РЕГИОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
УДК 334:332:339.5:339.9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Игорь Викторович Шевченко,
доктор экономических наук, профессор,
декан экономического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]
Мария Сергеевна Коробейникова,
аспирантка кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация maria22@yandex. ги
Предмет/тема. Статья посвящена взаимодействию государства и бизнеса на национальном и международном уровнях. Рассмотрены инновационные механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности как действенный рычаг в развитии российской экономики.
Цели/задачи. Цели - определение отдельных несоответствий, проблем, стратегических резервов в регулировании ВЭД в регионах, а также исследование инновационных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Краснодарского края. Сформулированы совместные задачи государства и бизнеса в регулировании и совершенствовании ВЭД.
Методология. В ходе исследования использован метод экспертных оценок. Также предложена авторская методика анализа направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности со стороны регулирующих органов.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».
Результаты. Разработаны модели активизации регулирования и взаимодействия государства и бизнеса на современном этапе развития ВЭД. Даны предложения о приведении регионального законодательства в соответствие с международным законодательством и о целесообразности создания конкретных инновационных институтов регулирования ВЭД на государственном и негосударственном уровнях.
Применение. Предложенные мероприятия позволят законодательным и исполнительным органам, а также бизнесу сосредоточить внимание на практических изменениях ВЭД. Кроме этого, результаты исследования будут полезны при формировании новых региональных программ.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что использование результатов на практике будет способствовать росту количества участников ВЭД и объема внешнеторговых сделок и контрактов, а также дополнительных, в том числе мелких инвестиций. Все это приведет к качественному изменению внешнеэкономической деятельности на уровне региона и муниципалитетов и появлению дополнительных
услуг в области грамотного ведения ВЭД на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий и фирм).
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, регулирование, инновационные механизмы, внешнеторговые связи, внешнеэкономическая политика, реформирование, государство, бизнес, экспорт, импорт, регион, взаимодействие
В связи с расширением внешнеторговых связей внешнеэкономическая деятельность России переходит на новый этап своего развития. Особого внимания заслуживают вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства, взаимодействия его с бизнесом, выработки такой внешнеэкономической политики, которая бы позволила успешно развиваться экономическим процессам в стране и торговым отношениям с зарубежными странами.
Цель данной работы - исследование регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для этого были проанализированы структура регулирования ВЭД, законодательная база, состояние внешнеэкономической деятельности на региональном и муниципальном уровнях. Авторами был выявлен ряд проблем, несоответствий, перспектив и возможностей.
Структура взаимодействия государства и бизнеса во внешнеторговых связях представлена на рис. 1.
Предлагается рассмотреть инновационные механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих формированию взаимосвязей с зарубежными партнерами.
Государство - государство. Следует отметить, что регулирование ВЭД - наука сравнительно молодая. Основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности отражены в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 30.11.2003). Кроме этого, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, обозначены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, а также определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию и регулирования внешнеторговой
деятельности. Нынешнее внешнеторговое положение страны вносит свои коррективы. Принимаются новые законы и новые программы, национальное право сближается с международным правом. Так, например, недавно принятая госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации» рассчитана на 2013-2018 гг.1
Функции управления и контроля за внешнеэкономической деятельностью находятся в компетенции нескольких органов, министерств и агентств федерального значения (рис. 2).
На уровне регионов и муниципалитетов функции существенно сужаются. Ключевая роль в регулировании внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти принадлежит Минэкономразвития России. Совместно с Министерством иностранных дел РФ Минэкономразвития России разрабатывает предложения по заключению международных договоров. На региональном уровне основные функции в области ВЭД выполняет одно министерство.
При этом система регулирования ВЭД на региональном уровне включает в себя те же аспекты регулирования, что и на федеральном. В рамках действующего федерального законодательства разрабатывается и принимается множество нормативных актов и положений, конкретизирующих федеральные законы с учетом местных условий и экономических интересов данного региона. В ходе исследования были изучены:
1) подготовка и своевременное принятие регионального законодательства и соответствие его международному законодательству в области регулирования ВЭД;
2) уровень ответственности региональных органов (в том числе муниципальных) за развитие внешнеэкономической деятельности на местах;
3) несбалансированность федеральных (Федеральной таможенной службы) и региональных органов в регулировании ВЭД в части экспортно-импортных операций и информировании о них. Структура исполнительных органов Краснодарского края, регулирующих ВЭД, представлена на рис. 3.
Анализ законодательной базы в области ВЭД на уровне региона позволяет сделать вывод о том,
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330.
Источник: авторская разработка.
Рис. 1. Схема исследования регулирования ВЭД и взаимоотношений государства
и бизнеса
Источник: авторская разработка.
Рис. 2. Взаимодействие федеральных и региональных органов в сфере ВЭД
-18 (393) - 2015-
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика
что в крае используются в основном федеральные законы и принимаются подпрограммы с учетом региональных задач и возможностей края.
