Л. В. Сарже
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой педагогики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. П. Надточий
Рассмотрена проблема совершенствования профессионализма педагогических кадров, повышение эффективности их деятельности в контексте модернизации современного образования.
На основе теоретических положений по проблеме самообразования и корпоративного обучения предложена программа подготовки учителей к развитию самообразования школьников.
Ключевые слова: готовность, корпоративное обучение, модульное обучение, самообразование, сотрудничество, учитель.
L. Sarzhe
COURSE FOR TEACHERS "DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION
OF SCHOOLCHILDREN"
In the course the problem of developing professional skills of teachers and improving the efficiency of their work according to the modern conceptions of education is considered.
The course is based on theoretical principles of the problem of schoolchildren's self-education and principles of inner education.
Key words: readiness, corporative education, module education, self-education, cooperation, teacher.
Возникновение новых тенденций в образовании, в социокультурной политике приводит к тому, что наибольшую актуальность приобретает проблема совершенствования профессионализма педагогических кадров, повышение эффективности их деятельности, что позволит обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать перспективные образовательные технологии.
Декларация пятой международной конференции «Постдипломное образование в системе непрерывного образования» гласит, что непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования. Профессиональная компетентность - это сформированность в труде учителя различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем развитие личности ученика [14, с. 12]. В век информационного общества требуется не передача учителю готовых рецептов в виде методических рекомендаций, не передача только знаний, а прежде всего «выращивание у учителя способности к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимой для работы в новых условиях» [5, с. 36]. Это, в свою очередь, побудило к разработке программы подготовки учителей к развитию самообразования школьников.
При разработке программы были выдвинуты предположения о том, что осуществление подготовки учителей к развитию самообразовательной деятельности учащихся старших классов будет более эффективным, если:
• будут определены критерии уровня сформированности готовности учителя к организации учебного процесса, способст-
вующего развитию у школьников умений, необходимых для самообразовательной деятельности;
• будут использоваться виды, формы, содержание методической работы в зависимости от исходного уровня готовности учителя.
Разработка программы повышения квалификации учителей осуществлялась на основе изучения психолого-педагогических исследований по данной проблеме и выделенных некоторых положениях, а именно:
• условием включения в самообразование является, по мнению И. А. Редковец, формирование у учащихся умений самостоятельно работать;
• Б. Ф. Райским были определены условия, при которых наиболее успешно формируются умения, необходимые для самообразования, а именно: при организации самостоятельной деятельности учащихся необходимо четко определять цель, наличие правил и последовательности выполнения действий, представление конечного результата, постоянный контроль и своевременное обнаружение отклонений;
• готовность к самообразованию для педагога - это его готовность к внедрению новых образовательных технологий и к организации учебного процесса для достижения цели образования на современном этапе;
• функция педагога на современном этапе - содействие образованию школьника. Она проявляется не столько в сообщении информации ученикам, сколько в организации самостоятельной познавательной деятельности, направленной на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике;
• характеристиками современной профессиональной деятельности (по А. Маслоу) являются: дух команды, сотрудничества; сочетание индивидуализма с коллективизмом; самообучаемость; стремление к нововведениям;
• важным компонентом в структуре педагогической деятельности, по мнению С. Ю. Степанова, является рефлексия, которая может осуществляться как коллективная мыслительная деятельность и совместный поиск решения [9, с. 169];
• рефлексия может инициировать и стимулировать процессы самообразования и, с другой стороны, рефлексия сопровождает самообразование;
• действия учителя, способствующие самообразованию: самоанализ с определением собственных возможностей, знаний, умений; определение целей для ликвидации профессиональных пробелов; определение содержания самообразования и способов достижения целей;
• одним из условий, при которых процесс самообразования будет происходить более эффективно, определенных группой педагогов (О. В. Акуловой, С. А. Писаревой, Е. В. Пискуновой, А. П. Тряпицыной): программа профессионального развития педагогов должна включать возможность исследовательской поисковой деятельности.
Приведем характеристику программы подготовки учителей к развитию самообразования школьников.
Разрабатываемая программа ориентирована на учителей, работающих в старших классах средней общеобразовательной школы. Специфика программы заключается в направленности на овладение учителями прикладными знаниями и умениями за счет того, что повышение квалификации проектируется исходя из разного уровня готовности учителей к организации самообразовательной деятельности школьников, с учетом пробелов в знаниях конкретного учителя.
Для того чтобы учитель смог успешно пройти подготовку по данной программе, у него должны быть развиты общие умения, необходимые для успешного самообразования, а именно: умение работать с текстами, умение слушать, наблюдать, работать с техническими средствами информации, умения умственной деятельности, самоорганизации и рефлексии.
