УДК 519:005.9
DOI: 10.30987/2658-4026-2021 -2-103-109
Т.Т. Субанов
Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане на основе экономико-статистического анализа
Проблемы безработицы особенно усилились в период пандемии коронавируса. Во многих странах предприятии и учреждении из-за пандемии были вынуждены сократить число работников. Что в свою очередь увеличило армию безработных и привело к социальным конфликтам между властью и народом. В целях стабилизации обстановки возникает необходимость прогнозирования уровня безработицы и принять соответствующие меры. Для разрешения противоречия, связанного с конфликтом между властью и народом и ростом безработицы из-за пандемии предложена прогнозная модель, позволяющая спрогнозировать уровень безработицы по показателям занятости населения. Сделаны практические выводы о необходимости в принятии мер по стабилизации обстановки на уровне страны, в числе которых должна быть система стимулирования малого и среднего бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Предложенные меры должны оказать значительную помощь в сокращении безработицы.
Ключевые слова: экономический кризис, снижение занятости населения, безработица, методы экстраполяции, метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов.
T.T. Subanov
Forecasting the unemployment rate in Kyrgyzstan based on economic
and statistical analysis
Unemployment problems have intensified especially during the coronavirus pandemic. In many countries, enterprises and institutions were forced to reduce the number of employees due to the pandemic. This, in turn, increased the army of the unemployed and led to social conflicts between the government and the people. To stabilize the situation, it becomes necessary to predict the unemployment rate and take appropriate measures. To resolve the contradiction associated with the conflict between the government and the people and the increase in unemployment due to the pandemic, a predictive model has been proposed that makes it possible to forecast the unemployment rate by the employment indicators. Practical findings have been drawn about the need to take measures to stabilize the situation at the country level, including a system of incentives for small and medium-sized businesses with the foreign investors' involvement. The proposed measures should provide significant assistance in reducing unemployment.
Keywords: economic crisis, declining employment, unemployment, extrapolation methods, moving average method, exponential smoothing method, least squares method.
Согласно историческим фактам, нам известно то, что безработица является одним из проблем, оказывающее негативное воздействие на социально-экономическое положения. Особенно это подтверждается историческими событиями в период "Великой депрессии" в странах Европы. В связи с этими фактами, на практике, проблемы, связанные с безработицей исследовались многими ведущими зарубежными и российскими учеными Дж. М. Кейнсом, М. Спенсом, М. Фридменом, К. Кларком, А. Филипсом, Э. Фелпсом, А.С. Булатовым, В.П. Боровиковым и др. Вопросы прогнозирования рынка труда рассматривались в научных трудах Р.Е. Квандт, Д. Хамермеш, Е.Р. Берндт, А.Н. Ананьева, Р.П.
Колосовой, Т.О. Разумовой и др. Несмотря на исследования проблем рынка труда недостаточно изученным остается вопросы прогнозирования уровня беработицы. В связи с этим, прогнозирование на основе статистических данных, характеризующих проблем безработицы должна занять одно из основных мест в экономической практике, т.к. только на основе результатов прогноза можно предпринять меры по сокращению безработицы в регионе или стране.
В 90-х годах ХХ века критическая ситуация в экономике во вновь созданных независимых государствах на территории бывшего СССР повлияло на их социально-экономическое положение. Кыргызстан как одна из бывших со-
циалистических республик СССР после получения независимости не смогла своевременно отреагировать на рыночную ситуацию. Руководства страны не была готова к принятию реальных планов по предотвращению негативных социально-экономических явлений. На наш взгляд, именно неподготовленность руководства страны, кризис и его тяжелые последствия в первые годы независимости страны не позволили добиться полной рыночной независимости. Хотя и была попытка сбалансировать ситуацию в стране путём реформирования структур управления системы хозяйствования.
