Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2014. №1 (25)
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
УДК 316:44
М.О. Абрамова, А.Ю. Рыкун, Е.В. Сухушина, К.М. Южанинов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ТРУДОВЫЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТОМСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Cотрудниками кафедр социальной работы и социологии философского факультета ТГУ методом формализованного интервью весной 2013 г. опрошены студенты, обучающиеся на старших курсах шести высших учебных заведений города Томска. Среди задач исследования было выявление жизненных планов студентов после получения диплома. Рассматриваются миграционные ориентации студентов, оценка возможностей их трудоустройства и готовность к организации собственного дела, а также планы по продолжению образования.
Ключевые слова: студенческая молодежь, мобильность, миграция, образовательные планы, трудоустройство, университеты.
Интерес к изучению молодежи как отдельной группы, отличной от взрослых и детей, являлся весомым среди значительного числа социальных исследователей как на протяжении всего XX века, так и в настоящее время [1]. Имеются исследования, посвященные изучению феномена молодежи в целом, исследуются и ее отдельные подгруппы, в том числе студенческая молодежь, рабочая и другие [2, 3]. При этом среди традиционных тем, находящихся в фокусе, находятся ценностные ориентации, миграционная активность, субкультуры, девиантное поведение, поведение на рынке труда и в сфере образования и других [4].
Томск - университетский город. Как отмечено в его уставе, научнообразовательный комплекс играет роль градообразующего, и томский НОК первым появился в азиатской части России [5]. В городе действует десять учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, шесть из них являются государственными университетами. В учебные заведения Томска поступают как выпускники школ города и Томской области, так и приезжая молодежь из других субъектов Федерации, а также других стран. По доле студентов в общем числе населения Томская область занимает третье место в России (по данному показателю ее опережают только Москва и Санкт-Петербург): фактически каждый пятый житель полумиллионного Томска - студент. При этом более 50 процентов студентов - иногородние, из которых девять процентов - иностранные студенты [6].
Очевидно, что студенты вузов оказывают значительное влияние на жизнь города в самых разных сферах. Актуальной задачей, стоящей перед Томской областью, является создание условий для того, чтобы наиболее талантливые и успешные выпускники университетов оставались на территории региона.
Основой для подготовки данной статьи выступают результаты социологического исследования, проведенного коллективом сотрудников кафедр со-
циологии и социальной работы философского факультета Томского государственного университета. Сбор данных проводился с 13 по 20 мая 2013 г. методом формализованного интервью. Опрашивались студенты очной формы обучения шести государственных университетов: Томского государственного университета (ТГУ), Томского политехнического университета (ТПУ), Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ). Поскольку в задачах исследования речь шла о выяснении имеющихся планов после окончания обучения, из генеральной совокупности были исключены студенты младших курсов. В ходе исследования опрашивались студенты старших курсов бакалавриата и специалитета (3-5-й год обучения) и обучающиеся в магистратуре.
Методом отбора респондентов послужила пропорциональная стратифицированная выборка: для каждого вуза выборка строилась отдельно, объем выборки в каждом вузе соответствовал доле обучающихся в конкретном уч -реждении. Кроме того, для коррекции выборки использовались квоты по полу и курсу обучения, а также предыдущему месту проживания (местные/иногородние/иностранные студенты). Общее количество опрошенных составило 1060 респондентов. После ремонта выборки доля обработанных анкет составила 990.
Исследование проводилось по заказу Администрации Томской области.
Миграционные ориентации студентов
Тема миграции является одной из самых актуальных на протяжении последних лет. Чаще всего поднимаются вопросы, касающиеся приезжающих в страну с целью работы. Обсуждается, насколько трудовые мигранты необходимы или, напротив, мешают развитию экономики [7]. Одновременно не следует забывать об иных мигрантах, тех, кто приезжает с целью учебы, а также о значимости перемещений как внутри страны, так и за ее пределами.
Молодежь является одной из самых активных и готовых к мобильности социальных групп [8]. С одной стороны, в силу возраста, отсутствия у большинства собственной семьи, отсутствия простроенной карьеры, а с другой, наличия амбиций они больше других открыты новому опыту, неопределенности, изменениям географическим, материальным, семейным и иным. Молодые люди меньше рефлексируют относительно последствий, которые могут быть после соприкосновения с неопределенностью, вследствие чего смелее идут на возможный риск [9. С.7].
