Научная статья на тему 'Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона'

Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / FOREIGN TRADE / INVESTMENT / CONSULTING FIRM / INNOVATIVE PROCESSES / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басенко A. M., Ишанов И. В.

В статье рассматриваются основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности Ростовской области. Особое внимание уделяется улучшению инвестиционного климата муниципальными образованиями, когда были приняты целевые программы создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в 2012-2015 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the basic principles and approaches of strategic development of foreign trade activities of the Russian region. Particular attention is paid to improving the investment climate municipalities that have been adopted special programs to create favorable conditions for attracting investments in 2012-2015.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона»

Басенко A.M.,

д.э.н., профессор кафедры Кафедра международной торговли и таможенного дела Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Ишанов И.В.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

В статье рассматриваются основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности Ростовской области. Особое внимание уделяется улучшению инвестиционного климата муниципальными образованиями, когда были приняты целевые программы создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в 2012-2015 годах.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, внешнеэкономическая деятельность, инвестиции, консалтинговая фирма, инновационные процессы, финансовые ресурсы.

Basenko A.M., Ishanov I. V.

BASIC PRINCIPLES APPROACHES FORMA TION OF STRA TEGY OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ACTIVITIES IN THE REGION

The article discusses the basic principles and approaches of strategic development of foreign trade activities of the Russian region.

Particular attention is paid to improving the investment climate municipalities that have been adopted special programs to create favorable conditions for attracting investments in 2012-2015.

Keywords. Globalization,

internationalization, foreign trade, investment, consulting firm, innovative processes, financial resources.

Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень региональных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления эффективного взаимодействия на мировой арене каждый из регионов вынужден разрабатывать конкретную стратегию рыночного поведения, которая бы способствовала многостороннему развитию внешнеэкономических связей. Российское государство имеет программы по развитию международных отношений, на федеральном уровне разработаны стратегия и программа внешнеэкономической деятельности государства, учитывающие производственную и ресурсную специализацию регионов, основные стратегические цели комплексного развития территорий и программы их социально-экономического развития. Однако, как показывает практика, уделяя внимание развитию экономики и социума на региональном уровне, субъекты федерации не обращают должного внимания на формирование и становление внешнеэкономической деятельности в регионе, переложив эти задачи на федеральный центр. Закономерно: слабо развиты и теоретические основы, концепции и методические подходы к разработке стратегии ВЭД, а также к реализации ВЭД на региональном уровне. Сегодня, когда Россия переживает сложный период качественных изменений и реформ в сфере внешнеэкономических отношений, формирование и разработка стратегий внешнеэкономической деятельности регионов должны занимать значимое место в политике региональных властей. При этом в основу стратегии развития внешнеэкономической деятельности

региона должна быть положена инновационная компонента. Именно инновационная составляющая внешнеэкономической деятельности позволит региону своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся факторам международной среды.

На современном этапе развития внешнеэкономическая деятельность Ростовской области выступает важным фактором финансовой стабилизации. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.

Основным инструментом восстановления ВЭД Ростовской области является вливание инвестиционно-инновационных процессов в экономику региона: на 2014 год данный показатель составляет 176,2 млрд. руб. Прогнозные объемы сформированы в основном за счет видов деятельности, курируемых министерством промышленности и энергетики области - 55,1 млрд. руб.; министерством строительства, архитектуры и территориального развития области - 37 млрд. руб.; министерством транспорта области - 22,4 млрд. руб.; министерством сельского хозяйства и продовольствия области -17,0 млрд. руб.

По предварительным данным Ро-стовстата, в 2014 году по полному кругу организаций использовано 21,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 97,2 % к соответствующему периоду прошлого года.

