этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты обязательства в отношении благополучия своих студентов.
Научить учащегося самому находить баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников, работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.
Далеко не все в немецком опыте социально-педагогической работы с учащимися понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник, социальный педагог в Германии должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные про-
граммы и подписанные контракты. Литература:
1. Г.В.Мухаметзянова. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе: размышления после Юбилейного Конгресса МФСР . /Г.В. Мухаметзянова//Социальная работа - 2006. - №4 - С.27-37
2. Мухаметзянова Г.В. Развитие личности студента - ведущая стратегия модернизации качества высшего образования /Г.В. Муха-метзянова.//Казанский педагогический журнал. - 2005. - №4(41). - с.3-9.
3. Трегубова, Т. М. Социальная работа со студентами в 21 веке - новые обязательства, поликультурный анализ. /Т. М. Трегубова. -Айрекс, электронный журнал «Полемика», вып.№13
4. .Bergius, R. In Richtung auf eine psycholo-gische Theorie des Jugendalters /R. Bergius. -Muenchen, 1970.
5. Boenisch, L. Geschlechterverhaeltnisse /L. Boenisch. - Weinheim, 2001.- s.325
6. Griese, H. Kritik der Interkulturellen Pae-dagogik /H. Griese.- Muenster: LIT 2002. -s.219.
7. Rauschenbach, T.; Zuechner, I. Theorie der
Sozialen Arbeit/T. Rauschenbach, I. Zuechner. In: Thole, Werner (Hrsg.): Grundriss Soziale Arbeit. Wiesbaden, 2005.- s.139-160.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТАТАРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Р.Фахрутдиное, проректор по учебной работе АСО (КСЮИ), к.и.н., доцент
В ходе первой российской рево- литическая жизнь татарского обще-
люции в 1905-07 гг. и созданием ства. В татаро-мусульманском со-
многочисленных политических пар- циуме возникает целый ряд полити-
тий в России активизировалась по- ческих партий и организаций раз-
личной направленности. Среди таких партий особое место занимала партия «Иттифак ал-муслимин», которая являлась организацией с ярко выраженной либерально - демократической направленностью, близкая по своей политической платформе к конституционно-демократической партии России («Партия народной свободы»).
Одно из центральных мест в программе занимали требования, выдвигаемые по вопросам просвещения, которые условно можно объединить в две большие группы. В первой группе - требования, связанные с решением общероссийских проблем образования и просвещения, которые во многом повторяли требования конституционно- демократической партии. В частности, иттифаковцы выступали: за введение на всей территории России всеобщего, обязательного, бесплатного начального образования (это требование в той или иной форме было зафиксировано в программах практически всех политических партий России); за передачу органам местного самоуправления права заведования начальным образованием (причем, в отличие от кадетов, которые только предусматривали возможность такого образования на родном языке, иттифаковцы зафиксировали это как обязательное требование); за свободу частной и общественной инициативы в организации учебных заведений и учебного процесса, а также за уничтожение всех ограничений при поступлении в школу [1].
Особо отмечалась в программе необходимость бесплатного профес-
сионального образования (что, кстати, не нашло своего отражения в программе кадетов), установления связи между различными ступенями школ «для облегчения перехода от низшей ступени к высшей»[2]. В программе также нашли свое отражение требования об автономии университетов и увеличении их числа, о необходимости широкой организации просветительской работы среди населения со стороны высшей школы, о свободных организациях студенчества и т. д.[3].
Отдельным пунктом были заявлены требования, которые касались развития национальной системы образования. В частности, в программе указывалось на необходимость предоставления мусульманам права свободного открытия общеобразовательных, профессиональных и конфессиональных школ и «просветительских учреждений для взрослого населения по программам, установленным самими мусульманами»[4]. «Иттифак» настаивал на свободе преподавания в учебных заведениях на родном и восточном языках, с приглашением ведущих мусульманских авторитетов из зарубежных мусульманских стран. Программа выступала также за предоставление права издания на родном языке (на основе свободы слова и печати) учебников, газет, журналов и иной литературы.
