В области прогнозирования литеральной ситуации на объекте важен сам факт подтверждения рассмотренных гипотез, который даёт возможность
сделать качественный вывод о возможном в будущем ненормативном состоянии контролируемого объекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артеменко М.В., Бабков А.С. Классификация методов прогнозирования поведения систем //Современные проблемы науки и образования - 2013, № 6, с. 13-19.
2. Прокофьев О.В., Савочкин, А.Е. Исследование изменения дисперсии остаточного компонента временного ряда // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Серия: Технические науки. Информационные технологии. - 2013, № 10 (14), с. 135-144.
3. Савочкин А.Е., Автоматизированная проверка гипотезы о структурной стабильности тренда посредством модификации теста Чоу // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 1. С. 350-353.
4. Елисеева И.И. Эконометрика. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Издательство: М.:Изда-тельство Юрайт - 2015, 449 с.
5. Федосеев В., Гармаш А., Орлова И., Экономико-математические методы и прикладные модели, Издательство: Юрайт - 2013, 336 с.
6. Гудков, К.В. Синтез имитационной модели кориолисова расходомера с гибкими участками // Современные информационные технологии. ПензГТУ. - 2011. - №13. - С. 42-47.
7. Михеев М.Ю., Юрманов В.А., Пискаев К.Ю. Интегрирующие АЦП с частотно-импульсной модуляцией // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. - Т. 1. - С. 315-318.
УДК 681.3.06
Муравьев К.А., Терехов В.В.
Московский государственный университет им.Н.Э.Баумана, Москва, Россия
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС МОНИТОРИНГА РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Работа посвящена исследованию методов мониторинга и управления сетевым трафиком гетерогенных распределенных телекоммуникационных сетей, оценки его объемов. На основании исследования трафика делаются прогнозы о состоянии, пропускной способности и степени загруженности каналов и оборудования, с целью принятия решений об изменении свойств канала передачи данных. Основное внимание уделено вопросам построения карт сетей и идентификации оборудования в них Ключевые слова:
телекоммуникации, сетевой трафик, мониторинг, управление
Введение
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена необходимостью постоянной интеграции производственных процессов и бизнес-процессов с информационными технологиями, что требует решения ряда проблем, связанных с телекоммуникационными сетями, а именно [1]:
проблема конвергенции — объединение нескольких, бывших ранее раздельными, услуг в рамках одной услуги;
проблема инкапсуляции — проблема построения модульных сетевых протоколов, способствующих тому, что логически независимые сегменты сети становятся доступными для нижележащих механизмов путём включения этих механизмов в сегменты сети, лежащих на более высоком уровне;
проблема когнитивности — проблема получения знаний по сети.
Цена любой ошибки или сбоя в корпоративной сети приводит, в свою очередь, к сбою в бизнес-процессе компании и убыткам. При этом, общие законы надежности сложных систем гласят следующее: чем больше в системе элементов, тем больше вероятность сбоя или отказа. Существует достаточно много примеров финансовых потерь и даже краха некоторых корпораций и банков из-за отказов их информационных систем. По данным исследований фирмы Infonetics (URL:
http://www.infonetics.com/), частота сбоев в локальных вычислительных сетях предприятий США составляет 23,6 сбоев в год, а среднее время их устранения — около 5 часов.
Процесс мониторинга и управления сетевыми ресурсами сети может быть затруднен или вовсе невозможен, так как различные производители оборудования используют различные технологии передачи данных. Методы анализа состояния оборудования, применимые для одного вида телекоммуникационных технологий или оборудования одного производителя не применимы для другого вида телекоммуникационных технологий или оборудования другого производителя [2].
Объектом исследования в рамках данной работы является сетевой трафик гетерогенных распределенных телекоммуникационных сетей, его объем, передаваемый через компьютерную или телекоммуникационную сеть за определенный период времени.
Сетевой трафик различается по следующим категориям: входящий (информация, поступающая из
сети), исходящий (информация, поступающая в сеть), внутренний (в пределах определенной сети), внешний (за пределами определенной сети). На основании исследования трафика можно получить информацию о состоянии, пропускной способности и степени загруженности каналов и управляющего оборудования с целью принятия решений об изменении свойств канала передачи данных.
Существует ряд решений, позволяющих осуществлять подсчет сетевого трафика, например, TMeter (URL: http://tmeter.ru/), BWMeter (URL: http://www.desksoft.com/BWMeter.htm) и др.