В муниципальных образованиях Ростовской области наибольший темп роста объемов инвестиций по крупным и средним предприятиям за 1 квартал 2015 года наблюдается в г. Азове - в 3,4 раза, в г. Звереве - в 2,6 раза, в Красносулинском районе - в 12,3 раза, в Мясниковском районе - в 2,9 раза, в Сальском районе - в 3,5 раза. Причины роста объемов инвестиций: реализация крупных инвестиционных проектов (ООО «Гардиан Стекло Ростов», ОАО «Азовский оптико-механический завод», ООО «Бумажная фабрика», ЗАО «Молзавод Мясниковский»).

За январь-март 2014 года крупными организациями освоено инвестиций в ос-

новной капитал на 12,9 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Отраслевыми министерствами была продолжена работа по формированию перечня «100 губернаторских инвестиционных проектов». По состоянию на 01.06.2012 в перечень включено 57 проектов с общим объемом инвестиций 331,8 млрд. руб., реализуемых в 28 муниципальных образованиях области.

В 55 городских округах и муниципальных районах Ростовской области организована работа по взаимодействию с консалтинговыми структурами в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве, в том числе с НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области».

В январе-марте 2014 году проведена работа по оказанию государственной поддержки 6 крупным инвесторам в объеме 147,2 млн. руб. в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на инвестиционные цели. Средства, запланированные в областном бюджете на данные цели, распределены на 75%. В целях предоставления инвесторам налоговых льгот в 2012 году заключено 5 новых инвестиционных договоров. Всего в настоящее время действуют инвестиционные соглашения с 35 инвесторами.

В апреле и мае 2014 года проведены два заседания конкурсной комиссии на право заключения соглашений об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта. По итогам принятого решения государственная поддержка по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов в объеме 229,2 млн. руб. будет оказана 8 инвесторам.

Сформирован реестр 58 перспективных инвестиционных площадок Ростовской области, из них 14 планируется использовать под размещение объектов агропромышленного комплекса, 44-под размещение объектов промышленного назначения.

В целях улучшения инвестиционного климата муниципальными образованиями

Ростовской области приняты целевые долгосрочные муниципальные программы создания благоприятных условий для привлечений инвестиций на 2012 - 2015 годы.

В целях привлечения средств федерального бюджета разработаны и направлены на рассмотрение в Рабочую группу по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии программы создания двух пилотных инновационных территориальных кластеров Ростовской области: плазмохимического инновационного территориального кластера по глубокой переработке угля и селекционно-генетического инновационного территориального кластера в сфере промышленного производства и переработки мяса птицы.

В рамках Областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 годы подготовлена и в мае 2014 года направлена заявка в Минэкономразвития РФ для привлечения в 2014 году средств федерального бюджета в объеме 56 млн. руб. на создание в Ростовской области центра кластерного развития и предоставление субсидий субъектам инновационного предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса.

Принято Постановление Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 45 «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции». В 2014 году министерством сельского хозяйства и продовольствия области планировалось внедрить не менее 15 инновационных проектов.

Принимаемые меры должны обеспечить выполнение прогнозных показателей инвестиционного развития и повысить эффективность инновационных процессов.

Инвестиционные процессы позволят строить полноценную политику внешнеэкономического комплекса Ростовской области.

Особенности, состояние и тенденции развития внешнеэкономического комплекса Ростовской области

Ростовская область была и остается лидером внешнеэкономических связей юга России, центром деловой активности и инфраструктурного обеспечения международного сотрудничества. На территории Ростовской области размещаются представительства международных и иностранных организаций, работают важнейшие для внешнеэкономической деятельности региональные организации федеральных органов управления, включая Южное таможенное управление.

Предприятия и организации Ростовской области осуществляют наибольший на юге России объем экспортно-импортных операций. Область имеет наиболее прогрессивную структуру экспорта в части поставок на экспорт маши-нотехнической продукции.

