Научная статья на тему 'Программное обеспечение для банков: развитие предложения'

Программное обеспечение для банков: развитие предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2982
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются материалы исследования компании CNews

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение для банков: развитие предложения»

11 (101) - 2012

Мониторинг

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ БАНКОВ: РАЗВИТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ*

Отчетность и аналитика в банках: от простого к сложному. Аналитические отчеты многие российские банки по-прежнему строят на основе отчетов АБС (автоматизированных банковских систем - ред.) и активно используют ручной труд. Масштабные BI-решения (BI - бизнес-анализ - ред.) встречаются довольно редко в силу высокой стоимости.

Этот стереотип часто приводит к быстрому отказу от самой идеи автоматизации отчетности и анализа. Тем не менее необходимость постоянно повышать эффективность заставит банки более внимательно отнестись к автоматизации этой области деятельности. Соответственно, в ближайшие годы можно ожидать роста интереса организаций финансового сектора к простым, но действенным BI-решениям.

Каждый сотрудник банка в ежедневной работе сталкивается с огромным потоком информации -структурированной или нет. Это данные, получаемые в различном виде как из внешних источников -от клиентов, конкурентов, партнеров, из специализированных бизнес-систем (например, систем Bloomberg, РТС и др.), так и из внутренних корпоративных платформ.

Главным программным и техническим комплексом, обеспечивающим деятельность банка, является автоматизированная банковская система. Функционально связанные между собой модули АБС являются основным источником информации для топ-менеджмента банка, руководителей среднего звена и рядовых сотрудников как отделов продаж, так и подразделений поддержки.

В зависимости от поставленных целей информация предоставляется в определенных объемах и форматах. Речь в первую очередь идет о различных

* Публикуется по материалам CNews. URL: http://www. cnews. ru/reviews/free/banks2011/index. shtml.

отчетах. Без преувеличения можно сказать, что связанную с подготовкой тех или иных документов деятельность ведет большинство сотрудников банка.

АБС - не панацея. Сейчас во многих банках часть отчетности предоставляет АБС при соответствующих настройках системы, а часть готовится сотрудниками вручную. Минусы неавтоматизированной отработки таких документов нет смысла описывать. Но и с АБС, по опыту компании DigitalDesign, не все так гладко. Если говорить об отчетности, получаемой путем выгрузки из подобных систем, то можно столкнуться с рядом ограничений и сложностей.

Существующий набор отчетных форм со временем перестает быть достаточным для управленческих целей, требуются новые виды отчетов. Необходимость изменений может быть также продиктована новыми требованиями законодательства. Кроме того, перенастройки регулярно требуют и форма, и состав данных в отчете.

В случае с дочерними структурами иностранных банков подготавливаемая АБС отчетность зачастую не удовлетворяет предъявляемым головным офисом требованиям, и ее нужно трансформировать вручную, что влечет за собой дополнительные временные и материальные расходы.

В такой ситуации формируется потребность в стороннем инструменте (не в рамках АБС) - генераторе отчетов, обеспечивающем анализ информации и автоматическое формирование отчетов различной сложности.

Потребность в подобном сервисе становится еще более насущной при наличии нескольких источников данных для отчетов. Помимо АБС необходимая информация (количество контактов с клиентом за период, состав и детали потенциальных сделок и пр.) может содержаться в системах CRM (управ-

ления взаимоотношениями с клиентами - ред.), ERP (планирования ресурсов предприятия - ред.), фронт-офисных и других решениях, используемых сотрудниками различных подразделений в повседневной работе.

В случае с крупными структурами, образованными в том числе за счет слияний нескольких банков, даже АБС может быть несколько. В результате для формирования сводных отчетов необходимо привлечение дополнительных трудовых ресурсов, основная задача которых заключается в сборе, анализе полученной из разных источников информации и ее представление в требуемом формате.

Много времени уходит на взаимодействие с ответственными за предоставление информации сотрудниками различных подразделений, контроль за своевременностью предоставления данных и перекрестную проверку полученных сведений для минимизации ошибок.

