Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в регулировании занятости молодёжи в реформируемых отраслях экономики'

Программно-целевой подход в регулировании занятости молодёжи в реформируемых отраслях экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в регулировании занятости молодёжи в реформируемых отраслях экономики»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Итак, мы можем сделать следующие выводы.

1. Выбросы парниковых газов и, прежде всего, СО2 в атмосферу могут привести к глобальному потеплению атмосферы и катастрофическим изменениям климата, угрожающим выживанию человечества.

2. Существенное сокращение выбросов СО2 в атмосферу является важнейшей экологической проблемой XXI века. Для ее решения важны такие меры, как энергосбережение, увеличение в ТЭБ доли углеводородных топлив; развитие атомной энергетики; освоение возобновляемых источников энергии (ВИЭ); расширение площади лесных насаждений.

3. Наряду с указанными выше косвенными мерами необходимо применение и способов прямого извлечения СО2 из продуктов горения с целью рационального использования в экономически эффективных технологических процессах.

4. К технологиям прямого извлечения СО2 из продуктов горения топлива можно предъявить следующие достаточно высокие требования:

- возможность получения СО2 столь высокой концентрации, которая бы удовлетворила возможно более широкий круг потенциальных потребителей;

- возможность получения в том числе чистой 100%-ной углекислоты для пищевой и медицинской промышленности;

- производительность по производству СО2 должна быть намного выше, чем у традиционных технологий, с тем, чтобы обеспечить возможность крупномасштабного использования этого ценного реагента в народнохозяйственных целях;

- технико-экономические показатели производства должны быть многократно выше, чем в традиционных технологиях с тем, чтобы обеспечить безусловную конкурентоспособность новой технологии.

5. Результаты выполненных исследований и научно-технических разработок подтвердили принципиальную возможность создания технологии, в полной мере отвечающей указанным выше высоким требованиям.

6. Важным преимуществом рассмотренной технологии является то, что она не требует применения нестандартного оборудования, что несет существенную экономию в масштабах народного хозяйства.

БОЛОТХАНОВ Э.Б.

программно-целевой подход в регулировании занятости молодежи в реформируемых отраслях экономики

Концепция занятости молодёжи в условиях формирования рыночных отношений должна включать создание благоприятных условий для занятости молодежи путём: достижения, стабилизации и последующего развития отраслей экономики, повышения качества и конкурентоспособности молодой квалифицированной рабочей силы, совершенствования системы общеобразовательной и профессиональной подготовки молодёжи, осуществления опережающей подготовки молодых кадров и своевременной упреждающей их переподготовки при перемене труда и профессии, а также меры социальной защиты.

Сложившаяся в значительной части регионов России тенденция старения рабочей силы приобрела критический характер, вследствие чего необходимо более активное привлечение молодежи к труду в отраслях экономики.

В структуре трудоспособного населения молодёжь в 80-е годы занимала в среднем по стране 34% с колебаниями по отдельным, регионам от 28% до 40%. В настоящее время доля молодежи в 2/3 регионов страны заметно снижается. Поэтому необходима целенаправленная политика в области занятости сельской молодежи, способствующая созданию условий для расширения сферы ее занятости.

Основные концептуальные положения занятости молодёжи и регулирования рынка труда должны осуществляться на основе региональных программ занятости молодёжи при

поддержке и контроле государства. В региональные программы занятости сельской молодежи мы предлагаем включить следующий комплекс мер: развитие и поддержку малого молодежного предпринимательства; развитие сферы производства в целом, создание новых рабочих мест для молодёжи; восстановление и развитее социальной инфраструктуры и услуг для населения, что очень важно для создания рабочих мест для молодых женщин; совершенствование общеобразовательной и профессиональной подготовки молодёжи в целях повышения её конкурентоспособности на рынке труда; снижение доли выпускников общеобразовательных школ среди безработной молодёжи, обеспечение получения ими профессионального образования; улучшение профориентационной работы среди учащейся молодёжи, обеспечение более быстрого реагирования образовательной системы на требования рынка труда; обеспечение опережающей подготовки молодёжи; разработку и внедрение гибких режимов труда для молодёжи, способствующих смягчению молодёжной безработицы; усиление мер по социальной поддержке временно незанятой молодёжи; разработку направлений по закреплению молодёжи на селе в целях обеспечения его демографического оздоровления.

Российский рынок труда отличается низкой мобильностью, обусловленной многими факторами: особенностями менталитета, отсутствием рынка жилья, отсутствием у населения капитала, сохранением института прописки и др. Неспособность рабочей силы перемешаться вслед за капиталом придают проблемам занятости ярко выраженный региональный характер, что должно определить и характер похода к её решению.