Десятилетний период развития самостоятельных внешнеэкономических связей на уровне отдельных регионов показал тенденции, которые необходимо учитывать при разработке стратегии. Наиболее важные из них:

- сокращение числа региональных участников внешнеторговых операций (на 60% в 2008 г. по отношению к 1998 г.), укрупнение внешнеторговых сделок и дальнейшая концентрация законодательной и практической внешнеторговой активности на федеральном уровне;

- государственная монополия внешнеэкономической деятельности, существовавшая до 1987 года, в настоящее время все более и более сменяется экономической, финансовой и посреднической монополией федеральных органов и фирм, базирующихся в центре.

Этот вывод можно сделать, опираясь

на:

а) сохраняющиеся тесные связи ведущих предприятий-экспортеров машино-технической продукции с бывшими внешнеторговыми объединениями. Государственная поддержка экспортеров практически не выходит за рамки привычных схем, а региональные экспортеры слишком

слабы для достойной конкуренции мощным международным и российским корпорациям;

б) сокращение прямых потоков импортных грузов, проходящих через местные таможенные органы и увеличение "скрытого импорта", то есть опосредованного, проходящего таможенную очистку в Москве;

в) благоприятное и протекционистское транспортно - экспедиторское обслуживание и условия доставки грузов из Москвы, что приводит к кризису местных транспортных компаний;

г) смену концепции предоставления международной технической помощи с ориентацией на базирование и управление проектами из центральных офисов и создание только небольших, пилотных проектов в регионах;

д) ужесточение контроля и ограничение прав участников ВЭД в торговом сотрудничестве в связи с решениями по валютным вопросам (обязательная продажа, ограничение покупки ресурсов, кроме импортных контрактов);

- формирование региональных центров внешнеторговой активности, основанных на потоках сырьевых экспортных ресурсов (в большей степени) и прямых импортных поставках (в меньшей степени). Такие центры имеют пространственные границы, приблизительно совпадающие с крупными экономическими регионами. В этих регионах наблюдается высокая конкуренция между региональными филиалами базирующихся в центре и вне региона компаний и местными организациями, которые самостоятельно работают на внешнем рынке.

Критериями успеха в межрегиональной конкурентной борьбе выступают: наличие стратегии, финансовые ресурсы, профессиональный уровень руководителей и исполнителей, развитие инфраструктуры, доступ к иностранным партнерам и маркетинговой информации о внешних рынках. По-прежнему регионы уступают центру практически по всем вышеперечисленным критериям.

Поле внешнеторговой самостоятельности регионов федерации по-прежнему остается объективно ограниченным. Ситуация определяется существующим механизмом подготовки и принятия основных решений по таможенной, банковской и промышленной политике на федеральном уровне.

Опыт инвестиционного сотрудничества и получения технической помощи предприятиями и организациями региона показывает, что необходим относительно длительный период подготовки предприятий и организаций к освоению иностранных инвестиций.

Этапы сотрудничества, как правило, включают три обязательные стадии: торговое (коммерческое и маркетинговое) партнерство; простая кооперация (сборка из комплектующих); совместное производство и научные разработки. Ростовская область в настоящее время находится в процессе подготовки ко второму этапу сотрудничества.

Цель внешнеэкономической деятельности заключается в эффективном использовании потенциала международного сотрудничества для комплексного социально-экономического развития региона, обеспечивающего:

- рост уровня жизни, сохранение и развитие человеческого потенциала;

- повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Подцелями общей стратегической цели являются:

- переход на международные правила ведения бизнеса и освоение современной культуры предпринимательства;

- создание механизмов защиты от дискриминационных форм, методов участия предприятий и организаций региона в международной торговле и сотрудничестве;

- умелое использование опыта международной кооперации в качестве источника передовых технологий (управленческих, информационных, производственных);

- закрепление за Ростовской областью лидирующей роли в сфере ВЭД на юге России.

В течение последних лет работа на внешнем рынке для многих участников ВЭД является стабильным источником получения доходов, необходимого технологического оборудования и технологий, качественных сырья и материалов.

Для России ВЭД является крупной и растущей доходной статьей федерального бюджета.

