сера, керамика, лоскутное шитье, аппликация, вышивка, узорное вязание. Все изделия в обязательном порядке сопровождаются резюме, где, помимо данных об авторах, содержится информация об описании техники и ее привязанности к этнической культуре конкретного народа. Фотографии лучших изделий, занявших призовые места на выставках-конкурсах, попадают в периодический сборник «Сувениры Хакасии» с соблюдением авторских прав мастеров.
Таким образом, проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной и до конца не решенной. Организация выставочной деятельности в культурно-до-суговых учреждениях, на наш взгляд, является одним из действенных средств ее формирования. Молодежь при подготовке к выставкам знакомится с этнокультурными ценностями своего народа и ведет параллельную работу по ознаком-
Библиографический список
лению с культурой других народов, при всем этом раскрывая свой творческий потенциал. В Республике Хакасия с ростом показателей выставочной деятельности возрастает качество исполнения изделий, увеличивается перечень новых творений, изготовленных по современным технологиям. Растет число лауреатов и дипломантов конкурсов, выставок. Стало престижно для мастеров демонстрировать свое мастерство на региональных выставках, которые в работе больше ориентируются на местные материалы и технологии, применяют традиционные способы обработки, формообразования и декорирования изделий. Во многих работах наблюдается удачное сочетание современных технологий с традиционными материалами. Сегодня старые, мудрые мастера продолжают обучать ремеслу молодое поколение, тем самым сохраняя и передавая из поколения в поколение традиции художественного промысла и опыт многих поколений людей.
1. Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуикации. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Ленинград: Наука, 1989.
2. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. Москва: МНЭПУ, 1998.
3. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. Available at https://vocabulary.ru/slovari/etnopsihologicheskii-slovar.html
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование. Автореферат диссертации...доктора философских наук. Москва, 1992.
5. Боровиков Л.К. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогике и социальной работы. Москва, 1993.
6. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2002.
7. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореферат диссертации....доктора педагогических наук. Владикавказ, 2009.
8. Белькова Л.В. Формирование этнокультурного пространства в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6: 169 - 171.
9. Шорина Д.Е. Экспозиционно-выставочная деятельность музеев начального профессионального образования алтайского края. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6: 196 - 201.
10. Государственные награды Республики Хакасия. Available at: https://www.vskhakasia.ru/respublika-khakasiya/gosudarstvennye-nagrady-respubliki-khakasiya
References
1. Myl'nikov A.S. Yazykkul'tury i voprosy izucheniya 'etnicheskojspecifikisredstvznakovojkommuikacii. 'Etnograficheskoe izuchenieznakovyh sredstvkul'tury. Leningrad: Nauka, 1989.
2. Moiseev H.H. Sud'ba civilizacii. Put'razuma. Moskva: MN'EPU, 1998.
3. Krys'ko V.G. 'Etnopsihologicheskij slovar'. Available at https://vocabulary.ru/slovari/etnopsihologicheskii-slovar.html
4. Nekrasova A.N. Kul'tura mezhnacional'nogo obscheniya v molodezhnoj srede: sostoyanie i formirovanie. Avtoreferat dissertacii.doktora filosofskih nauk. Moskva, 1992.
5. Borovikov L.K. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' social'nogo pedagoga i social'nogo rabotnika: nauchno-metodicheskie materialy dlya zanyatij v shkole social'noj pedagogike i social'noj raboty. Moskva, 1993.
6. Seryakova S.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2002.
7. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Avtoreferat dissertacii....doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
8. Bel'kova L.V. Formirovanie 'etnokul'turnogo prostranstva v sovremennom sociume. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6: 169 - 171.
9. Shorina D.E. 'Ekspozicionno-vystavochnaya deyatel'nost' muzeev nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya altajskogo kraya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6: 196 - 201.
