Бюджетная политика
Удк 336.5.02
программная составляющая расходов бюджета субъекта российской федерации
как основа перехода к программному бюджету
Н. А. иСТОМиНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: [email protected] Уральский государственный экономический университет
В статье проведен анализ расходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области) в целях определения места и роли региональных целевых программ в общем объеме расходов по разделам бюджетной классификации. Доказано, что по ряду направлений программные расходы составляют значительную долю расходов, т. е. фактически реализован программный принцип. Определены направления развития регионального бюджетного планирования в рамках стратегических направлений государственной программной деятельности.
Ключевые слова: региональный бюджет, программный бюджет, региональная целевая программа, Свердловская область, расходы, бюджетная классификация, планирование.
В соответствии с реализуемым в настоящее время комплексом преобразований в сфере бюджетного планирования и прогнозирования в Российской Федерации формируется основа для принципиально иного внутреннего содержания бюджетов всех уровней, а также их более четкой ориентации на достижение важнейших целей социально-экономического развития. В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. и Порядком разработки, реализации и
оценки эффективности государственных программ Российской Федерации бюджеты бюджетной системы РФ постепенно должны приобрести вид комплексов крупных программ, реализующих стратегические цели развития и обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств.
Такие крупные программы на федеральном уровне получили название «государственные программы». Государственная программа — это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [3]. Содержательно государственная программа может включать в себя целевые программы, ведомственные программы и другие мероприятия.
Программный принцип формирования федерального бюджета РФ на 2011—2013 гг. был реализован следующим образом: 96,7 % расходов федерального бюджета (на 2012 и 2013 гг. в размере 97 %) были сконцентрированы в рамках 41 государственной программы по пяти направлениям [1, 2]:
— новое качество жизни;
— инновационное развитие и модернизация экономики;
— обеспечение национальной безопасности;
— сбалансированное региональное развитие;
— эффективное государство.
Следует обратить внимание на то, что внедрение программного принципа не следует рассматривать как коренную ломку сложившейся практики бюджетного планирования расходов. Более правильно оценить проводимые изменения как перегруппировку бюджетных показателей с усилением их направленности на достижение базовых социально-экономических приоритетов (которыми являются приведенные ранее направления государственных программ). В 2011 г. существенных изменений в элементах бюджетной классификации расходов бюджетов (за исключением появления новых разделов) не произошло, хотя определенные трансформации, безусловно, будут иметь место в будущем.
Насколько готовы субъекты РФ к внедрению программного принципа формирования бюджетов?
Областные целевые программы, финансируемые
Какие положительные элементы региональной практики планирования расходов бюджетов в плане их программной составляющей можно выделить?
Проведем исследование программной составляющей расходов регионального бюджета на примере областного бюджета Свердловской области 2011 г. (по плановым данным). Для формирования аналитических выводов было проведено изучение расходов областного бюджета по разделам классификации расходов и рассчитана доля региональных целевых программ в каждом разделе (табл. 1—11).
Данные по расходам на областные целевые программы Свердловской области, которые запланированы в разделах областного бюджета «Общегосударственные вопросы» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», систематизированы в табл. 1 и 2
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что расходы областного бюджета, связанные с обеспечением общих вопросов деятельности органов государственной власти, а
Таблица 1
по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций на 2011—2015 гг. 20 000,0 — 20 000,0
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 гг. 4 415,0 Противодействие коррупции в Свердловской области 1 400,0
Защита прав потребителей на территории Свердловской области 3 015,0
Итого... 24 415,0 - —
Общая сумма расходов по разделу 5 701 954,0 - —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 0,43 — —
Таблица 2
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 03 «национальная безопасность, правоохранительная деятельность» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 гг. 344 756,0 Строительство зданий специальных приемников и изолятора временного содержания 46 470,0
Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение пожарно-технических учреждений 30 000,0
Профилактика правонарушений и развитие материально-технического обеспечения милиции общественной безопасности 268 286,0
Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение пожарно-технических учреждений на 2008—2011 гг. 204 000,0
Итого... 548 756,0
Общая сумма расходов по разделу 6 487 694,2
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 9
также с обеспечением безопасности, в меньшей степени включены в целевые программы. Так, доля программных расходов в разделе «Общегосударственные вопросы» является самой низкой по всем изученным разделам — 0,43 %. Доля программных расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» составляет 9 %, что также существенно ниже, чем показатели по прочим разделам областного бюджета.