Сетевой трафик телекоммуникационных сетей является ключевым ресурсом сети, благодаря которому осуществляется передача информации между управляющим оборудованием. Известны попытки создания комплексов регулирования пропускной способности каналов путем изменения их пропускной способности аппаратно, программно или комплексно.
Программно-аппаратный комплекс мониторинга сетей «Зодиак» обладает возможностями мониторинга сетей в активном и пассивном режимах, осуществляет контроль параметров устройств и соединений в режиме реального времени, автоматизировано отслеживает сочетания параметров сети, которые могут привести к увеличению времени передачи пакетов по сети. Данный комплекс не является универсальным для сетей, реализующих различные технологии передачи данных (URL: http://www.bnti.ru/).
Программно-аппаратный комплекс «ТКБ-Монито-ринг» предназначен для анализа и онлайн-монито-ринга информационных потоков и пользовательской активности в корпоративных информационных системах (URL: http://www.leta.ru/products/tkb-monitor.html).
Программно-аппаратный комплекс IRISnGEN предназначен для сбора информации об интенсивности обмена данными между сервером и рабочими компьютерами (URL: http://advantekny.com/cgi-bin/menu2.cgi).
В таблице 1.1 приведены сравнительные характеристики вышеперечисленных программно-аппаратных комплексов мониторинга телекоммуникационных систем. Эксплуатация гетерогенных распределенных телекоммуникационных сетей является сложной задачей, которую нельзя решить типовыми мето-
дами. Следовательно, необходима централизован- Применение аппаратных решений и мощного про-
ная система управления, способная решать возни- граммного обеспечения оказывается неэффективным кающие при эксплуатации проблемы [2]. в силу высокой стоимости и малого процента ис-
пользования их возможностей. Сравнительные характеристики по системам мониторинга Таблица 1.1
распределенных телекоммуникационных систем
Н^эвание^омплекса «IRISnGEN» «Аргус» «Зодиак 2» «ТКБ-Мони-
Параметр -- торинг»
Производитель ООО "АДВАНТЕК -системы связи" «ЛОНИИС» ООО «Зодиак» ООО «ТКБ»
Цена, руб./шт. 47380 19500 205000 3000
Система сбора информации + + + +
Система создания отчета + + + -
Система прогнозирования сетевой активности - + + -
Количество обслуживаемых рабочих станций - <200 - <100
Особенности Подробное описа- Учет Контроль па- Система
ние участков оборудо- раметров двойного
сети вания сети безопасности, мониторинг Wi-Fi, Bluetooth контроля
Кроме того, это не снимает описанные проблемы эксплуатации телекоммуникационных сетей. Вследствие вышесказанного, очевидна необходимость разработки программно-аппаратного решения, позволяющего организовать взаимный доступ распределенных подсетей, а также системы управления сетью, отвечающей следующим требованиям:
невысокие начальные требования к аппаратному обеспечению;
модульный принцип построения, позволяющий легко расширять список поддерживаемых протоколов и телекоммуникационных технологий, а также легко адаптировать программно-аппаратный комплекс для решения специализированных задач;
масштабируемость, т. е. устойчивая работоспособность при значительном увеличении нагрузки на систему путем увеличения мощности аппаратного обеспечения и разнесения подсистем на разные устройства для обеспечения соответствующего уровня производительности. высокая надёжность;
разработка с учетом современных стандартов и на основе принятых к использованию протоколов;
возможность удаленного управления программно-аппаратным комплексом с рабочего места оператора;
возможность последующей интеграции данного программно-аппаратного комплекса в уже существующие системы управления сетью.
В работе предложен новый подход к управлению уровнем трафика, прогноза его будущего состояния с целью внесения изменений в сеть и контроля целостности самой сети. В основу системы мониторинга положен принцип библиотеки инфраструктуры информационных технологий — Information Technology Infrastructure Library (ITIL) (www.itil-officialsite.com/). Использование
библиотеки, описывающей лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий, позволило использовать принцип «агент-менеджер», как удовлетворяющий наибольшему числу условий создания, эксплуатации и возможного ремонта программно-аппаратного комплекса мониторинга сетевых ресурсов [2].
