УДК 37.013.75; 379.85; 006.83: 001.92
М. В. Кашепов
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-РУКОВОДИТЕЛЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ДДЮТЭ «РОДИНА»)
На основе личного педагогического опыта сформулированы критерии и показатели результативности образовательной деятельности педагога дополнительного образования - руководителя туристско-краеведческого объединения, разработанные и проверенные на практике в деятельности ДДЮТЭЭ «Родина» по творческому развитию педагогики детского туризма А. А. Остапца-Свешникова.
On the basis of personal pedagogic experience articulated criteria and performance indicators of the educational activities of the teacher further education-the head of the Regional Tourist Association, developed and proven in the activities of «motherland» DDJuTJeJe on the creative development of pedagogic child tourism A. A. Ostaptsa-Sveshnikov.
Ключевые слова: туристско-краеведческая образовательная деятельность, педагог дополнительного образования - организатор детского туризма, туристско-краеведческое объединение, критерии и показатели результативности деятельности педагога.
Keywords: tourist-local educational activities, further education teacher-organizer of children tourism, regional Tourist Association, criteria and performance indicators teacher.
В работе любого педагога важен результат - как текущий, промежуточный, так и конечный, главный. Только как этот результат измерить? Существуют ли критерии, по которым можно определить личностный рост воспитанников, степень их социализации, ответственность, доброту, человечность, спортивное и «профессиональное» мастерство, знание родной страны, интеллект? Попробуем сформулировать некоторые критерии применительно к работе педагога дополнительного образования - руководителя туристско-краеведческого объединения, разработанные и проверенные на практике в деятельности ДДЮТЭЭ «Родина» по творческо-
му развитию педагогики детского туризма А. А. Остапца-Свешникова.
Туристско-краеведческая деятельность объединения (кружка, клуба) включает в себя множество форм и методов работы - теоретические занятия, тренировки, изготовление и ремонт снаряжения, экскурсии, походы, соревнования, туристские лагеря, выступления на конференциях и вечерах-отчетах, участие в защитах маршрутов, написание отчета о походе, научная работа в экспедициях и т. п.
Участие воспитанников в разнообразной деятельности само по себе может считаться критерием результативности работы объединения. Рассмотрим этот вопрос более подробно на основе личного и массового позитивного опыта.
В программах туристских клубов-объединений хорошо зарекомендовала себя система учебных полигонов, на которых отрабатываются те или иные навыки, умения и знания, полученные в период обучения. На них проводятся текущие занятия, слеты, соревнования. Эти «полигоны» обычно увязаны со временем года и каникул школьников; в идеале - 4-5 походов в год в разные районы нашей страны (Крым, Кавказ, Урал, Русский север, Центральная Россия). На одном и том же полигоне существует возможность решать комплекс задач, отрабатывать умения, навыки (для новичков, более опытных школьников).
Время года тоже существенно - осенью одни задачи, зимой другие, весной третьи, и т. д. Исключите зимний поход с лыжным снаряжением - и сразу пострадает качество подготовки туристов, уменьшится их опыт, количество знаний и навыков! То же самое можно сказать и о других видах туризма - если есть возможность организовать водный, горный, вело- или спелеопоход, пусть самые простые, не требующие большого количества дорогостоящего снаряжения - это необходимо сделать!
Педагог стимулирует воспитанников к освоению максимального количества «полигонов» за год (участие во всех экспедициях, походах за год, освоение новых «ролей» и т. д.); мобилизует ресурсы учреждения родителей, туристских фирм, чтобы ребята попробовали себя в разных видах туризма. Ускорить процесс «открывания для себя» нового в туризме помогают подросткам туристские лагеря, где за смену можно организовать 2-3 похода разных по видам, а также комбинированные походы, в которых естественным образом сочетаются эти виды. Соответственно, педагог должен
вести учет походов, в которых принимал участие воспитанник и отражать наглядно результаты в летописи походов клуба, на стенде, «личной книжке туриста».
