Научная статья на тему 'Программные требования татарских либералов по реформированию религиозного управления и национальной системы образования'

Программные требования татарских либералов по реформированию религиозного управления и национальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фахрутдинов Р. Р.

The article dwells upon the requirements of liberal class of tatar society in the sphere of national education and modernization of religious administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements of tatar liberals" programmes to the reformation of religious administration and national system of education

The article dwells upon the requirements of liberal class of tatar society in the sphere of national education and modernization of religious administration.

Текст научной работы на тему «Программные требования татарских либералов по реформированию религиозного управления и национальной системы образования»

этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты обязательства в отношении благополучия своих студентов.

Научить учащегося самому находить баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников, работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.

Далеко не все в немецком опыте социально-педагогической работы с учащимися понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник, социальный педагог в Германии должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные про-

граммы и подписанные контракты. Литература:

1. Г.В.Мухаметзянова. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе: размышления после Юбилейного Конгресса МФСР . /Г.В. Мухаметзянова//Социальная работа - 2006. - №4 - С.27-37

2. Мухаметзянова Г.В. Развитие личности студента - ведущая стратегия модернизации качества высшего образования /Г.В. Муха-метзянова.//Казанский педагогический журнал. - 2005. - №4(41). - с.3-9.

3. Трегубова, Т. М. Социальная работа со студентами в 21 веке - новые обязательства, поликультурный анализ. /Т. М. Трегубова. -Айрекс, электронный журнал «Полемика», вып.№13

4. .Bergius, R. In Richtung auf eine psycholo-gische Theorie des Jugendalters /R. Bergius. -Muenchen, 1970.

5. Boenisch, L. Geschlechterverhaeltnisse /L. Boenisch. - Weinheim, 2001.- s.325

6. Griese, H. Kritik der Interkulturellen Pae-dagogik /H. Griese.- Muenster: LIT 2002. -s.219.

7. Rauschenbach, T.; Zuechner, I. Theorie der

Sozialen Arbeit/T. Rauschenbach, I. Zuechner. In: Thole, Werner (Hrsg.): Grundriss Soziale Arbeit. Wiesbaden, 2005.- s.139-160.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТАТАРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Р.Фахрутдиное, проректор по учебной работе АСО (КСЮИ), к.и.н., доцент

В ходе первой российской рево- литическая жизнь татарского обще-

люции в 1905-07 гг. и созданием ства. В татаро-мусульманском со-

многочисленных политических пар- циуме возникает целый ряд полити-

тий в России активизировалась по- ческих партий и организаций раз-

личной направленности. Среди таких партий особое место занимала партия «Иттифак ал-муслимин», которая являлась организацией с ярко выраженной либерально - демократической направленностью, близкая по своей политической платформе к конституционно-демократической партии России («Партия народной свободы»).

Одно из центральных мест в программе занимали требования, выдвигаемые по вопросам просвещения, которые условно можно объединить в две большие группы. В первой группе - требования, связанные с решением общероссийских проблем образования и просвещения, которые во многом повторяли требования конституционно- демократической партии. В частности, иттифаковцы выступали: за введение на всей территории России всеобщего, обязательного, бесплатного начального образования (это требование в той или иной форме было зафиксировано в программах практически всех политических партий России); за передачу органам местного самоуправления права заведования начальным образованием (причем, в отличие от кадетов, которые только предусматривали возможность такого образования на родном языке, иттифаковцы зафиксировали это как обязательное требование); за свободу частной и общественной инициативы в организации учебных заведений и учебного процесса, а также за уничтожение всех ограничений при поступлении в школу [1].

Особо отмечалась в программе необходимость бесплатного профес-

сионального образования (что, кстати, не нашло своего отражения в программе кадетов), установления связи между различными ступенями школ «для облегчения перехода от низшей ступени к высшей»[2]. В программе также нашли свое отражение требования об автономии университетов и увеличении их числа, о необходимости широкой организации просветительской работы среди населения со стороны высшей школы, о свободных организациях студенчества и т. д.[3].

Отдельным пунктом были заявлены требования, которые касались развития национальной системы образования. В частности, в программе указывалось на необходимость предоставления мусульманам права свободного открытия общеобразовательных, профессиональных и конфессиональных школ и «просветительских учреждений для взрослого населения по программам, установленным самими мусульманами»[4]. «Иттифак» настаивал на свободе преподавания в учебных заведениях на родном и восточном языках, с приглашением ведущих мусульманских авторитетов из зарубежных мусульманских стран. Программа выступала также за предоставление права издания на родном языке (на основе свободы слова и печати) учебников, газет, журналов и иной литературы.

