ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА
УДК 621.436:621.43.068.8.001.5 О. К. Безюков,
д-р техн. наук, профессор, СПГУВК;
Е. В. Макарьев,
стажер- аспирант, СПГУВК
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СБОРА, ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О СУДОВОМ ОБОРУДОВАНИИ AUTOMATED SYSTEM OF COLLECTION, KEEPING AND PROCESSING AN INFORMATION ON SHIP EQUIPMENT
В статье произведен анализ основных средств обработки, систематизации и хранения информации о судовом оборудовании, в том числе специализированное программное обеспечение, рассмотрена целесообразность создания электронной торговой площадки.
The article gives analysis of the main means of the processing, systematizations and keeping information, including specialized software. Expediency of the electronic trade platform creation is considered.
Ключевые слова: судостроение, судовое машиностроение, ФЦП «Развитие гражданской морской техники», базы-данных, системы классификации, автоматизированные системы по сбору, обработке и анализу информации, источники информации, модульно-агрегатный метод, карта технического уровня и качества, конкурентный лист, система поддержки принятия решения, электронная торговая площадка.
Key words: shipbuilding, ship mechanical engineering, FTP “Development of civil sea technics”, databases, systems of classification, the automated systems on gathering, processing and the information analysis, information sources, the modulno-modular method, the technological level and quality card, competitive sheet, the decision support system, electronic trade platform.
CM
*
U
m
ТРАТЕГИЯ развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденная 6 сентября 2007 г. приказом № 354 Минпромэнерго РФ, а также федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» предусматривают разработку конкурентоспособных на мировом рынке судов и судового оборудования.
Выполнение этих задач невозможно без существования специально созданных отраслевых баз данных, содержащих и систематизирующих всю имеющуюся на данный момент информацию, касающуюся судового оборудования, производящегося как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Создание баз данных представляет собой формализованную технологию иден-
тификации предметов снабжения, которая включает:
— классификацию изделий в соответствии с официально утвержденным классификатором предметов снабжения;
— составление каталожных описаний предметов снабжения по заданным шаблонам;
— выявление уникальности предмета снабжения на основе утвержденного комплекса характеристик (идентификацию предметов снабжения);
— кодирование предметов снабжения.
Авторами настоящей статьи в рамках выполнения НИОКР «Классификация информации о производящемся судовом оборудовании в системах автоматизированного проектирования судовых энергетических установок» (заказчик ЗАО НИИ «СЕВЕРЭВМ-
КОМПЛЕКС») и «Разработка предложений по комплектации судов импортным оборудованием» (заказчик ФГУП «Внешнеторговое предприятие “СУДОЭКСПОРТ”») были проанализированы методы таксономии (теории классификации), а также рассмотрены основные отечественные и зарубежные системы классификации.
По результатам произведенного анализа была предложена структурная схема системы классификации судового оборудования, представленная в работе.
В качестве конечных звеньев в предлагаемой системе могут служить такие источники информации о судовом оборудовании, как карта технического уровня и качества продукции, являющаяся основным нормативнотехническим документом, отражающим требования, предъявляемые к конкретному виду продукции, а также данные о показателях качества планируемого (перспективного) образца и аналогов, выпущенных в России и за рубежом, а также конкурентные листы — вид внешнеторговой информации, обобщающей данные о ценах, технико-экономических показателях, качестве и коммерческих условиях реализации экспортируемой и импортируемой продукции. Формирование баз данных предполагает достаточную информированность об анализируемых объектах.
Подобные базы данных способны успешно использоваться при повсеместном внедрении технологии модульно-агрегатного метода монтажа оборудования при строительстве судов. Созданные базы знаний смогут быть интегрированы как в существующие, так и во вновь разрабатываемые системы автоматизированного проектирования (САПР). На их основе могут быть разработаны программные средства автоматизированного сбора, обработки, хранения и выдачи информации, касающейся всего судового оборудования.
Автоматизированная система обработки и хранения информации по судовому оборудованию должна быть построена поэтапно в соответствии со следующим иерархическим принципом:
1-й уровень — база данных;
2-й уровень — информационно-аналитическая система поддержки принятия решений;
3-й уровень — международная специализированная электронная торговая площадка «Судовое оборудование».
В качестве примера создания автоматизированной системы обработки и хранения информации можно рассмотреть справочник стандартных изделий, разработанный компанией ЗАО «АСКОН».
