УДК 37 (100)
Е. Н. Шпет
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАКТИК ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Представлено исследование особого вида миграции - учебной. Рассматривается ее роль не только в образовательном процессе, но в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования. Подчеркиваются функции экспорта образовательных услуг, приводятся данные по динамике роста числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России, рейтинг городов, в которых обучалось более всего иностранных студентов. На основе анализа литературных источников выделены факторы, влияющие на процессы учебной миграции. На основе интервью со студентами - участниками академических обменов выделены образовательные формы, используемые в зарубежных вузах.
Ключевые слова: миграция, учебная миграция, конкурентные преимущества, система образования, образовательная деятельность, образовательные формы.
Миграция населения - естественный, сложившийся столетиями процесс. Учитывая состояние экономики, всеобщей глобализации и интернационализации мирового пространства, научно-технического прогресса, можно сказать, что миграция становится одной из важнейших характеристик развития современного общества. По данным Отдела народонаселения ООН 2010 г., общее число мигрантов составило около 3,1 % всего населения мира [1]. Рассматривая учебную миграцию как один из видов миграции, отметим, что данный вид несет преимущества для принимающих стран. Федеральная миграционная служба Российской Федерации выделяет учебную миграцию как один из наиболее благоприятных видов миграции в РФ, которая способна занять достойное место во входящем потоке.
Говоря об учебной миграции в контексте, стоит отметить, что данный термин не имеет достаточно четкого определения. Большинство авторов освещают его в экономическом, демографическом и социологическом аспектах. Поэтому в рамках данного исследования будем считать, что учебная миграция - образовательная деятельность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры в зарубежном вузе, обусловленная получением высшего профессионального образования на основе общепринятых норм и правил международной образовательной деятельности.
Итак, экспорт образовательных услуг позволяет выполнить несколько задач [2]:
1. Получение дохода от реализации платных образовательных услуг для иностранных студентов, от сопутствующей индустрии - питание, проживание, транспорт, учебная литература, культурный отдых и т. д.
2. Сокращение затрат на начальное и полное среднее образование будущих абитуриентов.
3. Улучшение половозрастной структуры населения за счет приезжающей в образовательных целях молодежи репродуктивного возраста.
4. Получение новых граждан, уже интегрированных в социум, получивших свое гражданство наиболее благоприятным способом - через систему образования.
Отметим, что предоставление образовательных услуг, которые включают языковые курсы, стажировки, дополнительное профессиональное образование и т. д., становится одной из важнейших экспортных отраслей развитых стран.
Развивая международное сотрудничество на качественном уровне, вузы России стремятся к тому, чтобы студенты получали международное образование в ведущих мировых университетах, а также стараются принимать иностранных студентов. Проследим динамику последнего двадцатилетия с помощью графика (см. рисунок), заимствованного из книги А. Л. Арефьева, Ф. Э. Шереги. Он показывает, что с 1990-1991 гг. число вузов, которые принимают иностранных студентов, растет. По оси У отмечено количество вузов, которые принимают иностранных студентов, а по оси Х - годы. Таким образом, мы видим динамику роста российских университетов, в которых обучаются иностранные студенты.
1990- 2000- 2001- 2002- 2003- 2004- 2005- 2006- 2007- 2008- 2009- 2010- 20111991 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Динамика роста вузов, обучающих иностранных студентов по очной и заочной формам обучения [3, с. 31-32]
Обратим внимание на табл. 1, в которой перечислены города-лидеры по количеству иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения.
Т а б л и ц а 1
Рейтинг городов, в которых обучалось более всего иностранных студентов по очной форме обучения [3, с. 35-36]
Количество вузов, Число Динамика
Город в которых обучались иностранных студентов 2005/06 -
иностранные студенты очной формы обучения 2010/11
2005/06 уч. г. 2010/11 уч. г. 2005/06 уч. г. 2010/11 уч. г.
Москва 142 157 33 131 38 931 +5 800
Санкт-Петербург 61 65 14 270 17 085 +2 815
Томск 5 7 3 709 4 240 +531
Новосибирск 20 22 1 942 2 706 +764
Воронеж 11 15 1 634 2 484 +850
Томск находится в третьей строчке после крупных городов федерального значения, в которых существует на порядок больше вузов. Это подтверждает актуальность и крайнюю необходимость в развитии международного сотрудничества томскими вузами. Томский политехнический университет находится в активной фазе развития международного образования, которое осуществляется в его стенах уже более десяти лет. Его партнерами в сфере образования стали более 130 университетов из 30 стран мира. Обратимся к краткой характеристике последних лет. В 2012 г. в вузе проходили обучение более 500 студентов из стран дальнего зарубежья, а также из Африки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Что касается общего числа обучающихся в вузе, то из 22 500 студентов более 1 800 -это студенты, прибывшие из иностранных вузов (это около 8 % общего числа студентов ТПУ) [4].