Построение системы управления сетью строится на основе принципа взаимодействия «агент-менеджер». Эта схема использует абстрактную модель управляемого ресурса, называемую базой управляющей информации — Management Information Base, MIB [3]. Агент взаимодействует с управляемым ресурсом по нестандартному интерфейсу, а с менеджером — по стандартному протоколу через сеть.
Практическая ценность предлагаемого решения состоит в том, что, имея информацию о состоянии уровня трафика каналов распределенных гетерогенных телекоммуникационных сетей, возможно принять оперативные меры по увеличению или уменьшению пропускной способности логических каналов путем
изменения пропускной способности портов устройств, отвечающих за работу каналов.
Реализованные технические решения обеспечивают минимизацию затрат эксплуатирующей организации на поддержание программного комплекса в актуальном состоянии, возможность с минимальными затратами проводить интеграцию тематических баз знаний внешних и смежных производителей.
Результаты работы применимы для использования программно-аппаратного комплекса во всех распределенных гетерогенных телекоммуникационных сетях, где будет решаться проблема пропускной способности каналов на основе данных об их загруженности. Разработка программно-аппаратного комплекса осуществлялась на основе современных моделей и методов, определенных стандартами ISO/ITU-T для систем управления объектами любого типа.
1 Концепция проектирования программно-аппаратного комплекса мониторинга
При построении систем мониторинга сетей следует придерживаться отраслевых стандартов и рекомендаций. В качестве основы примем принципы построения управляющих систем согласно стандарту TMN (Telecommunication Management Network — Система управления сетями операторов электросвязи), который был предложен Международным Союзом Электросвязи. Информация о стандарте изложена в рекомендациях с кодами М.Зххх и основывается на основных принципах управления телекоммуникационными системами [3].
Основными компонентами функциональной архитектуры TMN являются [4-7]:
- функциональные блоки, которые являются абстрактным описанием функциональных возможностей TMN;
- прикладные функции управления, которые предоставляют одну или несколько услуг управления, причём, в рамках одного функционального блока реализуется одна услуга;
- функции управления TMN, которые обеспечивают взаимодействие между парами услуг в управляющей и управляемой системах и группируются в наборы функций управления TMN.
Общие положения концепции TMN определены в рекомендации ITU М.3010 (International Telecommunication Union — Международный Союз Электросвязи) [3], согласно которой, сеть управления электросвязью является специальной инфраструктурой, которая обеспечивает управление информационными сетями и предоставляемыми ими услугами с помощью организации взаимодействия с компонентами различных информационных сетей, путём сети передачи данных на основе общих интерфейсов и протоколов обмена управляющей информацией.
Управление телекоммуникациями представляет собой обработку информации, поступающей от сетевых элементов. Трафик, поступающий от сетевых устройств, может быть представлен в виде последовательности моментов поступления пакетов в
сеть с параметрами. Для рассмотрения поведения значений множества на разных интервалах времени прибегают к операции агрегирования, которая формирует множество по указанному закону на основе исходного. Доказано, что сетевой трафик имеет самоподобный характер. Процесс называется асимптотически самоподобным с параметром Н, если: Ут= 1,2, ...,Уаг(Х(т)) = а2т-^ гт(с)^г(с) т^ от (1) Иными словами, процесс не меняет своего коэффициента корреляции при агрегировании по блокам любой длины т. Самоподобный характер может быть рассмотрен на примере среза трафика, который может быть получен путем перехвата пакетов при работе удаленного подразделения, состоящего из нескольких рабочих станций с сервером СУБД. Рисунок 1 демонстрирует сильно пульсирующий характер трафика с существенной дисперсией, наличием резких всплесков, группировкой в «пачки». Это указывает на такие свойства самоподобны:':
процессов, как долговременная зависимость и медленно убывающая дисперсия. Коэффициент Херста, характеризующий степень самоподобия, рассчитанный для данного среза трафика, равен 0,729. В настоящее время используются следующие алгоритмы управления интенсивностью: Traffic Shaping и Traffic Policing. В первом случае, пакеты, интенсивность которых превысила установленное значение, ставятся в очередь. Во втором случае такие пакеты просто отбрасываются. Использование первого алгоритма приводит к задержкам, связанным с буферизацией, использование второго — к возможным искажениям данных. Возможность прогнозирования самоподобного трафика дает возможность осуществлять такой алгоритм управления интенсивностью трафика, при котором пропускная способность канала изменялась бы динамически в зависимости от прогноза.