Во втором десятилетии независимости, одним из таких шагов была Национальная стратегическая программа Кыргызской Республики по комплексным основам развития (КОР) на 2001-2010 гг. (принята 29.05.2001г.). Несмотря на принятые меры, в условиях слабо регулируемых государством рыночных отношений и спада производства в стране резко обострилась проблема занятости и доходов населения, безработица превысила допустимый 10 % рубеж [5,с.16]. По нашему мнению «в те годы из-за отсутствия новых рабочих мест в стране, значительная часть населения в трудоспособном возрасте были вынуждены трудиться в малодоходных личных подсобных хозяйствах, в которых занятость граничит с безработицей.
На период с 2001 по 2005 гг. согласно статистическим данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики
численность занятого населения (2001 г. -1787000 чел, а в 2005 г. -1934400 чел.) составляло в государственных организациях около 20 %, а в частном секторе 80 %. При этом из числа занятого населения имели высшее образование 16,5 %, среднее профессиональное - 14,7 % и начальное профессиональное -9,9 %. Это значит то, что из числа занятого населения только 41,1 % имели профессиональное образование, а остальная часть -только общее образование. На наш взгляд, этот факт и доказывает занятость людей с общим образованием в малодоходных личных подсобных хозяйствах» [5,с.16]. Итак, реформы, проводимые и во втором десятилетии независимости, не привели к положительным результатам. В итоге страна оказалась в трясине социально-экономических проблем.
В третьем десятилетии независимости страны положение в экономике страны продолжало ухудшаться. Правда, некоторое изменение положения в малом бизнесе в сельском хозяйстве, промышлености по переработке сельскохозяйственных продуктов, мелкой оптовой торговле и строительстве привело к определенному сдвигу в экономике. Например, к 2019 году число занятых в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, рыбоводстве составила 443,2 тыс. чел, торговле - 395,2 тыс. чел, обрабатывающей промышлености - 289,2 тыс. чел. и в строительстве -287,4 тыс. чел. [2,с.-67-72]. Но эти сдвиги в экономике страны не смогли решить проблему с занятостью населения в стране.
Таблица 1. Показатели по занятости населения Кыргызстана с 2011 по 2019 гг.
Наименование 2011 2015 2019
Численность постоянных жителей страны, чел. 2703686 2916971 31699634
Из них, экономически активная часть населения, чел. 2490100 2544300 2583600
Из них, численность занятых, чел. 2277700 2352100 2442700
с ВПО, чел. 410600 465600 526300
с СПО, чел. 292700 229100 275500
с НПО, чел. 223100 177700 193400
Не имеющие профобразование, чел 1351300 1479700 1447500
Из них, официально регистрированных безработных, чел. 212400 192200 140900
По данным национального статистического комитета КР с 2011 по 2019 годы показатели занятого населения по уровню образованности в объектах экономики Кыргызстана также несколько изменились. Например, числен-ность занятого населения в 2011 году составляло 2277700 человек, из них 40,67 % - специали-
сты, имеющие квалификацию, при этом, 59,33 % занятых не имеют специальностей. Эти же показатели в 2015 году составили 37,09 % и 62,91 %, а в 2019 году - 40,74 % и 59,26 %. В нашем случае, эти показатели означают то, что в последние годы в отраслях экономики большую часть занятого населения составляет
неквалифи-цированная рабочая сила [2, с.67-72]. В целях улучшения социального положения населения страны в 2013 году была введена «Программа содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней миграции до 2020 года» (Пост. Прав. КР. №485 от 6.09.2013.), а в 2015 году была принята «Программа развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2015 по 2017 годы» (Пост. Прав. КР. №85. от 25.09.2015.). Позже, в 2018 году, в целях создания новых рабочих мест путем планирования мероприятий по сокращению социальных проблем была принята Программа Правительства Кыргызской Рес-публики «Единство. Доверие. Созидание» (постановлением Жогорку Кенеша Кыргызс-кой Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI) и Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018 - 2040 годы. Несмотря на предпринятые меры, руководство страны не смогли достичь поставленных задач.
