Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Алгоритм обоснования стратегии антикризисного управления регионом в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации социально-экономического развития включает в себя следующие основные этапы: оценка указанных факторов процесса развития кризисной ситуации в пространстве региона; оценка применяемых парадигмы и стратегии антикризисного управления регионом; обоснование новой парадигмы как эффективного основания данного процесса; конкретизация новой парадигмы до уровня стратегии антикризисного управления регионом; определение комплекса инструментов, адекватного избранной стратегии.
Эффективная стратегия антикризисного управления регионом в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации социально-экономического развития и адекватный ей комплекс институциональных инструментов обусловлены следующими потребностями региональной системы: нейтрализации угроз, обусловленных указанными факторами; развития предпринимательского потенциала региональной системы, персонифицированного в участниках территориального рынка; защиты воспроизводства отношений собственности, позиционированных в пространстве региона; диверсификации системы региона.
Данной стратегии соответствует комплекс институциональных инструментов, включающий в себя следующие группы инструментов: 1) защиты отношений собственности (стратегическое планирование развития комплекса отношений собственности в регионе; контроль соразмерности переноса чужих институтов присвоения в среду региона; выборочная поддержка субъектов регионального бизнеса, оказавшихся в кризисной ситуации; аудит отношений собственности); 2) формирования и развития центров роста в системе региона (фонд демонополизации экономических отношений и развития конкурентной среды; региональные программы диверсификации; программы поддержки малого бизнеса; договора со стратегическими инвесторами); 3) обеспечения общественного согласия в регионе (договор о развитии между властями региона и ассоциациями участников территориальных рынков; общественная экспертиза проектов; стратегический совет по развитию).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дейнега В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
2. Надлер Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва. Минск: Попурри, 1999.
3. Петрови.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона. М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Попов р.А. Антикризисное управление. М.: Высшая школа, 2003.
АЙБАЗОВА А.М.
особенности формирования рынка труда и тенденции в сфере занятости карачаево-черкесской республики
Структурные преобразования, характеризующие экономическое развитие России за последнее десятилетие и сопровождавшиеся ускорением спада экономики, привели к нежелательным тенденциям в сфере занятости, что не могло не сказаться на динамике занятости и безработицы и, как результат, разбалансированности рынка труда, особенно в слаборазвитых и депрессивных регионах. Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание. Все эти негативные тенденции привели к региональной трудоизбыточности.
Экономика Карачаево-Черкесской Республики, как и экономика любого другого региона России, является составной частью единого народно-хозяйственного комплекса страны, поэтому указанные проблемы имеют место и в рамках данного региона, где трудоизбыточность
достигла значительных масштабов и стала постоянным элементом социально-экономической жизни.
Попытаемся проанализировать и выявить особенности формирования рынка труда и тенденций в сфере занятости Карачаево-Черкесской Республики.
Во-первых, ситуация в сельском хозяйстве. Сравнительно более высокие темпы роста численности трудоспособного населения, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика труда и условий жизни формируют ряд особенностей сельской занятости. Особенно ярко все эти характеристики проявили себя на территории Карачаево-Черкесии, являющейся преимущественно аграрной республикой. Значительное сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве, при реорганизации колхозов и совхозов привело к пополнению рядов безработных. Таким образом, можно констатировать тот факт, что причиной указанных явлений стало опережение развала привычных форм ведения хозяйства.
Во-вторых, гипертрофированная безработица среди молодежи, которая стала причиной ее криминализации, связанной с трудностями социальной адаптации молодых людей в обществе. Ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда в республике в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда, между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Кроме того, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых, необходимой народному хозяйству. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам, а масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Тем самым ставится под угрозу развитие крупных предприятий ряда отраслей, прежде всего машиностроения. Складывается впечатление, что страна в целом и регионы в частности не готовы к естественной смене поколений работников. Из-за недостатков в профессиональной ориентации и профессиональной подготовке молодёжи спрос на многие массовые профессии не удовлетворяется. Региональные ВУЗы выпускают специалистов с высшим профессиональным образованием (в большинстве своём юристов и экономистов, которые также не конкурентоспособны на отечественных рынках труда), тогда как доминирует спрос на рабочие специальности, что ведёт к разрыву между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда.
Другой негативной особенностью формирования рынка труда в КЧР является низкое качество части трудовых ресурсов. К сожалению, очевидными являются такие нежелательные тенденции, как недостаточная профессиональная подготовка, которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству.
В-третьих, специфические черты и национальные традиции, сложившиеся на территории республики, и отражающиеся на уровне занятости женской части населения. К ним относится многодетность большинства семей, которая обусловливает занятость женщин в домашнем хозяйстве, а также развитость подсобных хозяйств и домашних промыслов, где изготовлением изделий из шерсти занято значительное число женщин. Кроме того, общей особенностью рынка труда женщин являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей [1, с. 41].