Вторая группа проблем была связана с вопросами образования и просвещения мусульманских народов России, решение которых было предусмотрено специальным постановлением III съезда. Постановление было подготовлено комиссией в
составе А.Апанаева (председатель) и его членами (М.Давидович, Ф.Садыков, Х.Максуди, Г.Буби,
Н.Сулейманов, А.Мустафин и др.) и предусматривало проведение коренной реформы в области национального образования. Главная цель реформы заключалась в «полном преобразовании начальных мусульманских школ - мектебов и медресе - и в передаче заведования таковыми из рук мусульманского духовенства в руки общества» [5], то есть предусматривало создание светского образования для мусульманских народов России. Предполагалось разделение всех существующих учебных заведений на конфессиональные (медресе) и светские (мектебе), последние из которых будучи начальными, должны были охватить все территории с мусульманским населением и «должны быть обязательны для каждого мусульманского мальчика и девочки» [6]. Таким образом речь шла о введении всеобщего и обязательного начального образования для мусульман, независимо от официального введения такого обучения по всей России.
Обучение в мектебах планировалось исключительно на родном языке, изучение же русского языка предполагалось включить в программу средней школы как предмет обучения. Весь курс обучения в начальной школе определялся в четыре года, в средней школе также четыре года, причем оговаривалось, что «в средние школы принимаются только дети, прошедшие курс начальных школ»[7]. Отмечалось, что «содержание преобразуемых начальных школ должно быть отнесе-
но за счет государства, земства и городских самоуправлений»[8], управление начальными и средними школами, «должно быть в руках самих мусульман, из коих образуется и состав дирекции»[9], причем учителя должны назначаться самим населением закрытым тайным голосованием. Учительские кадры должны были получать соответствующее образование в «учительских семинарах» в Казани, Баку, Бахчисарае и других городах.
Медресе, согласно схеме «Итти-фака» имели статус высших конфессиональных учебных заведений и оставались в ведении преобразованных религиозных учреждений. Реформы религиозных учебных заведений должны быть направлены для «улучшения учебной и хозяйственной части со внесением в их программу научных предметов преподавания» [10]. Высшими и Духовными управлениями (махкама ал-исламия) должны быть выработаны единые программы для конфессиональных учебных заведений. И если финансовое содержание начальных школ иттифаковцы требовали вести за счет государства, земства и городов, то средствами для содержания медресе должны стать, согласно постановлению, вакуфы и сбор с учеников.
Постановление затронуло и другие вопросы развития национальных школ. Среди них - отношение «Ит-тифака» к «Правилам о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России», утвержденным Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. Постановление ущемляло
права нерусских народов, стремившихся развивать национальную школу (один из пунктов этих правил гласил, что «...родной язык детей в первые два года обучения в училищах для инородцев служит языком преподавания. В последующие годы языком преподавания должен быть русский язык»)[11]. Съезд высказался за отмену этих правил, отметив, что «утвержденные... правила по содержанию своему, особенно по цели, которая ими преследуется, не применимы к осуществлению их среди инородческого населения, вызывает и вызовет неудовольствие и отрицательное отношение к школе вообще» [12].
Программа «Иттифака» отразила и стремление передовой татарской общественности к справедливому решению вопросов взаимоотношения различных конфессий. В противовес крайне консервативным партиям, которые провозглашали православие господствующей и государственной религией, «Иттифак», вслед за партиями демократической направленности, требовал равноправия всех конфессий и провозглашал, что «ни одна из существующих в государстве религий не может иметь значения религии господствующей и государственной и поэтому никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются»
[13].
Иттифаковцы требовали проведения коренной реформы в области управления духовными делами
мусульман, которые предусматривали, прежде всего, выборность
- избрание самими общинами всех должностных лиц мусульманского духовенства, в том числе высших должностных лиц (глава мусульман - муфтий назначался правительством и подчинялся непосредственно министру внутренних дел); а также право образования религиозных учреждений; общественный контроль за действиями религиозных учреждений; полное распоряжение всеми видами имуществ, принадлежащих мечетям и мусульманским учебным заведениям.
[14]
Для решения перечисленных выше проблем было принято постановление, в котором были указаны конкретные меры по реформе и реорганизации управления духовными делами мусульман России. Специальная комиссия из числа представителей духовенства (председатель комиссии -Г.Баруди) представила доклад из тринадцати пунктов, который после длительного обсуждения был утвержден съездом.
