ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.
2018. - Т. 27, № 1. - С. 253-258.
УДК 372.8 DOI: 10.24411/2073-1035-2018-10018
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018 Т.В. Паюсова
Институт экологии Волжского бассейна, г. Тольятти (Россия)
Поступила 21.11.2017
В статье представлен материал о работе Музея ИЭВБ РАН. Автор предлагает использовать разработанные сотрудниками Института материалы, для формирования ценностных ориентиров школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: Год экологии, экологическая культура, экологическая культура, Музей ИЭВБ РАН, общеобразовательные учреждения, внеурочная деятельность.
Payusova T.V. Formation of value orientations of schoolchildren after-hours activities.
- In the article the material about the work of the Museum of the Institute of EEVB of the Russian Academy of Sciences is presented. The author suggests using the materials developed by the Institute's staff to create value orientations for schoolchildren in after-hour activities.
Key words: Year of ecology, ecological culture, ecological culture, Museum of the Institute of EEVB RAS, general educational institutions, after-hour activities.
Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но и иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а также потребность в их реализации. От уровня экологической культуры каждого человека зависит будущее экологического состояния нашего города, области и страны.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей всех возрастов социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую без-
Паюсова Татьяна Владимировна, инженер-исследователь, ievb.museum@gmail.com
опасность и рациональное использование природных ресурсов.
Первым и самым важным шагом в этом направлении является работа с детьми и молодежью. В городе Тольятти 77 муниципальных бюджетных средних общеобразовательных учреждения (на 01.01.2016), но ни в одном из них предмета «экология» нет в учебном плане. Экологические знания ученики получают в процессе изучения таких предметов как: биология, география, химия либо в качестве дополнительных педагогических услуг. (Паюсова, 2017).
Но, несмотря на это, в некоторых общеобразовательных учреждениях г.о. Тольятти накоплен большой опыт работы с детьми по формированию экологической культуры подрастающего поколения. Школьники вместе с педагогами принимают участие в семинарах, конференциях, акциях, конкурсах и т.п. экологической тематики. В школьных музеях гимназии № 35, 45, 76, 40 есть экспозиции, которые рассказывают о природе родной земли, созданы
кружки и объединения по изучению природы Самарской области. Ученики, занимающиеся в таких объединениях, имеют опыт работы в природе, хорошо владеют материалом и выступают в роли экскурсоводов и консультантов среди своих сверстников. Ребята этих учебных заведений частые гости нашего учреждения.
Экологический музей Волжского бассейна является структурной единицей Института экологии Волжского бассейна РАН. Одной из задач, которая прописана в уставе музея, является содействие учебному процессу и организация просветительской и учебно-методической работы среди учащихся и педагогов школ, лицеев, гимназий, работников музеев города и области, а также с представителями туристических агентств, среди широких масс населения путем проведения групповых экскурсий, лекториев, индивидуальных консультаций. Экспонаты музея знакомят посетителей с особенностями природы Среднего Поволжья, историей развития экологической науки и современного состояния экологии Волжского бассейна (Паюсо-ва, Моров, 2012) Для молодежи регулярно проводятся различные конкурсы (экологических плакатов, творческих работ), викторины, организуются выставки и акции.