Основным инструментом при составлении сводных отчетов является программа Microsoft Excel, причем количество подготавливаемых в различных форматах файлов может быть весьма значительным, что в итоге сводится к набору дополнительного персонала или выделению «сотрудников только на отчеты», т. е. к дополнительным затратам.

Сгенерировать отчет. Сложность решения Business Intelligence зависит во многом от количества и качества систем, из которых нужно получать информацию для отчетности, а также от типа интеграции (односторонняя или двусторонняя, когда информация как выгружается, так и загружается в системы). В базовом варианте BI-решения речь идет только об интеграции генератора отчетов с АБС и/или файлами xls, которые сотрудники банка заполняют вручную. Файлы могут быть единожды загружены в разрабатываемую систему.

При необходимости дальнейшей работы с ними можно настроить автоматическое обновление информации по заданному расписанию. В расширенном варианте генератор отчетов интегрируется также с CRM, фронт-офисными и иными системами.

Развитие этого инструмента производится как с точки зрения содержания отчетов, так и с точки зрения их отображения. «Витриной» для этого может быть корпоративный портал, автоматизированное рабочее место руководителя и т. д.

Содержательное развитие BI, как правило, осуществляется при помощи OLAP - аналитических инструментов гибкой отчетности, которые

первоначально были основаны на многомерных базах данных.

Сведения представлены в виде гиперкубов (кубов) - логических и физических моделей показателей, коллективно использующих измерения, а также иерархии в этих измерениях. OLAP дает возможность предоставлять сотрудникам (чаще всего это аналитики) гибкую отчетность, когда пользователь сам может менять состав полей и структуру, формировать различного рода отчеты для последующего анализа зависимостей, прогнозирования ситуации и пр.

Такие отчеты также можно сохранять в виде шаблона и делать их обязательными к заполнению. Инструменты OLAP позволяют анализировать данные по различным параметрам. При этом можно менять уровень детализации представления информации. Это дает возможность оперативно выяснить, например, в чем кроется причина неудовлетворительных показателей по продажам в определенном регионе или, наоборот, какой сотрудник и за счет каких продуктов добился наибольшей прибыли.

Гибкая отчетность используется как при планировании показателей продаж, поскольку позволяет смоделировать ситуацию «что, если», так и при прогнозировании результатов деятельности. В последнем случае можно проанализировать, как та или иная мера (в частности, введение нового продукта или изменение условий) могут повлиять на результат по виду услуг (например, по депозитам) в целом.

Независимо от вида отчета (жесткий или гибкий) можно дополнительно настроить:

• разработку ролевой модели (права доступа и выполнения определенных действий сотрудниками в части отчетов);

• автоматическую генерацию и рассылку отчетов: в определенный момент времени, по событию и т. д. При этом рассылку можно осуществлять как по электронной почте, так и при помощи sms-сообщений;

• формирование набора отчетов подразделения, вида бизнеса, менеджера и пр. Поскольку АБС - основной инструмент для

работы любого банка, необходимо минимизировать любые внешние воздействия на нее, поскольку последствия дисфункции могут быть весьма велики. Также необходимо помнить и про соблюдение норм информационной безопасности, закрепленных в том числе на законодательном уровне.

В таком случае необходимо разработать некий «буфер» (канал обмена данных) между АБС и внедренной системой формирования отчетности. Веб-служба обеспечит доступ к определенным данным из АБС, а также запись сведений, переданных службе в качестве параметров. На основании полученной информации будет формироваться необходимая отчетность. Такой подход призван минимизировать риски внешних воздействий на АБС.

Углубиться в данные. Наивысшая степень развития BI в настоящее время - специализированные системы с интеллектуальным анализом данных (Data Mining). Их основная цель - поиск в накопленных данных ранее не известных, нетривиальных и практически полезных знаний, необходимых для принятия управленческих решений. Data Mining -это нахождение закономерностей и взаимосвязей в данных, моделирование и изучение сложных систем на основе истории их поведения.

Процесс добычи знаний может выглядеть, например, так: подготовка данных, загрузка их из различных источников, разработка модели, обучение ей на основании накопленных данных, проверка модели на адекватность, прогнозирование на основании модели.

