Т. Г. Макусева
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: индивидуально-ориентированное обучение, самообразовательная деятельность.
В статье рассматривается индивидуально-ориентированное обучение, совершенствующее традиционную образовательную систему; анализируется отношение к нему различных исследователей. Предложена модель индивидуально-ориентированного обучения, включающая в себя цели, принципы, комплекс организационнопедагогических условий, составляющие индивидуально-ориентированного обучения и механизм реализации, а также структуру реализации и результат.
Keywords: individually oriented teaching, self-educational activities.
The article deals with the individually oriented teaching developing the traditional education system; the attitude of various researchers to such a model is also analyzed in the paper. The authors suggested a model of individually oriented teaching including the purposes, principles, a set of organizational and pedagogical conditions, the constituents of the individually oriented teaching and implementation mechanism, the structure of such implementation and its results.
Кардинальные перемены в современном обществе требуют концептуальных изменений процесса обучения. Необходимым условием для развития экономической и социальной сферы, построения собственной индивидуальной карьеры становится реализация концепции «образования через всю жизнь», вместо «образования на всю жизнь». Такой подход призван придать динамику педагогике 21 века, он направлен на поиск новой модели педагогической деятельности и формирование целенаправленной и сбалансированной системы обучения.
В последние годы было принято несколько важных Федеральных законов, решений правительства, направленных на модернизацию системы образования. Утверждены и одобрены «Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальная
доктрина образования до 2025 года», отредактирован Закон РФ «Об образовании» (2005). Новый этап развития школы ознаменован в ноябре 2008 года в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где были выражены все пожелания по дальнейшему развитию образования в нашей стране.
Формирование навыков самообразования личности, развитие ее активности, индивидуализация образовательного процесса, возможность выбора форм образования заявлено в этих документах в числе прочих основных целей и задач.
Отметим, что хотя традиционные
образовательные технологии в последние десятилетия перестали полностью обеспечивать потребности общества, в настоящее время наблюдается сдвиг к традиционной системе обучения с включением в нее элементов инноваций. Именно этого направления мы и придерживаемся в своем исследовании.
С позиции нашего исследования реализации перечисленных выше направлений может
соответствовать индивидуально-ориентированное обучение. Понятие индивидуально-ориентированного обучения не является новым и отношение к нему различных исследователей неоднозначно.
Индивидуально-ориентированное будущих
учителей рассматривает Т.А. Залезная, отмечая, что «индивидуально-ориентированное обучение -
процесс формирования и развития профессионально-методических компетентностей с использованием модульно-рейтинговой технологии, представляющий собой методическую систему, включающую в себя: а) модель качества
методической подготовки студентов по учебным дисциплинам; б) критерии и уровни готовности студентов к решению профессионально-
методических задач; в) специальную систему заданий, направленную на индивидуальноориентированное обучение будущих учителей; г) диагностические инструменты» [1].
По мнению А.А. Яруллова «Индивидуальноориентированное обучение - система, которая рассматривается как способ психологопедагогического содействия личности, посредством ведущей возрастной учебной деятельности» [2].
Рассматривая подготовку учителя к работе с подростками с девиантным поведением, С.Б. Калинина индивидуально-ориентированное
обучение представляет как взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося, основанную на таких формах педагогического взаимодействия, как взаимоподдержка, сотрудничество, сотворчество, соучастие и т.п., и позволяющую подростку осознать свою значимость на уроке [3].
Индивидуально-ориентированная подготовка, по мнению Е.А. Елисеевой, представляет собой совокупность связей и отношений, включающих цели обучения предмету, содержание обучения, учебную деятельность преподавателя, учебную работу студентов, средства, формы и методы обучения, а также условия их успешной реализации [4].
Основу индивидуально-ориентированной системы иноязычной подготовки студентов составляет учет психофизиологических
особенностей студентов, который определяет методы и средства при формировании лингвистических, коммуникативных компетенций и
формирование способности к самообразованию, -считает Т.В. Иванова [5].
Сущность индивидуально-ориентированной
системы обучения Е.И. Тарасова видит в том, что такая система призвана адаптировать классноурочную систему к возможностям и потребностям каждого обучающегося, она направлена на разрешение основного противоречия практики школьного обучения, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся [6].
Реализация индивидуально-ориентированного образования, по мнению Г.М. Паниной, дает возможность гармонизировать «изнутри» со стороны непосредственно заинтересованных лиц процесс индивидуального движения к целостности в условиях дисгармонии реальной социокультурной
образовательной ситуации [7].