Так как регламент любого законодательного органа предусматривает длительные процедуры обсуждения и принятия законов на всех уровнях, авторами предложено следующее нововведение. В целях быстрого реагирования на изменения процессов экономики и внешнеэкономической деятельности на законодательном и исполнительном уровнях целесообразно создать (образовать, основать из специалистов, в том числе по международному праву) быстродействующую структуру (комитет, комиссию, управление и т.п.). Этот комитет можно назвать «Быстрое реагирование законов»2. По мнению авторов, он должен быть предназначен для подготовки законов, постановлений, актов, распоряжений (с точки зрения российского и международного права, таможенного законодательства и соглашений со странами ТС, БРИКС и др.) от имени законодательных и исполнительных органов.
2 Егорова Л.И., Коробей-никова М.С. Инструменты совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов на примере Краснодарского края // Экономика устойчивого развития. 2013. № 15. С. 50-56.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности
_г
Управление ВЭД
Министерство финансов Краснодарского края. Министерство экономики Краснодарского края и
ФНС России
Институты, содействующие ВЭД
л ~
Правительственные и неправительственные институты
Примечание: отделы ВЭД в МО - предложено авторами. Источник: авторская разработка.
Рис. 3. Система органов, регулирующих ВЭД в Краснодарском крае
нии внешнеэкономической деятельности еще не завершено.
В муници-пальных образованиях (МО) городов и районов не обозначен данный вид деятельности как один из многих. В отдельных МО учреждены отделы по работе с инвестициями, в то время как
В Краснодарском крае регулированием экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности, занимаются около 35 министерств, департаментов, управлений, председательств и комиссий, а также недавно созданное Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности. Управление ВЭД - его структурное подразделение.
Основными задачами управления ВЭД являются «оказание содействия органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям Краснодарского края в осуществлении торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества с иностранными партнерами, а также привлечение инвестиций в наиболее важные отрасли экономики края»3.
Активную работу по регулированию ВЭД и взаимодействию внешнеторговых отношений и внешнеэкономических связей вместе с министерствами края и управлением ВЭД принимают правительственные институты (торговые представительства Краснодарского края за рубежом) и неправительственные (Торгово-промышленная палата, Ассоциации экспортеров и импортеров Кубани, ЕИКЦ, коммерческие банки, отраслевые союзы производителей и др.).
Однако с точки зрения теоретических возможностей на данном участке регулирования ВЭД есть еще резервы. Следует отметить, что образование структурной вертикали взаимодействия между краевыми органами и муниципалитетами в регулирова-
3 URL: http://www.gokuban.ru/department/condition/.
раздел инвестиций - это составная часть внешнеэкономической деятельности. С точки зрения теории при дальнейших структурных преобразованиях немаловажно учесть, что раздел инвестиций является составной частью внешнеэкономической деятельности. ВЭД включает международные внешнеторговые отношения (экспорт - импорт), валютное движение капитала, в том числе инвестиции и т.д. Отдел внешнеэкономической деятельности и инвестиций - такая формулировка определила бы внешнеэкономическую деятельность региона, района, города на более высоком уровне. Поэтому целесообразно пересмотреть экономическую политику. Возможно, в рейтинг лучших предприятий надо добавить критерий - участник ВЭД. Если предприятия, компании предусмотрели в своей деятельности международные торговые отношения, значит, данные компании стабильны, их экономика устойчива, а качество продукции - высокое. Чем больше таких компаний, тем выше уровень привлекательности региона, в том числе инновационного и инвестиционного характера.
В связи с этим, по мнению авторов, целесообразно образовать отделы ВЭД в МО городов и районов, наделить их соответствующими функциями, активно проводить инвестиционную политику. Примером для крупных городов может служить структура департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей МО Краснодара.
Отдел по работе с инвестициями и отдел внешнеэкономических связей разделены, что способствует повышению ответственности и развитию многочисленных внешнеторговых связей.
Нарушение вертикальной цепочки -разрыв
Федеральные органы власти
Правительство РФ, министерства РФ
Региональные органы власти
Администрация края, министерство ВЭД управление ВЭД
Муниципальные органы власти
Администрации городов, районов, участники ВЭД (предприятия, фирмы, компании)
Источник: авторская разработка.
Рис. 4. Схема разрыва вертикали регулирования ВЭД на уровне исполнительной власти
Международные связи в МО Краснодара регулирует отдел зарубежных связей. Однако во многих муниципалитетах подобные отделы (если они есть) ограничены деятельностью с инвестициями, что подменяет целенаправленную работу ВЭД, которая в целом определена на федеральном уровне и должна подкрепляться на региональном и муниципальном уровнях.
Муниципальные образования в этой действующей регулирующей цепочке занимают позицию, с одной стороны, итогового звена, с другой стороны, первого звена, которое принимает решения об образовании компаний, предприятий и фирм, т.е. бизнеса с согласия самого бизнеса. Поэтому ответственность за развитие и расширение внешнеторговых связей, по мнению авторов, должна возлагаться на регулирующие органы муниципального значения.
Так как участники ВЭД (предприятия, фирмы и компании) работают и подведомственны муниципалитетам и налоговым органам территориально, то нарушение вертикальной цепочки регулирования ВЭД происходит между вторым и третьим уровнями
Федерация. Регион. Муниципалитет
Факты Возможности Результат
Источник: авторская разработка.
