Научная статья на тему 'Прогрессирование академической мобильности в вузах г. Томска как способ организации учебной миграции студентов'

Прогрессирование академической мобильности в вузах г. Томска как способ организации учебной миграции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ACADEMIC MOBILITY / STUDY MIGRATION / ECONOMIC AND POLITICAL DEVELOPMENT / BOLOGNA AGREEMENT / HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпет Екатерина Николаевна

Рассматривается академическая мобильность студентов вузов как способ организации учебной миграции студентов. Учебная миграция, в свою очередь, рассматривается нами как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и повышения степени их востребованности в изменяющихся экономико-политических условиях развития государства. Приводится статистика студентов, прибывших в г. Томск по различным образовательным программам из стран дальнего и ближнего зарубежья, составлены графики динамики численности иностранных студентов в вузах г. Томска за последние годы. Подчеркивается актуальность развития учебной миграции для томских университетов как одного из способов организации учебного процесса в рамках перехода на двухуровневую систему обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпет Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESSION OF ACADEMIC MOBILITY IN TOMSK UNIVERSITIES AS A WAY OF ORGANIZING STUDENTS’ STUDY MIGRATION

The article discusses academic mobility as a way of organization of students’ study migration. Study migration is regarded as a way of the forming of future specialists’ professional competency and as instruments for increase of their abilities in the changing environment from the economics and politics development. It provides the statistics of students arrived in Tomsk from the neighboring countries and foreign countries, schedules the graphics of dynamics of number of the foreign students in the universities of Tomsk in recent years. The article accentuates the role of students’ study migration development as the one of the ways of organizing education process and forming of future specialists’ professional competency from two-stage education system.

Текст научной работы на тему «Прогрессирование академической мобильности в вузах г. Томска как способ организации учебной миграции студентов»

УДК 378. 183.063

Е. Н. Шпет

ПРОГРЕССИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВУЗАХ Г. ТОМСКА КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ

Рассматривается академическая мобильность студентов вузов как способ организации учебной миграции студентов. Учебная миграция, в свою очередь, рассматривается нами как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и повышения степени их востребованности в изменяющихся экономико-политических условиях развития государства. Приводится статистика студентов, прибывших в г. Томск по различным образовательным программам из стран дальнего и ближнего зарубежья, составлены графики динамики численности иностранных студентов в вузах г. Томска за последние годы. Подчеркивается актуальность развития учебной миграции для томских университетов как одного из способов организации учебного процесса в рамках перехода на двухуровневую систему обучения.

Ключевые слова: академическая мобильность, учебная миграция, экономико-политическое развитие, Бо-лонское соглашение, система высшего образования.

Развитие учебной миграции получило распространение в связи с интеграцией российской системы образования в систему мирового высшего образования. В 2003 г. было подписано Болонское соглашение, основой которого стало соблюдение общепринятых принципов и стандартов европейского образования, одним из которых является реализация академической мобильности студентов и преподавателей. Многие студенты, как показывает опыт, отправляются за границу с целью обучения, получения научной степени или так называемого двойного диплома - диплома, получаемого по результатам обучения в двух или более вузах. Таким образом, международное сотрудничество стало развиваться наиболее интенсивно благодаря налаживанию межгосударственных контактов в сфере высшего профессионального образования. Необходимости обучения за границей способствует и экономико-политический аспект: переход к новому типу социально-экономического развития обусловил поиск новых образовательных форм для подготовки специалистов более высокого уровня и квалификации.

Таким образом, международные связи в области высшего профессионального образования стали более интенсивными, чем, скажем, 5-7 лет назад; востребованными стали поездки за границу в образовательных целях, в том числе так называемые академические обмены, которые реализуются через академическую мобильность студентов. На данный момент академическая мобильность является одной из эффективных образовательных стратегий не только в странах Западной Европы, но и в России. В самом общем виде академическая мобильность - это ограниченный период обучения студента в стране, гражданином которой он не является, или в другом вузе в пределах одной страны [1, 2]. Более конкретного и четкого определения данному термину в научно-педагогической литературе не обнаружено,

при этом наиболее часто используется дефиниция из рекомендаций Комитета министров Совета Европы 1996 г.: академическая мобильность - «перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение» [3, с. 6-7].

