Для формирования мотивационного компонента педагогической мобилиза-ционно-функциональной компетенции применимы ситуации - инициации, нацеленные на формирование у будущих педагогов стремления к познанию сущности функциональной характеристики деятельности учителя, мобильности как качества личности учителя.
Студентам предлагается текст, в котором необходимо определить тематику, выбрать из предложенных метафор, проецируемые на функциональную мобильность учителя, открыть личные смыслы в них, сделать умозаключение о значимости и неповторимости детства. Это, как показало исследование, не может не оказывать положительного влияния на мотивацию студентов, стимулируя их к дальнейшему изучению основ мобилизационно-функциональной составляющей деятельности учителя.
Беря во внимание функционально-деятельностный компонент, укажем, что положительное влияние оказывают деятельностный характер учебной ситуации, который заключается в получении личностного опыта в ходе анализа ситуации и разрешения содержащейся в ней проблемы путем планирования деятельности.
Таковыми ситуациями могут быть: «ситуация-проблема» - прототип реальной педагогической проблемы, которая требует оперативного решения; «ситуация-иллюстрация» - прототип реальной педагогической ситуации, которая воссоздает сюжет, поясняющий материал образно. В результате студенты самостоятельно составляют план своей деятельности, выявляют ошибки в плане и исправляют их, проецируют решение в формат функциональной мобильности учителя.
Библиографический список
Ситуации, направленные на востребование знаний об организации со-деятельности с учащимися, в своей постановке задачи требуют от студента «подвижности» в осмысления и прогнозировании результатов организуемых им субъект-субъектных отношений с детьми. Студент переходит в поисковый режим, он начинает мысленно конструировать свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью, рефлексировать [10]. В таком формате решения учебной ситуации у студентов проявляется мобильность, т. е. способность к регуляции собственной деятельности, предметное рассмотрение самого знания о мобильности педагогических функций, деятельности, они критически оценивают и анализируют содержание профессионально-педагогической деятельности в конкретной педагогической ситуации.
Требовалось применение мобилизационно-функционального содержания ситуаций, которые проектировали включение студентов в различные виды профессионально-педагогической деятельности через обсуждение ситуаций, анализ принятия решений в различных педагогических ситуациях, (например, анализ разрешения педагогического конфликта, создания ситуации успеха).
В заключении подчеркнём, что каждое из обозначенных ситуаций обладает возможностями в формировании как отдельных структурных компонентов мобилизационно-функциональной компетенции, так и целостную педагогическую характеристику деятельности учителя, что дает возможность формировать готовность быть востребованным, готовым к постоянному профессиональному саморазвитию и к выбору в маргинальных ситуациях личностно значимых смыслов и ценностей, быть мобильным.
1. Бебина О.И. Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2010.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2007.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие Москва, 2006.
4. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1996.
5. Имашев А.М. О понятии «функциональная компетентность» в процессе личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2008; № 8 (3).
6. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 2007.
7. Кагазбаева А.К. Функциональная компетентность педагога в условиях перехода к обновленному содержанию образования. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 10: 12 - 16.
8. Бебина О.И. Характеристика личности учителя, реализующего мобилизационную функцию. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 105: 66 - 70.
9. Синенко Т.Н. Диалогичность учебной ситуации как предпосылка эффективности формирования способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности. Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014; 5 (132): 77 - 80.
10. Качалова Л.П. Рефлексивный научный семинар как средство формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 106 - 107.
References
1. Bebina O.I. Formirovaniepedagogicheskojmobilizacionno-funkcional'nojkompetenciistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.
2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Gosudarstvennyj komitet RF po vysshemu obrazovaniyu, 2007.
3. Bajdenko V.I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuza kakneobhodimyj 'etap proekiirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: Metodicheskoe posobie Moskva, 2006.
4. Kuz'mina N.V. Psihologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya. Gomel', 1996.
5. Imashev A.M. O ponyatii «funkcional'naya kompetentnost'» v processe lichnostno-professional'nogo razvitiya buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 'Elektronnyj zhurnal Kamskoj gosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 2008; № 8 (3).
