Научная статья на тему 'Программные расходы бюджетов на образование: оценка результативности'

Программные расходы бюджетов на образование: оценка результативности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
927
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА / РАСХОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Н. М., Дементьев Д. В.

Предмет. Изучение роли, динамики и содержания долгосрочных государственных, ведомственных и муниципальных программ финансирования расходов на образование из областного бюджета Новосибирской области и городского бюджета г. Новосибирска. Цели. Рассмотреть систему целевых индикаторов по двум долгосрочным программам и ожидаемые результаты по программам. Оценить эффективность использования бюджетных средств в условиях программно-целевого метода планирования бюджетных ассигнований. Выявить проблемные вопросы в применении программного метода. Методология. В работе с помощью эмпирических методов исследования и статистических методов проанализированы программные и бюджетные показатели. Результаты. Прогнозируемые оценочные значения целевых индикаторов выражены в основном в относительных величинах, что не позволит оценивать реальные результаты реализации программ. В проектах нет информации о планируемых производственных показателях, которые являются базой при определении бюджетного финансирования. По данным 2015 г. выявлены факты расхождения объемов финансирования между программами, бюджетами Новосибирской области и г. Новосибирска. Отсутствуют результаты мониторинга выполнения программ в течение года, что не позволяет сравнить их с кассовыми расходами бюджетов. Выводы. В настоящее время внедрение программно-целевого метода в бюджетное планирование не гарантирует эффективности, целевого использования бюджетных средств и получения ожидаемых результатов. Утверждение программ нужно осуществлять синхронно с разработкой прогнозов социально-экономического развития территорий. Для планирования бюджетных расходов необходимы нормативы по важнейшим направлениям программных расходов. Надо тщательно выбирать целевые индикаторы, которые будут отражать результативность использования бюджетных средств. Регулярный мониторинг выполнения программ позволит своевременно корректировать объемы финансирования и уменьшить неэффективное использование денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программные расходы бюджетов на образование: оценка результативности»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 17 (2016) 16-26 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы. Мнения. Решения

ISSN 2079-6714 (Print)

ПРОГРАММНЫЕ РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ*

Нина Михайловна ДЕМЕНТЬЕВА3, Дмитрий Витальевич ДЕМЕНТЬЕВ"^

а кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Российская Федерация

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налоговой политики, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 02.09.2015 Одобрена 08.09.2015

Ключевые слова: бюджет, долгосрочная программа,

Аннотация

Предмет. Изучение роли, динамики и содержания долгосрочных государственных, ведомственных и муниципальных программ финансирования расходов на образование из областного бюджета Новосибирской области и городского бюджета г. Новосибирска. Цели. Рассмотреть систему целевых индикаторов по двум долгосрочным программам и ожидаемые результаты по программам. Оценить эффективность использования бюджетных средств в условиях программно-целевого метода планирования бюджетных ассигнований. Выявить проблемные вопросы в применении программного метода.

Методология. В работе с помощью эмпирических методов исследования и статистических методов проанализированы программные и бюджетные показатели.

Результаты. Прогнозируемые оценочные значения целевых индикаторов выражены в основном в относительных величинах, что не позволит оценивать реальные результаты реализации программ. В проектах нет информации о планируемых производственных показателях, которые являются базой при определении бюджетного финансирования. По данным 2015 г. выявлены факты расхождения объемов финансирования между программами, бюджетами Новосибирской области и г. Новосибирска. Отсутствуют результаты мониторинга выполнения программ в течение года, что не позволяет сравнить их с кассовыми расходами бюджетов.

Выводы. В настоящее время внедрение программно-целевого метода в бюджетное планирование не гарантирует эффективности, целевого использования бюджетных средств и получения ожидаемых результатов. Утверждение программ нужно осуществлять синхронно с разработкой прогнозов социально-экономического развития территорий. Для планирования бюджетных расходов необходимы нормативы по важнейшим направлениям программных расходов. Надо тщательно выбирать целевые индикаторы, которые будут отражать результативность использования бюджетных средств. Регулярный мониторинг выполнения программ позволит своевременно корректировать объемы финансирования и уменьшить

расходы, образование, динамика неэффективное использование денег.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Главной производительной силой любого общества является человек, а в условиях развивающейся экономики на основе применения инноваций и инновационных технологий он обязан иметь хорошее образование, высокую квалификацию. Поэтому в современном мире признано, что главным фактором развития любой страны, ее конкурентоспособности на международном рынке являются уровень, качество и структура образования населения.

В Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (ст. 2) дано определение образованию как единому

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2015. № 41.

целенаправленному процессу воспитания и обучения, который является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивает получение совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности, что необходимо для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Несмотря на сложные современные экономические условия, в субъектах Федерации и

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

муниципальных образованиях сохраняются приоритеты в финансировании и развитии обучения. В системе экономического анализа расходов учреждений образования важнейшей задачей является оценка эффективности бюджетных средств, определения их влияния на образовательный процесс, поэтому необходимо оценивать результативность образовательных учреждений в тесной взаимосвязи с анализом использования источников финансирования. Важно обеспечить достижение прогнозируемых результатов в образовательной деятельности при минимальных затратах, но без ущерба для качества системы образования.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации не определены требования к оценке эффективности использования ассигнований, не установлены конкретные методы оценки бюджетных расходов. В разных публикациях при такой оценке применяются такие понятия, как бюджетирование, ориентированное на результат, эффективность, результативность.

Последние два термина часто считаются синонимами, а их оценка выражается в сопоставлении фактических расходов с плановыми по бюджету. В наши дни в практику бюджетного планирования активно внедряется программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, то есть бюджетирование, ориентированное на результат.

Правительством Новосибирской области в 2012 г.

был утвержден Порядок разработки и

2

утверждения государственных программ , хотя в Бюджетном кодексе Российской Федерации такие программы тогда еще не были предусмотрены. В настоящее время исполнительные органы власти руководствуются положениями ст. 179 и 179.3 указанного кодекса, в которых определены основные требования к государственным программам субъектов Федерации, муниципальным программам.

С учетом этого постановления правительством Новосибирской области в 2014 г. был утвержден новый порядок принятия решений о разработке государственных программ, их формировании и

3

реализации .

2 Постановление правительства Новосибирской области

от 26.09.2012 № 449-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Новосибирской области».

3 Постановление правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений

о разработке государственных программ Новосибирской

В долгосрочных государственных программах области и города Новосибирска все показатели, включая прогноз бюджетных расходов, определены на шестилетний период до 2020 г. при отсутствии прогнозных расчетов по бюджетам на долгосрочный период. Только в июне 2015 г. на сайте областного минфина размещен проект постановления регионального правительства «О бюджетном прогнозе Новосибирской области на долгосрочный период». Этот документ призван утвердить нормативные акты, определяющие порядок разработки бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также требования к составу и содержанию такого прогноза.

Материалы по бюджетному прогнозу должны быть направлены в правительство Новосибирской области в составе пакета документов к проекту закона об областном бюджете на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. В мэрии Новосибирска на момент написания статьи не было разработанных документов по расчету долгосрочного прогноза городского бюджета. Из сказанного следует, что бюджетные источники финансирования в программах по разделу «Образование» определены по неизвестным методикам, без учета информации о бюджетных прогнозах на долгосрочный период.

В такой ситуации необходима ежегодная корректировка реальных объемов бюджетного финансирования в программах и подпрограммах, чтобы обеспечить полное соответствие прогнозных и бюджетных показателей.

Заказчиком-координатором государственных

образовательных программ является министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. На него возложены функции финансирования мероприятий, управления, нормативно-правового

обеспечения, мониторинга реализации программ, а также контроля за исполнением государственных программ, целевым и эффективным использованием финансовых средств.

Особенностью Новосибирской области является высокая доля сельских образовательных учреждений (около 63%), в которых обучается только пятая часть контингента. В сельских школах классы, как правило с низкой

области, а также формирования и реализации указанных программ» (ред. от 22.06.2015).