По информации, предоставленной ЗАО «АСКОН», корпоративный справочник стандартных изделий предназначен для централизованного хранения и использования информации о наиболее часто применяемых типовых и стандартных изделиях. В справочник уже внесены более 500 тыс. трехмерных и двухмерных моделей и чертежей. Единая информационная база данных доступна с рабочего места конструктора, технолога и других специалистов. Справочник может использоваться совместно с интегрированной внешней программой либо как независимое программное приложение. Для работы справочника нет необходимости использовать систему управления базами данных (СУБД), таким образом, упрощается использование и администрирование справочника. Справочник построен на международных стандартах ISO 10303, 13584 (Parts Library), приемлем для ISO 15926.
Однако разработанный в ЗАО «АСКОН» электронный каталог не в полной мере отвечает поставленным в указанных выше НИОКР целям и задачам. Кроме того, для создания баз данных, целесообразно применение программных средств, которые уже более длительное время используются в библиотечной практике как в России (электронные каталоги, РГБ, РНБ, БАН, система «ИРБИС», так и за рубежом (например, электронный каталог Библиотеки Конгресса США).
Другим примером организации автоматизированных систем сбора и хранения информации может служить электронно-библиотечная система (ЭБС) — совокупность электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандар-
Выпуск 2
Выпуск 2
тов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения [14].
Существующие библиотечные информационные технологии в настоящее время строятся на общих методах обработки информации (стандартах хранения и передачи данных, программных средствах). Большинство автоматизированных библиотечных систем используют стандарт IS0-2709, в котором предусмотрена организации электронного каталога в виде файлов с последовательным доступом. Общеизвестно, что такой способ обработки информации снижает общую эффективность процессов при работе с большими массивами данных и требует достаточно сложного программного кодирования любых, даже самых простых операций с данными (поиск, отображение, сортировка и т. д.).
Однако наиболее перспективным и универсальным средством разметки структурированных данных является язык XML. Иерархическая структура библиографической записи хорошо согласуется с объектной моделью XML документа. Использование XML в качестве формата хранения библиографических данных позволяет осуществлять контроль корректности библиографических записей на уровне проверки XML-документа на состоятельность, а также возможность преобразования записей в желаемую текстовую структуру, используя таблицы стилей XML [16].
О. В. Барановой, О. Г. Бунтовой, Д. А. Каплуновым, И. Г. Лисьих, К. Э. Ло-вицким, О. Н. Мансуровой из Уральского государственного университета им. А. М. Горького [8, с. 64-65; 13; 15, с. 152-154] предложен новый подход к построению основы информационной системы библиотеки — электронного каталога, модель которого строится на основе структурной модели документа и предполагает реализацию следующих основных функций: импорт записей, проверку записей на корректность, трансформацию записей и визуализацию записей с использованием программы для просмотра и редактирования XML-документов.
В целях сохранения унаследованных наборов данных, представленных в формате USMARC, реализована функция импорта
из линейного формата [17; 18]. Для этого используется конвертер XMLMARC (Stanford University), который допускает свободное некоммерческое использование. Конвертер написан на языке программирования Java [10] и не требует специализированного программного и аппаратного обеспечения. Он выполняет гибкое конвертирование MARC-записи (USMARC) в XML-документ [18].
Таким образом, использование XML в качестве базового формата хранения библиографической информации позволяет организовать эффективный импорт метаданных в электронный каталог используя «штатные» средства XML и не требуя разработки специфических программных модулей.
Правильность избранного подхода подтверждает тот факт, что близкие по содержанию разработки ведутся в таких крупных центрах, как Библиотека Конгресса США, Стэндфордский университет и др.
Перспективность предложенного подхода и его преимущества по сравнению с традиционными методами обработки библиографической информации для нас не вызывают сомнений. Однако реальные практические результаты могут быть получены только после принятия общероссийских библиотечных стандартов, ориентированных на новые информационные технологии. Разработка электронных каталогов судового оборудования свободна от таких ограничений.
Таким образом, электронная база данных по судовому оборудованию должна сочетать в себе возможности обоих изложенных подходов, предложенных ЗАО «АСКОН» и Уральским государственным университетом, и решать следующие задачи:
1) формирование в автоматизированном режиме с использованием средств Интернета электронной базы данных о судовом оборудовании в соответствии с модульно-агрегатным подходом к его проектированию, производству и монтажу на основе ПР 50-718-94 «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции» и ГОСТ 2.116-84. «Карта технического уровня и качества продукции»;
2) предоставление графической информации, в том числе 3Б-моделей судового оборудования;
3) проверку (верификацию) достоверности технической информации на основе сопоставления данных, предоставленных производителями оборудования, с результатами расчета аналогичных показателей, полученных с использованием многопараметрических регрессионных зависимостей.