6. Nikitina E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj mobil'nosti buduschego pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2007.
7. Kagazbaeva A.K. Funkcional'naya kompetentnost' pedagoga v usloviyah perehoda k obnovlennomu soderzhaniyu obrazovaniya. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 10: 12 - 16.
8. Bebina O.I. Harakteristika lichnosti uchitelya, realizuyuschego mobilizacionnuyu funkciyu. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 105: 66 - 70.
9. Sinenko T.N. Dialogichnost' uchebnoj situacii kak predposylka 'effektivnosti formirovaniya sposobnosti buduschego pedagoga k mezhlichnostnomu vzaimodejstviyu v professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Problemy social'no-gumanitarnogo znaniya. 2014; 5 (132): 77 - 80.
10. Kachalova L.P. Refleksivnyj nauchnyj seminar kak sredstvo formirovaniya gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 106 - 107.
Статья поступила в редакцию 20.06.19
УДК 371.72
Kernerman M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Art Director of "Agency Vivat' LLC (Moscow, Russia), E-maii: vivat_co@maii.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF ORGANIZERS OF CONCERT AND SPECTACULAR PROGRAMS FOR THE YOUTHP. Problems of training of professional experts in the sphere of culture which are engaged in preparation of concert and spectacular programs for youth are considered. The article includes a review of theoretical knowledge and practical experience of work of organizers of concert and spectacular programs. The work considers how to form professionally significant qualities of organizers of concert activity, it is optimized in the course of the professional and pedagogical training at observance of pedagogical conditions. Special attention is paid to how to develop concert and spectacular programs for the youth.
Key words: pedagogical conditions, professional and significant qualities, organizer of concert and spectacular programs, management of welfare activity, youth program.
М.В. Кернерман, канд. пед. наук, арт-директор ООО «Агентство Виват» г. Москва, E-maii: vivat_co@maii.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАТОРОВ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматриваются проблемы подготовки профессиональных специалистов в сфере культуры, занимающихся подготовкой концертно-зрелищ-ных программ для молодёжи. Статья включает обзор теоретических знаний и практического опыта работы организаторов концертно-зрелищных программ. Показано, что формирование профессионально значимых качеств организаторов концертной деятельности может быть оптимизировано в процессе профессионально-педагогического тренинга при соблюдении педагогических условий. Уделено особое внимание созданию концертно-зрелищных программ для молодёжи.
Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-значимые качества, организатор концертно-зрелищных программ, менеджмент социально-культурной деятельности, программы для молодёжи.
В настоящее время крайне необходимы профессиональные специалисты в сфере культуры, занимающиеся подготовкой концертно-зрелищных программ для молодёжи, вооруженные знаниями управления социально-культурной деятельностью, проведения концертов, законами драматургии и режиссуры.
Организатор концертно-зрелищных программ синтезирует в себе сразу несколько профессий. Одна из основных - это продюсер - творческо-организаци-онная фигура, тесно пересекается с профессией менеджер - управляющий. Организатор концертно-зрелищных программ по сути своей деятельности является связующим звеном между артистами и зрителями, он управленец в сфере культуры и искусства - лицо, распределяющее человеческие, материальные, технические, интеллектуально-творческие возможности для достижения поставленных задач: оптимизации качества и интенсивности культурной жизни, удовлетворения культурных потребностей, организации досуга и воспитания населения средствами культуры и искусства».
Современные реалии сегодня таковы, что многие специалисты отрасли, занимающие разные должности социокультурной направленности - арт-ме-неджеры, арт-директоры, продюсеры, организаторы концертной деятельности - сегодня вынуждены приобретать опыт и профессиональные компетенции непосредственно на практике, методом проб и ошибок. При этом создатель кон-цертно-зрелищной программы - сложная профессия. Организатору необходимы знания в области искусства - музыкального, хореографического, декоративного и т. д., знания в юридической области, регулирующей деятельность в социально-культурной деятельности, необходимы коммуникативные способности. Однако на сегодняшний день не уточнён системогенез - принципы, на которых можно построить модель данной профессии, обосновать систему качеств, которая она предъявляет к специалисту.