Хотя в целом под мобильностью могут подразумеваться социальная (изменение своего положение на социальной лестнице), культурная (перемещение между субкультурами) и другие, в данном случае мы будем рассматривать только географическую мобильность, т. е. наличие опыта и готовности к миграции - перемене места жительства.
Среди молодежи учащиеся высших учебных заведений, пожалуй, одна из наиболее мобильных групп. Дополнительная возможность перемещений для них - это академическая мобильность. Собственно, подавляющее большинство студентов уже имеют опыт переезда: среди тех, кто принял участие в опросе, больше половины приехали в Томск для получения высшего образования (62%). При этом больше всего тех, кто является выходцами из других населенных пунктов Сибирского региона (28%). Есть и те, кто проделал более длинный путь: в Томске учатся приехавшие из других частей России (10%), а также граждане стран СНГ (22%) и стран дальнего зарубежья (2%).
Далеко не все еще решили, где именно они будут жить после окончания вуза: каждый шестой не имеет ответа о месте проживания после окончания вуза (17%). Остальные дали ответы о своих намерениях, однако и среди них
далеко не все определились окончательно: фактически каждый третий выби-
1
рает между несколькими вариантами .
Планируют остаться жить в Томской области чуть менее половины обучающихся (43%), при этом главным образом в двух городах - в Томске или Северске (39%). Чуть больше половины (52%) предполагают жить в одном из городов России (в т.ч. 17% в Сибирском федеральном округе). Следует отметить, что существенна доля тех, кто планирует уехать в страны дальнего зарубежья: такие планы у каждого шестого (17%). В страны СНГ меньше (6%).
Очевидно, что для части студентов после получения диплома характерно желание вернуться к себе домой. Однако оно свойственно далеко не каждому. Одновременно имеются студенты, которые приехали в Томск для получения образования и хотели бы закрепиться здесь и в будущем. Если рассматривать зависимость выбора дальнейшего места проживания от того, является ли студент местным жителем или приезжим, то разница очевидна. Города Томск и Северск являются приоритетным местом последующего места жительства для томичей (здесь планируют жить 66% томичей и жителей области), при этом ехать в районы области хотели бы единицы (3%). Что касается иногородних, то два томских города для них менее предпочтительны, чем иные населенные пункты Российской Федерации: лишь треть (34%) планируют для будущей жизни Томск (или Се-верск), а о готовности жить в одном из других городов, регионов Российской Федерации заявляют чаще (43%). Одновременно, для иногородних студентов районы Томской области выглядят более привлекательными:
о переезде в другие населенные пункты региона думает каждый десятый (12%). Еще четверть думают о переезде в один из городов Сибирского региона (25%). Студенты-иностранцы чаще всего выбирали один из городов РФ как планируемое место жительства (49%), на втором месте - Томск и Томская область (в совокупности 30%), на третьем - страны дальнего зарубежья (27%).
1 Сумма ответов на вопрос о месте жительства в будущем превышает 100%, поскольку чуть менее трети (29%) еще не определились окончательно и находятся в ситуации выбора между двумя потенциальными местами проживания.
Таблица 1. Планируемое место жительства студентов после окончания вуза в зависимости от их предыдущего места проживания (в %)
Томичи Иногородние (другие регионы РФ) Иностранные
В Томске, в Северске 66 34 24
В районе Томской области 3 12 6
В одном из городов Сибирского региона 5 25 10
В одном из городов, регионов Российской Федерации 29 43 49
В одной из стран СНГ 2 3 17
В странах дальнего зарубежья 12 14 27
Еще не определился 21 15 19
Интерес вызывает межвузовское сравнение по данному показателю: наиболее мобильными являются студенты ТУСУРА, ТПУ и ТГУ - каждый пятый студент (по 20% в каждом вузе) планирует уехать после обучения в страны дальнего зарубежья. Подтверждает эту тенденцию и тот факт, что среди планирующих жить за пределами Сибирского региона РФ лидируют те же самые вузы - ТУСУР (50%), ТПУ (45%), ТГУ (43%). Правда, СибГМУ и ТГАСУ по данному показателю отстают ненамного - ТГАСУ -42%, СибГМУ - 41%. Причем здесь необходимо учитывать тот факт, что доля прибывших из городов, находящихся за пределами Сибирского региона, составляет меньшую часть (ТГПУ - 5%, ТПУ - 14%, ТГУ - 9%, ТГАСУ - 6% и СибГМУ - 20%). Это говорит о достаточно сильном оттоке студентов, в том числе и томичей, из города после завершения процесса обучения.