Рисунок 1 - Усредненная по блокам длины m=1 с. Реализация lbl-pkt-5
Структура организации сетей TMN обеспечивает выполнение задач менеджмента, эксплуатации и технического обслуживания различного телекоммуникационного оборудования, администрирования сетевых устройств и оперативного мониторинга, а также согласованного взаимодействия между различными типами систем управления для предоставления услуг связи с заданным качеством [7].
В случае одноуровневых связей каждый менеджер управляет своей частью сети, основываясь на информации, отправляемой агентами более низких уровней. Взаимодействие менеджеров осуществляется благодаря обмену информацией между базами данных каждого менеджера. Этот подход к построению систем администрирования называется подходом «снизу-вверх». Однако более гибким является построение связей между менеджерами по иерархическому типу. Каждый менеджер нижнего уровня выполняет также функции агента для менеджера верхнего уровня. Такой агент работает уже с гораздо более масштабной моделью MIB (Management Information Base — База Управляющей Информации) своего участка сети. Обычно, для разработки моделей сети на различных уровнях проектирование начинают с верхнего уровня, на котором определяется состав сведений, требуемых от менеджеров-агентов низшего уровня, поэтому такой подход носит название подхода «сверху-вниз» [8]. Этот способ построения имеет свои отрицательные стороны, а именно, авторизованный пользователь при работе по второй модели построения систем управления сети может провести анализ состояния оборудования и сделать неверное заключение о состоянии сети, после чего он может внести изменения в работу сети. Это приведет к уменьшению ее эффективности по параметрам скорости передачи данных и распределения загрузки оборудования, а именно, распределение нагрузки на портовую емкость плат оборудования, управляющего каналами. Отрицательной стороной модели построения системы управления «сверху-вниз» может стать недостаточность информации о состоянии сети в целом, т.к. она сокращает объемы информации, циркулирующей между уровнями системы управления [8].
Отчет должен обладать малым объемом информации, что позволит оперативно провести анализ полученных данных и изменения в состояние оборудование, входящего в сеть. В то же время, объём отчета должен быть достаточен для того, чтобы принятое решение относительно внесения изменений
в состояние оборудование сети было сделано на основе анализа необходимого числа факторов, влияющих на состояние сети.
Обмен данными по управлению осуществляется в рамках информационной архитектуры TMN, которая основана на концепции управления открытыми системами в соответствии с рекомендацией ITU Х.720 [6]. Информационная архитектура TMN использует объектно-ориентированный подход к осуществлению обмена управляющей информацией и оказывает непосредственное влияние на спецификацию интерфейсов TMN.
Ключевыми элементами информационной архитектуры являются информационные элементы, модели взаимодействия элементов и информационные модели. Объектно-ориентированный метод обмена управляющей информацией выделяет две модели информации:
- модель управляющей информации — включает аспекты управления сетевыми ресурсами на прикладном уровне и действия по поддержке этого управления;
- модель обмена управляющей информацией — включает функции передачи данных и функции передачи сообщений.
Как и многие другие, стандарт TMN предполагает построение взаимодействия системы управления и объекта управления на основе взаимодействия «агент-менеджер». Таким образом, каждый ресурс должен быть представлен своим агентом, который по запросу или в случае чрезвычайных событий передавал бы необходимую информацию менеджеру управляющей системы. В основе архитектуры построения системы лежит математическая модель (рисунок 2).
На рисунке представлена математическая модель системы управления комплекса каждого уровня программно-аппаратного комплекса управления сетью по принципу «сверху-вниз».
Менеджер, в свою очередь, либо выполняет все необходимые действия с получаемой информацией, либо выступает сам в роли промежуточного агента для менеджера более высокого уровня. В системе управления будет использоваться иерархическая схема взаимодействия менеджеров, соответствующая стандартам TMN, что приведет к более оперативному проведению комплекса мер по оптимизации состояния оборудования сети. Также стандарт TMN
позволит объединить разрозненные системы управления элементами сети в единую интегрированную систему.
Применение протоколов TELNET (TErminaL NETwork — сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети) и HTTP (HyperText Transfer Protocol — Протокол передачи гипертекста) для сбора информации и управления уместно только в случае небольших сетей, так как управление на их основе осуществляется индивидуально
для каждого устройства. К преимуществам можно отнести низкую себестоимость клиентского программного обеспечения, но управление при помощи telnet-клиента трудоёмко и не стандартизовано. Построение единой системы управления на основе данных методов для поддержки работы сетей большего размера будет неэффективно и полученный продукт окажется громоздким и неудобным в использовании [9-11].