Организация культурно-досуговой деятельности представлена в трудах А.Д. Жаркова (Культурно-досуговая деятельность; Технология культурно-досуго-вой деятельности; Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология), Л.С. Жарковой (Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований), А.А. Жарковой (Технологии организации праздничных программ.
Менеджмент социально-культурной деятельности как специфическая область регулирования в сфере культуры, стимулирования и разработки культурных инициатив изучена Л.Н Галенской (Менеджмент в социально-культурной сфере), В.М. Чижиковым, В.В. Чижиковым (Введение в социокультурный менеджмент).
Изучая проблему формирования профессионально-значимых качеств организатора концертной деятельности, отметим, что необходим как практический опыт, так и теоретические знания, в частности:
- диалектический метод познания, на основе которого процессы формирования профессионально значимых качеств организаторов концертной деятельности предстают как доступные для опытного постижения, взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимопроникающие;
- принцип деятельностного подхода, на основании которого профессионально значимые качества предстают как доступные для формирования, исторически сложившиеся и обусловленные деятельностью и сознанием качества личности.
- системный подход, раскрывающий профессионально значимые качества организаторов концертной деятельности как целостную систему.
Термин «формирование» - это, одновременно и дань общепринятой терминологии, и необходимость. Дан, потому что сущность процесса определяется иначе. Необходимость же потому, что профессионально значимые качества, как и развитие любого явления вообще, всегда немыслимо без оформления, т. е. приведения процесса в соответствующий содержанию вид.
Концертно-зрелищная программа - универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения [1].
Молодёжная аудитория учреждений культуры, её сознание, характеризуется определённостью в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Состояние молодёжной аудитории предопределяется, прежде всего, всей системой социальной и духовной людей, являющимися зрителями и слушателями концертно-зрелищной программы.
За последние годы мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам
заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодёжи и характеризует активный тип социальной жизни. Стали популярны молодёжные концертно-зрелищные программы, проводимые в центрах досуга, дворцах культуры, фитнес-центрах, ночных клубах, на открытых площадках.
В концертно-зрелищной программе важно участие и сопереживание зрителей в представлении, требуется их действенность и коллективность, как один из признаков успешного проведения концертно-зрелищной программы.
Для любой профессиональной деятельности необходимы специалисты с конкретным набором умений, знаний, личностных качеств, в структуре которых определенные качества под воздействием специфики деятельности выступают как профессионально-значимые.
На сегодняшний день деятельность организаторов концертно-зрелищных программ должна основываться на педагогических технологиях работы с участниками и зрителями программы. Они являются связующим звеном между зрителями и программой. Педагогические технологии направлены на достижение целей социализации, образования, духовно-нравственного, культурного воспитания всех участников концертно-зрелищной программы.
Профессиональное мастерство организатора концертно-зрелищной программы проявляется при отборе им материала для предстоящего мероприятия -информационного, воспитательного, в котором присутствуют факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия, потребность, в которых, сегодня велика.
Разумеется, профессионализм организатора концертно-зрелищной программы заключается в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразовании. Концертно-зрелищная программа, так же как и культурно-досуговая имеет различные формы, в том числе массовые, групповые и индивидуальные.
Сегодня концертно-зрелищные программы для молодёжи ориентированы на усредненные вкусы, и организаторам необходимо постоянно совершенствовать создаваемый творческий продукт.
В 21 веке, свободное время из-за многочисленных современных технологий и возможностей резко сократилось, и теперь задача организаторов культурной деятельности, в том числе и концертно-зрелищных программ усложнилась, им следует предоставить эффективный способ проведения досуга, посредством которого повысится духовно-нравственный и культурный уровень молодёжи, которая придет на мероприятие. Это сложная задача, которая требует научного решения.