В-четвёртых, продолжает обостряться проблема занятости населения в малых монофункциональных городах и сельской местности, где ограничены возможности трудоустройства, а тем более создания новых рабочих мест. Это, прежде всего, села, горные поселения, небольшие города, где рынки труда имеют узкопрофильный характер. Так, в ряде субъектов РФ, к которым относится и Карачаево-Черкесская Республика возможности трудоустройства на фоне высокой безработицы крайне ограничены - на одно вакантное место претендует несколько десятков человек. По нашему мнению, первопричиной сложившегося положения явилась моноспециализация регионов, т.е. его зависимость от нескольких крупных предприятий, переживающих трудности, связанные с имеющим место экономическим спадом. Жители именно таких небла-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
гополучных локальных зон зачастую вынуждены искать возможности занятости и заработков в неформальном секторе экономике. Речь идёт, в частности, о так называемых челноках, лицах, занятых мелкорозничной торговлей, сотрудниках незарегистрированных охранных структур, видах сезонной и случайной занятости (на уборке урожая, работах по разгрузке и погрузке и пр). Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которые нередко осуществляются без какой-либо регистрации и уплаты налогов [3, с. 25].
В-пятых, слабая мобильность населения, порождающая существенные региональные различия - избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других. Ограниченность внут-риреспубликанской мобильности работников связана с отсутствием доступного рынка жилья, что приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов, высокому уровню неэффективной занятости, усилению напряжённости на региональных рынках труда, росту общей и регистрируемой безработицы [5, с. 103].
В-шестых, неблагоприятная демографическая ситуация. Особенностью национальных республик Северного Кавказа, куда входит и Карачаево-Черкесия, является мощный демографический потенциал, обеспечивавший переизбыток рабочей силы. Предыдущее десятилетие отмечено повышением предложения труда. Выход на пенсию относительно малочисленного контингента «детей войны» и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, обусловили количественное увеличение трудоспособного населения. Кроме того, региональный рынок труда испытывают негативное воздействие вынужденной миграции, которая увеличивает нагрузку на рынок труда, мигранты конкурируют с местным населением за рабочие места, соответственно, растет социальная напряженность.
Таким образом, предстоит освоить новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда применительно к трудоизбыточным регионам и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости. Назовём лишь несколько из них.
В первую очередь это - разработка и реализация региональных программ содействия занятости населения, которые должны иметь федеральную поддержку и региональные источники финансирования и включать оправдавшие направления деятельности государственных служб занятости (от содействия развитию малого и среднего предпринимательства, промыслов, до привлечения незанятых на сезонные работы в другие регионы страны).
Помимо оживления экономической конъюнктуры, это, прежде всего, более активная государственная политика применительно к трудоизбыточным регионам как, непосредственно, в сфере занятости, так и в области доходов. Следует иметь в виду, что средств фонда занятости для этих целей явно недостаточно. Изначально они были предназначены лишь для смягчения последствий безработицы. Поэтому необходимо разработать и новую концепцию финансирования данной сферы.
Инновационным было бы предоставление фондом занятости некоторым предприятиям кредитов, направленных на ликвидацию дефицита оборотных средств, позволяющие существенно повысить объёмы производства. Таким образом, значительно повысилось бы использование имеющегося потенциала рабочих мест при минимальных затратах. Необходимо наблюдать за опытом, накопленным в других регионах в сфере поддержки самозанятости и малого предпринимательства.
Во-вторых, регулирующее влияние государственных структур не должно препятствовать реализации принципов экономической целесообразности, которые предполагают мобильность (профессиональную и пр.) рабочей силы, высвобождение лишних работников. Правительство намечает меры, призванные ускорить адаптацию предприятий к требованиям рынка, повысить их экономическую ответственность за результаты хозяйствования. Очевидно, никто не станет удерживать «на плаву» убыточные предприятия, оберегая их персонал от сокращения. Да и повышение эффективности работы предприятий предполагает более экономное использование труда. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не содержанием излишней численности работников, носящей хронический характер, или тех её излишков, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.д. [4, с. 65].
Кроме того, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на его воспроизводство. Причём исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда [6, с. 79].
Важным фактором подъема экономики и увеличения занятости является структурная переориентация сельского хозяйства, внедрение новых форм организации труда в тесной увязке с созданием современных высокотехнологических предприятий пищевой и легкой промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья в конечный продукт, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках товаров народного потребления, приостановка экономическими мерами выталкивания сельскохозяйственного сырья в другие регионы и за границу по демпинговым ценам.