Определение мобильности связано со стажировками, командировками на короткий период времени, а также участием в конференциях, семинарах, программах по повышению квалификации. Академическую же мобильность связывают, как правило, с обучением студентов в течение семестра или года, а также работой аспирантов, преподавателей и исследователей в вузе-партнере. Наиболее распространенные новые формы академической мобильности - это совместные программы, программы двойных/тройных дипломов, а также программы двойной аспирантуры [3, с. 6-7]. Во время стажировок в рамках академической мобильности студенты проходят полноценный курс обучения, сдают экзамены и зачеты. Результаты заносятся в специальный документ - академическую справку, на основании которой оценки засчитыва-ются в базовом вузе [2].

Академическую мобильность мы будем рассматривать как способность и возможность обучения за границей, а учебную миграцию как процесс, связанный с получением образования в «неродном» вузе. В вузах России не только активно реализуются программы мобильности студентов, ежегодно растет количество вузов, принимающих иностранных студентов, но и ощущается стабильная динамика роста иностранных граждан в вузах вне зависимости от количества принимающих вузов (табл. 1) [4, с. 35-36]:

Таблица 1

Динамика роста численности иностранных студентов в вузах России

Город Количество вузов, принимающих иностранных студентов Численность иностранных студентов очной формы обучения Динамика роста численности

Учебный год

2005/06 2010/11 2005/06 2010/11

Москва 142 157 33 131 38 931 +5 618

Санкт-Петербург 61 65 14 270 17 085 +2 815

Томск 5 7 3 709 4 240 +531

Новосибирск 20 22 1 942 2 706 +764

Воронеж 11 15 1 634 2 484 +850

т

ТПУ

ТГУ

ТУСУР

ТГАСУ

ТГПУ

СибГМУ

Итого

§ 3

£ £ о ^

со ^

Л И с?

о со *

5 к

и

ю

1 933

869

1 601

224

143

299

5 069

3 £

о

к &

о Ю 2 л У ^

13

и Й

а к

& Й ю 5

О «

286

56

17

373

се Ч

^ Й

о ж

а и

Е? ю

а ^

а о1

х1

о4

3 §

О Й § §

С

9,6

5,6

12,9

2,9

1,7

6,9

7,4

Й а

Ё §

(и Е

о

и С

Й №

- 3

и 1С

X1

о4

о

Ь и

Й ю § °

« И

1,4

0,3

0,04

0,2

0,2

0,5

х1

о4

9ЙН ЯЯо

I® ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО 2 % I °

ю к

а

о

ОИО

о§о Оча

11,0

6,0

12,0

2,9

1,9

7,2

8,0

£

а и и

I

и

к

о

О и

я «

^ о Ё? & 8 8 Я и

Ю а О к

20 118

15 386

12 363

7 536

8 256

4 276

67 935

Таблица 3

Количество студентов, прибывших с образовательными целями в вузы г. Томска по итогам 2012-2013 гг. [6, 7]

Как видно из таблицы, за период с 2005/06 по 2010/11 учебный год, численность вузов, принимающих иностранных студентов в образовательных целях, увеличилась. В частности, третью строчку по числу иностранных студентов занимает Томск. Все семь государственных томских вузов ведут активную образовательную деятельность как в направлении приема иностранных студентов, так и в отправке своих студентов за границу в образовательных целях.

Томские вузы успешно реализуют программы академической мобильности, отправляя своих и принимая иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Проследить динамику роста количества иностранных студентов в вузах г. Томска можно с помощью табл. 2 и 3.

Таблица 2

Количество студентов, прибывших с образовательными целями в вузы г. Томска по итогам 2011 г. [5]

т

ТПУ

ТГУ

ТУСУР

ТГАСУ

ТГПУ

СибГМУ

Итого

4 612

2 067

2 967

1 057

529

834

12 066

и

и

« й

^ и о Ю

2 &

о

Ер о

и Ь

Й К

& Й

ю §

О «

3 109

1 342

1 786

619

366

466

7 688

х1

о4

К

И

Ъж .

й 8 *

^ £

Я

б

г °

а и

и ж

§ к

<и из

а к

я я

Э

I И

о а о

о " о Оаа

12,6

7,0

13,7

8,0

9,9

9,8

х1

о4

К

И |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и . . Ч и

§ я»!