Рис. 5. Уровень ответственности в системе регулирования ВЭД
регулирующих органов (рис. 4).
Разрыв вертикальной цепочки между региональным уровнем (краевым, областным) и муниципальным уровнем (городским, районным) снижает степень ответственности в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности. Происходит «сужение» ответственности в отличие от «расширения» по принципу увеличения сети (Федерация - регион - муниципалитет), где много городов, поселений и еще больше предприятий и возможностей стать участниками внешнеэкономической деятельности (рис. 5).
Следует отметить, что на уровне Федерации (фигура «Факты») внешнеэкономическую деятельность ведут Минэкономразвития России, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство иностранных дел РФ и т.д. На региональном уровне, например в Краснодарском крае, тот же объем работы в основном возлагается на Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности и управление ВЭД. На уровне муниципалитетов отмечен Краснодар как столица и крупный город Кубани. А остальные, по данным сайтов городов и районов и их структурных подразделений, находятся в резерве. Причем этот резерв мощный, судя по основным экономическим и бюджетным показателями, и его надо использовать (фигура «Возможности»). Фигура «Возможности» показывает, насколько могут быть скрыты возможности в регулировании и развитии внешнеэкономической деятельности субъектов на микроуровне, особенно на уровне компаний, предприятий и фирм.
Стимулировать, повышать ответственность компаний и фирм в развитии ВЭД - задача не из легких, и решать ее приходится не только региональным, но и муниципальным органам власти, а также самим участникам ВЭД.
о Й н и а <я
£ и
о -
<5 Й н и
а
«
£ о L.
Государство
Бизнес
Равноправное партнерство
I
I
Государство
Бизнес
Равноправное партнерство
I
I
Государство
Бизнес
Равноправное партнерство
I
I
Примечание: по горизонтали - уровни взаимодействия государства и бизнеса, по вертикали - регулирование инновационных процессов посредством законов и директив. Источник: авторская разработка.
Рис. 6. Схема взаимодействия государства и бизнеса
государства и бизнеса в инновационной сфере осуществляется по горизонтали по трем уровням
Государство и бизнес. Инновационное регулирование. Регулирование инновационной экономикой осуществляется тремя способами: саморегулированием, государственным регулированием и партнерством структур. По мнению многих авторов, традиционными считаются саморегулирование и государственное ре-гулирование, а пар-тнерство власти (государства), бизнеса и социума можно отнести к инновационному способу регулирования [1]. По мнению авторов, взаимодействие
Таким образом, «Факты» вкупе с «Возможностями» дают «Результат» зеркального отражения ответственности. Федеральные регулирующие органы несут «ответственность» за страну в целом. Региональные органы (фигура «Результат») не сужают ответственность, а вкладывают ее в муниципальную ответственность за расширение и развитие предприятий, компаний, фирм «индустриального рывка»4 - участников ВЭД. Целесообразно дополнить региональный уровень неиспользованными возможностями в совершенствовании регулирования внешнеэкономической деятельности за счет инновационных механизмов5 регулирования.
«Главной целью органов государственной власти в поддержке внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации является содействие свободному установлению контактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами»6.
4 URL: http://www.kremlin.ru/news/46713.
5 Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Система факторов экономического роста российской экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12. С. 8-17.
6 Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: постановление Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 330.
(рис. 6).
Особенностью данного механизма регулирования инновационных процессов в условиях модернизации российской экономики является создание государственно-частных структур на основе слияния субъектов государственной и частной собственности и возникновение в этой связи новых регулирующих органов (союзы предпринимателей, комитеты, представительства и т.д.). В инновационном партнерстве государство играет важную роль: с одной стороны, как важнейший пользователь услуг, оказываемых в рамках проекта, а с другой стороны, как субъект, устанавливающий рамочные условия его реализации. Таким образом, партнерство государственного и частного секторов рассматривается как организационно-экономическая форма, позволяющая эффективно использовать ресурсы частного сектора, повышать качество и увеличивать объем общественных услуг, избавляя государство от специфических рисков [1]. Инновационная политика такого характера просматривается в принципах и механизмах взаимодействия государства и бизнеса [2].
Это означает, что в период инновационной экономики возрастают свободные договорные отношения и государство строит эти отношения не только
на договорной основе, но и на принципах равноправия и равной ответственности за выполнение принятых обязательств и решений. Государство -хотя и важный, но не единственный участник инновационной стратегии. Связь его с рынком в отличие от бизнеса ограничена, но оно устанавливает правила игры, обеспечивает финансовую поддержку инновациям, начиная с исследовательской деятельности, взаимодействует с другими государствами. Однако именно бизнес выводит новый продукт на рынок. В некоторых странах бизнес участвует в системе контроля за инновационной политикой или выступает в роли эксперта [3].
Растущее разнообразие целей и инструментов, а также участников (регионы, специализированные учреждения, государственные и частные партнерства и т.д.) требует новых способов координации инновационной политики для обеспечения связности разработки и осуществления государственного контроля [4]. Успешная реализация инновационных проектов во многом зависит от того, насколько отчетливо руководство компании представляет основные тенденции рынка. Для этого во всем мире активно развиваются маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличение масштабов производства и расширение рынков сбыта. [5].
