^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ КАДРЫ =
Подготовка кадров для транспортного комплекса России в условиях реформы высшей школы
Б. А. ЛЁВИН, докт. техн. наук, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта РФ, ректор Московского государственного
университета путей сообщения (МИИТ), профессор
В ноябре 2009 г. транспортное образование России отметит свое двухсотлетие. Два века учебные заведения транспортной сферы эффективно работают на благо государства, обеспечивая высококачественную подготовку кадров для одной их самых стратегически важных отраслей экономики. Транспортные вузы всегда работали на выполнение государственного заказа, и ответственность за кадровое обеспечение отрасли в равной степени лежала на властных структурах, государственных и частных перевозочных компаниях,а также на учебных заведениях отрасли.
Наши выпускники всегда отличались высоким уровнем фундаментальных знаний, профессиональной теоретической и практической подготовки, общей и технической эрудицией. В транспортной отрасли сформировалась самая масштабная и стабильная в стране система целевой подготовки высококвалифицированных специалистов для отрасли. Государство всегда уделяло повышенное внимание созданию необходимых условий для кадрового обеспечения транспортной отрасли, что обусловлено ролью специалистов транспорта в решении не
только отраслевых, но и федеральных задач.
В системе транспортного образования сформировался тип дипломированного инженера или техника высокого уровня, по общему признанию являющегося эталоном специалиста с высшим или средним профессиональным образованием. Инженеры-специалисты транспорта обеспечивают:
• реализацию экономических проектов национального масштаба и федеральных программ развития транспорта;
• безопасность перевозок грузов и пассажиров;
• экологическую безопасность транспорта;
• безопасность жизнедеятельности персонала всех групп и категорий;
• взаимодействие различных видов транспорта.
Высокая ответственность налагает повышенные требования к качеству подготовки кадров для транспортного комплекса. В первую очередь это относится к специалистам, отвечающим за управление и организацию перевозочного процесса, а также за безопасность и надежность функционирования основных элементов эксплуатационного процесса (подвижной состав; система электроснабжения; автоматика, телемеханика и связь; состояние пути; мосты и транспортные тоннели и т. д.).
Подготовить инженеров транспорта требуемого уровня возможно только при реализации специальных программ, рассчитанных на определенные сроки обучения. В усеченные сроки высококвалифицированные кадры, отвечающие тенденциям развития отрасли, подготовить невозможно, поэтому транспортному комплексу по определенному перечню направлений (специальностей) требуются только инженеры-специалисты.
Существует объективная необходимость сохранения специалитета в транспортных вузах. Это обусловлено потребностью транспорта в квалифицированных специалистах, досконально знающих обслуживаемую технику и технологию перевозочного процесса, имеющих практические навыки эксплуатации и ремонта транспортных коммуникаций и подвижного состава, умеющих оперативно и грамотно действовать в сложных условиях. И это не только общая позиция руководителей, преподавателей и ученых вузов, это и единое мнение наших заказчиков — крупнейших транспортных компаний России. Считаю, что такое единомыслие должно быть учтено в ходе реализации реформы
• КАДРЫ
высшей школы, проводимой Министерством образования и науки РФ.
Никто не ставит под сомнение актуальность и своевременность этой реформы, тем более что в ее рамках есть все возможности выйти на качественно новый уровень профессиональной подготовки кадров с учетом специфики кадрового обеспечения стратегически важных для государства отраслей экономики, в том числе транспорта и транспортного строительства.
Можно с полной уверенностью говорить о том, что основные транспортные специальности соответствуют перечню основных критериев моноуров-невой подготовки кадров. Остановимся на этих критериях, приведя их дословные формулировки:
• требования работодателей к квалификации выпускников вузов;
• необходимость сочетания глубокой фундаментальной подготовки по специальности с широким практическим опытом;
• невозможность реализации на уровне бакалавриата необходимого объема дисциплин, формирующих профессиональные компетенции безопасности, адекватные отрасли, а также необходимого объема практической подготовки;
• наукоемкость подготовки;
• предназначенность для профессиональной деятельности, при которой недостаток знаний и опыта может повлечь гибель людей или ущерб их здоровью, возникновение экологических, социальных и технологических катастроф;
• предназначенность для профессиональной деятельности в областях, где недостаточные знания и опыт могут нанести ущерб обороноспособности государства.
