Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов федерации'

Программно-целевой подход в управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Алексей Борисович

Рассмотрены проблемы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне в условиях глобализации внешних рынков, а также возможность использования программно-целевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов Алексей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme-target approach in foreign-economic activity management at a rate of federation subjects

It is considered problems of regulation and foreign-economic activity management on the regional level under foreign markets, globalization, and also possibility of using the programme-target approach.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов федерации»

V. N. Churashev, V. A. Dubrovsky, M. V. Zubova

ESTIMATION OF ECOLOGICAL-ECONOMIC INVESTMENT OF EFFICIENCY INTO NEW TECHNOLOGIES OF THERMAL COAL PREPARATION ON MODERN HEAT POWER-STATIONS

The factors defining efficiency of large-scale use of Kansk-Achinsk coals in power engineering of Russia are considered. Designed methods toolkit of a system estimation of ecological-economic efficiency estimate rational scales of multiplicating and defin priority regions for the technologies development ofpreliminary thermal preparation of Kansk-Achinsk coals for long-term prospecting.

УДК 330

А. Б. Власов

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены проблемы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне в условиях глобализации внешних рынков, а также возможность использования программно-целевого подхода.

Развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) явилось катализатором экономических преобразований в России, ее распространение активно воздействует на формирование в стране рыночных структур и механизмов, а в начале 90-х гг. активно способствовало первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

Поворот к рыночной экономике открытого типа, ликвидация государственной монополии на ВЭД позволили сделать более доступным внутренний рынок для конкуренции иностранных товаров и капиталов и создали возможности для осуществления прогрессивных сдвигов в российской экономике, ее реальной интеграции в мировое хозяйство. Однако на практике эти возможности реализуются непоследовательно и противоречиво, положительные тенденции переплетаются с возникающими негативными проблемами экономического роста.

В настоящее время, в связи с сохранением экономического курса на либерализацию экономики и все более широкого включения страны в глобальные процессы, происходит усиление межрегиональных контрастов. Растущая поляризация по социально-экономическому положению в ходе рыночной трансформации провоцирует центробежные тенденции, понижает связанность пространства и его стратегическую устойчивость. На сегодняшний день изменяется путь финансовых потоков, которые следуют в те регионы, где они могут быть более эффективно и надежно размещены, а не туда, где имеется избыточная рабочая сила, формирующаяся, в том числе, за счет миграции из соседних государств [1].

В условиях глобализации пространство страны оказалось в системе центро-периферийных отношений, что де-

лает задачу выравнивания уровней экономического развития регионов достаточно трудной.

В меньшей степени региональными органами власти уделяется внимание осуществлению поисков направлений развития ВЭД и организации мероприятий поддержки развития регионов России. Также сюда необходимо отнести:

- отсутствие координации деятельности предприятий, организаций и управленческих структур органами власти регионов в формировании инфраструктуры ВЭД;

- стихийный характер формирования и развития внешнеэкономических связей;

- отсутствие нормативно-правовой базы регионального уровня для стимулирования форм международного сотрудничества.

В свете вышеизложенного становится очевидным тот факт, что развитие ВЭД невозможно без активного участия государства, которое имеет возможность задействовать необходимые рычаги в целях формирования благоприятных экономических, финансовых и организационных условий для осуществления деятельности в сфере ВЭД.

Конституцией Российской Федерации с 1993 г. предоставлена возможность субъектам федерации создавать собственные законы и иные правовые нормативные акты. На сегодняшний день многие из них уже создали собственные программные документы.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относится:

- проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении ВЭД с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованьями иностранных государств, а также с со-

гласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

- содержание своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти;

- открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении ВЭД;

- осуществление формирования и реализации региональных программ ВЭД;

- информационное обеспечение ВЭД на территории субъекта федерации;

- создание страховых и залоговых фондов в области ВЭД на территории субъекта федерации.

Право на осуществление международных и внешнеэкономических связей органами государственной власти субъектов федерации закреплено в основных законах (конституциях или уставах) практически всех субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно с определенностью говорить о достаточно четком законодательном разделении полномочий между федеральным центром и регионами, а также о несомненном приоритете федеральных нормативных документов, охватывающих широкий спектр вопросов в сфере ВЭД.