С позиции нашего исследования индивидуально-ориентированное обучение
представляет собой совокупность форм, методов, средств, этапов, реализацией которых достигается повышение качества обучения отдельному предмету за счет погружения обучающихся в осознанную, личностно-значимую индивидуальную
самообразовательную деятельность.
Внедряя индивидуально-ориентированное обучение, мы в своем исследовании стремились максимально активизировать самообразовательную познавательную деятельность обучающихся в пространстве содержания изучаемого предмета, индивидуализировать процесс обучения, снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения в вузе, используя при этом методики здоровьесберегающего обучения. В современном обществе в системе рыночных отношений большое значение приобретает статус здорового человека и проблема здоровьесбережения в педагогике обсуждается широким кругом исследователей, среди них Е.А. Котова, П.Н. Осипов, Л.Н. Осипова, В.И. Павлов, Е.А. Югова и другие [8,9,10, 11].
Модель индивидуально-ориентированного обучения, предложенная нами, включает в себя цели, принципы, комплекс организационно-педагогических условий, составляющие индивидуально-
ориентированного обучения и механизм реализации, а также структуру реализации и результат.
Системообразующим фактором процесса обучения, реализуемого на основе модели, является его цель.
Целями индивидуально-ориентированного обучения являются:
- гарантированное достижение образовательных стандартов;
- активизация самообразовательной познавательной деятельности;
- возможность повышения уровня образования;
- развитие умений учиться, умений учебнопознавательной деятельности;
- формирование способностей переноса знаний, их практическая направленность;
- овладение обучающимися ключевыми компетентностями, в частности
здоровьесберегающими.
Рассмотрев различные подходы к обучению, а соответственно и принципы, на которых они основаны, нами выделены принципы, которые и являются основными правилами построения процесса индивидуально-ориентированного
обучения. Среди этих принципов: принцип
детального определения конечного результата
состояния обучаемой системы; принцип
соответствия; принцип паритетности; принцип
модульности; принцип проблемности; принцип
коньюнктурности; принцип систематической обратной связи; принцип индивидуализации; принцип практической направленности подготовки обучающихся; принцип индивидуально-творческого подхода; принцип последействия педагогических актов управления самостоятельной работой; принцип содержания.
В нашем исследовании мы понимаем под педагогическими условиями создаваемые педагогом обстоятельства, наиболее полно способствующие реализации дидактических целей обучения. Индивидуально-ориентированное обучение мы рассматриваем как погружение в
самообразовательную деятельность. Поэтому оно будет более эффективным, если реализуется следующий комплекс условий:
1) сегментирование обучающихся: первоначальная проверка уровня предметной подготовки; проверка уровня умений самообразовательной деятельности; учет психологических особенностей обучающихся;
2)детализация содержания обучения: расчет
сложности учебного материала; распределение учебного материала по уровням усвоения; составление технологической карты учебного
предмета;
3) активизация обучения за счет использования различных технологий обучения, реализующих разные подходы, которые в совокупности составляют полипарадигмальный подход;
4) аутентичность системы контроля: контроль
обучаемого; контроль обучающегося; самооценка и самоконтроль.
Все представленные выше условия
взаимосвязаны. Выполнение всех условий в их совокупности, на наш взгляд, в наибольшей степени обеспечивает реализацию индивидуальноориентированного процесса обучения.
Открытость требований на организацию учебного процесса при индивидуально-
ориентированном обучении накладывает информационно-технологическая составляющая.
Информационная часть этой составляющей состоит из системы информационного обеспечения учебного предмета, состоящего в перечне дисциплин или предметов, включенных в
программу индивидуально-ориентированного
обучения: рабочая программа изучаемого предмета; учебники и учебные пособия, в том числе электронные; учебно-методические пособия, разработанные преподавателями непосредственно
для самообразовательной деятельности; конспекты лекций и презентации; инструктивные пособия, содержащие примерный перечень уровневых тестовых задания по предмету; набор
индивидуальных маршрутов (шесть) изучения учебного предмета.
Методическая часть составляющей представлена методическими указаниями и
рекомендациями по изучению той или иной темы или раздела; набором тренажерных и тестовых заданий по разделам и темам для контроля и самоконтроля; набором учебно-методических карт дисциплины; демонстрационными версиями контрольных и
зачетных работ, которые предстоит выполнить обучающемуся.
Технологическую часть составляющей представляет набор применяемых для изучения предмета технологий и методик обучения, позволяющих сохранить качество очного обучения при увеличении объема самообразовательной деятельности на изучение учебного предмета.
Таким образом, информационнотехнологическая составляющая несет огромную
нагрузку при индивидуально-ориентированном обучении, поэтому и требования к ней должны быть соответственно высоки.