С тех пор отсутствие эффективной системы регулирования занятости в регионах всё еще негативно сказывается на демографической ситуации, условиях труда и социальном положении населения страны. По сведениям Евразийской экономической комиссии к марту 2020 года в нашей стране уровень безработицы увеличилось на 3,1 % к численности трудовых ресурсов Кыргызстана. К сравнению, только с февраля на март 2020 года уровень безработицы в России составил 1 %, в Беларуси- 0,2 %, в Казахстане - 1,6 % [6]. Поэтому, «наш взгляд, в этой ситуации можно предложить меры, рассмотренные в трудах А.С. Булатова. Согласно научным трудам д.э.н., профессора А.С. Булатова среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы «можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы» [5,с.16].
По статистическим данным большинство населения страны проживают в сельской местности. Поэтому, особенно проблема занятости ощущается среди сельского населения Кыргызстана. Как нам известно, согласно статистическим данным Национального статистического комитета к 2019 году число занятых в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, рыбоводстве составила 443,2 тыс. человек. Это составляет всего 18,14% от экономически активной части сельского населения. На наш взгляд эту проблему можно сократить по теории Э. Энгеля. Теоретически Э. Энгель объяснил эти вопросы тем, что это «возможно только посредством аграрного протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от импортной продукции и максимального продвижения собственной продукции на мировые рынки, а также поддержания трудоинтенсивных технологий в сельском хозяйстве» [4]. Как показывает практика, нарушение этого правила приводит к активизации миграции, в результате которой сократится численность занятого населения.
Проблемы безработицы особенно усилии-лись в период пандемии коронавируса (март, 2020 г.). Во многих странах предприятии и учреждении из-за пандемии были вынуждены сократить число работников. В таком же положении оказались и отрасли Кыргызстана. Эта ситуация в свою очередь увеличило армию безработных и привело к социальным конфликтам между властью и народом. В связи с этим положением, к осени 2020 года новым руководством страны были предпри-няты меры по стабилизации социально-экономического положения страны. В мировой практике, в таких случаях, в целях стабилизации обстановки в стране возникает необходимость прогнозирования соответствующими органами управления уровня безработицы и принять соответствующие меры. В нашем примере на основе статистических данных Кыргызстана мы можем произвести прогнозирование уровня безработицы по показателям с 2010 по 2020 годы [2].
Страна 0 1 2 го 5 во 9 2020
01 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 01 2 о 2 о 2
Кыргызстан 8,6 8,6 8,4 8,3 8,0 7,6 7,2 6,9 6,2 5,5 7,5
Таблица 2. Уровень безработицы в Кыргызской Республике с 2010 по 2020 гг., в % .
Согласно теории, уровень безработицы страны, в частности, по Кыргызстану (или же по регионам) можно прогнозировать таким методом научного исследования как экстраполяция. На практике нам известны такие методы экстраполяции как методы скользящей средней, экспоненциального сглаживания и наименьших квадратов [3].
Метод I. Прогнозирование уровня
безработицы в Кыргызстане методом скользящей средней
Расчет производим по следующей схеме:
1. Сначала определяем величину интервала сглаживания. В нашем случае, примем п= 3;
2. Далее рассчитаем скользящую среднюю для периодов по формуле
М= (Уп+У^+УвУп. В результате получаем: М2011 =8,53; М2012=8,43; М201з=8,23; М2014= 7,96; М2015= 7,6; М2016= 7,23; М2017= 6,76; М2018= 6,2; М2019= 6,4.
3. Далее сначала производим расчет средней относительной ошибки по формуле:
/Уф - Ур 100, %. Уф
В результате получаем следующих данных: на 2011 г.: - 0,81; на 2012 г.: - 0,357; на 2013 г.: 0,84; на 2014 г.: 0,5; на 2015 г.: 0; на 2016 г.: - 0,41; на 2017г.: 2,02; на 2018 г.: 0; на 2019 г.: -16,3.