наполняемостью, что снижает эффективность расходов на их текущее содержание.

С 2012 г. наблюдается ежегодный рост расходов на образование в бюджетах области и Новосибирска, а в 2015 г. резко повысилась доля программных расходов по разделу «Образование» (табл. 1).

На 2015 г. расходы на образование в областном и городском бюджетах определены почти полностью в разрезе программ. Одновременно важно отметить факты недофинансирования в 20122014 гг. из областного бюджета, а в 2012-2013 гг. -из бюджета Новосибирска. В 2014 г. из городского бюджета профинансировано по образовательным программам на 55,2 млн руб. больше, чем было предусмотрено в бюджете.

Факты недофинансирования по программам могут свидетельствовать как о недостаточно обоснованном определении расходов при составлении и утверждении бюджетов, так и о завышенных прогнозах при утверждении программ. Вероятно также неполное финансирование всех мероприятий, предусмотренных в программах.

Установить причины недофинансирования оказалось невозможным из-за отсутствия системной, полной информации о реализации программ за отчетные годы. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что в большинстве программ не предусмотрены этапы их выполнения, по годам утверждены значения целевых индикаторов, а ожидаемые результаты определяются только по окончании срока программы либо по мере выполнения намеченных мероприятий.

Значит, комплексно оценить эффективность использования бюджетных средств,

результативность выполнения программных задач и мероприятий можно только после окончания срока действия программы при условии, если будут своевременно и полно подготовлены отчеты о реализации программ и подпрограмм.

В 2015 г. из областного бюджета предусмотрено финансирование расходов по разделу «Образование» 12 государственных программ и одной ведомственной, но особому вниманию и контролю подлежат две государственные программы, на долю которых приходится 93,4% из 98,3% всех программных расходов на образование: «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» и

«Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015-2020 годы» (табл. 2).

В бюджете г. Новосибирска на 2015 г. предусмотрены программные расходы на реализацию трех государственных программ, доля которых в объеме всех расходов составляет 47%, одной муниципальной программы (36,4%) и пяти ведомственных программ, удельный вес которых составляет 10% (табл. 3).

Среди ведомственных программ наибольшая доля финансирования предусмотрена на развитие физической культуры и спорта в г. Новосибирске. Для детального анализа программ, финансируемых в 2015 г. из областного и городского бюджетов, авторами выбрана государственная программа «Развитие

образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», на которую приходится почти 85% программных расходов в областном бюджете и 45,5% в расходах на образование в бюджете Новосибирска, а также муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска» на 2015-2017 гг., доля которой составляет более 36% в программных расходах на образование.

Изучение названных проектов проводилось на основе содержания паспортов программ и их подпрограмм, в которых сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы и ожидаемые результаты.

Расходы по программам в областном и городском бюджетах отражены по разным подразделам и целевым статьям, что в процессе анализа требовало группировки, суммирования бюджетных ассигнований, затрудняло оперативное сопоставление программных и бюджетных показателей.

Программа «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» включает четыре подпрограммы, по которым в бюджетах также утверждены по разным целевым статьям ассигнования в разных подразделах раздела «Образование» (табл. 4).

В процессе изучения содержания основной государственной программы, ее отдельных подпрограмм рассмотрены важнейшие

структурные элементы, по которым можно

анализировать важность, необходимость показателей для составления бюджетов и определения расходов в соответствии с бюджетной классификацией, которые должны быть ориентированы на конечный результат.

Показатели табл. 4 позволяют оценить приоритеты в финансировании отдельных подпрограмм исследуемой государственной программы, в результате чего авторами выбрана для анализа первая подпрограмма.

На долю подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Новосибирской области» приходится 97% всех бюджетных расходов программы. Особую важность первой подпрограммы подтверждают плановые ассигнования из областного бюджета в 2015 г., которые на 397 млн руб. больше, чем предусмотрено в подпрограмме, а из бюджета Новосибирска по этой подпрограмме утверждены на 2015 г. расходы, которые в 131 раз больше, чем указаны в подпрограмме.