Анализ системы подготовки кадров выявил значительные ухудшения в этой области, которым способствует неразвитость рынков труда и учебных услуг. Формирование конкурентоспособных работников зависит в первую очередь от уровня профессионального обучения. Чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости. Квалификация работников, соответствующая стандартам современного рынка труда и услуг, не только является средством защиты их от безработицы, но и прямо влияет на инвестиционную привлекательность региона или предприятия.

В целях координации образовательной системы по подготовке молодых кадров необходимо согласовывать планы учреждений профессионального образования и территориальных органов по труду и занятости. Следует также повысить гибкость образовательной системы в целях оперативной организации обучения новым профессиям. Координация действий органов труда и занятости с органами управления образованием по определению объемов и профилей подготовки молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, исходя из требований местных рынков труда, является новой задачей, решение которой зависит от их оперативности.

Органы труда и занятости, профессиональные учебные заведения должны быстро реагировать на региональные потребности в работниках, имеющих принципиально новые специальности. Это, прежде всего предприниматели, специалисты по маркетингу, управлению финансами, аудиторы, менеджеры страховых компаний, работники банков, специалисты по налогообложению, приватизации, рекламе, брокеры валютных и товарных бирж, дистрибьюторы, менеджеры по кадрам, организации и управлению производством в условиях рынка, специалисты по информационным технологиям, образовательным услугам, социальные работники.

Разработка региональных программ профессионального обучения - является важнейшим этапом перехода от отраслевого к территориальному принципу подготовки кадров.

Изменение ситуации на рынке труда в пользу молодежи невозможно без участия государства. Молодежная политика должка быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантии для самореализации личности молодого человека.

Регулирующее воздействие государства на рынок молодежного труда можно рассматривать в различных аспектах. Самыми действенными являются оперативные меры государства по адаптации молодежи на рынке труда: информирование, социальная поддержка, трудоустройстве на имеющиеся рабочие места, создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса для временной и постоянной занятости, организация общественных работ, профессиональная подготовка молодежи. Все эти мерь: должны смягчить, нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований. Чем успешнее будет осуществляться активная политика молодежной занятости, тем меньшее число граждан окажется безработными.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Важной задачей является предупреждение безработицы среди выпускников общеобразовательных учреждений. Выпускники зачастую выходят на рынок труда, получая свою первую профессию на краткосрочных курсах за счет средств фонда занятости, что вряд ли является достаточной базой для карьерного роста. Служба занятости не может подменить систему профессионального образования. Поэтому весьма острой остается проблема ранней профессиональной ориентации молодежи. Современные достижения в области подростковой психологии, профессиональное тестирование дают возможность помочь подросткам объективно оценить свои способности, знания, выявить наиболее перспективные направления учебы или работы [1].

Снизить давление на рынок труда со стороны выпускников общеобразовательных школ, прекративших обучение по различным причинам, можно, лишь совершенствуя трудовое обучение школьников, создавая на базе УПК учебные производства, молодежные биржи и т.д., чтобы молодежь до начала трудовой деятельности получила полноценное профессиональное образование.

Положительный опыт сотрудничества органов образования и органов службы занятости по созданию центров профессиональной подготовки на базе профтехучилищ, колледжей, техникумов и вузов, который можно использовать, имеется в Московской, Белгородской, Воронежской, Ростовский, Костромской, Орловской, Ярославской областях, в городах Москва, Санкт-Петербург.

Основную роль в разработке и реализации программ занятости молодёжи ложится на совместные усилия региональных органов управления и государственной молодежной политикой.

Огромную роль в становлении будущего молодежи играет государство и его поддержка. Создание необходимых программ, предоставление условий для трудоустройства, контроль за нормальным развитием рынка труда и решение многих других вопросов в сфере занятости - это непосредственные задачи государства, и от их решения во многом зависит состояние экономического сектора нашей страны.

Необходимо разработать федеральную и отраслевую программы содействия занятости населения. В ней предусмотреть такие вопросы, как: сохранение и стабилизацию занятости работающих, особенно квалифицированных кадров, при смене собственника, приватизации, банкротстве предприятия, изменении их специализации; повышение конкурентоспособности работников; максимальное использование средств государственного фонда занятости населения РФ для создания рабочих мест; экономическое стимулирование сельскохозяйственных предприятий, создающих дополнительные рабочие места для молодежи.

Обстановка, сложившаяся на рынке молодежного труда в период перехода к рыночным отношениям, убедительно показывает, что рынок должен быть регулируемым. Без участия государства не удастся справиться с проблемой молодежной безработицы на селе. Необходима государственная политика, направленная на создание условий для развития и расширения занятости сельской молодежи, впервые ищущей работу, потерявшей работу или рискуя ее потерять. Политика в сфере занятости молодежи должна учитывать не только качественные особенности этой возрастной группы населения - инициативность, мобильность, восприимчивость к новому, но и условия, в которых происходит социализация молодых людей.