Таблица 2. Планируемое место жительства в зависимости от вуза (в %)
ТГУ ТПУ ТГПУ СибГМУ ТУСУР ТГАСУ
В Томске, в Северске 34 25 62 41 33 48
В районе Томской области 5 1 24 9 8 9
В одном из городов Сибирского региона 18 14 9 22 24 17
В одном из городов, регионов Российской Федерации 43 45 24 41 50 42
В одной из стран СНГ 4 8 3 5 9 8
В странах дальнего зарубежья 20 20 6 13 20 17
Еще не определился 19 20 13 21 16 14
В то же время привлекательность Томска тоже достаточно велика. Наиболее привлекательным Томск и Томская область как дальнейшее место жительства являются для студентов ТГПУ (86%), ТГАСУ (57%) и СибГМУ (50%). Если сравнить две таблицы («место жительства до поступления»
и «планируемое место жительства»), то можно увидеть, что число студентов, готовых остаться в Томске и Томской области, выше общего количества коренных томичей и жителей области, данная закономерность наблюдается по всем вузам, кроме одного, - среди студентов ТПУ, согласно выборке, 36% томичей и жителей области, а в Томске и Томской области планируют остаться только 26%.
Наименее «привлекательными» с точки зрения жительства после окончания университета являются районы Томской области, другие города Сибирского региона и страны СНГ.
При этом необходимо отметить, что если бы были предоставлены все необходимые возможности (в частности, хорошая работа и жилье), то в Томской области в целом осталось бы несколько больше выпускников (45%, в том числе именно в Томске - 43%).
Факторы выбора места жительства и будущей работы
Для того чтобы понять, что может оказывать влияние на выбор студентами своего будущего места проживания, в анкете предлагался список из 17 пунктов. Среди них были перечислены самые разнообразные факторы, касающиеся состояния различных сфер жизни города: развитость рынка труда, транспортные схемы, экологическая обстановка, климат, возможности для получения образования, уровень медицины, условия для воспитания детей и другие. Каждый из предложенных факторов респондентам было необходимо оценить по степени влияния на их личное решение о месте проживания после получения диплома (предлагалась шкала «сильно влияет», «влияет, но не сильно», «нет, не влияет»; к тому же, конечно, опрашиваемым давалась возможность «затрудниться с ответом»).
Основными факторами, которые являются принципиально значимыми при выборе места жительства и будущей работы, с точки зрения самих студентов, являются те, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. В первую очередь, это возможность сделать карьеру (79% опрошенных отметили сильное влияние данного фактора), размер заработной платы (76%), а также содержание («интересность») трудовой деятельности (75%). Кроме того, существенное влияние на выбор места жительства оказывает возможность приобретения жилья - данный фактор занимает второе место по значимости в общем списке факторов (77%).
Есть группа молодых людей, полагающих, что влияние описанных выше факторов на их решение о выборе места жительства, хотя и имеется, но не является сильным (по каждому из факторов доля таковых студентов составляет от 15% до 19%). Однако отрицать, что будущая работа и приобретение жилья не играют существенной роли, готовы лишь единицы (3%-4%) (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг факторов, влияющих на выбор будущего места жительства
Высока значимость при определении места для проживания у блока показателей, связанных с состоянием социальной сферы. Так, большинство студентов будут всегда обращать внимание на имеющиеся возможности для образования (61%) и для воспитания детей (67%), уровень здравоохранения (54%). Опять же лишь для незначительной доли опрошенных эти аспекты не являются значимыми (по 7%).
Далее по важности для определения будущего места проживания - доступность аренды жилья (52% отметили влияние этого фактора в качестве очень значимого). Нужно отметить, что после окончания обучения треть всех нынешних студентов планируют снимать жилье в Томске (32%) и в два раза меньше тех (15%), кто готов его покупать.
Важна для студентов и инфраструктура и состояние города: чуть меньше половины отмечают принципиальное значение удобства транспортных схем (46%), хорошей экологической обстановки (45%), уютности города (43%). Более чем для трети важны имеющиеся в городе возможности для отдыха (37%).