Такие существенные отклонения в объемах финансирования мероприятий подпрограммы, безусловно, требуют внесения коррективов по отдельным целевым индикаторам и мероприятиям. В противном случае многие показатели подпрограммы можно считать формальными, не имеющими значения при утверждении бюджетных ассигнований на текущий год. В будущем это затруднит анализ выполнения подпрограммы.

Базой для оценки результативности бюджетных расходов, как правило, являются целевые индикаторы. По исследуемой подпрограмме определены значения по 14 целевым индикаторам, но для анализа и выводов выбраны 6 (табл. 5).

При рассмотрении целевых индикаторов, их относительных значений возникает вопрос: как же увязать эти значения с использованием бюджетных источников финансирования? У авторов нет вариантов ответа на этот вопрос, ибо есть затраты, которые практически не зависят от контингента детей, вида образовательных программ, уровня успеваемости по результатам единого государственного экзамена и аналогичных показателей.

В подпрограмме намечено «повысить удельный вес численности детей в возрасте от 5 до 18 лет в объединениях технической направленности с 5% в 2014 г. до 11% в 2020 г.». Но как проверить достижение этой цели? Ведь возможно

элементарное искажение действительности ради улучшения отчетных показателей. Еще сложнее определить влияние данного индикатора на изменение объемов расходов бюджета, на оценку стоимости данного ожидаемого результата.

Рассмотрим другой индикатор, согласно которому в 30% базовых учреждений должна быть создана база для образования детей-инвалидов. Опять неизвестно, насколько такой показатель обеспечит потребности учащихся с ограниченными физическими возможностями, какие бюджетные расходы следует предусмотреть в бюджете на создание необходимой базы, чтобы они были использованы рационально, по целевому назначению.

Авторы считают, что по некоторым целевым индикаторам вообще нельзя оценить обоснованность предполагаемых бюджетных расходов. Например, ликвидация второй смены в школах реально возможна за счет увеличения количества школ, но какие для этого потребуются бюджетные средства, в подпрограмме не определено.

В августе 2015 г. губернатор Новосибирской области в беседе с Президентом России просил финансовой помощи из федерального бюджета на строительство новых школ. Такая просьба подтверждает наличие проблем при увеличении числа учащихся в первой смене даже на 3% за шесть лет.

Трудно найти тесную связь между затратами бюджета и федеральными образовательными стандартами (см. индикаторы № 5, 6 табл. 5) в тех случаях, когда стандарты не ведут к увеличению числа часов в учебных планах, количества педагогических ставок и, как следствие, к росту фонда заработной платы. Невозможно определить реальную зависимость расходов бюджета на реализацию п. 4, 5.

По формальным целевым индикаторам очень трудно оценить эффективность использования средств. Следовательно, необходимо пересмотреть перечень целевых индикаторов, иметь методику расчета их значений, методы определения тесноты их связи с бюджетными расходами.

Перечень ожидаемых результатов по подпрограмме «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» понятен по содержанию, но возникают вопросы о методах достижения намеченного и целесообразности прогнозов по ряду параметров.

Например, как можно вовлечь в обязательном порядке 86% детей в дополнительные формы образования, если оно не является обязательным? Кроме того, много разных форм дополнительного образования не финансируются из бюджета, а оплачиваются родителями. Думается, нет реального значения в определении этого ожидаемого результата для планирования расходов бюджета на образование.

Наиболее реальным ожидаемым итогом надо считать обеспечение к концу 2015 г. всех детей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольных учреждениях. Второй ожидаемый результат (см. п. 2 на рис. 1) больше нацелен на улучшение качественных показателей в образовании, но он, к сожалению, слабо поддается регулированию извне, ибо невозможно принудить учиться лучше, если у обучаемых нет мотивации к этому.

Для достижения прогнозируемых результатов подпрограммой намечены строительство, реконструкция и ремонт зданий учебных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Новосибирской области, а также государственных (муниципальных) образовательных и иных организаций, обеспечивающих функционирование системы обучения, а также модернизация технологической и материально-технической базы образовательных учреждений.

