ТУРИСТСКИЙ ПОХОД В КОМПЛЕКСЕ ГТО
УДК 796.51; 796.015; 37.037.1; 379.852
А. А. Смирнов, Д. В. Смирнов
СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТУРИСТСКОМУ ПОХОДУ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Рассматриваются проблемы внедрения вида испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» туристский поход с проверкой туристических навыков. Анализируются содержание и нормативные требования испытаний на I-VI ступенях. Феномен «туристский поход» исследован и представлен как комплексный инструментарий испытаний для объективной оценки готовности к труду и обороне. Показаны возможности туристского похода как системы социально-профессиональных проб. Даются рекомендации по совершенствованию содержания и нормативных требований комплекса ГТО, связанных с введением испытаний вида по выбору туристский поход с проверкой туристских навыков.
The introduction of type testing the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" tourist trip with tourist checking skills is discussed. The content and the requirements of tests I-VI levels is analyzed. The phenomenon of a tourist trip is researched and presented as a comprehensive Toolkit of test for objective assessment of readiness for labor and defense. The possibilities of a tourist hike as a system of socio-professional samples are shown. Recommendations for improving the content and regulatory requirements of the TRP related to the introduction of test (test) species the choice of a tourist trip with verification of tourism skills are given.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); испытания, туристский поход, туристские навыки, прикладные навыки, туристская прогулка, нагрузка, социально-профессиональные пробы.
Keywords: all-Russian sports complex; "Ready for labor and defense" (TRP); test, tourist camping, tourist skills, applied skills, travel compensatory time, load, socio-professional samples.
Детско-юношескому туризму на заре становления советского государства уделялось большое внимание. Так, например, при разработке в 1918 г. принципов единой трудовой школы на организацию туристско-экскурсионных занятий подрастающего поколения предполагалось выделить два дня в неделю. Это объясняется прежде всего социальным заказом того периода развития общества -туристско-экскурсионные занятия преследовали практикоориенти-рованную цель - подготовку подрастающего поколения к будущей производственной деятельности и здоровому образу жизни. Туристско-экскурсионные занятия в связи с этим решали следующие задачи:
- знакомство учащихся с передовыми технологиями сельскохозяйственного и промышленного производства,
- овладение элементарными навыками коллективной организации жизнедеятельности, в том числе в полевых (походных) условиях,
- освоение навыков военно-прикладной направленности (воспитание выносливости, ориентирование на местности, преодоление естественных преград и препятствий, сооружение укрытий и пр.).
Содержательно детско-юношеский туризм развивался в ХХ в. и как составная часть физической культуры и спорта, и как важнейший компонент духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и юношества.
Четкого определения детско-юношеского туризма сегодня в педагогической науке так и не сформировано. Различные исследователи понимают под этой категорией различное содержание. Однако, обобщив точки зрения различных ученых и практиков, мы определяем содержательно детско-юношеский туризм как циклические занятия лиц школьного возраста, моложе 18 лет, педагогически целесообразно организованной деятельностью с целью физического и интеллектуального развития личности; познания окружающего мира, прежде всего малой родины и Отечества, самого себя; духовно-нравственного и патриотического воспитания гражданина своей страны на основе участия в краеведческих исследованиях культуры своего этноса, его национальных особенностей и традиций; освоения социальных ролей в межличностной коммуникации; профессионального самоопределения через социально-профессиональные пробы собственных сил в системе должностно-
ролевого походного туристско-краеведческого самоуправления; адаптации и социализации.
Сегодня детско-юношеский туризм рассматривается как мощный ресурс для системы образования, физической культуры и спорта. Не случайно, что в последние годы проблемам развития детско-юношеского туризма в современной России уделяется особое внимание Президентом, Правительством и Парламентом. Создан и активно работает под руководством вице-премьера О. Голо-дец координационный совет по детско-юношескому туризму при Правительстве России, через который туристская общественность пытается влиять на решения министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В возрожденный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), благодаря в том числе усилиям общественности на стадии обсуждения, туризм был включен как вид испытаний по выбору «Туристский поход с проверкой туристских навыков», хотя среди разработчиков комплекса было и до сего дня остается много противников.
Собственно, «Туристский поход с проверкой туристских навыков» как вид испытаний комплекса ГТО не является инновацией, содержательно отдельные элементы туризма изначально были заложены и присутствовали в той или иной форме в испытаниях и нормативах.
Предпосылкой создания движения комплекса «Готов к труду и обороне» стал доклад комиссара обороны СССР Михаила Фрунзе в мае 1925 г. на первом Всесоюзном совещании военно-научного общества (ВНО). М. Фрунзе сформулировал задачи, стоящие пред рядом общественных организаций военно-патриотической направленности, в т. ч. перед Обществом друзей воздушного флота (ОДВФ) и Обществом друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ): «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время» [1].
Доклад стал «толчком» создания в 1927 г. в СССР специализированной общественной организации - Общества содействия оборо-
не, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Эта организация объединила несколько военно-спортивных объединений, действовавших тогда в СССР.
ОСОАВИАХИМ инициировало строительство по всей стране тиров, стрельбищ, создание аэроклубов и военно-спортивных кружков, в которых молодежь осваивала специальности радиста, телеграфиста, парашютиста, моториста, санитара, медсестры, пилота и др. Одним из направлений содержательной деятельности военно-спортивных кружков была практико-ориентированная подготовка населения, в основном молодежи, к овладению навыками по выживанию в природной среде, ориентированию на местности по карте, оказанию первой помощи и др.
Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания среди школьников и студенческой молодежи в 30-х гг. ХХ в. выступил Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ), который инициировал разработку Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
В опубликованном 24 мая 1930 г. газетой «Комсомольская правда» обращении ЦК ВКЛКСМ предлагалось установить Всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» для учащейся молодежи. Данная инициатива была поддержана Всесоюзным советом физической культуры при Центральном исполнительном комитете СССР, и в 1931 г. был разработан проект комплекса ГТО, который стал нормативной основой развития системы физического воспитания в стране. Комплекс ГТО ввел единые критерии оценки физической подготовленности школьников, студенческой и работающей молодежи, установил специальные нормы и требования. Лица, успешно сдавшие испытания комплекса ГТО, получали знак отличия - «Готов к труду и обороне».
Цель комплекса ГТО (1931 г.) соответствовала политической обстановке в стране и политической линии партии - ВКП(б) и была определена как «повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности...».
Начиная с 1931 г. в СССР велась широкая пропагандистская деятельность по внедрению комплекса ГТО и вовлечению молодежи в занятия спортом и физической культурой для сдачи испытаний и нормативов ГТО. На предприятиях, заводах и фабриках, в госучреждениях и учебных заведениях проводились обязательные занятия по противовоздушной и противохимической обороне.
К этим обязательным занятиям привлекались все учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Красной армии и Военно-морского флота, милиции и других организаций.
Первоначально, в 1931 г., к сдаче испытаний на получение значка «Готов к труду и обороне» допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет, имевшие по заключению врача по удовлетворительное состояние здоровья. Прием испытаний был организован по всей стране и на всех уровнях - в городах, селах и деревнях, на предприятиях и в организациях. Для проведения практических испытаний мужчины и женщины распределялись на отдельные группы в соответствии с полом и возрастом. Результаты испытаний заносились в билет физкультурника.
Комплекс ГТО (1931 г.) предусматривал выполнение 21 испытания, 15 из которых носили практико-ориентированный характер. Среди них были следующие испытания:
■ бег на 100, 500 и 1000 метров;
■ прыжки в длину и высоту;
■ метание гранаты;
■ подтягивание на перекладине;
■ лазание по канату или шесту;
■ поднимание патронного ящика весом в 32 килограмма и безостановочное передвижение с ним на расстоянии 50 метров;
■ плавание;
■ умение ездить на велосипеде или умение управлять трактором, мотоциклом, автомобилем;
■ умение грести 1 км;
■ лыжи на 3 и 10 км;
■ верховая езда,
■ кросс в противогазе на 1 км.