Принципы, механизмы и инструменты, способствующие регулированию инновационной экономики, в том числе внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, представлены в таблице.
Государство и бизнес на региональном уровне. Перспективы внешнеэкономической деятельности Краснодарского края заложены во многих программах7. Задача ученых - активное участие в совершенствовании и развитии экономики8 Краснодарского края. Богатство строительных объектов в связи c проведением Олимпиады в Сочи сделало край международным центром спорта, соревнований, деловых, экономических форумов, встреч, стало визитной карточкой для международного туризма. Краснодарский край стал мегацентром внешнеэкономической деятельности.
Учитывая особенность Краснодарского края и исследуя финансово-промышленную политику
7 URL: http://finmarket.kubangov.ru/about/info/news/558/.
8 Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Система факторов экономического роста российской экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12. С. 8-17.
региона в области инновационного развития, авторы разработали следующие предложения:
- в целях концентрации и слияния банковского и промышленного капиталов, оказания помощи в модернизации производства и переходе на инновационную экономику отраслей промышленности и сельского хозяйства создать отраслевой промышленный банк9 (ОПБ);
- в целях модернизации промышленных предприятий и представления их продукции на зарубежный рынок создать новые интегрированные структуры «Национальные холдинговые объединения»10 (НХО).
Краснодарский край - самый южный регион России, имеет кратчайшие пути сухопутного, водного и воздушного сообщений между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии. Это позволяет региону вести активную международную и внешнеторговую деятельность. Так, в Краснодарском крае есть компании, у которых по тридцать иностранных партнеров - участников ВЭД. Стоимостные и весовые показатели внешней торговли по дальнему зарубежью преобладают. Таким образом, можно считать, что во внешнеэкономической деятельности со странами СНГ есть немалые резервы в развитии внешнеторговых отношений.
В связи с отсутствием принципа региональной территориальности таможенных органов целесообразно рекомендовать Южному таможенному управлению выделять из сводной информации сведения для регионов (краев, областей) более широко и подробно по территориям, по идентичным срокам и количеству участников ВЭД. Это позволит использовать фактическую информацию при планировании внешнеэкономической деятельности. «Институционально-макроэкономический анализ является основой современного экономического мышления в сфере управления. Он используется в мировой практике при решении важнейших проблем развития национальной и международной экономики, межфирменного взаимодействия, организации государственного регулирования» [8].
По мнению авторов, целесообразно создать международный аналитический центр, который
9 ШевченкоИ.В., КоробейниковаМ.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 13-22.
10 Там же.
Рычаги (принципы, механизмы, инструменты) регулирования инновационной экономики
на национальном и международном уровнях
Принцип Механизмы Инструменты
Институциона-лизации Стимулирование инновационной активности экономических субъектов Налоговое стимулирование, правовая и финансовая поддержка (субсидии, гранты, инвестиции) [2]
Государственного партнерства Создание правовой базы осуществления и развития инновационных процессов. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3]. Доля затрат глобальных корпораций на исследования и разработки в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70% [4] Формирование инвестиционной инфраструктуры и государственно-частного партнерства. Создание совместных предприятий и интегрированных структур НХО в промышленности и в сельском хозяйстве. Государство должно регулировать научно-технологическую кооперацию с зарубежными странами посредством реализации мер, в том числе организационно-управленческих мер, облегчающих доступ к зарубежным научно-техническим результатами [6]. Интернационализация исследований и разработок, глобальное распределение цепочек создания стоимости и разделение компетенций на уровне фирм требуют международно ориентированного регулирования, преодоления национальных границ и создания стратегических партнерств между странами. Открытые инновации подразумевают соответствующую инновационную политику и ее открытость новым возможностям [15]
Координации взаимодействия государства, бизнеса и науки Институциональное обеспечение инновационных процессов. Национальная инновационная система (НИС) [20]. С точки зрения инновационной политики особый интерес представляет коммерциализация знаний, которая подразумевает полномасштабное использование достижений науки и техники [3] Создание институтов развития на региональном уровне (конкретно: создание МАЦ, МАЦ-НИОКР (соединение теории и практики); РЛДЦ. Логистические ERP-системы (внедрение) [11, 12, 13]. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), Интернет [7]. В США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии - почти 38% а в Южной Корее - порядка 45%.В России - примерно 20% общего объема инвестиций в НИОКР В странах БРИКС доля государственных инвестиций варьируется от 70 до 90%, исключение составляет Китай, который благодаря развитию промышленности увеличил долю частного сектора в расходах на НИОКР до 30% [4]
Соучастия в процессах принятия решений, инвестирования и регулирования Регулирование инновационных процессов на макро-, мезо- и микроуровнях Подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономики (университеты, академии, российские и зарубежные учебные заведения). ГЧП, взаимодействие государственных структур и бизнес-формирований существенно улучшают как пропорции, так и качество подготовки кадров для инновационной сферы [19]. Управление проектами, инновациями с помощью маркетинговых инноваций [5]. Использование зарубежного опыта в Великобритании [17], во Франции [18]
Стратегической целенаправленности инновационного развития экономики [2] Применение модели открытых инноваций для развития инновационных процессов на международном уровне [2] Стратегическое планирование (стратегия до 2020 г, разработка совместных международных инновационных программ) [2]. Усиление роли сетевого капитала - одна из задач инновационной стратегии [3]. Открытые инновации имеют самые различные формы, среди которых особое место занимают развитие свободного программного обеспечения, привлечение в компанию новых идей и технологий, а также аутсорсинг [3]
объединит правительственные и неправительственные организации. Он поможет не только объединить участников ВЭД других российских регионов и зарубежных стран, но и скорректировать направления финансово-промышленной политики и развития региона (рис. 7).