Показатели, приведенные на рисунке, фактически должны соответствовать фрагментам из планов социально-экономического развития Новосибирской области и Новосибирска с той лишь разницей, что показатели планов содержат количественные и стоимостные характеристики и являются основой для определения бюджетных расходов, а программные результаты фактически не коррелируют с расходами бюджетов.

Определенный интерес представляет анализ муниципальной программы «Развитие

муниципальной системы образования города Новосибирска» на 2015-2017 гг., в которой сформулированы восемь задач, предусмотрено 35 целевых индикаторов, по ним приведены методика расчета и источник получения данных (в основном это статистическая отчетность и данные мониторинга).

Примечательно, что в муниципальной программе достаточно много конкретных показателей, которые отражают прогнозируемые результаты количественно и в стоимостном выражении,

указывается цена количественной единицы и общая сумма расходов.

Например, совершенствование учебно-материальной базы образовательных организаций предусмотрено в 120 учреждениях, указаны ежегодные затраты на единицу и на все учреждения. Строительство новых дошкольных образовательных организаций и проведение реконструкции указаны в разрезе конкретных учреждений и районов города.

По аналогичному принципу отражены эти расходы в бюджете города на 2015 г., что позволяет точно и оперативно выявлять наличие или отсутствие расхождений расходов бюджета с показателями программы (табл. 6).

Из отобранных для анализа семи детских садов только по двум расходы в бюджете соответствуют программным прогнозам, еще по двум расходы в бюджете утверждены в большем размере, чем в программе, по трем - меньше. Такие факты свидетельствуют о том, что при утверждении бюджета показатели долгосрочной

государственной программы часто не принимаются во внимание, а в программу не вносятся своевременно все необходимые уточнения.

Данные табл. 6 отражают возможность отслеживать освоение бюджетных средств конкретными объектами капитального

строительства в течение бюджетного года, а также анализировать причины разброса стоимости строительства одного дошкольного места по данным проектно-сметной документации. Такой подход к разработке программы позволяет осуществлять контроль за выполнением намеченных мероприятий, достижением ожидаемых результатов, целевым использованием бюджетных средств.

Значения целевых индикаторов в программе также в основном обозначены в процентах, но имеются и количественные. Например, численность воспитанников, получающих услугу дошкольного образования, в расчете на одного педагогического работника должна составлять 12,54 чел., аналогичный показатель общеобразовательных организаций должен достичь 18,4 чел.

Предусмотрены такие конкретные значения индикаторов, как создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях в количестве 3 540 ед., а в общеобразовательных учреждениях - 650 ед.

В этой программе предусмотрено относительное значение по индикатору: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста должна составить 86%.

Дополнительно к значению этого индикатора предусмотрен более информативный и поддающийся контролю показатель - численность обучающихся, воспитанников в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услугу по дополнительным образовательным программам, на одного педагогического работника должна достичь 46 чел.

Из ожидаемых результатов реализации двух рассмотренных программ особо можно отметить такой: «Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, о содержании и результатах оценки качества реализации образовательных программ, будет обеспечена эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования»4.

Итак, разработка, а также утверждение государственных долгосрочных программ развития системы образования не гарантирует эффективного, целевого использования

бюджетных средств по причине очень слабой взаимосвязи значений целевых индикаторов с показателями бюджетных расходов.

Объемы финансирования в программах и подпрограммах часто не соответствуют утвержденным в бюджетах на 2015 г. Увеличение или уменьшение финансирования должно находить коррективы в показателях программ и подпрограмм. В противном случае государственные программы теряют смысл и свое предназначение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень целевых индикаторов и их значения нуждаются в уточнении, чтобы можно было оценивать целесообразность и результативность расходов бюджета на реализацию конкретных мероприятий.

Среди проблем, которые препятствуют эффективной реализации долгосрочных государственных программ в Новосибирской области, следует отметить такие:

• наличие фактов несвоевременного принятия

необходимых нормативных документов,

4 Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.12.2014 № 1254 «О бюджете города Новосибирска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 24.06.2015).