Основной целью программы является подготовка учителя к организации такого учебного процесса, при котором у учащихся будут формироваться умения, необходимые для их успешного дальнейшего самообразования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• повышение мотивации обучения самих педагогов;
• теоретическая подготовка педагогов по данной проблеме;
• практическая реализация полученных знаний.
Основным средством достижения цели подготовки учителей выступает разнообразная по виду и содержанию деятельность педагогов в процессе освоения программы: открытые уроки, семинары, модульное обучение, в формате которого построена подготовка учителей по теоретическим вопросам, организация сменных творческих групп, консультации.
Результатом освоения программы повышения квалификации становится овладение учителями следующими компетенциями:
• Инструментальные компетенции: способность к анализу и синтезу, к организации и планированию, основы профессиональных знаний, умение находить и анализировать информацию из различных источников, решение проблем, принятие решений.
• Межличностные компетенции: способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений.
• Системные компетенции: способность применять знания на практике, учиться, адаптироваться к новым ситуациям, порождать новые идеи, работать самостоятельно, исследовательские навыки, инициативность, стремление к успеху.
При разработке программы учитывались особенности корпоративного обучения, а именно «"проживаемое" образование педагога» [2, с. 233-248]. Целесообразность применения данной модели в осуществлении подготовки учителей обосновывается также результатами проводимого эксперимента, ко-
торые показали, что уровень готовности педагогов к осуществлению данного вида деятельности различен. Учет особенностей разных учителей, имеющих разные пробелы в знаниях, их одновременное обучение вполне возможно при использовании указанной модели повышении квалификации, так как подготовка строится по четким этапам: определение уровня готовности, включение в совместную разработку вариантов решения, апробация предварительного проекта, анализ полученных результатов. Также использование данной модели корпоративной подготовки позволит преодолеть социально-психологические и психолого-педагогические преграды.
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя: компьютерные классы с доступом в Интернет, схему полного анализа урока, печатные учебно-методические материалы, оформленные по принципу модульного обучения, множительную технику. Для удобства занятий, печатные модули находятся в методическом кабинете.
Для оценивания результатов освоения программы может быть выбрано два направления. Первое - оценивание достижений учителей по итогам изучения программы. Второе направление - оценивание достижений учащихся, где ученикам предлагается в начале и в конце года выполнить задания, выбранные из международного исследования PISA, которые помогут определить состояние некоторых умений, необходимых для дальнейшего самообразования учащихся. После сравнения результатов до и после можно определить насколько успешно учителя изучили программу.
Для отбора содержания программы подготовки учителей к развитию самообразования школьников было взято за основу теоретическое положение, что руководство самообразованием - это прежде всего вооружение необходимыми умениями и навыками самостоятельного познания. Были определены общие умения, необходимые для успешного самообразования. Ими стали: умение выявлять в тексте ответы на поставленные вопросы; выделять основное и второстепенное; работать с критической литературой; читать схемы, таблицы,
графики. В соответствии с выбранными умениями были подобраны некоторые педагогические технологии, использование которых педагогами в учебном процессе будет способствовать формированию этих умений, а также определены методы обучения.
При отборе теоретического материала для содержания программы по теме «методы обучения», использовались рекомендации, приведенные И. П. Подласым в таблице «сравнительная эффективность методов обучения», где автор определяет методы, способствующие формированию умения учиться, навыка самообразования [10, с. 482].
При выборе педагогических технологий руководствовались следующими их возможностями (исходя из функций содействию образованию):
• инициирование активности учащихся;
• оснащение способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;
• стимулирование мотивации творчества;
• активизация сотрудничества в коллективной работе.
Ими стали: коллективный способ обучения, проблемное обучение, технология проектного обучения, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталова), технология мастерских.
Блок программы для освоения теоретического материала по вопросу современных педагогических технологий, способствующих развитию самообразовательной деятельности школьников, включал в себя набор учебных модулей, что позволяет каждому учителю самостоятельно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут. По теме «методы обучения, способствующие развитию самообразовательных умений», проводится семинар (педагогическая мастерская).
При разработке непосредственно модулей мы исходили из того, что модуль - это относительно самостоятельная часть какой-либо системы, несущая определенную функциональную нагрузку; это «доза» информации или действия, достаточная для формирования не-
обходимых профессиональных знаний либо навыков действующего педагога [4, с. 13].
Учителям предлагается для изучения пять модулей, один из которых включает в себя три учебных элемента. Приведем примеры модулей, которые составили теоретический блок содержания программы по подготовке учителей к развитию самообразования школьников.
Модуль № 1. Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко).
Учебный элемент № 1. Пары сменного состава.
Учебный элемент № 2. Группы сменного состава.
Учебный элемент № 3. Поабзацная проработка текста.
Модуль № 2 Проблемное обучение.
Модуль № 3. Технологя проектного обучения.
Модуль № 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).
Модуль № 5. Технология мастерских.
