему и подаются в контексте династической преемственности, якобы испокон веков существовавшей на Руси. Согласно этой древней традиции и власть, и царский венец передавались строго от отца к первому по старшинству сыну. Из речи митрополита, обращённой к венчаемому на царство, следует, что власть на великое княжение переходила «от ваших прародителей великих князей всея Руси», в соответствии со «стариной вашей», и до времени правления Иоанна IV Васильевича. Венчание на царство осуществлялось «по вашему древнему царскому чину». Сын великого князя благословлялся отцом на великое княжество и царское венчание при жизни правящего монарха. Затем данное благословение записывалось в духовную грамоту [3, с. 47-49]. Легитимность обряда венчания на царство основывалась на трёх аргументах - божья воля, династическая преемственность и древняя традиция венчания на царство. «Ты сейчас от Бога поставлен, князь великий и боговенчан-ный царь, направлять знамёна и владеть скипетром великого царства российского. От Бога данного тебе и вручённого держать скипетр по воли Его святой и по вашему исконному царскому жребию и отечеству того великого российского царства», - обращается митрополит к великому князю [Там же, с. 56-57].
У древней традиции имеется свой начальный хронотоп - правление великого князя киевского Владимира Мономаха. В соответствии с легендой, изложенной в Сказании о князьях Владимирских, киевский князь стал первым русским царём. Именно в те времена для венчания на царство из Константинополя были переданы царские инсигнии, которыми короновались московские государи [3, с. 48-50].
Согласно речи митрополита, государь наделялся царской властью посредством церковного клира: «Венчан ты царским венцом по благодати Святого Духа и матери Пречистой Богородицы и по благословению великого чудотворца Петра митрополита киевского и всея Руси и всех святых молитвами. По благословению всегда поминаемого святого отца твоего великого князя Василия Ивановича, всея Руси самодержца, и по данной нам благодати от Святого животворящего Духа, рукоположением нашего смирения, с архиепископами и епископами русской митрополии и со всем священным собором в святой соборной церкви Успения Пречистой Богородицы у чудотворных гробов великих чудотворцев Петра и Алексея митрополитов киевских и всея Руси и прочих святых митрополитов русской митрополии в царствующем твоём городе Москве» [Там же, с. 56].
В поучении митрополита к царю изложены наставления о том, как следует выстраивать управление государством. Наставления можно разделить на три вида: церковная, мирская сферы и область личных и нравственных качеств царя. Церковная сфера предполагает несколько частей: «веру христианскую греческого закона», отношения с церковной иерархией («царевы богомольцы»), имущества церкви и монастырей. Мирская (общественно-политическая) сфера содержит наставления по следующим вопросам: родственники царя, бояре и вельможи, «простой люд», царство в целом. Область личных и нравственных качеств предполагает трепетное отношение к подданным на основе правды, милости и добродетели.
По отношению к религии от лица митрополита говорится: «Сохрани веру христианскую греческого закона чистой и непоколебимой». Применительно к церковной иерархии написано: «К нашему смирению и ко
всем своим богомольцам во Святом Духе имей своё царское духовное повиновение». Данная мысль подкреплена цитатой из Евангелия от Луки: «По евангельским словам Христа, говорившего апостолам: "Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня"» (Лк. 10:16; похожая мысль 1 Ин. 4:6. - М. Ш). «Поэтому видишь, если кто святителю честь воздаёт, та честь к самому Христу восходит. От Него за это и вознаграждение принимают во много раз большее» [3, с. 56-57]. И в другом месте поучения говорится: «... очень почитай мать твою церковь, которая во святом духе тебя вознаградит, и сам будешь почтён от неё. Священника стыдись как отца духовного, ходатая к Богу. Поскольку священническая честь восходит к Богу, то возведённое на них бесчестие сильно прогневает Бога» [Там же, с. 58]. По отношению к церковно-монастыр-скому имуществу написано: «К святой соборной церкви и ко всем святым церквям имей страх Божий и воздавай честь. И к святым честным монастырям великую веру держи по данной тебе от Бога царской власти» [Там же, с. 56].
