Научная статья на тему 'Информационные технологии в российских банках'

Информационные технологии в российских банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются материалы мониторинга компании CNews Analytics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в российских банках»

3(93) - 2012

Мониторинг

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИСКИХ БАНКАХ*

Российский банковский сектор с точки зрения информационных технологий (ИТ) распадается на два лагеря. Представители первой сотни банков обзавелись достойными фронт- и бэк-офисами, идут по пути их совершенствования и смело экспериментируют. Правда, на футуристические проекты решаются немногие даже из тех, кто могут себе это позволить. Те же, чьи ИТ-бюджеты значительно скромнее, больше думают о модернизации инфраструктуры и замене автоматизированных банковских систем (АБС). При этом оба лагеря ориентированы на решение двух ключевых задач -повышение эффективности и привлекательности для клиентов. Банки хотят, чтобы все было упорядочено и удобно - и для себя самих, и для тех, кто взаимодействует с ними.

2011: год веселых стартов. Трехлетний посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 г. при условии отсутствия экономических катаклизмов станет годом порыва банковских технологий.

По данным исследования CNews Analytics (рис. 1), в прошлом году 59 % опрошенных ИТ-директоров банков отметили увеличение бюджетов. На втором месте (24 %) стоят бюджеты без изменений. Доли организаций, сокративших ИТ-затраты и не предоставивших данных, примерно равны - по 10 и 7 % соответственно. Рост был довольно спокойным - в рамках 5-10 %. Несмотря на объявленный выход из кризиса, на смелый шаг по кардинальному

* Публикуется по материалам CNews Analytics. URL: http:// www. cnews. ru/reviews/free/banks2011/index. shtml.

Уровень информатизации крупнейших банков России

Ранг 2011 г. Ранг 2010 г. Банк Город

1 2 Сбербанк России Москва

2 1 ВТБ Москва

3 3 Альфа-Банк Москва

4 7 Газпромбанк Москва

5 6 Банк Москвы Москва

6 - Россельхозбанк Москва

7 11 Юникредит Банк -

8 5 ВТБ 24 Москва

9 4 НБ «Траст» Москва

10 9 BSGV Москва

11 - «Русский Стандарт» Москва

12 12 Хоум Кредит энд Финанс Банк -

13 10 Райффайзенбанк -

14 14 «Петрокоммерц» Москва

15 18 Абсолют Банк Москва

16 13 «АК БАРС» Банк Казань

17 16 МДМ-Банк Москва

18 15 УРАЛСИБ Москва

19 17 ОТП Банк Москва

20 23 НОМОС-БАНК Москва

21 - Нордеа Банк (Оргрэсбанк) Москва

22 25 Промсвязьбанк Москва

23 20 МБРР Москва

24 - Инг Банк (Евразия) -

25 19 Росбанк Москва

26 26 Связь-Банк Москва

27 29 ЗЕНИТ Москва

28 21 Кит Финанс Москва

29 24 Ситибанк -

30 28 Московский Индустриальный банк Москва

Источник: CNews Analytics, 2011.

наращиванию инвестиций хотя бы в 1,5 раза не решился никто.

Осторожность в прошлом. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. гораздо большее число банков решилось нарастить бюджеты - их уже 66 %. О

24%

59%

□ Рост

□ Без изменений

□ Снижение ■ Нет данных

Источник: CNews Analytics, 2011.

Рис. 1. Изменения ИТ-бюджетов в банках в 2010 г. относительно 2009 г.

Источник: CNews Analytics, 2011.

Рис. 2. Изменения ИТ-бюджетов в банках в 2011 г. относительно 2010 г.

зации рынка, акционеры и руководство выделили денег несравнимо больше, что непременно отразится в показателях по итогам 2011 г. (рис. 2).

В первую очередь вырастет выручка поставщиков банковских решений. «ИТ-бюджеты крупных банков в 2011 г. увеличились на 20-25 % - продолжается методичное освоение рынка после кризиса», - говорит член совета директоров Группы компаний Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) Александр Погудин. По его мнению, главное отличие от докризисной ситуации в осмысленности расходов. Сегодня уже никто не покупает ИТ-решения в имиджевых целях.