Комплекс ГТО предусматривал не только испытания, но и проверку теоретических знаний по основам военной подготовленности, истории физкультурных достижений, основам физкультурного самоконтроля и оказанию первой помощи.
Как показал опыт внедрения комплекса ГТО, он оказался необходимых в повседневной жизни, а очевидная его польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений сделали комплекс ГТО популярным среди молодежи. Физические упражнения комплекса ГТО отличались общедоступностью для населения.
Однако в 1932 г. появилась необходимость установить повышенные требования к физической подготовке молодежи и Всесоюзным советом физической культуры был утвержден и введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне» II ступени. Этот комплекс ГТО II ступени уже состоял из 25 испытаний - 3 теоретических и 22 практических. Для женщин общее количество испытаний составляло 21. В обновленном комплексе были шире представлены спортивные испытания:
■ прыжки на лыжах с трамплина (для мужчин);
■ фехтование;
■ прыжки в воду;
■ преодоление военного городка.
Выполнение испытаний Комплекса ГТО II ступени стало более сложной задачей и становилось возможным лишь при участии молодежи в систематических спортивных тренировках и регулярных занятиях физическими упражнениями.
В 1933 г. ЦК ВЛКСМ предложил включить в комплекс ГТО испытания по физической подготовке детей как форму оценки их физического развития на начальной ступени. «Детская ступень» комплекса ГТО получила название «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). С 1934 г. ступень БГТО начала широко внедряться пионерской организаций и комсомолом в образовательные и общественные организации. БГТО включал 16 испытаний, носивших спортивно-технический характер, например:
■ бег на короткие и длинные дистанции;
■ прыжки в длину и высоту с разбега;
■ метание гранаты,
■ бег на лыжах на 3-5 километров для мальчиков и 2-3 километра для девочек,
■ кросс в противогазе;
■ гимнастические упражнения;
■ лазание;
■ подтягивание;
■ упражнения на равновесие;
■ поднятие и переноска тяжестей.
Первым символом приобщения населения в СССР к туризму, в первую очередь молодежи - студенчества, стал значок «Турист СССР», решение об учреждении которого в 1935 г. принял Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете На-
родных Комиссаров СССР. Для получения значка юноше или девушке прежде всего было необходимо:
- сдать нормы на значок ГТО;
- совершить туристское путешествие в течение шести и более суток;
- уметь читать карту, ориентироваться по ней, по компасу, солнцу, звездам, по местным предметам, уметь организовать бивак (установить палатку), разжечь костёр, приготовить пищу; знать правильный режим движения, отдыха, питания и питья;
- знать свой родной край;
- иметь элементарные знания по географии и геологии;
- уметь составлять отчет о своем путешествии.
Однако Положение о значке «Турист СССР» было утверждено лишь 26 марта 1939 г. Всесоюзным Комитетом по делам физкультуры при Совете Народных Комиссаров СССР. Значок выдавался всем гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста, имеющим двухлетний туристский стаж и прошедшим не менее 2-3 (в зависимости от трудности) путешествий. Кроме того, туристы должны представить не менее одного отчета о путешествии и иметь теоретические и практические знания по туризму в объеме специальной программы. Программа требований и норм была опубликована журнале «На суше и на море» № 5 за 1939 г.
Программа предусматривала подготовку в следующих направлениях:
- чтение карты и умение ориентироваться как по карте, так и по местным предметам;
- умение выбирать место для бивака;
- установка палатки и изготовление шалаша,
- умение развести костёр и приготовить на нем пищу.
- знание режима в путешествии,
- знания по гигиене туриста в пути,
- навыки элементов медицинского самоконтроля,
- знания и навыки оказания первой помощь в пути.
Кроме того, необходимо было обладать элементарными знаниями по геологии, ботанике, зоологии и метеорологии.
Также необходимо знать специфику вида туризма, который был избран туристом при совершении путешествия:
• Туристы-водники должны знать основные препятствия, встречающиеся на реках, их характеристику и способы преодоле-
ния; устройство судна; парусное дело; греблю и гребное устройство; судовую практику; организацию и режим водного путешествия; спасательное дело; плавание.
• Туристы-пешеходники должны быть знакомы со снаряжением, техникой передвижения, гигиеной марша, проведением спасательных работ, организацией и режимом путешествия.
• Велотуристы обязаны знать классификацию дорог, устройство велосипеда, технику езды на велосипеде, порядок организации и режим путешествия.
• Туристы-лыжники должны знать снаряжение, технику передвижения, проведение спасательных работ, порядок организация и режима путешествия.
К концу 30-х гг., когда комплекс ГТО находился на пике популярности у школьников и молодежи, был поднят вопрос о совершенствовании его содержания. Нормативы были подвергнуты тщательному научному анализу, прошли обсуждения учеными и практиками - специалистами в сфере физического воспитания, что привело разработке новых норм комплекса ГТО и утверждению их специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» 26 ноября 1939 г.
Количество нормативов нового комплекса ГТО, вступившего в действие с 1 января 1940 г., по сравнению с предыдущим комплексом было значительно уменьшено. Комплекс содержал не только обязательные нормы, но и испытания по выбору, что, по мнению разработчиков, обеспечивало сочетание общей физической подготовки школьников и молодежи с избранной ими спортивной специализацией. Обязательные нормы в комплексе ГТО обеспечивали овладение навыками бега, плавания, передвижения на лыжах, стрельбы и преодоления препятствий. Кроме того, каждый участник, сдававший испытания комплекса ГТО, должен был по своему выбору выполнить упражнения из различных видов спорта, способствовавшие совершенствованию силы, быстроты, ловкости и выносливости.
В комплексы БГТО и ГТО II ступени 1939 г. входили две ступени - на «сдано» и «отлично». Была установлена повторная сдача норм для значкистов ГТО II ступени при переходе в следующую возрастную группу, а нормы по выбору для получения такого значка с отличием приравнивались к нормам третьего разряда Всесоюзной спортивной классификации.
Жизнь показала, что структура комплекса ГТО, несомненно, была для того времени прогрессивной и актуальной. За время существования в СССР комплекса ГТО его нормативную часть не раз изменяли. Наиболее существенные изменения комплекс ГТО претерпевал в 1940, 1947, 1955, 1965 и 1972 гг.
Этапы туристской подготовки для сдачи испытаний и нормативов комплекса ГТО по виду «туристский поход» были обусловлены системой уровневых характеристик туристских умений и навыков. Так, первый этап начальной подготовки включал участие в походах выходного дня (ПВД). Целью небольших по протяженности однодневных туристских походов для школьников являлось формирование представления о туризме, освоение умений и навыков, необходимых каждому человеку для успешного передвижения и ориентирования на местности, организации бивака и питания в походных условиях. Нормативными были маршруты, протяженность которых увеличивалась в зависимости от возраста [2].
Дальнейшее совершенствование туристских умений и навыков достигалось при регулярных занятиях туризмом. Для поощрения школьников, регулярно участвующих в походах, в 1954 г. были утверждены нормативные требования на значок «Юный турист», предусматривавшие участие юных туристов в 4 походах выходного дня - 2 однодневных и 2 двухдневных с организацией ночлега в полевых условиях. К сдаче нормативов на значок «Турист СССР» допускались лица, достигшие 14-летнего возраста и имеющие разрешение врача.
Нормативы на значок «Турист СССР» устанавливали требование совершить в течение года одного или несколько походов суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 км. Данные требования являлись основой второго этапа начальной туристской подготовки и создавали условия для подготовки школьников и студентов к участию в катего-рийных спортивных туристских походах.