Как уже было сказано выше, реализацию электронной базы данных целесообразно строить на основе использования семейства стандартов XML и связанных с ним технологиях.
Важнейшей задачей, возникающей при анализе сложных технических систем, является разработка структуры базы данных, адекватно отражающей существо предмета исследования и значения показателей (наполнение базы данных).
Основной проблемой принятия сложных решений по формированию современной наукоемкой, высокотехнологичной продукции судостроения является значительное превышение объема информации о сравниваемых альтернативах над возможностями специалистов по ее оперативной обработке.
При принятии ответственных задач многокритериального анализа, когда цена принятия неправильных решений исключительно высока, исключение из учета даже части существенных критериев представляется недопустимым.
В работе [11] приведены следующие задачи, встающие перед производителем и потребителем:
С точки зрения производителя:
— выбор перспективной модели для постановки на производство;
— выбор поставщиков;
— выбор комплектующих;
— выбор технологического оборудования, технологии.
С точки зрения потребителя:
— выбор образцов оборудования;
— выбор услуг (обслуживание, обучение персонала и т. д.).
В качестве средства решения обозначенных проблем методология системного анализа предлагает декомпозиционно-агрега-тивный подход к решению многокритериальных задач. Декомпозиция сложных задач традиционно осуществляется путем формирова-
ния иерархии критериев на этапе постановки задачи, а агрегирование — путем калькулирования (как правило, на базе взвешенного суммирования) оценок, полученных на различных уровнях иерархии критериев с учетом их относительной приоритетности.
Процесс подготовки и принятия решений включает пять основных этапов [11]:
— анализ объекта оценки, определение целей принятия решений (иерархия целей);
— постановка задачи (структуризация), включая генерацию или выбор альтернатив, разработку системы критериев;
— получение исходных данных (определение весомости критериев, получение информации по альтернативам);
— решение задачи с применением математических методов и вычислительной техники;
— анализ результатов и возвращение при необходимости к ранним этапам решения задачи.
Процесс принятия решения включает формализацию исходной проблемы, построение и решение математической модели, анализ решения и формирование управленческого решения.
Исходя из этого, можно утверждать, что с информационно-аналитической точки зрения основной задачей систем поддержки принятия решений (СППР) является предоставление возможности описания иерархий критериев и агрегирование оценок, полученных на разных уровнях указанной иерархии.
Основные характеристики систем поддержки принятия решений [11]:
— точность используемой информации;
— степень детализации информации;
— временной горизонт требуемой информации;
— частота использования;
— внутренние и внешние источники информации;
— широта охвата информации;
— количественная/качественная информация;
— оперативность информации.
В настоящее время в России разработаны и нашли применение следующие програм-
Выпуск 2
Выпуск 2
мные средства СППР:
1) «Быстрый рейтинг»;
2) «Метод анализа иерархий»;
3) «Выбор проекта»;
4) «Приоритетность финансирования»;
5) “Alter”;
6) “PILOT” и «ОЦЕНКА и ВЫБОР».
Программа «Быстрый рейтинг» создана П. В. Горским — специалистом в области системного анализа и программирования. Программа реализована в операционной системе Windows в качестве приложения программы Excel. Система позволяет производить анализ вариантов решения по неограниченному числу критериев, каждый из которых оценивается несколькими экспертами. На основании экспертных оценок система рассчитывает рейтинги вариантов. Расчет рейтингов производится на основе 5-балльных оценок с учетом рангов экспертов, ранжировки критериев и степени превосходства рангов. При определении обобщенной ранжировки используется специальный математический аппарат, основанный на медиане Кемени.
Преимущества: система реализует достаточно простой интерфейс, который позволяет пользователям, знакомым с программой Excel, быстро освоить и эту программу.
Недостатки: программа реализует достаточно грубый алгоритм преобразования абсолютных значений показателей в ранги. При определении весов критериев не используется механизм парных сравнений, что также может приводить к значительным искажениям при агрегировании информации и расчете итоговых рейтингов.
Система поддержки выбора решений «Метод анализа иерархий» разработана МГТУ им. Баумана и реализована в операционной системе Windows в пакете Matlab 4.0. В соответствии с названием система реализует метод анализа иерархий Т. Саати. Система позволяет обрабатывать 3-, 4- и 5-уровневые иерархии.
Преимущества: система сочетает экспертные процедуры Т. Саати с математическим подходом, связанным с алгебраической теорией матриц.
Недостатки: программа может быть использована только для задач, не поддающихся
прямому количественному описанию, то есть только для задач относительной оценки.