Второй блок мероприятий связан с рыночным стимулированием инвестиций в экономику региона из российских регионов и зарубежных стран при максимальной мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов.
Использование уникальных природных условий региона для развития туризма, системы санаторно-курортного и массового оздоровительного отдыха населения с соответствующей индустрией сервиса способно занять десятки тысяч работников.
В настоящее время на рынке труда очевиден недостаток квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени.
Для решения всех этих задач в регионе следует прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать «точки роста» в народном хозяйстве, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать межрегиональные связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда и т.д. Следует также учитывать, что возможности государственных структур в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала, уровень занятости населения во многом зависит от частнопредпринимательской активности. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости. В то же время государству необходимо ограничивать определёнными рамками поведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы [2, с. 48].
Сейчас с известной долей осторожности можно прогнозировать улучшение положения в области занятости. Постепенно мы продвигаемся к созданию макроэкономических условий, которые, скорее всего, благоприятно повлияют на активизацию хозяйственной деятельности на микроуровне.
Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики, уменьшать нанесенный ими социальный ущерб.
В целом, основные задачи региональной политики занятости при формировании рынка труда в условиях становления и развития рыночных отношений в Карачаево-Черкесской Республике состоят в преодолении депрессивного состояния экономики и рынка труда, восстановлении утраченной жизненной среды в сельской местности, повсеместном внедрении многообразия форм собственности и предпринимательства в аграрной и других сферах хозяйства, достижении полной и эффективной занятости, как важной социальной задачи, обеспечении достойного уровня жизни населения, в исключении чрезмерных контрастов дифференциации доходов, что имеет особое значение для республик Северного Кавказа.
лмтература
1. Аналитическая записка об итогах деятельности службы занятости Карачаево-Черкесской Республики за 2006 год.
2. ГорловА. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда // Человек и труд. 2005. № 8.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
3. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе: Экономико-социологическое исследование / Под общ. ред. С.В. Рязанцева. М.: Наука, 2004.
4. Калугина З.Е., Вершинина Т.Н. От полной занятости к трудоизбытрочной конъюнктуре: методологические подходы к исследованию формирующегося рынка труда // Регион: экономика и социология.2004. № 2.
5. Колосницына М.Г. Экономика труда. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
6. СоболеваМ.О. О недоиспользовании трудового потенциала общества в период перехода к рыночной экономике // Общество и экономика. 2005. № 11.
АЛИЕВА Э.Б.
роль бюджета субъекта федерации в преодолении депрессивности региона
Известно, что бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, где: 1-й уровень - это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 11-й уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; Ш-й уровень - местные бюджеты (см.: [2, ст. 10]).
В отличие от плановой экономики, в условиях рыночной экономики основными функциями бюджета любого уровня являются: аккумулирование и централизация финансовых ресурсов для нужд государства и общества в целом; регулирование происходящих в обществе социально-экономических процессов посредством рыночных (материально-финансовых) рычагов; перераспределение финансовых ресурсов; социальная защита; стимулирование предпринимательской деятельности; контроль за финансовыми доходами и расходами государства и связанных с ним структур.
Каждому из указанных выше уровней бюджетной системы соответствует установленная Конституцией и законодательством совокупность источников формирования и ответственности. Формирование региональных (территориальных) бюджетов происходит на принципах бюджетного федерализма. В основе его лежит принцип многоуровневой бюджетной системы государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
В настоящее время роль бюджетов субъектов федерации объективно повышается; это касается, в том числе, проблемы преодоления депрессивности региона, которая в сегодняшней России стоит достаточно остро. К депрессивным регионам (территориям) относятся такие регионы, в которых, несмотря на достаточно высокий уровень накопленного экономического потенциала, в совокупности зафиксированы глубокий и устойчивый спад производства, более существенный (по сравнению с другими субъектами федерации) уровень безработицы, низкая степень инвестиционной активности и сравнительно низкий среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности.
Разработанная еще в 90-е годы минувшего столетия Минфином и Минэкономики России «Методика распределения средств дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», одобреаннная постановлением Правительства РФ № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» от 19 сентября 1998 г., гласит, что основным критерием для определения депрессивности региона является (далее цитируются фрагменты «Методики...») «расчётное превышение расходов над доходами в объеме бюджета в процентном отношении должно иметь положительное значение, то есть быть больше нуля. В дальнейшем происходит отбор такого региона и определяется абсолютная сумма (Аб) расчетного превышения расходов над доходами или недостающая сумма для покрытия расходов по социально значимым статьям (Аб=Р-Д)».
При этом Р - это социально значимые расходы по бюджетам субъектов Российской Федерации, увеличенные на кредиторскую задолженность, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и др.; Д - доходы субъектов Российской Федерации с учётом финансовой помощи,