В целом нужно отметить, что в представленном студентам списке не нашлось ни одного пункта, который для большинства студентов не имел бы значения при определении места будущего жительства. Одновременно, по
сравнению с остальными факторами несколько меньшую роль в данном вопросе играют климат и доброжелательность населения (18-20% отмечают, что не будут обращать внимание на них), а также развитость сферы услуг, продовольственных и универсальных магазинов (21-26%).
Планы по трудоустройству
Сложности трудоустройства после получения диплома традиционно оцениваются студентами как довольно серьезные. Однако современная ситуация в России на рынке труда, которую значительное число авторов оценивают как посткризисную, создает дополнительные сложности для трудоустройства [10]. Как показывают результаты исследования, среди студентов томских университетов по данному вопросу явные оптимисты находятся в меньшинстве: в том, что найти нужную работу будет достаточно легко, уверен лишь каждый шестой (16%). Оценивая возможности своего будущего трудоустройства, чаще всего студенты считают, что им нужно будет постараться, чтобы найти себе подходящее место (43%). Еще часть настроены более пессимистично, они полагают, что трудоустройство будет сложным делом (16%). При этом есть и те, кто полагает, что вовсе не найдет подходящей работы (5%). Единицы (1%) вовсе не собираются работать.
При этом имеются и те, пусть и в небольшом числе (4%), у кого проблема трудоустройства не стоит, поскольку подходящая работа уже найдена.
Сравнительный анализ различий между вузами показывает, что значимых отклонений в оценке возможностей будущего трудоустройства у студентов нет. Исключением является, пожалуй, лишь один момент: значительно более оптимистично на данный вопрос смотрят студенты ТГПУ (27% из них выбрали вариант «я легко и быстро найду нужную мне работу» по сравнению со средним по выборке в 16%). Аналогичная ситуация наблюдалась и с негативными ответами: только 7% студентов ТГПУ полагают, что найти работу будет очень трудно по сравнению с 19% в среднем по другим вуза (только студенты ТГАСУ продемонстрировали похожий показатель в данном вопросе -8%). Это объясняется отчасти и тем, что именно студенты ТГПУ в гораздо большей степени уже имеют предложения от работодателей - 36% по сравнению со средним в 14,8% по остальным вузам.
Кроме того, нужно отметить, что значительная доля студентов (42%) уже во время своего обучения подрабатывают временно или на постоянной основе.
Большинство (66%) собираются работать по специальности после окончания вуза. Небольшая доля (9%) уже сейчас не собирается этого делать. При этом довольно весомая часть - четверть студентов (25%) - затруднилась ответить, планируют ли свою работу связывать с получаемой специальностью.
Существенной разницы между томичами, иногородними и иностранными студентами в данном вопросе не существует. Единственно, обращает на себя тот факт, что среди иностранцев гораздо меньше студентов, не собирающихся в дальнейшем работать по специальности (6% в сравнении с 10% у томичей и 11% среди иногородних). Такое различие можно объяснить их более высокой мотивацией в отношении профессиональной подготовки, побудившей их выбрать Томск в качестве места обучения.
Выделив в отдельную группу иностранцев, планирующих остаться в Томске, можно отметить, что их желание работать в дальнейшем по специальности очень высоко - 74%. У иногородних студентов этот показатель почти не отличается от общего показателя по выборке - 64%.
Сравнительный анализ между вузами по данному показателю значительных различий не показал, но выявил некоторые особенности: в большей степени ориентированы на работу по специальности студенты Сиб-ГМУ (89%), ТГАСУ (83%) и ТПУ (72%), у остальных вузов показатели ниже - ТГУ (60%), ТУСУР (56%), ТГПУ (52%). Соответственно, можно сделать вывод, что медицинский университет и архитектурно-строительный предлагают наиболее привлекательные, профориентированные для своих студентов специальности. Иными словами, студенты имеют достаточно четкое представление о том, куда и кем им пойти работать после получения диплома.
Важным элементом трудоустройства являются ожидания студентов относительно минимального уровня заработной платы. В среднем они таковы: абсолютное большинство (84%) ожидает начальную зарплату в размере от 1000 до 30000, только 11% от 31000 до 60000 и 2% - зарплату более 60000. При сравнительном анализе по вузам становится очевидным, что на большую зарплату (с начала работы - более 31000 рублей) в большей степени претендуют студенты ТПУ (20%) и в меньшей - студенты ТГПУ (5%).