Введенный в 1972 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. за № 61 новый комплекс ГТО позволил улучшить массовую физкультурно-спортивную работу в коллективах, в спортивных клубах и в целом по стране, был решен ряд вопросов, связанных с укреплением здоровья граждан, в частности подрастающего поколения. Расширились возрастные рамки комплекса: добавились ступени для школьников 10-13 лет и
трудящихся 40-60 лет. Комплекс ГТО 1972 г. имел 5 возрастных ступеней и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Каждая ступень комплекса ГТО 1972 г. состояла из двух разделов:
■ изучение основных положений системы физического воспитания, овладение практическими навыками личной и общественной гигиены, правилами и приемами защиты от оружия массового поражения, выполнение утренней гимнастики;
■ упражнения, определяющие уровень развития физических качеств человека - силы, выносливости, быстроты, ловкости, а также упражнения, способствующие овладению прикладными двигательными навыками: бег на скорость и выносливость, силовые упражнения, прыжки, лыжные гонки, плавание и др.
Для каждой ступени имелись характерные особенности. Так, I-я ступень «Смелые и ловкие», введенная в 1972 г. для школьников 10-13-летнего возраста, преследовала цели формирования у детей сознательного отношения к занятиям физической культурой, развития основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков, выявления спортивных интересов. Ступень «Смелые и ловкие» подразделялась на две возрастные группы: мальчики и девочки 10-11 лет и 12-13 лет. Комплекс состоит из 7 обязательных испытаний и 6 - по выбору.
II ступень «Спортивная смена» содержала нормативы, предназначенные для подростков 14-15 лет, и преследовала цели повышения физической подготовленности подростков и овладения ими прикладными и двигательными навыками. Комплекс состоял из 9 испытаний.
III ступень «Сила и мужество» содержала нормативы, предназначенные для юношей и девушек 16-18 лет, и ее целью было совершенствование физической подготовленности молодежи, необходимой для последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах. Комплекс состоял из 10 испытаний.
IV ступень «Физическое совершенство» была предназначена для мужчин 19-39 лет женщин 19-34 лет; V ступень «Бодрость и здоровье» предназначена для мужчин 40-60 лет и женщин 35-55 лет.
Содержание базового физкультурного образования, средств оценки физической подготовленности и физического здоровья школьников и студенческой молодежи составляли программную основу Комплекса ГТО 1972 г., который включал ряд нормативов, отражающих показатели физического развития различных возраст-
ных категорий. Одним из таких показателей было прохождение туристского похода с проверкой туристских навыков. Туризм давал базовые знания и умения, формировал навыки самостоятельной деятельности подрастающего поколения. Подготовка в этом направлении основывалась на цикличности занятий туризмом по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали и развитии самостоятельности при решении практических задач во время прохождения маршрута [3].
Включение нормативов по туризму в комплекс ГТО, по мнению Б. И. Огородникова, было не случайным событием. В предшествующие годы спортивный туризм в СССР получил повсеместное распространение среди людей всех возрастов и профессий. Так, например, Председатель штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по дорогам славы отцов Маршал Советского Союза И. С. Конев считал, что «навыки, опыт, закалка, которые дает туризм, в военном деле просто неоценимы. Ребята, с детства участвующие в походах, приходят в армию хорошо подготовленными, быстро овладевают военной наукой, становятся хорошими солдатами».
Туристский поход - это не только километры, пройденные группой от пункта А в пункт Б, хотя и это само по себе очень важно, но это и приобретение жизненно важных навыков, полученных при переправах через реки, на привалах, в палаточных городках. Туристские походы воспитывают дружбу, товарищество, взаимопомощь, учат самостоятельности, наблюдательности, быстроте реакции, логичности мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен-ориентировщик, сможет быстрее и правильнее разобраться в трудной обстановке, поскольку, если говорить языком математики, многие элементы-слагаемые какой-либо критической ситуации, хотя и в ином сочетании, ему уже встречались во время туристских походов, соревнований, и он знает, как их можно преодолеть [4].
В 70-е гг. ХХ в. отечественная педагогическая наука существенно активизировала теоретические исследования и опытно-экспериментальную деятельность по проблеме оптимизации физических нагрузок для школьников, занимающихся различными видами физической культуры, спорта и туризма. Интересны и сегодня результаты научного поиска и экспериментальные данные, полученные такими учеными, как В. У. Аванесова [5], А. С. Аргунов [6], М. А. Арвисто [7], Т. Н. Бобовская [8], Ю. Т. Бородина [9], Г. Г. Водолажский [10],
B. В. Волков [11], С. И. Галушко [12], Д. К. Гилев [13], С. А. Гониян [14], А. И. Денисов [15], В. Г. Едигарян [16], С. А. Зубков [17], П. И. Истомин [18], Г. В. Колчина [19], В. В. Кочергин [20], А. М. Магомедов [21], А. Г. Нагорный [22], А. А. Остапец-Свешников [23],
C. А. Петросян [24], И. Н. Пилат [25], А. Л. Шипко [26] и др., исследовавшими проблемное поле детско-юношеского туризма и ориентирования с точки зрения развития личности и воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры. Результаты этих научных исследований были положены в разработку нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, в том числе при разработке комплекса ГТО.
Утверждение 12 апреля 1974 г. приказом по Министерству просвещения СССР Инструкции по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ [27] стало важной вехой в развитии и Комплекса ГТО в части содержания испытаний по выбору. Примерные нормы нагрузки для туристских походов и путешествий - Приложение 2 к Инструкции (табл. 1) существенно повлияли на развитие массовых форм туристских походов и путешествий и популяризацию активного туризма среди школьников и студенческой молодежи.
Таблица 1
Примерные нормы нагрузки для туристских походов и путешествий
Виды походов и путешествий Виды нагрузки* Примерные нормы для учащихся
11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет 17 лет
Однодневные Носимый груз (кг) 4 4/5 5/6 6/8
Километраж (км) 12 15 20 24
Двухдневные Носимый груз (кг) 5 6 6/10 8/12
Километраж (км) 20 24 30-35 40
Трехдневные Носимый груз (кг) — 6 8/12 10/14—16
Километраж (км) — 30 45—50 50—60
Многодневные Носимый груз (кг) — 6 8/14 8—10/14—16
Километраж в день (км) — 12—15 17—18 до 20
Продолжительность (ходовые дни) — 6—7 10—12 12—14
* Примечание: Числитель - показатель для девушек, знаменатель - для юношей.
Инструкция предписывала, что при организации путешествия (это относилось ко всем видам путешествий - пешим, водным, лыжным, велосипедным и др.) необходимо:
1. После каждых 3-4 дней пути делать день отдыха - дневку. В этот день перехода нет. Группа занимается учебно-исследовательской и/или общественно полезной деятельностью: сбором образцов для коллекций, исследовательской работой, собирает ягоды, грибы; проводятся экскурсии, устраиваются встречи с сельскими школьниками.
2. Переходы указанной в табл. 1. протяженности маршрута похода ученикам 13-17 лет могут быть разрешены только при условии, если они тренированы и ранее участвовали в одно-, двух-, трехдневных походах. В противном случае норма снижается.
3. Для учащихся VII-VIII классов, достигших 14 лет, при достаточной тренированности, регулярном занятии туризмом и выполнении норм на значок «Турист СССР» допустимо увеличение протяженности походов - пеших, водных, лыжных - до 150 км, на велосипедах - до 250 км при продолжительности путешествия не более 20 дней.
4. Вышеперечисленные походы и путешествия совершаются с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся.
Позднее, в январе 1985 г., вступил в действие Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который изменил нормы сдачи норматива по виду «туристские походы» [28]. Для всех возрастных групп, начиная с III ступени комплекса «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО), туристские походы стали однодневными, что было вызвано, прежде всего, облегчением их организации и проведения педагогами образовательных учреждений. Кроме того, в некоторых возрастных группах испытание «Туристские походы» разрешено было заменять выполнением нормативов по ориентированию на местности.
Так, нормативы комплекса «Будь готов к труду и обороне СССР» 1985 г. на III ступени «Смелые и ловкие» (мальчики и девочки 5-6-х классов) предусматривали организацию однодневного туристского похода (5-6 км) с проверкой туристских навыков. На IV ступени «Спортивная смена» (подростки 7-8-х классов) предусматривалось проведение однодневного туристского похода (12 км) с проверкой туристских навыков.
