Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого принципа при формировании расходов бюджета субъекта РФ'

Реализация программно-целевого принципа при формировании расходов бюджета субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / ОБЛАСТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева Т. Ю.

Проведен анализ расходов бюджета субъекта РФ (на примере Курской области) в целях определения места и роли региональных целевых программ в общем объеме расходов по разделам бюджетной классификации. Определены основные направления развития регионального программного бюджетного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRORAMM IMPLEMENTATION OF THE TRUST PRINCIPLE IN FORMING THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION BUDGET

In article the analysis of budget expenditures of the subject of the Russian Federation (Kursk region), in order to determine the place and role of regional targeted programmes in the total expenditure under the budget classification. The basic directions of development of the regional programme budget planning.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого принципа при формировании расходов бюджета субъекта РФ»

след., Канадское агентство по международ. развитию и др.; О. Луговой [и др.]. М.: ИЭПП, 2007. 164 с.

9. Глущенко К.П. Исследования неравенства по доходам между Российскими регионами // Регион: экономика и социология. 2010. № 4. С. 88119.

10. Глущенко К.П. Методы анализа межрегионального неравенства по доходам // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 54-87.

11. Anselin L. Spatial Data Analysis with SpaceStat and ArcView. Workbook (3 rd Edition) University of Illinois. 1999.

12. Robert M. Solow A Contribution to the Theory of Economic Growth The Quarterly Journal of Economics, Vol. 70, No. 1. (Feb., 1956), pp. 65-94.

O.S. Balash

Statistical research of the spatial clustering of regions of Russia

The article presents the statistical analysis of Russia's economic growth with the use of spatial indices Moran and Geary according to socio-economic development for 1999 and 2010 years.

Key words: spatial autocorrelation Mora, Geary, exploratory spatial data analysis.

УДК 336.02

Т.Ю. Ткачева, канд. экон. наук, доцент, (4712) 58-71-17, [email protected], (Россия, Курск, ЮЗГУ)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПРИНЦИПА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ

Проведен анализ расходов бюджета субъекта РФ (на примере Курской области) в целях определения места и роли региональных целевых программ в общем объеме расходов по разделам бюджетной классификации. Определены основные направления развития регионального программного бюджетного планирования.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, областные целевые программы, бюджетная классификация, государственная программа РФ.

Расходы бюджета являются инструментом проведения макроэкономической политики государства. Они позволяют государству реализовы-вать свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.

Сложившееся разграничение расходных полномочий в РФ соответствует мировой практике в том смысле, что каждый уровень бюджетной системы отвечает за вопросы соответствующего значения. Так, содержание федеральных органов государственной власти и оборона финансируются из федерального бюджета; услуги, отвечающие потребностям нескольких муниципальных образований, например, содержание больниц, финансируются за счет бюджета субъекта РФ, услуги, которые распространяются исключительно на жителей муниципального образования, финансируются местными властями. Формально за субъектами и муниципальными образованиями закреплены расходы на региональные и местные органы, находящиеся в собственности (ведении) учреждения и организации, на выплату субсидий жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, на содержание дорог регионального значения. Они разделяют с федеральным центром ответственность за финансирование весьма аморфных совместных расходов, включающих такие крупные статьи, как образование, здравоохранение, социальная политика, субсидии экономике.

В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. все бюджеты различного уровня постепенно должны приобрести вид комплексов крупных программ, реализующих стратегические цели развития и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.

Такие крупные программы на федеральном уровне получили название «государственные программы Российской Федерации». Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального и международного значения [1]. Содержательно государственная программа может включать в себя целевые программы, ведомственные программы и другие мероприятия.

Программный принцип формирования федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. реализован следующим образом: 96,7 % расходов федерального бюджета (на 2012-2013 гг. в размере 97 %) были сконцентрированы в рамках 41 государственной программы по пяти направлениям:

- новое качество жизни;

- инновационное развитие и модернизация экономики;

- обеспечение национальной безопасности;

- сбалансированное региональное развитие;

- эффективное государство.