В Краснодарском крае прогнозно-аналитическую функцию в сфере международного, внешнеэкономического сотрудничества выполняет управ-
ление ВЭД. Данный участок деятельности велик по объему и сложности, поэтому создание такой аналитической структуры в помощь государству и бизнесу оказало бы существенную и немаловажную поддержку.
Организация процесса ВЭД, внедрение инновационного менеджмента, практическое применение электронных систем для скорости решения всевозможных вопросов с регулирующими органами, с
Источник: авторская разработка.
Рис. 7. Система взаимодействия государства и бизнеса посредством механизмов и новых институтов (МАЦ)
партнерами - участниками ВЭД - это и возможности для успешного развития бизнеса, и эффективное регулирование, и запрос государства получить отдачу от бизнеса. Активная государственная политика в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует приданию им качественно нового значения - основы для инновационной деятельности и модернизации развивающихся областей экономики [7]. В современных условиях сектор ИКТ оказывает значительное экономическое
воздействие на ВВП, вносит организационные инновации в процессы производства, потребления и взаимодействия между экономическими субъектами, а также открывает новые возможности для обмена информацией. Появляются современные формы оказания услуг: электронная торговля, электронная связь с правительственными и неправительственными организациями, электронное декларирование товаров, электронные банковские платежи (рис. 8). По мнению авторов, возможно электронное заключение договоров с помощью скайпа.
Бизнес - бизнес. Крупный бизнес имеет возможность приобретать партнерские отношения быстро и легко при содействии правительственных и неправительственных организаций, а также при помощи личных встреч, переговоров, частных поездок за рубеж и т.п. Среднему и малому бизнесу надо помогать. Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит компаниям малого бизнеса. Они обычно отличаются инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям и в условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства могли бы обеспечивать более результативное освоение и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В развитых экономиках тон в инновационной деятельности обычно задают крупные компа-
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
Регулирование внешнеэкономической деятельности (государственное и негосударственное)
Электронное правительство, министерства РФ, правительства, министерства субъектов РФ, МО, управления, службы, представительства за рубежом, ассоциации. Обратная связь.
Электронное декларирование товаров, грузов на таможенных постах, центр электронного декларирования (ЦЭД) в Краснодаре.
Электронные международные платежи SWIFT, клиринг, национальные платежные системы (НПС); электронные банковские услуги
Электронное международное партнерство, заключение договоров по скайпу в международном аналитическом центре (электронный анализ, в том числе для всех категорий бизнеса). Краснодарский край - мегацентр ВЭД
Источник: авторская разработка.
Рис. 8. Взаимодействие государства и бизнеса с помощью электронных систем
нии, а на малых предприятиях осуществляется первоначальная обкатка инноваций [5]. Предложенная авторами структура международным аналитическим центром (МАЦ) представлена на рис. 9.
Возможности международного аналитического центра (МАЦ) безграничны в инновационном плане. Финансирование данного проекта может быть как за счет государственных программ, так и за счет любых средств.
По аналогии с многофункциональными центрами международный аналитический центр должен быть открыт для всех: для бизнеса и его участников, для управленцев и практиков, для науки и инноваций. Отдельно взятая компания не может обладать всеми необходимыми знаниями [15].
Для принятия мер по защите отечественных производителей от демпинга некачественных импортных товаров и повышения конкурентоспособности кубанской продукции на международном рынке авторами предложена методика мониторинга рынка.
Анализ и мониторинг внешнеторгового рынка, принятие конкретных мер с помощью МАЦ и комитета быстрого реагирования законов будут способствовать совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона, а также развитию национального рынка.
Государство, бизнес и наука. Опираясь на инновационную политику в промышленном и агропромышленном секторах, государство, бизнес и наука объединяют свои усилия для того, чтобы реальный сектор экономики заработал в полную силу. На этих позициях стоят теоретики и практики.
В целях повышения эффектов диверсификации целесообразно увеличить нагрузку на собственные мощности вывоза, чтобы наращивать долю экспорта зерна, подсолнечника, масла при наличии соответствующих рыночных условий [9]. Для создания полноценного рынка импортозамещающих продуктов питания целесообразно формирование агропромышленного кластера на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей на основе долгосрочных и диверсифицированных по видам продукции сезонам связей с международными и национальными торговыми сетями [10]. Решить эту задачу можно с помощью сельхозкооперативов и развитой сети логистических центров. Авторами предлагается создать региональный логистический дистанционный центр (РЛДЦ), который может работать дистанционно, с помощью электронной системы11. Использование электронного логистического сопровождения процессов обеспечит выбор наиболее рационального пути их реализации, контроль за ходом выполнения и предоставлением всем участникам [12].