Каждый элемент и модуль имеет четкую одинаковую структуру:
• теория вопроса (цель технологии, история появления);
• алгоритм деятельности учителя при работе по данной технологии;
• алгоритм деятельности учащихся при работе по заданию учителя;
• рекомендации учителю по использованию данной технологии;
• рекомендации учителю по оцениванию результата работы у учащихся во время учебного процесса.
Теперь представим рекомендации по работе с данной программой.
На первом этапе «"проживаемого" обучения педагога» необходимо определить существующий уровень готовности учителя к развитию самообразования школьников. Для этого предлагается учителям ответить на вопросы анкеты, разработанной для исследования. Используя ключ к анкете, определить исходный уровень готовности. Рекомендуется это делать в самом начале учебного года,
чтобы определить программу методической работы учителя на год.
Далее идет построение индивидуального маршрута обучения.
Учителю, находящемуся на низком уровне готовности, в первую очередь нужно помочь почувствовать необходимость дальнейшего обучения, помочь определить его пробелы. Для этого ему предлагается программа, так называемая супервизия - сопровождение более опытным специалистом -учителем из того же коллектива. Супервизором может выступать учитель, чей уровень готовности на тот момент является высоким или средним, но более приближенным по показателям к высокому. Они совместно с завучем выстраивают программу посещения открытых уроков. После этого обязательно проводится анализ урока по схеме, предложенной в «дневнике педагогической практики» для студентов ФТиП РГПУ им. А. И. Герцена [3, с. 35]. Посетив и проанализировав уроки опытных специалистов, учитель может определить пробелы в своих знаниях и умениях и почувствовать необходимость их пополнения. На этом этапе ему предлагается начать работу с учебными модулями.
Учителям, чей уровень готовности после диагностики соответствует среднему, не обязательно посещать открытые уроки, так как они и так осознают необходимость в своем самообразовании, но если у них есть такое желание, то можно также предложить схему анализа урока и составить график посещений. На этом этапе им можно предложить начать работу с теоретическими модулями. Учителя могут самостоятельно определить порядок работы с ними. Единственное условие - это ознакомиться со всеми модулями за первую четверть.
Для удобства работы с модулями и удобством контроля работы учителей по ним, предлагается печатные дидактические пособия хранить в методическом кабинете. Там же удобно хранить журнал самозаписи, где учителя будут фиксировать название взятого ими для проработки пособия. Это, во-первых, поможет отслеживать местонахож-
дение модуля, а во-вторых, посмотрев этот журнал, завуч или куратор методической работы, сможет определить, с кем из учителей необходима дополнительная индивидуальная работа: беседа, составление графика посещения уроков, фиксированный график работы с модулями в методический день. Если учителям необходима дополнительная информация, то в их распоряжении находится компьютерный класс с доступом в Интернет. График работы кабинета составляется с учетом основного расписания.
Учителей с высоким уровнем готовности необходимо подключить к проведению открытых уроков, чтобы на их примере можно было рассматривать возможность профессионального роста. В работе над методической темой они могут самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут.
Заканчивать первый этап внутрифирменного обучения предлагается семинаром по теме «методы обучения, способствующие развитию самообразования». Проводить семинар может либо учитель с высоким уровнем, подготовки либо специально привлеченный специалист по этому вопросу (например, преподаватель из вуза, владеющий данной темой).
После семинара учителям предлагается объединиться в творческие группы для дальнейшей работы в зависимости от выбранной ими педагогической технологии проведения урока. Многообразие педагогических технологий позволяет каждому учителю найти ту или те технологии, которые будут способствовать формированию и развитию самообразовательных умений именно в рамках его дисциплины. Чтобы использование современных педагогических технологий повышало качество образовательного процесса, наличие даже самой современной техники в школе недостаточно. Необходимо в первую очередь изменить позиции учителя. А этого можно добиться за счет включения учителя в самостоятельную поисковую деятельность, т. е. поставить его на место ученика.
В этом помогает условный переход на второй этап «"проживаемого" образования»:
включение учителя в разработку вариантов решения данной проблемы в рамках профессионального сообщества - организованных временных творческих групп. На этом этапе учителя низкого и среднего уровня готовности, объединенные во временные творческие группы, самостоятельно и совместно ищут, если есть необходимость, дополнительный материал, обсуждают его, пытаются найти общее решение, помогают друг другу. Также на этом этапе идет разработка вариантов применения выбранной ими технологии на уроке, разрабатывается система диагностики результативности.
Учителя с высоким уровнем готовности привлекаются на этом этапе в качестве консультантов - руководителей групп. Также руководителем группы может выступать завуч. Но при организации корпоративного обучения учителей особые требования должны предъявляться к преподавателю, ведущему занятия. Мы согласны с требованиями, описанными у Л. О. Маленковой [6, с. 115-116].