<3 о °

а «а

а к в

¡Н

о а о

о " о ока

4,5

4,7

2,7

5,6

9,8

I о4

V „ *0 ^ ^ И

Л О

л а

К

й из

Н я Ц Я

а а

о о

о о

о а

21,1

11,6

22,0

12,8

6,5

15,6

16,1

£

и

И

! и

о

0

Н И

а о ? &

1 °

Ю а О а

36 539

29 307

21 554

13 086

13 726

8 341

122 553

По данным таблиц можно сделать выводы о том, что с каждым годом растет число студентов, прибывающих из стран дальнего и ближнего зарубежья. Лучше всех с этой задачей справляются два вуза - Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ) и Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). По процентному соотношению количества принятых к общему числу студентов за 2012-2013 гг. лидирует ТУСУР - около 22 %, затем НИ ТПУ - 21,1 %. СибГМУ - медицинский университет г. Томска - показывает отличные результаты благодаря большому числу принятых студентов и небольшому общему числу обучающихся - 15,6 %. Чтобы показать эту динамику, нами был составлен график по оси X - обозначены годы, за которые рассматривалась динамика, по оси Y -

а

г?

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1000 0

2011

2012

2013

5 190

ТУСУР^ 3 544

2 219 с 2 531 , 2 319

1 606 ^ 1 209 .^^^•''ТАСУ,» 1 214 -905665

—925-е 308 г 224

160

Рис. 1. Динамика роста численности иностранных студентов в вузах г. Томска

5

0

0

9

число студентов, которые приехали в вузы г. Томска с образовательными целями. График наглядно показывает, что безусловным лидером по этому показателю является НИ ТПУ, с некоторым отставанием движутся ТУСУР и НИ ТГУ (рис. 1).

График общей динамики по въезду студентов в вузы г. Томска за 2011-2013 гг. показывает, что при снижении общего количества студентов томских вузов (на 12,7 % в динамике за 2011-2013 гг.) увеличивается количество иностранных студентов (на 23 % в динамике за аналогичный период времени). Если в 2011 г. иностранные студенты составляли 8 % общего количества обучающихся в вузах г. Томска, то в 2013 г. их стало 22,9 % (рис. 2).

80 000

а

60 256

Общее число студентов

30 000 20 000 10 000 0

Динамика роста

иностранных студентов

2011

2012

2013

Рис. 2. Общая динамика роста численности иностранных студентов в вузах г. Томска в 2011-2013 годах

жья по вузам Томска составляет 675 человек. Рост числа иностранных студентов в вузах Томска говорит о том, что вузы ведут активную образовательную политику, в том числе реализуя программы академической мобильности студентов по различным направлениям подготовки.

Кроме этого, необходимо отметить, что вузы Томска не только принимают иностранных студентов, но и отправляют своих студентов и сотрудников вузов с образовательными целями. По данным сайта НИ ТПУ была составлена диаграмма (рис. 3), которая наглядно показывает динамику роста студентов и преподавателей, отправляющихся на обучение за границу.

1 500

1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

975 985

1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006-2010

Студенты Сотрудники

Рис. 3. Численность сотрудников и студентов НИ ТПУ, выезжающих за границу в образовательных целях [8]

Таким образом, можно сделать выводы о том, что международное сотрудничество томских вузов развивается медленными, но при этом весьма уверенными темпами. Проследив динамику роста иностранных студентов за период с 2011 по 2013 г., можно сказать, что за эти годы возросло число студентов, приезжающих вновь или продолжающих свое обучение в томских вузах. Данный рост ощутим в динамике, если брать за основу данные за 2011 и 2013 гг., то показатель численности увеличится за эти годы на 1 114 человек в общем по г. Томску. Студенты, приезжающие из стран ближнего зарубежья представлены в основном (по данным на 2013 г.) гражданами Казахстана (4 996), Узбекистана (832), Киргизии (540), Таджикистана (139), Туркменистана (51), Украины (13), Азербайджана (9), а также Грузии, Литвы, Абхазии, Армении, Молдовы, Эстонии. Студенты из дальнего зарубежья - это, в основном, представители Китая (275), Вьетнама (155), Монголии (136), Италии (16), Великобритании (14), Германии (11), Турции (6), Алжира (3), Кореи (3), Венесуэлы (2), а также Нигерии, Таиланда, Индии, Индонезии, Словакии, Зимбабве, Греции, Чехии, Франции. Общее число студентов из дальнего зарубе-