Активная работа на внешнем рынке приводит к глубокой интеграции экономики региона в международное разделение труда, выделяя внешнеторговый фактор как один из решающих для сохранения политической стабильности, в том числе в период предстоящих выборных кампаний.

Важно отметить, что внешнеэкономическая деятельность не является краткосрочным приоритетом экономики и не дает немедленной отдачи, а, скорее, является долгосрочным фактором, имеющим стратегическое, отложенное влияние на экономику, связанное с таким фундаментальным понятием, как конкурентоспособность. ВЭД - это средство экономического и социального развития и одновременно своеобразный индикатор его наличия, глубины, гармоничности и комплексности.

Приоритеты внешнеэкономической стратегии РО:

1. Приверженность рыночным принципам.

Декларирование и практическое исполнение принципа приверженности рыночным методам управления на уровне региона являются существенными факторами привлекательности, политического и экономического имиджа региона. Внешнеэкономическая деятельность выступает привлекательным и эффективным элементом механизма развития любого региона, источником ресурсов (опыта, товаров, капиталов) и является конкурентным полем их работы.

Доступ региона к каналам информационной, технической и другой международной помощи проходит оценку на соответствие декларируемого и фактического использования рыночных методов управления.

2. Эффективное государственное регулирование и перестройка управления ВЭД на всех уровнях.

Система государственного регулирования требует кардинального повышения эффективности, оперативности и соответствия стратегическим задачам как федерального, так и регионального развития.

На первом этапе производится анализ использовавшихся на практике за десятилетний период работы форм и методов государственного регулирования внешнеэкономической сферы, позволяющий выделить наиболее эффективные из них.

Создается модель использования государственных методов управления, использующая нетарифные барьеры для защиты региональных рынков и методы рыночного регулирования.

3. Взаимодействие структур, систем, работающих во внешнеэкономическом комплексе на региональном уровне.

Федеральный принцип принятия управленческих решений в сфере ВЭД не позволяет регионам, иначе, чем через их региональные структуры, проводить скоординированную единую политику по реализации стратегии.

Принцип взаимодействия предполагает координирующую и инициирующую роль региональной администрации в налаживании необходимого и эффективного профессионального общения и согласованной политики по отношению к участникам ВЭД.

4. Включение в систему управления элементов процессной организации деятельности, внедрение технологического (формализованного) описания управленческих процессов, применяемых в международном сотрудничестве, и последующее превращение отработанных схем в управленческие технологии.

Ведомственная структура органов государственной власти определяет функциональную структуру механизмов управления ВЭД на региональном и федеральном уровне, а также неизбежность реализации ведомственных подходов и интересов в сфере ВЭД. Избежать ведомственности можно увеличением координации и

горизонтального взаимодействия органов управления. Предприятиям - участникам требуется четко разработанный набор правил и действий для достижения конечного результата, выраженных в стандартных процедурах (критерии соответствия данного предприятия требованиям кредитования по международным стандартам, план подготовки и проведения маркетингового исследования).

На первом этапе могут быть формализованы до описания стандартных процедур следующие управленческие процессы: подготовка инвестиционного проекта, презентации предприятия по международным стандартам, участие в международной выставке.

В последующем из анализа текущей ситуации и при подготовке управленческих схем возможна выработка предложений на федеральный уровень управления.

5. Глубина преобразований важнее, чем скорость получения результата.

Позитивный, интегральный эффект развития внешнеэкономических связей регион может получить преимущественно в долгосрочной перспективе, после преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста. Именно тогда повышение конкурентоспособности производства и обусловленный им рост экспорта позволят компенсировать негативные последствия ужесточения конкуренции в результате открытия рынка и экспансии импорта.

Необходима ориентация на долгосрочные проекты и программы при выборе инвестиционных и внешнеторговых приоритетов, создание и использование механизмов принятия законодательных ограничений на региональном уровне в случае нерационального использования ресурсов региона для преследования конъюнктурных целей.

