Примечание
Опыт воспитания дошкольников в ДДЮТЭ «Родина» активно использовался в деятельности окружных детских садов и представлен:
- в рекомендациях «Ребенок и окружающий мир»;
- в пособии «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Пособие. Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. - М.: АРКТИ. - 2003. - 176 с.
УДК 371.83; 796.015.2; 379.85; 796.088; 37.01
С. А. Горбатенко
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА «ШКОЛА СУДЕЙ»
Представленная программа опирается на концепцию и программу ДДЮТЭ «Родина» «Школа жизни - окружающий мир» и типовую программу для системы дополнительного образования «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю.С. Константинов) и представляет авторский опыт педагога по подготовки судейских кадров из числа детского актива туристско-краеведческих объединений учреждения.
Submitted by SP it builds on the concept and the programme «motherland» DDJuTJe «School of life-world» and a model for the system of supplementary education programme «young judges tourist competitions» (by J.s. Konstantinov) and represents the author's experience teacher on the training of judicial personnel from among the child asset local tourist associations, institutions.
Ключевые слова: детское объединение переменного состава, «Школа судей», задачи, программа, план организации функционирования объединения, показатели результативности.
Keywords: children's Association of variable composition, school for judges «tasks, program, organization of functioning Association, performance indicators.
Пояснительная записка.
Программа опирается на концепцию и программу ДДЮТЭ «Родина» «Школа жизни - окружающий мир» и типовую программу для системы дополнительного образования «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю. С. Константинов). Актуальность программы обосновывается необходимостью подготовки судей-
ских кадров из числа детского актива туристско-краеведческих объединений учреждения.
Программа рассчитана на месяц (четыре недели) занятий с учащимися 7-11-х классов.
Целью программы - закрепление полученных туристско-краеведческих знаний, навыков, умений в значимой практической деятельности, формирование личности подростка через приобщение к профессиональной деятельности (юного судьи).
Занятия по данной программе направлены на решение ряда образовательных и воспитательных задач:
- рост и развитие туристско-краеведческого мастерства воспитанников;
- формирование опыта общения во время судейства с участниками туристских мероприятий;
- привитие новых знаний, умений и навыков: поведенческих, организаторских.
В зависимости от возраста воспитанников учебная нагрузка до 36 часов в месяц, недельная нагрузка - до 9 часов.
Количественный состав занимающихся в детском объединении переменного состава не ограничен.
Расписание занятий школы судей: теоретические занятия и практические занятия в помещении - понедельник, вторник, среда, четверг - с 16 до 19 часов, практические занятия на местности -суббота - с 10 до 16 часов (возможны изменения сроков занятий).
Схема подготовки судейского актива следующая. Старший судья этапа (технического, краеведческого, туристского ориентирования и т. д.) или конкурса (краеведения, фотографий, самодеятельной песни), он же и руководитель детского объединения вместе с членами своей судейской бригады проходят предварительную теоретическую и специальную судейскую подготовку, закрепляя навыки и умения на практических занятиях в помещении и на местности, сдает зачет по судейству «своего» этапа и только после этого допускается к судейству первенства, соревнования. В период обучения судейская бригада данного этапа проходит однодневный установочный семинар, а после проведения судейства получает документ.
Программа носит цикличный характер обучения, следует принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали» в познании профессии.
Формы и методы обучения.
Теоретическая подготовка ведется через беседы, лекции, дискуссии, диспуты, тренинги.
Практические навыки и умения прививаются и закрепляются на учебно-тренировочных занятиях, прогулках на местности, учебных сборах, во время экскурсий.
Основу методики обучения составляет система судейских должностей; педагогические технологии коллективного обучения и полигонная технология.
Исходя из взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающихся, процессов обучения и воспитания юных судей, в учебную программу заложены шесть основных тем, приведенных в тематическом плане, и итоговое мероприятие в форме деловой игры на местности или участия в качестве судей на массовых мероприятиях.
Итоговое мероприятие в качестве контрольного занятия - судейство различных этапов и конкурсов на Первенстве ВОУО по туризму среди школьников - планируется в зависимости от возраста и подготовленности - физической и технической подростков. Поскольку Первенство организуется и проводится как смотр готовности походных групп к летнему сезону, его целью является проверка и закрепление первоначальных теоретических и технических знаний, умений и навыков и становление начальной судейской квалификации обучающихся в «Школе судей».