Нормативы комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) на I ступени «Сила и мужество» (юноши и девушки 16— 17 лет) предусматривали проведение однодневного туристского похода (20—25 км) с проверкой туристских навыков или выполнением нормативов по ориентированию на местности.
На следующей, II ступени «Физическое совершенство» (мужчины и женщины 18—39 лет, т. е. фактически студенческая молодежь) комплекс устанавливал норматив — однодневный туристский поход (20 км) с проверкой туристских навыков или выполнением нормативов по ориентированию на местности.
Условия выполнения комплекса ГТО 1985 г. предусматривали сдачу нормы по туризму в пеших, лыжных, водных (на гребных судах) или велосипедных походах с активным передвижением по всему маршруту, в местах, имеющих историческое значение, связанных с революционной/боевой и трудовой славой советского народа. При выполнении норм комплекса ГТО в велосипедных походах длина зачетного маршрута увеличивалась вдвое.
Нормативы комплекса ГТО 1985 г., например, при выборе вместо туристского похода участие в соревнованиях по ориентированию на местности по выбору регламентировались заданным числом КП (табл. 2) [29].
Таблица 2
Ступень Возраст Пол Длина дистанции, км Число КП Норма времени (мин)
Сдано Золотой значок
I ГТО 16 17 Ю 4,0 7 56 44
Д 3,0 5 62 42
Проверка знаний и навыков в туристском походе комплекса ГТО образца 1985 г. включала в себя следующие разделы:
— ориентирование на местности (на открытой и в лесу) по карте и компасу,
— выбор места для разбивки бивака,
— установка палатки,
— разжигание костра,
— приготовление пищи на костре,
— выбор способа преодоления искусственных и естественных препятствий,
- умение оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Организация и проведение туристского похода по условиям выполнения норм комплекса ГТО 1985 г. возлагались на руководителя похода, назначаемого образовательной организацией или клубом физической культуры (туризма). При этом предусматривалось, что руководитель туристского похода должен был пройти обязательную минимальную подготовку по программе «Туристский организатор» и достичь соответствующего возраста (не младше 18 лет). Туристский поход, организованный и проводимый в рамках выполнения комплекса ГТО, обязательно регистрировался в соответствующей общественной организации (коллективе физкультуры, клубе туристов, туристской секции и т. п.). Руководитель похода оформлял специальные документы: маршрутный лист или маршрутную книжку, которые после совершения туристского похода сдавал в организацию, их выдавшие, на основании отметок в маршрутном листе (маршрутной книжке) о прохождении маршрута каждому участнику выдавалась справка о выполнении похода с указанием маршрута и пройденного расстояния (в километрах).
Процедуру приема испытаний (проверку туристских знаний и навыков) и контроль за прохождением маршрута в рамках комплекса ГТО всеми участниками осуществлял непосредственно руководитель похода или член комиссии комплекса ГТО.
Концентрацию усилий образовательного и тренировочного процессов руководители походов организовывали в четырех основных направлениях:
1) физическое воспитание средствами туризма, приобщение к здоровому образу жизни;
2) развитие самостоятельности обучающихся при создании благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности в достижении личностно значимых целей;
3) морально-волевая подготовка в процессе преодоления естественных препятствий и психологических барьеров напряженности, возникающих в экстремальных ситуациях туристского похода;
4) воспитание разносторонне развитой личности.
Для этого руководителю похода, особенно детско-юношеской группы, необходимо было учитывать принципы организации самостоятельности детского коллектива:
^ обеспечение нравственно ценной и личностно значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой деятельности;
^ насыщение деятельности детско-юношеского коллектива элементами творчества и инициативы и яркими положительными эмоциями;
^ дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, обеспечивающая нахождение в подростковом возрасте общественно полезного применения своим способностям, раскрытие собственной индивидуальности и самовыражение личностных качеств.
Радом исследователей было установлено, что под влиянием даже разовых участий в многодневных походах школьников в течение года отмечается улучшение функционального состояния их кардиореспираторной системы, проявляющееся в увеличении ударного объема крови, увеличении мощности вдоха, выдоха, улучшении силовых показателей, выносливости.
Многолетние наблюдения за туристскими группами школьников и студентов педагогических вузов, участниками разовых многодневных пеших, велосипедных, лыжных походов помимо положительного влияния на их организм показали, что различные виды туризма по-разному влияют на отдельные системы.
Так, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины - пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов - в лыжных. Регулярные занятия туризмом, на протяжении 4-5 лет, оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность и на функциональное состояние многих физиологических систем организма. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями 12-летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся спортивным туризмом она увеличивается на 63,9%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 81,2 и 99,9%.
Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так, по данным наших наблюдений, зафиксировано, что результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не зани-
мающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился по сравнению с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом — на 9,1%, у спортсменок — на 27,3%. Улучшение этого же показателя у юношей 16 лет составило соответственно 16,5, 24,5, 31,4% [30]. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологически обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма. Вот почему у занимающихся туризмом имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихся туризмом имело место более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались туризмом, хотя и менее выраженное по сравнению со спортсменами.
Глубина дыхания 16-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 69,8%, в то время как у занимающихся туризмом она увеличилась на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4 и 98,0%. Максимальная вентиляция легких у девочек увеличилась соответственно на 31,4 и 59,0%, у мальчиков — соответственно на 39,1 и 69,2% [31].
Возвращение системы ГТО — Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса было реализовано во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня Поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. № Пр-756.
На основании Поручения Президента был издан приказ Минспорта России от 6 мая 2013 г. № 245 «О разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса» (ВФСК), утвердивший состав рабочей группы: ведущих специалистов и ученых, представителей вузов, научно-исследовательских центров, подведомственных Минспорту России и Минобрнауки России.
Приказом были определены 89 предприятий и вузов страны, в которых прошла апробация «пилотного» проекта массовых спортивных мероприятий по сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса ДОСААФ России «Готов к труду и обороне».
Проекты концепции и содержательная часть ВФСК были разработаны и впоследствии согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также рассмотрены в федеральных органах исполнительной власти и негосударственных организациях.
В 2014 г. в комплекс ГТО, утвержденный Минспортом РФ, включены тесты и нормативы для 11 групп девочек и мальчиков, девушек и юношей, женщин и мужчин, охватывающих возраст от 6 лет до пожилого возраста без ограничений его предела [32].
Установлено, что принимать нормы ГТО смогут только в стационарных или мобильных Центрах тестирования. Однако контрольные испытания могут проводить учителя физкультуры в школах, ссузах и вузах. Но официальные удостоверения и значки ГТО будут выдаваться только в Центрах тестирования. Решения, где эти Центры будут находиться, должны принять региональные Министерства по физической культуре, спорту и туризму.
I ступень включает нормативы ГТО (2014 г.) для мальчиков и девочек 6-8 лет, т. е. она охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2-х классов и учитывает факторы их акселерации или ретардации. Из 9 тестов - 6 обязательных и 3 по выбору, из них 3 многовариантных.
II ступень (мальчики и девочки 9-10 лет - школьники 34-х классов) должны из 9 предлагаемых тестов выполнить соответственно 5, 6 или 7 тестов для получения соответственно бронзового, серебряного или золотого знака. Тесты для данной возрастной категории отличаются большей интенсивностью, увеличиваются дистанции бега, плавания, длина прыжков, сокращается нормативное время выполнения тестов, увеличивается количество обязательных для выполнения тестов.
III ступень ГТО фиксирует переходный этап от детского к подростковому возрасту, который наступает у девочек в 11 лет, а у мальчиков - в 12 лет (мальчики и девочки 11-12 лет - школьники 5-6-х классов). На этой ступени к испытаниям и нормативам добавляется туристский поход.