Автоматизированная система экспертного оценивания «Выбор проекта» разработана коллективом под руководством д-ра техн. наук, профессора Б. Г. Литвака. Программа реализована в операционной системе Б08. Система предназначена для оценки сравнительной предпочтительности проектов любого сложного объекта. Система ориентирована на работу экспертов высокой квалификации и обладает возможностью работы в условиях неполной экспертной информации.
Система реализует следующие функции:
— классификацию проектов для исключения дублирования;
— оценку проектов по интегральному критерию и анализ согласованности решений экспертов на ее основе;
— классификацию экспертов по согласованности оценок;
— многокритериальную оценку проектов и их ранжирование каждым экспертом по результатам этой оценки;
— построение обобщенных ранжировок проектов.
Недостатки: в системе не реализована процедура определения весов критериев на основе парных сравнений, что может снижать достоверность экспертных оценок. Система обладает достаточно неудобным интерфейсом, который требует постоянных консультаций разработчика при решении задач.
Автоматизированная система экспертного оценивания «Приоритетность финансирования» разработана под руководством д-ра техн. наук, профессора Б. Г. Литвака. Программа предназначена для определения наиболее предпочтительных проектов при заданном общем объеме финансирования. Для этого решаются три основные задачи:
— проводится оценка конкурентоспособности изделия по отношению к аналогам;
— оценивается приоритетность нескольких возможных направлений;
— с учетом приоритетов и ограничений определяются ресурсы.
При оценке конкурентоспособности изделия система проводит его многокритери-
альную оценку и строит обобщенные ранжировки изделия и аналогов. Обобщенная оценка изделий и аналогов определяется на основе значений оценок по частным показателям с использованием специально разработанных вербально-числовых шкал.
Преимущества: низкие требования к программно-аппаратной части.
Недостатки: как и в описанной выше системе того же разработчика, здесь также не реализована процедура определения весов критериев на основе парных сравнений, что может снижать достоверность экспертных оценок.
Система поддержки принятия решений (СППР) “ALTER”, разработанная ЦНИИ ВВС, предназначена для проведения процесса принятия решения по выбору рационального варианта из исходного множества альтернативных вариантов с учетом многокритериального анализа и неопределенности исходной информации [11; 12].
В системе реализован ряд методов теории принятия решений, в том числе:
— метод идеальной точки;
— метод лучшей суммы мест;
— метод доминирующих критериев;
— методы на основе критерия Гурвица и принципа Парето;
— методы “ELECTRE” и “PRO-METHEE” и др.
Использованный методический аппарат в совокупности с методом стохастического доминирования позволяет решать типовые задачи принятия решений:
— линейное и групповое ранжирование по предпочтению множества альтернативных вариантов;
— выбор одного или нескольких лучших вариантов из исходного множества альтернатив;
— провести ряд критериальных исследований — корреляционный и кластерный анализ критериев; снижение размерности критериев; оценку степеней относительной важности критериев.
Система адаптирована к пользователю и не требует специальных знаний из области теории принятия решений, так как процесс поиска рационального решения осуществля-
ется в диалоговом режиме с использованием эффективной системы подсказок. Использование интерактивного режима позволяет лицу, принимающему решение, активно участвовать в процессе принятия решений, используя свой опыт и интуицию. В системе заранее не накладываются какие-либо ограничения на количество критериев и альтернативных вариантов.
СППР “ALTER” обладает удобным интерфейсом и позволяет визуализировать и документировать результаты на каждом шаге поиска решений, прерывать процесс и возобновлять его без потери информации.
Информационно-аналитические системы “PILOT” и «ОЦЕНКА и ВЫБОР» разработаны канд. техн. наук А. И. Иоффиным, канд. техн. наук Д. А. Абдрахимовым — независимыми консультантами в области экспертного оценивания и поддержки принятия решений. Программы реализованы в операционной системе DOS (“PILOT”) [4; 11] и Windows («ОЦЕНКА и ВЫБОР») [5-7; 11]. Системы предназначены для оценки, сравнения и выбора наилучших из возможных решений и позволяют распределять процедуру подготовки и принятия решений между приглашенными экспертами, специалистами и руководителями в соответствии с их компетенцией и ответственностью.
Информационно-аналитическая систе-ма (ИАС) «Пилот» — это универсальная программа, предназначенная для решения задач, связанных с обработкой и хранением больших массивов информации, позволяющая решать следующие задачи:
— практически неограниченное число анализируемых объектов. Также допускается многокритериальная оценка единственного объекта;
— возможность работы как с относительными, так и с абсолютными оценками объектов;
— создание и ведение баз данных с различными типами количественных и качественных показателей;
— создание и ведение баз методик (моделей) анализа. В каждой методике сохраняется иерархия анализируемых показателей объектов, а также предпочтения и требования к этим показателям;
Выпуск 2
Выпуск 2
— весовые коэффициенты могут задаваться непосредственно или определяться на основе парных сравнений. Для контроля надежности результатов парных сравнений оценивается последовательность высказываний экспертов;
— в результате анализа система вычисляет итоговые рейтинги анализируемых объектов. При этом одновременно выдаются результаты, полученные методами простого взвешивания и идеальной точки. Кроме того, выдаются результаты доминантного анализа Парето.