Процесс обучения в школе судей включает в себя:
1. Беседы о сущности и содержании туристских слетов и соревнований, углубляющие знания детей и подростков о туризме и краеведении.
2. Овладение методикой судейства конкретного этапа на практических занятиях на местности; организацию походного судейского быта.
3. Работу по должностной судейской инструментовке.
4. Общественно полезную работу на соревнованиях и слетах (организацию обучения и досуга участников мероприятий).
5. Подведение итогов теоретических и практических занятий на местности по выявлению готовности воспитанников к судейству.
Образовательно-воспитательный процесс в «Школе судей» подчинен соблюдению правил судейства, выполнению правил
безопасности при организации массовых туристских мероприятий, этики судейства.
Обучение строится исходя из традиций и плана проведения массовых мероприятий ДДЮТЭ «Родина». Они могут проводиться как с группой, так и с судейской бригадой или индивидуально по должности (старшего судьи этапа, хронометриста, стартера, финишера, судьи этапа, секретаря этапа, контролера и т. д.).
При организации образовательно-воспитательного процесса в детском объединении переменного состава на принципах должностной судейской инструментовки педагогом учитываются следующие факторы:
1. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных способностей и возможностей детей и подростков. Учебный процесс направлен на «зону ближайшего развития» обучающегося, в содержании обучения в этом случае выделяется несколько уровней, выбор которых определяется составом судейской бригады.
2. Подготовка обучающихся к основному виду деятельности (мотивационный этап) осуществляется за счет восстановления в памяти опорных знаний и предшествующего опыта, на котором будет строиться новый материал, и организации совместной работы членов судейской бригады и педагога в качестве старшего судьи этапа.
2. Учебное занятие может быть организовано и проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Занятия планируются педагогом с предоставлением возможности выбора обучающимся.
4. Этап усвоения знаний, умений и навыков предполагает реализацию индивидуального и дифференцированного подходов. Главный акцент в обучении ставится на организацию самостоятельной работы в сочетании с приемами взаимовыручки, взаимопомощи, взаимообучения и взаимовоспитания.
5. Подведение итогов обучения по отдельным темам планируется в виде заслушивания выступлений, защит судейских должностей (от судьи к старшему судье этапа, что является наглядным стимулом роста каждого, позволяет осознать важность и нужность его работы, воспитывает самоуважение, позволяет поверить в свои силы.
В результате освоения данной программы обучающиеся должны:
- получить навыки организации конкретного этапа соревнований, судейства;
- иметь представление о содержании этапа (технического, краеведческого, туристского ориентирования и т. д.);
- уметь составлять отчет о работе судейской бригады и оценивать работу членов судейской бригады;
- уметь владеть собой в трудных ситуациях, принимать правильные решения, справедливо оценивать участников;
- повысить в целом туристско-краеведческое мастерство.
Система оценки результативности реализации
программы.
Качественные оценки результативности программы, индивидуального освоения их обучающимися осуществляются педагогом по результатам практического участия воспитанников в качестве судей соревнований, слетов; самими обучающимися (самооценка), членами объединения (коллективные оценки).
Оценки включают:
1. Освоение новых знаний, умений, освоенных в коллективной работе:
- выполнение конкретных судейских должностей;
- оформление письменного отчета по судейской должности;
- участие в «защите» этапа, должности, творческом отчете судейской бригады.
2. Освоение опыта самоуправления судейской бригадой.
3. Освоение «Кодекса юного судьи» (комплекса нравственных ценностей, поведения в природе и т. д.).
Методами выявления результатов влияния судейской подготовки (судейства) на личность ребенка могут стать опросы-анкеты по итогам смотра готовности, слета, соревнований и тематических игр; педагогическое наблюдение; собеседование с родителями, педагогами школ.
Результаты фиксируются в журналах педагогов дополнительного образования, судейской карточке обучающегося.
По итогам обучения проводится контрольная аттестация группы и каждого обучающегося, фиксирующая результаты реализации программы.
Тематический план детского объединения переменного состава «Школы судей».