Сырьевая часть экспорта области и опыт последних лет юга России показывают, что наращивание объемов производства привлекательного регионального экспортного продукта, например, семян подсолнечника, может приводить к нерациональному использованию земли, нарушению севооборотов, ее истощению. Необ-

ходим постоянный мониторинг ситуации и возможности региональных властей по оперативному влиянию на нее.

6. Первичность мер общеэкономической стабилизации и прежде всего формирование благоприятного налогового климата.

Ключевым условием и принципом развития ВЭД является благоприятный налоговый климат, бюджетная политика государства и региона, стимулирующие производство качественной продукции, прозрачность бизнеса, уплату разумных налогов и работу по международным правилам бизнеса внутри страны. На этой основе происходит активизация финансового и банковского секторов, оживление экономики. Следовательно, для успеха ВЭД, предотвращения бегства капиталов за рубеж, прихода стратегических иностранных инвесторов необходимо решение, в первую очередь, налоговых вопросов.

В итоге хотелось отметить основные направления механизмов реализации внешнеэкономической политики Ростовской Области, которые позволят комплектно решить поставленные целевые задачи как федерального, так регионального уровня:

Законодательный и административный уровень:

1. Совершенствование законодательной базы в направлении перехода от двусторонних соглашений "Правительство-субъект федерации" к закону, регулирующему права и обязанности регионов.

2. Децентрализация функций федеральных органов ВЭД. Передача части полномочий на уровень региональных управлений. Другими словами, необходима большая ответственность и самостоятельность региональных органов для упрощения решения несложных процедурных вопросов участников ВЭД.

3. Активное использование для защиты регионального рынка нетарифных барьеров и методов регулирования рынка: договорных и процедурных ограничений, технически обоснованных норм и стандартов качества, административных процедур.

4. Защита интересов региональных участников внешнеэкономической деятельности в части формирования активной позиции региона, направленной на сохранение самостоятельной внешнеторговой политики в рамках законодательства. Сохранение и усиление монополистических тенденций нарушают права предприятий, что ослабляет конкурентоспособность их продукции на мировом рынке.

5. Поощрение создания новых форм сотрудничества и кооперации в рамках ассоциаций, союзов, промышленно-финансовых и торговых групп на юге России для выполнения функции обслуживания других участников внешней торговли.

6. Разработка мер по предотвращению закупок для последующего экспорта стратегических сельскохозяйственных ресурсов (зерно, подсолнечник) по внутренним рыночным ценам, что ущемляет права производителей. Задача защиты производителей от произвола внешнеторговых посредников является приоритетной в сфере сельского хозяйства.

Для экспортеров:

- повышение степени переработки и величины добавленной стоимости экспортных товаров;

- поставка продукции на платежеспособные рынки, ориентация на качество продукции для получения устойчивых конкурентных преимуществ;

- работа на рынках стран СНГ как первый этап самостоятельной экспортной деятельности для средних и мелких предприятий.

Для импортеров:

- стимулирование деятельности организаций-экспортеров (работающих по бартеру) по поставкам товаров на основе заказов региональных организаций для закрепления центра деловой внешнеторговой активности на юге России, в Ростовской области;

- подготовка предложений для решения проблемы критического импорта, региона (лекарственные препараты, средства защиты растений) на федеральном уровне в виде льгот, специальных' условий

создания предприятий с иностранными инвестициями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для инфраструктуры:

- активный маркетинг услуг предприятий региональной внешнеторговой инфраструктуры на зарубежных рынках;

- создание эффективной и прозрачной деловой среды и, прежде всего, действенной системы безопасности и жизнеобеспечения пребывания иностранных граждан в Ростовской области (скорая помощь, информация, сервис, досуг, бизнес-контакты);

- недопущение дискриминации иностранных граждан в условиях оплаты за проезд и проживание на территории Ростовской области.