Однако не следует считать, что все расходы по всем разделам нужно «проводить» через целевые программы. Программный принцип формирования бюджетов требует сосредоточения всех расходов определенного бюджета в рамках крупных приоритетных направлений (программ), допуская различные варианты входящих в них элементов. Помимо целевых программ, как уже говорилось ранее, в крупные (государственные) программы могут входить различные формы расходов, объединенные общими целями и задачами в рамках стратегии развития государства и территорий.
Необходимо отметить такую особенность планирования программных расходов, как распределение мероприятий (подпрограмм) и финансирования одной программы по нескольким разделам классификации расходов бюджета. Таким образом, каждая программа может являться инструментом реализации нескольких функций (функциональных направлений) органов государственной власти субъекта РФ (а также в целом — органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления).
Данные по расходам областного бюджета Свердловской области в рамках областных целевых программ Свердловской области по разделу «Национальная экономика» представлены в табл. 3
По данному разделу в 2011 г. запланировано финансирование мероприятий по наибольшему количеству целевых программ (по сравнению с другими изученными разделами), а именно по 12 программам. Также по этому разделу отмечается самая высокая доля программных расходов — около 78 %.
По мнению автора, столь существенная роль областных программ в структуре раздела «Национальная экономика» связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, по этому разделу проходит самое крупное направление областных целевых программ — транспорт и дорожное хозяйство (с 2011 г. оно реализуется в рамках областной программы «Развитие транспортного комплекса на 2011—2016 гг.»). Во-вторых, областные мероприятия поддержки реального сектора экономики
(сельского хозяйства, малого предпринимательства) являются традиционным приоритетом органов государственной власти региона. В-третьих, в настоящее время требуется значительное повышение степени информатизации деятельности всех уровней власти, а также наблюдается появление в экономике региона новых направлений, развитие которых невозможно без государственной поддержки (туризм, нанотехнологии и пр.).
На основании табл. 4, в которой представлены программные расходы областного бюджета Свердловской области по разделу «Охрана окружающей среды», можно наблюдать ситуацию, что это направление более чем на 2/3 реализуется через областную целевую программу «Экология и природные ресурсы».
Фактически по этому разделу в максимальной степени в буквальном виде проявляется идея концентрации расходов бюджетов в рамках крупных программ. Если это является оптимальным решением в действительности, то схема разработки крупных целевых программ, в которые можно включать значительные по стоимости мероприятия, относящиеся к одному или нескольким разделам классификации расходов (причем доля программных расходов по одной и той же программе в разных разделах должна быть значительной), имеет право на существование.
Данные по расходам на областные целевые программы Свердловской области, которые запланированы в разделах областного бюджета «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Образование», систематизированы в табл. 5 и 6.
Структура расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» является близкой ранее рассмотренному разделу «Охрана окружающей среды». Основная сумма плановых расходов раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» — это финансирование областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса на 2011—2015 гг.» (под таким названием программа введена с 2011 г.). Удельный вес программных расходов по этому разделу также является весьма значительным — 74,5 %, и уступает только разделу «Национальная экономика». Следует отметить, что базовая программа раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» является свидетельством продолжения реализации на территории Свердловской области национального проекта «Доступное жилье —гражданам России» и безусловным приоритетом органов государственной власти области.