I 1ИКЛ II I
Нет необходимости в углубленном изучении этого перечня, чтобы сделать вывод: мы не найдем в этих критериях ни одного «транспортного», но в то же время создается впечатление, что составители перечня были полностью ориентированы на основные транспортные специальности. И очень показательно, что транспортные вузы в формировании перечня рассматриваемых критериев не участвовали. Этот факт, однако, не главный аргумент в пользу сохранения специалитета по основным транспортным специальностям, если учесть, что данный перечень разработан в стенах конкретного (пусть даже самого авторитетного) вуза и является лишь вспомогательным элементом при формировании модели реформирования высшей школы.
Гораздо более весомые аргументы обоснованности нашей позиции, полностью отвечающей государственной политике по реформированию высшей школы, появляются после ознакомления с критериями отбора, по которым выпускникам вузов присваивается квалификация «специалист», установленными инициатором реформы — Министерством образования и науки РФ. Рассмотрим эти критерии.
Первый из них связан с государственной необходимостью обеспечения кадрами транспортного комплекса. Деятельность транспортных вузов необходима для кадрового обеспечения государственной политики в области транспорта: государственная принадлежность учебных заведений транспорта; государственный заказ на подготовку и переподготовку специалистов; кадровое обеспечение федеральных целевых программ и крупнейших, в том числе международных, проектов,
направленных на развитие транспорта и экономики России и т. д.
Второй критерий связан с отсутствием в отрасли должностей, для которых было бы достаточно такой квалификации (степени) специалистов с высшим профессиональным образованием, как бакалавр. Здесь достаточно привести только один факт — в штатных расписаниях транспортных предприятий по ряду должностей (связанных с эксплуатационным процессом) даже не предусмотрено их замещение бакалаврами и магистрами. По основным транспортным специальностям отрасли для высокоэффективной, безопасной и приносящей доходы деятельности нужны «классические» специалисты.
Следующий критерий сформулирован как уникальность подготовки, т. е. глубокая специализация образовательных программ, наличие специальных дисциплин и производственной практики.
С этих позиций система транспортного образования может считаться одной из самых уникальных в России. Студенты вузов транспорта получают не только основательную фундаментальную подготовку, но и глубочайшие профессиональные знания и умения. Наши образовательные специализированные программы постоянно корректируются с учетом тенденций развития транспорта, требований работодателей, формируются с учетом самых современных научных достижений и передовых инновационных образовательных технологий. Кстати, надо отметить, что в составлении и согласовании учебных планов и программ самое активное участие принимают руководители и ведущие специалисты наших основных заказчиков — предприятий транспорта.
Практическую подготовку можно считать визитной карточкой отраслевого образования. Наши студенты, особенно обучающиеся в вузах по целевым направлениям предприятий, с первых курсов погружаются в производственную атмосферу, активно изучают деятельность транспортных предприятий, из года в год повышают свою практическую квалификацию. После получения диплома они распределяются на предприятия, которые стали для них родными, и сразу же включаются в производственный процесс на конкретной инженерной должности.
Еще один критерий, наверное, не требует обсуждения. Речь идет об отсутствии в неотраслевых вузах практики подготовки соответствующих специа-
КАДРЫ •
листов. Любой, даже самый передовой и инновационный, неотраслевой технический или технологический вуз не сможет подготовить специалистов по основным транспортным специальностям, отвечающих требованиям отрасли и государства. И это не личная позиция автора или ректорского корпуса вузов транспорта, это аксиома.