С другой стороны, не все согласны с такой оценкой. «Банки увеличивают расходы на ИТ с начала 2010 г., иногда бюджеты растут на 20-50 %, иногда - в разы. При этом чем крупнее банк, тем большая динамика увеличения ИТ-бюджетов», -рассказывает директор департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab Алексей Кирюшенков. Сектор стагнации, по данным исследования, обеспечили крупные структуры.

Точки приложения усилий. Казалось бы, статистика за более сытый 2011 г. должна отразить растущий интерес по всем направлениям инвестирования, пусть даже он увеличивается в разной степени. Но два направления были актуальны именно в «низкий» период. Обновлением парка персональных компьютеров и серверов в 2010 г. занялись 53 % респондентов против 35,3 % в 2011 г. Подобное отношение наблюдается и к виртуализации: 41 % в 2010 г. против 29,4 % в 2011 г.

Объяснение простое - парк быстро устаревает, а кризис до предела затянул сроки его обновления, дольше ждать уже было нельзя. Виртуализация же позволяет экономить при повышении контроля. Поэтому многие организации, дойдя до точки обновления, решаются прибегнуть к этой технологии. Примерно половина банков, прибегнувших к виртуализации, параллельно закупала новую аппаратуру (рис. 3).

Расходы по некоторым направлениям выросли в разы, и в первую очередь это касается внедрения бизнес-приложений. В 2010 г. начать крупные проекты решились

сокращении не заявил никто из опрошенных, без изменений остались ИТ-расходы у 27 % респондентов, 7 % не предоставили данных.

Правда, во многом положительная динамика ИТ-затрат определяется потребностями развивающихся банков. При стабильной экономической ситуации бюджеты именно таких организаций могут увеличиваться в разы год от года и потому служат локомотивом статистики.

Рост затрат у лидеров рынка несравнимо спокойнее. Например, «РОССИТА-БАНК» нарастил ИТ-бюджет в 3 раза, а «Газпромбанк» - всего на 5 %. Многие увеличили расходы на 15-30 %. Это означает, что хотя в конце 2009 г. многие директора по информационным технологиям на словах декларировали окончание кризиса, осторожность все же присутствовала, и на бюджетные взлеты никто не решился. 2010 г. окончательно убедил в стабили-

Управление ит-эктивами Управление бизнес-процессами Переход hü Оpen Source Внедрение интеграционной плл формы Внедрение бизнес-приложений Построение центров обработки данных

Виртуализации

Внедрение / замена систем хранения данных Обновление ПК и/или серверов

9

17,6

М 5, 9

17,6

5, 9 9 9

29,4

11,8

23,5

29,4

Щш

29,4

64

¿011 г. 12010 г.

10 20 30 40 50 60 70

Источник: CNews Analytics, 2011.

Рис. 3. ИТ-проекты в банках в 2010 г относительно 2011 г

27 % респондентов, в 2011 г. - уже 67 %. Алексей Кирюшенков отмечает, что основными направлениями банковского бизнеса стали развитие розницы, в первую очередь розничное кредитование -потребительское и целевое, а также обслуживание организаций малого и среднего бизнеса. Поэтому наиболее активно сегодня развиваются ИТ-проекты по автоматизации кредитования, развитию систем дистанционного банковского обслуживания, а также систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), фронт-офисные решения, хранилища данных и блоки аналитической отчетности.

«Наиболее быстро развивается интернет-обслуживание, - считает директор департамента банковского программного обеспечения (ПО) RS-Bank компании R-Style Softlab Михаил Дробышевский. Причем сами банки, кроме ретейловых, не сильно стремятся его развивать, только под давлением клиентов».

Однако ИТ-департамент «Абсолют Банка» декларирует иную позицию: «Задача ИТ-департамента - не только активно развивается вместе с бизнесом, но и предвосхищать идеи и пожелания бизнес-заказчиков. Web-банкинг является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих направлений, именно поэтому ему выставлен высокий приоритет выполнения», - резюмирует Кирилл

Дремач, директор департамента информационных технологий «Абсолют Банка».