Согласно данному постановлению, религиозные реформы предполагалось начать с преобразования Духовных управлений мусульманских народов России. Предусматривалась выборность всех высших мусульманских должностных лиц (муфтиев) на основе «доброй и свободной воли всех мусульман из лиц вполне компетентных в религиозных вопросах, безупречной нравственности и знакомых с требованиями
современной жизни» [15]. Все
вновь избранные муфтии (Оренбургский, Таврический, Туркестанский, два - на Кавказе) должны были переименоваться в шейх ал-исламы, которые избирались на пять лет. Предлагалось изменить и название Духовных управлений; впредь эти руководящие религиозные органы мусульман предполагалось называть махкама ал-исламия, в компетенцию которых передавались практически все религиозные и учебные дела мусульман. Достаточно смело требовалось от правительства невмешательства во все внутренние дела махкама ал-исламии, в ведение которых, в частности, передавались: строительство и открытие мечетей и мусульманских учебных заведений (мектебов и медресе); изыскание и распределение средств, необходимых для открытия и содержания мечетей и всех типов мусульманских учебных заведений; заведование ва-куфными имуществами; утверждение и увольнение всех мусульманских должностных лиц (имамов, муэдзинов, мударрисов, мугаллимов и др.); ремонт мечетей, мектебов и медресе, а также выполнение функций арбитражного суда для решения споров по брачным, бракоразводным, наследственным и религиозным делам [16]. В организационном плане махкама ал-исламии подчинялись губернские и уездные меджлисы, которые являлись местными органами Духовного управления, которые, в свою очередь, руководились указаниями и инструкция-
ми исключительно махкама ал-исламия. Тем же постановлением все мусульманское духовенство уравнивалось во всех правах с православным духовенством.
С целью консолидации всех мусульманских общин России, учреждалась должность высшего в России мусульманского духовного лица - раис ал-улама, которому подчинялись все пять шейх ал-исламов. Главные функции раис ал-улама, избираемого на должность мусульманами всей России, заключались, в объединении всех махкама ал-исламии, состоящих при шейх ал-исламах, а также в праве личных докладов «Государю Императору о нуждах мусульман» [17] и утверждении в должностях наиба (заместителя) шейх ал-ислама и кадиев (мусульманский судья-чиновник, в ведении которого находятся дела, относящиеся к ритуальному, семейному, частному праву) [18].
Анализ программных требований по вопросам просвещения показывает, что татарские либералы, вслед за партиями демократической направленности, противопоставили крайне правым, черносотенным организациям, призывавшим к «единой русской государственной школе», систему демократической, децентрализованной школы гуманистического содержания. Анализ реформы, направленной на кардинальное преобразование, а во многом и становление (у некоторых мусульманских народов Туркестана и Северного Кавказа) национальной школы, основанной на всеобщно-
сти начального светского образования, самостоятельности, а также гуманистических и просветительских традициях джадидизма, показывает, что татарская передовая общественность видела в самостоятельных религиозных институтах и реформированных национальных школах основу политического и экономического возрождения мусульманских народов.
Требование коренной реформы в области управления религиозными делами мусульман, направленное на полную самостоятельность религиозных учреждений и конфессиональных учебных заведений означало, что татарская общественность тесно связывала решение задач повышения национального самосознания нации с предоставлением мусульманскому духовенству организационной самостоятельности, и что являлось, без сомнения, важным шагом на пути эволюции татарского национально - демократического движения.
Примечания:
1. Программа мусульманской парламентской фракции в Государствен-
ной Думе (Вторая Ду-
ма)/Политическая жизнь русских мусульман до февральской революции.
- Оксфорд, 1987. - С .74-75.
2. Там же. - С .74.
3. Там же. - С. 75.
4. Там же.
5. Третий Всероссийский съезд мусульман. Постановления и резолюции. - Казань, 1906. -С .21.
6. Там же.
7. Там же. - С .22.
8. Там же. - С .22.
9. Там же. - С .22.
10. Третий Всероссийский съезд мусульман... - С .22.
11. Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденная Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. и дополненное в 1907 г. - СПб., 1907.-С.3.
12. Третий Всероссийский мусульманский съезд. - С.24
13. Третий Всероссийский му-
сульманский съезд. - С .71.
14. Программа мусульманской парламентской. - С .70-71.
15. Третий Всероссийский съезд
мусульман. Постановление и резолюции... - С .25.
16. Третий Всероссийский съезд
мусульман. - С. 25-28.
17. Третий Всероссийский съезд
мусульман.- С .27.
18.Там же. - С .27.