Таким же безусловным приоритетом является развитие системы образования на территории реги-
Таблица 3
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 04 «Национальная экономика» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области на 2011—2015 гг. 240 000,0
Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008—2012 гг. 2 121 181,0 — —
Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2009—2011 гг. 78 483,0 — —
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 гг. 89 787,7 Материально-техническое обеспечение учреждений в области лесных отношений 89 787,7
Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011—2016 гг. 8 672 912,8 Обеспечение транспортной доступности железнодорожным транспортом пригородного сообщения 743 800,0
Обеспечение транспортной доступности воздушным транспортом в труднодоступные районы 12 014,0
Окончание строительства первой очереди метрополитена 2 000 000,0
Развитие и обеспечение сохранности автомобильных дорог 5 917 098,8
Повышение безопасности дорожного движения на 2009—2011 гг. 40 000,0 — —
Информационное сообщество Свердловской области на 2011—2015 гг. 185 000,0 Единый информационный комплекс органов государственной власти 117 463,0
Инфраструктура для предоставления государственных услуг в электронном виде 46 800,0
Автоматизированная система по документам архивного фонда в собственности области 13 737,0
Региональная навигационно-информационная система транспортного комплекса 7 000,0
Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций на 2011—2015 гг. 60 000,0 — —
Создание системы кадастра недвижимости на 2008—2011 гг. 235 000,0 — —
Развитие жилищного комплекса на 2011—2015 гг. 276 488,0 Подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования 276 488,0
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011—2015 гг. 300 000,0 — —
Развитие туризма на 2011—2016 гг. 97 630,0 Создание эффективного туристского продукта и развитие объектов туристской инфраструктуры 86 930,0
Повышение качества туристских услуг 950,0
Продвижение туристского продукта 9 750,0
Итого... 12 396 482,5 — —
Общая сумма расходов по разделу 15 932 303,5 — —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 77,8 — —
Таблица 4
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 06 «Охрана окружающей среды» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2009—2011 гг. 220 000,0 — —
Итого... 220 000,0 — —
Общая сумма расходов по разделу 310 177,4 — —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 70,9 — —
Таблица 5
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» [4]
Программа Расходы, тыс. руб. Подпрограмма Расходы, тыс. руб.
Развитие жилищного комплекса на 2011-2015 гг. 823 088,0 Строительство и реконструкция жилых домов в целях переселения граждан 192 675,0
Развитие малоэтажного жилищного строительства 264 190,0
Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 366 223,0
Энергосбережение на 2011-2015 гг. 82 000,0 - -
Итого... 905 088,0 - -
Общая сумма расходов по разделу 1 215 580,1 - -
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 74,5 - -
Таблица 6
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 07 «Образование» [4]
Программа Расходы, тыс. руб. Подпрограмма Расходы, тыс. руб.
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на 2010-2014 годы 2 178 518,0 Осуществление мероприятий по возврату ранее перепрофилированных зданий 568 423,0
Строительство и реконструкция учреждений 1 610 095,0
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011-2015 годы 1 230,0 Комплексные меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма и токсикомании 1 100,0
Профилактика правонарушений и развитие материально-технического обеспечения милиции общественной безопасности 130,0
Молодежь Свердловской области на 2011-2015 гг. 30 437,0 - -
Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. 123 000,0 - -
Развитие образования на 2011-2015 гг. 700 000,0 - -
Итого 3 033 185,0 - -
Общая сумма расходов по разделу 29 912 331,0 - -
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 10,1 - -
она. Однако по разделу «Образование» отмечается крайне невысокая доля программных расходов — 10,1 %. При этом эта доля могла бы быть еще менее весомой, если бы с 2010 г. в области не началась реализация областной программы развития сети дошкольных образовательных учреждений (самая крупная программа раздела «Образование» в 2011 г.). Такая ситуация является достаточно традиционной для сферы образования, где значительная часть бюджетов направляется на текущие расходы образовательных учреждений, реализацию различных образовательных мероприятий: олимпиад, конкурсов (при том, что текущие расходы не должны преобладать в целевых программах). Кроме того, с 2011 г. по разделу «Образование» проводятся самые значительные субвенции местным бюджетам — субвенции на оплату труда, приобретение учебной литературы и т. п. в муниципальных школах.