Общекультурная составляющая учитывает общекультурные потребности и интересы обучающегося, она направлена на формирование целостной личности как носителя современной культуры. Общекультурная составляющая
предоставляет возможность выбора уровня сложности учебного материла, способа его переработки, составление своего индивидуального маршрута при изучении темы или раздела по предмету. Именно она вносит возможность демпфинга - обучающийся может улучшить свое положение в рейтинговой школе, переходя из одной группы в другую. Кроме всего прочего, общекультурная составляющая направлена на создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Операционно-практическая составляющая включает организационные мероприятия: составление планов изучения дисциплины, корректировка расписания занятий и консультаций, разработку системы взаимодействия обучающего и обучающегося. Составляющая ориентирует на развитие общепредметных компетенций (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей), предметных компетенций (частные компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов), здоровьесберегающих компетенций (формируются посредством технологии индивидуально-ориентированного обучения;
содержания обучения; стиля организации учебного процесса; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися) [12].
Механизм реализации индивидуальноориентированного обучения в нашем исследовании представлен системой приемов и средств обучения отдельному предмету; системой педагогического
сопровождения в организации обучения отдельному предмету; самообразовательной деятельностью обучающихся по изучению отдельного предмета; а также системой контроля.
Реализуется такая модель через непосредственно экстернат, вечернюю (сменную школу с очно-заочным обучением, введение элементов экстерн-обучения в школе и вузе при изучении отдельного предмета или дисциплины.
Рассматривая индивидуально-
ориентированное обучение как некоторую инновацию традиционной системы обучения, отметим, что чаще всего инновационная деятельность пока фиксируется по одному преобладающему критерию - «чем больше, тем лучше». Однако такое внедрение не может протекать без объективного контроля, анализа результатов, оценки и самооценки обучающих и обучающихся [13]. Важную роль в этом должна сыграть система контроля и ее аутентичность как инструмент отслеживания влияния инноваций на качество обучения.
Результат внедрения индивидуальноориентированного обучения можно оценить по следующим факторам: 1) Теоретическая готовность (овладение обучающимися основами научных знаний по отдельным предметам), практическая готовность (сформированность знаний и умений, определенных Государственным стандартом, а также навыков самоконтроля и самоанализа); психологическая готовность (способность
обучающихся адаптироваться к различным условиям деятельности, стрессовым воздействиям);
2) Разработка и совершенствование учебнометодического обеспечения; создание условий для реализации; повышение профессионального
мастерства обучающих, обмен опытом.
Предлагаемая модель индивидуальноориентированного обучения позволяет
спроектировать и осуществлять процесс обучения не просто тому или иному предмету или дисциплине, она помогает перейти обучающемуся от усвоения готовых знаний в процессе учебных занятий к самообразовательной деятельности с учетом его особенностей и возможностей, дает возможность развивать свою индивидуальность, развивать умения добывать и обновлять свои знания путем самообразования.
Литература
1. Залезная, Т.А. Индивидуально-ориентированное обучение будущего учителя физики на основе модульно-рейтинговой технологии // Т.А. Залезная. Дис.
.. .к.п.н..Красноярск, 2006.
2.Яруллов, А.А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск, 1998. 112с.
3.Калинника, С.Б. Подготовка учителя к индивидуальноориентированному обучению подростков с девиантным поведением. Псков, 2001, с.10.
4.Елисеева, Е.А. Педагогические условия индивидуальноориентированной иноязычной подготовки студентов технического вуза. Комсомольск-на-Амуре, 2006, 176 с.
5. Иванова, Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов
технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2003. С.46.
6. Тарсова, Е.И. Индивидуально-ориентированная система подготовки будущего учителя технологии к обучению младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Брянск, 2004. С.11.
7. Панина, Г.М. Индивидуально-ориентированный подход к реализации образовательных маршрутов повышения квалификации учителей в процессе курсовой подготовки: автореф.дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб, 1999. С.17.
8. Котова, Е.А. Формирование здорового образа жизни у студентов педагогического вуза: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. Мичуринск. 2005. 164 с.
9. Осипов, П.Н., Осипова, Л.Н. О валеологической культуре
будущего инженера // Вестник Казанского
государственного технологического университета. 2011. №5. С. 247-251.
10. Павлов, В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. Т.73, № 3. С.154-158.
11. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Т. 1. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3 (17) / Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. С.213-218.
12. Жаркова, Г.В. Технологии формирования навыков
здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции) //
http://psichologvolsk.forum2x2.ru/t11-topic.
13. Матвеева С. Е. Социально-политические и организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности. // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 1. С. 370-381.
© Т. Г. Макусева - канд. пед. наук, доц. каф. математики НХТИ КНИТУ, [email protected].