10. Gosudarstvennye nagrady Respubliki Hakasiya. Available at: https://www.vskhakasia.ru/respublika-khakasiya/gosudarstvennye-nagrady-respubliki-khakasiya
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 374
Bisong Z., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: zhengbisong0214@gmail.com
FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF A PERSONALITY. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of "musical culture", provides the meanings of this concept by various authors in a wide and narrow sense, examines various conceptual approaches, programs, forms and methods of developing a musical culture of an individual. Using the study of works of researchers of theoretical ideas about music, the author shows the main functions of music, its influence on the formation of personality. The formation of a musical culture of a person is considered as development of a person's spiritual needs, his moral ideas, intellect, and aesthetic assessment of life phenomena. The components of musical culture are justified: musical values, types of creative activity, social institutes and institutions, individual creators and performers. The author summarizes that forming musical culture contributes to the development of traits of a new personality, his new abilities, the most important spiritual and moral sphere for a person.
Key words: personality, music, forming musical culture.
Ч. Бисун, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: zhengbisong0214@gmail.com
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье дается теоретический анализ феномена «музыкальная культура», приводятся значения данного понятия, представленные различными авторами в широком и узком смысле, рассматриваются различные концептуальные подходы, программы, формы и методы развития музыкальной культуры личности. На основании изучения работ исследователей, касающихся теоретических представлений о музыке, автором показываются основные функции музыки, ее влияние на формирование личности, рассматриваемой как развитие духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений. Обоснованы компоненты музыкальной культуры: музыкальные ценности, виды творческой деятельности, социальные институты и учреждения, отдельные творцы и исполнители. Автор резюмирует, что формирование музыкальной культуры способствует развитию новых качеств личности, ее способностей, важнейшей для человека духовно-нравственной сферы.
Ключевые слова: личность, музыка, формирование музыкальной культуры.
Музыкальное искусство всеми признается значимой частью мировой художественной культуры. Считается, что музыка является самым эмоциональным средством развития личности, музыка способствует познанию окружающего
мира через эмоции, способствует эстетическому восприятию мира через звуковые ассоциации. При занятии музыкой вырабатывается музыкальный слух, постигается звуковая гармония, при этом развиваются математические спо-
S
Z
m >
=Г
I
>
е
собности, абстрактное мышление. Не случайно музыкой начинают заниматься с дошкольного возраста, далее музыкальное образование продолжается в школе, независимо от того, есть у учащихся музыкальный слух или нет Музыкальным образованием в разное время занимались Л.П Арчажникова [1], Б.В. Асафьев [2], Д.Б. Кабалевский [3], В.В. Медушевский [4], РВ. Панкевич [5], О.П. Рудницкая [б], М.А. Смирнов [7] и многие другие. В своей статье мы представляем теоретический анализ формирования музыкальной культуры личности.
Многие авторы пытаются дать определение музыкальной культуре, но в контексте чего-то (музыкальная культура определенной эпохи; музыкальная культура определенной страны, региона, народности и т.д.). Если понимать культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то музыкальная культура - это часть общей культуры, связанной с музыкой.
Под музыкальной культурой мы понимаем сложную интегративную образовательно-просветительскую деятельность, которая включает в себя умение разбираться в музыкальных направлениях, жанрах и стилях; теорию музыки и сведения музыкально-эстетического характера; обязательно наличие музыкального вкуса, способного на эмоциональный отклик в результате прослушивания музыкальных произведений.
Часто говорят о музыкальной культуре того или иного народа, общества, однако мы будем говорить о музыкальной культуре личности человека, именно этим озабочено музыкальное образование разных уровней - от дошколь ногодо профессионального. Вся история становления музыкального образовани я ивос-питания направлена на развитие духовных сил ребенка, акти виваи^иапнаос-ных в нем способностей, постижение мирового музыкального искуссога.В середине ХХ века педагоги и методисты объявили главным направлением развития музыкальной культуры не точность воспроизводимости музыкалнных знаний, а глубину проникновения в музыку, критерием которой является единство образов звука и мира.
Процесс формирования музыкальной культуры обучающихся характеризуется возникновением, углублением и выражением в музыке личностно значимого жизненного смысла, который определяется в качестве пути постижения музыки и жизни в их единстве. Сегодня существуют различные концептуальные подходы, программы, формы и методы формирования музыкальной культуры личности.
Мы изучили работы многих ученых - культурологов, искусствоведов, педагогов и психологов, которые писали о формировании музыкальной культуры подрастающего поколения, все они апеллируют к духовности человека. В самом широком смысле «формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений».