Предлагаемая авторами система может работать не только на местном уровне, но и на мировом, что приводит к неизбежному возникновению потребности внедрения эффективного управленческого
11 Шевченко И.В. Коробейникова М.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2015. № 1. С. 26-38.
Источник: авторская разработка.
Рис. 9. Международный аналитический центр (МАЦ)
Международный аналитический центр (МАЦ) для опытных и начинающих участников ВЭД -
российских и зарубежных партнеров
Участники: все. Свободное посещение, обращение без членства. Регистрация коммерческих предложения, объявлений Цель: привлечение большого количества участников ВЭД Краснодарского края и зарубежья, качественная подготовка и реализация ВЭД
Кадры: специалисты в области мировой экономики и менеджмента, ВЭД, МО, МЭО, маркетинга и торговли, экономического анализа, финансовой аналитики, валютно-финансовых отношений, комплексного анализа, компьютерных технологий, международного бизнеса, логистики, юристы в области российского и международного права, перевода на иностранные языки
Функции: обеспечить все субъекты ВЭД и его участников полной аналитической информацией о состоянии внешнеторговых связей в актуальном режиме с профессиональной поддержкой начинающих участников ВЭД. Выход на прямые переговоры и заключение контрактов в соответствии с законодательством. Заключение контрактов по скайпу и др.
Должности: директор, консультанты по ВЭД, аналитики, ведущие специалисты, специалисты по подготовке документов для заключения контрактов, заполнения деклараций, переводчики, юристы и др. Оборудование: компьютеры (Интернет), большой экран, скайп, лингафонные устройства для переговоров с иностранными партнерами, электронное табло с базой данных о международных партнерах и потребностях, в том числе о российских предложениях, прогнозирование ЭВМ, программное моделирование и др. (по проекту)
Отделы: отдел МЭС, отдел анализа ВЭД, отдел НИОКР, отдел аутсорсинга ВЭД, отдел мониторинга ВЭД, отдел инвестиций, отдел финансово-валютных отношений, отдел выставок, отдел взаимодействия с ФТС, отдел юридический, отдел международного права, отдел программного обслуживания и др.
Финансирование: бюджетное (за счет государственных программ), коммерческое (платные услуги - Интернет, бизнес-тренинги, услуги по подготовке документов, контрактов, обслуживание предприятий, аутсорсинг ВЭД и др.), инвестиции (частные, государственные, зарубежные)
Представительства: служб ФТС, ФНС, банков, ВТБ и других содействующих ВЭД организаций, зарубежные представительства и др.
инструментария [13]. Вопросы удаленного (дистанционного) управления и контроля в настоящее время весьма актуальны, их решение позволит упростить управление информационными и вычислительными системами всего делового комплекса [11].
Повышение степени инновационной направленности экономического развития за счет расширения международного взаимодействия в инновационной сфере российская наука рассматривает как один из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности национальной экономики [14]. Конкурентоспособность - это не только экономическое явление, но и процесс непрерывного поиска инноваций, совершенствующих сам продукт, его производство и распределение [16]. Динамичное развитие любой страны в рамках современной мировой экономики невозможно без повышения национальной конкурентоспособности, уровень которой во многом определяется развитием национальных инновационных систем.
Поиск оптимальных юридических форм партнерства, привлечение управленческого потенциала, возникновение объектов совместной собственности и управления; активизация участия в инновационном процессе различных типов хозяйствующих субъектов, формирование специализированных структур для координации партнерства [19] - все
это способствует совершенствованию действующих механизмов для подъема российской экономики и перехода ее на инновационный путь развития.
Результаты. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что внедрение новых структур для координации ВЭД будет способствовать расширению грамотности предпринимателей среднего и малого бизнеса в области ведения ВЭД, появлению перспектив для создания новых компаний и фирм, в том числе частных, государственно-частных, совместных российско-зарубежных. Кроме этого, произойдет качественное изменение внешнеэкономической деятельности на уровне региона и муниципалитетов, увеличится количество участников ВЭД, внешнеторговых сделок и контрактов; дополнительных крупных и мелких инвестиций. В результате поднимется уровень развития экономики региона в промышленных и сельскохозяйственных отраслях, вырастет качество продукции, готовой к экспортным поставкам, увеличится количество внешнеторговых сделок на территории Таможенного союза и свободной экономической зоны, стран БРИКС. Значительными темпами начнет развиваться инфраструктура в приграничных районах и околотаможенных территорий. Также возрастет надежность защиты отечественных товаров от демпинга на российском
и на внешнем рынках. Экспортные поставки начнут преобладать над импортным ввозом в связи с увеличением выпуска высокотехнологичной продукции. Появятся дополнительные рабочие места как в сфере предпринимательского, так и наемного труда, в том числе высококвалифицированного.
Список литературы
1. Коробкова М.А. Регулирование инновационных процессов в условиях модернизации российской экономики // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 26-28.