Далее строим прогноз на следующие годы по формуле: Ут = Mt-i + ^^ - yt-i) где, t+1 - прогнозный период; t - период, предшествующий прогнозному периоду; Ум-прогнозируемый показатель; Mt-1 - скользящая средняя за два периода до прогнозного; У t-фактическое значение исследуемого явления за предшествующий период; У t-1 -фактическое значение исследуемого явления за два периода, предшествующих прогнозному.
У2021 = 6,4+1/3(7,5-5,5)=7,06. Определяем скользящую среднюю: M= (6,2+5,5+7,5) / 3= 6,25 У2022= 6,25+1/3 (7,06-7,5)= 6,11. Далее на следущий год определяем скользящую среднюю: M= (7,5+7,06+6,11) / 3= 6,89 У2023 = 6,89 + 1/3 (6,11-7,06)= 6,57. Все результаты вносим в таблицу 3:
Таблица 3. Расчет средней относительной ошибки по методу СС, %
Годы Уровень безработицы, У t, в % ' Скользящая средняя, M, в % Расчет средней относительной ошибки,/Уф - Ур 100, % Уф
2010 8,6 - -
2011 8,6 8,53 0,81
2012 8,4 8,43 -0,357
2013 8,3 8,23 0,84
2014 8,0 7,96 0,5
2015 7,6 7,6 0
2016 7,2 7,23 -0,41
2017 6,9 6,76 2,02
2018 6,2 6,2 0
2019 5,5 6,4 -16,3
2020 5,5 -
Итого -12,89
Прогноз
2021 7,06
2022 6,11
2023 6,57
В результате получаем следующего вывода: 8 = -12,89 /9 = -1,43 < 10% . Итак, по результатам расчета точность прогноза высокая. Далее производим прогнозирование методом экспоненциального сглаживания.
Метод II. Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане методом экспоненциального сглаживания
При прогнозировании уровня безработицы в Кыргызстане методом экспоненциального
сглаживания необходимо:
1. Сначала определяем параметр сглаживания по следующей формуле:
2
где, п - число наблюдений, входящих в интервал сглаживания. а = 0,16
2. После определяем начальное значение ио двумья способами:
I. ио= (8,6+8,6+8,4+8,3+8,0+7,6+7,2+6,9+ +6,2+5,5+7,5)/11= 7,52
II. ио= 8,6
3. Следующий наш шаг-производим расчет на каждый период экспоненциально взвешенную среднюю по формуле:
= а * У + (1 - а)^ где, 1- период, предшествущий прогнозному; 1+1- прогнозный период;
Ц+1 - прогонозируемый показатель; а-параметр сглаживания; У1 - фактическое значение исследуемого показателя за период, предшествующий прогнозному; Ш -экспоненционально взвешенная средняя для периода, предшествующего прогнозному.
Сначала производим расчет по способу I:
и2011 =7,68; и2012= 7,82; и2013= 7,86; и2014=
7,92; и2015= 7,93; ^016= 7,87; и2017= 7,76; и2018= 7,6; и2019= 7,37; и2020= 7,0.
По этой же формуле вычисляем прогнозное значение: и2021= 7,08.
После производим расчет по способу II: и2011 = 8,59; и2012= 8,58; и201з= 8,5; и2014= 8,46; и2015= 8,38; и201б= 8,21; и2017= 8,0; и2018= 7,82; и2019= 7,46; и2020= 7,14.
Далее вычисляем прогнозное значение: и2021= 7,19.
