12.11. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Золин Э. В., старший ревизор контрольного ревизионного отдела, соискатель
Академия управления МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности закрытого административно-территориального образования на основе программноцелевого подхода. Программными методами определены приоритетные направления правоохранительной деятельности, направленные на поддержание законности и обеспечение эффективности борьбы с преступностью в закрытых административно-территориальных образованиях с учетом социально-экономических и политических условий.
Опыт обеспечения экономической безопасности различных регионов и муниципальных образований показал, что самая высокая эффективность организационных и экономических затрат наблюдается в тех случаях, когда работа строится на основе специально разработанной программы1.
В общем виде программно-целевой подход представляет собой совокупность мероприятий, обеспеченных совместными либо единоличными действиями, усилиями и средствами различных участников программы для достижения поставленной цели2.
В этом определении закреплены следующие признаки, свойственные программам:
- комплексный подход к программным мероприятиям;
- целеполагание, связанное с достижением общей проблемы;
- адресность участников, обеспечивающих решение программной проблемы;
- ресурсообеспеченность, отражающая необходимость концентрации требующихся в рамках программы ресурсов;
- результативность, проявляющаяся в эффективном решении программной проблемы.
Представляется, что на муниципальном уровне, в том числе в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), подобный подход может быть также успешно использован, в том числе и в деятельности органов внутренних дел (ОВД).
Преступность в ЗАТО, несмотря на относительно спокойную криминогенную обстановку, все более приобретает характер существенной угрозы экономиче-
1 Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. М., 2004. С. 235.
2 Капустюк П. А. Программно-целевой подход в управлении финансированием деятельности органов внутренних дел (на материалах ГУВД Иркутской области): автореф. дисс. ... к.э.н. М., 2007. С. 10.
ской безопасности. Она продолжает оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности «закрытых городов», тормозит их социально-экономическое развитие.
Анализ отчетных документов, ежегодных директив МВД России показал, что правоохранительная система накопила опыт работы в новых социальноэкономических условиях. Разрабатывается единая система информационного обеспечения правоохранительных и контрольно-надзорных органов, развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество. Вместе с тем, требуется комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, особенно с коррупцией в экономической и социальной сферах.
На основе изучения опыта программирования правоохранительной деятельности мы предлагаем примерную структуру программы «Обеспечение экономической безопасности ЗАТО по линии профилактики правонарушений».
Следует отметить, что возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установление контроля над развитием криминальных процессов в ЗАТО имеются. При этом необходим качественный подход к разработке программ на муниципальном уровне.
Структурно в программе должны быть определены приоритетные направления правоохранительной деятельности на основе специфики местных условий, направленные на поддержание законности в ЗАТО и обеспечение эффективности борьбы с преступностью с учетом социально-экономических и политических условий.
Программа должна быть разработана на основе анализа сложившейся в регионе и ЗАТО социальноэкономической и криминогенной ситуации, имеющем структурный (детализированный) характер с учетом:
- существующих тенденций в преступности;
- экономических, социальных, демографических, исторических, психологических и иных факторов, детерминирующих преступность и ее виды;
- влияния этих факторов на отдельные социальные группы населения, их криминальную направленность;
- эффективности деятельности ОВД и степени обеспеченности их необходимыми силами и средствами;
- участия других государственных органов, общественных организаций и граждан в борьбе с преступностью.
Программа может состоять из следующих основных разделов:
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
II. Цели и задачи Программы.
Цель программы должна вытекать из анализа криминогенной ситуации и быть реально достижимой. Это связано с постановкой реальных задач, решение которых будет способствовать:
- эффективности борьбы с преступностью в ЗАТО;
- ресурсному обеспечению деятельности ОВД;
- определению соответствующих субъектов исполнения поставленных задач;
- контролю за их действиями;
- возможности корректировки основных мероприятий и т.д.
Основными целями Программы могут являться:
- формирование системы профилактики правонарушений;
- усиление безопасности граждан от правонарушений на территории ЗАТО;
- повышение эффективности охраны общественного порядка и уровня общественной безопасности;
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
- улучшение профилактической работы сотрудников органов внутренних дел;
- укрепление взаимодействия с общественными объединениями и организациями.
Для достижения целей Программа может предусматривать решение следующего комплекса задач:
- осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики правонарушений;
- совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;
- повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
- активизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах, в общественных местах, «бытовой» преступности;
- активизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
III. Перечень программных мероприятий.
Мероприятия указываются в приложении к Программе и осуществляются по следующим направлениям:
1. Организационные мероприятия по выполнению программы:
- освещение в средствах массовой информации деятельности администрации ЗАТО и органов внутренних дел по решению проблем профилактики правонарушений и исполнения Программы;
- рассмотрение хода и эффективности реализации мероприятий Программы на заседаниях у ее Координатора с участием всех исполнителей;
- разработка нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений.
2. Общая профилактика правонарушений:
- укрепление материально-технической базы ОВД (оргтехника, комплектующие и др.), в том числе:
- отделения участковых уполномоченных милиции;
- дежурной части ОВД;
- подразделений БЭП и др.
