Наука. Теория. Практика
административная деликтность несовершеннолетних: программно-целевое регулирование на уровне муниципального образования российской федерации
administrative tort minors: program-targeted regulation at municipal level of the Russian
federation
УДК 342.9
Ж.П. ДОРОФЕЕВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
Zh.P. DOROFEEVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
С.Н. МАХИНА,
доктор юридических наук, профессор
(Воронежский государственный университет)
e-mail: [email protected]
s.N. MAHINA,
Doctor of Legal Sciencies, Professor ,
(Voronezh state University)
А.в. карагодин,
кандидат юридических наук , доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
A.v. karagodin
Candidate of Legal Sciencies, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена вопросам эффективности программно-целевого регулирования административной деликтности несовершеннолетних. Авторами проанализированы результаты проводимых в субъектах Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение административной деликтности несовершеннолетних в рамках Программ превенции и отмечена их эффективность с целью дальнейшего их совершенствования на примере муниципального образования Российской Федерации.
Ключевые слова: программы профилактики, несовершеннолетние, превенция, административная деликтность.
Abstract: article focuses on the effectiveness of program-oriented regulation of administrative tort minors. The author analyzes the results conducted in the Russian Federation preventive measures aimed at preventing minors administrative tort under the program of prevention and noted their effectiveness with a view to further improving them by the example of the municipality of the Russian Federation.
Keywords: prevention programs, minors, prevention, administrative tort.
52
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
Реализация превентивных мер административной деликтности несовершеннолетних (далее - АДН) на уровне муниципального образования занимает важнейшее место в предупредительной деятельности правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетним, поскольку именно на данном уровне возможна прямая, результативная превентивная работа, так как несовершеннолетние (в том числе и потенциальные правонарушители) в процессе своего взросления и становления проходят через основные муниципальные учреждения (дошкольного образования, средние школы, средне-специальные учебные заведения, высшие учебные заведения). При этом следует заметить, что в силу отсутствия системности и комплексности превенции АДН, а именно в силу неразработанности единого механизма взаимодействия уровней власти от федерального до муниципального, предупредительная работа в муниципальных образованиях, направленная на превенцию АДН, на наш взгляд, не использует свой возможный потенциал.
Превентивная деятельность на уровне муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством [1], а также законодательством субъекта РФ [2] и напрямую зависит от их правовых инициатив. Системный подход к пониманию сущности административно-деликтного правотворчества на федеральном и региональном уровнях особенно важен для муниципальных образований и потому, что является основополагающим для органов внутренних дел в наделении их полномочиями по осуществлению правоохранительных функций, таких как обеспечение правопорядка и общественной безопасности; предупреждение противоправных деяний несовершеннолетних; создание условий для эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; пресечение правонарушений [3].
В результате у муниципальных образований отсутствует единый превентивный программный комплекс мероприятий по превенции АДН, который могли бы взять за основу муниципальные учреждения применительно к осуществляемой ими превентивной деятельности.
В данном случае следует отметить, что, несмотря на то что в большинстве своем разработка и принятие превентивных программ присуща муниципальным учреждениям субъектов РФ, при этом не все муниципальные образования разрабатывают на своем уровне программно-рекомендательный комплекс,
направленный на превенцию АДН, поскольку это не входит в их прямые обязанности, а непосредственно региональная программа и соответствующий нормативно-правовой акт субъекта РФ, на основании которых муниципальные учреждения могут разрабатывать и принимать соответствующие превентивные программы, встречается довольно редко.
В доказательство необходимости осуществления превентивной работы АДН на уровне муниципального образования отметим, что анализ уровня АДН во многих муниципалитетах показывает, что на территориях, где систематически осуществляют свою превентивную деятельность постоянные комиссии по работе с несовершеннолетними, работают в тесной связи образовательные учреждения, учреждения культуры, участковые уполномоченные полиции и инспектора отдела по делам несовершеннолетних, основанные на программах превенции АДН, наблюдается резкое снижение преступности и правонарушений несовершеннолетних.