В структуру профессионально-значимых качеств организатора концер-тно-зрелищной программы для молодёжи входят специальные способности, определяемые его профессий: способность анализировать информацию с точки зрения необходимого материала. Знание возрастных особенностей молодёжной аудитории, способность организатора программ найти слабое звено в познавательном процессе, способность побуждать к активации организатора концер-тно-зрелищной программы входят специальные способности, определяемые спецификой
Во многих видах деятельности в целях повышения профессионально значимых качеств в настоящее время имеет огромную популярность профессионально-педагогический тренинг - метод обучения, направленный на развитие умений, навыков и социальных установок.
Это эффективное и увлекательное решение проблемы профессионального развития специалиста. С недавних пор такие групповые занятия, в ходе которых создаётся атмосфера эмпатии, искренности и взаимоподдержки стали проходить и учебных заведениях, и в различных компаниях, хотя это только начало, и ещё предстоит много работы в этой деятельности. В период тренинга происходит реализация принципа при соблюдении следующих условий: равноправного духовного контакта; активного обращения в процессе тренинга к изучению исторических аспектов становления профессии организатора концертной деятельности; применения в ходе тренинга психологических методик, направленных на формирование коммуникативных навыков, стимуляции творческого мышления, активности и самостоятельности личности профессионала.
На профессионально-педагогических тренингах активно используются педагогические и психологические методики, при которых происходит активная реализация духовного развития, при этом изучается сама профессия организатора
концертной деятельности, с изучением истории, а также происходит активизация творческого мыслительно процесса. Директора многих концертных агентств стали следить за подобными тренингами и активно принимать в них участие, а так же отправлять сотрудников формировать свои профессионально-значимые качества. В основном такие тренинги активно проводятся весной - перед летними гастролями артистов и тимбилдингами, и осенью перед новогодними концертами, при этом в течение года тренинги тоже имеют популярность. Так же особую популярность имеют такие обучающие встречи, когда коучем (учителем, наставником) на тренинге выступает популярный организатор концертов.
На профессионально-педагогических тренингах, целью которых является формирование профессионально значимых качеств организаторов концертной деятельности, детально анализируются и проектируются различные концер-тно-зрелищные программы. Особой популярностью пользуются программы с наибольшим количеством её участников, такие как карнавальные шествия.
На сегодняшний день основную информацию молодой человек получает через средства массовой коммуникации, в большей степени из интернета. Огромное количество данной информации активно используется в педагогической деятельности.
В век информационного прогресса тренинги можно проводить одновременно с несколькими участниками с разных концов Земли, что часто практикуется в различных компаниях, правда в данном случае не происходит живого общения «глаза в глаза», что имеет больший эффект
При этом на тренингах в большей степени уделяют внимание правовым, финансовым, организационным аспектам концертной деятельности, проводят уроки ораторского искусства, активно обсуждаются постановки и техническое оснащение зрелищных мероприятий, и в меньшей степени уделяют внимание информационной и просветительской деятельности для молодёжи.
Сотрудники гастрольно-концертного агентства «Виват» (www.vivatco.ru) не один год принимали участие в профессионально-педагогических тренингах для организаторов концертно-зрелищных программ и обратили внимание, что на встречах профессиональных единомышленников с наименьшим интересом обсуждаются особо сложные для популяризации камерные музыкальные кон-цертно-зрелищные программы классической музыки. Действительно, в России есть проблемы в организации такого рода программ. Сотрудники гастрольно-кон-цертного агентства провели опрос среди молодёжи, узнали их музыкальные предпочтения, произведения каких авторов им интересны. Затем организовали концерт классической музыки молодых музыкантов в Рахманиновском зале консерватории, куда пригласили хедлайнера - участницу проекта «Голос» команды Александра Градского, оперную диву Надежду Колесникову. В этом году также планируется проведение классического концерта с юными музыкантами на неделе польской культуры в Москве [2].
