Научная статья на тему 'Программа подготовки кадров для промышленного железнодорожного транспорта'

Программа подготовки кадров для промышленного железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудкин Е. П., Ковбаса Б. А., Мокеичев Е. Ю.

Специалисты, отвечающие за обеспечение безопасности движения на путях необщего пользования, зачастую не имеют не только базового железнодорожного образования, но и не проходят курсы начальной подготовки или повышения квалификации. Сложившееся положение ставит ряд неотложных задач перед промышленным транспортом, особенно в части повышения безопасности движения. Эта проблема одна из самых острых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки кадров для промышленного железнодорожного транспорта»

Программа подготовки кадров

для промышленного железнодорожного транспорта

Е.П. ДУДКИН, д-р техн. наук, профессор, председатель президиума Северо-Западного регионального отделения РАТ; Б.А. КОВБАСА, канд. техн. наук, доцент; Е.Ю. МОКЕИЧЕВ, канд. техн. наук, доцент

Специалисты, отвечающие за обеспечение безопасности движения на путях необщего пользования, зачастую не имеют не только базового железнодорожного образования, но и не проходят курсы начальной подготовки или повышения квалификации. Сложившееся положение ставит ряд неотложных задач перед промышленным транспортом, особенно в части повышения безопасности движения. Эта проблема — одна из самых острых.

Объем перевозок грузов на промышленном транспорте почти в три раза превышает аналогичный показатель для транспорта общего пользования, а развернутая длина путей составляет 71% от путей общего пользования. На промышленном транспорте трудятся более 300 тыс. человек, на территории Российской Федерации находится свыше 17 тыс. предприятий промышленного железнодорожного транспорта, из них более 9 тыс. имеют собственные железнодорожные пути. Инвентарный парк подвижного состава насчитывает 15,1 тыс. единиц тягового подвижного состава, 124,4 тыс. грузовых универсальных вагонов, 83,4 тыс. специализированных вагонов, 600 пассажирских вагонов.

Многие происшествия при перевозке опасных грузов на промышленном транспорте, в частности сходы и столкновения подвижного состава, протечки котлов цистерн и ряд других, происходят в черте крупных городов, что составляет потенциальную опасность для городского населения и инфраструктуры города.

Основными причинами происшествий и инцидентов являются:

• нарушения действующих норм, правил и инструкций безопасной перевозки опасных грузов;

• некачественная подготовка вагонов-цистерн под погрузку (не в полной мере устраняются уже выявленные неисправности);

• низкий уровень квалификации, трудовой и технологической дисциплины работников предприятий;

• слабое техническое оснащение ремонтной базы, предназначенной для технического обслуживания и ремонта пути, вагонов-цистерн и других технических

средств, отсутствие на многих предприятиях измерительных инструментов, шаблонов и приборов диагностики;

• неудовлетворительное состояние подъездных путей предприятий промышленного железнодорожного транспорта.

Оснащенность промышленного транспорта средствами и системами автоматизации и информатики остается на уровне 1980 года.

Для повышения надежности и безопасности работы промышленного железнодорожного транспорта необходимо совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка и внедрение новых конструкций пути и подвижного состава, пересмотр устаревшей и разработка новой нормативно-технической документации, создание действенной системы контроля не только за состоянием технических средств и инфраструктуры железнодорожного транспорта, но и за соблюдением технологических процессов всех выполняемых работ и кадровым обеспечением предприятий.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для промышленного железнодорожного транспорта должна включать в себя несколько уровней.

1. Профессионально-техническая подготовка квалифицированных рабочих кадров.

2. Подготовка кадров средне-технического уровня (мастера, техники, диспетчеры).

3. Подготовка кадров высшего уровня (инженеры).

4. Переподготовка и повышение квалификации инженерно-технических работников.

5. Подготовка кадров научного уровня (кандидаты и доктора наук).

Подготовка кадров рабочих профессий может быть организована на базе собственных учебных центров предприятий или на базе территориально примыкающих к предприятиям транспортных компаний или ПЖТ в случае, если предприятие не располагает собственным учебным центром.

Организация системы подготовки кадров рабочих профессий может быть поручена НО «Союзгрузпромтранс», где необходимо создать лицензированный головной учебный центр с полномочиями организации филиалов на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу и квалифицированный персонал, а также с полномочиями выдачи им прав на обучение и аттестацию рабочих соответствующих профессий.

Для решения задач подготовки кадров первого уровня необходимо разработать квалификационную сетку рабочих профессий промышленного транспорта с обоснованием требований к профессиональному уровню, а также систему контроля и аттестации рабочих. Для повышения уровня и престижности рабочих профессий следует восстановить, а при ее отсутствии разработать новую систему поощрений, конкурсов и соревнований на звание лучшего по профессии.

Подготовку кадров средне-технического уровня целесообразно организовать в профильных средних технических учебных заведениях по регионам.

Проблемы и задачи второго уровня во многом совпадают с проблемами первого уровня (регламент специалиста, квалификационная сетка, требования к профессиональному уровню, организация состязательности, разработка учебных планов и т.п.).