Система может выдавать предварительные результаты анализа при неполных массивах исходной информации, позволяет проводить углубленный многокритериальный анализ объектов любой сложности.
ИАС «Пилот» является программной оболочкой и может быть использована для сравнительного анализа объектов только после разработки целевой структуры базы данных исследуемого объекта и ввода значений необходимых характеристик.
ИАС «ОЦЕНКА и ВЫБОР» является более новой версией ИАС «Пилот», использующей графический интерфейс Windows, созданной с учетом опыта конкретных задач при взаимодействии с пользователями ИАС «Пилот». Применение интерфейса Windows позволяет существенно снизить требования к квалификации пользователя. В системе предусмотрена совместимость с другими программами путем штатного импорта информации из таблиц Excel.
Анализ изложенных выше сведений об используемых в СППР “ALTER” принципах принятия решений указывает на общность методов сравнительного анализа СППР “ALTER” и «Пилот». Вместе с тем ИАС «ПИЛОТ» находится на рынке программных продуктов уже с 1989 г., постоянно совершенствуется, имеет совершенный интерфейс и в настоящее время ее современная версия в среде Windows получила название «ОЦЕНКА и ВЫБОР».
Таким образом, автоматизированные информационно-аналитические системы поддержки принятия решений являются необходимым инструментом перспективного планирования и проектирования, а также
при заключении контрактов на разработку судового оборудования.
Однако применяемые сегодня методики в большинстве случаев базируются на сопоставлении технико-экономических и других показателей научно-технического уровня и качества оцениваемого изделия с базовым образцом (ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия и определения), принятым в качестве эталона сравнения. Его выбор осуществляется на основе слабо формализованных и длительных по времени экспертных процедур, снижающих достоверность и не обеспечивающих своевременность получения оценок научно-технического уровня и качества и судового оборудования.
Так, если для оценки каждой из не менее 40 групп судового оборудования необходимо по 10 экспертов, то эта задача станет весьма трудоемкой. Если же потребуется экспертиза каждого конкретного типа оборудования каждого проекта судна, то задача станет вообще неразрешимой. В результате задача по каждому изделию решается одним-двумя проектировщиками на основе их опыта и интуиции.
На наш взгляд, более оправданным является подход к определению технического уровня судов и судового оборудования путем использования критериев и критериальных уравнений:
— критерия технического уровня и качества судов, предложенного д-ром техн. наук, профессором П. А. Малым (ФГОУ ВПО СПГУВК);
— системы показателей технического уровня судов, предложенной д-ром техн. наук
Э. А. Афромеевым (ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»);
— безразмерных показателей технического уровня судовых дизелей и газотурбинных установок, предложенных в ФГОУ ВПО СПГУВК [1, с. 16-19; 2, с. 77-87; 3, с. 122-130].
Методы теории подобия и анализа размерностей, используемые в работах [1-3], позволяют разработать критерии технического уровня для большинства других видов судового оборудования, что повысит объективность их оценки, которая может осуществляться в автоматическом или автоматизированном режимах.
Другим важным недостатком существующих систем принятия решений является несовершенство методов определения цены на продукцию судового машиностроения [9].
В практике ценообразования используются преимущественно однофакторные параметрические модели, устанавливающие связь между ценой и качеством изделия лишь по ведущему (на усмотрение эксперта) показателю без учета влияния на цену остальных факторов качества.
Разработка подходов к совершенствованию методов и моделей интегральной оценки научно-технического уровня и качества судовой техники включает:
— разработку общих требований к методам и модели ценообразования;
— обоснование подхода к установлению связи между ценой, основными техническими параметрами и многокритериальной оценкой научно-технического уровня и качества продукции;
— формирование алгоритма определения цены.
Третьим уровнем функционирования автоматизированной системы по судовому оборудованию должна стать международная специализированная электронная торговая площадка «Судовое оборудование».
Электронная торговая площадка (ЭТП) — комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки.
Электронная торговая площадка позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей судового оборудования и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их проектирования и производства. Заказчики получают возможность проводить электронные торги — тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, оптимизируя затраты, а поставщики — участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах.