Влияние современной концертно-зрелищной программы на нравственно-эстетическое воспитание молодёжи имеет особое значение. Яркость сценических зрелищ, современных спецэффектов, разнообразие музыкального материала, танцевальной лексики, искусства слова, объединённых в качественный творческий продукт может иметь колоссальное по своей привлекательности, возможно, даже подражание и эстетически-нравственное воздействие на молодёжь.
В современной обстановке процесс развития различных форм концер-тно-зрелищной программы находится в активном движении, усложняясь и совершенствуясь в творческом и техническом направлении. При разработке программ для молодёжи, необходимо педагогически правильное применение художественных средств, которые обогатят молодого зрителя - духовно и образовательно.
Так как трансформация различных концертных форм в настоящее время находится в гиперактивной «фазе», а молодёжь постоянно отслеживает этот процесс в интернете, организаторам концертно-зрелищных программ следует постоянно проводить мониторинг в глобальной сети. При этом сейчас наибольшая активность у молодых людей происходит в интернет аккаунтах и на различных ивент-порталах, поэтому многие организаторы программ регулярно выкладывают посты с анкетами и опросами, с целью выявить наболевшие проблемы и наиболее интересующую тему для молодёжи. В свою очередь, новости чередуются, и организаторы концертной деятельности также выкладывают на интернет-стра-
Библиографический список
нице информационные посты, с целью повышения культурного уровня своей молодой аудитории. При этом следует относиться с особым вниманием к подобным информационным атакам, поскольку в интернете может говорить кто угодно и что угодно, но это современная действительность.
Концертно-зрелищная программа - публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе, со своей драматургией, имеющее при этом определенные характеристики с точки зрения внешнего вида представляемого действия. Переплетение искусств в едином представлении, яркость, броскость действия, мизансцен, костюмов, новейшие эффекты театральной и сценической техники - важнейшая составляющая концертно-зре-лищной программы. При этом в ней есть центральная идея, которая имеет социально-культурное, педагогическое значение, интеллектуальное, эмоциональное воздействие на зрителя. Характеризуется как целостный педагогический процесс в социально-культурной деятельности, направленный на формирование духовно-нравственного, эстетического уровня его участников, удовлетворение их культурных потребностей [3].
Прежде всего, необходимо способствовать формированию культурной жизни и образованию, повышать уровень эстетических потребностей и нравственности молодых людей, следует решить многие задачи в области концертно-зре-лищных программ. Педагогические, экономические, организационные вопросы, юридическая защита проектов, творческие аспекты, реклама.
Концертно-зрелищная программа, по итогам которой молодёжь восстановит растраченные физические силы, получит эмоциональный заряд, повысит культурно-образовательный уровень и будет иметь возможность проявить свой творческий потенциал, должна иметь драматургию, имеющую влияние на сферу досуга молодёжи [4]. Необходимо учесть все составляющие от создания замысла до соблюдения технических условий программы в сочетании с элементами зре-лищности, насыщенности ярких спецэффектов, модных тенденций. Наполнить программу тематическими игровыми номерами, познавательными викторинами, конкурсами.
Концертно-зрелищная деятельность имеет колоссальное воздействие на молодёжь и обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Многообразие видов и форм концертно-зрелищной деятельности, обусловленное общекультурными, познавательными, эстетическими, семейными и другими интересами, создает широкие условия и возможности для самореализации.
Для повышения интеллектуального, культурного, духовно-нравственного уровня молодёжи, в первую очередь, необходимо, чтобы концертно-зрелищные программы для молодёжи содержали в себе традиции, обряды, культуру нашего народа, современные выразительные средства, эмоционально воздействуя на молодёжь. Чтобы концертно-зрелищная программа не создавалась для галочки, как уже было отмечено, всегда следует учитывать интересы и предпочтения молодёжи.
Своеобразие управленческих способностей организатора концертной деятельности заключается в том, что они большей степени формируются под влиянием общественной среды, и их реализация возможна только в коллективе.