В отношении родственников царя митрополит наставляет: «Своих братьев по плоти, о благочестивый и боголюбивый царь, люби и почитай по своему царскому духовному союзу». Данная мысль подкреплена фрагментом текста из первого послания ап. Иоанна Богослова: «По божественному апостолу: "Любящий, - говорит он, - брата своего в Боге пребывает, и Бог в нём"» (1 Ин. 4:16, 21; текст сформирован по принципу центона. - М. Ш.) [Там же, с. 57].
От лица митрополита государя призывают соблюдать определённый порядок служебных отношений, получивший название «местничество»: «Бояр и вельмож своих жалуй и береги по их отечеству. Ко всем князьям и княжатам, и детям боярским, и ко всему христолюбивому воинству будь открыт и милостив, и приветлив по царскому своему сану и чину» [3, с. 57].
Отношение к незнатным сословиям и народу должно быть следующим: «Всех православных христиан блюди и жалуй, и попечение имей о них от всего сердца» [Там же, с. 57].
О царстве в целом от лица митрополита сказано: «Соблюди царство своё честно и непорочно таким, каким ты сейчас принял его от Бога» [3, с. 56]. То есть в эпоху правления данного государя как минимум не должно быть регресса.
Область личных и нравственных качеств царя очерчена следующими ориентирами: «Люби правду, милость и суд правый и к послушным будь милостив» [Там же, с. 56]. Среди перечисленных качеств понятие «милость» играет важную роль, поскольку «если хочешь иметь милость от Бога, Царя небесного, то ты и сам, царь, будь ко всем милостив» [Там же, с. 59]. Царю необходимо стремиться к достижению мудрости, поскольку мудрость есть «лучшее для всех людей»: «Тебе необходимо быть любомудрым или следовать за мудрыми, на них, истинно, как на престоле Бог почивает» [Там же, с. 59]. Из поучения митрополита можно сделать вывод, что мудрость - это противопоставление льстивым речам, суетным слухам, лгунам и советам злых людей добродетели и умения разглядеть духовную доброту.
В христианстве существует подробное учение о добродетели. Его разрабатывали такие выдающиеся отцы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. В учении мудрость и добродетель связаны в виде умения делать выбор между двумя крайностями в пользу добродетели (учение о «царском пути»): «Лишённый мудрости человек не может найти правильного нравственного решения...» Добродетель интерпретируется как «навык к добру» или «склонность к добру». Вместе с тем добродетель трактуется как сумма качеств, воспитывая которые, человек может уподобиться Христу, сделать совершеннее себя и общество [6].
В этой связи государь должен совершать добрые дела, которые только и могут украсить царя [3, с. 59]. Поскольку добродетель «нетленна», то добродетельный человек оставит о себе хорошую память [Там же, с. 58]. С темой добродетели связано то положение, что царь должен быть православным, исповедовать «непорочную веру» и являться «строгим хранителем святой соборной церкви» [Там же, с. 51].
В управлении государю помогают различные силы. Поскольку цель правления носит сотериологический характер, то силы, помогающие царю, можно разделить по источнику происхождения - силы, имеющие божественную и человеческую природу. К первой группе относятся: покровительство Святой Троицы, Богородицы, «сила святого животворящего креста», «великих чудотворцев и всех святых молитва и благословение», молитва и благословение царю от лица митрополита и священного собора русской митрополии [3, с. 60], а также молитвенное обращение самого монарха к Богу. Ко второй группе относится помощь родственников, бояр, князей.
В поучении к великому князю митрополит употребляет такой термин, как «страх божий». Из текста чина венчания на царство следует, что рассматриваемая категория в вопросе управления является одним из ключевых понятий. Царю приступать к управлению необходимо, имея «страх божий» в душе: «Боговенчанный и православный царь, великий князь Иван Васильевич всея Руси самодержец, имей страх божий в сердце своем» [Там же, с. 56].
Святоотеческое предание даёт следующее определение данного понятия: «Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия. Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу указывается нам с одной стороны необъятным величием Существа Божия, с другой - нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх Божий даруется тем, кто решил истинно усво-иться Богу: "И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 32:40).
Страх очищает человека, предуготовляет для любви... По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие; от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: "И почиёт на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости,
дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела" (Ис. 11:2-3)» [7].