Для размещения государственного заказа используются ЭТП, отобранные Мин-
экономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры, определенной законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 и приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 г. был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС».
ЭТП для коммерческих заказчиков — это электронные торговые площадки, на которых электронные торги проводят негосударственные компании (коммерческие заказчики). Таких ЭТП значительно больше, чем для государственных торгов, и регламент проведения электронных аукционов более гибкий (в некоторых аукционах не требуется даже электронная цифровая подпись). ЭТП для коммерческих поставщиков делятся на два типа:
1. Специализированные ЭТП, созданные под нужны определенного предприятия: Электронная торговая площадка Газпрома по продаже нефтепродуктов.
2. Многопрофильные ЭТП, на которых представлен более широкий спектр продукции и услуг, чем на специализированных ЭТП (Fogsoft.ru, b2b-center.ru, ambit-trade.ru, Фабрикант, tender.pro и др.). На таких площадках любая компания может выступать как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика товаров и услуг без ограничений по номенклатуре.
Работая на ЭТП, заказчик или поставщик может успешно решать различные вопросы, возникающие в повседневной деловой практике, потому что данные системы выполняют следующие важные функции:
1) информационная функция позволяет ознакомиться с перечнем организаций, работающих на ЭТП, получить информацию по интересующей организации;
2) функция маркетинга, которая позволяет осуществлять поиск покупателей и потребителей интересующих работ и услуг, а также получать информацию о потребностях
Выпуск 2
Выпуск 2
и предложениях работ и услуг, которые размещают на площадке другие организации;
3) рекламная функция. Информация об организации, размещенная на ЭТП, сразу попадает в единое информационное пространство;
4) торговая функция, которая позволяет в качестве организатора торгов осуществлять полный комплекс разнообразных торгово-закупочных мероприятий по приобретению товаров и услуг. В качестве участника торгов возможно осуществлять комплекс действий для эффективной продажи собственных товаров и услуг;
5) аналитическая функция позволяет проводить сравнительный анализ различных показателей деятельности организаций. Правильно выбрать контрагентов для выполнения поставок, работ и услуг по интересующей тематике;
6) функция защиты информации, осуществляет безопасный электронный документооборот, построенный с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (ЭЦП).
Преимущества работы на ЭТП для заказчика в решении этого вопроса очевидны:
1) значительная экономия рабочего времени;
2) экономия денежных средств на организацию и проведение закупок;
3) прозрачность и открытость процесса закупок;
4) честная конкуренция, исключающая работу недобросовестных сотрудников со «своими» фирмами-поставщиками;
5) участие в торгах возможно из любой точки мира;
6) доступность для представителей любого бизнеса — цена и условия лота ничем не ограничены.
Преимущества работы на ЭТП для поставщика состоят в том, что каждый руководитель компании, руководитель отдела сбыта или продаж всегда заинтересован в расширении клиентской базы и увеличении продаж компании. На рекламу тратятся колоссальные средства, работают многочисленные са11-цен-тры, но в итоге чем больше продает компания, тем больше она тратит лишних денег.
При работе с ЭТП компания получает ряд преимуществ:
1) быстрый поиск интересующих торгов;
2) экономия средств на рекламной кампании;
3) прозрачность и открытость процесса продаж;
4) честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
5) равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
6) участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.
Компания «Центр развития экономики» (B2B-Center) была основана в 2002 г., занимается разработкой и внедрением систем электронной торговли для корпоративных и государственных заказчиков.
Единая система электронной торговли В2В-СеШ:ег на сегодняшний день является крупнейшей системой электронной торговли, объединяющей более 20 торговых площадок, работающих для различных отраслей экономики. В их число, помимо энергетики, входят нефтехимия, металлургия, целлюлозно-бумажное производство, автомобильная промышленность, телекоммуникационный сектор, жилищно-коммунальный сектор,
гражданская авиация, агропромышленный комплекс и многие другие отрасли.
Например, в этой системе в 1-м квартале 2009 г. была проведена 2131 процедура на сумму 11,232 млрд руб. Совокупный объем всех торговых процедур, проведенных в системе B2B-Center за период промышленной эксплуатации, составил более 461 млрд рублей, общее количество торгов — 63 тыс. Количество участников единой системы электронной торговли B2B-Center к концу 1-го квартала 2009 г. достигло 24 154: прирост за квартал составил 12,7 %, что в 1,5 раза превышает показатели аналогичного периода 2008 г.