Существует более узкий смысл понимания процесса формирования музыкальной культуры личности, отдельные ученые рассматривают его в качестве развития способности к личностному восприятию музыки. Процесс формирования музыкальной культуры может реализоваться разными формами музыкально-педагогической деятельности, основную цель которой видят в развитии музыкальных способностей личности, воспитании эмоциональной сферы в виде эмоциональной восприимчивости музыки: ее понимание и глубокое переживание.
Влияние музыки на формирование личности осуществляется разными формами музыкальной деятельности: познавательной; слушанием музыки; творческой деятельностью и исполнительством. Этими формами музыкальной деятельности, помогающими развивать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный кругозор, прививают знания, расширяют опыт творческой деятельности, что обогащает музыкальную культуру личности обучающихся. В процессе формирования музыкальной культуры происходит комплексное развитие креативности и творчества, формирование личности в целом. Прекрасная музыка пробуждает в личности обучающихся стремление к красоте, воспитывает художника, делает соучастником творческого процесса (см. рис. 1).
В качестве социального явления и части общемирового искусства музыка является сложным социальным явлением. В широком понимании в структуре музыкальной культуры выделяют несколько компонентов, которые мы выделили на рис. 2.
Нельзя не согласиться, что формирование музыкальной культуры личности способствует ее вхождению в мир эмоциональных переживаний, знакомит человека с областью музыкальной культуры, доступной его возрасту Музыкальное образование открывает личности дверь в этот мир, предоставляет возможность
1. Формирующая Музыка участвует в становлении человеческой личности, Формирование музыкальной культуры индивида влияет на его развитие, на вкус, на социализацию.
1. Познавательная Через звуки люди передают ощущения, образы, эмоции. Музыка является своеобразным отражением окружающего мира.
3. Воспитательная Как и любое искусство, музыка способна формировать у людей определенные, чисто человеческие качества. Не напрасно существует точка зрения, что умение слушать и создавать музыку отличает человека от животного.
4. Мобилизующая и призывная Музыка способно стимулировать человека к действию, Не напрасно существуют маршевые мелодии, трудовые песни, которые улучшают деятельность людей, украшают ее.
5. Эстетическая Все-таки самая главная функция искусства - это способность доставлять человеку удовольствие. Музыка дарит эмоции, наполняет жизнь людей духовным содержанием и приносит чистую радость.
Рис. 1. Основные функции музыки
развить способности, заложенные природой, и проявить себя в музыкальном искусстве. Плавнейшим показателем музыкальности многими авторами называется эмоциональная отзывчивость на искусство. Формирование музыкальной культу-рыолучающисся рредплбаглеттаале соотношеаов о°ъелиокнога,социкльоого, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием личности, п р иобщеннойкм узы.васцелью лсд готлаито ее к дсятлмоносли не тнаако а орда -акаьувыки.нииа другосаОлосоях идкяссяао.
-0 а. 1. Музыкальные ценности, продуцируемые и транслируемые в социуме.
> £ s 1 £ >s 2, Разные виды деятельности по производству, хранению, трансляции, воспроизведению, восприятию музыкальных ценностей и произведений.
h £ s: 3. Социальные институты и учреждения, занимающиеся разными видами музыкальной деятельности.
m > 4. Отдельных людей, занимающихся созданием, распространением, исполнением музыки.