В банках данный инструмент используется для проведения качественного кредитного скоринга, сегментации клиентов с целью наиболее успешного позиционирования и разработки продуктов и услуг, востребованных рынком и прибыльных для банка.

Data Mining позволяет ответить на такие вопросы: откликнется ли клиент с определенными характеристиками на то или иное предложение, как ведет себя клиент, который вскоре откажется от услуг банка, и др. Пользователями систем интеллектуального анализа данных являются как руководство банка (для принятия стратегических решений) и аналитики (выявление закономерностей, составление аналитических записок и пр.), так и принимающие оперативные решения сотрудники (планирование маркетинговых кампаний, выявление приоритетов потенциальных клиентов и пр.).

В силу масштаба и сложности решаемых задач Data Mining выбирают крупные банки, уровень ведения бизнеса которых позволяет выделить соответствующий бюджет (а он достаточно велик) и получить желаемую отдачу.

В настоящее время, по мнению экспертов Digital Design, наиболее распространенной моделью пос-

троения аналитической отчетности в российских банках является отчетность АБС в сочетании с ручным трудом. Крупные BI-решения встречаются довольно редко.

Казалось бы, широкое распространение должны были получить простые генераторы отчетов и OLAP-инструменты. Однако этого пока не случилось. Возможно, такая ситуация связана с тем, что при словосочетании Business Intelligence у большинства пользователей возникает четкая ассоциация с масштабными и дорогими решениями.

Банковский сектор распробовал системы электронного документооборота (СЭД). Российский банковский сектор входит в число самых зарегулированных сегментов рынка, что накладывает отпечаток на внедрение в нем СЭД. Постепенно системы этого класса становятся здесь все более популярны. При этом сама идея перевода документооборота в цифровой вид и последующая перестройка бизнес-процессов определяют дальнейшее развитие банковских ИТ-систем в сторону клиента.

По оценкам SS Consulting, доля проектов СЭД в финансово-страховой области составила 8 % в 2009 г. и 9 % в 2010 г., в то время как на долю государственных органов пришлось 34 и 28 % соответственно. Согласно более ранним отчетам, в 2007-2008 гг. доля сектора составляла 7 %.

Аналитики отмечают, что по итогам 2010 г. наибольшее количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) было внедрено в финансовом, банковском и страховом секторах экономики, при этом совокупно на их долю пришлось 37 % АРМ.

Этот показатель ниже уровня 2009 г., когда на финансовый сектор приходилась почти половина всех автоматизированных рабочих мест. DSS Consulting подсчитала, что в четырех крупнейших проектах было внедрено 38 тыс. рабочих мест, а всего по итогам 2010 г. в России было успешно завершено 27 новых проектов внедрения (годом ранее - 41).

Опрошенные CNews эксперты рынка СЭД соглашаются с полученными результатами, отмечая, что банковская сфера развивается в этом направлении - правда, медленными темпами. Если говорить о банках, входящих в первую сотню рейтинга по объемам активов, то степень автоматизации внутренних процессов в них не превышает 25-30 %, полагает Павел Каштанов, директор по работе с клиентами компании «Синтеллект» (премиум-пар-тнер компании «ДоксВижн»).

Эксперт замечает, что если задача документооборота общего делопроизводства в большинстве банков решена каким-либо образом с помощью СЭД, то для специфичных бэк-офисных банковских процессов (хранения, обмена и движения документов) используются в основном общие папки, электронная почта и разнородные, иногда созданные собственными ИТ-ресурсами банка простые учетные системы или же просто электронные таблицы в MS Excel.

Как оценивает ситуацию Елена Иванова, начальник отдела маркетинга компании ЭОС, за пять лет (период устаревания информационных технологий) проекты внедрения СЭД выполнили примерно 150 организаций сектора (исходя из средней оценки 30 проектов в год). По мнению Елены, охват кредитных организаций системами электронного документооборота можно определить примерно в 15 % с ежегодным увеличением количества новых проектов примерно на 3 %.