Политика содействия трудоустройству молодежи должна быть направлена в первую очередь на квотирование рабочих мест, предоставление субсидий работодателям, организующим их занятость, особенно для впервые ищущих работу, поощрение работодателей, организующих ученические рабочие места, на развитие молодежного предпринимательства.

В настоящее время многие молодые люди желают заняться предпринимательством, но сталкиваются с проблемами недостатка знаний в этой области, юридического консультирования, накопления стартового капитала, получения банковских кредитов и др. В этой связи необходимо оказать содействие развитию молодежного предпринимательства и самозанятости молодежи, предусмотреть организацию специальных обучающих курсов, финансовую поддержку на стадии становления собственного дела, создания социально-деловых центров.

Особое внимание следует уделять мероприятиям по обеспечению занятости выпускников учебных заведений. Меры здесь могут быть направлены как на оказание финансовой

поддержки предприятиям, сохраняющим и создающим дополнительные рабочие места, так и на создание специального механизма субсидирования заработной платы, организацию и оснащение ученических мест на базе действующих учебных заведений.

Решение социальных проблем, возникающих в молодежной сфере, рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально - экономических условий для каждого молодого человека, способствующих социальному становлению личности, обретению всех видов свобод и полноценному участию индивидов в жизни общества, предоставление молодежи максимальных возможностей в нахождении своей ниши на рынке труда.

Исследование проблемы показало, что вследствие многообразия внутренних и внешних регуляторов рынка труда, а также в связи с социальной важностью его эффективного функционирования, он нуждается в более квалифицированном и конструктивном регулировании на всех уровнях. Создание действенной системы формирования и регулирования рынка труда и, прежде всего, на регионально-отраслевом уровне, является одной из основных социальных задач, проводимых в стране реформ.

Теоретический анализ дает основания считать, что в основе регулирования рынка труда должны быть положены две исходные методологические предпосылки. Первая - это определение данного специфического рынка, как совокупности определенных структурных частей, отражающих вариации спроса и предложения различных субъектов рыночных отношений под воздействием различных социально-экономических факторов. Вторая - необходимость дифференциации товара рабочая сила, способов и методов его движения и качественного развития на рынке труда. На основе такого похода, с нашей точки зрения, можно более обоснованно подходить к проблеме эффективной занятости [2].

Для вывода аграрной сферы из неустойчивого состояния необходимо перейти к принципиально новой модели занятости, ориентированной на формирование социально развитого рынка труда и использование его закономерностей, для поддержания и повышения конкурентоспособности рабочей силы. При этом следует учитывать следующее.

Во-первых, регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости сельского населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах.

Во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы, причем исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

В-третьих, достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая и, в конечном счете, важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего подъема экономики сельского хозяйства России, ее АПК.

Модернизация занятости - это, с одной стороны, активный элемент, рычаг этого процесса. С другой стороны, она может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований и прогрессивных изменений ее структурных и технико-технологических характеристик. Эти изменения должны стимулироваться рыночными отношениями и целенаправленными мерами политики хозяйствования на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут решаться зачастую относительно обособленно с помощью мероприятий, сконцентрированных именно на них самих, без кардинальных изменений экономической стратегии, а тем более социально-экономических основ общества, то в АПК России в данном случае для этого требуется коренное преобразование экономики аграрного сектора и всего народного хозяйства [1].

Современная концепция занятости сельского населения и формирование аграрного рынка труда, по нашему мнению, должна базироваться на следующих принципах:

1. Высокую занятость населения невозможно сохранять без повышения экономической эффективности труда, для чего необходима оптимизация численности работников на предприятиях АПК России; это означает сокращение их численности, ибо на многих предприятиях до сих пор существуют значительные скрытые резервы рабочей

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

силы и, кроме того, требуется повышение производительности труда за счет модернизации производства. Административные меры, препятствующие высвобождению работников сельскохозяйственных предприятий АПК, должны быть исключением, а не правилом.

2. Перспективы занятости населения определяются динамикой и уровнем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Последнее должно, на наш взгляд, обеспечиваться за счет усиления их экономической целесообразности, а не быть самоцелью. Сокращение излишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранения на предприятиях скрытого резерва рабочей силы; сельскохозяйственные предприятия не должны нести ответственность за уровень занятости населения в России.

3. Забота об обеспечении занятости сельского населения (достаточно высокого её уровня занятости и повышения эффективности общественного труда) должна быть функцией государства и всего общества.