Готовность к организации собственного дела
Альтернативой наемному труду для обучающихся в университетах является организация собственного дела. Среди нынешних студентов имеются те, у кого уже сейчас имеется бизнес, однако доля их очень невысока (2%). В ближайшее время намерены открыть собственное дело чуть более десятой части студентов (12%). Безусловно, речь идет о намерениях, планах, вероятно, не все они будут реализованы.
Нужно отметить, что менее десятой части говорят о нежелании заниматься собственным бизнесом (9%). Подавляющее большинство не планируют, но допускают для себя такую возможность в будущем (68%).
Иногородние и иностранные студенты, планирующие остаться в Томске и Томской области, не демонстрируют значительных отличий от общих выборочных показателей: собственное дело есть у 3% иностранных и 2% иногородних студентов (в целом из числа ответивших собственное дело есть у 2%), собираются его открыть в ближайшие годы - 14% иностранных и 11% иногородних, а допускают такую возможность в будущем 66% иностранных и 70% иногородних студентов.
Сравнительный анализ между вузами выявил следующую особенность: существенной разницы в таких вариантах ответа, как «у меня уже есть собственное дело» и «допускаю такую возможность в будущем» нет, но интерес вызывает распределение ответа «собираюсь открыть собственное дело в ближайшем будущем». Значительно выделяются студенты ТУСУРА - среди них этот вариант ответа выбрало максимальное число опрошенных - каждый пятый (20%). Не-
многим меньше желающих стать предпринимателем обнаруживается среди обучающихся в ТГАСУ (17%). Скорее всего, это связано с тем, что именно эти вузы готовят специалистов, ориентированных на работу на малых и средних предприятиях, это объясняется и профилем выпускаемых специальностей. Кроме того, университет систем управления и радиоэлектроники стал одним из немногих в России предпринимательских университетов, именно здесь был открыт первый бизнес-инкубатор. Известно, что данный вуз нацеливает собственных студентов на работу в наукоемких фирмах. Самый низкий показатель готовности открыть собственное дело в ближайшем будущем у студентов СибГМУ: лишь единицы учащихся в данном университете видят себя в качестве бизнесменов (4%). Это говорит о специфике учреждения и о понимании студентами сложности открытия собственного дела в медицинской сфере.
Среди тех, кто планирует организацию собственного дела, большинство (60%) ориентированы на традиционные сферы экономики: сферы торговли, услуг и пр. Оставшиеся готовы рассматривать возможности бизнеса в инновационной сфере (40%).
Отдельное рассмотрение иногородних и иностранных студентов, планирующих остаться в Томске и Томской области, дает следующие результаты: чаще в инновационной сфере планируют работать студенты-иностранцы -54%, в традиционной, соответственно, - 46%. Иную картину демонстрируют иногородние студенты - они в большей степени ориентированы на традиционную сферу (64%) и в меньшей - на инновационную - 36%.
Уточнение данного распределения по вузам дает следующую картину -в наибольшей степени на работу в инновационной сфере ориентированы студенты ТГУ (48%), ТУСУРа (47%) и СибГМУ (46%), в наименьшей - ТГПУ (22%), ТГАСУ (28%) и ТПУ (39%) - данное распределение может быть связано со следующими факторами:
1. ТГУ - студенты Томского государственного университета получают классическое высшее образование, отличающееся хорошей базовой подготовкой, что в совокупности с широким спектром специальностей дает уверенность в собственных силах в отношении открытия собственного дела, имеющего инновационный характер.
2. ТУСУР - профиль деятельности по определению инновационный. Также известно, что уже в процессе обучения наиболее перспективные студенты привлекаются к работе над проектами, имеющими инновационную направленность.
3. СибГМУ - создание собственного дела в данной (медицинской) сфере очень трудоемкий процесс и традиционный рынок насыщен существующими компаниями, поэтому выходить более перспективно с инновационным продуктом.
4. ТГПУ - часто студенты, обучающиеся в педагогическом вузе, воспринимают свое обучение просто как способ получить высшее образование (об этом говорит и тот факт, что они менее всех остальных намерены работать в дальнейшем по специальности), часто в последующем они работают в сфере услуг, которая воспринимается, хотя и несправедливо, как не инновационная.