«Несмотря на то, что на фоне других отраслей экономики банковская сфера по числу внедрений и рабочих мест выглядит очень неплохо, лишь седьмая часть организаций отрасли оснащена СЭД, а темпы прироста достаточно скромные. На мой взгляд, такая ситуация вполне объяснима: банки преимущественно используют в своей работе информационные системы другого класса (автоматизированные банковские и другие финансовые учетные системы, CRM-системы и т. д.), и их сравнительно мало интересует автоматизация работы с организационно-распорядительной документацией как таковой, - объясняет Е. Иванова. - Банки в первую очередь интересуют такие системы, которые позволяют усовершенствовать работу с массовыми документами (договоры, досье и т. д.), не попадающими в автоматизированную банковскую систему, но являющимися первичными документами для осуществления операций в ней».

Причина, почему в банках СЭД, как и другие ИТ-решения для автоматизации, находятся на подъеме, в том, что у большинства кредитных организаций довольно сильные ИТ-подразделения, которые своими силами выполняют большую часть проектов, в частности в области автоматизации работы с документами.

Более того, как подчеркивает Михаил Потапенко, руководитель направления систем электронного документооборота Cognitive Technologies, финансовые институты всегда относились к пионерам в области автоматизации процессов управления -

документооборот для них является основной деятельностью, а средства автоматизации работы с документами в той или иной степени давно взяты на вооружение практически всеми банками. Поэтому говорить о проценте автоматизации в секторе не совсем корректно. В данном случае, по словам эксперта, интересны изменения, связанные с глубиной автоматизации процессов документооборота и расширением охвата этими технологиями внутренних процессов деятельности банков.

Основные требования к СЭД для предприятия банковской сферы таковы:

• масштабируемость вследствие территориально-географической распределенности и вовлеченности сотрудников;

• гибкий и быстрый интерфейс для работы с большим документопотоком (поддержка более 50 маршрутов прохождения документов);

• интегрируемость с другими ИС;

• версионность документов;

• разделенное хранение данных (в различных базах данных), разграничение прав доступа;

• шифрование данных и ЭЦП.

Деньги любят СЭД. В банковских и финансовых учреждениях СЭД управляет важной информацией - деньгами и их оборотом. Существующие банковские процессы при прочих равных условиях гораздо легче поддаются формализации, а зачастую изначально хорошо формализованы, поскольку того требует внешний регулятор в лице Центрального банка РФ.

Если говорить о компонентах СЭД, которые наиболее востребованы в банковской сфере, то опрошенные CNews компании называли в первую очередь электронный архив для создания единого электронного хранилища документов с разделением доступа, связями между документами, возможностью использования системы криптозащиты и системой поиска.

На втором месте - модуль для закладывания в СЭД формализованных процессов обработки документов. Причем важным требованием тут является возможность интеграции на уровне исполнения бизнес-процесса на сервере с различными банковскими учетными системами.

Однако, как считает Роман Иванов, руководитель службы по работе с клиентами компании «АйТи. Информационный менеджмент», классическая СЭД не является критическим бизнес-приложением для банковской деятельности, а больше

выступает в роли вспомогательного решения. «По приоритетности системы данного класса стоят у банков не на первом месте. В первую очередь автоматизируют работу с клиентами, учетные функции, аналитические решения и т. д. При проектировании внедрения СЭД в банках основное внимание уделяется автоматизации работы канцелярии, отчетности по исполнительской дисциплине и работе с организационно-распорядительными документами и служебными записками», - поясняет эксперт.

Михаил Потапенко добавляет, что из-за использования в банках большого количества корпоративных информационных систем при внедрении СЭД на этапах проектирования системы необходимо уделять внимание проработке вопросов интеграции, чтобы исключить или минимизировать в будущем дублирование информации.

«В частности, это касается синхронизации справочников и использования портальных технологий. Кроме этого, необходимо отметить, что банки фактически являются операторами персональных данных, и используемые для их обработки системы должны удовлетворять требованиям закона о персональных данных», - объясняет Михаил.

Не обошел стороной банковскую сферу и тренд мобильности программного обеспечения. Эрик Галстян, коммерческий директор «КОРУС Консалтинг», считает, что если вчера все заявляли целью автоматизации обслуживания клиентов обеспечение возможности совершать максимум банковских операций «из дома», не приходя в отделение, то современный тренд можно определить как передачу клиенту инструментов, чтобы он мог делать почти все со своим счетом из любого места и с любого устройства (смартфон, планшет и т. д.).