На наш взгляд, в принятии и реализации программ превенции АДН несомненно нуждаются и муниципалитеты, поскольку это позволяет осуществлять превенцию АДН с учетом особенностей каждого района, муниципалитета, поскольку во многих городах всегда можно выделить наиболее «проблемные» и «неблагополучные» районы, что для наибольшей эффективности должно учитываться и отражаться на работе всех субъектов превентивной деятельности.
Анализ принимаемых на территории районов и муниципалитетов Программ превенции позволяет сделать вывод, что по настоящее время ни один муниципалитет или район не разработал и, соответственно, не использовал специальную Программу, направленную на превенцию АДН. В основном все разработанные программы направлены на предупреждение преступности и правонарушений в целом.
По нашему мнению, Программы превенции АДН должны приниматься и реализовываться на местах, в муниципалитетах, районах и т.д., поскольку такая незащищенная категория граждан, как несовершеннолетние требуют особого внимания, отдельного от других граждан.
Поэтому совершенствование системы превенции АДН и разработка примерного программно-рекомендательного комплекса позволит снизить количество совершаемых на территории муниципалитета (района города и т.д.) противоправных действий вследствие преступлений несовершеннолет-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
53
Наука. Теория. Практика
них, что и будет являться основной целью его разработки.
Также считаем необходимым оговорить, что разработка и принятие в муниципальном образовании именно «программно-целевого комплекса» превентивных мероприятий обусловлены многообразием субъектов, осуществляющих превентивную деятельность в муниципалитете, для чего и требуется именно комплекс мероприятий, который может применяться всеми субъектами превентивной деятельности совместно для достижения единой цели - превенции АДН.
Таким образом, считаем целесообразным рассмотреть примерный, возможный программно-целевой комплекс превентивных мер, которые могут быть применены и использованы в муниципальных учреждениях субъектов РФ, что логически завершит систему превенции АДН в России.
Естественно, главной целью всевозможных комплексов и программ превенции будет являться воспитание правосознательных граждан, уменьшение уровня АДН, улучшение криминогенной обстановки в городе, что непосредственно влияет на обеспечение безопасности всех граждан, проживающих на территории района или муниципалитета, совершенствование системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Если говорить непосредственно о целях программно-целевого комплекса превенции АДН муниципального образования, то они будут соответствовать общему функционально-целевому назначению превенции АДН.
Необходимо отметить, что программно-целевой комплекс превенции АДН на муниципальном уровне должен быть направлен на:
1) осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
2) снижение уровня правонарушений в регионе за счет:
- совершенствования муниципальной нормативно-правовой базы региона по превенции АДН;
- активизации участия и улучшения координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в предупреждении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- вовлечения в деятельность по предупреждению АДН учреждений, иных организаций всех форм собственности, в том числе общественных организаций;
- повышения оперативности реагирования правоохранительных органов по фактам право-
нарушений, совершаемых несовершеннолетними, за счет наращивания сил правопорядка и внедрения технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
- активизации работы по предупреждению и профилактике правонарушений АДН в общественных местах, на улицах, в учебных заведениях и т.д.;
- активизации участия и повышения координации деятельности органов местного самоуправления в предупреждении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами;
- организации мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма, асоциального образа жизни несовершеннолетних лиц;
- проведения в районе комплексных физкультурно-оздоровительных мероприятий и акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни, принятие мер по созданию клубов, Интернет-залов, кружков;
- организации в средствах массовой информации выступлений успешных молодых людей (спортсменов, молодых ученых, активистов) по профилактике правового нигилизма, соблюдению правопорядка, пропаганде здорового образа жизни, порицания употребления наркотиков и алкоголя и т.д.;
- активизации работы по превенции рецидивов АДН;
- выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними административных правонарушений.