4. Занятость в сельскохозяйственном производстве - это не только экономическая, но и социальная проблема, и пути их решения могут противоречить друг другу. В таком состоянии необходимо искать компромисс, не забывая, однако, что от степени реализации экономических критериев зависит и возможность отступления от них ради достижения социальных целей. Под рынком труда подразумевается не цель, а лишь средство достижения эффективности сельскохозяйственного производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни сельского населения.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в сельском хозяйстве, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала (уровень занятости населения во многом зависит от частнопредпринимательской активности). Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать такую активность. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп сельского населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Поэтому для обеспечения экономического роста аграрного производства, сопровождаемого увеличением занятости на селе, необходимы:

- более эффективное стимулирование появления и развития рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности при условии эффективности хозяйствования;

- отладка механизма внутреннего накопления и привлечения из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемого для производителя условия кредитования;

- расширение платежеспособного спроса всеми способами;

- стабилизация денежного обращения и финансовой системы;

- создание макроэкономических пропорций, благоприятствующих расширенному воспроизводству товаров, капитала, рабочей силы;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для удовлетворения последних, а также соответствия профессионального уровня и профессионально-квалификационной структуры работников требованиям модернизируемого производства;

- гибкая внешнеэкономическая политика, позволяющая участвовать в международном разделении труда, использовать внешнеэкономические связи для привлечения ресурсов и удовлетворения других внутренних потребностей, благоприятствующая продвижению российских товаров на внешние рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотханов Э.Б. Интегральный показатель социально-экономического состояния региона // Фундоментальные исследования. 2006. Вып. 9.

2. Болотханов Э.Б. Проблемы занятости и пути её решения в новых условиях // Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука в условиях рыночных отношений». Грозный, 2005.

3. Боровиков В.П.,Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе STATISTIKA в сфере WINDOWS. М.: Финансы и статистика, 1999.

ДУБОВСКОЙИ.И., ПОКУДИНГ.П., ПАВЛЮЧЕНКО А.У.

организация кормопроизводства в условиях юго-востока ЦЧЗ

Главный фактор повышения эффективности производства молока и говядины в Воронежской области - создание прочной кормовой базы. Особое внимание обращается на увеличение количества и повышение качества заготовляемых дешевых объёмистых кормов [сено, сенаж, силос, корнеплоды и зеленая масса], составляющих в рационах крупного рогатого скота 70-75% от общей их питательности.

Учитывая, что производство этих кормов зависит от состояния полевого и лугового кормопроизводства, развитие его должно осуществляться в следующих направлениях: восстановление площадей под кормовыми культурами; совершенствование структуры посевов; рациональное сочетание биологических и техногенных факторов, обеспечивающих энерго-и ресурсосбережение; повышение энергетической и протеиновой полноценности всех вид объёмистых кормов.

Увеличение производства объемистых кормов предусматривается также за счёт улучшения природных кормовых угодий - сенокосов и пастбищ.

В большинстве своём природные кормовые угодья требуют коренного улучшения.

С целью снижения себестоимости продукции скотоводства в летний период необходимо шире использовать прифермерские культурные пастбища, площади которых необходимо довести к 2010 г. до 10,0 тыс.га.

Долю бобовых и бобово-злаковых необходимо довести до 80-85% от посева многолетних трав, которые должны занимать не менее 65% кормового клина. Эта мера позволит увеличить урожайность многолетних трав и протеина в них в 1,5-2 раза по сравнению с чисто злаковыми посевами.

В современных условиях возрастает роль травосеяния в обогащении почвы органическим веществом и биологическим азотом. Сегодня, когда в Воронежской области внесение удобрений составляет 17-20% от потребности, а в отдельных хозяйствах их вообще не вносят, формула Либиха «нет более прямого пути к абсолютному обнищанию народа, как беспрерывная культура однолетних растений» становится грозной реальностью.

Выход из создавшего положения состоит в возврате в сельскохозяйственную практику того, что было заложено в травопольной системе земледелия В.Р. Вильямса, главной составной частью которой являются полевые травопольные севообороты с наличием в них 3-4 полей многолетних бобово-злаковых трав, а также однолетних бобовых культур в смеси со злаковыми. Многолетние бобовые и бобово-злаковые травы, накапливая до 300 кг/га биологического азота, представляют единственное наиболее доступное и реально выполнимое агротехническое средство для повышения урожайности однолетних культур.

Возделывание многолетних трав с учетом различных сроков хозяйственной спелости, а также создание бобово-злаковых травосмесей с различными соотношениями компонентов позволит осуществить конвейерность в их использовании в течение весенне-летнего периода при расширении посевных площадей за счёт снижения более энергоемких однолетних культур.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.