Рис. 2. Компоненты музыкальной культуры
Впроцессеформироваииямузыкапрной культурр| литупсиуыаптоприме-няют септемроргапмрниироныхи целзнзмрмЕпенныы тозделступи у зыранаемрель-ном девуопееости.Сртшан2ымузыкальпыепроезвеыенил теенознязанмсмуры-кпмшио-зозсамасемлной дузсeльнеуоем. Обувыющимуся ертходмесы омредегеть нaсpaееeнае,жтнр, ссвли ирзнзводемря, пооавторар ризваеве, гоорыкрання и т.о.р оеeтаеырЫнpмирoиыи2ямyзыкзльнагoвмcпpиярзяпомиcxыдзтyз^^aвaние, пыетижыеие, тозниваниезаконымлрносвез мссыкалзногоязима, oeyчaлщм2cя ытамио узнав2ть,oeыемлвaть, е в дедьнвишамвоспрсвмеидить мызные, ирмоб-щаясь при этом к ценностям музыкального искусства, что дает им возможность рсгвнты ысзымaыртыл выосо^дстм, ррто эдум cyщеылвeупы .асшмряякруголор. МузыкаспосоМте oтpaжерыщeйcтвизельнывез м движзниир мвгия. Как м идлугохсидахлскуссрс, цeзоемм ртого ыоржени о л го
мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
Такои обозом, формирыванре музызамьной, об^аощносвпо-
нилаеттл уллорами в качестве процесса передачи общественно-исторического опыта мззз1каоьцыОыеятелондуес мп^^^г^у уeзелeыию рзркммoH зpeдc2вцeые-направленных и организованных воздействий с целью развития разных сфер формир^щейывлрсности. Развиззм п^ыгальной! об^ающмхсярред-
П0лагрзр нерехощ етлзуесым, рынyлязнеlxфртм мррыкспемых прз^у^^сс^м^^рзй к белмееложлым и пиюокиш, спс^^с^М^^^^з^"^ образоныирю зoзыxмеиecтвлпзрмети, eecпoеаи|нocтeй, еажзлшей дло черозуло мотнзныкнpaзcтнопней
Библиографический список
1. Арчажникова Л.П. Методика музыкального воспитания: учебное пособие. Москва:МПЗПИ,1989.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. Москва, 1973.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. Москва: Просвещение, 1989.
4. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыки. Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988.
5. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, посвященной 40-летию музыкально-педагогического факультета УрГПУ: в 4 т. Екатеринбург, 2000; Т. 3.
6. Рудницкая О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд вXXI век: материалы III Международной научно-практической конференции. Москва, 1996; 38 - 41.
7. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. Москва: Музыка, 1990.
Refеrences
1. Archazhnikova L.G. Metodika muzykal'nogo vospitaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MGZPI, 1989.
2. Asaf'ev B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveschenii. Moskva, 1973.
3. Kabalevskij D.B. Kakrasskazyvat'detyamo muzyke. Moskva: Prosveschenie, 1989.
4. Medushevskij V.V. Suschnostnye sily cheloveka i muzyki. Muzyka. Kul'tura. Chelovek. Sverdlovsk: Izd-vo UrGU, 1988.
5. Muzykal'no-'esteticheskoe obrazovanie v sociokul'turnom razvitii lichnosti: materialy Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 40-letiyu muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta UrGPU: v 4 t. Ekaterinburg, 2000; T. 3.
6. Rudnickaya O.P. Kul'turologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagoga-muzykanta. Muzykal'noe obrazovanie i podgotovka uchitelya muzyki: vzglyad v XXI vek: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1996; 38 - 41.
7. Smirnov M.A. 'Emocional'nyj mir muzyki. Moskva: Muzyka, 1990.
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 37.062.1
Gertsik V.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: valeriya_gercik@mail.ru
TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT BASED ON THE ATTITUDE OF CARE IN THE POST-BOARDING SUPPORT OF ORPHANS. The article presents research materials on technologies of pedagogical support for the category of orphans living or graduating from Centers for the Promotion of Family Education, aimed at updating the willingness to take care of themselves and other people. The definition of the concept of "care" is given in the context of the pedagogical support of orphans. The problem of "maladaptive" care, sometimes interfering wit the personal growth of the child, is described. A method is proposed for resolving the existing contradiction that children living in state organizations for orphans with an overall care are not ready for self-care, when they graduate and leave these institutions. The work describes the idea of individual mentoring, implemented by adults. Some results of experimental data obtained during a longitudinal study based on the post-boarding support service for orphans are presented.
Key words: care, self-care, caring attitude, pedagogical support, orphans, organizations for orphans.