1. Осуществлять подготовку по предложенной программе может руководитель, освоивший углубленно модульную систему организации обучения, умеющий разрабатывать модульные программы по преподаваемым дисциплинам на основе четкого знания принципов их построения; владеет способами усиления мотивации, психолого-педагогическим мастерством и управленческой культурой; обладает высоким уровнем профессионализма.
2. Руководитель выполняет функции планирования, предоставления информации, демонстрации, руководства. Он должен быть способен воспринимать и структурировать идеи участников; предлагать свои варианты решений; также осуществлять контроль, наблюдение и оценку деятельности других учителей; обеспечивать связь между участниками творческой группы; не забывать о похвале как двигателе действий, уметь побуждать, давать поручения, говорить самому и уметь слушать других. Руководитель должен не только знать, как выполнять эти разнообразные функции, но и уметь применять их согласно сложившейся ситуации.
3. Руководитель программы повышения квалификации должен постоянно осуществлять рефлексию каждого этапа своей деятельности при обучении учителей. Делать выводы и вносить корректировки в свою деятельность для более успешного достижения цели обучения творческой группой учителей.
Итогом работы на втором этапе являются разработки учителей по использованию выбранной ими педагогической технологии в рамках своих уроков. На это отводится вторая четверть.
На третий этап «"проживаемого" обучения педагога» приходится третья и четвертая четверти. Это период апробации разработок второго этапа, осуществления анализа опыта внедрения, оценивания положительного и отрицательного в результатах и корректировки действий.
Четвертый этап лучше всего проводить в конце учебного года, когда завершается учебный процесс. Поскольку оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика, то в конце года проводится диагностирование изменений в проявлении самообразовательных умений школьников (задания из международных исследований PISA), на развитие которых направлена программа подготовки учителей. Результаты сравниваются с данными на начало учебного года. А учителя представляют результаты своей работы по форме отчетности, выбранной ими самостоятельно.
Предложенная программа подготовки учителей к развитию самообразования школьников была апробирована в ходе преобразующего эксперимента исследования на базе школы Санкт-Петербурга.
Было предложено учителям в конце года после внедрения программы подготовки ответить на вопросы анкеты, разработанной для определения уровня готовности учителей к развитию самообразования школьников в рамках диссертационного исследования.
Сравнив данные до эксперимента (полученные в ходе констатирующего экспери-
мента) и после, мы можем утверждать, что значительно (в 5 раз) увеличилось количество учителей, перешедших на более высокий уровень готовности. Снизилось (в 2,5 раза) количество учителей, не внедряющих в свою профессиональную деятельность современных педагогических технологий.
До опытной работы наблюдалось 13% учителей со средним уровнем готовности и 87% с низким уровнем. После проведения экспериментальной работы процент учителей, чей уровень готовности стал соответствовать среднему, вырос до 59%, а процент учителей, чей уровень готовности соответствует низкому, уменьшился до 33%. Также появились учителя, чей уровень готовности достиг высокого уровня (8%).
Анализ полученных результатов в ходе диагностики уровня подготовки учителей после апробации программы позволил установить следующее:
• разработанная программа корпоративного обучения по модели «"проживаемое" обучение педагога» позволяет учитывать исходный уровень готовности учителей к развитию самообразования школьников;
• программа, разработанная с учетом уровня готовности учителей, позволяет строить индивидуальный образовательный маршрут каждому педагогу исходя из его личных потребностей;
• использование модульного обучения при организации занятий с учителями позволяет учителю самостоятельно выбирать темп и время работы с программой, что способствует развитию самостоятельности самого педагога, снижению психологических барьеров;
• посещение уроков коллег и работа в малых группах повышает мотивацию учения самих педагогов, работа в коллективе становится более сплоченной.
В целом результаты, полученные после внедрения предложенной программы в одну из школ Санкт-Петербурга, подтверждают, что данная программа может быть использована и в других учебных заведениях для повышения квалификации педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 246 с.
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.
3. Бердышев А. В. Дневник педагогической практики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 44 с.
4. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 336 с.
5. Калиновский Ю. И. Философия образовательной политики. М., 2000.
6. Маленкова Л. О. Подготовка учителей к реализации новых форм организации образовательного процесса. СПб., 2006. 148 с.
7. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования РКА-2000. М.: Логос, 2004. 296 с.
8. Пехота Е. Н. Опережающее задание как средство формирования готовности к самообразованию старшеклассников. Л., 1981. 137 с.
9. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учащегося. СПб., 2005. 246 с.
10. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 482 с.
11. Райский Б. Ф, Скаткин М. Н. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение, 1983. 116 с.
12. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования. М.: Просвещение, 1986.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
14. Татарченкова С. С. Организация методической работы в современной школе: Учеб.-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2007. 128 с.