Подготовку инженерных кадров

целесообразно осуществлять на базе соответствующих кафедр:

• ПГУПС, кафедра «Промышленный и городской транспорт» — инженер путей сообщения по специализации «Строительство дорог промышленного транспорта»;

• Сибирский государственный индустриальный университет, кафедра «Организация перевозок и управления на транспорте» — инженер путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»;

• Липецкий государственный технический университет, кафедра «Организация перевозок» — инженер путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»;

• Магнитогорский государственный технический университет, кафедра «Промышленный транспорт» — инженер путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте», а также в других вузах Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Для решения поставленных задач по подготовке кадров высшего уровня необходимо:

• Включить в план подготовки специалистов в вузах железнодорожного транспорта следующие специальности и специализации:

— по направлению 190300 «Подвижной состав железных дорог»: по специальности 190301 «Локомотивы» — специализация «Локомотивы промышленного транспорта»; по специальности 190302 «Вагоны» — специализация «Вагоны промышленного транспорта»;

— по направлению 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»: специальность 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте» (железнодорожном) — специализация «Организация перевозок и управление на транспорте» (железнодорожном, промышленном);

— по направлению 270200 «Транспортное строительство»: специальность 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — специализация «Строительство дорог промышленного транспорта».

• Предусмотреть выделение целевых мест очной и заочной форм обучения для подготовки вышеназванных специалистов по заявкам предприятий промышленного транспорта.

• Организацию учебно-методической и научно-методической работы

возложить на общественный Учебно-методический совет по промышленному транспорту (УМС ПТ), который может быть создан при НО «Союзгрузпро-мтранс». В состав УМС ПТ должны входить заведующие кафедрами или руководители направлений всех вузов, осуществляющих подготовку кадров для промышленного транспорта. УМС ПТ разрабатывает проекты учебных планов по всем специализациям, планы издания методических указаний, учебных пособий и учебников, согласовывает и утверждает авторские коллективы учебно-методических изданий.

Подготовка кадров научного уровня.

По техническому направлению — проводится на базе диссертационных советов по специальностям: 05.22.06 «Железнодорожный путь, изыскания и проектирование железных дорог»; 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и т.п.

По направлению, связанному с организацией и управлением производства на промышленном транспорте (специальности 05.22.01, 05.22.08): транспортные узлы, промышленный и внутрипроизводственный транспорт, системы взаимодействия разных видов транспорта, информационные системы, системы управления перевозками на промышленном транспорте.

Области исследования:

Транспортная логистика. Технологии перевозок различными видами транспорта. Организация и технология транспортного производства. Управление перевозками и транспортным производством. Оптимизация размещения транспортных предприятий и производства и т.п.

Подготовку кадров вести на базе диссертационных советов по специальности 05.22.01 «Транспортные и транс-портно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте».

С этой целью необходимо обратиться к руководителям диссертационных советов по специальности 05.22.01, ввести в паспорт специальности соответствующие области исследования по промышленному транспорту, обратиться в ВАК РФ с просьбой по расширению содержания паспорта специальности 05.22.01 в области промышленного транспорта.

Организация повышения квалификации и переподготовки кадров.

Проводится на базе всех учебных заведений, имеющих лицензии на повышение квалификации и переподготовку кадров соответствующего уровня.

Тематика и направление курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в первую очередь определяется регламентом и требованиями к подготовке специалиста соответствующего уровня.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров (продолжительность, система аттестации, проверки знаний, вид и форма удостоверений государственного образца) достаточно полно разработана и регламентирована Министерством образования и может потребовать лишь некоторой корректировки по составу аттестационных или экзаменационных комиссий. Основные проблемы и задачи сегодняшнего дня: мониторинг и анализ ситуации с кадровым обеспечением промышленного транспорта; разработка

квалификационных требований к регламенту специалиста; определение периодичности прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

С целью реализации приказа министра транспорта и министра труда и социального развития РФ № 49/126 от 11 мая 2000 г. «О внесении изменений в Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнитель-

ных руководителей и специалистов... » Федеральному агентству железнодорожного транспорта необходимо утвердить перечень базовых вузов, осуществляющих повышение квалификации в соответствии с вышеназванным приказом и имеющих право создавать филиалы в соответствующих регионах.

Подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженеров для промышленного железнодорожного

транспорта следует проводить на базе вузов, отнесенных к Федеральному агентству железнодорожного транспорта Минтранса РФ, а также Сибирского государственного индустриального университета, Липецкого государственного технического университета и Магнитогорского государственного технического университета, где имеются соответствующие кафедры и опыт подготовки кадров.

Повышение квалификации может проводиться на базе высших учебных заведений, имеющих лицензии на данный вид деятельности. При этом удостоверение о повышении квалификации государственного образца может быть выдано в соответствии с требованиями Минобразования только при продолжительности курсов не менее 72 часов и наличии лицензии. Практически все вышеназванные вузы отвечают этим требованиям. Тематика курсов повышения квалификации весьма разнообразна и, как правило, согласовывается с заказчиком. Особое внимание следует обратить на курсы повышения квалификации специалистов и руководителей промышленного и железнодорожного транспорта, связанных с безопасностью движения.

ТРННСЭНСПОЮГ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА

ТРАНСПОРТ ЛОГИСТИКА БЕЗОПАСНОСТЬ

ЕК№Г и*"- ы/^г'^

генеральный информационный

спонсор:

трашжорХ

ГЧШИ.КиЙФ^ЫНиШ

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

Апгаа^та полноночнога прадствайгепя Прикдвнта РФ в ЮФО, Нитмтерйтва транйпьртй РФ,

Министерства автчниЛн-льн ьи дорвд.траиспорта и свят Рйстовскок области

344406а, г Ростое-ка-Дону. 1р. М. Нагибина, 30. Тел.: (353) 237-25-60, 292-40 55 Е-та!!: 'галзр[email protected], http:Sfwww.vertoiexpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.