регулирующих реализацию долгосрочных государственных программ;

• слабое межведомственное взаимодействие при разработке и реализации программ;

• отсутствие четкого определения приоритетов при формировании очередности финансирования программ;

• недостаточное обоснование финансирования и календарных графиков реализации программных мероприятий;

• не совсем обоснованный перечень целевых индикаторов и прогнозируемых значений по ним.

Важно отметить, что для обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств в системе образования настоятельно необходимы нормативы расходов по типам учреждений, отдельным целевым статьям расходов. Бюджетные нормативы должны быть основой в прогнозировании бюджетных расходов на образование.

Наличие норм в расчете на единицу планирования расходов позволит ликвидировать различия в бюджетной обеспеченности учреждений образования, целенаправленно формировать очередность финансирования мероприятий.

Кроме того, наличие обоснованных и регулярно корректируемых бюджетных норм и нормативов объективно необходимо для осуществления бюджетного контроля, по результатам которого выявляются все негативные факты в использовании бюджетных средств.

Целевые долгосрочные государственные программы целесообразно формировать

одновременно с разработкой долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и бюджетных прогнозов субъектов и муниципальных образований.

Область исследования статьи разрабатывали достаточно много специалистов и ученых, ссылки на публикации которых приведены в списке литературы.

Таблица 1

Анализ динамики программных расходов в 2012-2015 гг. по разделу «Образование» в бюджетах Новосибирской области и Новосибирска

Показатель 2012 2013 2014 2015

Данные по областному бюджету

Утверждено по разделу «Образование», всего, млн руб. В том числе по программам, млн руб. 21 891,2 3 321,3 27 368,8 4 631,2 27 851 5 439,7 28 442,5 28 053,4

Удельный вес программ, % 15,2 16,9 19,5 98,6

Фактические расходы бюджета по разделу «Образование», млн руб. 3 207,2 3 353,8 4 933,8 -

Недофинансировано по программам, млн руб. 114,1 1 277,4 505,9 -

То же, % к расходам программ 3,4 27,6 9,3 -

Данные по бюджету Новосибирска

Утверждено по разделу «Образование», млн руб. 17 251,4 21 176,2 20 803,9 21 645,4

В том числе по программам, млн руб. 1 840,3 5 725,7 4 235 20 231,5

Удельный вес программ, % 10,7 27 20,4 93,5

Фактические расходы бюджета по программам, млн руб. 1 822,5 5 124,4 4 290,2 -

Недофинансировано по программам, млн руб. 17,8 601,3 - -

То же, % к расходам программ 1 10,5 - -

Источник: законы об областном бюджете и решения о городском бюджете

Таблица 2

Состав программных расходов по разделу «Образование» в бюджете Новосибирской области на 2015 г.

Программа Сумма, млн руб. Удельный вес, %

Всего расходов на образование по бюджету на 2015 г. Из них по государственным программам, всего 28 442,5 27 967,4 100 98,3

В том числе по конкретным программам:

- «Развитие образования, создание условий для социализации детей 24 124,5 84,8

и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

- «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения 528,8 1,9

семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы»

- «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской 2 448,8 8,6

области на 2015-2020 годы»

- «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы» 289,5 1

- «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 гг. 389,9 1,4

- «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области 106,9 0,4

на 2015-2021 годы»

- «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области на период 13,5 0,05

2015-2020 годов»

- «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение 0,2 -

безопасности населения на транспорте в Новосибирской области в 2015-2020 годы»

- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области 0,8 -

на 2015-2020 годы»

- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области 9,9 0,03

на 2015-2020 годы»

- «Доступная среда» на 2011-2015 годы 28,9 1

- «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области в 2015-2020 годах» 25,7 0,09

Целевая программа «Молодежь Новосибирской области» на 2013-2015 гг. 86 0,3

Всего расходов по программам по разделу «Образование» 28 053,4 98,6

Источник: данные закона об областном бюджете

Таблица 3

Программные расходы на образование по бюджету Новосибирска на 2015 г.