На основании табл. 7 (которая содержит сведения о программных расходах областного бюджета Свердловской области по разделу «Культура, кинематография») можно подтвердить тезис о распределении мероприятий и финансирования конкретной целевой программы по нескольким разделам классификации расходов бюджета. В частности, в этом разделе, помимо указанных ранее, содержится ряд подпрограмм программы «Безопасность жизнедеятельности населения» на 2011 —2015 гг. (также реализуемой по разделам «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность», «Национальная экономика», «Образование»).
Удельный вес программных расходов по разделу «Культура, кинематография» не относится к максимальным значениям и составляет 45,4 %.
Данные по расходам областного бюджета Свердловской области в рамках областных целевых программ Свердловской области в рамках разделов
Таблица 7
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 08 «культура, кинематография» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Развитие культуры на 2011—2015 годы 774 954,4 - -
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 годы 5 365,0 Комплексные меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма и токсикомании 4 665,0
Профилактика правонарушений и развитие материально-технического обеспечения милиции общественной безопасности 700,0
Патриотическое воспитание граждан на 2011—2015 годы 27 000,0 — —
Итого... 807 319,4 — —
Общая сумма расходов по разделу 1 777 487,9 — —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 45,4 — —
«Здравоохранение» и «Социальная политика» представлены в табл. 8 и 9. Обращает на себя внимание достаточно скромный удельный вес программных расходов в данных разделах, хотя эти направления являются традиционным государственным приоритетом всех уровней власти и управления.
Областные целевые программы, финанси
Причинами такой ситуации в основном являются обстоятельства, ранее рассмотренные при характеристике раздела «Образование» расходной части областного бюджета Свердловской области. Действительно, значительные средства по разделам «Здравоохранение» и «Социальная политика» идут
Таблица 8
мые по разделу 09 «Здравоохранение» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Совершенствование оказания медицинской помощи населению на 2008—2011 гг. 400 265,0 — —
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 гг. 36 900,0 Комплексные меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма и токсикомании 34 400,0
Профилактика правонарушений и развитие материально-технического обеспечения милиции общественной безопасности 2 500,0
Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2011—2015 гг. 636 235,0 Развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений 494 000,0
Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями 61 090,0
Утилизация бесплатных медицинских отходов 4 000,0
Совершенствование развития судебно-медицинской и патологоанатомической службы 20 000,0
Внедрение информационных систем 17 000,0
Повышение качества медицинской помощи, оказываемой врачами общих врачебных практик 19 560,0
Совершенствование оказания медицинской помощи учащимся образовательных учреждений 10 600,0
Здоровье работающего населения 6 985,0
Предупреждение распространения в учреждениях уголовно-исполнительной системы туберкулеза 3 000,0
Неотложные меры по предупреждению распространения заболевания, вызываемого ВИЧ на 2007—2011 гг. 27 500,0
Итого... 1 100 900,0 — —
Общая сумма расходов по разделу 19 956 948,2 — —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 5,5 — —
Таблица 9
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 10 «социальная политика» [4]
Программа расходы, тыс. руб. Подпрограмма расходы, тыс. руб.
Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов на 2011—2015 гг. 550 000,0 Доступная среда для инвалидов 17 931,0
Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы 6 900,0
Развитие системы стационарного обслуживания 156 559,0
Социальная защита граждан, ставших инвалидами вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы 3 030,0
Профилактика социального сиротства 359 500,0
Мероприятия по социальной поддержке ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны 5530,0
Развитие добровольческого движения и благотворительности 550,0
Развитие жилищного комплекса на 2011—2015 гг. 125 000,0 Обеспечение жильем молодых семей 125 000,0
Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2011—2015 гг. 950,0 Комплексные меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма и токсикомании 950,0
Итого... 675 950,0 — —
Общая сумма расходов по разделу 28 529 113,9 — —
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 2,4 — —
на текущее содержание областных учреждений данных профилей (больниц, клиник, госпиталей, домов ребенка, домов-интернатов, учреждений социального обслуживания и др.), а также на текущие социальные выплаты гражданам (по разделу «Социальная политика»). Реформа бюджетного сектора связана с появлением в данных разделах субсидий автономным учреждениям на выполнение государственных заданий Свердловской области (которые не могут являться элементом областных целевых программ). Также значительные внепрограммные расходы — это субвенции и субсидии местным бюджетам на выполнение государственных полномочий и реализацию совместных программ в области здравоохранения и социальной политики.