Также для эффективной реализации проблемных аспектов превенции АДН, которые могут быть выражены в соответствующем программно-целевом комплексе, целесообразно:
- разработать общую систему превенции АДН в соответствии с местом проведения, например, в общественных местах, в образовательных организациях, в семье, на улице и т.д.;
- разработать комплекс мер по предупреждению беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- разработать систему взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, в компетенцию которых входит превентивная работа, направленная на предупреждение АДН;
- создать условия в рамках муниципального образования для соответствующего культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, в том числе и несовершеннолетних правонарушителей;
54
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
- разработать систему межведомственного взаимодействия между государственными органами, осуществляющими превентивную деятельность, а также образовательными и общественными организациями по вопросам превенции АДН;
- разработать систему превенции и профилактики алкоголизма, употребления наркотиков, психотропных веществ, курительных смесей (спайсов);
- разработать меры по превенции рецидива АДН.
Также важным аспектом представляется то, что на основе программно-целевого комплекса превенции АДН в муниципальном образовании должны приниматься и на нем основываться соответствующие программы в образовательных организациях, где обучаются или воспитываются несовершеннолетние лица. Здесь следует отметить, что подобная практика активно используется во многих общеобразовательных школах. Однако возлагать решение всех проблем превенции АДН только лишь на образовательное учреждение нерационально, поскольку, не опираясь на поддержку государственных
органов власти, для образовательной организации это «непосильная ноша».
Соответственно, программно-целевой комплекс для эффективности его использования и надлежащего правового статуса должен быть утвержден на уровне субъекта РФ, в который входит муниципальное образование. Подобным примером может служить «Концепция городской межведомственной программы “Дети улиц” на 2010 - 2012 гг.», которая была утверждена Постановлением правительства г. Москвы от 25 августа 2009 г. № 834-ПП.
Превенция АДН - это задача не отдельных муниципальных учреждений, а комплекса совместно принимаемых превентивных мер всеми учреждениями, в полномочия которых входит превентивная работа с АДН, только в этом случае можно говорить об эффективности борьбы с АДН. Поэтому межведомственное взаимодействие и слаженная превентивная работа всех органов муниципального образования, направленная на превенцию АДН, - залог результативной борьбы с административными правонарушениями и с преступностью в целом в регионе.
Литература —
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и др.
2. Закон Иркутской области от 12.11.2007 № 100-оз “О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области и осуществления ими отдельных государственных полномочий”, Закон Иркутской области от 10.10.2008 № 89-оз “О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав”, постановление администрации Иркутской области от 26.03.2008 № 65-па “О районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области”, постановлением Правительства Иркутской области от 28.05.2012 № 263-пп “Об образовании (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области”.
3. Швецов А.В. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и его реализация органами внутренних дел: дис. ... канд .юрид. наук, 12.00.14. - Москва, 2010. 243 с.
References
1. Federal Law of 24.06.1999 № 120-FZ “On Principles of Prevention of neglect and juvenile delinquency”; Federal Law of October 06, 2003 № 131-FZ “On general principles of local self-government in the Russian Federation; Federal Law “On Police», № 3-FZ dated 07.02.2011 and others.
2. The Law of the Irkutsk region of 12.11.2007 № 100-OZ “On the order of formation of commissions for minors and protection of their rights in the Irkutsk region and the exercise of certain state powers”, the Law of the Irkutsk region of 10.10.2008 № 89-OZ “On Granting local government regional government authority to determine the personal composition and operation of the district (city), city district commissions for minors and protection of their rights, “the decision of the Irkutsk region from 26.03.2008 № 65-pa” On the district (city) district in the city commission for minors and protection of their rights in the Irkutsk region “, Resolution of the Government of the Irkutsk Region from 28.05.2012 № 263-PP” On education (city), city district commissions for minors and protection of their rights in the Irkutsk Region “.
3. Shvetsov A.V. The legislation of the Russian Federation on Administrative Violations and its implementation by the internal affairs: dis. ... cand. of legal Sciences. 12.00.14. - Moscow, 243 p.
(Статья сдана в редакцию 27.08.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
55