Таким образом, первый критерий можно сформулировать так: количество и разнообразие походов за год, пройденных участником клуба, объединения.
Соревнования - важная форма работы туристского клуба (или группы). Существуют несколько видов различных соревнований, в которых могут принимать участие воспитанники клуба, младшие и старшие, а также взрослые руководители - как в качестве участников, так и в качестве судей и организаторов. Ориентировка воспитанников на круглогодичные личные и командные соревнования по различным видам - спелеотехнике, подземному ориентированию, технике пешеходного туризма (ТПТ), технике лыжного туризма (ТЛТ), технике водного туризма (ТВТ), спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам. На одних и тех же традиционных ежегодных соревнованиях, в разные годы участники выступают в разных ролях, начиная от простых зрителей и заканчивая капитаном команды (или судьей, старшим судьей этапа, членом главной судейской коллегии). Особую ценность представляют соревнования, где педагог - участник команды и выступает вместе со своими воспитанниками (это соревнования по поисково-спасательным работам, командные соревнования по спелеотехни-ке, по пешеходному и лыжному туристскому многоборью и др.). Система соревнований - воспитательный цикл, начиная от формирования команды, подбора снаряжения и тренировок, выступления команды на соревнованиях и заканчивая разбором ошибок и анализом протоколов, а также уходом за снаряжением после соревнований. Целесообразно подчеркивать иерархию соревнований, переход от простых к сложным, в которых выступают только старшие, стимулировать амбиции ребят, задавать им ориентиры и «ступени роста», как спортивного, так и личностного. Задача педагога -расширять круг соревнований, добиваться максимального количества различных соревнований, в которых принимают участие воспитанники клуба. При этом упор делается на спортивно-техническую сторону процесса обучения, Для повышения мотивации подростков, а также для отслеживания результативности работы ТКО вводятся разрядные книжки спортсмена установленного образца.
Таким образом, второй критерий можно сформулировать так: количество и разнообразие соревнований за год и полученные на них результаты.
Тренировочный процесс в течение всего года важен во всех отношениях: регулярная общефизическая подготовка и специальные тренировки по разным видам туризма - это неотъемлемая часть учебного процесса. Чем богаче «палитра» тренировок - тем выше результативность! Скалолазные, «веревочные», водные, лыжные, ледолазательные тренировки, тренировки по ориентированию - все они дают возможность взаимного обучения, а, следовательно, и анализа собственных действий обучающего технике лазания инструктора. На тренировках могут присутствовать элементы соревнования, которые дают возможность проявить себя и сравнить свои умения с умениями товарищей. Как же оценить результативность тренировок? Во-первых - качественно (освоил воспитанник новый элемент или нет, отработала группа новое задание или нет). Во-вторых - количественно, для чего обязателен учет времени и фиксация его в журнале тренировок и последующий анализ динамики результатов. Улучшение результата - вот критерий, который применим и к новичку, и к опытному спортсмену-разряднику. Педагог разрабатывает личные командные нормативы для разных элементов тренировок, исходя из опыта воспитанников и уровня их физического развития и возраста. Применять эти нормативы следует осторожно, педагогическая целесообразность тут важнее высоты спортивной планки - важно, чтобы после тренировки у ребят возникало желание улучшить свои результаты, а не опускались руки от неудачи.
Таким образом, третий критерий можно сформулировать так: результаты на тренировках и выполнение нормативов.
Никакое обучение невозможно без теоретических занятий -это общеизвестно, а вот как оценить их результат? Лекции и семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Лектором может быть как сам педагог, так и приглашенный со стороны специалист (что иногда делается для наиболее полного теоретического освещения проблем).
В зависимости от опыта ребят, материал усваивается ими по-разному, поэтому чтение лекций осуществляется «по спирали», на каждом витке которой содержание лекций частично повторяется, но углубленно и усложнено. Способы оценки результата: задают ли ре-
бята вопросы, могут ли выполнить контрольные задания педагога и т. д. В некоторых группах хорошо зарекомендовали себя предпо-ходные зачеты по определенным темам или даже экзамены, наподобие тех, что сдают слушатели школ туристской подготовки - НТП, СТП, это уже высший класс организации теоретических занятий!
