Научная статья на тему 'Инфологические и структурные модели подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса'

Инфологические и структурные модели подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфологические и структурные модели подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса»

Таблица 3

Согласованность критериев на разных уровнях иерархии

Уровень иерархии Согласованность

Общие и специализированные критерии 0,00

Общие критерии 0,12

Научная актуальность 0,06

Техническая обоснованность 0,00

Человеческий капитал 0,07

Экономическая обоснованность 0,00

Временные показатели 0,00

Масштаб проекта 0,14

Образовательные эффекты 0,23

Научные эффекты 0,23

Инфраструктурные эффекты 0,18

Эффекты в области человеческого капитала 0,06

Таким образом, применение данной методики позволяет эффективно оценивать произвольные образовательные проекты с точки зрения иннова-ционности, полученные результаты использовать в различных отборах наилучших проектов, при финансовой и сущностной экспертизе грантов, федеральных целевых программ. На основе методики разработано веб-ориентированное приложение ИСОИОП (информационная система оценки инновационности образовательных проектов) с помощью CMS Drupal. Данное приложение позволяет создавать новые системы показателей, согласовывать их по методу Саати и оценивать образовательные проекты по заданным критериям. Подана заявка на регистрацию данной системы в Роспатенте.

В реализации предусмотрено разделение ролей на эксперта, вводящего оценки матриц сравнения и оценки параметров проекта, и администратора, который создает новых пользователей, заводит

новые проекты в систему и создает иерархию показателей. Оценки экспертов после ввода учитываются и взвешиваются автоматически (рис. 3).

Оценка системы показателей

Л Оценка ^

ксперт \ проектау Админи

( и редактирование \— пользователей

Рис. 3. Взаимодействие пользователей с ИСОИОП

Данное веб-приложение может использоваться для получения независимых оценок удаленных экспертов в работе соответствующих департаментов Министерства образования при принятии решения о выделении средств на целевые образовательные программы.

Литература

1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.

2. Ильин В. В. Основы инновационной деятельности в вузе. URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=6 (дата обращения: 20.02.2011).

3. Королева Е.В., Ермолаева Т.К. Комплексный подход к формированию системы аналитических показателей инновационной деятельности предприятия. URL: http://finanal.ru/011/ kompleksnyi-podkhod-k-formirovaniyu-sistemy-analiticheskikh-po kazatelei-innovatsionnoi-deyatelno?page=0,2 (дата обращения: 25.02.2011).

4. Киреев В.С. Система показателей для оценки инновационности образовательных проектов // XIV междунар. телекоммун. конф. студентов и молодых ученых «Молодежь и наука»: тез. докл. М.: НИЯУ МИФИ, 2011. Ч. 2. С. 107-108.

УДК 004.652.8

ИНФОЛОГИЧЕСКИЕ И СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Д.А. Васин,; В.В. Пикулин, к.т.н.

(Пензенская государственная технологическая академия, [email protected])

Рассматриваются функциональные и инфологические модели, используемые для создания информационного и программного обеспечения автоматизированной подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение учебного процесса, функциональная модель, инфологи-ческая модель, информационная система, экспертная оценка.

Важная составная часть образовательных ресурсов вуза в целом и компонентов материально-

технического обеспечения (МТО) в частности -лабораторное оборудование (ЛО) и программное

обеспечение (ПО). Уровень фактического состояния учебно-лабораторной базы всецело влияет на активное внедрение новых форм и методов обучения [1]. Поскольку работа по управлению МТО учебного процесса одновременно выполняется с использованием множества учебных планов, наименований ЛО, специальностей и курсов, ее трудоемкость велика, что является основанием для создания и использования соответствующих средств автоматизации.

При создании информационно-аналитической системы управления образовательными ресурсами требуется разработка функциональных, инфоло-гических и других моделей, на основе которых должно быть спроектировано программное и информационное обеспечение подсистемы МТО [2].

Для осуществления должного контроля за составом ЛО и ПО и его соответствием современным требованиям науки и производства предлагается функциональная модель процесса анализа и планирования оснащения учебного процесса средствами МТО, включающая четыре подпроцесса (рис. 1 и 2).

Входные информационные потоки процесса:

1) планируемый контингент - данные о плановом составе обучаемых на очередной учебный год (количество по специальностям, курсам, формам обучения);

2) документы на ЛО - техническая документация на ЛО и ПО, которая должна сопровождать приобретение или изготовление оборудования и ПО (формуляр, технический паспорт, инструкции по установке и эксплуатации).

Исходящие информационные потоки процесса (результаты):

Нормативы

А

Планируемый контингент Анализ и планирование оснащения учебного процесса ЛО Справка об обеспеченности ЛО

Документы на ЛО План приобретения ЛО

0

к I Г

Учебное Зав.