Название программы Сумма, млн руб. Удельный вес, %

Расходы на образование, всего по разделу «Образование» 21 645,4 100

Из них программные расходы в бюджете 20 231,5 93,5

Государственные программы, всего 10 171 47

В том числе по конкретным программам:

- «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи 9 848,2 45,5

в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

- «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения 64,8 0,3

семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы»

- «Управление государственными финансами в Новосибирской области 258 1,2

на 2014-2019 годы»

Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска» 7 889,6 36,4

на 2015-2017 гг.

Ведомственные целевые программы, всего 2 170,9 10

В том числе:

- «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2012-2016 гг. 926 4,3

- «Развитие сферы культуры города Новосибирска» на 2014-2016 гг. 655 3

- «Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска» на 2013-2015 гг. 17 0,1

- «Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске» на 2015-2017 гг. 571,5 2,6

- «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций 1,4 -

научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015-2017 гг.

Источник: данные из решений о городском бюджете Новосибирска

Таблица 4

Извлечение из паспорта программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

Всего В том числе

Показатель по подпрограммам

1 2 3 4

1. Количество целевых индикаторов 12 14 4 3 3

2. Источники финансирования по программе, всего, % 100 97,5 1,8 0,4 0,3

В том числе:

- федеральный бюджет - - - - -

- областной бюджет 99,7 97,2 1,8 0,4 0,3

- местные бюджеты - - - - -

- бюджет Новосибирска 0,3 0,3 - - -

- в том числе внебюджетные средства - - - - -

3. Финансирование в 2015 г. по программе, всего, млн руб. 23 889,4 23 300,4 424,4 96,9 67,7

В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- из областного бюджета 23 814,2 23 225,2 424,4 96,9 67,7

- из городского бюджета 75,2 75,2 - - -

4. Утверждены расходы, всего, млн руб. 33 972,7 33 470,4 348,2 86,7 67,4

В том числе: 24 124,5 23 622,2 348,2 86,7 67,4

- в областном бюджете

- в бюджете Новосибирска 9 848,2 9 848,2 - - -

5. Сумма планируемого недофинансирования, млн руб. (п. 3 - п. 4) - - 76,2 10,2 0,3

6. Превышение планового бюджетного финансирования 10 083,3 10 170 - - -

над программой (п. 4 - п. 3)

Примечание. 1 - «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Новосибирской области»;

2 - «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего дополнительного образования детей в Новосибирской области»;

3 - «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи»;

4 - «Государственная поддержка развития системы высшего образования в Новосибирской области».

Источник: данные паспорта государственной программы Новосибирской области

Таблица 5

Целевые индикаторы подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей», %

Целевой индикатор Год

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1. Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей этого возраста), % 14,6 15,3 16,3 16,9 17,5 18,7 20

2. Удельный вес численности учеников, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций 83 83 83 83 84 85 86

3. Доля государственных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных образовательных организаций, реализующих программы общего образования 84,9 85 85,5 86 86 86,5 87

4. Удельный вес числа образовательных организаций, имеющих системы видеонаблюдения, в общем числе соответствующих организаций 38 41 43 45 47 49 51

5. Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими ФГОС* дошкольного образования 10 50 100 100 100 100 100

6. Удельный вес численности обучающихся по ФГОС в организациях общего образования, в том числе при сетевой форме организации учебного процесса 44 56 67 78 90 100 100

* ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

Источник: данные паспорта государственной программы Новосибирской области

Таблица 6

Расходы на строительство детских садов в Новосибирске

Адрес детского сада Количество мест Стоимость одного места, тыс. руб. Сумма затрат по программе, тыс. руб. Расходы по программе из бюджета города в 2015 г., тыс. руб. Расходы в бюджете города на 2015 г., тыс. руб.