В международной торговле также широко используются возможности электронных торговых площадок. К их числу можно отнести, в частности, международную торговую площадку DIESEL ENGINE TRADE.COM, обеспечивающую продажу новых и бывших в употреблении судовых дизелей, а также
запасных частей к ним. Информация о ней представлена на сайте http://www.diese1engi-netrader.com/
В работе электронной торговой площадки принимают участие свыше 100 ведущих мировых производителей дизельных двигателей.
По информации, размещенной на сайте, к торговой площадке каждый день обращаются более 5 тыс. пользователей, что делает очевидным целесообразность создания в России аналогичной электронной площадки по торговле судовым оборудованием.
Анализ приведенной выше информации позволяет сделать следующие выводы:
— наличие электронного каталога (базы данных) само по себе не может существенно повысить эффективность проектирования, хотя и делает его более удобным;
— совместное использование электронных каталогов и научно-обоснованных критериев научно-технического уровня, качества судового оборудования, методов определения его цены позволяет разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию судового машиностроения;
— только совокупность программных средств, обеспечивающих функционирование электронных баз данных, реализующих алгоритмы оценки технического уровня и качества, многопараметрической оценки стоимости оборудования, а также повышение конкуренции производителей, прозрачности и открытости процесса закупок, реализуемая с помощью программных средств автоматизированной системы международной специализированной электронной торговой площадки, позволяет достигнуть целей, поставленных в ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы».
Таким образом, может быть сформулирован следующий перечень первоочередных задач, которые необходимо решить для обеспечения функционирования автоматизированной системы по судовому оборудованию:
1. Формирование в автоматизированном режиме с использованием средств Интернета электронной базы данных о судовом оборудовании в соответствии с модульно-агрегатным подходом к его проектированию, производству и монтажу на основе ПР 50-718-94 «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции» и ГОСТ 2.116-84 «Карта технического уровня и качества продукции». Реализацию электронной базы данных целесообразно строить на основе использования семейства стандартов XML и связанных с ним технологиях.
2. Обеспечение предоставления в электронных каталогах графической информации, в том числе 3D-моделей судового оборудования.
3. Обеспечение проверки достоверности (верификации) технической информации на основе сопоставления данных, предоставленных производителями оборудования, с результатами расчета аналогичных показателей, полученных с использованием многопараметрических регрессионных зависимостей.
4. Формирование критериев и критериальных уравнений для оценки технического уровня и качества основных видов судового оборудования на основе использования методов теории подобия и анализа размерностей с минимальным привлечением экспертов.
5. Многопараметрическое определение справочной цены судового оборудования с учетом их основных параметров (мощности, производительности и т. п.) и технического уровня и качества.
6. Проведение расчета соотношений цена/технический уровень и цена/качество и оценка конкурентоспособности судового оборудования.
7. Создание методики, алгоритма и программ, обеспечивающих функционирование международной специализированной электронной торговой площадки по судовому комплектующему оборудованию.
Выпуск 2
Выпуск 2
Список литературы
1. Безюков О. К. Критерий для оценки научно-технического уровня судовых дизелей / О. К. Безюков // Исследования, проектирование и эксплуатация судовых ДВС: тр. междунар. науч.-техн. семинара. — СПб.: ПаркКом, 2006.
2. Безюков О. К. Методика формирования карты технического уровня и качества судовых дизелей / О. К. Безюков, И. В. Ивашин // Журнал университета водных коммуникаций. — СПб.: СПГУВК, 2009. — Вып. 1.
3. Безюков О. К. Показатель энергоэкологической эффективности судовых дизелей / О. К. Безюков, И. В. Ивашин // Водные пути России: Строительство, эксплуатация, управление: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 200-летию подготовки кадров для водного транспорта, 1-2 октября 2009 г. — СПб.: СПГУВК, 2010. — Кн. II.
4. Информационно-аналитическая система “Pilot” (версия 2.0): Руководство пользователя. — М.: C&DS, 1994. — 43 с.
5. Иоффин А. Универсальная информационно-аналитическая система поддержки принятия решений «ОЦЕНКА и ВЫБОР» / А. Иоффин, Д. Абдрахимов. — М., 1998. — Ч. 1: Установка системы и первое знакомство. — 60 с.
6. Иоффин А. Универсальная информационно-аналитическая система поддержки принятия решений «ОЦЕНКА и ВЫБОР» / А. Иоффин, Д. Абдрахимов. — М., 1998. — Ч. 2: Изучаем систему за экраном компьютера, т. 1. — 52 с.
7. Иоффин А. Универсальная информационно-аналитическая система поддержки принятия решений “ОЦЕНКА и ВЫБОР» / А. Иоффин, Д. Абдрахимов. — М., 1998. — Ч. 2: Изучаем систему за экраном компьютера, т. 2. — 160 с.