В ВФСК включено выполнение норм по выбору «Туристский поход» в форме прохождения туристского похода, эти нормативы упрощены по сравнению с его предыдущим нормативным аналогом ГТО. Нормативно-тестирующая часть комплекса предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности на основе выполнения нормативов, характеризующих требования государства к состоянию физического здоровья нации.
В целях системной подготовки к выполнению норм ВФСК предусмотрено осуществлять подготовку учащихся с 5-го по 11-й класс образовательных организаций, при этом выполнение
норм организуется в 6, 9 и 11-х классах. Для обучающихся 5—7-х классов длина пешего перехода составляет 5—6 километров, обучающихся 8—9-х классов — 12 километров, 10— 11-х классов — 15 километров. В походе предполагается проверка туристских знаний и навыков: ориентирование на местности по карте и компасу, подготовка снаряжения, правила организации бивака (выбор места для установки палатки и костра, заготовка дров, разжигание костра, утилизация мусора), организация питания в походе, укладка рюкзака, способы преодоления препятствий, навыки по соблюдению правил техники безопасности. Установлено, что отчетными документами о пройденном походе являются приказ руководителя образовательной организации, изданный до начала похода, и заполненный маршрутный лист, который после завершения похода сдается в контролирующую организацию.
При обсуждении содержания испытаний и нормативов Комплекса ГТО 2014—2015 гг. от туристской общественности из регионов России поступил ряд предложений, МОО «МАДЮТК» провела их изучение и обобщение.
Приведем некоторые из предложений.
Так, «Школа выживания «Сталкер» (Александр Мазуров) Московская обл., Серпуховский р-н, организующая корпоративный отдых, в т. ч. проведение туристских походов с проверкой туристских навыков, констатирует, что организаторы приема норм комплекса ГТО по туризму, к сожалению, упрощают «процедуру», ограничиваясь «прогулочными» походами [33].
«Школа выживания «Сталкер» при проведении туристских походов проверяет следующие навыки:
1. Укладка рюкзака.
2. Движение на маршруте.
3. Умение работать в команде.
4. Оказание взаимовыручки.
5. Преодоление естественных препятствий (переправа по бревну, водные преграды, подъем по склону).
6. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, солнца, луны и других естественных ориентиров.
7. Устройство лагеря: установка туристской палатки, организация укрытия.
8. Разведение костра в любых погодных условиях.
9. Приготовление пищи на костре при наличии кострового оборудования и без него.
10. Работа с веревкой (узлы).
11. Умение находить и использовать съедобные и лекарственные растения в условиях дикой природы.
12. Оказание первой помощи при травмах.
13. Эвакуация пострадавшего.
Н. В. Скок и О. В. Янцер (Уральский госпедуниверситет) предлагают в процессе подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО организовывать учебно-тренировочный процесс по программе в течение календарного года. Они рекомендуют «использовать методику «погружения» обучающихся в проблему (учебно-тренировочный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо командное решение ряда последовательных задач за относительно сравнительно короткий временной отрезок с полным сосредоточением средств и сил. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития» [34].
Они обращают внимание, что «подготовка обучающихся к сдаче нормативов ГТО на разных ступенях должна обеспечивать безопасность и учитывать принципы последовательности и постепенности (от простого к сложному) в накоплении туристского опыта. При этом необходимо учитывать основные принципы возрастной педагогики и психологии и важно понимать, что формирование умений - процесс многолетний и более сложный, чем формирование знаний, так как сами умения, отрабатываемые на теоретических занятиях, неоднородны. Навыки формируются в результате многократных повторений, в результате чего могут быть доведены до автоматизма, однако, в отличие от умений, они не связаны с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях» [35] (табл. 3).
Таблица 3
Основные знания, умения и навыки, формируемые при подготовке к сдаче норм ГТО (2014 г.)
Умения и навыки
№ Название III ступень IV ступень V ступень
п/ п разделов и тем Знания Педагог сообщает и демонстрирует Под контролем педагога Самостоятельно
1 Личное и Состав личного Личное и Обучающиеся Составле-
групповое и группового групповое составляют ние списка
туристское снаряжения. снаряжение в список снаря- и подбор
снаряжение Требования, зависимости жения. Уход снаряже-
предъявляемые от сезона года за снаряжени- ния, под-
к туристскому и погодных ем гонка сна-
снаряжению условий, правильную укладку рюкзака ряжения, укладка рюкзака
2 Питание в Основные тре- Составление Обучающиеся Обучающие-
туристском бования к про- раскладки и составляют ся составля-
походе дуктам, исполь- меню. По- раскладку и ют расклад-
зуемым в похо- казывает меню. Фасуют ку и меню.
де. Принцип со- расфасовку и и упаковыва- Фасуют,
ставления рас- упаковку ют продукты. упаковы-
кладки и меню. продуктов. Готовят пищу вают и тран-
Правила хране- Приготовле- на костре спортируют
ния и транспор- ние пищи на продукты в
тировки про- костре походе. Го-
дуктов в походе товят пищу на костре
3 Организация Основные тре- Выбор места Обучающиеся Обучающи-
туристского бования к месту для привала выбирают ме- еся выбира-
быта. Прива- привала и бива- и установки сто для бива- ют место,
лы и ночлеги ка. Порядок ра- палатки и ко- ка, учитель заготавлива-
боты по раз- стра, объяс- вносит кор- ют дрова,
вертыванию и нение целе- рективы обустраива-
свертыванию сообразности ют бивак,
лагеря. Основ- выбора разжигают
ные типы кост- костер, ути-
ров и их назна- лизируют
чение. Меры безопасности мусор
при обращении
с огнем и при
заготовке дров
4 Правила Основные пра- Способы Преодолевают Преодоле-
движения в вила движения преодоления несложные ес- вают ес-
походе, пре- группы на мар- несложных тественные тественные
одоление шруте. Общие естественных препятствия препятст-
препятствий характеристики препятствий вия
естественных
препятствий и
правила их пре-
одоления
5 Способы Стороны гори- Способы Учащиеся по- Ориенти-
ориентирова- зонта. Понятие ориентиро- лучают навы- руются на
ния азимута и его вания по ме- ки ориентиро- местности и
измерение. стным при- вания при по- двигаются
Компас. Работа знакам и не- мощи карты и по маршру-
с компасом. бесным све- компаса на ту при по-
Понятие о мас- тилам. Уст- местности. мощи топо-
штабе карты. ройство ком- Читают топо- графиче-
Условные зна- паса. Ус- графические ской карты,
ки. Способы из- ловные зна- знаки. Двига- компаса и
мерения рас- ки, масштаб, ются по ази- навигатора
стояния по кар- принцип ра- муту с помо-
те и на местно- боты курви- щью компаса
сти. Использо- метра. Поря-
вание курви- док действий
метра в случае по-
тери ориен-
тировки
6 Личная ги- Гигиенические Правила ухо- Придержива- Выполняют
гиена тури- требования при да за телом в ются правил правила
ста, профи- занятиях туриз- походе. Ком- личной гигие- личной ги-
лактика раз- мом. Сущность плекс упраж- ны в походе. гиены,
личных забо- закаливания и нений утрен- Выполняют комплекс
леваний систематиче- ней зарядки комплекс ут- утренних
ских занятий ренних уп- упражне-
спортом ражнений ний, зани-
маются за-
каливанием
организма
Окончание табл. 3
7 Походная Состав меди- Состав меди- Формируют Формируют
медицинская цинской ап- цинской ап- медицинскую групповую
аптечка. Ос- течки. Личная течки для по- аптечку для и личную
новные аптечка тури- хода выход- похода вы- медицин-
приемы ока- ста. Правила ного дня. ходного дня. скую ап-
зания первой оказания первой Правила ока- Изготавлива- течку для
медицинской медицинской зания первой ют транс- похода вы-
помощи. помощи при медицинской портировоч- ходного
Приемы травмах раз- помощи при ные средства дня. При
транспорти- личного харак- потертостях, для транспор- возникнове-
ровки по- тера. Правила ушибах, рас- тировки по- нии травм
страдавшего иммобилиза- тяжениях, страдавшего различного
ции. Способы тепловых и характера
транспор- солнечных оказывают
тировки ударах, от- первую по-
крытых ра- мощь
нах, укусах
клещей
Педагоги и специалисты физического воспитания объединенные ГАОУ ДОД «Пензенская областная станция юных туристов» в процессе апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) пришли к выводу и разработали 2 варианта Перечня туристских знаний и навыков, необходимых для сдачи нормативов [36]:
Вариант 1 III ступень (5-7-е классы)
Обучающийся должен знать:
1. Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на стадионе, на учебно-тренировочном полигоне, экскурсиях и в туристском походе, при поездке в автобусе, поезде.