Вторая группа проблем была связана с вопросами образования и просвещения мусульманских народов России, решение которых было предусмотрено специальным постановлением III съезда. Постановление было подготовлено комиссией в

составе А.Апанаева (председатель) и его членами (М.Давидович, Ф.Садыков, Х.Максуди, Г.Буби,

Н.Сулейманов, А.Мустафин и др.) и предусматривало проведение коренной реформы в области национального образования. Главная цель реформы заключалась в «полном преобразовании начальных мусульманских школ - мектебов и медресе - и в передаче заведования таковыми из рук мусульманского духовенства в руки общества» [5], то есть предусматривало создание светского образования для мусульманских народов России. Предполагалось разделение всех существующих учебных заведений на конфессиональные (медресе) и светские (мектебе), последние из которых будучи начальными, должны были охватить все территории с мусульманским населением и «должны быть обязательны для каждого мусульманского мальчика и девочки» [6]. Таким образом речь шла о введении всеобщего и обязательного начального образования для мусульман, независимо от официального введения такого обучения по всей России.

Обучение в мектебах планировалось исключительно на родном языке, изучение же русского языка предполагалось включить в программу средней школы как предмет обучения. Весь курс обучения в начальной школе определялся в четыре года, в средней школе также четыре года, причем оговаривалось, что «в средние школы принимаются только дети, прошедшие курс начальных школ»[7]. Отмечалось, что «содержание преобразуемых начальных школ должно быть отнесе-

но за счет государства, земства и городских самоуправлений»[8], управление начальными и средними школами, «должно быть в руках самих мусульман, из коих образуется и состав дирекции»[9], причем учителя должны назначаться самим населением закрытым тайным голосованием. Учительские кадры должны были получать соответствующее образование в «учительских семинарах» в Казани, Баку, Бахчисарае и других городах.

Медресе, согласно схеме «Итти-фака» имели статус высших конфессиональных учебных заведений и оставались в ведении преобразованных религиозных учреждений. Реформы религиозных учебных заведений должны быть направлены для «улучшения учебной и хозяйственной части со внесением в их программу научных предметов преподавания» [10]. Высшими и Духовными управлениями (махкама ал-исламия) должны быть выработаны единые программы для конфессиональных учебных заведений. И если финансовое содержание начальных школ иттифаковцы требовали вести за счет государства, земства и городов, то средствами для содержания медресе должны стать, согласно постановлению, вакуфы и сбор с учеников.

Постановление затронуло и другие вопросы развития национальных школ. Среди них - отношение «Ит-тифака» к «Правилам о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России», утвержденным Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. Постановление ущемляло

права нерусских народов, стремившихся развивать национальную школу (один из пунктов этих правил гласил, что «...родной язык детей в первые два года обучения в училищах для инородцев служит языком преподавания. В последующие годы языком преподавания должен быть русский язык»)[11]. Съезд высказался за отмену этих правил, отметив, что «утвержденные... правила по содержанию своему, особенно по цели, которая ими преследуется, не применимы к осуществлению их среди инородческого населения, вызывает и вызовет неудовольствие и отрицательное отношение к школе вообще» [12].

Программа «Иттифака» отразила и стремление передовой татарской общественности к справедливому решению вопросов взаимоотношения различных конфессий. В противовес крайне консервативным партиям, которые провозглашали православие господствующей и государственной религией, «Иттифак», вслед за партиями демократической направленности, требовал равноправия всех конфессий и провозглашал, что «ни одна из существующих в государстве религий не может иметь значения религии господствующей и государственной и поэтому никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются»

[13].

Иттифаковцы требовали проведения коренной реформы в области управления духовными делами

мусульман, которые предусматривали, прежде всего, выборность

- избрание самими общинами всех должностных лиц мусульманского духовенства, в том числе высших должностных лиц (глава мусульман - муфтий назначался правительством и подчинялся непосредственно министру внутренних дел); а также право образования религиозных учреждений; общественный контроль за действиями религиозных учреждений; полное распоряжение всеми видами имуществ, принадлежащих мечетям и мусульманским учебным заведениям.

[14]

Для решения перечисленных выше проблем было принято постановление, в котором были указаны конкретные меры по реформе и реорганизации управления духовными делами мусульман России. Специальная комиссия из числа представителей духовенства (председатель комиссии -Г.Баруди) представила доклад из тринадцати пунктов, который после длительного обсуждения был утвержден съездом.