Возможности интернет-банкинга постоянно расширяются, последнее добавление - платежи по более широкому списку получателей или по свободным реквизитам, операции со своими счетами и кредитами, анализ и управление финансовыми потоками.

Примечательно, что 13 из последних 67 % пошли на замену АБС. Рост спроса на бизнес-приложения в разы был предсказан экспертами рынка и поставщиками. «Актуальны проекты комплексной автоматизации и построения централизованной ИТ-инфраструктуры для многофилиальных банков, -. перечисляет приоритеты Александр Погудин. -. Больше заказчиков обращаются по вопросам автоматизации операций на внешних рынках (фондовые подсистемы), начался новый виток интереса к фронтальным решениям».

Акционеры банка «Открытие» поставили задачу оптимизировать расходы. Для ИТ это означает начало унификации оборудования и технологий. В числе приоритетных задач здесь - внедрение единого хранилища данных, переход на единую АБС ЦФТ, запуск обновленного удобного интернет-банка для физических лиц, реализация концепции обеспечения непрерывности 1Т-сервисов фИР) и др.

7х"

47

«Отличились» еще четыре направления (см. рис. 3, 4): модернизация корпоративной системы связи (20 % в 2011 г. и никто в 2010 г.), управление бизнес-процессами (17,6 % против 5,9), ИТ-активами (29,4 % против 5,9). «Банки все больше вкладываются в обеспечение непрерывности бизнеса -сюда входит и создание резервных центров обработки данных, и налаживание систем on-line реплици-рования данных, и другие аналогичные сервисы», -рассказывает Михаил Дробышевский.

В целом разработчики считают, что динамика ИТ-затрат банков в 2011 г. останется на уровне 2010 г. Для ориентира: выручка ГК «Техносерв» от проектов для предприятий финансового сектора в 2010 г. выросла на 18 %, до 2 млрд руб. Компании «ФОРС» это направление стабильно приносит 1520 % выручки, при этом общий доход компании, по данным CNews Analytics, в 2010 г. вырос на 31 %.

Качественный менеджмент. Банкиры, как и любые бизнесмены, в первую очередь заботятся о производственном подразделении. С точки зрения ИТ-бюджета это означает автоматизацию бизнес-процессов по основной деятельности - предоставлению услуг. Банки сегодня ждут от ИТ-проектов в первую очередь результатов, связанных с повышением доходности бизнеса.

Если до кризиса банки автоматизировали отдельные направления, то в 2011 г. главным приоритетом стало совершенствование управления имеющимся арсеналом. Например, «ФОРС» внедрил в Промсвязьбанке систему централизованного управления учет-

Источник: CNews Analytics, 2Q11.

Рис. 4. ИТ-приоритеты банков в 2Q11 г.

ными записями и доступом на базе линейки продуктов Oracle Identity & Access Management Suite. Решение уже введено в промышленную эксплуатацию, интегрировано с информационными системами Microsoft и IBM и впоследствии будет интегрировано с другими системами, использующимися в банке.

«Создан единый репозиторий идентификационных данных, которые используются для управления учетными записями сотрудников в нескольких информационных системах банка, - рассказывает о результатах проекта Олег Мухтаров, директор департамента по работе с коммерческим сектором компании «ФОРС». - В результате стало возможным автоматизировать целый ряд новых бизнес-процессов по управлению учетными записями и организационной структурой. Появились неограниченные возможности по расширению атрибутного состава выгружаемых из системы объектов, включая использование нестандартных атрибутов учетных записей. Для большинства бизнес-процессов реализован механизм автоматических почтовых оповещений специалистов банка».

МДМ Банк в конце 2Q1Q г. объединил системы документооборота своих московских и новосибирских офисов. Проект стал продолжением процесса интеграции ИТ-инфраструктуры с системами «УРСА Банка», слияние с которым завершилось в августе 2QQ9 г. В МДМ Банке и «УРСА Банке» использовались системы документооборота на базе решения LanDocs, поэтому и новая система построена на основе LanDocs.

Проект длился три месяца. «Проведена миграция данных из систем документооборота LanDocs, эксплуатировавшихся в банках. В объединенную систему перенесена вся применимая на сегодня бизнес-логика. Следующий этап - выстраивание новой методологии управления документооборотом», - рассказывает о проекте Станислав Евти-сов, руководитель направления технологического сопровождения системы электронного документооборота «МДМ Банка».