Также следует отметить большое количество целевых направлений (подпрограмм) в областных целевых программах «Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2011—2015 гг. (раздел «Здравоохранение») и «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов» на 2011—2015 гг. (раздел «Социальная политика»).
Существенно отличается по удельному весу программных расходов раздел «Физическая культура и спорт», функционирующий как самостоя-
тельный раздел только с 2011 г. Более 2/3 расходов этого раздела проведены через областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта» на 2011—2015 гг. (программа введена с 2011 г.) (табл. 10). Это достаточно четко ориентирует всех субъектов, участвующих в реализации мероприятий по приведенным подпрограммам, на достижение установленных показателей развития спорта: массового спорта (наибольшее количество подпрограмм) и спорта высших достижений (наибольший объем финансирования среди всех подпрограмм областной целевой программы).
Удельный вес программных расходов в разделе «Физическая культура и спорт» составляет 71,1 %.
Для оценки роли программных расходов в разделе «Межбюджетные трансферты» (табл. 11) следует указать на важное изменение классификации расходов с 2011 г. Новый вариант бюджетной классификации предусмотрел включение целевых трансфертов нижестоящим (для области — местным) бюджетам в соответствующие целевые разделы классификации («Образование», «Социальная политика» и пр.). В настоящее время последний раздел классификации расходов содержит только «Межбюджетные трансферты общего характера» (так и называется раздел).
Это объясняет, в частности, тот факт, что если раньше раздел являлся традиционным приорите-
Таблица 11
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 14 «Межбюджетные трансферты общего характера» [4]
Таблица 10
Областные целевые программы, финансируемые по разделу 11 «Физическая культура и спорт» [4]
Программа Расходы, тыс. руб. Подпрограмма Расходы, тыс. руб.
Развитие физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. 1 083 153,0 Массовый спорт (софинансирование строительства физкультурно-оздоровительных комплексов) 171 000,0
Массовый спорт (софинансирование строительства лыжных баз) 66 000,0
Массовый спорт (софинансирование реконструкции муниципальных сооружений) 51 000,0
Массовый спорт (софинансирование строительства и реконструкции футбольных полей в муниципальной собственности) 29 500,0
Прочие мероприятия в сфере массового спорта 10 000,0
Спорт высших достижений» 755 653,0
Итого... 1 083 153,0 - -
Общая сумма расходов по разделу 1 522 762,0 - -
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 71,1 - -
Программа Расходы, тыс. руб. Подпрограмма Расходы, тыс. руб.
Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры а 2009-2011 гг. 1 298 585,0
Развитие жилищного комплекса на 2011-2015 гг. 98 373,0 Комплексное освоение территории района Академический в г. Екатеринбурге 98 373,0
Итого... 1 396 958,0 - -
Общая сумма расходов по разделу 10 779 517,0 - -
Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов по разделу, % 13 - -
том расходов областного бюджета Свердловской области (и других субъектов РФ), занимая до 30 % расходов, то с 2011 г. он потерял традиционные лидирующие позиции.
По этой причине в основном удельный вес программных расходов в этом разделе является невысоким - 13 % (хотя и не самым низким среди всех рассмотренных разделов). По этому разделу проходят две областные целевые программы.
Комплексную оценку роли программных расходов в областном бюджете Свердловской области на 2011 год можно провести на основании табл. 12.
На основании аналитических данных, представленных в табл. 12, можно сделать вывод о том, что в рамках действующей практики бюджетного планирования около 20 % расходов областного бюджета Свердловской области осуществляется в рамках областных целевых программ. Направлениями расходов, для которых характерен максимальный удельный вес программных затрат, являются национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды.
Таблица 12
Удельный вес программных расходов в расходах областного бюджета Свердловской области на 2011 г.