Следует отметить, что в 2011 г. существенных изменений в элементах бюджетной классификации расходов бюджетов не произошло, хотя

определенные трансформации будут иметь место в будущем. В 20122013 гг. произойдут значительные положительные изменения в региональной практики планирования расходов в части их программной составляющей.

Проведем исследование программной составляющей расходов регионального бюджета на примере бюджета Курской области в 2011 г. (планируемые показатели). Для формирования аналитических выводов было проведено изучение расходов областного бюджета по разделам классификации расходов и рассчитана доля региональных целевых программ в каждом разделе.

Данные по расходам на областные целевые программы Курской области, которые запланированы в разделах бюджета Курской области «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность», «Национальная экономика» представлены в табл. 1, 2 [2].

Таблица 1

Областные целевые программы бюджета Курской области, финансируемые по разделу 01«Общегосударственные вопросы»

№ Программа Расходы, тыс. руб.

1. Комплексная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2009-2011 гг. 14560,0

2. Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011-2015 гг. 78675,0

3. Развитие мировой юстиции Курской области на 2011-2013 гг. 5999,8

4. Улучшение условий охраны труда в Курской области на 20092011 гг. 221,0

5. Развитие государственных средств массовой информации Курской области и укрепление их материально-технической базы в 2009-2011 гг. 42788,0

6. Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотикам и их незаконному обороту на 2010-2014 гг. 5713,0

7. О реализации на территории Курской области государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом на 2011-2013 гг. 1520,0

8. Развитие государственной гражданской службы Курской области (2009-2013 гг.) 5039,0

9. Областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области на 2011-2014 годы» 2267,0

Итого 156782,8

Общая сумма расходов по разделу 3168887,2

Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов, % 4,9

Таблица 2

Областные целевые программы бюджета Курской области, финансируемые по разделу 03 «Национальная безопасность», 04 «Национальная экономика»

Программа Расходы, тыс. руб. Подпрограмма Расходы, тыс. руб.

03 «Национальная безопасность»

1. Повышение безопасности дорожного движения в Курской области 121183,0 - -

2. Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2010-2012 гг. 17115,0

3. Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 20102012 гг. 48545,0

Итого 186843,0

Общая сумма расходов по разделу 1552692,1

Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов 12,0

04 «Национальная экономика»

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курской области на 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 г. 34583,0

2. Экология и природные ресурсы Курской области (2011-2013 гг.) 6355,0 - -

3. Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 гг. 210483,0 - -

4. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агро-ландшафтов Курской области на 2009-2012 гг. 25146,0

5. Модернизация сети автомобильных дорог Курской области 20092011 гг. 2160445,0

6. Развитие авиационных услуг в Курской области в 2011-2013 гг. 70501,0 - -

7. Обеспечение эпизоотического благополучия территории Курской области на 2009-2013 гг.

2833,0

Проведение противо-эпизоотических и противопаразитных мероприятий на территории Курской области в 2009-2011 гг. 1587,0

Профилактика и оздоровление хозяйств от лейкоза крупного рогатого скота в Курской области на 20092011 гг. 79,0

Охрана территории Курской области от карантинных объектов и других особо опасных организмов животных птиц на 2009-2011 гг. 959,0

Неотложные меры борьбы с заболеванием сибирской язвой людей и животных в Курской области на 2009-2013 гг. 208,0

8. Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009-2011 гг.

16250,0

9. Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010-2012 гг.

202675,0

10. Развитие государственной ветеринарной службы Курской области и укрепление материально-технической базы учреждений ветеринарии в 2009-2011 гг._

10481,0

11. Создание системы кадастра недвижимости Курской области (2009-2011 гг.) _

21020,0

12. Экология и чистая вода в Курской области на 2011 г.

35000,0

13. Развитие системы информации Курской области 2010-2012 гг.

14785,5

14. Обеспечение биологической, радиационной и химической безопасности Курской области на 2011-2014 гг.