3. Профилактика правонарушений в отношении различных категорий граждан и по отдельным видам противоправной деятельности:
1) профилактика правонарушений в сфере экономики, коррупции, борьба с организованной преступностью:
- организация и проведение комплексных проверок юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица с целью выявления фактов выплаты «теневой» заработной платы;
- организация и проведение совместных налоговых проверок предприятий, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющих документы, свидетельствующие о неведении ими финансово-хозяйственной деятельности или представляющие в налоговые органы «нулевые балансы»;
2) профилактика правонарушений террористической и экстремистской направленности:
- проведение комплекса долгосрочных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение деятельности экстремистских организаций;
3) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи;
4) профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции;
5) профилактика правонарушений, связанных с распространением алкоголизма, незаконным оборотом наркотиков;
6) профилактика правонарушений в общественных местах;
7) профилактика насилия в сфере семейно-бытовых отношений.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
В данном разделе указывается общий объем финансирования Программы по годам, включая местный бюджет и внебюджетные средства.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов муниципального бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей муниципального бюджета.
V. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.
Реализация Программы обеспечивается путем организации и осуществления мер по предупреждению преступлений, укреплению правопорядка, общественной безопасности в жилом секторе, информационнопропагандистском обеспечении населения ответственными исполнителями мероприятий Программы.
Ответственные исполнители соответствующих мероприятий анализируют ход исполнения мероприятий по своим направлениям деятельности и ежеквартально информируют администрацию ЗАТО в определенный срок.
Ответственные исполнители несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются не реже 1 раза в полугодие на заседаниях Координатора программы (администрации ЗАТО) с участием всех разработчиков и исполнителей с заслушиванием их отчетов.
VI. Социально-экономическая эффективность реализации Программы.
В результате осуществления Программы планируется обеспечить:
- основу для создания стройной системы социальной профилактики правонарушений в ЗАТО, усиления контроля за гражданами, склонными к противоправной деятельности;
- надежную, охрану общественного порядка, защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, частной, государственной, муниципальной и иных видов собственности;
- улучшение профилактической работы с лицами, состоящими на профилактических учетах в ОВД, в т.ч. несовершеннолетних;
- повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях;
- совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений в ЗАТО.
В рамках программно-целевого подхода в ЗАТО полезно создать систему коллегиальной оценки угроз экономической безопасности, прогнозирования развития обстановки, выработки рекомендательных мер противодействия угрозам экономической безопасности. Это может быть Совет по обеспечению экономической безопасности ЗАТО.
В целях получения оперативной информации по экономическим показателям, характеризующим состояние основных жизненно важных сфер для разработки мер противодействия возникающим негативным явлениям, отдел экономики и планирования администрации ЗАТО мог бы проводить ежеквартальный мониторинг экономической безопасности ЗАТО с составлением аналитической записки по анализируемому периоду.
В целях снижения уровня задолженности пред бюджетами всех уровней, а также объемов теневой экономики можно инициировать законодательные акты, не позволяющие юридическим и физическим лицам открывать новые предприятия при наличии у них
предприятий, имеющих задолженности пред бюджетами всех уровней перед работниками по заработной плате и во внебюджетные государственные фонды.
Было бы полезным держать на постоянном контроле вопросы:
- создания ведомственных групп по борьбе с такими преступлениями экономической направленности, как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.
- координации усилия правоохранительных и контролирующих органов на территории ЗАТО по обеспечению поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней;
- о системе мер, направленных на сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- о создании межведомственных оперативных групп по выявлению «теневых» экономических структур на территории ЗАТО.
Полезно было бы разработать и осуществить комплекс оперативно-розыскных, документально-проверочных, уголовно-процессуальных и иных мероприятий по выявлению и пресечению налоговых, а также экономических преступлений и правонарушений, совершаемых на предприятиях и в организациях ЗАТО.
Таким образом, конечной целью развития ОВД является приведение их в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту общества и государства от преступных посягательств, в том числе экономическую безопасность на всех уровнях. Достижение этой цели применительно к ЗАТО предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел на основе программно-целевого подхода, позволяющего обеспечить: приемлемый уровень правового, организационного, кадрового, финансового и ресурсного обеспечения; устойчивое взаимодействие с населением; высокий уровень профессионализма и
качественное повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.
Рецензия
Статья Э. В. Золина написана на актуальную тему. Экономическая безопасность государства в сфере деятельности органов внутренних дел - это состояние экономики страны, которое в условиях действующего законодательства качественно характеризуется способностью государства противостоять угрозам в сфере экономики, и количественно - соответствием показателей экономической безопасности ее критериям.
Автор аргументировано утверждает, что самая высокая эффективность организационных и экономических затрат наблюдается в тех случаях, когда работа строится на основе специально разработанной программы. Это в полном объеме относится и к административнотерриториальным образованиям.
В статье дано определение программно-целевого подхода, в котором закреплены признаки, свойственные программам. На основе изучения опыта программирования правоохранительной деятельности автор предлагает примерную структуру программы «Обеспечение экономической безопасности закрытого административнотерриториального образования по линии профилактики правонарушений».
Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит программные цели, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел.
Вывод: статья Э. В. Золина может быть опубликована в журнале рекомендованном ВАК.
Научный руководитель: заместитель начальника кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России кандидат экономических наук, доцент
Ю. Г. Наумов
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