В Томском политехническом университете ведется целенаправленная образовательная политика, направленная на установление международных связей между государствами и университетами. На данный период в НИ ТПУ действуют 18 совместных образовательных программ, в рамках которых студентам предоставляется возможность обучаться в университетах Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Казахстана по различным направлениям подготовки. Например, участником программы, реализуемой совместно с французским университетом Universite Paris-sud (UPS) с 2010 г. «Экологические проблемы окружающей среды», может стать студент первого курса Института физики и высоких технологий по направлению магистерской подготовки «Экология и природопользование». В Universite Paris-sud студенты зачисляются на первый курс магистратуры факультета естественных наук. Срок обучения, согласно программе, составляет два года. По окончании программы студенту присваивается степень Master Environment - магистр техники и технологии.

Отметим, что с момента подписания Болонской декларации отечественное образование вступило в активную фазу развития. Перед системой высше-

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)

го образования в России появились задачи, которые неразрывно связаны с комплексом задач всеобщей образовательной системы. Среди таких задач в первую очередь - реформирование системы высшего образования, во вторую - необходимое увеличение или наработка конкурентных преимуществ российской экономики, а также реформирование наряду с сохранением лучших образцов и традиций отечественного образования [9, 10]. Таким образом, углубление международных связей после подписания Болонского соглашения стало катализатором для развития российского образования в общеевропейском контексте. Наиболее востребованными

стали поездки за границу в образовательных целях для того, чтобы соответствовать званию специалиста в изменяющихся экономико-политических и социальных условиях в стране и в мире в целом, особенно с учетом появившейся конкуренции на рынке труда. Для г. Томска развитие программ академической мобильности - актуальное направление в организации образовательной деятельности. Развивая академическую мобильность, вузы вносят вклад в развитие учебной миграции студентов, в том числе и международной, которая на сегодняшний момент является одной из приоритетных задач системы российского образования.

Список литературы

1. Андреева К . А . Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности // Вопросы современной науки и практики . Университет им . В . И . Вернадского . 2012 . № 4-42 . С . 85-88.

2 . Чумаченко А. И . Академическая мобильность - важнейшая составляющая интернационализации и модернизации высшего образования . -

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал» . 2011. № 17 . URL https://www. google . ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sourc e=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww. e-magazine . meli . ru%2FVipusk_17 %2F240_v17_Chumachenko . doc&ei=RDSdVI2-Mob-ygO9poCACw&usg=AFQjCNFIv2hxKGGuc_PA1LmDhzwyjUVxVA&bvm=bv.82001339, d . bGQ&cad=rja (дата обращения 17 . 12 . 2014) .

3 . Мартыненко О . О . , Жукова Н . В . , Красовский П . С . Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов

и преподавателей в вузе . ГОУ ВПО ВГУЭиС . URL: http://www. bologna . ntf. ru/DswMedia/recommendations_mobility_vsues . pdf (дата обращения: 18 . 12 . 2014) .

4 . Арефьев А . Л . , Шереги Ф . Э . Иностранные студенты в российских вузах . Раздел первый: Россия на международном рынке образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ Министерство образования и науки Российской Федерации . М . : Центр социол . иссл ., 2013. 228 с.

5 . Основные результаты деятельности системы профессионального образования Томской области в 2011 году / под ред . Л . В . Весни-

ной . Томск, 2012 . 99 с.

6 . Основные результаты деятельности системы профессионального образования Томской области в 2012 году / под ред . А. Б . Пушкарен-

ко . Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 100 с .

7 . Основные результаты деятельности системы высшего и профессионального образования Томской области в 2013 году / под ред .

А. Б . Пушкаренко . Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 94 с .

8 . Шпет Е . Н . Учебная миграция студентов вузов и подходы к ее организации // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып .

1 (142) . С . 94-99 .

9 . Лежанина Л . В ., Шишковский В . И . Концептуальные основы интеграции российской и европейской образовательных систем // Вестн .

Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2007 . Вып . 6 (69) . С . 115-119 .

10 . Медведев С . Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России . 2006 . № 3 . С . 31-36 .

Шпет Е. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: katja-shpet@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.06.2015.