Рисунок 2 - Модель иерархического объединения систем управления
Построение централизованных систем управления возможно на основе протоколов управления. Они позволяют строить системы управления различной сложности, структуры, обеспечивают гибкость и масштабируемость. Использующиеся на сегодняшний день протоколы SNMP (Simple Network Management Protocol - Простой протокол сетевого управления) и CMIP (Common Management Information Protocol - Протокол общей управляющей информации) имеют разную ориентацию. SNMP [12-14] является более простым протоколом, не требующим сложной реализации в оборудовании и наиболее распространен для оборудования не требующего сложных систем управления. CMIP, в свою очередь, более ориентирован на использование при построении сложных систем управления и чаще применяется для сложного оборудования магистральных сетей [15-19].
Анализ фрактальных свойств трафика позволяет выделить важные числовые характеристики, на основе которых могут быть построены адаптивные алгоритмы статистического управления и прогнозирования. В результате, использование свойств самоподобия автокорреляционной функции трафика может обеспечить достижение высокой степени масштабируемости прогноза, что, в свою очередь, позволяет получать оценки для широкого диапазона временных интервалов на основе результатов измерения ограниченного набора данных.
2 Анализ алгоритма работы подсистемы управления сбора информацией
Для описания алгоритмов работы подсистемы управления и подсистемы сбора информации использованы диаграммы деятельности языка UML (Unified Modeling Language - Универсальный язык моделирования). Алгоритм работы подсистемы управления представлен на рисунке 3 и заключается в следующем: планировщик процессов crontab с периодичностью в одну минуту запускает подсистему управления. Подсистема управления при запуске считывает настроечные параметры из конфигурационного файла. Считав параметры, подсистема соответствующим образом инициализирует такие переменные, как имя сервера базы данных, имя учетной записи и пароль для доступа к базе данных, период обновления информации в базе данных. После инициализации переменных подсистема управления откры-
вает соединения с базой данных и считывает информацию о подключенных пользователях и рабочих станциях в сети, в которой производится мониторинг. Получив информацию из базы данных, подсистема закрывает соединение и на основе полученных данных определенным образом формирует правила фильтрации пакетов и последовательно инициализирует их при помощи вызова процедур системной библиотеки libiptc.
После инициализации правил подсистема управления переходит в состояние ожидания поступления новой информации от подсистемы сбора информации. При поступлении новой информации подсистема управления выделяет блок оперативной памяти, необходимый для хранения поступившей информации. После выделения памяти подсистема управления записывает значения в выделенный блок памяти и проверяет, не истек ли период обновления базы данных. В случае, если период обновления истек, подсистема управления формирует запрос на обновление данных в базе данных. После формирования запроса подсистема инициализирует соединение с базой данных и передает запрос. После обновления информации происходит проверка квот пользователей. Установленные квоты сравниваются с текущим значением величины использования трафика и, в случае, если величина использования трафика превышает установленную квоту, инициализируется процедура отключения пользователя. В данной процедуре формируется и выполняется правило фильтра пакетов, которое запрещает прием и передачу данных клиентским компьютером. После проверки квот и отключения пользователей подсистема выгружает себя из оперативной памяти. В качестве общесистемного программного обеспечения были выбраны следующие программные продукты:
веб-сервер Apache с установленным модулем mod_php — необходим для организации интерфейса удаленного управления программно-аппаратным комплексом;
MySQL — СУБД, которая имеет ограниченные возможности по сравнению с другим СУБД (Система Управления Базой Данных) (Oracle, Informix), но, при этом, является наиболее производительной и необходима для продолжительного хранения учетной информации об изменениях состояния сети;
Routed — программа, необходимая для обеспечения работы Linux-сервера в качестве программного маршрутизатора;
iptables — системная утилита, необходимая для изменения правил фильтрации проходящей информации и являющаяся основным инструментом взаимодействия с объектом управления;
Рисунок 3 - Диаграмма деятельности подсистемы управления программно-аппаратным комплексом
MidnightCommander— программа,предназначен-наядля работы с файловой системой и имеющая ряд встроенных утилит, повышающих удобство работы с системой. Необходима для настройки операционной системы, общесистемного и прикладного программного обеспечения.