Анализ литературных источников [3, 5-7] позволяет выделить следующие факторы, влияющие на учебную миграцию студентов (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Факторы, оказывающие влияние на процессы учебной миграции студентов вузов
Фактор Влияние
Глобализация и интернационализация мирового пространства Расширение международных связей, в том числе образовательных, между государствами, активное сотрудничество в сфере образования с ведущими вузами Европы и Азии
Научно-технический прогресс Новейшие разработки, актуализация научных знаний, возрастающая роль информации. Все это является следствием того, что сообществу требуются специалисты мирового уровня, способные осуществлять профессиональную деятельность в любых условиях / на любом оборудовании / на любых языках
Участие России в Болонском соглашении «Перестройка» сложившейся годами отечественной системы образования на общеевропейский, международный стандарт
Общий уровень образования мирового сообщества Возрастание ценности высшего образования, ученых степеней, актуализировалась потребность получения образования в рамках нескольких образовательных систем
Дефицит квалифицированных сотрудников на рынке труда Повышение роли квалификации новоиспеченных сотрудников, поскольку поиск сотрудника просто с высшим образованием не является проблемой для российского работодателя
Государственная поддержка сферы образования Национальные проекты, выступающие катализатором требуемых временем преобразований в сфере образования
Международные отношения в сфере образования Разработка и реализация международных программ, урегулирование отношений в сфере образования, а также научных разработок, активная работа по подготовке научных кадров
На желание студентов получить образовательный опыт в сформировавшейся годами европейской системе высшего профессионального образования во многом повлиял переход российских вузов на двухуровневую систему образования, которая уже давно действует в вузах Европы. Этот переход стал катализатором для студенческих поездок с целью внедрения в данную образовательную систему, понимания ее специфики для продолжения успешного обучения в российских вузах. На основе проведенного нами интервью (дата проведения - февраль 2013 г.) с участниками различных образовательных программ (академических обменов в страны Европы, в том числе Норвегию, Германию и Швецию), мы выделили следующие образовательные формы:
- отсутствие четкого разграничения лекционных и практических занятий, обсуждение текущего раздела или темы происходит непосредственно на занятии;
- использование большого количества свежей информации, личного опыта педагогов и студентов;
- применение практики групповых заданий и подготовки итоговых проектов, которые в течение учебного семестра помогают наладить коммуникацию между студентами, тренировать языковые навыки. Задания подобного типа улучшают усвояемость материала с помощью обсуждений, аргументации, изложения своей позиции на иностранном языке;
- привлечение специалистов, нередко даже из разных стран, для проведения практикумов и лекционных занятий. Благодаря такому подходу информация поступает к студентам из «первых рук»: от специалиста - к студенту.
На основе выделенных образовательных форм нами выстраивалась логика преподавания дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» в НИ ТПУ для выпускного курса бакалавров по специальности 100 103 «Туризм». Специальность ориентирована на подготовку специалистов (с 2012 г. - бакалавров) социально-культурной сферы. Студенты данной специальности являются наиболее мобильной социальной группой, будущая работа которых во многом связана с зарубежными поездками, обучением, стажировками. Таким образом, со студентами были проведены занятия с использованием разных форм образовательной деятельности: лекция-погружение в интерактивном режиме, круглые столы, групповые и проблемно-творческие задания, учебные проекты, семинары-практикумы с приглашением специалиста, научно-практические семинары. Другими словами, активно применялись те формы, которые используются в зарубежных вузах.