Для образования, науки и культуры:

- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для внешнеэкономической сферы;

- создание условий для развития личности, предотвращения оттока и привлечения высококвалифицированных специалистов;

- стимулирование обменов, совместных исследований, лекционной и научно-исследовательской деятельности в рамках выполнения коллективных и индивидуальных программ и проектов, вхождение в мировой рынок образовательных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурджалов Ф. Экономическая роль социальной деятельности государства. Москва, ИМЭМО, 2009, 251с.

2. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики - М., Кнорус, 2006, 187с.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег - М.: Прогресс, 1978, 263с.

4. Котляров М.А., Ломтатидзе О.В. Повышение эффективности регулирования финансового рынка // Финансы, 2011, №1.

5. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. -М.: 1997, 430с.

б.Мусатов В.Л. Россия в паутине глобализации. Москва, «Восток - Запад», 2010, 224с.

7.Ольсевич Ю. Психология рынка и экономическая власть //Вопросы экономики, 2011, №4.

8.Осипов Ю.М. Россия: ни глобальное, ни национальное, а имперское. // Философия хозяйства. 2004, №1.

9.Петров Ю. Развитие системы государственного регулирования российской экономики в условиях глобализации и мирового кризиса: реализация потенциала налоговых и других институтов // РЭЖ. 2009 №7-8.

10.Портер Майкл. Международная конкуренция - М.: Международные отношения, 1993, 370с.

11.Самуэльсон Пол Э., Нордхауз Во-льям Д. Экономика / Пер. с англ. М., 2001.-С. 53,59.

12.Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: синергетический подход. -М.: Дело и сервис. 2002, 194с.

13.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, М., 1962, 210с.

14.Шерстнев М. Экономический кризис и судьба рыночного мейнстрима экономика. 2011 №9.

15.Фридмен М. Количественная теория денег - М., 1996,312с.

16.Шамхалов Ф. Государство и экономика (власть и бизнес) - М.: экономика 2005, 237с.

17.Шишков Ю. Государство и догоняющее развитие // МЭиМО. 2011 № 6.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1.Burdgealov F. Economic Role of the State Social Activities. Moscow, MEMO, 2009, 251 р.

2.Kapkanchikov S.G. State Regulation of Economy. - M., Cnorus, 2006, 187 p.

3. Keyns G. M. Theory of Employment, Percent and Money - M., Progress, 1978, 363 p.

4.Kotlyarov M.A., Lomtatidse O.V. Efficiency Enhancement of Financial Market Regulation //Finance, 2011.№1.

5.Krugman P., Obstfeld M. International Economy: Theory and Practice. - M.: 1997, 430 p.

6.Musatov V.L. Russia in the Globalization Net - M.,"East - West", 2010, 224 p.

7.Olsevich U. Psychology of the Market and Economic Power. // Questions of Economics, 2011, №4.

8.Osipov U.M. Russia: neither Global, nor National, but Imperial. // Philosophy of Economy. 2004, №1.

9.Petrov U. System Development of Russian Economy State Regulation in the Conditions of Globalization and World Crisis: Realization of Tax Institution Potential // REG. 2009, № 7-8.

10.Porter M. International Competition -M., International Relations, 1993, 370 p.

11.Somelson Paul E., Nordhaus William D. Economics / Translation from English, M., 2001 -P.53, 59.

12.Sereguina S.F. State Role in the Economy: Synergetic approach. - M.: Business and Ser vice. 2002, 194 p.

13.Smith A. Studies on Nature and Reasons of Peoples' Wealth, M., 1962,210 p.

14.Sherstnev M. Crisis in Economy and destiny of the Market Mainstream // Economics. 2011, №9

15.Freedman M Quantitative Theory of Money - M., 1996, 312 p.

16.Shamhalov F. State and Economy (Power and Business) - M.: Economics 2005, 237 p.

17.Shishkov U. State and Catching Up Development // ME and MO. 2011 №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.