Занятия
№ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ теоре-тич. практические
в по-мещ. на мест. Всего
1 Туристские слеты и соревнования 2 2 2 6
учащихся: сущность и содержание
Основные инструктивно-
2 нормативные документы, регламентирующие работу судей 2 4 6
3 Права и обязанности судей. Судейская этика. Организация быта судей 2 2 2 6
Классификация этапов по сложно-
4 сти и направленности. Оборудование этапов. Требования ТБ к оборудованию этапа 2 4 6
5 Правила оформления и работы с протоколами. Методика подсчета результатов 2 2 2 6
6 Методика оценки действий участ- 2 4 6
ников видовых соревнований
ВСЕГО 12 10 14 36
Примерная программа детского объединения переменного состава «Школа судей»
1. ТУРИСТСКИЕ СЛЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ. Цели и задачи туристских слетов и соревнований, их сущность и содержание. Понятие «проводящая организация», «Оргкомитет», «главная судейская коллегия». Состав судейской коллегии в зависимости от масштаба соревнований (комплектование, утверждение). Ознакомление с планом работы Оргкомитета и ГСК. Выбор и оборудование места проведения и размещения участников и судей, работа комендантской службы. Охрана природы. Медицинское обеспечение. Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанциях, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение, инвен-
тарь и оборудование для работы юного судьи. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: тестирование на интересы, интеллект, внимание, любознательность. Подготовка списка инвентаря и оборудования, необходимого для оформления места проведения слета и расположения судейского лагеря. Участие в выборе района соревнования (слета).
2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ. Положение о слете (соревновании): составление и утверждение. Разработка условий, требования к содержанию. Таблица штрафов, судейская трактовка отдельных пунктов нарушений с указанием вариантов правильного и неправильного выполнения отдельных приемов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: участие в разработке Положения о слете воспитанников, подготовка инвентаря и снаряжения для соревнований, для организации работы судей.
3. Права и обязанности судей. Судейская этика. Единые требования к работе судейского аппарата (наглядность, четкость и пр.). Распределение обязанностей: старший судья этапа, судья этапа, судья-секретарь. Планирование работы судейской бригады. Организация судейской страховки. Законы судейской бригады: товарищества, дела, движения вперед, здорового образа жизни, коллектива, единоначалия, точности, природы и общества. Взаимодействие со службой дистанции. Организация быта судей (обустройство судейского лагеря, варианты организации питания, режим работы).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: тест на психологическую совместимость, на интерес, влияющий на распределение обязанностей и на качество работы судей. Работа по судейским должностям. Туристские мелочи (хитрости).
4. Факторы, определяющие техническую сложность дистанции, этапа. Планирование дистанции и места нахождения этапа, привязка этапа к местности. Классификация этапов по сложности и направленности. Примерные элементы полосы препятствий.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Таблица штрафов за ошибки и нарушения, их правильная трактовка. Требования к месту расположения этапа, к местам расположения участников и зрителей. Оборудование и оформление
этапа и мест работы судей. Требования по ТБ при оборудовании этапа, обеспечение безопасности работы участников на этапе. Составление схемы расположения судей, описания этапа и отчета по работе судейской бригады. Обеспечение сохранности этапа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: участие в планировании и работе службы дистанции (выбор района, расстановка и оборудование этапов), составление схемы расположения и распределения судей на этапе. Судейство отдельных этапов, работа в различных бригадах.
5. Судейская документация. Задачи и содержание работы секретаря этапа, оборудование места его работы, рабочий инвентарь и оборудование. Формы протоколов, их образцы.
Варианты оформления командных (лично-командных) протоколов этапа, методика подсчета результатов, проверка протоколов, оформление информационных карточек.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: подготовка судейской документации, участие в работе службы секретариата во время проведения слета (соревнования). Судейство отдельных видовых соревнований в качестве судьи-секретаря этапа.
6. Методика оценки действий участников. Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом вариантов правильного и неправильного его прохождения, трактовка нарушений и пользование таблицей штрафов, правила общения с участниками и представителями команд. Непредусмотренные ситуации и действия судей. Порядок протоколирования и организации информирования участников о допущенных нарушениях и штрафах. Контрольное время на прохождение этапа, действия судьи в случае его превышения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ознакомление с приемами оценки действий участников при преодолении препятствия, с простейшими способами оказания судейской помощи в случае технической неподготовленности команды (игровая форма).
После завершения курса обучения из числа наиболее заинтересованных и подготовленных ребят можно скомплектовать группу численностью в 15-20 человек (одного возраста, разновозрастную) для углубленного изучения специализированной туристско-краеведческой программы «Юные судьи туристских соревнований», рассчитанной на 1-3 года.