Удельный вес
Раздел программных расходов в разделе классификации, %
Национальная экономика 77,80
Жилищно-коммунальное хозяйство 74,50
Физическая культура и спорт 71,10
Охрана окружающей среды 70,90
Культура, кинематография 45,40
Межбюджетные трансферты общего 13,00
характера
Образование 10,00
Национальная безопасность 9,00
и правоохранительная деятельность
Здравоохранение 5,50
Социальная политика 2,40
Общегосударственные вопросы 0,43
Средства массовой информации 0,00
Обслуживание государственного 0,00
и мунциипального долга
Национальная оборона 0,00
Итого удельный вес программных 17,99
расходов в областном бюджете
Для областного бюджета Свердловской области характерна значительная дифференциация доли расходов, проводимых через областные целевые программы, в разделах бюджетной классификации. Например, по трем разделам программные расходы отсутствуют. В отношении раздела «Национальная оборона» это объективно связано с тем, что по этому разделу проходят только целевые субвенции местным бюджетам на осуществление мер по первичному воинскому учету (т. е. на выполнение государственных функций). Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» также объективно не содержит программной составляющей, так как предусматривает финансирование выплат по долговым обязательствам. В отношении раздела «Средства массовой информации» отсутствие программных расходов можно считать определенным недостатком, так как в этой области достаточно просто установить целевые ориентиры развития и направить на их достижение бюджетные средства в рамках целевой программы (как по разделу «Охрана окружающей среды», например). Кроме того, по четырем разделам классификации удельный вес программных расходов составляет менее 10 %.
Таким образом, необходимо констатировать, что Свердловская область на современном этапе располагает существенными возможностями для расширенного внедрения программного принципа (подхода) в планирование бюджетных расходов.
С учетом стратегических направлений программной деятельности органов государственной власти РФ представляется необходимым определить следующие направления развития регионального бюджетного планирования в Свердловской области:
1) формирование комплекса государственных программ Свердловской области, исходя из общегосударственных и региональных приоритетов социально-экономического развития, путем концентрации расходов областного бюджета одной определенной целевой направленности в рамках одной государственной программы. Причем в государственную программу должны быть включены как расходы, реализуемые в рамках областных целевых программ, так и расходы по ведомственным программам, а также расходы на прочие мероприятия главных распорядителей бюджетных средств;
2) определение среднесрочных параметров удельного веса программных расходов в областном бюджете путем расчета этого показателя на основе расходов по государственным программам Свердловской области, а не только по областным целевым программам;
3) формирование прозрачной и открытой системы учета элементов государственных программ Свердловской области, в которой особенное место должны занять областные целевые программы как наиболее эффективный инструмент решения социально-экономических задач развития региона. При этом важно обеспечить анализ структуры элементов государственных программ и не допускать необоснованного снижения доли областных целевых программ. Также представляется целесообразным разработать и реализовать систему критериев отбора прочих элементов государственных программ;
4) провести анализ расходов на областные целевые программы в разделах классификации областного бюджета, по которым наблюдается низкий удельный вес таких расходов. По возможности, следует расширить сферу применения областных программ за счет включения в них мероприятий, на текущий момент являющихся непрограммными, т. е. пересмотреть состав непрограммных расходов. Если включение отдельных элементов расходов областного бюджета в областные целевые программы представляется нецелесообразным, то эти расходы в любом случае должны стать элементом государственных программ в иной форме;
5) обратить особое внимание на действенность внедряемого программного принципа формирования расходов бюджетов, его участие в сохранении достигнутого уровня социальных гарантий и экономического развития региона. Важно не просто перераспределить расходы по крупным направлениям, не просто установить цели, задачи, индикаторы программ, но и обеспечить контроль за реализацией программ и наглядностью изменений, которые должно обусловить программное бюджетное планирование.
Список литературы
1. Бельская Е. В. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. URL: http://www1.minfm. га.
2. Нестеренко Т. Г. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.: первые результаты и перспективы реализации. URL: http://www1.minfin.ru.
3. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588.
4. Об областном бюджете на 2011 год: закон Свердловской области от 26.11.2010 № 100-0З.