10300,0

15. Охрана лесов от пожаров на территории Курской области на период 2011-2015 гг. 10000,0

16. Электронное правительство Курской области 2011-2016 гг. 99572,1

17. Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области, в 2011 г. 24684,3

Итого 2955113,9

Общая сумма расходов по разделу 4125975,4

Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов, % 71,6

Анализ данных (табл. 1, 2) показывает, что расходы областного бюджета, связанные с обеспечением общих вопросов деятельности органов государственной власти, а также с обеспечением национальной безопасности, в меньшей степени включены в целевые программы — 4,9 %, 12 % соответственно.

По разделу 04 «Национальная экономика» в 2011 г. запланировано финансирование мероприятий по наибольшему количеству целевых программ (по сравнению с другими изученными разделами), а именно по 17 программам. Также по этому разделу отмечается самая высокая доля программных расходов — 71,6 %.

Столь существенная роль областных программ в структуре раздела «Национальная экономика» связана со следующими обстоятельствами:

- по этому разделу проходит самое крупное направление областных целевых программ — транспорт и дорожное хозяйство;

- региональные мероприятия поддержки сельского хозяйства являются приоритетом органов государственной власти региона;

- в региональной экономике наблюдается появление новых направлений, развитие которых невозможно без государственной поддержки (энергосбережение, экология, кадастр недвижимости, электронное правительство, пассажирские перевозки).

Данные по расходам на областные целевые программы Курской области, которые запланированы в разделах 07 «Образование», 09 «Здравоохранение», представлены в табл. 3 [2].

По разделу 07 «Образование» отмечается крайне невысокая доля программных расходов — 5,4 %. При этом доля могла быть еще менее весомой, если бы не началась реализации программы «Организация оздоровления и отдыха детей Курской области в 2011-2013 гг.» (самая крупная программа раздела «Образование» в 2011 г.).

Таблица 3

Областные целевые программы бюджета Курской области, финансируемые по разделу 07 «Образование», 09 «Здравоохранение»

№ Программа Расходы, тыс. руб.

07 «Образование»

1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2011-2013 гг. 625,0

2. Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2011-2013 гг. 14414,0

3. Молодежь Курской области на 2011-2013 гг. 15500,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Школьный автобус на 2011-2013 гг. 11012,0

5. Развитие образования Курской области на 2011-2013 гг. 77932,0

6. Организация оздоровления и отдыха детей Курской области в 2011-2013 гг. 180177,0

Итого 299660,0

Общая сумма расходов по разделу 5549547,5

Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов, % 5,4

09 «Здравоохранение»

1. Развитие здравоохранения Курской области на 2009-2011 гг. 1226270,0

2. Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 гг. 88778,0

3. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения, алкоголизма среди населения Курской области на 20092011 гг. 1000,0

Итого 1316048,0

Общая сумма расходов по разделу 3397711,9

Удельный вес программных расходов в общей сумме расходов, % 38,8

Следует отметить, что такая ситуация является достаточно традиционной для сферы образования, где значительная часть бюджетов направляется на текущие расходы образовательных учреждений, реализацию различных образовательных мероприятий. Текущие расходы не должны преобладать в целевых программах. Кроме того, в 2009-2011 гг. по разделу 07 «Образование» проводятся самые значительные субвенции местным бюджетам — субвенции на оплату труда, приобретение техники и учебной литературы и т. д.

Значительные средства по разделу 09 «Здравоохранение» представляются на текущее содержание областных учреждений, но программная составляющая в 2011 г. значительна и составляет 38,8 %.

Удельный вес программных расходов по разделу 10 «Социальная политика» не относится к максимальным значениям и составляет 13,2 % (табл. 4) [2].

Та шица4

Областные целе те программы б оджета Курской области, финансируемые по разделу 10 «Социальная политика»

№ Программа Расходы, тыс. руб.