Здесь имеет место комплексное управление, то есть использование всех своих умений и навыков в соответствующей гармонии и совокупности. Организатору концертно-зрелищной программы необходимо приложить все усилия и знания, чтобы узнать как можно больше «своего» зрителя и удовлетворить его культурные потребности.
Формирование профессионально значимых качеств организаторов концертной деятельности может быть оптимизировано в процессе профессионально-педагогического тренинга при соблюдении следующих условий:
- реализации принципа равноправного духовного контакта;
- использования в процессе тренинга технологий глубинного общения;
- активного обращения в процессе тренинга к изучению исторических аспектов становления профессии организатора концертной деятельности;
- применения в ходе тренинга психологических методик, направленных на формирование коммуникативных навыков, стимуляции творческого мышления, активности и самостоятельности личности профессионала.
1. Кернерман М.В. Менеджмент шоу-программ как эффективный инструмент творческого развития общества. Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2016; Вып. 7 (49); Ч. 2: с. 30.
2. Available at: http://government.ru
3. Кернерман М.В. Организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодёжи в учреждениях культуры 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... степени кандидата педагогических наук. 2011.
4. Жарков А.Д. «Продюсирование и постановка шоу-программ». Москва, 2009.
References
1. Kernerman M.V. Menedzhment shou-programm kak 'effektivnyj instrument tvorcheskogo razvitiya obschestva. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. Ekaterinburg, 2016; Vyp. 7 (49); Ch. 2: s. 30.
2. Available at: http://government.ru
3. Kernerman M.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya hudozhestvennyh umenij i navykov u molodezhi v uchrezhdeniyah kultury 13.00.05 - teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. 2011.
4. Zharkov A.D. «Prodyusirovanie ipostanovka shou-programm». Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 15.07.19
УДК 378.1
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru
Teplova N.V., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Artistic and Musical Education, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: Natalyat@mail.ru
EDUCATIONAL POTENTIAL RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC IN FORMING CULTURE OF A PERSONALITY OF A STUDENT AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. Forming of human culture is directly related to a problem of his spiritual self-improvement, familiarization with a certain system of views on the world and a generally significant system of values. Modern researchers note the need to use the phenomenon of spirituality in the development of personality in the context of modern education, including music. The article studies important problems of social functioning of Russian spiritual music associated with its use in the educational process. The necessity of comprehension of essential characteristics of potential of Russian spiritual music as the most important component of musical education and culture is shown. It is established that Russian spiritual music includes various components (informative, social-activity and spiritual-psychological) that make up its potential as a cultural phenomenon, their content is considered. It is concluded that Russian spiritual music can act as a determinant of the formation of culture the identity of the student of a pedagogical university.
Key words: potential, educational potential, Russian spiritual music, culture of personality and society.
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального образования и методики преподавания музыки, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Республика Мордовия, г. Саранск, E-mail: kobozeva_i@mail.ru Н.В. Теплоеа, ассистент каф. теории и методики музыкально-художественного воспитания, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, E-mail: natalyat@mail.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Формирование культуры человека непосредственно связано с проблемой его духовного самосовершенствования, приобщения к определенной системе взглядов на мир и общезначимой системе ценностей. Современные исследователи отмечают необходимость использования феномена духовности в развитии личности в контексте современного образования, в том числе музыкального. Статья посвящена одной из важных проблем социального функционирования русской духовной музыки, связанной с её использованием в образовательно-воспитательном процессе. Показана необходимость постижения сущностных характеристик потенциала русской духовной музыки как важнейшей составляющей музыкального образования и культуры. Установлено, что русская духовная музыка включает различные компоненты (информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический), составляющие её потенциал как культурного явления, рассматривается их содержание. Делается вывод о том, что русская духовная музыка может выступать в качестве детерминанты формирования культуры личности студента педагогического вуза.
Ключевые слова: потенциал, образовательно-воспитательный потенциал, русская духовная музыка, культура личности и общества.