Результатов вычислений по двум способам заносим в таблицу 4:
Табл. 4.Расчет средней относительной ошибки по методу ЭС , %
Годы Уровень безработицы, УС/о Экспоненциально взвешенная средняя, Ц Расчет средней относительной ошибки, /Уф - Ур 100, % УФ
I способ II способ I способ II способ
2010 8,6 7,52 8,6 12,5 0
2011 8,6 7,68 8,59 10,6 0,11
2012 8,4 7,82 8,58 6,9 -2,14
2013 8,3 7,86 8,5 5,3 -2,4
2014 8,0 7,92 8,46 1 -5,75
2015 7,6 7,93 8,38 -4,34 -10,26
2016 7,2 7,87 8,21 -9,3 -14,0
2017 6,9 7,76 8,0 -12,4 -15,9
2018 6,2 7,6 7,82 -22,5 -26,12
2019 5,5 7,37 7,46 -34 -35,6
2020 7,5 7,0 7,14 6,6 4,8
Итого - - - -39,69 -107,26
Прогноз 2021 - 7,08 7,19 - -
По результатам расчета средней относительной ошибки определяем:
£ = 12Г=1 Уф - Ур /Уф * 100 ;
по способу I:
8 = -3,60; по способу II: 8 = - 9,75 Во всех вариантах точность прогноза является соответствующей, поскольку значение средней относительной ошибки составляет меньше нормативного, т.е. менее 10 %.
Метод III. Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане методом наименьших квадратов
Для производства расчета на основе определенных данных по уровню безработицы в Кыргызстане с 2010 по 2020 годы определим условное обозначение времени как последовательную нумерацию периодов базы прогноза. При этом расчетные значения ряда Ур определим по формуле:
Уг+1= а*х+Ь, где, 1+1- период для прогнозирования, У1+1- прогнозируемый показатель, а и Ь - коэффициенты, х - условное обозначение времени. А коэффициенты а и Ь определяются по следующим формулам:
а = 2"=1(УФ * Х) - х * 2?=1 Уф)/п а 2Г=1 *2 - (2Г=1 х)2/п
ъ = ни уф - а * 1г=1 х
п п
где, Уф - фактическое значения ряда динамики; п- число уровней временного ряда: а = -0,25; Ь = 9,02
Результаты по уровню безработицы в Кыргызстане оформим в виде следующей таблицы.
Таблица 5. Расчет средней относительной ошибки по методу НК, %
Годы Уровень безработицы, Уф% Условное обозначение времени, Х Уф*Х Х 2 Ур=а*1+b Расчет средней относительной ошибки, /Уф - Ур 100, % Уф
Факт на 2010 8,6 1 8,6 1 8,77 -1,97
Факт на 2011 8,6 2 17,2 4 8,52 0,9
Факт на 2012 8,4 3 25,2 9 8,27 1,54
Факт на 2013 8,3 4 33,2 16 8,02 3,3
Факт на 2014 8,0 5 40 25 7,77 3,5
Факт на 2015 7,6 6 45,6 36 7,52 1,0
Факт на 2016 7,2 7 50,4 49 7,27 -0,97
Факт на 2017 6,9 8 55,2 64 7,02 -1,73
Факт на 2018 6,2 9 55,8 81 6,77 -9,19
Факт на 2019 5,5 10 55 100 6,52 -18,5
Факт на 2020 7,5 11 82,5 121 6,27 16,4
Итого 82,8 66 468,7 506 - -5,72
Прогноз на 2021 6,02 12
Прогноз на 2022 5,77 13
Прогноз на 2023 5,52 14
После определяем прогнозное значение: У 2021= 6,02; У 2022= 5,77; У2023= 5,52
Далее произведем расчет средней относительной ошибки по следующей формуле:
" /Уф - Ур/
=1 * У
п ¿—I
¿=1
100,
8= -5,72/ 11 = -0,52 % < 10%. В результате точность - высокая.