2. Обязанности членов группы в походе.
3. Требования к месту привала, бивака.
Должен уметь:
I
1) подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями, уложить вещи в рюкзаке;
2) планировать бивак, ставить палатку;
3) заготавливать дрова, развести и поддерживать костер;
4) готовить пищу на костре (чай, каша);
5) строить (изготавливать) простые укрытия;
6) передвигаться в составе туристской группы по различному рельефу (то же - на лыжах);
7) преодолевать естественные препятствия с организацией страховки и самостраховки: переправа по веревке с перилами, подъем и спуск по склону по перилам с самостраховкой, переправа по бревну с самостраховкой с использованием перил, переправа через овраг с помощью маятника;
8) вязать туристские узлы: прямой, встречный, проводник, восьмерка-проводник, схватывающий, удавка;
9) проходить этапы и выполнять задания без применения специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки, разжигание костра, преодоление заболоченного участка по кочкам, по кладям из жердей.
II
1) измерять расстояния на карте и на местности;
2) читать карту, определять рельеф по горизонталям;
3) выполнять четыре действия с компасом;
4) двигаться по азимуту с помощью компаса, сохранять заданное направление движения;
5) определять точку своего стояния;
6) определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам;
7) определять направления выхода в случае потери ориентировки.
III
1) обрабатывать раны, ссадины, порезы, мозоли; оказывать первую помощь при отравлении, при укусах насекомых, змей, при ушибах, переломах верхних и нижних конечностей;
2) изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
IV ступень (8-9-е классы)
Обучающийся должен знать:
Порядок действий в случае:
- возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий;
- потери ориентировки, при отставании от группы;
- травмы или заболевания участника.
Должен уметь:
I
1) разводить костёр в сложных условиях;
2) изготавливать временные укрытия;
1) составлять план подготовки похода;
2) преодолевать препятствия на маршруте;
3) участвовать в туристских личных и командных соревнованиях.
II
1) двигаться по легенде, маркированной трассе, по выбору, в заданном направлении;
2) определять стороны света без компаса;
3) выбирать оптимальный маршрут при движении по различным участкам местности;
4) участвовать в соревнованиях по ориентированию.
III
1) оказывать первую помощь при отравлениях, при ушибах, растяжениях, вывихах, травмах головы, позвоночника, спины;
2) изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
V ступень (10-11-е классы)
Должен знать:
1. Порядок действий в случае организации поисково-спасательных работ силами группы. Поиск отставшего или заблудившегося члена(ов) группы.
2. Действия группы при травме, заболевании участника.
Должен уметь:
I
1) составлять план подготовки похода, плана-графика движения;
2) выполнять обязанности судьи этапа туристских соревнований;
3) проходить индивидуально и в составе группы дистанции соревнований по туризму.
II
1) вести группу по разработанному маршруту;
2) проводить корректировку маршрута;
3) участвовать в различных видах соревнований по ориентированию.
1) оказывать первую помощь при травмах головы, позвоночника, спины;
2) проводить непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию лёгких.
Вариант 2 III ступень (5-7-е классы)
Обучающийся должен знать:
1. Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на стадионе, на учебно-тренировочном полигоне, экскурсиях и в туристском походе, при поездке в автобусе, поезде.
2. Обязанности членов группы в походе.
3. Требования к месту привала, бивака.
Должен уметь:
I
1) подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями, уложить вещи в рюкзаке;
2) планировать бивак, ставить палатку;
3) заготавливать дрова, развести и поддерживать костер;
4) готовить пищу на костре (чай, каша);
5) строить (изготавливать) простые укрытия;
6) передвигаться в составе туристской группы по различному рельефу (то же - на лыжах);
7) проходить этапы и выполнять задания без применения специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки, разжигание костра, преодоление заболоченного участка по кочкам, по кладям из жердей.
II
1) измерять расстояния на карте и на местности;
2) двигаться по азимуту с помощью компаса, сохранять заданное направление движения;
3) определять точку своего стояния;
4) определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам;
5) определять направления выхода в случае потери ориентировки.
1) обрабатывать раны, ссадины, порезы, мозоли; оказывать первую помощь при отравлении, при укусах насекомых, змей, при ушибах;
2) изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
IV ступень (8-9-е классы)
Обучающийся должен знать:
Порядок действий в случае:
- возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий;
- потери ориентировки, при отставании от группы;
- травмы или заболевания участника.
Должен уметь:
I
1) разводить костёр в сложных условиях;
2) изготавливать временные укрытия;
3) преодолевать препятствия на маршруте;
4) участвовать в туристских личных и командных соревнованиях.
II
1) определять стороны света без компаса;
2) участвовать в соревнованиях по ориентированию;
III
1) оказывать первую помощь при отравлениях, ушибах, растяжениях, вывихах;
2) изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
V ступень (10-11-е классы)
Должен знать:
1. Порядок действий в случае организации поисково-спасательных работ силами группы. Поиск отставшего или заблудившегося члена(ов) группы.
2. Порядок действий группы при травме, заболевании участника.
Должен уметь:
4) выполнять обязанности судьи этапа туристских соревнований;
5) проходить индивидуально и в составе группы дистанции соревнований по туризму;
3) вести группу по разработанному маршруту;
4) участвовать в различных видах соревнований по ориентированию;
3) оказывать первую помощь при травмах головы, позвоночника, спины;
4) проводить непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию лёгких.
Интересны предложения В. В. Говора, заслуженного мастера спорта, вице-президента Федерации спортивного туризма России, ответственного за развитие туризма в Азиатской части Российской Федерации по организации испытаний и нормативов их выполнения (табл. 4). Он предлагает жесткую регламентацию нормативов по таким туристским навыкам: установка палатки, туристское ориентирование, разведение костра без учета заготовки дров; а преодоление препятствий (по выбору организаторов похода) на маршруте без регламентации времени, но с регламентацией общего их количества.
Таблица 4
Виды испытаний Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак
1 Установка палатки (группой не более 4-5 чел.) III ступень 15 мин 12 мин 10 мин
1У,У, IX ступени 10 мин 8 мин 5 мин
VI, VII, VIII ступени 5 мин 4 мин 3 мин
2 Туристское ориентирование. Определение азимута на предмет III ступень 2 мин (отклонение до 25°) 1 мин (отклонение до 20°) 30 сек (отклонение до15°)
IV, У, IX ступени (отклонение до 20°) (отклонение до 15°) (отклонение до 10°)
VI, VII, VIII ступени (отклонение до 15°) (отклонение до 10°) (отклонение до 5°)
Окончание табл. 4
3 Препятствия по выбору организаторов; а) преодоление болота по кочкам, б) преодоление болота по сланям (жердям), в) переправа по бревну с перилами, г) переправа по бревну маятником, д) переправа по параллельным перилам, е) гать (преодоление ча-щобного участка, завала), ж) спуск по перилам, з) подъем по перилам, и) переправа методом «вертикальный маятник», к) мышеловка (преодоление участка по-пластунски под веревками-индикаторами) Без учета затрачиваемого времени
III ступень 2 препятствия 3 препятствия 4 препятствия
IV, V, IX ступени 3 препятствия 4 препятствия 5 препятствий
VI, VII, VIII ступени 4 препятствия 5 препятствий 6 препятствий
4 Разведение костра без учета заготовки дров (по выбору организаторов) вариант: а) устойчивое пламя в течение 1 мин, б) пережигание нити, расположенной на 20 см выше уложенных дров (при этом норматив снижается на 30 сек) в) подготовка кострища (при этом норматив снижается на 1 мин) III ступень 15 мин 12 мин 10 мин
IV, V, IX ступени 10 мин 8 мин 6 мин
VI, VII, VIII ступени 8 мин 5 мин 3 мин
Н. М. Тарарушкин, директор Ростовской станции юных туристов Ярославской области, предлагает включить в перечень форм для сдачи нормативов ГТО по виду «Туристский поход» не только слеты, походы, соревнования, но и дни здоровья. Он отмечает, что необходимо организацию приема нормативов в туристском походе делать привлекательной, так как он «по выбору» и его могут и не выбрать школьники.