Ул. Михаила Немыткина 295 756,6 223 210 40 000 47 056,8

в Калининском районе

Ул. Урманова в Кировском районе 395 553 196 320,3 70 452,3 41 744,5

Ул. Зорге в Кировском районе 190 583,3 110 827,7 48 827,7 33 827,7

Ул. Котовского в Ленинском районе 200 594,8 118 957,3 46 678,3 46 678,3

Ул. Филатова в Ленинском районе 330 793,9 263 003,4 10 000 26 619,4

Ул. Татьяны Снежиной в Октябрьском 250 525,8 131 460 50260 15 153,3

районе

Красный просп. в Центральном районе 165 927,4 153 026,5 15 000 15 000

Источник: данные городского бюджета Новосибирска на 2015 г.

Рисунок 1

Извлечение из паспорта подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»

Цель подпрограммы

Обеспечение равных возможностей и условий в получении качественного образования и позитивной социализации детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей

Задачи

1. Развитие сети муниципальных

и государственных организаций дошкольного образования, удовлетворяющей совместно с негосударственным сектором дошкольного образования потребности населения Новосибирской области в дошкольном образовании, уходе и присмотре за детьми.

2. Приведение базовой инфраструктуры системы образования в соответствие с требованиями санитарных норм и правил путем реконструкции, капитального ремонта, материального и технологического оснащения действующих и строительства новых объектов образования.

3. Развитие системы обеспечения безопасности функционирования и охраны здоровья

в образовательных организациях Новосибирской области.

4. Модернизация содержания дошкольного и общего образования в соответствии

с требованиями ФГОС и законодательства

в сфере образования, поддержка инновационных практик

обучения

и воспитания, повышение эффективности управления системой образования

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение к концу 2015 г. стопроцентной доступности дошкольного образования

для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Сокращение разрыва

в образовательных результатах между обучающимися за счет повышения эффективности и качества работы в школах с низкими образовательными результатами выпускников.

3. Удельный вес численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, в общей численности детей этого возраста к 2020 г. должен достичь 86%.

4. Предоставление всем детям-инвалидам, которым показана такая форма обучения, возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного образования

и электронного обучения

Источник: данные паспорта государственной программы Новосибирской области

Список литературы

1. Арбатская Ю.В. К дискуссии о планировании бюджетных расходов // Налоги и финансовое право. 2015. № 5. С. 10-13.

2. Белостоцкий А.А. Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов // Экономические науки. 2011. № 80. С. 154-157.

3. Гинзбург И.В. Правовое регулирование бюджетных расходов на среднее общее образование в Российской Федерации и ее субъектах // Финансовое право. 2014. № 6. С. 19-26.

4. Домбровская И.А., Чернышева В.М. Применение программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1017-1021.

5. Иванова О.Б., Моисеенко М.А. Стратегическое бюджетное планирование в контексте реализации бюджетной реформы // Вопросы экономики и права. 2013. № 5. С. 100-104.

6. Лагунова Т.П., ЛагуновЯ.П. Программный подход к планированию бюджетных расходов муниципальных образований // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 54-57.

7. Лукина В.Д. Программно-целевой метод бюджетного планирования и перспективы его развития // Социальная политика и социология. 2010. № 6. С. 107-112.

8. Селезнев А.З. Бюджетное трехлетнее планирование в условиях кризиса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № S2. С. 9-14.

9. Соколов И., Тищенко Т., Хрусталев А. Программно-целевое управление бюджетом: опыт и перспективы в России. М.: Дело, 2013. 246 с.

10. Стельма С.Г., Полозок С.В. Планирование деятельности бюджетных учреждений // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 4-2. С. 58-59.

11. Сугарова И.В. Бюджетное планирование: теоретический и практический аспект // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 2. С. 85-93.

12. Сугарова И.В. Содержание бюджетного планирования расходов // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 74-78.

13. Усачев В.В. Эффективное бюджетное и стратегическое планирование - залог сбалансированного развития российских регионов // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 95-98.

14. Чернышева О.Н. Переход к программно-целевому принципу планирования бюджетных расходов в субъектах РФ: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7. С. 157-163.

15. Шубина Т.В., Забродина М.В. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях // Микроэкономика. 2014. № 1. С. 55-56.

16. Эдиев С.А. Формирование правовых основ долгосрочного бюджетного планирования // Налоги и финансовое право. 2014. № 8. С. 197-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.