5. ТПУ - многие студенты политехнического университета ориентированы на работу в больших компаниях добывающего сектора, которым в силу
своих размеров трудно иметь инновационный характер, соответственно, на работу в стабильных условиях в качестве наёмных работников.
Имеются отличия и по полу: девушки настроены более скептически, нежели молодые люди, по поводу организации бизнеса.
Очень важным моментом в вопросе желания открывать собственное дело является оценка города Томска как территории для развития собственного дела. В данном вопросе преобладают нейтральные отзывы - чуть более трети (36%) считают, что Томск ничем не лучше других регионов России с точки зрения перспектив развития собственного дела. Показательно, что на втором месте идет вариант - «затрудняюсь ответить» (29%). На третьем месте по частоте - отрицательная оценка возможностей, имеющихся в Томске, заключающаяся в том, что Томск уступает другим регионам с точки зрения развития собственного бизнеса (20%). И наименьшее число студентов полагают, что Томск имеет позитивные условия и представляет собой перспективную территорию для начала личной предпринимательской деятельности (15%).
Планы на продолжение обучения
После окончания обучения в вузе процесс получения образования не обязательно должен быть закончен. Более того, все чаще говорят как о наиболее конкурентоспособной модели - модели непрерывного образования. При этом можно говорить о существовании образования «длиною в жизнь» (продолжительность и равномерность учёбы на протяжении всей жизни человека) и «шириною в жизнь» (доступность основных форм учебной деятельности для каждого человека и для всех социальных групп) [11]. В данном случае, прежде всего, интересует первый случай.
Для нынешних студентов, безусловно, существуют очевидные возможности продолжения обучения: речь идет как о поступлении в магистратуру для бакалавров, так и в аспирантуру для специалистов и магистров. Кроме того, известно, что часть студентов решают получать второе высшее образование, будь то в связи с изменившимися предпочтениями или для «укрепления» своего образовательного уровня.
Как показало исследование, более трети нынешних томских студентов планируют продолжать учебу после получения диплома (38%). При этом четверть отвергают для себя такую возможность (25%). Нужно отметить, что очень велика и доля неопределившихся (37%), часть которой, вероятно, в итоге выберут продолжение образования.
В большей степени желающие продолжать учебу представлены девушками, среди юношей - их несколько меньше (41% и 36% соответственно). Если сравнивать намерения продолжать образования в различных вузах, то максимальный показатель среди студентов СибГМУ (79%). Объясняется это необходимостью для врачей обучения в ординатуре и интернатуре.
Если рассматривать зависимость от предыдущего места проживания, то можно отметить, что иностранные студенты выражают наибольшее желание продолжать обучение после получения диплома: таковых немногим меньше половины (43%). Несколько меньше нацелены на дальнейшее образование
студенты из других регионов России (37%). Реже всего желают учиться после получения диплома местные жители (34%).
Немаловажным представляется вопрос о том, где будущие выпускники намерены продолжить образование. И судя по всему, Томск как образовательный центр достаточно высоко котируется у студентов. Так, более четверти (27%) планируют продолжать обучение в том же самом вузе, где обучаются в настоящий момент. Десятая часть студентов (9%) имеют намерение остаться в городе Томске, но хотели бы поступить в другое учебное заведение. Немногим отличаются и доли тех, кто хотел бы продолжить обучение в другом городе России (11%) или выбирает иностранный университет (9%). При этом значительная часть еще не приняла решение (44%).
Наблюдаются отличия по месту дальнейшего обучения среди студентов, приехавших в город и живущих в Томске. Так, наибольшее число намеренных остаться в вузе, где учатся в настоящий момент, среди иностранных студентов (32%). Данные показатели демонстрируют привлекательность томского НОК для иностранных студентов. Одновременно, прибывшие из других городов страны чаще остальных намерены продолжать обучение в другом учебном учреждении города Томска.