управление кафедрами

Рис. 1. Контекстная диаграмма функциональной модели процесса анализа и планирования МТО

1) справка об обеспеченности ЛО - документ, содержащий сведения об обеспеченности обучаемых всех специальностей, курсов и форм обучения ЛО и ПО по всем дисциплинам; в документе должны содержаться сведения об устаревших ЛО и ПО, а также о рекомендуемых для приобретения на будущий учебный год;

2) план приобретения ЛО - документ, содержащий сведения о ЛО и ПО, которые требуется приобрести и ввести в эксплуатацию в будущем учебном году для обеспечения необходимого уровня качества учебного процесса.

В качестве нормативов управление процессом должно использовать: требования ФГОС, требования работодателей, рецензирующих документы образовательных программ, учебные планы и программы дисциплин, другие регламентирующие и нормативные документы, позволяющие установить соответствие МТО учебного процесса современным требованиям науки и производства.

Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы

В состав исполнителей процесса в первую очередь должны входить кафедры, ответственные за инициацию процессов оснащения вуза современным ЛО и ПО и за внедрение его в учебный процесс. Они должны участвовать во всех подпроцессах. На диаграммах в качестве ответственных представителей кафедр указаны заведующие.

Учебное управление должно играть координирующую роль: контроль регистрации данных, организация экспертного оценивания состояния ЛО и ПО, подготовка обобщенных сведений.

Экономическое управление должно участвовать в процессе планирования приобретения и модернизации ЛО и ПО для решения финансовых вопросов.

Диаграмма декомпозиции процесса включает четыре подпроцесса (рис. 2):

Первый подпроцесс обеспечивает:

а) регистрацию приобретенного, изготовленного или модернизированного ЛО и ПО (в бухгалтерских документах, в регистрационных журналах кафедр и/или подразделений, ответственных за эксплуатацию ЛО и ПО, с указанием ответственных лиц, состава документации и других сведений, необходимых для корректного применения и обслуживания);

б) регистрацию назначения оборудования (закрепление за дисциплинами специальностей, курсов, форм обучения в соответствии с учебными планами и рабочими программами); в результате могут быть сформированы обобщенные сведения о составе ЛО и ПО, доступные соответствующим участникам образовательного процесса.

Второй подпроцесс заключается в оценивании достаточности ЛО и ПО для проведения занятий с планируемым контингентом; в результате может быть сформирована справка об обеспеченности учебного процесса ЛО и ПО.

Третий подпроцесс необходим для выполнения объективного анализа соответствия МТО учебного процесса указанным выше документам. В формировании экспертного заключения о качестве используемого ЛО и ПО, а также в предложениях по его обновлению могут участвовать сотрудники, назначенные руководителем вуза. Поскольку ЛО и ПО используются различными специальностями и разными кафедрами, важно обеспечить коллективное обсуждение для принятия наиболее приемлемого решения. При наличии единой информационно-аналитической системы (ИАС) вуза или подсистемы управления образовательными ресурсами должна использоваться соответствующая информационная поддержка (база данных ЛО и ПО, база знаний или ПО для сбора и обработки экспертных оценок). В результате экспертного анализа могут быть сформулированы предложения по приобретению нового ЛО или о необходимости его модернизации; такие предложения, в свою очередь, должны быть оценены специали-

стами для формирования плана оснащения вуза новыми средства МТО.

Четвертый подпроцесс заключается в составлении плана приобретения нового ЛО и ПО с указанием объемов финансирования и сроков.

В приведенной модели не указаны процессы приобретения, ввода в действие, освоения и подготовки методических материалов; в рамках данной работы можно считать, что они выполняются в составе первого подпроцесса.

Такая модель управления позволит своевременно планировать средства и работы по модернизации МТО учебного процесса для обеспечения должного уровня и конкурентоспособности вуза.

При регистрации ЛО и ПО в БД следует указывать:

- идентификатор ЛО, технические характеристики (краткое описание), стоимостные данные (цена приобретения, остаточная стоимость), дату приобретения;

- назначение ЛО (закрепление за т-й дисциплиной учебного плана ]-го потока (курса) 1-й специальности); это реализуется путем установления связи с соответствующим учебным планом;

- размещение (аудитория, лаборатория);

- ответственный (кафедра, подразделение) (рис. 3).