К основным возможностям субъектов федерации развития ВЭД следует отнести формирование региональной политики в сфере ВЭД.

Региональная политика в сфере ВЭД представляет собой сферу деятельности региональных органов власти, направленной на развитие международного сотрудничества и внешней торговли, а также достижение поставленных целей, путей их достижения, определение стратегических и тактических направлений функционирования отечественных организаций-участников экспортноимпортных операций как в стране, так и за рубежом.

По нашему мнению, для разработки внешнеэкономической политики региона необходимо определить ее место в системе регионального планирования и управления, позволяющее определить основные положения управления ВЭД региона. С этой целью необходимо определить инструменты решения проблем социально-экономического развития региона (рис. 1).

Рис. 1

Целью политики региона в сфере ВЭД является формирование механизма и системы управления ВЭД региона.

Таким образом, определение места занимаемого ВЭД региона в системе регионального планирования и управления, позволит определить основные направления развития ВЭД, которые, в свою очередь, должны будут основываться на мероприятиях программ экономического развития.

В качестве основных положений внешнеэкономической политики региона, на которых должны основываться мероприятия Программы ВЭД региона, по нашему мнению, должны выступать следующие:

1. Определение основных отраслевых направлений развития ВЭД, для каждого конкретного субъекта федерации. В качестве таких направлений могут выступать машиностроение, лесоперерабатывающая отрасль, черная и цветная металлургия и др. Развитие этих отраслей, их реструктуризация и диверсификация, внесение корректив в ориентацию на нужды экономики региона позволит обеспечить постепенное развитие смежных отраслей

2. Определение целей Программы должно базироваться на необходимости разрешения «проблем» в развитии региона. При этом должно быть выделено две разновидности существующих проблем:

- проблем, связанных с развитием региона, которые не могут быть разрешены отдельными предприятиями, проектами или органами. К этим проблемам можно отнести: недостаточный уровень развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур, несбалансированную структуру отраслевой экономики, повышенный уровень загрязнения окружающей среды ит. д.;

- проблем развития отдельного субъекта хозяйственной деятельности региона, к которым, в частности, можно отнести: прекращение финансирования организаций, работающих на условии госзаказа; высокую степень изношенности основных фондов; наличие неэффективной производственной структуры организаций; низкий уровень конкурентоспособности. Неспособность разрешения этих проблем самой организацией приводит к негативным последствиям (приостановление производства, сокращение рабочих мест, сокращение налоговых поступлений, повышение уровня социальной напряженности и создания криминогенной ситуации).

3. Механизм реализации региональной политики должен включать в себя формирование единого информационного пространства для всех участников, осуществляющих свою деятельность в сфере ВЭД. При этом каждый из разделов Программы должен учитывать как специфику видов деятельности всех организаций-участни-ков ВЭД, так и их интересы.

Сложность разработки региональных программ заключается в необходимости соблюдать определенный баланс интересов всех участников ВЭД: региональных органов власти, иностранных организаций, отечественных организаций.

В основе различия интересов лежат проблемы, которые пытаются разрешить каждый из существующих субъектов ВЭД. Так, для организаций-участников ВЭД основной целью является получение и увеличение доходов. Вполне естественно, что при наличии разных интересов, а соответственно и целей, процесс развития ВЭД имеет достаточно противоречивый характер.

Поэтому региональные органы власти должны выступать координатором интересов различных субъектов с целью направления их деятельности на разрешение проблем региона в целом.

Такой подход обусловлен еще и тем, что постепенная либерализация экономики и развитие внешнеэкономи-

ческой деятельности обусловили усиление зависимости мирового статуса России от ее регионов.

Ключевое место для развития ВЭД в субъектах Российской Федерации занимают принимаемые исполнительными органами власти программы развития внешнеэкономического сотрудничества. Данные программы охватывают период в два-три и более лет. Именно в этих документах определяются основные формы и направления сотрудничества с иностранными партнерами, а также с международными региональными организациями.

Одним из главных преимуществ программных документов является определение в качестве ответственных конкретных хозяйствующих субъектов (физические и юридические лица), финансовые организации, органы государственного управления субъекта федерации, а также органы местного самоуправления.