«С точки зрения
музыкального своего содержания древнерусский культовый мелос ценен ничуть не меньше памятников древнерусской живописи»
Б.В. Асафьев
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, содержанием осуществляемых в России преобразований в профессиональном образовании и стремлением на статусе официальной государственной политики вывести культуру учителя музыки на высокий уровень развития, а соответственно желанием реализовать систему характерных ему духовных (общечеловеческих и национальных) ценностей. Данный процесс неизбежно сопровождается органическим использованием ценностей и потенциалов различных музыкальных культур в образовании, имеющим следствием, по мнению И.С. Кобозевой, «изменения в ценностных ориентациях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков» у обучающихся [1, с. 296]. В связи с этим, исследование потенциала русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза актуально в целях определения главных направлений реализации этого процесса.
Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий и характеризуется как психические возможности, задатки, способности, качества, наклонности, энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, И. Кант, М.К. Мамардашвили и др.). Данное понятие также соотносится с процессами актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремления «выйти за рамки», накопления социального опыта, самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации и развития (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм).
В словопроизводном значении понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», что означает сила, мощь. В словаре иностранных слов Васюковой И.А. термин трактуется именно как мощность, сила [2, с. 485]. В Большой Советской Энциклопедии понятие «потенциал» объясняется, как «средства, запасы, источники, которые есть в наличии и могут быть мобилизованные, приведены в действие, использованные для достижения определенной цели, решения какой-нибудь задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3, с. 270].
Многозначность определения данного термина очевидна при исследовании его толкования различными науками. Так, в философии, термин «потенциал» неразрывно связан с такими терминами, как «действительность» и «возможность».
Ещё Аристотель ввёл смысловое деление бытия на «актуальное» и «потенциальное», что в переводе с латинского (actus и potentia) означают действительность и возможность, и представляют собой основу понятий философии Аристотеля. По его учению, под потенциалом следует понимать совокупность взаимосвязанных действий, направленных на переход возможности (potentia) в действительность (actus), потенциальность в актуальность. «Потенциал» в философии - категория, изменяющаяся и является атрибутом бытия. Под потенциалом понимается свойство бытия и типичная (имманентная) каждой материально-духовной системе, личности или обществу в целом, совокупность характеристик, которые обеспечивают наличие у этих систем определённых возможностей, способностей и ресурсов для реализации ими тех или иных усилий, нацеленных на саморазвитие, преобразование окружающей среды и взаимодействие с ней [4, с. 278].
В научной литературе «потенциал» связан с формулировкой терминов «ресурсы», «способности» и «возможности». Тем не менее, эти термины, даже взятые вместе, не исчерпывают содержания более обширного понятия, такого, как «потенциал». Австрийский психиатр, основатель Третьей Венской школы психологии В. Франкл, полагал, что потенциал проявляется в том случае, когда человек чувствует стремление познать смысл жизни. Американский психолог, носитель гуманистических идей в психологии А. Маслоу, указывал на связь потенциала с процессом нахождения личностью скрытых ресурсов [5, с. 200]. Ещё один американский психолог К. Роджерс считал, что развитие потенциала связано с потребностью человека в личностном росте. В психологии распространение получило понятие «потенциал личности», сущность которого определяется способностью человека умножать свои внутренние возможности. Истоки понятия «потенциал личности» восходят к работам А.П Маклакова и Д.А. Леонтьева.
А.Г. Маклаков полагает, что показатели потенциала личности содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым человеческим нормам [6, с. 373]. Д.А. Леонтьев, трактует личностный потенциал как стержень личности, которая составляет базовую индивидуальную характеристику человека, качественно характеризующую уровень личностной зрелости. Личностный потенциал отражает в себе «способность преодоления личностью заданных обстоятельств и преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни» [7, с. 4]. Потенциал личности может накапливаться, развиваться и обогащаться, а также раскрываться в определенной «критической массе» впечатлений, знаний и опыта деятельности [8, с. 94]. В психологии категория «потенциал личности» так же тесно связана со способностями и ресурсами личности и определяется, а так же как возможность жить богатой внутренней жизнью и активно взаимодействовать с окружающим миром и обществом, быть