Таблица 3. Планирование места продолжения обучения (в %)
То- мич Иногород- ний Иностран- ный
Я планирую продолжать обучение в этом же вузе 25 26 32
Я планирую продолжать обучение в другом учреждении Томска 8 12 4
Я планирую продолжать обучение в другом городе России 8 11 12
Я планирую продолжать обучение за рубежом 7 9 11
Затрудняюсь ответить 52 41 41
В целом оценка нынешними студентами томских высших учебных заведений носит определенно позитивный характер: большинство (66% опрошенных) считают, что университеты Томска входят в когорту лучших в России. Думается, что положительная оценка обусловлена не только несомненными реальными достоинствами университетов, но и прочно закрепившимися в массовом сознании «патриотическими» стереотипами, формируемыми, в том числе и транслируемыми СМИ рейтингами. Однако достаточно велика и доля скептиков, полагающих, что томские университеты по своему уровню относятся к числу «средних» (28% в целом по массиву). Однако число тех, кто уверен в низком качестве местных вузов, утверждает, что томские вузы находятся в числе худших, крайне мало (1%).
Общая оценка характеристик вузов Томска демонстрирует типичную и известную картину. По ряду характеристик лидирующие позиции занимают Томский государственный университет и Томский политехнический университет как одни из ведущих и конкурентоспособных в городе, имеющих статус национально-исследовательских. Согласно распределениям ответов, классический университет ценится среди студентов своей известностью, библиотечной базой, а также широким спектром возможно-
стей проявления социальной активности. Проще всего, по мнению студентов, поступить в ТГПУ и ТГАСУ (50 и 51% соответственно). Эти показатели прямо пропорциональны оценке качества образования в данных вузах. Среди всех респондентов минимально равное количество процентов (по 10%) по данной характеристике.
В свою очередь, политехнический университет оценивается студентами различных вузов как наиболее карьероориентированный вуз. Более половины респондентов считают, что ТПУ дает гарантии трудоустройства по окончании вуза при наличии перспективной специальности с высокой заработной платой. Данное мнение во многом связано с такими направлениями вуза, как нефте-газодобыча, энергетика, а также производственной практикой на старших курсах на крупных предприятиях Томска.
Таблица 4. Оценка наличия характеристик, свойственных вузам г. Томска (в %)
ТГУ СибГМУ ТПУ ТГПУ ТУСУР ТГАСУ
Известность 76 28 71 10 42 14
Высокий рейтинг 61 19 73 4 24 4
Качество образования 55 35 67 10 34 10
Сильные исследователи, научные школы 47 18 60 6 22 6
Хорошая библиотека 76 10 37 7 9 7
Востребованность выпускников 38 32 65 14 35 18
Простота поступления 19 10 15 50 26 51
Гарантии трудоустройства по окончании вуза 21 23 50 13 21 13
Высокая заработная плата выпускников 23 12 52 3 20 13
Наличие перспективной специальности 38 25 61 7 33 18
Возможность заниматься спортом, искусством, самодеятельностью 62 22 53 35 34 31
Развитая инфраструктура (современные корпуса, wifi, современное оборудование, хорошие общежития и пр.) 44 10 62 8 30 13
Другое 8 4 9 5 5 6
Также зависимость от курса обучения можно проследить относительно известности вуза. Чем младше курс, тем важнее известность учебного заведения. Этот показатель демонстрирует статусность вуза для студента.
В целом представленные данные свидетельствуют, что студентам ситуация в вузовской среде представляется удовлетворительной. Стабильно хорошее мнение о качестве томских университетов, удовлетворенность инфраструктурой и желание продолжать обучение в Томске подтверждают привлекательность Томска как академического центра как для студен-тов-томичей, так и представителей иных регионов и приехавших из дальнего и ближнего зарубежья.
Литература
1. Омельченко Е. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? [Электронный ресурс] // Полит.ру. 30.06.2006. - URL: http://polit.ru/article/2006/06/30/youthculture/
2. Вишневский Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56-63.
3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124-128.
4.Молодежь: будущее России / под ред. Ильинского И.М. М., 1995. 238 с.
5. Устав города Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) (с изменениями и дополнениями) / Официальный портал муниципального образования «Город Томск» [Электронный ресурс]: - URL: http://admin.tomsk.ru/www/ustav.nsf
6. Рыкун А.Ю., Южанинов К.М., АбрамоваМ.О., СухушинаЕ.В. Томская область: потенциал и реалии инновационного развития // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21). C. 63-77.
7. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 656 с.
8. Омельченко Е.Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце ХХ века // Рубеж, 2003. № 18. С. 145-166.
9. Чупров В.И., ЗубокЮ.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. 230 с.