E. N. Shpet

PROGRESSION OF ACADEMIC MOBILITY IN TOMSK UNIVERSITIES AS A WAY OF ORGANIZING STUDENTS' STUDY

MIGRATION

The article discusses academic mobility as a way of organization of students' study migration. Study migration is regarded as a way of the forming of future specialists' professional competency and as instruments for increase of their abilities in the changing environment from the economics and politics development. It provides the statistics of students arrived in Tomsk from the neighboring countries and foreign countries, schedules the graphics of dynamics of number of the foreign students in the universities of Tomsk in recent years. The article accentuates the role of students' study migration development as the one of the ways of organizing education process and forming of future specialists' professional competency from two-stage education system.

Key words: academic mobility, study migration, economic and political development, Bologna agreement, higher education system.

References

1. Andreeva K . A . Voprosy sovremennoy nauki i praktiki [International academic mobility as a factor of internal academic mobility development] . Voprosy sovremennoy nauki I praktiki. Universitet imeni V. I. Vernadskogo - Problems of contemporary science and practice. University named after V. I. Vernadskiy, 2012, no 4, pp . 45-48 (in Russian) .

2 . Chumachenko A . I . Akademicheskaya mobil'nost' - vazhneyshaya sostavlyayushchaya internatsionalizatsii i modernizatsii vysshego

obrazovaniya [Academic mobility as an important component of the internationalisation and modernisation of higher education] . Elektronnoye nauchnoye izdaniye "Trudy MGTA: elektronnyy zhurnal" - Electronic scientific edition "proceedings of MGTA: electronic journal", 2011, no . 17 . URL: https://www. google . ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww. e-magazine . meli . ru%2FVipusk_17 %2F240_v17_Chumachenko. doc&ei=RDSdVI2-Mob-ygO9poCACw&usg=AFQjCNFIv2hxKGGuc_PA1LmDhzwyjUVxVA&bv m=bv.82001339, d . bGQ&cad=rja (accessed 17 January 2014) (in Russian) .

3 . Martynenko O . O . , Zhukova N . V., Krasovskiy P. S. Metodicheskiye rekomendatsii po razvitiyu akademicheskoy mobil'nosti studentov i

prepodavateley v vuze [Methodological recommendations on the development of academic mobility of students and teachers at the University] . 2007 . URL: http://www. bologna . ntf. ru/DswMedia/recommendations_mobility_vsues . pdf (in Russian) .

4 . Aref'ev A. L . , Sheregi F. E . Inostrannye studenty vrossiyskikh vuzakh. Razdelpervyy: Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovaniya [Foreign

students in Russian universities. Section one: Russia on the international education market] . Ministerstvo obrazovaniya I nauki Rossiyskoy Federatsii [The Ministry of education and science of the Russian Federation] . Moscow, Tsentr sotsiol . issl . Publ . , 2013. 228 p . (In Russian) .

5 . Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti sistemy professional'nogo obrazovaniya Tomskoy oblasti v 2011 godu [Main results of activity of system of

professional education of Tomsk region in 2011. Ed . by L . V. Vesnina] . Tomsk, 2012 . 99 p . (in Russian) .

6 . Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti sistemy professional'nogo obrazovaniya Tomskoy oblasti v 2012 godu [Main results of activity of system of

professional education Tomsk region in 2012 . Ed . by A. B . Pushkarenko] . Tomsk, 2013. 100 p . (in Russian) .

7 . Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti sistemy professional'nogo obrazovaniya Tomskoy oblasti v 2013 godu [Main results of activity of system of

professional education Tomsk region in 2013 . Ed . by A. B . Pushkarenko] . Tomsk, 2014. 94 p . (in Russian) .

8 . Shpet E . N . Uchebnaya migratsiya studentov vuzov i podkhody k ee organizatsii [Study migration of the students of the institutions of higher

education and approaches to its organization] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 1, pp . 94-91 (In Russian) .

9 . Lezhanina L . V., Shishkovskiy V. I . Kontseptual'nye osnovy integratsii rossiyskoy i evropeyskoy obrazovatel'nykh sistem [Conceptual framework

of the integration of Russian and European educational systems] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no . 6 (69), pp . 115-119 (in Russian) .

10 . Medvedev S . Bolonskiy protsess, Rossiya i globalizatsiya [The Bologna process, Russia and globalization] . Vysshee obrazovaniye v Rossii -

Higher Education in Russia, 2006, no . 3, pp . 31-36 (in Russian) .

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: katja-shpet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.