Руководитель фирмы замечает, что при автоматизации внутреннего документооборота мобильности уделяется гораздо меньше внимания. «Сами проекты внедрения в банках стали более продуманными и осторожными: как правило, в начале создаются концепции, запускаются пилотные проекты, порой на нескольких системах параллельно, а уже после прохождения этих этапов выбранная система внедряется в масштабах всей организации. Еще один важный тренд в автоматизации документооборота в банках - это максимальная унификация, т. е. одна платформа - много применений», - подчеркивает Э. Галстян.

С ним согласен и Александр Бейдер, директор по развитию информационных ресурсов в компа-

нии ТепЛтк: «Надо понимать, что в банковском секторе вообще процессы слияний и поглощений идут очень интенсивно, поэтому поддержка единой технической политики становится весьма и весьма проблематичной. Из этого вытекают проблемы интеграции и выравнивания ИТ-ландшафта как одного из направлений повышения эффективности».

Российские банки выбирают отечественные СЭД. Мнения отечественных поставщиков СЭД о применимости местных продуктов в банках на текущем этапе развития рынка расходятся. Часть специалистов отстаивают точку зрения, что продукты российских разработчиков удовлетворяют всем перечисленным требованиям и вполне конкурентоспособны. Однако в российских представительствах зарубежных банков часто решение о выборе транслируется сверху, так как иностранный топ-менеджмент не знает об успешных внедрениях местных СЭД и не хочет рисковать. В этом случае российские СЭД выбирают не столько для комплексной автоматизации, сколько для локальных задач, замкнутых на представительствах банка в РФ.

Другие специалисты, напротив, убеждены, что среди решений, предлагаемых российскими вендорами, на сегодня нет решения, полностью удовлетворяющего всем требованиям в области управления информационными ресурсами предприятия (ЕСМ). Поэтому обычно банки применяют точечную автоматизацию - используют разные решения для автоматизации отдельных бизнес-процессов.

«Российские банки сейчас уже не представляют своей деятельности, и в особенности обеспечения взаимодействия головного офиса с филиалами, без электронного делопроизводства и документооборота. Однако для российских представительств зарубежных банков характерны другие требования к управлению документами. Определенное непонимание наших методов управления с помощью документов может возникать и у зарубежных акционеров российских банков, особенно в случае слияний и поглощений. В таких ситуациях СЭД может становиться одним из частных решений в рамках более общей информационной стратегии и архитектуры», - рассказывает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса.

«Отечественный производитель традиционно немного отстает от зарубежных крупных игроков. Речь идет прежде всего о продуманности и проработанности архитектурно-технических решений.

В целом это объясняется недостатком инвестиций в развитие платформ и опыта», - утверждает Эрик Галстян, добавляя, что постепенно отечественные игроки технологически догоняют мировых лидеров. Специфика внедрения СЭД в банке такова:

• массовое подключение пользователей в максимально сжатые сроки предполагает наличие средств дистанционного интерактивного их обучения;

• способность быстрого развертывания системы в условиях территориальной распределенности. При этом система должна поддерживать создание внутренних контуров документооборота для каждой организационной единицы, обеспечивать прозрачное взаимодействие с головным офисом, горизонтальное взаимодействие;

• повышенные требования:

- к масштабируемости системы;

- к возможности модификации системы, в том числе в ходе ее эксплуатации;

- к уровню технического сопровождения. Помимо всего прочего, в отечественной банковской сфере не существует общепринятого регламента или стандарта для СЭД. Эксперты считают, что такой отраслевой стандарт желателен, но не необходим в силу того, что деятельность банка достаточно четко регулируется указаниями регулятора.

«Определенная специфика существует во взаимоотношениях банков с налоговыми, правоохранительными и судебными органами, другими госструктурами, Центробанком. Однако номенклатура документов в этих взаимоотношениях довольно ограничена. Поэтому, возможно, есть смысл говорить не об отраслевом стандарте, а о правилах электронного обмена документами для каждого конкретного вида взаимодействия. Как показывает практика, такой подход работает быстрее и требует меньших организационных и финансовых затрат. Остальные внутриотраслевые взаимодействия могут осуществляться на основе общих стандартов, появление которых давно ожидается», - уверен Вадим Ипатов.