Компании-интеграторы редактируют пакет предложений в ответ на требования заказчика. По мнению Евгения Закрепина, первого заместителя управляющего директора компании «Техносерв», банки предпочитают внедрять готовые решения по автоматизации бизнес-процессов, учитывающие не только запад ный опыт, но и прежде всего российскую практику. Поэтому интеграторы расширяют пакет собственных разработок на базе платформ ведущих поставщиков.

Например, для упрощения процесса делопроизводства «Техносерв» предлагает web-систему управления данными - TSOA (TechnoServ Object Arcvhive). Решение дает возможность комплексной автоматизации финансовых организаций на базе объединения первичной документации всех автоматизированных бизнес-систем предприятия через открытые каналы связи Интернет. В результате создается единая система электронного документооборота предприятия, связывающая фронт- и бэк-офисы единым интерфейсом доступа к данным.

Еще один продукт - разработка компании «Техносерв Консалтинг» TSC Retail - представляет собой единое фронт-офисное приложение, которое полностью объединяет функционал фронт- и мидл-офисных приложений, используемых во всех отделениях банков, в «единое окно». В решение изначально встроена система интернет-банкинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания «Диасофт» добавила в собственную АБС Diasoft FA# возможность автоматизировать ведение договоров банковского счета юридических лиц. Работа с корпоративным клиентом теперь начинается с заключения договора, которое осуществляется из единого окна. Раньше приходилось заходить в разные пункты меню и выполнять целый набор действий. Теперь автоматически открываются счета по договору, печатается сам договор, увязываются тарифные планы с услугами, а услуги и счета - с договорами.

Компания «ФОРС» открыла направление разработки мобильных приложений и выпустила решение для интернет-доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств, например с планшета iPad. Поскольку оно универсально, то может использоваться в любых отраслях. Но, как отметил представитель компании, именно банки, наиболее активно инвестирующие в ИТ, проявили повышенную заинтересованность в этом предложении.

Защита от случайности. В то же время, по мнению экспертов рынка, банки вынуждены уделять много внимания вопросам безопасности. Впрочем, это направление косвенно влияет на

повышение доходности, и статистику информационных потерь финансовые организации добровольно никогда не открывают. А значит, и оценок окупаемости подобных проектов нет. Дело тут и в законе № 152 «О персональных данных», большинство положений которого посвящено их защите, и в требованиях отраслевых регуляторов. «Введены в действия новые требования к обеспечению гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг, безопасности обработки данных и возможности восстановления ИС (инфокоммуникационных сетей - ред.) и ресурсов1», - приводит пример ужесточения Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора компании «Техносерв».

Тот же Промсвязьбанк в 2010 г. построил удаленный резервный телекоммуникационный центр. «Его основное назначение - обеспечить непрерывность клиентских и инфраструктурных коммуникационных сервисов в случае технических сбоев оборудования, природно-техногенных катастроф, крупных аварий у операторов связи», - поясняет Евгений.

Изыски. Крупнейшие банки - лидеры автоматизации уже могут позволить себе инвестировать не в производство, а в обслуживание.

Продолжая развитие своей системы планирования ресурсов предприятия (ERP) на базе решений компании SAP, ВТБ24 автоматизирует административно-хозяйственную деятельность. В результате банк сможет вести учет товарно-материальных ценностей по единым правилам для всех подразделений банка в едином информационном пространстве и, соответственно, получать единую отчетность по хозяйственным операциям. При этом уменьшится нагрузка на АБС, поскольку учет основных средств перекочует в SAP ERP.

1 Имеются в виду положения Федеральных законов от27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», от 25.06.2011 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о персональных данных», требования письма Центрального банка РФ от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях», стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения», рекомендаций Центрального банка РФ в области стандартизации РС БР ИББС-2.4-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банков банковской системы Российской Федерации».

Эксплуатация модуля началась в головном офисе и начата в Екатеринбургском филиале в конце 2011 г. Далее по плану - автоматизация ведения сметы административно-хозяйственных расходов. Руководитель проекта со стороны ВТБ24 Наталия Татаурова надеется, что автоматизация позволит оптимизировать трудозатраты на ведение учета и формирование отчетности.