Заключение
В статье был проведен анализ существующих принципов и стандартов создания систем администрирования сетей. Построение систем контроля сетей осуществляется при использовании принципа взаимодействия «агент-менеджер». Этот принцип использует абстрактную модель управляемого ресурса — М1В. Агент взаимодействует с управляемым ресурсом по нестандартному протоколу, а с менеджером — по стандартному интерфейсу через сеть.
В масштабных системах администрирования сетей используется ряд менеджеров, которые взаимодействуют между собой по одноранговой или иерархической схеме. Иерархическая схема взаимодействия менеджеров отвечает стандартам TMN и является более перспективной.
Система администрирования масштабной сети должна иметь многоуровневую иерархическую структуру в соответствии со стандартами ТМЫ, которая позволяет объединить разрозненные системы контроля элементами сети в общую интегрированную систему.
При построении систем контроля сетей широко применяется платформенный метод. Платформа системы администрирования выполняет для менеджеров роль операционной системы для обычных приложений, поскольку даёт разработчику менеджеров рядом необходимых системных вызовов общего для любой системы управления назначения.
Для управления сетью используются различные методы и инструменты анализа состояния сети и
управления. Применение данных инструментов необходимо для обеспечения ее надежного и устойчивого функционирования. Но для решения всего комплекса задач не существует универсального инструмента. Применение кабельных тестеров и анализаторов протоколов незаменимо при поиске и устранении сложных, трудно обнаруживаемых проблем. Однако применение такого подхода в масштабах всей сети сильно затруднено в силу её значительной структурированности и малоэффективно, так как даёт очень подробные данные. К тому же, данные методы не позволяют вообще изменять параметры работы оборудования.
Применение протоколов TELNET и HTTP для сбора информации и управления привлекательно только в случае небольших сетей, так как управление на их основе осуществляется индивидуально для каждого устройства. К преимуществам можно отнести низкую себестоимость клиентского программного обеспечения, но управление при помощи telnet-клиента трудоемко и не стандартизовано. Построения единой системы управления на основе данных методов для поддержки работы сетей большего размера будет неэффективно и полученный продукт окажется громоздким и неудобным в использовании.
Построение централизованных систем управления возможно на основе протоколов контроля. Они позволяют строить системы управления различной сложности, структуры, обеспечивают гибкость и масштабируемость. Использующиеся на сегодняшний день протоколы SNMP и CMIP имеют разную ориентацию. SNMP является более простым протоколом, не требующим сложной реализации в оборудовании и наиболее распространен для оборудования не требующего сложных систем управления. CMIP, в свою очередь, более ориентирован на использование при построении комплексных систем управления
и больше применяется для сложного оборудования управляющую часть от объекта управления, сделав
магистральных сетей. ее независимой на основе организации взаимодей-
Предложенный программно-аппаратный комплекс ствия по протоколу управления SNMP. Это позволит
имеет открытую архитектуру, модульный принцип использовать один программно-аппаратный ком-
построения, что позволяет его легко адаптировать плекс для управления и сбора информации с не-для работы с различным оборудованием и сетевыми скольких единиц оборудования, одновременно при
сервисами. При дальнейшем развитии программно- этом уменьшив объем потребляемых ресурсов самих
аппаратного комплекса планируется отделить сетевых устройств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Олифер В.Г. Олифер Н.А. «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» Питер 1999
2. Управление неоднородными сетями. - Электронный ресурс. Проверено http://www.citforum.ru/nets/tpns/glava_16.shtml.
3. А.И.Власов, В.В.Иванов, И.А.Косолапов Методы упреждающего прогнозирования состояния широкополосной сети связи // Программные продукты и системы. 2011. №1. С.3-6.
4. ITU-T Rec. M.3010. Principles for Telecommunications Management Network, 1996.
5. ITU-T Rec. M.20 Maintenance philosophy for telecommunication networks, 1992.
6. ITU-T Rec. M.3400. TMN management functions, 1997.
7. ITU-T Rec. X.720 (01/92) Information technology - Open Systems Interconnection - Structure of management information: Management information model, 1992.
8. ITU-T Rec. X.722 Corrigendum 1 (10/96) Information technology - Open Systems Interconnection - Structure of management information: Guidelines for the definition of managed objects - Technical Corrigendum 1, 1996.
