УДК 004.42: 37.014.542.3
ПРОГРАММА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А.Б. Курченкова
(Иркутский государственный технический университет, [email protected])
Описывается программный продукт, предназначенный для управленческих нужд в общеобразовательных учебных учреждениях, в котором реализован алгоритм планирования, основанный на комбинации морфологического подхода и методе экспертного оценивания. Анализируются программные продукты, распространенные в практике управления общеобразовательных учебных заведений, и продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования.
Ключевые слова: планирование, бюджетные расходы, морфологический подход, метод экспертного оценивания.
Необходимость эффективного расходования бюджетных средств в условиях их ограниченности и строгого распределения по статьям бюджетного учета заставляет обращаться к продуктивным методам планирования. Для производственной коммерческой сферы, где внедряется множество новых методов, их выбор достаточно широк, тогда как планирование в непроизводственной сфере, такой как общее образование, в нашей стране основывалось на нормативах. В настоящее время существуют требования (не нормативы) к оснащению образовательного процесса, но их выполнение зависит от финансирования в регионе. Следует отметить, что зачастую финансирование оснащения учебного процесса бывает недостаточным, однако возникли возможности привлечения дополнительных средств за счет как государственных программ, так и спонсорских и прочих взносов.
Среди многообразия программных продуктов, ориентированных на осуществление управленческой деятельности в общеобразовательных учебных учреждениях (1С:ХроноГраф Школа ПРОФ, Парус: Подушевое финансирование в образовании, АВЕРС-Бухгалтерия и др.), отсутствуют программные средства для планирования.
Обзор программных продуктов, предоставляющих возможности планирования и бюджетирования в необразовательной сфере (1С-Рарус: Бюджетное Планирование, ВР1ап, ВшзтезВшМет, PlanDesigner и др.), показывает, что такое ПО позволяет применять математический аппарат, а именно, статистические и математические функции. У некоторых производителей включены возможности программной разработки необходимых модулей, что, безусловно, требует дополнительных материальных вложений на доработку данных продуктов при их и без того высокой стоимости. Программные продукты планирования для бюджетной сферы основываются на нормативном подходе. Отметим также, что ни один из продуктов не включает в себя возможности проведения и обработки результатов экспертного оценивания при планировании, поэтому, чтобы приме-
нить этот метод, необходимо приобрести отдельное ПО.
Таким образом, проблема разработки новых эффективных методов и инструментария для реализации планирования в общем образовании становится актуальной.
Постановку задачи планирования в общем виде можно представить следующим образом. Требуется составить план закупок для материально-технического обеспечения (МТО) учебного процесса на год исходя из объемов финансирования. Для этого необходимо собрать информацию о потребностях в каком-то наименовании.
Реализованная в описываемом программном продукте методика планирования включает выполнение следующих шагов.
1. Сбор данных об объемах финансирования.
2. Регистрация заявок от педагогов на приобретение материально-технических средств для обеспечения учебного процесса.
3. Получение сведений из бухгалтерии о выходе из строя оборудования или об истечении сроков его эксплуатации.
4. Разбиение всех заявленных к приобретению товаров на группы (по учебным предметам или направлениям).
5. Создание экспертных коллегий по каждой группе.
6. Экспертное ранжирование наименований МТО по приоритетам использования в учебном процессе.
7. Оценка согласованности экспертных оценок.
8. Формирование результирующих ранжировок на основе применения метода медианы Кеми-ни по каждой группе и объединение их в банк заявок по всем группам.
9. Построение плана закупок МТО на основе морфологического метода древовидного синтеза
[1], относящегося к методам морфологического последовательного детерминированного поиска
[2]. Этот метод дает возможность выделить показатели оптимальности и ограничения, а также их уточнения в ходе решения задачи, что затруднено
или невозможно в моделях математического программирования.
Таким образом, формируется морфологическая таблица, в каждой строке которой содержатся альтернативы Ац, где i=1, ..., п, п - максимальное количество позиций в итоговых ранжировках по всем группам (учебным предметам) в целом; ¿=1, ..., к, к - количество альтернатив 1-го уровня ранжировки, составленных из товаров 1-го уровня результирующей ранжировки.
Количество строк таблицы соответствует числу элементов в самой большой из ранжировок. Альтернативы формируются комбинаторно, как все возможные сочетания наименований, принадлежащих одному номеру в ранжировке из каждой группы банка заявок. Одновременно с построением строки морфологической таблицы происходит отбор искомой альтернативы по стоимостному фактору, которая и входит в план, то есть альтернативы формируются как сочетания с нарастанием числа элементов, но отбор происходит из всех полученных таким образом альтернатив. Обход всех строк таблицы позволяет получить результирующий план закупок (подробно алгоритм рассмотрен в [3]).
Для построения плана по предложенной методике в разработанном программном средстве выделены следующие функциональные блоки.
Блок администрирования. Позволяет внести следующие базовые установки программы (вызов меню Настройки):
- перечень дисциплин;
- назначение группы пользователю (плановики и эксперты по специализациям);
- права групп пользователей, то есть предметы, которые им доступны для осуществления своей профессиональной деятельности согласно принадлежности к соответствующей группе пользователей;
- точность расчетов (параметр, устанавливающий величину, которую не должна превосходить абсолютная разница между объемом финансирования и суммовым выражением плана);
- объемы финансирования.
Блок ввода исходных данных. Представлен справочником «Материально-техническое обеспечение» и журналом «Регистрация заявок».