Согласно данному постановлению, религиозные реформы предполагалось начать с преобразования Духовных управлений мусульманских народов России. Предусматривалась выборность всех высших мусульманских должностных лиц (муфтиев) на основе «доброй и свободной воли всех мусульман из лиц вполне компетентных в религиозных вопросах, безупречной нравственности и знакомых с требованиями

современной жизни» [15]. Все

вновь избранные муфтии (Оренбургский, Таврический, Туркестанский, два - на Кавказе) должны были переименоваться в шейх ал-исламы, которые избирались на пять лет. Предлагалось изменить и название Духовных управлений; впредь эти руководящие религиозные органы мусульман предполагалось называть махкама ал-исламия, в компетенцию которых передавались практически все религиозные и учебные дела мусульман. Достаточно смело требовалось от правительства невмешательства во все внутренние дела махкама ал-исламии, в ведение которых, в частности, передавались: строительство и открытие мечетей и мусульманских учебных заведений (мектебов и медресе); изыскание и распределение средств, необходимых для открытия и содержания мечетей и всех типов мусульманских учебных заведений; заведование ва-куфными имуществами; утверждение и увольнение всех мусульманских должностных лиц (имамов, муэдзинов, мударрисов, мугаллимов и др.); ремонт мечетей, мектебов и медресе, а также выполнение функций арбитражного суда для решения споров по брачным, бракоразводным, наследственным и религиозным делам [16]. В организационном плане махкама ал-исламии подчинялись губернские и уездные меджлисы, которые являлись местными органами Духовного управления, которые, в свою очередь, руководились указаниями и инструкция-

ми исключительно махкама ал-исламия. Тем же постановлением все мусульманское духовенство уравнивалось во всех правах с православным духовенством.

С целью консолидации всех мусульманских общин России, учреждалась должность высшего в России мусульманского духовного лица - раис ал-улама, которому подчинялись все пять шейх ал-исламов. Главные функции раис ал-улама, избираемого на должность мусульманами всей России, заключались, в объединении всех махкама ал-исламии, состоящих при шейх ал-исламах, а также в праве личных докладов «Государю Императору о нуждах мусульман» [17] и утверждении в должностях наиба (заместителя) шейх ал-ислама и кадиев (мусульманский судья-чиновник, в ведении которого находятся дела, относящиеся к ритуальному, семейному, частному праву) [18].

Анализ программных требований по вопросам просвещения показывает, что татарские либералы, вслед за партиями демократической направленности, противопоставили крайне правым, черносотенным организациям, призывавшим к «единой русской государственной школе», систему демократической, децентрализованной школы гуманистического содержания. Анализ реформы, направленной на кардинальное преобразование, а во многом и становление (у некоторых мусульманских народов Туркестана и Северного Кавказа) национальной школы, основанной на всеобщно-

сти начального светского образования, самостоятельности, а также гуманистических и просветительских традициях джадидизма, показывает, что татарская передовая общественность видела в самостоятельных религиозных институтах и реформированных национальных школах основу политического и экономического возрождения мусульманских народов.

Требование коренной реформы в области управления религиозными делами мусульман, направленное на полную самостоятельность религиозных учреждений и конфессиональных учебных заведений означало, что татарская общественность тесно связывала решение задач повышения национального самосознания нации с предоставлением мусульманскому духовенству организационной самостоятельности, и что являлось, без сомнения, важным шагом на пути эволюции татарского национально - демократического движения.

Примечания:

1. Программа мусульманской парламентской фракции в Государствен-

ной Думе (Вторая Ду-

ма)/Политическая жизнь русских мусульман до февральской революции.

- Оксфорд, 1987. - С .74-75.

2. Там же. - С .74.

3. Там же. - С. 75.

4. Там же.

5. Третий Всероссийский съезд мусульман. Постановления и резолюции. - Казань, 1906. -С .21.

6. Там же.

7. Там же. - С .22.

8. Там же. - С .22.

9. Там же. - С .22.

10. Третий Всероссийский съезд мусульман... - С .22.

11. Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденная Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. и дополненное в 1907 г. - СПб., 1907.-С.3.

12. Третий Всероссийский мусульманский съезд. - С.24

13. Третий Всероссийский му-

сульманский съезд. - С .71.

14. Программа мусульманской парламентской. - С .70-71.

15. Третий Всероссийский съезд

мусульман. Постановление и резолюции... - С .25.

16. Третий Всероссийский съезд

мусульман. - С. 25-28.

17. Третий Всероссийский съезд

мусульман.- С .27.

18.Там же. - С .27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.