Итак, предварительный анализ за 2010-2017 годы, данный в статье «Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане в свете решений актуальных проблем трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений», вышедшем в журнале «Известие вузов Кыргызстана» (№4, 2019) указал на то, что для устранения качественного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы возникла необходимость принятия следующих
мер: мониторинга конъюнктуры рынка труда, профессионального состава безработных и структуры вакантных рабочих мест. Выше указанные меры, по нашему мнению, позволят определить основные направления, по которым должно осуществляться обучение и переобучение специалистов; участие работодателей в подготовке кадров; государственный заказ на специалистов определенных категорий [5,с.20]. По результатам прогнозирования положения с 2010 по 2020 годы показала, что если же в ближайшем времени руководство не примет соответствующих мер по сокращению безработицы, то в стране возникнут проблемы, которые приведут к спаду социально-экономического положения страны. В связи с этим, возникает необходимость в принятии мер по стабилизации обстановки на уровне страны, в числе которых должна быть система стимулирования малого и среднего бизнеса с
привлечением иностранных инвесторов. На наш взгляд, именно эти меры окажут значи-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатов, А.С. Экономика / А.С. Булатов. - М.: Издательство БЕК. - 2001. - 894 с.
2. Кыргызстан в цифрах. - Бишкек.: статистический сборник. - 2020. -334 с.
3. Новикова, Н.В. Прогнозирование национальной экономики / Н.В. Новикова, О.Г. Поздеева. - Екатеринбург.: Издательство Уральского государственного экономического университета. - 2007. - 138 с.
4. Серова, Е. Альтернативная занятость в сельской местности России. - М.: Институт экономики переходного периода. - 2006. -72 с.
5. Субанов, Т.Т. Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане в свете решений актуальных проблем трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений / Т.Т. Субанов, К.Б. Кошуева // Известие вузов Кыргызстана. - 2019. - №4. - С. 15-20
6. Финансовый портал «Акчабар». - URL:
https://www.akchabar.kg (дата обращения 07.05.2020).
тельную помощь в сокращении безработицы.
REFERENCES
1. Bulatov, A. S. Economics / A.S. Bulatov. - M .: Publishing house BEK. - 2001. - 894 p.
2. Kyrgyzstan in figures. - Bishkek : statistical collection.
- 2020. - 334 p.
3. Novikova, N. V. Forecasting the National Economy / N. V. Novikova, O. G. Pozdeeva. - Yekaterinburg : Publishing house of Ural State Economic University. - 2007. - 138 p.
4. Serova, E. Alternative Employment in Rural Areas of Russia. - M .: Institute for the Economy in Transition. - 2006.
- 72 p.
5. Subanov, T. T. Forecasting the Unemployment Level in Kyrgyzstan in the Light of Solving Urgent Problems of Employing Graduates of Vocational Educational Institutions / T. T. Subanov, K. B. Koshuyeva // Izvestiya VUZov Kyrgyzsta-na. - 2019. - no. 4. - pp. 15-20
6. Financial portal "Akchabar". - Available at: https://www.akchabar.kg (date of access 07 May 2020).
Ссылка для цитирования:
Субанов Т.Т. Прогнозирование уровня безработицы в Кыргызстане на основе экономико-статистического анализа / Т.Т. Субанов //Эргодизайн. - 2021 - №2 (12). - С.103 -109. DO1: 10.30987/2658-4026-2021-2-103-109.
Сведения об авторах:
Субанов Турсун Тажибаевич
кандидат экономических наук, доцент Директор департамента международных связей и
инвестиций
Ошский государственный педагогический университет Республика Кыргызстан, г.Ош Тел. +996 (776) 160 767 E-mail [email protected]
Abstracts: T.T. Subanov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Director of the Department of International Relations and Investments
Osh State Pedagogical University Republic of Kyrgyzstan, Osh Тел. +996 (776) 160 767 E-mail [email protected]
Статья поступила в редколлегию 19.04.2021 г.
Рецензент:
доктор социологии, профессор, научный советник Института политических исследований в Белграде (Сербия) член редакционного совета журнала «Эргодизайн»
Милошевич Зоран Принята к публикации 26.04.2021 г..