Первоочередной задачей является повсеместное внедрение в практику работы региональных органов власти вышеназванных программ, в целях формирования политики в сфере внешнеэкономической деятельности, а также развития экономики субъектов федерации.

Сама же Программа развития ВЭД региона должна представлять собой комплекс мероприятий, реализуемых региональными органами власти, направленных на развитие ВЭД.

В качестве основных целей Программы можно выделить:

- создание надежной системы управления ВЭД, на основе объединения отдельных организационных структур и направления их усилий на социально-экономическое развитие региона;

- выявления наиболее оптимальных форм и методов совершенствование управления ВЭД.

Структура Программы развития ВЭД должна основываться на принципах программно-целевого подхода, а именно содержать несколько взаимоувязанных блоков (рис. 2).

Ш Н” Рис. 2 ”Ва '

Анализ статистических данных, характеризующих внешнеэкономическую деятельность, показал, что российские регионы крайне неравномерно и качественно по-разному участвуют во внешнеэкономических связях, что находит отражение как в объемных, так и структурных показателях их экономического развития. Так, например, нефтегазовый комплекс в большей степени поляризует страну, нежели организует и интегрирует ее экономическое пространство. Тарифная политика транспортных, энергетических монополий разделила регионы вместо того, чтобы их связывать.

Субъекты федерации по разному подходят к вопросу определения роли ВЭД в деятельности региона. Существующая структура государственного регулирования ВЭД обуславливает постепенное сужение возможностей, а, следовательно, и принимаемого участия субъектов федерации в создании мероприятий, которые, в свою очередь, послужили бы катализатором развития ВЭД в

регионах. Принимая во внимание ограниченные возможности регионов, нами были выделены основные сферы управления развитием ВЭД: финансовая, экономическая, организационная и правовая.

Проанализировав существующие инструменты, используемые для развития ВЭД, были выделены наиболее часто встречающиеся инструменты в различных программных документах. На основе этого анализа представляется необходимым в долговременном плане разработать систему взаимоувязанных мер, направленных на создание благоприятного климата региона и повышения активности ВЭД, что, в свою очередь, поможет снизить уровень различных рисков, которые могут выступать в самых разных формах.

Практическое применение использования предложенной схемы может быть реализовано в разрабатываемых регионами Концепциях развития ВЭД и Программах финансово-экономической поддержки. На данный момент программными документами обладают: Кировская, Костромская, Свердловская и Кемеровская области, Ставропольский край и др. Изучение существующих работ позволило выявить основное слабое место, которым является отсутствие систематизации предлагаемых к внедрению мер, а, следовательно, упорядочению по степени важности, и в целом по целесообразности использования.

Исходя из проведенного анализа существующих инструментов, оказывающих влияние на развитие ВЭД, были определены инструменты, применявшиеся как в отечественной, так и зарубежной практике регулирования международного сотрудничества и ВЭД. Результатом проведенных исследований стало выявление четырех сфер их проявления с разграничением по этапам:

Этап 1. Организационная сфера - осуществление координации и контроля над внешнеэкономической деятельностью и ее участниками.

Этап 2. Правовая сфера - совершенствование правовой базы для участников ВЭД, а также создание зоны благоприятного правового климата (как федеральной законодательной базы, так и законодательства регионов).

Этап 3. Финансовая сфера - привлечение инвестиций в целях развития импортозамещающих производств.

Этап 4. Экономическая сфера - сохранение потенциала действующей экспортной базы, наращивание топливно-сырьевого экспорта и экспорта обрабатывающих отраслей. Создание импортозамещающих производств.

Перечисленные выше сферы являются взаимосвязанными и составляют комбинированную модель развития ВЭД регионов. Как показала практика, использование лишь одного или нескольких инструментов не сможет дать существенного положительного результата для всей сферы ВЭД в целом.

По нашему мнению, внедрение инструментов должно основываться на дифференцированном подходе к конкретному региону в зависимости от его экономико-географического положения. Так, выработка долгосрочной стратегии применительно к приграничным регионам должна строиться на основе заполнения пустот, возникших у старых границ, и недопущения появления таких пустот у новых границ, т. е. реализации на данных территориях проэкспортной модели развития.