В.В. Герцик, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: valeriya_gercik@mail.ru
ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОТНОШЕНИЯХ ЗАБОТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В статье представлен материал исследования технологий педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, нацеленных на актуализацию готовности заботиться о себе и окружающих. Дано определение понятия «забота» в контексте педагогической поддержки детей-сирот. Описана проблема «дезадаптирующей» заботы, в ряде случаев мешающей личностному росту ребенка. Предложен метод решения сложившегося противоречия о том, что дети, проживающие в государственных организациях для сирот на полном попечении, после выпуска оказываются не готовыми к самостоятельной заботе о себе. Описана идея индивидуального наставничества, реализуемая «значимыми взрослыми», которыми в ряде случаев выступают успешные выпускники организаций для детей-сирот. Представлены некоторые результаты экспериментальных данных, полученных в ходе проведения лонгитюдного исследования на базе службы постинтернатной поддержки детей-сирот.
Ключевые слова: забота, забота о себе, отношение заботы, педагогическая поддержка, дети-сироты, организации для детей-сирот.
Вопросам организации заботы о детях-сиротах на государственном уровне в настоящее время уделяют особое внимание. В соответствии с федеральным законодательством забота социальной сферы России нацелена на детей в возрасте от 0 до 23 лет, являющихся сиротами. Такие дети проживают как в приемных и опекунских семьях, так и в учреждениях интернатного типа, ранее именуемых детскими домами. В исследовании рассматривались вопросы педагогической поддержки детей, которые воспитываются или являются выпускниками интернатного учреждения.
За последнее десятилетие предметом обсуждений и споров в общественной жизни стал вопрос реорганизации самой системы призрения сирот в Российской Федерации. Современная ситуация развития организаций для детей-сирот направлена на деинституционализацию, происходит длительный и планомерный процесс перестройки системы «детский дом» в систему организаций семейного устройства. Ряд исследований однозначно показали необходимость изменения ключевых принципов работы с детьми, постоянно проживающими в интернатных учреждениях. Исследование протекало в момент реформирования так называемой «системы детского дома», что позволило наблюдать как положительные стороны процесса, так и противоречивые моменты. Отметим, что именно в переломный в истории детских домов момент остро встает вопрос о необходимости педагогической поддержки проживающих в них детей и обучении детей и выпускников заботе о себе.
В связи с этим была поставлена цель исследования: разработать и реализовать технологии педагогической поддержки категории сирот, проживающих либо выпускающихся из Центров содействия семейному воспитанию, на основе актуализации отношения заботы о себе и других.
Исследование отношения заботы в системе педагогической поддержки выступает как практическая потребность, о которой говорят специалисты социальных служб, работающие с воспитанниками организаций для детей-сирот. Анализ источников показал, что понятие «забота» о ребенке, лишенном родительской
опеки, в научном плане недостаточно разработано. Обратившись к философским, социологическим и педагогическим исследованиям, в которых представлены общетеоретические рассуждения, касающиеся содержания понятия «забота», мы определили, что забота - это активное, деятельное отношение к другому человеку, являющемуся субъектом воспитания, направленное на оказание ему помощи, поддержки, достижения его благополучия, а также необходимая опора для разрешения собственных задач, разумное удовлетворение своих интересов и потребностей. Мы рассматриваем заботу как особое отношение между ребенком и взрослым, нацеленное на обучение ребенка процессу самостоятельной заботы о себе (своем внутреннем мире) и о других.
В философии забота определяется как некоторая форма бытия, которая рассматривается в определенном отношении. Немецкий философ-экзистенциалист М. Хайдеггер определял «отношение заботы» как основу, определяющую факт человеческого существования, и утверждал, что человеку необходимо находиться в отношениях заботы, в противном случае, когда человека ничего не заботит, он теряет свою сущность. Понятие «забота» также анализируется в работах философа М. Фуко, который рассматривал его как совокупность принципов и навыков и отмечал, что забота о других является необходимой составляющей заботы о себе как процесса самосовершенствования. В изученной нами литературе, в частности в философии экзистенциализма «отношение заботы» рассматривается в двух вариантах: забота, которая сковывает и не дает человеку познать себя; забота, помогающая актуализировать его внутренний ресурс, создать условия для самоактуализации и самореализации.
Для нашего исследования в качестве определяющих выступили положения о том, что забота должна рассматриваться как «возможность для развития личности через социальное действие; взаимообмен заботы основан на социальных отношениях, объединении чувств и действий» [1]; что отсутствие умения заботиться о себе и других «ведет к асоциальности, то есть к искажению