Банк Москвы в феврале 2011 г. завершил оптимизацию управления денежными средствами, загружаемыми в банкоматы. Внедрено решение LanCashManagement на базе Microsoft Dynamics AX. Достигнута цель проекта - минимизация операционных издержек, связанных с инкассацией сети банкоматов, затраты сократились на 15 %, проект окупился за шесть месяцев.

Теперь для каждого банкомата можно определить оптимальные суммы загрузки, купюрный набор и сроки следующих инкассаций. «Главное, что внедрение системы позволяет банку экономить значительные средства», - резюмирует Вячеслав Межов, директор процессингового центра Банка Москвы. Эти слова отражают общую идеологию приоритетов банковской автоматизации.

Кто задает банковскую моду на ИТ. Проекты, которые притягивают интерес большинства коллег, обычно обозначают ориентиры будущего развития всего сектора. Сегодня на первый план выходит ориентированность на клиента - востребованы опыт внедрения продуктовых систем и всевозможная аналитическая обработка клиентских данных.

Лидерами банковской информатизации по затратам всегда были и будут крупнейшие организации. Это в первую очередь Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк. Многие их проекты уникальны уже только из-за масштаба деятельности, которая диктует необходимость использования специальных решений.

По мнению Сергея Крюкова, директора департамента финансового и страхового сектора компании «Астерос», наиболее ярким и самым масштабным инфраструктурным проектом в отечественной финансовой сфере стал новый офис ВТБ в столичной башне «Федерация», где были построены два центра обработки данных, дилинговый центр, центр мониторинга ИТ-инфраструктуры, корпоративная IP-телефония.

Программа длится с 2005 г. Ее ценность именно в масштабе - всего установлено более 20 систем. Центр обработки данных занимает более 500 м2.

Чтобы выдержать концепцию мобильного офиса (рабочее место может быть организовано в любой точке офиса), установлено 29 тыс. портов структурированной кабельной сети. «Проект стал частью общей банковской стратегии, направленной на рост капитализации и развитие международного бизнеса», - говорит Сергей Крюков.

Безусловный лидер по подобным масштабным программам - Сбербанк России, чья ИТ-программа предусматривает централизацию инфраструктуры на всех уровнях: сеть, центр обработки данных, бизнес-приложения, техническая поддержка. «Изменение ИТ-инфраструктуры банка не имеет аналогов среди ИТ-проектов, идущих в России, и вряд ли в обозримом будущем появится более масштабная работа. Количество рисков и задач на порядок превышает все, с чем сталкивались производители техники, программного обеспечения и интеграторы до сих пор, - говорит Павел Зубков, директор департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко». - Решиться на подобный проект в таких масштабах и условиях финансового кризиса (работы начались в 2008 г. -CNews) является более чем самым смелым решением». Масштабы потрясают воображение, но вряд ли станут образцом для массового подражания. Все же в основе заложены не принципиально новые возможности, а оптимизация старых.

Кризис четко обозначил тренды развития для банковской отрасли, которые определяют основные направления автоматизации. «Основной тенденцией остается снижение операционных расходов, и потому на передний план выходят самообслуживание как возможность существенно снизить затраты на обслуживание клиента и всесторонний анализ и сегментирование клиентов», - уверен Павел Зубков.

Курс на самообслуживание. Два года назад президент Сбербанка России Герман Греф продемонстрировал офис будущего. Входящие регистрируются с помощью сканирования лица или банковской карты. Девушек, принимающих оплату за услуги ЖКХ, в окошках нет, большинство операций клиенты осуществляют самостоятельно. Из сотрудников в офисе присутствуют только консультанты, которые дают советы по сложным продуктам или обслуживают некоторые безналичные расчеты. Дизайн в космическом стиле, кафетерий и игровая зона для детей.

В основе подобных офисов в первую очередь лежит сочетание инфраструктурных технологий с мощными фронт-офисными решениями. Как объяс-

нил Герман Греф, офисы будущего выполняют роль полигонов, на которых будут проверяться новинки клиентского обслуживания.