10. Герций Ю.В., Малышев М.Л. Российский рынок труда в послекризисный период (2011-2012 гг.) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2. С. 39-60
11. Ключарёв Г.А. Правовые основания равнодоступности непрерывного образования. О некоторых аспектах нового закона «Об образовании» // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №2. С. 7-20.
12. КонстантиновскийД.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
13. Ильинский И.М. Молодежь в стратегии будущего России: [Тезисы доклада на 14-м заседании Русского интеллектуального клуба в МосГУ] // Вузовский вестник. 2007. № 3.
Abramova Marija O., Rykun Artjom U., Sukhushina Elena V., Uzhaninov Konstantin M. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation)
CONTEMPORARY REGIONAL STUDENTS AND THEIR EDUCATIONAL, EMPLOYMENT AND MIGRATION PLANS
Key words: student youth, social mobility, migration, educational career, employment, Universities in regional Russia
Unlike most Russian urban settings, Tomsk, located at the heart of Western Siberia is the University town. Tomsk State University founded in 1878 and it was the first institution of higher education beyond the Ural Mountains. At present, six national universities located in Tomsk form the basis of both the local economy and community. The universities attract students not only from the city of Tomsk and Tomsk region but from the other regions of Russia and from abroad. The percent of the student population in Tomsk is third biggest in the nation, giving the lead to Moscow and St. Petersburg only, practically each fifth person in Tomsk is the student, 50% of the students are from out of town, 9% are foreigners.
Obviously the university students, being investors into the area, do affect social and economic life in both, the city itself and the region. Therefore, the important regional task is to keep “the cream of the cream” in the region.
The article is dedicated to the life plans of students of the universities of Tomsk, namely their employment, educational and mobility plans.
The article is based upon the results of sociological research, performed by the Departments of Sociology and Social work of Tomsk State University in September and October 2013 in the city of Tomsk.
References
1. Omel'chenko E. Nachalo molodezhnoj 'ery ili smert’ molodezhnoj kul’tury? ['Elektronnyj re-surs] // Polit.ru. 30.06.2006. - URL: http://polit.ru/article/2006/06/30/youthculture/
2. Vishnevskij Yu.R., Shapko V.T. Student 90-h - sociokul’turnaya dinamika // Sociologicheskie issledovaniya. 2000. № 12. S. 56-63.
3. Karpuhin O.I. Molodezh’ Rossii: osobennosti socializacii i samoopredeleniya // Sociologiches-kie issledovaniya. 2000. № 3. S. 124-128.
4. Molodezh'. buduschee Rossii / pod red. Il'inskogo I.M. M., 1995. 238 s.
5. Ustav goroda Tomska (prinyat resheniem Dumy goroda Tomska ot 04.05.2010 № 1475) (s iz-meneniyami i dopolneniyami) / Oficial'nyj portal municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Tomsk» ['Elektronnyj resurs]. - URL. http://admin.tomsk.ru/www/ustav.nsf
6. RykunA.Yu., YuzhaninovK.M., AbramovaM.O., SuhushinaE.V. Tomskaya oblast'. potencial i realii innovacionnogo razvitiya // Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2013. № 1 (21). C. 63-77.
7. GaidarE.T. Dolgoe vremya. Rossiya v mire. ocherki 'ekonomicheskoj istorii. 2-e izd. M.. De-lo, 2005. 656 s.
8. Omel'chenko E.L. Kul'turnye praktiki i stili zhizni rossijskoj molodezhi v konce HH veka // Rubezh, 2003. № 18. S. 145-166.
9. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Uil'yamsK. Molodezh' v obschestve riska. M.. Nauka, 2001. 230 s.
10. Gercij Yu.V., MalyshevM.L. Rossijskij rynok truda v poslekrizisnyj period (2011-2012 gg.) // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2013. № 2. S. 39-60
11. Klyucharev G.A. Pravovye osnovaniya ravnodostupnosti nepreryvnogo obrazovaniya. O ne-kotoryh aspektah novogo zakona «Ob obrazovanii» // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2013. №2. S. 7-20.
12. KonstantinovskijD.L. Molodezh' 90-h. samoopredelenie v novoj real'nosti. M., 2000.
13. Il'inskij I.M. Molodezh' v strategii buduschego Rossii. [Tezisy doklada na 14-m zasedanii Russkogo intellektual'nogo kluba v MosGU] // Vuzovskij vestnik. 2007. № 3.