1. Социальная поддерж :а инвалидов в Курской области на 2009-:011гг. 13 55,0

2. Улучшение демографической с ггуации в Сурской области на .011-2013 гг. 450197,0

3. Социальная адаптация военное ужащих, подлежащих увольне-(ию из Вооруженных Сил Росс шской Федерации, других войск, ■оинских формирова (ий и органов, гражд ш, уволенных с воен-(ой службы и членов их семей (а 2011-2014 гг. 530,0

4. 'азвитие системы ип «гечного жилищного кредитования в Кур-кой области на 2009 -2011 гг. 20000,0

5. Социальное развитие села на 2009-2012 гг. 233)19,0

6. 1 крепление материально-техни геской баз л учреждений соци-льного обслуживания населения и оказание адресной социаль-(ой помощи неработающим пенсионерам, являющи (ся получа-елями трудовых пен :ий по старости и ин $алидности, на 2009-:011гг. 13250,0

7. )казание адресной социальной помощи отдельным категориям раждан на проведен ге работ п ■ газифика щи домовладений (квартир) (2009-2011 гг.) 15050,0

8. Нормирование досту шой среды в Курско \ области га 2011— :015 гг. 63 )0,0

Итого 740)31,0

Обща? сумма расходов по разделу 5623487,7

Удельный вес программных расходо $ в общей :умме расходов, % 15,2

Комплексная оценка роли програ мных расходов в бюджете Курской области на 2011 г. представлена на рис. 1.

Рис. 1. дельный вес прог шммныхрасходов в расходах бюджета Курской облает г в 2011 г. (%)

Таким образом, Курская область располагает существенными возможностями для расширенного внедрения программного принципа в планировании бюджетных средств.

С учетом перспективных направлений программной деятельности представляется целесообразным определить следующие направления развития бюджетного планирования в Курской области:

1. Расширить сферу применения областных программ за счет включения в них мероприятий, на текущий момент являющихся непрограммными. Провести анализ расходов на областные целевые программы в разделах классификации бюджета субъекта РФ, по которым наблюдается низкий удельный вес таких расходов.

2. Установить для государственных программ Курской области измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях.

3. Проводить регулярную оценку результативности и эффективности реализации областных целевых программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития региональной экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации целевых программ.

4. Определить среднесрочные параметры удельного веса программных расходов в областном бюджете путем расчета этого показателя на основе расходов по государственным программам Курской области, а не только по областным целевым программам.

Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности региональных органов исполнительной власти будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности региональных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ.

На наш взгляд, важно не только перераспределять расходы по крупным направлениям, не просто установить цели, задачи, индикаторы программ, но и обеспечить контроль за реализацией программ и наглядностью изменений, которые должны обусловить программное бюджетное планирование на региональном уровне.

Библиографический список

1. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www1.minfin.ru.

2. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 г. № 588 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. Режим доступа: Интернет.

3. Об областном бюджете на 2011 год: Закон Курской области от 13 декабря 2010 г. № 104-ЗКО // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. Режим доступа: Интернет.

T.U. Tkatcheva

Prorammno-implementation of the trust principle in forming the subject of the Russian Federation budget

In article the analysis of budget expenditures of the subject of the Russian Federation (Kursk region), in order to determine the place and role of regional targeted programmes in the total expenditure under the budget classification. The basic directions of development of the regional programme budget planning.

Key words: budget of the Russian Federation, regional targeted programmes, budget classification, the State programme of the Russian Federation.

УДК 332.146:339.137.2

Г.С. Мигунова, канд. экон. наук, доцент, (4862) 474272, [email protected], (Россия, Орел, Филиал ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ» в г. Орле)

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Рассматриваются вопросы понимания и развития механизмов государственно-частного партнерства в регионах ЦФО, а также проектной практики, делается ряд общих выводов о существующих проблемах и барьерах для развития региональной инфраструктуры на основе ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инструменты, институты развития, механизмы, программы развития, проекты.

В настоящее время идеология использования институциональных и организационных механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) по привлечению бизнес-компаний для долговременного финансирования и текущего управления общественной инфраструктурой и обширным кругом объектов государственной собственности получила широкое распространение в мире. ГЧП превратилось в одно из условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.