9. Спортак М., Паппас Ф. и др. Компьютерные сети и сетевые технологии. - ДиаСофт. 2002.
10. Семенов Ю.А. Протоколы Интернет. - Энциклопедия РиС. 2001.
11. Шелухин О.И., Тенякшев А.М., Осин А.В. Фрактальные процессы в телекоммуникациях. Монография / Под ред. О.И.Шелухина - М.: Радиотехника, 2003.- 480 с.
12. Управляющий протокол SNMP. - Электронный ресурс. Проверено http://www.sources.ru/protocols/snmp_learning.shtml
13. Дмитрий Ганьжа Простой протокол управления сетью // LAN, №09. 1998.
14. SNMP протокол - принципы, безопасность, применение. - Электронный ресурс. Проверено http://www.linuxrsp.ru/artic/snmp.html.
15. Соколов Д.Е. Моделирование нагрузки в клиент-серверных системах на основе фрактальных процессов. // Материалы межвузовской научно-технической конференции «Управляющие и вычислительные системы. Новые технологии». - Вологда, 2001, С.59 - 60.
16. Власов А.И. Аппаратная реализация нейровычислительных управляющих систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 1999. В 2. С. 61-65.
17. Власов А.И. Пространственная модель оценки эволюции методов визуального проектирования сложных систем // Датчики и системы. 2013. В 9 (172). С. 10-28.
18. Власов А.И., Цыганов И.Г. Адаптивная фильтрация информационных потоков в корпоративных системах на основе механизма голосования пользователей // Информационные технологии. 2004. В 9. С. 12-19.
19. Власов А.И., Цыганов И.Г. Архитектура корпоративной многоагентной автоматизированной системы фильтрации информационных потоков // Информационные технологии. 2005. В 1. С. 34-41.
УДК 004.33(035) Надейкина Л.А.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) , Москва, Россия
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
Описывается технология виртуального предприятия, реализующая качественно новую интеграцию управления бизнес-процессами. Рассмотрены базовые аспекты функционирования виртуальных предприятий, а также информационные технологии, без которых это функционирование невозможно. Проводится анализ ключевых факторов, которые являются критическими для существования виртуального предприятия, рассмотрены основные требования к системам workflow для поддержки меж-организационных процессов. Рассмотрены способность быстрого реагирования на изменения рынка при критически низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса и возможность при меньших капиталовложениях, в более сжатые сроки и со значительно меньшим финансовым риском делать виртуальный бизнес прибыльным. Представлены возможные организационные структуры виртуального предприятия. Представлены преимущества и риски ведения бизнеса на принципах виртуального предприятия
Ключевые слова:
виртуальное предприятие, бизнес-процессы, организационная структура, технологии управления знаниями, интеграция
Введение. ществуют жесткие требования к наличию информа-
В основе традиционной организации управления ционных систем для планирования и управления, а предприятием лежит принцип разделения и специа- также к одноформатности данных.
лизации труда. В нынешних условиях подобная ор- К недостаткам SCM следует отнести значитель-
ганизация становится не всегда эффективной, осо- ные затраты на информационные технологии, высо-бенно в условиях кооперации предприятий. Клас- кую степень зависимости от партнеров [1]. Си-сическая система кооперации предприятий (SCM — стема управления большинства современных тради-Supply Chain Management) создается для долго- ционных предприятий имеет ярко выраженную функ-срочного сотрудничества, имеет относительно ста- циональную направленность. В современных усло-бильную структуру сети и производственную про- виях подобная организация становится не доста-грамму (определены исполнители работ и виды про- точно эффективной - чрезмерно усложнен обмен ин-изводимой продукции на длительный период вре- формацией между различными подразделениями, рамени). Основной целью классической кооперации ботающими в рамках одного бизнес-процесса. является создание системы взаимодействия пред- В современной экономике одними из ключевых
приятий, направленной на повышение качества пла- факторов конкурентоспособности предприятий яв-нирования и управления за счет единых информа- ляются: своевременная реакция на рыночные изме-ционных каналов, синхронизацию бизнес-процес- нения, скорость производства и доставки товара, сов, совместное планирование спроса и запасов. адаптивные и рациональные методы ведения биз-При этом в классической системе кооперации су- неса, эффективность маркетинговой стратегии
предприятия.