Он также считает, что возможен вариант сдачи нормативов «Туристский поход» непосредственно в Центрах тестирования или образовательных учреждениях, т. е. организацию проверки туристских умений и навыков на полосе препятствия, с включением в этапы различных элементов основ безопасности жизнедеятельности, оказания первой помощи.
Достаточно бурное осуждение испытаний и нормативов комплекса ГТО вида по выбору «Туристский поход» состоялось в июне 2015 г. в Петрозаводске на пленарном заседании II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях, реализующих программы общего и профессионального образования», проходившей в рамках V Международного конгресса учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни «ГТО в Школу». Интересы туристской общественности в одиночестве представляла и отстаивала только МОО «МАДЮТК».
Академии удалось все же отстоять в комплексе ГТО вид по выбору «Туристский поход», хотя позиция разработчиков и Минс-порта была заменить собственно «Туристский поход» сдачей нормативов на «полосе препятствий».
Там же, на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях, реализующих программы общего и профессионального образования», было предложено включить в Комплекс ГТО вид испытаний по выбору «Туристская прогулка» для 1-й ступени (мальчики и девочки от 6 до 8 лет) и 2-й ступени (мальчики и девочки от 9 до 10 лет) как форму организации активной двигательной деятельности, предполагающую кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками (основами ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий на маршруте (канав, спусков и подъемов, водотоков, завалов, участков лесопосадок и зарослей кустарника и пр.), освоения турист-ско-бытовых навыков) с активной частью до 5 км маршрута!
При этом было обращено внимание на то, что минимальный возраст для занятий видом спорта спортивный туризм - с 7 лет для не ка-
тегорийных (степенных) походов). Предложения Академии основаны на более чем 20-летнем опыте опытно-экспериментальной работы с учащимися начальной школы средствами туризма. Предлагается развивать у младших школьников не спортивную деятельность, а акти-
___ ___ ^ _
визировать двигательную активность на ТУРИСТСКОИ ПРОГУЛКЕ!
Международный конгресс учителей физической культуры в Республике Карелия показал, что позиции противников включения в комплекс ГТО испытания «Туристский поход с проверкой туристских навыков» достаточно сильны. Так, разработчиками комплекса была предпринята попытка «протолкнуть» решение о замене собственно ПОХОДА (в той форме, в какой мы его понимаем сегодня) на проверку навыков в виде набора физических упражнений по преодолению искусственных препятствий, установки палатки и других «премудростей» на территории школы или Центра тестирования нормативов ГТО.
А ведь основная идея, и мы в этом убеждены, испытания «Туристский поход» - это активное передвижение по разнообразным, желательно живописным, ландшафтам местности с рюкзаками (контрольным грузом) на плечах в пеших и лыжных походах.
За летне-осенний период 2015 г. рабочей группой Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ (руководитель Ю. С. Константинов - вице-президент МОО «МАДЮТК», доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заслуженный путешественник России) был подготовлен Проект «Туризм в комплексе ГТО», который предусматривает организацию сдачи норм по туризму, которая проводится в пеших, лыжных, водных (на гребных судах), велосипедных походах с активным передвижением по всему маршруту в местах, имеющих историческое и культурное значение, на туристских слетах, соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию. В велосипедных походах длина маршрута увеличивается вдвое.
III СТУПЕНЬ (возрастная группа от 11 до 12 лет) 1. Испытания (тесты) по выбору
Виды испытаний (тесты) Мальчики, девочки
Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак
Туристский поход с проверкой туристских навыков 5-7 км 7-9 км 9-11 км
2. Знания и умения:
Обучающийся должен знать:
- правила безопасного поведения на экскурсиях, в туристском походе, при поездке на транспорте;
- обязанности членов группы в походе.
Должен уметь:
- составить список личного снаряжения для участия в однодневном походе; уложить рюкзак, подобрать обувь и одежду для участия в однодневном походе;
- установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер;
- подготовить сухой перекус и вскипятить на костре чай;
- передвигаться в группе по равнине, в лесу, преодолевать несложные естественные препятствия;
- определять масштаб и расстояние по карте и на местности, знать условные знаки топографических (спортивных) карт;
- оказывать первую помощи при обморожении, тепловом и солнечном ударах, поражении электрическим током; накладывать простейшие повязки; обрабатывать раны, ссадины, порезы, мозоли.
IV СТУПЕНЬ (возрастная группа от 13 до 15 лет) Испытания (тесты) по выбору
Виды испытаний (тесты) Мальчики, девочки
Бронзовый знак Серебряный Золотой знак
Туристский поход с проверкой туристских навыков 10-12 км двухдневный поход
12-14 км 14-16 км
Знания и умения Обучающийся должен знать:
порядок действий в случае:
- возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий;
- потери ориентировки, при отставании от группы;
- травмы или заболевания участника.
Должен уметь:
- подготовить личное и общественное снаряжение для участия в однодневном походе;
- выбрать место бивака, установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер (два типа костра);
- составить перечень продуктов для приготовления обеда на костре, приготовить на костре пищу (каша, чай);
- двигаться в составе группы по различному рельефу, в лесу, преодолевать болота, другие естественные и искусственные препятствия;
- ориентироваться на местности: двигаться при помощи карты и компаса; двигаться по азимуту с помощью компаса; определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам.
- оказывать первую помощь при ушибах и переломах верхних и нижних конечностей; владеть приемами наложения повязок на руку, ногу, иммобилизации конечностей при переломах.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 14 часов)
№ п/п Виды двигательной активности Временной объем в неделю, мин.
1 Организованные занятия в спортивных секциях и детских объединениях физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленности, по техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях Не менее 270
V СТУПЕНЬ (возрастная группа от 16 до 17 лет) 1. Испытания (тесты) по выбору
Виды испытаний (тесты) Мальчики, девочки
Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак
Туристский поход с проверкой туристских навыков 10-12 км двухдневный поход
12-14 км 14-16 км
2.Знания и умения
Должен знать:
- правила безопасности при проведении туристских походов, соревнований;
- порядок действий в случае поиска отставшего или заблудившегося члена группы;
- действия при травме, заболевании участника.
Должен уметь:
- подготовить личное и общественное снаряжение для проведения двух-трехдневного похода с ночлегом;
- выбрать место бивуака, установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер (2-3 типа); изготовить простейшее временное укрытие;
- составить меню и перечень продуктов для двухдневного похода, приготовить на костре обед;
- двигаться в составе группы в лесу, преодолевать болота, ручьи, овраги и другие естественные и искусственные препятствия, владеть навыками страховки альпенштоком;
- ориентироваться на местности: работать с картой и компасом, определять точку своего стояния; сохранять заданное направление движения; определять направления выхода в случае потери ориентировки;
- оказывать помощь утопающему, изготавливать транспортировочные средства и владеть 2-3 приемами транспортировки пострадавшего.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не
менее 12 часов)
№ п/п Виды двигательной активности Временной объем в неделю, мин.