Целью отраслевого стандарта могло бы стать, по мнению Павла Каштанова, директора по работе с клиентами компании «Синтеллект» (премиум-парт-нер компании «ДоксВижн»), устранение неоднозначностей и разночтений в процессах автоматизации бизнес-процессов банков в СЭД. Кроме того, такой стандарт можно использовать для усиления информационной безопасности и снижения рисков.

Нужны ли электронные архивы в банках?

Электронные архивы в банковской сфере - пока малоиспользуемый класс программного обеспечения для решения вопросов быстрого доступа к финансовой информации. Вследствие требований регулятора банки хранят данные как в электронном, так и в бумажном виде, и в такой ситуации СЭД, способная управлять и теми, и другими документами одновременно, дает возможность существенно сократить издержки оперативной деятельности, связанной с поиском необходимой для принятия управленческих решений информации.

Как показал опрос ведущих игроков рынка электронного документооборота в России, проведенный CNews, электронные архивы (в строгом понимании средств для хранения юридически значимой информации) в банковских и финансовых учреждениях -пока не распространенная практика.

Согласно указаниям Центрального банка РФ большую часть своих документов банки в любом случае обязаны хранить в бумажном виде. Существенно на эту ситуацию повлияло указание Банка России от 25.11.2009 № 2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета». Тем не менее до настоящего времени в полной мере воспользовались преимуществами этого указания лишь единичные компании.

Российские банки широко применяют спра-вочно-информационные ресурсы и хранилища резервных копий, в то время как полноценные электронные архивы юридически значимых документов остаются только у продвинутых в области информационных технологий учреждений на фоне растущего интереса к этим решениям.

Они нужны для быстрого доступа к нормативным клиентским документам, и на начальном этапе электронные архивы часто представляют собой просто иерархию папок на общем сетевом ресурсе (файловом сервере), а до следующего этапа в развитии электронного архива - занесения данных в СЭД и сопровождения процессами, предваряющими размещение данных в архиве, - дело у подавляющего числа компаний пока не доходит.

Эксперты указывают на то, что многие банки до сих пор используют устаревшие системы, предоставляющие лишь базовую функциональность (отображение списка образов изображений при

вводе определенного номера договора, хранилища внутренних документов - клиентских и продуктовых досье, документов операционного дня и данных отдела кадров, организационно-распорядительных документов, нормативно-справочной информации и т. п.). А компании, построившие современные решения, состоящие из всех основных компонентов, т. е. систем электронного архива, сканирования и потокового ввода документов, хранения и резервирования, «коннекторов» ко всем другим системам-потребителям информации из электронного архива (АБС, скоринговая система, система расчетно-кассового обслуживания и др.), занимали меньше 10 % от всего количества потенциальных клиентов.

Вместе с тем, как оценивает Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам компании ABBYY Россия, построенный современный электронный архив позволяет банку быстро получить результат от внедрения, окупив систему за год-два и даже быстрее (что сильно зависит от задачи). Эксперты со стороны интеграторов считают наиболее актуальным создание такой системы в крупном банке с крупной разветвленной филиальной сетью ввиду большей актуальности и большего эффекта от внедрения.

По усредненной оценке, полученной на основании выполненных проектов в области внедрения электронных архивов в банковской сфере, начальная цена такого решения составляет 15-20 млн руб. (без стоимости лицензий на СЭД) и может подниматься до 30-150 млн руб. (включая ретроспективное сканирование бумажного архива и полную автоматизацию процессов обработки архивов документов). Эта цена складывается из количества различных типов документов, размещаемых в архиве, процессов их размещения, систем, в которых появляются документы и с которыми необходимо интегрироваться.

Для чего нужны электронные архивы. «Структуры финсектора, как правило, многофили-альны, и для них необходимость номер один - это создание единой информационной площадки для всех филиалов. Важный фактор при выборе системы управления документами для многофилиального банка - обеспечение масштабирования системы и стабильной работы с электронным архивом из удаленных офисов, - объясняет Павел Каштанов. -Если раньше речь часто заходила о построении распределенной структуры электронного архива с несколькими серверными площадками и автоматической синхронизацией данных между ними, то

сейчас все чаще банки выбирают централизованные решения - проще организовать достаточные каналы передачи данных, чем обслуживать несколько площадок и взаимодействие между ними».