В макроэкономическом плане должна быть поставлена цель: повышение доходности экономики тех регионов, в которых для этого имеются предпосылки. При этом необходимо провести всесторонний анализ влияния внешнеэкономических факторов на географическое пространство страны. До сих пор это влияние практически не принималось во внимание, так как до настоящего времени использовался унифицированный подход. Поэтому нам представляется необходимым внедрение дифференцированного подхода.

В рамках этого подхода регионы призваны участвовать в развитии сильных сторон экономики организаций-участников и повышении способности сферы ВЭД к саморазвитию. Успех во внешнеэкономической сфере возможен лишь при условии четкого взаимодействия и единой стратегии государственных органов регионов. От компетентности и инициативности субъектов федерации зависит развитие внешнеэкономических связей и, в конечном счете, собственное экономическое развитие.

Параллельно происходящей трансформации экономической конъюнктуры и, в частности, сферы ВЭД, сопровождающейся децентрализацией управления, переносом центра тяжести в решении многих вопросов с общегосударственного на региональный уровень, растет потребность во взаимодействии с административно-территориальными единицами других государств, изучении отечественного и зарубежного опыта. Активность регионов на этом направлении является во многом отражением устойчивой общей тенденции, а реальное содержание их внешнеэкономических связей, учитывая в полной мере российскую специфику, вместе с тем все в большей степени соответствует мировым, в первую очередь, европейским стандартам.

Особенно важным является вопрос взаимодействия между органами управления субъектов Федерации и федеральными органами по развитию внешнеэкономических связей. Этот вопрос имеет сегодня не столько теоретическое, сколько сугубо практическое значение. Федеральным Законом «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» для регионов предусмотрены немалые возможности реально влиять на процессы формирования внешнеэкономической политики. Однако законодательством до сих пор не решен вопрос о создании надежного механизма взаимодействия между федеральным центром и регионами. Принятый Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» не смог до конца решить всех проблем.

Так, в качестве решения этой проблемы в различных научных исследованиях рассматривается возможность осуществления совершенствования механизма координации по пути налаживания горизонтальных связей, создания определенных структур в регионах, обеспечивающих развитие внешнеэкономической деятельности [2].

На наш взгляд, предложенный подход нуждается в корректировке с учетом новых факторов, появившихся за прошедшее время, в части существующего при Министерстве иностранных дел Консультативного совета субъектов РФ по МС и ВЭД. Скорректированный подход является синтезом практики зарубежных государств и

отечественной специфики регулирования экономики и призван решать следующие задачи:

- выработка на основе компромисса единого мнения по проектам нормативных документов и доведения своих решений до земельных органов власти;

- обеспечение участия представителей регионов в составах делегаций страны на переговорах с представителями иностранных государств, а также международных организаций, в случаях, когда предмет переговоров затрагивает компетенцию конкретного региона;

- осуществление посреднических функций между федеральными органами власти и регионами.

В свою очередь, результатом предложенных мер должна стать большая оперативность в работе, адекватная реакция на вопросы, которые появляются в регионах, более полное соответствие нынешнему весьма продвинутому уровню их ВЭД. А также будет способствовать преодолению существующей обособленности регионов, так как предлагаемые нововведения позволят выработать не только общую концепцию развития внешнеэкономических связей, но и наиболее приоритетные направления регионального сотрудничества в различных экономикогеографических форматах (Россия, СНГ, страны дальнего зарубежья), что будет способствовать укреплению отношений и создаст реальные основы для практической интеграции страны в мирохозяйственные связи.

На основе проведенного исследования проблем развития ВЭД и стабилизации экономического положения регионов России существует возможность сформулировать следующие выводы:

1) в целях развития ВЭД и содействия экономическому росту региональными органами власти каждого субъекта федерации должны быть разработаны Концепция развития ВЭД и Программа развития ВЭД с учетом различных особенностей (географических, природных, ресурсных, демографических);

2) внедрение комбинированной модели развития ВЭД регионов будет способствовать преодолению с течением времени сырьевой направленности экспорта, наращиванию экспортного потенциала, диверсификации экономики и значительному усилению собственных возможностей самообеспечения;

3) развитие ВЭД регионов даст возможность сгладить возникающие диспропорции в социально-экономическом состоянии субъектов федерации, а значит снизить уровень экономической и социальной нестабильности в стране в целом, обеспечив более высокий ее экономический рост.