2. Никулина О., Хартенштайн К. Регулирование и дерегулирование инновационных процессов в экономике России и Германии // Экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 3-12.
3. Голт Ф. Инновационная стратегия ОЭСР достижение новых ценностей // Форсайт. 2009. № 1. С.16-28.
4. Борисоглебская Л.Н., Четвериков В.М., Лебедева Я.О. Инвестирование в НИОКР для инновационного развития в странах БРИКС // Инновации. 2013. № 11. С. 66-73.
5. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? // Форсайт. 2009. Т. 3. № 2. С. 28-46.
6. ЕгороваЛ.И., Дорошенко К.А., Егорова Е.М. Перспективные направления международной инновационной специализации промышленного сектора экономики России как основа экономической безопасности // Экономика устойчивого развития. 2012. № 10. С. 64-72.
7. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт. 2009. Т. 3. № 4. С. 44-55.
8. Нуреев Р.М. На пути к созданию новой макроэкономики: вклад институционализма // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. С. 6-20.
9. Белокрылова О.С. Диверсификация как приоритетная стратегия развития АПК региона в
регламентах ВТО // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 4. С. 6-13.
10. Литвинский К.О., Шевченко К.И. Роль стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов на мезоуровне // Экономика: теория и практика. 2009. № 2. С. 53-55.
11. КизимА.А. «Интерсеточка». Информационная инфраструктура управленческих процессов // Российское предпринимательство. 2004. № 11. С. 83-88.
12. Мищенко Л.Я., Кизим А.А. Сети будущего. Логистический подход к формированию эффективных международных предпринимательских сетей // Российское предпринимательство. 2003. № 1. С. 1.
13. Кизим А.А. ERP-системы в деятельности российских промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. 2013. № 15. С. 60-67.
14. ЕгороваЛ.И., ЕгороваЕ.М., ТатаринцевВ.А. Международное взаимодействие промышленных компаний России в инновационной сфере как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Экономика устойчивого развития. 2013. № 13. С. 99-105.
15. Гросфельд Т., Роландт Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. Т. 2. № 1. С. 24-29.
16. Листопад М.Е. Эволюция представлений о конкурентоспособности национальной экономики // Экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 41-47.
17. Скотт Р. Инновационная стратегия Великобритании // Форсайт. 2009. № 4. С. 16-21.
18. Рюффини Пьер-Брюно. Научная и инновационная политика во Франции // Форсайт. 2008. Т. 2. № 2. С. 48-55.
19. Миндели Л.Э., Васин В.А. Государственно-частное партнерство как важнейший фактор развития национальной инновационной системы // Инновации. 2014. № 1. С. 44-50.
20. Заиченко С., Кузнецова Т., Рудь В. Особенности взаимодействия российских предприятий и научных организаций в инновационной сфере // Форсайт. 2014. Т. 8. № 1. С. 6-22.
Regional Economics: Theory and Practice Region in National Economy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS AND THE INNOVATIVE MECHANISMS FOR REGULATING FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Igor' V. SHEVCHENKO, Mariya S. KOROBEINIKOVA
Abstract
Importance The article considers the interaction between the State and business at the national and international levels and the innovative mechanisms for regulating foreign economic activity as an effective lever in the development of the Russian economy. Objectives The purpose of the paper is to define individual inconsistencies, problems, strategic reserves in the regulation of foreign trade activities in the regions, as well as the study of innovative mechanisms for the management of foreign trade activities in the Krasnodar Krai.
Methods For the study, we used the method of expert estimations.
Results We articulated joint objectives of the Government and business in the management and improvement of foreign economic activity and propose our own method of analysis to improve foreign trade activities by regulators. To strengthen foreign trade management, we developed models of interaction between the State and business at the present stage. We submit certain proposals for bringing regional legislation in conformity with international law and the advisability of establishing specific innovative regulatory FEA institutions at governmental and non-governmental levels. Conclusions and Relevance We conclude that the use of the study's results in practice will contribute to the growth of the number of participants in foreign economic activity and the volume of foreign trade transactions and contracts, as well as additional investments, including small ones. All this will lead to a qualitative change in the foreign trade activities in the region and municipalities and the additional services in the field of foreign economic activity at the level of the competent entities (companies). The offered actions will help legislative and executive powers, and business to concentrate attention to practical changes of foreign trade activities. Potentially, the results are useful when forming new regional programs.
Keywords: foreign economic activities, regulation, innovative mechanisms, foreign trade communications, external economic policy, reforming, State, business, export, import, region, interaction
References
1. Korobkova M.A. Regulirovanie innovatsion-nykh protsessov v usloviyakh modernizatsii rossiiskoi ekonomiki [Regulation of innovation processes in the context of Russian economic modernization]. Prob-lemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 1, pp. 26-28.
2. Nikulina O., Khartenshtain K. Regulirov-anie i deregulirovanie innovatsionnykh protsessov v ekonomike Rossii i Germanii [Regulation and deregulation of innovative processes in Russian and German economies]. Ekonomika: teoriya ipraktika = Economy: Theory and Practice, 2014, no. 3, pp. 3-12.