Тип аудитории

РК Код

Наименование

Аудитория

РК Код

Номер

Площадь

Объем

Количество мест

РК1 Код типа аудитории

РК2 Код корпуса

Корпус

РК Код

Номер

ЛО ЛО аудитории

РК Код РК Код

Инвентарный номер <- РК3 Код аудитории

Наименование РК2 Код учебного плана

Стоимость РК 1 Код оборудования

Количество единиц

Учебный п РК Код

Дисципли Вид

Часов в неделю

Эксперт РК Код

ФИО

Подразделение Должность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценки эксперта

РК Код

РК1 РК2 Оценка Код эксперта Код ЛО аудитории

Принятые оценки

РК Код

РК1 Принятая оценка Код ЛО аудитории

Рис. 3. Фрагмент модели данных предметной области

Оценка достаточности ЛО и ПО (рис. 2) должна выполняться с использованием формализованных методов, в частности, с помощью учета контингента студентов и потенциального объема лабораторных занятий с использованием конкретного оборудования:

к„„, Пкурс,, к

Тло,И £ £ ^НИ "

' ¡=1 j=1 Н П

студ,цк1

^ Т

лаб,И *

(1)

Выражение (1) определяет продолжительность занятий (количество часов) с использованием 1-го ЛО в учебном процессе ]-го потока 1-й специальности в к-м семестре, где кспец - количество спе-

циальностей в вузе; п^^ - количество курсов (потоков) на 1-й специальности; Ц^уи - количество студентов на ]-м потоке 1-й специальности, которые должны использовать 1-е ЛО в к-м семестре в течение часов; пло,норм - нормативное количество студентов, одновременно использующих единицу ЛО (пЛо,норм >1); Тлаб,ы - допустимый (потенциальный) объем лабораторных занятий с использованием 1-го ЛО в к-м семестре по вузу:

Алаб,к| К*~нед,к ^^факт,| ^ ^Ir ' (2)

где кнед,к - количество недель в k-м семестре; Кфакгг,| - фактическое количество единиц l-го ЛО; кдн/нед ,к — количество учебных дней в неделю; tir — количество часов работы лаборатории с l-м оборудованием в r-й день.

Если неравенство (1) не выполняется, требуемое количество единиц лабораторного оборудования l-го типа для k-го семестра рассматриваемого (планируемого) учебного года можно оценить по формуле

K £

план,к

T

ло,к1

T

(3)

Если требуемое количество единиц К план,1> >К факг,1, необходимо приобрести или изготовить Дкло,и единиц ЛО 1-го типа.

Если выполняется условие К план,к1<К факг,и, ЛО 1-го типа достаточно для выполнения учебного процесса; при этом, если Кло план,к1<Кло факт,и, следует перейти к процедуре выработки решения по использованию излишних единиц оборудования.

Результаты экспертного оценивания актуальности применения имеющегося ЛО 1-го типа в к-м семестре планируемого учебного года могут выражаться в лингвистической форме, например: - не применять (заменить);

- применение возможно, но требуется переход на новое ЛО;

- оборудование соответствует современным требованиям.

При оценке предложений по приобретению нового ЛО могут использоваться следующие формулировки:

- не приобретать;

- приобретение возможно, допустимо;

- приобретать как современное и перспективное.

Оценки экспертов можно оставить в лингвистической форме или использовать дополнительные оценки в баллах. Модель данных должна обеспечивать хранение индивидуальных и согласованных (принятых) экспертных оценок (рис. 3). Процедура формирования согласованных оценок зависит от принятых для реализации методов проведения экспертиз [3].

Разработанные функциональные и инфологи-ческие модели процесса управления МТО учебного процесса являются основой для создания соответствующего информационного, программного и методического обеспечения ИАС вуза, что, в свою очередь, позволит выполнять мониторинг состояния МТО, повысить объективность и оперативность принятия управленческих решений по формированию образовательных ресурсов надлежащего качества.

Литература

1. Соломенцев Ю.М., Позднеев Б.М., Солдатов А.В. Эффективное управление ресурсами вуза. URL: http://tqm.stan-kin.ru/articles/2003/18/index.htm (дата обращения: 15.11.2010).

2. Васин Д.А., Пикулин В.В. Информационная система планирования ресурсов образовательных программ // Программные продукты и системы. 2011. № 1. С. 114-118.

3. Мартемьянов Ю.Ф., Лазарева Т.Я. Экспертные методы принятия решений: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. технич. ун-та, 2010. 80 с.

k

УДК 004:616-07

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ПАПИЛЛЯРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА

А.А. Азази; Г.А. Дмитриев, д.т.н..; Н.А. Семенов, д.т.н..

(Тверской государственный технический университет, dmitrievtstu@maHru)

Описывается информационная система, предназначенная для автоматизации дерматоглифических исследований при диагностике предрасположенности пациента к сахарному диабету. Рассматриваются методы компьютерной обработки изображений, используемые в системе.

Ключевые слова: информационные системы, компьютерная обработка изображений, диагностика заболеваний.

Широко распространенные заболевания (такие как сахарный диабет, гипертоническая болезнь,

коронарная болезнь, бронхиальная астма, шизофрения и др.) являются одновременным проявлени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.