По мнению Александра Бейдера, наиболее заметная тенденция выбора электронного архива состоит в стремлении обеспечить соответствие требованиям регулирующих органов. «Крупные банки понимают, что ECM - это такая же производственная система, необходимая для успешной работы банка, как и АБС. Поэтому предъявляют самые серьезные требования к надежности и масштабируемости выбираемой платформы, - считает эксперт. - Сегодняшняя ситуация такова, что возможности выбора стали намного шире, чем некоторое время назад. На рынок таких систем выходят SAP и OpenText, таким образом, выбор системы становится не самой простой задачей. Я думаю, что это даст дополнительные возможности для развития рынка аналитики и консалтинга».

Уже сегодня, как отмечают аналитики, заказчики выбирают универсальные мощные и проверенные решения, отдавая предпочтение аппаратно-программным комплексам от одного производителя или с тесной проверенной интеграцией нескольких продуктов. Алексей Лященко, руководитель бизнес-направления «Электронные хранилища данных» компании «АйТи. Информационный менеджмент», утверждает, что в области автоматизации доку-менто-ориентированных процессов - фактически создания системы на основе электронного хранилища - в банковском секторе сейчас лидирует задача автоматизации процесса рассмотрения заявки на кредит от физического или юридического лица.

Формулировка требований. Несмотря на слабое техническое исполнение электронных архивов в банковской сфере, сами заказчики достаточно хорошо представляют себе, что им нужно от таких решений. «Сегодня перед ИТ-департаментами банков стоят задачи по внедрению электронных архивов для всех типов документов. При этом одно из главных требований - это возможность прослеживать в архиве взаимосвязи между документами. Это необходимо для того, чтобы в любой момент времени проследить его статус и поднять подтверждающие документы, - объясняет Михаил Потапенко. - Внедрение электронного архива в настоящее время рассматривается как комплексная задача, цель которой - создать единое информационное пространство управления информацией и обеспе-

чить регламентируемый доступ к ней сотрудникам различных подразделений».

Дмитрий Шушкин отмечает тенденцию предъявления высоких требований к скорости работы, стабильности и гибкости системы в части настройки функциональности и интерфейсов. По его мнению, это свидетельствует о появляющейся зрелости рынка, поскольку многие банки Западной Европы и США, где рынок в этой сфере существенно более развит, активно проводят глубокие кастомизации готовых рыночных решений: «Они используют надежную проверенную архитектуру, гибкие функциональные модули, серверные компоненты и т. п., дописывая свои клиентские модули, максимально отвечающие их специфическим бизнес-процессам и позволяющие эффективно решать именно их задачи. Все зарекомендовавшие себя вендоры (поставщики -ред.) систем электронных архивов и систем ввода документов предлагают своим клиентам и партнерам подобную гибкость».

В итоге на российском рынке становятся возможными два сценария развития проектов в области внедрения электронных архивов для банков: первое -тиражирование внедренного зарубежного решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с адаптацией под российские реалии, второе -внедрение собственного решения при интеграции с существующим ИТ-ландшафтом материнской компании.

«Чаще всего по последнему пути идут представительства иностранных компаний, бизнес которых по своему размеру занимает сколько-нибудь заметную долю в общем бизнесе группы, т. е. успешные и поэтому в большей мере самостоятельные представительства. И, по моему наблюдению, наиболее успешны проекты в представительствах западных финансово-кредитных учреждений. Разумеется, если выбранная платформа от российского вендора достаточно масштабируема, а его партнерская сеть в достаточной мере широка и квалифицирована», -поясняет Д. Шушкин.

Эрик Галстян замечает, что удаленное использование заграничной системы практически не применяется по причине сложностей при обеспечении соответствия закону о персональных данных. Тем не менее очевидно, считают специалисты, что оба варианта определяются прежде всего конъюнктурой рынка и наличием в России необходимых технологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.