По сути, «страх божий» - это определённое благоговейное состояние человека по отношению к Богу и Его Преданию. Это состояние позволяет человеку приводить свою волю в соответствии с библейскими заповедями, отличать добро от зла и направлять свои усилия на познание мудрости божественного творения, на совершенствование себя и общества. В христианской антропологии понятия «страх божий» и «добродетель» тесно взаимосвязаны и относятся к ряду системообразующих категорий. Употребление в поучении митрополита к царю обоих понятий может свидетельствовать о том, что составители чина целями монаршего правления видели практическое осуществление христианского учения о спасении.
Согласно поучению митрополита, государственное управление должно основываться на принципах правды и милости. Эти принципы определяют и практику царского правления, которая, по мнению составителей чина венчания на царство, должна выглядеть следующим образом: «За обижаемых стой царски и мужественно, не попускай и не давай обидеть не по суду, не по правде. ... правь своими людьми по правде, блюди и храни бодро от диких волков, губящих их, да не растащат христианского стада словесных овец» [3, с. 56-57]. В поучении митрополита важное место занимает цитата из «Послания Василию III о еретиках» преподобного Иосифа Волоцкого (данный фрагмент вошёл в тринадцатое слово «Просветителя»), в которой раскрывается один из ключевых смыслов учения о царской власти: «От Бога дана вам власть ваша и сила от Вышнего. Вас Господь Бог избрал в своё место на земле и на свой престол, вознеся, посадил, милость и жизнь доверил вам. Вам же, православным царям, подобает, приняв по велению от Вышнего правление человеческим родом, не только о своём заботиться и только свою жизнь устраивать, но и всё обладаемое от треволнения спасать и блюсти стадо Его от волков невредимым. Бояться серпа небесного и не давать волю людям, творящим зло, которые души с те-
лом губят, как слуги (Дьявола. - М. Ш.) на земле» [3, с. 57-58; 8, с. 230; 9, с. 362-363].
В рассматриваемых строках, как и в тех сочинениях Иосифа Волоцкого, где, так или иначе, затрагивается данная проблематика, подчеркивается следующая мысль: царь наделяется особой властью потому только, что государю предстоит решать важнейшие вопросы управления и благоустройства общества и страны. Иными словами, объёму и масштабу решаемых задач должна соответствовать особая власть, поскольку их решение выше сил человека [10]. Добавим, выше сил одного человека, поэтому в управлении государю стоит опираться на церковный клир и представителей аристократии; выстроить такую систему управления, которая сочетала бы государственное (чиновничье), аристократическое и клерикальное начало.
Есть в поучении и сугубо практическое наставление, связанное с продажей должностей на откуп: «Раздавай должности, не взимая платы, поскольку купивший должность за деньги ещё больше одержим обогащением. Ибо давая взятку, он безбоязненно смотрит и на принятие взятки» [3, с. 59]. Преодоление данного порока в системе государственного управления рассматривается как очень важное достижение: «Если сможешь быть непреступным к продажам должностей, то сможешь приобщиться к горней власти» [Там же, с. 59].
Бремя царского правления длится до конца времён: «До Второго Пришествия, Воскресения и Страшного суда силой творца и премудростью искупителя, и Святого Духа благостью трудись, о благочестивый царь, трудись со Христом» [Там же, с. 60].
Царское правление, основанное на данных митрополитом наставлениях, приведёт к тому, что «вместе с тобой, боговенчанным и православным царем, и мы получим царство небесное» [Там же, с. 60].
Царское правление, устроенное в соответствии с перечисленными принципами и практикой, обязательно будет вознаграждено и в дольнем, и в горнем мире: «О бого-венчанный царь, стараясь делать благими нравы этого царства, сможешь и небесное наследовать добродетельными благодеяниями. И здесь хорошо и богоугодно будешь жить и оставишь на долгие века о своём цар-
ствовании добрые воспоминания, и там славою с ангелами Божьими поживёшь. Станешь наследником небесного царства со всеми православными царями. Сможешь смело сказать во Второе Пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: "Это я, Господи, и люди Твои великого российского царства, которых Ты мне дал". И тогда, о благочестивый боговенчанный царь, услышишь приятный голос небесного Царя и Бога: "Благой мой раб, хороший, верный российский царь Иоанн, мало ли мне был верен? Над многими тебя поставлю, войди в радость Господа своего". И тогда, царь, войдёшь в царство небесное со всеми святыми и получишь венец неувядаемой славы согласно божественному апостолу: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор. 2:9). Начнёшь со Христом царствовать в небесном царстве, с ангелами и всеми святыми славить Бога в Троице поклоняемого и веселиться с ними в вечности. . возвысит Господь царскую десницу твою над всеми твоими недругами и врагами. Устроит Господь царство твоё мирно и вечно из поколения в поколение на века» [3, с. 59-60].