1 Организованные занятия в спортивных секциях и детских объединениях физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленности, техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях Не менее 270
VI СТУПЕНЬ (возрастная группа от 18 до 29 лет) 1. Испытания (тесты) по выбору
Виды испытаний (тесты) Нормативы
Мужчины, женщины от 18 до 24 лет Мужчины, женщины от 25 до 29 лет
Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак
Туристский поход с проверкой туристских навыков 15-17 км 17-19 км 19-20 км 15-17 км 17-19 км 19-20 км
На серебряный и золотой знак - двухдневный поход с ночлегом в полевых условиях
2.Знания и умения
Должен знать:
- правила безопасности при проведении туристских походов, соревнований;
- порядок действий в случае организации поисково-спасательных работ силами группы, поиска отставшего или заблудившегося члена группы;
- действия при травме, заболевании участника.
Должен уметь:
- подготовить личное и общественное снаряжение для проведения двух-трехдневного похода с ночлегом;
- выбрать место бивуака, установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер (2-3 типа); изготовить простейшее временное укрытие;
- составить меню и перечень продуктов для двухдневного похода, приготовить на костре обед;
- двигаться в составе группы в лесу, преодолевать болота и другие естественные и искусственные препятствия, владеть навыками страховки альпенштоком;
- ориентироваться на местности: работать с картой и компасом, определять точку своего стояния; сохранять заданное направление движения; определять направления выхода в случае потери ориентировки;
- оказывать помощь утопающему, изготавливать транспортировочные средства;
- оказывать первую помощь при ушибах и переломах верхних и нижних конечностей; владеть приемами наложения повязок на руку, ногу, иммобилизации конечностей при переломах, приемами транспортировки пострадавшего.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 12 часов)
№ п/п Виды двигательной активности Временной объем в неделю, мин.
1 Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фит-несу, единоборствам, атлетической гимнастике, спортивному туризму, спортивному ориентированию, техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях Не менее 120
Пункты 2.1 и 2.2 аналогичны на для Ш-У11 ступеней Комплекса ГТО и предполагают:
2.1. Умения и навыки проверяются практическим путем во время проведения туристского похода, включая этапы и задания в маршрут, а также на туристских слетах и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию различного масштаба, начиная от школьных.
2.2. Отчетным документом о совершении туристского похода является маршрутный лист или маршрутная книжка установленного образца; приказ по образовательной организации о совершении похода с кратким отчетом; протокол участия команды (с пофамильным указанием участников) в туристском слете или соревнованиях; справка или выписка из протокола о совершении участником туристского похода, участии в соревнованиях по спортивному туризму.
Работа по совершенствованию содержания испытаний (тестов) и нормативов комплекса ГТО в части «Туристский поход» будет продолжаться. Научно-педагогической и туристской общественности при всей очевидности целесообразности включения испытаний «Туристский поход» в комплекс ГТО придется лоббировать интересы, прежде всего, подрастающего поколения, научно
аргументируя и экспериментально (квалиметрически) обосновывая, что ТУРИЗМ:
• де-факто, единственный вид в ГТО (2014-2015 гг.), предполагающий межличностное взаимодействие и активную коммуникацию детей и подростков при выполнении нормативов;
• единственный вид деятельности, где дети включены в технологический процесс производства «ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА» (обустройство бивака, приготовление пищи, устройство очага или укрытия и др.), т. е. реальную подготовку к труду, и несут социальную ответственность перед коллективом за качество данного продукта! Более того, сами же являются потребителем произведенного турпродукта;
• опирается на инстинкт «кочевья», естественные потребности детей в путешествии, в познании как окружающего мира, так и самого себя;
• обеспечивает потребность в самовыражении и самореализации в лично значимой и общественно полезной форме деятельности;
• имеет комплексное и мощное эмоциональное, физическое и духовно-нравственное воздействие на личность подрастающего поколения;
• обеспечивает овладение практическими навыками безопасной жизнедеятельности в природной среде;
• нормативы испытаний доступны для выполнения по интенсивности и напряженности нагрузок для всех категорий граждан, в т. ч. лиц с ограниченными возможностями здоровья и родителей с детьми (семейный туризм - передача опыта старших поколений!), семейных пар (беременных женщин);
• не требует существенных затрат на создание туристской и физкультурно-спортивной инфраструктуры.
Примечания
1. URL: http://gto.ru/history (дата доступа 08.04.2015).
2. Скок Н. В., Янцер О. В. Туристская подготовка школьников при реализации программы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса // Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивно-го комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 93-98.
3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М.: РМАТ, 2001.
4. Огородникова Б. И. С компасом и картой по ступеням ГТО // Туризм в комплексе «Готов к труду и обороне СССР». URL: http://www.offsport.ru/ turizm/ gto.shtml (режим доступа 23.11.2014).
5. Аванесов В. У. Экспериментальное обоснование системы использования средств восстановления работоспособности в учебно-тренировочном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 28 с.
6. Аргунов А. С. Подготовка школьников к специально направленным видам трудовой деятельности средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1970. 26 с.
7. Арвисто М. А. Конкретно-социологическое исследование некоторых субъективных аспектов участия в спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тарту, 1972. 25 с.
8. Бобовская Т. Н. Исследование эффективности народных физических упражнений в учебной работе по физической культуре в школе (на примере киргизских школ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Фрунзе, 1967. 21 с
9. Бородина Ю. Т. Воспитательные и образовательные проблемы детского горного туризма (на опыте горно-туристской работы школ Прииссык-кулья): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Фрунзе, 1973. 20 с.
10. Водолажский Г. Г. Исследование интереса учащихся V-X классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1969. 23 с.
11. Волков В. В. Исследование психологического и физического развития учащихся 4-8 классов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 11 с.
12. Галушко С. И. Туризм в общеобразовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1976. 22 с.
13. Гилев Д. К. Оперирование пространственными представлениями в процессе формирования навыков определения направлений и расстояний (у школьников 5 класса): автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психол.) М., 1960. 14 с.
14. Гониян С. А. Исследование выносливости и экспериментальное обоснование методики ее воспитания у детей (10-13 лет), проживающих в условиях среднегорья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 24 с.
15. Денисов А. И. Исследование средств и методов формирования организаторских умений руководителей школьного туризма в условиях педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1977. 20 с.
16. Едигарян В. Г. Планирование развития физической культуры и спорта среди учащихся школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 43 с.
17. Зубков С. А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 28 с.
18. Истомин П. И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников (на материалах школьных комсомольских организаций): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978. 20 с.
19. Колчина Г. В. Эффективность комплексных оздоровительных мероприятий в пионерских лагерях г. Уфы: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Уфа, 1958. 11 с.
20. Кочергин В. В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 27 с.
21. Магомедов А. М. Исследование специфики подготовки школьников 10-15 лет по спортивному ориентированию в начальный период: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978. 20 с.,
22. Нагорный А. Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. 16 с.
23. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 23 с.
24. Петросян С. А. Экспериментальное обоснование физических нагрузок в туристских пеших походах школьников V-VIII классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978. 22 с.
25. Пилат И. Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. 19 с.
26. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988. 15 с.
27. Приказ Министерства просвещения СССР. М.: Минпрос СССР. 12 апреля 1974 г.
28. URL: http://tourism.kulichki.net/tnok/pravden.htm (дата доступа 02.05.2015).
29. URL: http://gto-normativy.ru/stupeni-gto/ (режим доступа 23.11.2014).
30. Влияние туризма на организм школьников // Библиотека интересной научной литературы. URL: knigitut.net_http://knigitut.net/10/4.htm (дата доступа 18.06.2015).
30. URL: http://shkolastalker.fo.ru/ (дата доступа 18.06.2015).
31. Там же.
32. URL: http://gto-normativy.ru/stupeni-gto/ (режим доступа 23.11.2014).
33. URL: http://shkolastalker.fo.ru/ (дата доступа 18.06.2015).
34. Скок Н. В., Янцер О. В. Указ. соч. С. 96.
35. Там же.
36. Перечень туристских знаний и навыков, необходимых для сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://www.yunturist58.ru (дата доступа 12.09.2015).