Аргументов для сохранения специа-литета в вузах транспорта достаточно. Поэтому логично было бы увидеть основные транспортные специальности в сформированном Минобрнауки России для представления Правительству РФ «Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемых присвоением лицу квалификации (степени) "специалист"», тем более что «проходным баллом» в перечень было соответствие двум из рассмотренных критериев. Основные транспортные специальности эту норму перекрыли вдвое, однако оказались вне перечня. Добавим также, что не был учтен тот факт, что позицию вузов транспорта полностью поддерживали руководство Министерства транспорта РФ и главные наши партнеры — крупнейшие транспортные компании России.
Данный вопрос был рассмотрен на специальном заседании Координационного совета по транспортному образованию Минтранса России. В заседании приняли участие министр транспорта РФ И. Е. Левитин, руководители федеральных агентств, ректоры и президенты вузов транспорта.
Министр транспорта провел заседание Совета в конструктивном духе, определив общую задачу — выработать предложения для Минобрнауки России с учетом существующих реалий: необходимости модернизации высшей школы и учета на государственном
уровне интересов транспортного комплекса страны, заинтересованного в качественной подготовке кадров для отрасли.
Представители ректорского корпуса были единодушны: нет никакой необходимости искусственно «расширять» формат специалитета для транспортных вузов, нужно сохранить моноуров-невую подготовку для основных направлений и специальностей транспорта в интересах отрасли и государства.
Самый обширный перечень данных направлений и специальностей относится к железнодорожной отрасли. Приведем его полностью. Итак, направления и специальности железнодорожного транспорта и транспортного строительства, по которым необходимо сохранить моноуровневую подготовку кадров, следующие:
• направление «Подвижной состав железных дорог» (специальности: «Вагоны»; «Локомотивы»; «Электрический транспорт железных дорог»);
• направление «Системы обеспечения движения поездов» (специальности: «Электроснабжение железных дорог»; «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»);
• направление «Транспортное строительство» (специальности: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»; «Мосты и транспортные тоннели»);
• направление «Эксплуатация железных дорог» (специальность «Организация перевозок и управление на транспорте»).
Теперь рассмотрим еще один важный аспект влияния реформы высшей школы на транспортное образование. Речь идет о нашей готовности к активной деятельности в рамках болонского процесса.
Подчеркну, что, ратуя за сохранение спе-циалитета по основным транспортным специальностям, вузы транспорта сегодня не испытывают проблем с подготовкой бакалавров и магистров по самому широкому спектру направлений. Все зависит от пожеланий заказчиков, для которых мы уже не первый год ведем подготовку кадров по программам бакалавриата и магистратуры.
В настоящее время вузы транспорта имеют лицензии на подготовку:
• специалистов более чем по 80 специальностям;
• бакалавров и магистров более чем по 40 направлениям.
Перечень этих направлений мы готовы расширять в соответствии с потребностями государства в специалистах для самых различных сфер деятельности.
Но основная деятельность высших учебных заведений транспорта всегда будет связана с кадровым обеспечением высокоэффективной и безопасной работы транспортного комплекса. И гарантия этому — необходимый уровень профессиональных знаний и практических умений, которыми в нужной мере обладают лишь инженеры-специалисты.
Реформа высшей школы, проводимая Министерством образования и науки РФ, проходит в очень непростых для вузов условиях. Внешними факторами, негативно влияющими на дальнейшее развитие системы транспортного образования, являются мировой финансово-экономический кризис и последствия демографического спада.
Но не будем углубляться в эти вопросы. Уверен, что выражу общее мнение ректоров вузов, входящих в состав Ассоциации высших учебных заведений транспорта, если скажу следующее. Проблем у нас сейчас немало, возможно, будет еще больше. Вузы транспорта на протяжении своей двухвековой истории нередко испытывали сложности, связанные с деятельностью государства по реформированию высшей школы. Но в любых условиях транспортное образование всегда было надежной кадровой опорой транспортного комплекса. Уверен, что реформа высшей школы не повлияет на качество подготовки специалистов для транспортной отрасли. Но мы гораздо быстрее и с большей пользой для государства впишемся в «многоуровневую модель», если наши пожелания будут учтены федеральными органами, проводящими реформу системы российского образования.