Согласно чину венчания монарх - это единственный человек, который имеет особый статус в Церкви. Не являясь клириком, государь тем не менее обременён обязанностью заботиться о чистоте вероисповедания и стройности церковной иерархии и организации. Митрополит по ходу поставления на царство неоднократно называл великого князя «Божьей милостью во Святом Духе господин и сын святой церкви и нашего смирения» [Там же, с. 55-56]. Особый статус царя наиболее ярко выражен в обряде миропомазания, который происходил у открытых Царских дверей иконостаса. Святитель подходил к царю и осуществлял миропомазание, пома-зуя лоб, уши, грудь, плечи, ладони и тыльную сторону кистей. При этом митрополит, помазуя каждую часть тела, говорил: «Печать и дар Святаго Духа. Аминь». За миропомазанием тотчас следовало и причащение [Там же, с. 63]. Миропомазание царя совершалось точно так же, как и миропомазание во время крещения. Точно так же крещае-мый и венчаемый на царство могли омыться только спустя семь дней. По форме выходи-
ло, что одно и то же таинство совершалось над монархом дважды.
Итак, Пространная редакция чина венчания на царство великого князя Иоанна IV Васильевича, во-первых, представляет собой документ-инструкцию, где в качестве образца для будущих поколений объединён ряд тем и сюжетов. Среди прочих назовём наиболее значимые: теория и практика передачи государственной власти, обряд венчания и миропомазания, принципы церковно-госу-дарственных и общественно-политических взаимоотношений, интерпретация сакральной сущности и характера царской власти, Россия в качестве наследницы православной государственности. По всей видимости, перечисленные темы и сюжеты были призваны влиять на умы современников, формируя «канонические» представления по целому ряду вопросов. Во-вторых, чин венчания на царство представляет собой эффективный механизм публичной самопрезентации государственной власти, который ярко и выразительно «создавал» сквозь призму историко-легендарного прошлого величественное настоящее и «пророчествовал» о грандиозно монументальном будущем Московского государства. Согласно чину в Москве разворачивалась церемония, которая, с одной стороны, подчёркивала величие власти и уникальность эпохи, с другой стороны, «встраивала» русское общество и государство в сакральное пространство и время христианской истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савва В. Московские цари и византийские василевсы: к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. - Харьков, 1901. - 400 с.
2. Ромодановская Е. К. Литературные предисловия к документам Древней Руси // Документальные аспекты литературы : сборник научных трудов / отв. ред. Е. К. Ромодановская. -Новосибирск, 2011. - 142 с.
3. Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. - М., 1883. -201 с.
4. Богданов А. П. Русские Патриархи (15891700) : в 2 т. - Т. I. - М., 1999. - 496 с.
5. Успенский Б. А. Поставление на царство в русской и византийской традициях // «Православное учение о церковных таинствах» : материалы V Международной богословской конференции Русской православной церкви (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). - Т. 3. - М., 2009. - 608 с.
6. Добродетель // Православная энциклопедия. -URL: http://www.pravenc.ru/text/178658.html (дата обращения: 27.05.2016).
7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 2. - URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Ignatii_Brianchaninov/tom2 -asketicheskie-opyty/4 (дата обращения: 11.05.2016).
8. Иосиф Волоцкий. Послание Василию III о еретиках // Послания Иосифа Волоцкого / подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. - М. ; Л., 1959. - 394 с.
9. Преподобный Иосиф Волоцкий Просветитель / предисл. митр. Иоанна (Снычёва), отв. ред., авт. послесл. О. А. Платонов. - М., 2011. -432 с.
10. Шевченко М. Н. К вопросу о сущности учения Иосифа Волоцкого о царской власти // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Актуальные проблемы отечественной истории XVI - начала XX вв.» - 2006. - № 70 (I). -С. 7-13.