8. Ловицкий К. Э. Информационные технологии в научной библиотеке университета / К. Э. Ловицкий, О. Г. Бунтова, О. В. Баранова // Телематика-2001: материалы Междунар. науч.-метод. конф. — СПб., 2001.
9. Поляков Ю. И. Задачи институтов судостроительной промышленности по совершенствованию системы ценообразования при постройке кораблей и судов / Ю. И. Поляков // Отраслевое совещание по проблемным вопросам ценообразования на продукцию судостроения, 28-29 ноября 2001 г.: сб. докл. — СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 2001.
10. Разработка программного обеспечения SUN Microsystems [Электронный ресурс]. Электрон дан. Режим доступа: http: //www. sun. com/xml/, http: //java. sun. com/xml/index. html
11. Семенов С. С. Оценка технического уровня образцов вооружения и военной техники / С. С. Семенов, В. Н. Харчев, А. И. Иоффин. — М.: Радио и связь, 2004. — 552 с.: ил.
12. Система поддержки принятия решений (СППР) “ALTER” ЦНИИ ВВС: каталог. — М.,
1997.
13. Стандарты библиотечных информационных систем: традиции и перспективы / О. В. Баранова [и др.]; Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Екатеринбург, Россия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2002/trud/sec78/Doc6.HTML
14. Сукиосян Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы / Э. Р. Сукиосян. — СПб.: Профессия. 2009. — 536 с.
15. Тенденции интеграции информационных и библиотечных технологий / О. В. Баранова, Д. А. Каплунов, И. Г. Лисьих [и др.] // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: материалы 8-й Междунар. конф. «Крым-2001». — Судак, 2001. — Т. 1.
16. IBM [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www-106.ibm.com/devel-operworks/xml/; ORACLE: http://otn.oracle.com/tech/xml/content.html
17. Logos Research System, Inc. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:// www.logos.com/marc/marcxml.asp
18. MARC и XML-ресурсы, посвященные сопряжению MARC и XML: словари (DTD), конверторы. Библиотека Конгресса США [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:// lcweb.loc.gov/marc/marcsgml.html
УДК 626.4 А. А. Кардаков,
соискатель,
СПГУВК
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ КАВИТАЦИОННОЙ ОБРАБОТКОЙ ТОПЛИВА
THE IMPROVEMENT OF RELIABILITY OF THE FUEL EQUIPMENT BY CAVITATION PROCESSING OF THE FUEL
При эксплуатации СЭУ на тяжелых сортах дизельного топлива, предлагается проводить кавитационную обработку топлива при непосредственной его подаче судовым двигателям с помощью устройства «Генератор кавитации 3» (Патент РФ № 2084681). При обработке тяжелых сортов топлива, устройство «Генератор кавитации 3» позволяет: уменьшить их вязкость и плотность, снизить температуру вспышки, уменьшить в топливе размеры твердых примесей и частиц водной фазы, что существенно повышает надежность топливной аппаратуры дизеля.
When using marine power plants on the heavy grades of diesel fuel, cavitation processing of the fuel directly to its filling ship engines with the device “Generator of cavitation 3” (Patent of Russia № 2084681) is supposed to be carried out. While processing of heavy grades of the fuel the device “Generator of cavitation 3 ” allows: to reduce its viscosity and density, to decrease the flash point temperature, to cut down the size of the fuel solid contents and particles of the water phase which significantly increase the reliability of the fuel equipment of diesel engines.
Ключевые слова: кавитационная обработка топлива, надежность топливной аппаратуры, прецизионные пары топливной аппаратуры.
Key words: cavitation fuel processing, reliability of the fuel equipment, precision pairs of the fuel equipment.
ОДНИМ из способов повышения надежности топливной аппаратуры судовых дизелей является кавитационная обработка топлива в системе топливо-подачи.
Кавитациионная обработка топлива наиболее эффективна при использовании в дизельных двигателях высоковязких мазутов, получаемых из остаточных фракций нефтепереработки. В мазуте содержатся наиболее тяжелые фракции углеводородов, продукты термического крекинга, окисления, полимеризации, коксования, негорючих минераль-
ных веществ, металлов, золы, механических примесей, вода.
Опыт эксплуатации дизелей на тяжелых сортах дизельного топлива выявил ряд суще-ственных недостатков технического, экономического и экологического характера:
— ухудшение организации рабочего процесса в цилиндрах дизеля;
— возрастание количества нагароотло-жений на рабочих поверхностях распылителей форсунок и ЦПГ;
— увеличение износов деталей ЦПГ,
Выпуск 2