Библиографический список

1. Вардомский, Л. Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатер-щикова. М. : Аркти, 2002. С. 214-217.

2. Муртузалиева, С. Ю. Внешнеэкономические связи регионов России на современном этапе : дис. ... канд. эконом. наук / С. Ю. Муртузалиева ; РЭА им. Г. В. Плеханова. Москва, 2000. 143 с.

A. B. Vlasov

PROGRAMME-TARGET APPROACH IN FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY MANAGEMENT AT A RATE OF FEDERATION SUBJECTS

It is considered problems of regulation and foreign-economic activity management on the regional level under foreign markets, globalization, and also possibility of using the programme-target approach

УДК 336.717

С.А. Мякочин

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТДАЧИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрена проблема эффективности использования земельно-имущественного комплекса промышленных предприятий города Москвы. Разработана методика оценки экономической отдачи от использования земельноимущественного комплекса промышленных предприятий. Произведена автоматизация разработанной методики путем создания программного продукта.

Проблема рационального использования имущественно-земельного комплекса с наибольшей экономической отдачей для бюджета города является одной из наиболее важнейших и обуславливает большую необходимость научных исследований и разработок в данном направлении.

В общей структуре налоговых поступлений в бюджет города за 2005 г. лишь 2,98% составляют в сумме земельный налог и арендная плата за землю, а уже в прогнозе на 2006 г. эта цифра составляет 5,16 %. Очевидно почти двукратное увеличение, но тем не менее величина земельного налога и арендной платы в общей структуре налоговых поступлений слишком мала. Самый дорогостоящий ресурс города - земля - обеспечивает минимальные поступления в доходную часть бюджета.

Необходимость оценки экономической значимости имущественно-земельного комплекса промышленных предприятий обусловлена рядом важных факторов. Невыполнение этих критериев негативно отражается на экономической ситуации, ведет к низкой собираемости налогов, недоборам бюджетов, снижению производительности и фондоотдачи, повышению безработицы и другим негативным экономическим процессам.

Основными задачами оценки эффективности использования имущественно-земельного комплекса промышленных предприятий являются:

1) постоянно растущая цена на землю в городе и, как следствие, необходимость ее рационального использования; использование земельного кадастра для оценки имущественно-земельного комплекса промышленных предприятий;

2) повышение эффективности, отдачи от предприятий и прогнозирование, предупреждение возможных кризисных ситуаций путем создания методики мониторинга за промышленными предприятиями города;

3) необходимость разработки метода стимулирования промышленных предприятий с целью повышения отдачи от их деятельности для бюджета города;

4) отсутствие обобщенной методики анализа имущественно-земельного комплекса и централизованного методического подхода к анализу промышленных предприятий города;

5) необходимость систематизации и оптимизации промышленного потенциала города.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо иметь инструменты оценки и регулирования использования земельно-имущественных комплексов промышленных предприятий города, направленные на увеличение доходной части бюджета города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким инструментом может быть способ оценки эффективности использования имущественно-земельного комплекса промышленных предприятий города Москвы.

Концепция разработки методики оценки и регулирования экономической отдачи от использования земельно-имущественных комплексов промышленных предприятий построена на определении экономической отдачи, отражающей земельные и налоговые платежи в городской бюджет; выручку от продажи продукции, товаров, работ, услуг; эффективность целевого использования производственного потенциала, в том числе отдачу от занимаемого предприятием земельного участка с учетом его оценки по кадастровой стоимости.

Оценка земельного участка может осуществляться:

- по рыночной стоимости;

- по стоимости права на заключение договора аренды участка;

- по натуральным измерителям: га, м2;

- по кадастровой стоимости.

В основе разработки методического подхода лежит законодательное обеспечение оценки экономической отдачи от использования земельно-имущественного потенциала города.

Оценка экономической отдачи от использования земельно-имущественных комплексов промышленными предприятиями города необходима для обеспечения на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.