Т а б л и ц а 3
Формы организации образовательной деятельности, использованные при преподавании дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии»
Форма образовательной деятельности Описание Позиция студентов и преподавателя в образовательной деятельности Преимущества
1 2 3 4
Лекция-погруже -ние в интерактивном режиме Лекция подготовлена с помощью мультимедийного оборудования, выведена на проектор. До изучения темы студентам предлагалось выполнить входной тест в электронном формате, принять участие в обсуждении основных вопросов темы, наглядно обсудить допущенные ошибки в тесте после презентации нового материала. Дается в начале курса или в начале изучения новой темы Преподаватель выполняет роль координатора действий студентов, оказывает консультативную помощь в решении спорных вопросов. Студенты -активные участники занятия Полемика по поводу тестовых заданий, работа в коллективе, наглядное понимание ошибок
Круглый стол (устная фронтальная дискуссия) В начале практического занятия задается открытый (проблемный вопрос). Студенты коллективно ведут обсуждение, аргументируя по очереди свою позицию, приходят к единому мнению и озвучивают окончательный ответ. Ответ обсуждается с преподавателем Студенты - активные участники дискуссии, преподаватель выполняет роль слушателя Коллективная работа, умение выделить верную информацию из общего потока, навыки аргументации
О к о н ч а н и е т а б л. 3
1 2 3 4
Групповое задание Студенты разделяются на группы в случайном порядке, каждой из групп выдается свое задание. Обсуждение ведется общее по каждому из вопросов, каждая из групп аргументирует свою точку зрения, остальные задают вопросы, уточняют детали. Оценка выставляется единая для всех участников группы с учетом мнения остальных студентов Преподаватель выполняет роль координатора и слушателя. Студенты -активные участники Коммуникация между участниками группы вне зависимости от их межличностных отношений, формирование навыков аргументации, ответа от лица коллектива, ответственность за групповую оценку
Проблемно- творческое задание Студентам выдается тезис и 15 минут на размышление. В течение этого времени студенты должны развить мысль согласно изученным основам предмета. Ответ на задание презентуется всему коллективу, приводятся веские аргументы. Ведется обсуждение. Ответ лимитируется 2-3 минутами. Дается в конце изучения курса Преподаватель выполняет роль слушателя, каждый из студентов по очереди становится главным участником диалога Формирование навыка выслушивать мнения окружающих, навыка аргументации, навыка адекватной реакции на лимитированное время, умение в 5-7 предложениях выразить свою мысль
Учебный проект За несколько недель до экзамена/зачета/ иной формы контроля студентам дается задание. Оно выполняется несколько недель и презентуется всему коллективу. Проект может быть выполнен индивидуально либо коллективно (не более 2 человек). Оценку выносят студенты, прослушавшие защиту одногруппника (-ов), аргументируют свою позицию. Финальная оценка выносится в соответствии с мнением преподавателя Преподаватель выполняет роль консультанта, координатора, слушателя. Студент -активный участник диалога Формирование навыка коллективной работы, способность беспристрастного выставления оценки, навык отрешения от межличностных отношений при выставлении оценки и обсуждении проекта
Семинар-практикум с приглашением специалиста На одно из занятий приглашается специалист-практик в своей области, рассказывает и показывает тему на конкретных примерах. Студенты задают интересующие практические вопросы, аргументируют свою точку зрения Преподаватель выполняет роль слушателя, консультирует по вопросам, связанным с теоретической основой. Студенты-слушатели могут становиться участниками диалога Формирование навыка задавать практические вопросы; организация квазипрофессиональной деятельности
Научно-практический семинар Занятие начинается с краткого лекционного материала, по итогам которого выдается задание с использованием только что полученной информации и конспектов, таким образом лекция переходит в практическое занятие, на котором может выполняться практикум, эссе, краткая лабораторная работа Преподаватель - лектор, консультант. Студент - слушатель Умение слушать и воспринимать информацию, аргументация, развитие студента как активного участника диалога
Таким образом, табл. 3 наглядно демонстрирует нам позицию студента и преподавателя, подчеркивает актуальность использования различных форм образовательной деятельности при подготовке специалистов (бакалавров). Акцент в работе со студентами делался на увеличение объема самостоятельной работы студента, на методы активного вовлечения в образовательную деятельность. Студенты отмечают положительную динамику, акцентируя внимание на интерактивной работе, активном взаимодействии друг с другом, с преподавателем, а также на обучении, которое связано с пониманием, а не заучиванием учебного материала. Подчеркнем, что возможность познакомиться с новыми формами организации образовательной деятельности в принимающем вузе создает базу для самообразования студентов и развития профессиональных компетенций.
Итак, отметим, что сфера образования формирует особый вид миграции - учебную миграцию, которая занимает одно из ведущих мест в общем миграционном потоке. Кроме того, основной фактор современного производства, современной экономики - интеллектуальный продукт, который поддерживает благоприятное состояние как российской, так общемировой экономики. Известно, что интеллектуальный продукт - это источник конкурентных преимуществ высокого порядка, благодаря этому студенческая мобильность признается приоритетным направлением в обучении. Понимание того, что обладание конкурентным преимуществом позволяет открыть новые горизонты в профессиональной деятельности, приводит к формированию миграционных потоков, связанных с получением высшего профессионального образования [8]. Таким образом, подчеркивается роль получения высшего профессионального образования, формирования определенных компетенций для успешного применения в дальнейшей профессиональной деятельности [9]. Вузы, соответственно, заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов, способных реализовать себя в профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящие модели и формы обучения, включая разнообразные формы учебной миграции.
Список литературы
1. Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. 2012. Т. 3, № 3. С. 42-51.
2. Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. URL: http://www.fms.gov.ru/ about/science/science_session/forth/vih.pdf (дата обращения: 10.08.2014).
3. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. М.: Центр социол. иссл., 2013. 228 с.
4. Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики социальной адаптации // Изв. Томского политехн. ун-та. 2012. Т. 321, № 6. С. 187-190.
5. Полетаев Д. В., Дементьева С. В., Зурабишвили Т. З. Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации новой миграционной политики // Изв. Томского политехн. ун-та. 2014. Т. 324, № 6. С. 118-125.
6. Долгих Е. Изменения в миграционных трендах за постсоветский период // Экономико-политическая ситуация в России. 2007. № 2. С. 38-43.
7. Строев В. В. Учебные миграции и движение регионов к обучающему сообществу // Изв. Уральского гос. экон. ун-та. 2007. Т. 18, № 1. С. 204-210.
8. Дьяченко А. В. Индикация ориентиров формирования конкурентоспособного человеческого капитала // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. 2003. № 6. С. 93-98.
9. Ростовцева В. М., Вельш А. В. Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). C. 56-59.
Шпет Е. Н., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: katja-shpet@mail.ru
Материал поступил в редакцию 18.10.2014.
E. N. Shpet
STUDY MIGRATION AS A TOOL FOR TRAINING OF THE STUDENTS
OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH THE USE OF FOREIGN EDUCATIONAL SYSTEM'S PRACTICES
The article deals with the research of a special kind of migration - the study one. It regards the role that migration plays in educational process as well as in the development of the scientific and technological progress, economy, globalization, integration of Russia into the world's educational system. The definition of the term "study migration", which is given in the article, is drawn on the sources of literature, as the authors consider the term only in its economical, demographical and sociological aspects. The article accentuates the functions of educational service export; gives the data on the dynamics of the growth of the number of the international students, who study at Russian higher education institutions, the rating of cities with the biggest number of foreign students studying in them. Drawing on the literature sources analysis there were elicited the factors which influence the study migration processes. On the basis of interviews with students who took part in the academic exchanges there were elicited the educational forms used at foreign higher education institutions.
Key words: migration, study migration, competitive advantages, educational system, educational activity, educational forms.
References
1. Fursa E. V., Rogova T. M. Mezhdunarodnya uchebnaya migratsiya: tendentsii i osobennosti sovremennogo razvitiya [International study migration: tendencies and particularities of the modern development]. Journal of Economic Regulation, 2012, vol. 3, no. 3, pp. 42-51 (in Russian).
2. Vikhovanets O. D. Obrazovatel'naya migratsiya kak chast' migratsionnoy politiki Rossii [Study migration as a part of Russian migration politics]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf (accessed 10 September 2014) (in Russian).
3. Arefiev A. L., Sheregi F. E. Inostrannye studenty v rossiyskih vuzah. Razdel pervyy: Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovaniya [Foreign students at Russian institutions of higher education. The first section: Russia in the international educational market]. Moscow, Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy Publ., 2013. 228 p. (in Russian).
4. Dementieva S. V., Giniyatova E. V. Uchebnaya migratsiya v Tomskiy politehnicheskiy universitet: mehanizmy i praktiki sotsial'noy adaptatsii [Study migration to the Tomsk Polytechnic University: mechanisms and practices of social adaptation]. Izvestiya Tomsko-go politehnicheskogo universiteta - Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, vol. 321, no. 6, pp. 187-190 (in Russian).
5. Poletayev D. V., Dementieva S. V., Zurabishvili T. Z. Potencial uchebnoy migratsii v professional'nye obrazovatel'nye organi-zatsii novoy migratsionnoy politiki [The potential of the study migration to the professional educational organizations of the new migration policy]. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta - Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2014, vol. 324, no. 6, pp. 118-125 (in Russian).
6. Dolgikh E. Izmeneniya v migratsionnykh trendakh za postsovetskiy period [The changes of migration trends which took place during the post-Soviet period]. Ekonomiko-politicheskaya situatsiya v Rossii - Economic and political situation in Russia, 2007, no. 2, pp. 38-43 (in Russian).
7. Stroev V. V. Uchebnye migratsii i dvizheniye regionov k obuchayushchemu soobshchestvu [Study migrations and the advance of regions towards the learning community]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Proceedings of Ural State Economic University, 2007, vol. 18, no. 1, pp. 204-210 (in Russian).
8. Dyachenko A. V. Indikatsiya orientirov formirovaniya konkurentosposobnogo chelovecheskogo kapitala [Indication of the orienting points of the forming of competitive human capital assets]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta -Volgograd State University Bulletin, 2003, no. 6, pp. 93-98 (in Russian).
9. Rostovtseva V. IVI., Velsh А. V. Formirovaniye osnov professional'noy kompetentsii studentov v period uchebnoy praktiki v sovre-mennom vuze [The forming of the basis of the students' professional competence in the period of field studies at the contemporary institution of higher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 56-59 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: katja-shpet@mail.ru