В феврале 2011 г. офис будущего открыл Банк Москвы. «Работа над проектом началась четыре месяца назад. Затраты на переоборудование офиса составили до 1 млн евро», - рассказала Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент Банка Москвы. Она уточнила, что в эту сумму не входят расходы на создание в банке соответствующей информационной инфраструктуры.

Кроме терминалов самообслуживания в офисе работают банкоматы Smart Cash - фактически самостоятельный мини-офис. Отличительная особенность устройства - возможность связи с колл-центром банка, наличие полноценной клавиатуры, цветного сканера, принтера.

Планируется, что в будущем с помощью этих банкоматов можно будет подать документы на оформление кредитной карты, выдачу кредита. Корпоративные клиенты тоже не забыты. Например, есть автоматический сейф для инкассации. Деньги можно сдать в любое время суток, на счет они поступят в течение часа.

Все собрать, посчитать и поделить. Клиентская аналитика открывает перед банками широкие возможности, и прежде всего меняет парадигму создания продуктовой линейки. Сегментировав клиентуру по определенным признакам, можно создавать нише-вые услуги. Каждый клиент получает предложение, максимально ориентированное на его потребности и возможности. Кроме того, можно изменить схему продаж, предложив каждому клиенту определенный канал или выйдя на новую аудиторию.

Новые каналы продаж сулят новые прибыли. С этой точки зрения многие банки заинтересовались маркетинговым проектом банка «Тинькофф. Кредитные системы» - пользователи социальных сетей, обменивающиеся сообщениями на тему банковских услуг, получают предложения от банка. Ход интересный, но пока никто не решился его повторить. А помогает банку выйти на потенциального покупателя именно аналитическая система - анализируются интересы интернет-пользователей.

Обращение к аналитике влечет некоторые системные проблемы. Чтобы детально анализировать клиентскую базу и формировать специализированные предложения по группам клиентов, нужен программный продукт, который позволяет создавать, хранить и сегментировать клиентскую базу по раз-

личным признакам. Для этого банки часто применяют CRM-решения различных производителей. Для полноценного использования такого спектра систем им необходимо делать интеграцию с бэк-офисом. И здесь часто начинаются проблемы со сложностью идентификации клиентов в различных системах.

Кредитная история. Розничное кредитование активно развивается. Поэтому, по мнению Сергея Дубинина, коммерческого директора компании «ФОРС - Банковские системы», наибольшей популярностью пользуются сейчас комплексные решения «Кредитный конвейер» от момента приема заявки на кредит, ее оценки и принятия решения до выдачи и дальнейшего сопровождения, а также решения для кредитования в торговых точках.

«Спецификой данного направления является скорость выдачи кредитов и массовость операций», -отмечает Сергей. В мае 2011 г. завершил первый этап внедрения системы кредитного фронт-офиса на базе Oracle Siebel CRM «Транскапиталбанк». По словам руководителя проекта со стороны «Транскапитал-банка» - начальника департамента стратегических проектов Дарьи Подмарковой, построение кредитного конвейера - интересная и сложная задача, при решении которой нужно учитывать структуру каналов продаж, иерархию банковской сети, диверсифицированный подход к управлению лимитами и полномочиями в процессе принятия решения.

Сегодня среди известных банков, объявивших тендер на выбор поставщика «Кредитного конвейера» - например, ВТБ24. Приглашение к конкурсу прозвучало в августе 2011 г. И в день банк обрабатывает в среднем более 14 тыс. заявок.

В принципе процедура автоматизирована в системе АБС «Бисквит», но возникает дополнительная нагрузка на АБС банка: процесс счетоориентирован, у этапов заявок отсутствуют сроки жизни, очень трудоемко меняются параметры кредитных карт, а доработка функционала забирает очень много времени.

Новая система даст возможность настраивать «кредитный конвейер» как рабочую процедуру от момента формирования кредитной заявки до принятия окончательного решения по ней. Система должна обрабатывать до 40 тыс. заявок в день, время отклика на запрос информации должно составлять не более пяти секунд. Довольно жесткие требования к производительности иллюстрируют ожидания более чем двукратного роста объемов розничного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.