Музей располагает большими информационными ресурсами, необходимыми как молодым исследователями, так и их наставникам при подготовке школьных исследовательских работ по различным экологическим направлениям: по краеведению (Розенберг и др., 2003, 2012, 2013; Ошкина и др., 2005; Саксонов, Раков, 2006; Конева и др., 2009; Таранова, Саксонов, 2010; Юрицына, Саксонов, 2010; Абакумов и др., 2012, 2013; Саксонов, Сенатор, 2013; Аншаков и др., 2014); по ряду экологических вопросов безопасности и устойчивому развитию территорий (Саксонов, Розенберг, 2000; Саксонов, 2001, 2003, 2006; Розенберг и др., 2005, 2011; 2012 а, б; 2013; 2014; Сенатор, Саксонов, 2010, 2014; Саксонов и др., 2011 а, б, 2013 а, б, 2014; Зибарев и др., 2012 а, б; Раков и др., 2012; Сенатор и др., 2012; Соловьева и др., 2014, 2015); по особо охраняемым природным территориям (Саксонов, 1996, 2007; Добровольский и др., 2005, 2006; Саксонов и др., 2011 а, б, 2014; Розенберг и др., 2012; Саксонов, Сенатор, 2012; Малиновская и др., 2014; Казанцев, Саксонов, 2015), об Институте экологии Волжского бассейна и его основной научной деятельности (Розенберг и др., 2004, 2013; Ма-ленев и др., 2006; Саксонов, Сенатор, 2015); учебники и учебные пособия (Матвеев и др.,
2004, 2005; Саксонов и др., 2006, 2007; Бочка-рев и др., 2013; Розенберг и др., 2014; Соловьев и др., 2014)
Музей ИЭВБ РАН сотрудничает с Департаментом образования города Тольятти: мы неоднократно организовывали и проводили на базе музея семинары для учителей Тольятти и Ставропольского района: «Формирование эко-лого-краеведческих компетентностей школьников с использованием ресурсов ИЭВБ РАН»; «Природа г.о. Тольятти и его окрестностей» (с посещением дендрария ИЭВБ РАН и проектируемого памятника природы «Песчаная степь в Портпосёлке») и др.
В течение трех последних лет, Институт принимает участие в межрегиональных семинарах педагогов, организуемых Департаментом образования города Тольятти, на школьных площадках. Нужно отметить тесную связь нашего музея со школьными музеями (МБУ гимназия № 35, МБУ школа № 40). Ученые Института частые гости детско-юношеской библиотеки Центрального района, школы пос. Приморский, Ставропольского района, МБУ школа № 31, где мы организуем и проводим совместные выставки о природе родного края, Читаем лекции, принимаем участие в открытых уроках. Не раз музей становился инициатором конкурсов с экологической тематикой «Сохраним растения Красной книги Самарской области!», «Позови меня, сказочный лес!», «Будущее нашего леса глазами детей» и др. В последние годы наладилась связь нашего музея с тольяттинскими библиотеками. В год 100-летия Русского ботанического общества в библиотеках города были организованы и проведены выставки: «Я слышу голоса трав...», «Есть такая профессия - ботаник».
В феврале 2017 г. в лицее № 76 имени В.Н. Полякова г.о. Тольятти прошел семинар, в котором приняли участие педагоги образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Семинар был организован в рамках реализации плана работы МКОУ «Ресурсный центр» г.о. Тольятти в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы» и Годом экологии в России1.
Темой семинара стало обсуждение вопросов, связанных с формированием ценностных ори-
1Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии от 05.01.2016 г.
ентиров школьников при изучении содержания регионального компонента в рамках реализации ФГОС.
Сотрудники ИЭВБ РАН представили материал, использование которого может помочь педагогам и школьникам в познании природы родной земли и воспитании бережного отношения к природе родного края. Присутствующим была предложено методическое пособие, подготовленное для школьных образовательных учреждений. «Методика выращивания сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой (в условиях школьных образовательных учреждений). (Саксонов и др. 2016). Используя данный материал, школьники могут проводить опыты по выращиванию сосны обыкновенной с закрытой корневой системой.
На семинаре также была представлена авторская программа «Внеурочной деятельности по экологическому просвещению школьников: «Край родной» (основы туристской и краеведческой деятельности». Подготовленная программа по экологическому просвещению наце-
лена на повышение общего экологического уровня подрастающего поколения через познание родного края. Программа рассчитана для педагогов и организаторов внеурочной деятельности города Тольятти и Ставропольского района Самарской области. (Паюсова, Саксонов, 2017)
Год экологии в России, который также посвящен 100-летию заповедного дела России ИЭВБ РАН и Тольяттинского отделения русского ботанического общества объявил конкурс на создание лучшей «Поздравительной открытки» в честь этих событий и 90-летия организации Жигулевского государственного природного заповедника им. И.И. Спрыгина.
Таким образом, во время проведение экскурсий, конкурсов, акций, экологический музей ИЭВБ РАН наряду с образовательными учреждениями активно способствует формированию ценностных ориентиров школьников во внеурочной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и
др. Могутова гора и ее окрестности. Подорожник. Тольятти: Кассандра, 2013. 134 с.
Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора: взаимоотношения человека и природы. Тольятти: Кассандра, 2012. 108 с.
Аншаков Ю.П., Бакиев А.Г., Голубков С.А. и др. Энциклопедия Самарской области: история создания // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2014. Т. 23, № 1. С. 170-191.
Бочкарев А.И., Бочкарева Т.С., Саксонов
С.В. Концепции современного естествознания: уч. пособие. М.: КНОРУС, 2013. 314 с.
Добровольский Г.В., Розенберг Г.С., Чиби-лев А.А. и др. Еще раз о природном наследии России // Вестн. РАН. 2005. Т. 75, № 9. С. 787792.
Добровольский Г.В., Розенберг Г.С., Чиби-
лев А.А. и др. Состояние и проблемы изучения природного наследия России // Успехи совр. биологии. 2006. Т. 126, № 2. С. 115-131.
Зибарев А.Г., Кудинова Г.Э., Лифиренко Д.В. и др. Экологический атлас, Тер КСООС, эко-аудит территории и рекомендации к действию для мэра города Тольятти // Изв. Самар. НЦ РАН. 2012. Т. 14, № 1. С. 32-42.
Зибарев А.Г., Розенберг Г.С., Саксонов С.В. и др. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад. Тольятти, 2012. 88 с.
Казанцев И.В., Саксонов С.В. Фитосозоло-гический рейтинг памятников природы регионального значения Самарской области // Изв. Са-мар. НЦ РАН. 2015. Т. 17, № 4. С. 45-54.
Конева Н.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Вся Красная книга Самарской области: растения лишайники, грибы. Тольятти: Кассандра, 2009. 272 с.
Маленев А.Л., Саксонов С.В., Розенберг
Г.С. Анализ работы диссертационного совета Д 002.251.01 при Институте экологии Волжского бассейна РАН // Самарская Лука: Бюл. 2006. № 17. С. 246-252.
Малиновская Е.Н., Розенберг А.Г., Саксонов С.В. Экологический и просветительский потенциал особо охраняемых природных территорий Самарской области (на примере памятников природы Сергиевского района) // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Материалы междунар. конф.). Тольятти: Кассандра; Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014. С. 142-146.
Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2004. 231 с.
Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Изд. 2-е, ис-правл. и доп. Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2005. 282 с.
Ошкина Е.Н., Паюсова Т.В., Саксонов С.В.
Опыт работы МОУ школа № 45 по сохранению лесов города Тольятти и его окрестностей // Лес и
человек: перспективы сотрудничества. Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 76-80.
Паюсова Т.В. Экологическое образование средствами музейной педагогики. Природное наследие России: сборник научных статей Международной научной конференции посвященный 100-летию национального заповедного дела и году экологии в России (г. Пенза, 23-25 мая 2017 г.) / под ред. д-ра биол. наук, проф. Л.А Новиковой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. С. 415.
Паюсова Т.В., Моров В.П. Экологический музей ИЭВБ РАН - центр экологического краеведения городского округа Тольятти и Самарской области // Самарский край в истории России: Материалы межрегиональной научной конференции, посвященной 160-летию губернии и 125-летию со дня основания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Самара , 2012. Вып. 4. С. 245-247.
Паюсова Т.В., Саксонов С.В. Программа внеурочной деятельности по экологическому просвещению школьников «Край родной. Основы туристской и краеведческой деятельности» // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2017. Т. 26, № 1. С.133-147.
Раков Н.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Декоративные растения в парках города Тольятти // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012. С. 187-194.
Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Евланов И.А. и др. Устойчивое развитие Волжского бассейна: мифы - утопии - реальность... Тольятти: Кассандра, 2012 а. 226 с.
Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2014. 292 с.
Розенберг Г.С., Костина Н.В., Шитиков В.К. и др. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М.: Ин-т устойчивого развития Общественной палаты РФ / Центр экологической политики России. М., 2011. 104 с.
Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П., Саксо-нов С.В. Календарь эколога. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 174 с.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Евланов И.А., Шитиков В.К., Селезнев В.А. Проблемы экологического нормирования антропогенного воздействия на качество Волжских вод // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012 б. С. 100-108.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Костина Н.В., Кудинова Г.Э. Прогноз и моделирование управления биоресурсами Волжского бассейна // Ресурсы регионов России. 2005. № 5. С. 49-54.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Маленев
A.Л. Десять лет работы диссертационного совета при Институте экологии Волжского бассейна РАН (2001-2011) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013а. Т. 22, № 1. С. 80-103.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Попченков
B.И. Ну ты, это. заходи, если что. (Академическая наука в Ставрополе и Тольятти). Тольятти: Кассандра, 2013. 95 с.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сафронова Т.Н., Хасаев Г.Р. О национальном проекте «Спасем Волгу». Эскиз // Изв. Самар. НЦ РАН. 2013. Т. 15, № 3(7). С. 2072-2079.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сафронова Т.Н., Хасаев Г.Р., Зибарев А.Г. От Федеральной целевой программы «Возрождение Волги» к Национальному проекту «Спасем Волгу» // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. Спец. вып. 2014. С. 52-60.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А.
Проблемы сохранения природного наследия России: на пути к Красной книге Волжского бассейна // Столетие Постоянной Природоохранительной Комиссии ИРГО. Юбилейная книга-альманах. М.: Рус. геогр. об-во, 2012. С. 38-43.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А.
Проект системы особо охраняемых природных территорий городского округа Тольятти // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012 в. С. 160-166.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Феоктистов
B.Ф. Двадцать лет Институту экологии Волжского бассейна РАН // Изв. Самар. НЦ РАН. 2003. Спец. вып. 1 «Актуальные проблемы экологии».
C. 5-24.
Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Феоктистов
В.Ф. Институту экологии Волжского бассейна РАН - 30 лет // Изв. Самар. НЦ РАН. 2013 б. Т. 15, № 3 (7). С. 2046-2063.
Саксонов С.В. Концепция, задачи и основные подходы регионального флористического мониторинга в целях охраны биологического разнообразия Приволжской возвышенности: автореф.
дис.....д-ра биол. наук. Тольятти, 2001. 36 с.
Саксонов С.В. О видах растений, лишайников и грибов Красной книги Российской Федерации // Самарская Лука: Бюл. 2006. № 17. С. 253-285.
Саксонов С.В. Организация и функционирование системы флористического мониторинга // Изв. Самар. НЦ РАН. 2003. Спец. вып. 2 «Актуальные проблемы экологии». С. 207-219.
Саксонов С.В. Особо охраняемые природные территории - универсальная база эколого-просветительской деятельности // Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование - XXI век): Тез. докл.
междунар. конф. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996. С. 248-250.
Саксонов С.В. Роль памятников природы Самарской области в сохранении редких и исчезающих видов растений // Самарская Лука: Бюл. 2007. Т. 16, № 3(21). С. 503-517.
Саксонов С.В., Васюков В.М., Иванова А.В., Савенко О.В. Экология: задачи и упражнения. Уч.-метод. пособие для студентов всех специальностей. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. 99 с.
Саксонов С.В., Иванова А.В., Савенко О.В. Экология, биология с основами экологии: уч.-метод. пособие для студентов всех специальностей. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2006. 80 с.
Саксонов С.В., Конева Н.В. Карл Линней: Параллели. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 140 с. -Саксонов С.В., Конева Н.В., Иванова А.В., Юрицына Н.А. К проблеме сохранения флористического разнообразия Приволжской возвышенности // Изв. Самар. НЦ центра РАН. 2003. Т.
5, вып. 2. С. 218-230.
Саксонов С.В., Крючков А.Н., Васюков В.М. Методика выращивания сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой в условиях школьных образовательных учреждений. Тольятти: Кассандра, 2016. 16 с.
Саксонов С.В., Раков Н.С. Ботанические изыскания академика И.И. Лепехина в Поволжье. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2006. 127 с.
Саксонов С.В., Розенберг А.Г., Сенатор С.А. Фитосозологичесая оценка памятников природы Самарской области // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Спец. вып. 2014 а. С. 146-153.
Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Организационные и методические аспекты ведения региональных Красных книг. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2000. 164 с.
Саксонов С.В., Розенберг Г.С., Сенатор С.А.
Факторы, лимитирующие численность охраняемых растений (в условиях Самарской области) // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Материалы междунар. конф. Тольятти: Кассандра; Изд-во Самарс. гос. экон. ун-та, 2014
6. С. 181-184.
Саксонов С.В., Сенатор С.А. Вклад памятников природы регионального значения в сохранение раритетного комплекса видов Самарской области // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2012. Т. 21, № 4. С. 34110.
Саксонов С.В., Сенатор С.А. Карл Клаус: он предавался любви к химии и ботанике // Природа. 2013. № 4. С. 78-85.
Саксонов С.В., Сенатор С.А. Концепция развития гербария Института экологии Волжского бассейна РАН (PVB) // Ботанические коллекции -национальное достояние России: сб. статей все-
рос. (с междунар. участием) науч. конф., посвящ. 120-летию Гербария им. И.И. Спрыгина и 100-летию Рус. ботанического об-ва. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. С. 89-92.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Конева Н.В. Классификация реликтовых растений центральной части Приволжской возвышенности // Изв. Самар. НЦ РАН. 2011. Т. 13, № 5. С. 64-67.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Раков Н.С., Шиманчик И.П., Давыдова И.В. Постпироген-ные сукцессии в тольяттинских городских лесах: возможные сценарии развития // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сб. статей IX междунар. науч. конф. Тольятти: ПВГУС, 2011 б. С. 25-29.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть 1. Чем располагаем // ЕЬРГТ-2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 а. Т. 1. С. 129139.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С.
Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть II. Что делать // ELPIT-
2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 б. Т. 1. С. 140-154.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Механизмы реализации академического проекта по созданию Красной книги Волжского бассейна // Сб. статей по материалам I Всерос. науч.-практ. конф. «Ведение региональных Красных книг: достижения, проблемы и перспективы». Волгоград: Арт линия, 2011 в. С. 41-46.
Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Проблемы сохранения флористического разнообразия Волжского бассейна в контексте ведения Красных книг // Изв. Самар. НЦ РАН. 2011. Т. 13, № 5 (3). С. 91-100.
Сенатор С.А., Саксонов С.В. Красная книга Волжского бассейна в реализации принципов устойчивого развития // Поволж. экологич. журн.
2014. № 1. С. 38-49.
Сенатор С.А., Саксонов С.В. Причины дизъюнкций ареалов растений в Самарско-Ульяновском Поволжье (в порядке дискуссии) // Теоретические проблемы экологии и эволюции. Теория ареалов: виды, сообщества, экосистемы (V Любищевские чтения). Тольятти: Кассандра, 2010. С. 180-189.
Сенатор С.А., Саксонов С.В. Средне-Волжский биосферный резерват: раритетный
флористический комплекс. Тольятти: Кассандра, 2010. 251 с.
Сенатор С.А., Саксонов С.В., Розенберг Г.С.
Красная книга Волжского бассейна: тактика сохранения флористического разнообразия крупного экорегиона // Раритеты флоры Волжского бассейна. Доклады участников II Рос. науч. конф. Тольятти: Кассандра, 2012. С. 218-230.
Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев
B.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны. Тольятти: Кассандра, 2014. 129 с.
Соловьева В.В., Саксонов С.В., Сенатор
C.А. и др. Геоботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с.
Соловьева В.В., Сенатор С.А., Саксонов
С.В. Глава XIV Фитомониторинг экотонных экосистем малых водохранилищ Среднего Поволжья // Экологический мониторинг. Часть 7. Современные проблемы мониторинга пресноводных экосистем. Уч. пособие. Н. Новгород: Изд-во Ни-жегор. гос. ун-та, 2014. С. 296-309.
Таранова А.М., Саксонов С.В. Очерки о растениях Красной книги Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2010. 155 с.
Юрицына Н.А., Саксонов С.В. Эффективность территориальной охраны природных комплексов (на примере ООПТ Кинельского района Самарской области) // Региональная экология. 2010. № 1-2 (28). С. 69-72.