3. Gault F. Innovatsionnaya strategiya OESR: dos-tizhenie novykh tsennostei [OECD innovation strategy: the achievement of new values]. Forsait = Foresight-Russia, 2009, no. 1, pp. 16-28.
4. Borisoglebskaya L.N., Chetverikov V.M., Leb-edeva Ya.O. Investirovanie v NIOKR dlya innovatsion-nogo razvitiya v stranakh BRIKS [Investing in R&D for innovative development in the BRICS countries]. Innovatsii = Innovation, 2013, no. 11, pp. 66-73.
5. Gokhberg L.M., Kuznetsova I.A. Innovatsii v rossiiskoi ekonomike: stagnatsiya v preddverii krizisa? [Innovation in the Russian economy: stagnation before crisis?]. Forsait = Foresight-Russia, 2009, vol. 3, no. 2, pp. 28-46.
6. Egorova L.I., Doroshenko K.A., Egorova E.M. Perspektivnye napravleniya mezhdunarodnoi in -novatsionnoi spetsializatsii promyshlennogo sektora ekonomiki Rossii kak osnova ekonomicheskoi be-zopasnosti [Perspective directions of the international innovative specialization of the industrial sector of the economy of Russia as the basis of economic safety].
Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2012, no. 10, pp. 64-72.
7. Abdrakhmanova G.I., Kovaleva G.G. Tendentsii razvitiya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii [Trends in ICT development]. Forsait = Foresight-Russia, 2009, vol. 3, no. 4, pp. 44-55.
8. Nureev R.M. Na puti k sozdaniyu novoi makroe-konomiki: vklad institutsionalizma [Towards a new macroeconomics: contribution of the institutionalism]. Zhurnal institutsional'nykh issledovanii = Journal of Institutional Studies, 2013, vol. 5, no. 1, pp. 6-20.
9. Belokrylova O.S. Diversifikatsiya kak prioritet-naya strategiya razvitiya APK regiona v reglamentakh VTO [Diversification as a priority of development strategy of agricultural sector of the region in the WTO regulations]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki = Journal of Economic Regulation, 2014, vol. 5, no. 4, pp. 6-13.
10. Litvinskii K.O., Shevchenko K.I. Rol' strate-gicheskogo planirovaniya i regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov na mezourovne [A role of strategic planning and regulation of social and economic processes at the mesolevel]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economy: Theory and Practice, 2009, no. 2, pp. 53-55.
11. Kizim A.A. "Intersetochka". Informatsion-naya infrastruktura upravlencheskikh protsessov [Information infrastructure of administrative processes]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2004, no. 11, pp. 83-88.
12. Mishchenko L.Ya., Kizim A.A. Seti budush-chego. Logisticheskii podkhod k formirovaniyu effek-tivnykh mezhdunarodnykh predprinimatel'skikh setei [Future networks. A logistic approach to formation of effective international enterprise networks]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneur-ship, 2003, no. 1, p. 1.
13. Kizim A.A. ERP-sistemy v deyatel'nosti ros-siiskikh promyshlennykh predpriyatii [ERP-systems in production activities of Russian industrial plants]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2013, no. 15, pp. 60-67.
14. Egorova L.I., Egorova E.M., Tatarintsev V.A. Mezhdunarodnoe vzaimodeistvie promyshlennykh kompanii Rossii v innovatsionnoi sfere kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki [International cooperation of Russian industrial companies in the sphere of innovation as an instrument of increasing the competitiveness of the na-
tional economy]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2013, no.13,pp.99-105.
15. Grosfeld T., Roelandt T. Logika otkrytykh in-novatsii: sozdanie stoimosti putem ob"edineniya setei i znanii [The logic of open innovation: making value by connecting networks and knowledge]. Forsait = Foresight-Russia, 2008, vol. 2, no. 1, pp. 24-29.
16. Listopad M.E. Evolyutsiya predstavlenii o konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki [Evolution of ideas on national competitiveness]. Ekonomika: teoriya ipraktika = Economy: Theory and Practice, 2012, no. 3, pp. 41-47.
17. Scott R. Innovatsionnaya strategiya Velikobri-tanii [The UK Innovation Strategy]. Forsait = Foresight-Russia, 2009, no. 4, pp. 16-21.
18. Ruffini P.-B. Nauchnaya i innovatsionnaya politika vo Frantsii [Science and Innovation Policy in France]. Forsait = Foresight-Russia, 2008, vol. 2, no. 2, pp.48-55.
19. Mindeli L.E., Vasin V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak vazhneishii faktor razvitiya natsional'noi innovatsionnoi sistemy [Public-private partnership as a critical factor in the development of the national innovation system]. Innovatsii = Innovation, 2014, no. 1, pp. 44-50.
20. Zaichenko S., Kuznetsova T., Rud' V. Osoben-nosti vzaimodeistviya rossiiskikh predpriyatii i nauch-nykh organizatsii v innovatsionnoi sfere [Features of interaction between Russian enterprises and research organizations in the field of innovation]. Forsait = Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 1, pp. 6-22.
Igor' V. SHEVCHENKO
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Mariya S. KOROBEINIKOVA
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Kuban State University.