Справочник «Материально-техническое обеспечение» (вызов меню Планирование ^ Справочник МТО) позволяет осуществлять импорт внешних данных, содержащих список наименований и характеристики МТО (дата приобретения, срок полезного использования, количество), и непосредственное ведение списка имеющейся в учебном учреждении материально-технической базы (создание, редактирование, удаление записей).
Журнал «Регистрация заявок» (вызов меню Планирование ^ Заявки) предоставляет возможность автоматически формировать заявки на приобретение наименований МТО учебного процесса взамен наименований с истекающим сроком полезного использования в указанном периоде. Кроме того, осуществляется регистрация заявок, сгруппированных по учебным дисциплинам. При регистрации необходимо указать наименование товара, количество и цену.
Блок экспертного оценивания. Выполняет несколько функций по обеспечению проведения экспертизы:
- авторизированный вход в программу;
- непосредственное проведение экспертного ранжирования (вызов меню Экспертные оценки ^ Ранжирование МТО) путем переноса из первого списка, предложенного в форме, во второй в необходимом порядке наименований (существует возможность перемещения наименований внутри второго списка и возврат в первый);
- вывод протоколов ранжирования для каждого эксперта (вызов меню Экспертные оценки ^ Результаты экспертных оценок ^ Развернутые результаты);
- анализ качества экспертных оценок (выводится вместе с итоговыми результатами экспертных опросов в виде рассчитанного коэффициента конкордации и его расшифровки);
- формирование результирующего ранжирования (вызов меню Экспертные оценки ^ Результаты экспертных оценок ^ Итоги по предметам).
С
Начало работы программы
)
Блок администрирования
Корректировка точности расчетов, объемов финансирования
Блок ввода первоначальных данных для расчетов
Т
Блок экспертного оценивания
Т
Блок планирования
с
т
Корректировка заявок (количество,
цены на товары)
Завершение работы "Ч программы
Позиция в ранжировке Число альтернатив
1 2 к
1 А11 А12 Ац А1к
2 А21 А22 Ад А2к
1 А„ А12 Ац А1к
п Ап1 Ап2 А • Апц Апк
Блок планирования. Предназначен для решения задачи расчета плана ранжирования (вызов меню Планирование ^ Расчет плана). Пробные экземпляры плана могут создаваться в нескольких вариантах за счет варьирования параметра погрешности и сохранены обязательно с разными именами.
Помимо этого в блоке решаются задачи по учету его фактического исполнения при внесении данных о фактическом исполнении плана (то есть о реальных закупках), в котором осуществляется обновление справочника МТО в части наименований и количественных показателей.
На рисунке представлена структурная схема программного средства поддержки принятия решений планирования учебных расходов.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что предложенное программное средство позволяет быстро составить план закупок учебного оборудования в рамках выделяемого финансирования, эффективно распределяя финансовые ресурсы и максимально учитывая потребности в МТО учебного процесса.
Данный программный продукт успешно апробирован в нескольких общеобразовательных школах и профессиональном лицее г. Иркутска.
Методика, реализованная в описанном программном средстве поддержки принятия решений, может быть применена для организации планирования всюду, где есть необходимость распределения финансовых средств для выполнения заявок на приобретение некоторого оснащения в непроизводственной некоммерческой сфере.
Литература
1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.
2. Одрин В.М. Морфологический синтез систем: постановка, классификация методов, морфологические методы «конструирования»: препр. 86-3. Киев: Институт кибернетики, 1986. 37 с.
3. Курченкова А.Б. Методические и алгоритмические основы проектирования средства поддержки принятия решений при планировании учебных расходов общеобразовательного учреждения. Информационные и математические технологии в науке и управлении // Информационные и математические технологии в науке и управлении: тр. 13-й Байкальской всеросс. конф. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. Ч. 2. 334 с.
УДК 027.021:378:004 (470.56)
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА
И.П. Болодурина, д.т.н.; Т.В. Волкова, кт.н..; П.А. Болдырев
(Оренбургский государственный университет, [email protected], [email protected], [email protected])
В статье рассматриваются информационные технологии, применяемые в управлении учебным процессом и в работе научной библиотеки Оренбургского государственного университета. Описаны задачи автоматизации учебного процесса и библиотечно-библиографических процессов, установлено их взаимодействие при формировании библиотечного фонда. Представлена технология интеграции библиотечно-информационной системы в образовательную среду вуза.
Ключевые слова: информационные технологии, автоматизация, учебный процесс, библиотечно-библиографи-ческий процесс, интегрированная информационно-аналитическая система.
Интеграция библиотек в учебную и научную деятельность вузов обусловлена развитием биб-лиотечно-информационных технологий и потребностями общества в изменении вузовских образовательных систем. Одним из направлений существующего взаимодействия подразделений университета и библиотеки является их совместная работа по организации учебного процесса (УП), в основе которой лежит формирование библиотечного фонда. Взаимодействие осуществляется исходя из стратегии создания информационной среды в университете, требований к построению единого образовательного пространства вуза и формирова-
нию учебных фондов, соответствующих потребностям вуза и обеспечивающих направленную подготовку специалистов.
В настоящее время в Оренбургском государственном университете (ОГУ) в рамках комплексной автоматизации деятельности вуза достаточно успешно функционируют программные комплексы информационно-аналитической системы (ИАС) ОГУ, позволяющие обрабатывать информационные потоки, связанные с УП и библио-течно-библиографическими процессами (ББП).
Решение задачи комплексной автоматизации является одним из основных требований, позво-