Критерий теоретической подготовки можно сформулировать так: способность ответить на простые вопросы по всем темам занятий за год.
С теоретической подготовкой связаны и выступления ребят на краеведческих конференциях, вечерах-отчетах, участие в защитах маршрутов и в написании отчета о походе - все эти дела не только способствуют развитию ребят, расширяют круг их умений и навыков, но и способствуют их социализации, подготавливают к действиям во взрослой жизни. Оценка результативности этих мероприятий для группы - качественная (участвовали/не участвовали) и количественная (дипломы конференций, баллы за отчет и т. п.)
Научная работа в походах и экспедициях - серьезный критерий и показатель уровня развития группы. Краеведческое, историческое, экологическое, геологическое исследование - возможность расширить кругозор детей-подростков, привлечь к общественной полезной деятельности для других, а не только для себя. С этой точки зрения наивысшей формой научно-исследовательской работы группы в походе или экспедиции является работа по заданиям научных организаций (сбор, обработка полученных материалов с освоением соответствующих методик и аппаратуры). Качественную оценку результата научной работы должны давать специалисты, но проведенная подростком исследовательская работа в походе, собранный материал - важный показатель роста, развития ребенка, критерий оценки для педагога Анализ творческого роста своих «подопечных» педагогом - результат, связанный предыдущими критериями.
Теперь несколько слов о вещах более сложных и менее «материальных» критериях - личностный рост, духовное и нравственное развитие, интеллектуальный уровень воспитанников клуба. При всей сложности измерений этих понятий существует несколько «показателей», на которые важно обращать внимание педагога. Бывают ли серьезные, откровенные разговоры? Доверяют ли своему руководителю ребята, не боятся ли признаться в каких-то своих провинностях, недостатках или скрывают их? Есть ли в клубе
традиции, законы, правила поведения, запреты на что-либо? Существует ли традиция обсуждения походов, где каждый может высказать свои замечания, не опасаясь обид? Какой микроклимат в группе, меняется ли он в лучшую сторону? Помогают ли ставшие взрослыми воспитанники в работе с новичками? И как часто появляются в клубе новые ребята? Существует ли уважение к тем, кто младше, теплота, душевность или только подначки и снисходительно-пренебрежительное отношение? Хотят ли ребята что-то сделать для клуба, или только что-то получить от него? Не страдают ли они «звездной болезнью»?
Но есть еще специфические показатели, которые дают представление об этике путешественника. Знают ли ребята туристский фольклор, учатся ли играть на гитаре, какие песни поются у походного костра; знают ли историю туризма в нашей стране и в мире, знаменитых путешественников, альпинистов, читают ли книги об исследованиях природы и географических открытиях?
Оценить своих воспитанников по критерию этики и нравственного роста должен, прежде всего, сам педагог, постоянно наблюдая за ними и фиксируя любые изменения, пусть и самые небольшие.
Важными критериями и показателями результативности педагогической деятельности руководителя и туристско-краеведческого объединения можно считать следующие: проведение воспитанниками самостоятельных поход в качестве руководителя; выбор воспитанниками взрослой жизни связанной с педагогической или туристской работой; поступление в соответствующий вуз; существование связи и преемственность поколений в клубе; известен ли клуб за пределами своего учреждения, района, города, страны. Ответить на эти вопросы непросто, но пытаться - необходимо!
Педагоги других направлений учебно-воспитательной деятельности смогут заимствовать и творчески переработать подходящие для них критерии, адаптируя их для своей образовательной программы и приведя в соответствие с планом работы своего объединения.
Хотелось бы пожелать своим коллегам-педагогам, не только туристам, а всем, работающим с детскими объединениями глубокого и разностороннего анализа своей работы, без которого не будет успеха, разработки собственных критериев результативности и «изюминки» в работе своего объединения.