УДК 338.2
DOI: 10.24412/2308-7196-2021 -2-34-42
Субанов Турсун Тажибаевич
кандидат экономических наук, доцент, директор департамента международных связей и инвестиций
Ошский государственный педагогический университет им. А. Мырсабекова,
г. Ош, Кыргызстан 723504, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Н. Исанова, 7S. e-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
Tursun T. Subanov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Department of International Relations and Investments
Osh State Pedagogical University named after A. Myrsabekov,
Osh, Kyrgyzstan
723504, Osh, Kyrgyz Republic, N. Isanov str., 73, e-mail: [email protected]
THE STUDY OF FORECASTING THE PROCESSES OF TRANSFORMATION OF EDUCATION AND MANAGEMENT
Аннотация. Система образования Кыргызстана ныне переживает тяжелые времена из-за социально-экономических проблем в стране. В связи с текущими проблемами многие образовательные учреждения не могут подготовить квалифицированных специалистов, восстребованных рынком, выпускники профессиональных учебных заведений не имеют возможности трудоустроиться, а работодатели не могут полностью обеспечить профессиональными кадрами свои организации. В целях выхода из этого положения система образования Кыргызстана остро нуждается во внедрении новой системы образовательного менеджмента и маркетинга. В статье доказывается, что необходимо совместить существующую рыночную систему управления с плановой. Только таким образом мы сможем обеспечить рынок труда специалистами, знающими законы рыночных отношений, а профессиональные образовательные учреждения - получать возможность подготовить и трудоустроить выпускников в соотстветствии с требованиями работодателей. Поэтому возникает необходимость изучения опыта советской системы образования, которая использовала систему планирования и прогнозирования кадров.
© Субанов Т.Т., 2021
Ключевые слова: система образования, образовательные учреждения, педагогические кадры, кадровые проблемы, концепция развития образования, изучение опыта, планирование, прогнозирование.
Abstract. The education system of Kyrgyzstan is currently going through difficult times due to socio-economic problems in the country. Due to the current problems, many educational institutions cannot train qualified specialists demanded by the market, graduates of vocational educational institutions do not have the opportunity to find a job, and employers cannot fully provide their organizations with professional personnel. In order to get out of this situation, the education system of Kyrgyzstan urgently needs the introduction of a new system of educational management and marketing. The article proves that it is necessary to combine the existing market management system with the planned one. Only in this way will we be able to provide the labor market with specialists who know the laws of market relations, and professional educational institutions will be able to prepare and employ graduates in accordance with the requirements of employers. Therefore, there is a need to study the experience of the Soviet education system, which used a system of personnel planning and forecasting.
Keywords: education system, educational institutions, teaching staff, personnel problems, educational development concept, learning experience, planning, forecasting education system, educational institutions, teaching staff, personnel problems, educational development concept, learning experience, planning, forecasting.
В последние годы, несмотря на проведенные в течение тридцати лет широкомасштабные образовательные реформы, система образования Кыргызстана переживает тяжелые времена. Эти реформы не привели к каким-либо существенным результатам, они не смогли предотвратить таких проблем образования, как снижение уровня знаний современных педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, ухудшение качественных показателей профессорско-преподавательского состава педагогических учебных заведений, недостаточное финансирование образовательных структур, отставание в развитии учебно-лабораторной, слабость и материальной, и нормативно-правовой базы.
В связи с этим положением возникла необходимость в реализации новых подходов к развитию системы образования Кыргызстана. Фактически за годы независимости страны в Кыргызстане были разработаны несколько концепций развития образования: например, Концепция развития образования до 2020 г., Стратегия развития в Кыргызской Республике в 2012-2020 гг. и Национальная стратегия Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. Если Концепция развития образования до 2020 г. была сфокусирована на решение вопросов по охвату населения и обеспечению кадрами, то с принятием Концепции развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2030 гг. стали рассматривать систему образовательных услуг и форм создания моделей выпускника, ориентированного на рынок труда.
Для претворения в жизнь всех концепций развития необходимо, на наш взгляд, совместить существующую рыночную систему управления с плановой. Примерно такую систему планирования и прогнозирования во всех отраслях экономики начали использовать в КНР с середины 1990-х гг. после изучения причин развала СССР [7]. Но, к сожалению, эта форма управления КНР довольно жестка. Нам необходима более эластичная система рыночно-плановой смешанной системы управления на основе планирования и прогнозирования. Только таким образом мы сможем обеспечить рынок труда специалистами, знающими законы рыночных отношений, а профессиональные образовательные учреждения получат возможность подготовить и трудоустроить выпускников в соотстветствии с требованиями работодателей. Поэтому возникает необходимость изучения опыта советской системы образования, которая для повышения эффективности управления использовала систему планирования и прогнозирования кадров. По нашему мнению, использование образовательного менеджмента советской системы не только улучшит систему подготовки специалистов в области образования, но и позволит обеспечить ее педагогическими кадрами с учетом рыночно-плановых требований, окажет помощь в реформировании всей организационной структуры.
Нынешняя ситуация показывает, что система образовательных услуг должна быть ориентирована только на рынок труда. Это требует от образовательных учреждений организации управленческой деятельности на основе законов рынка. К сожалению, многие руководители образовательных учреждений на сегодняшний день не имеют управленческого образования. Поэтому для них организация образовательной деятельности в условиях рыночных отношений объективно труднее, чем было в командной экономической системе. Необходимо ознакомить управленцев не только с основами экономики, менеджмента и маркетинга образования, но и с методами планирования на основе прогнозирования. В связи с этим возникает необходимость изучить вопросы планирования и прогнозирования при подготовке управленческого персонала и педагогических кадров образовательных учреждений.
На сегодняшний день остро стоит вопрос нехватки педагогических кадров в дошкольных и общеобразовательных учреждениях страны. Несмотря на профориентационную работу профессиональных учебных заведений, многие выпускники общеобразовательных школ не желают поступать в педагогические вузы страны. Основной причиной этого явления является отсутствие материального стимулирования педагогов образовательных учреждений Кыргызстана, т. е. низкая заработная плата учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений не привлекает выпускников общеобразовательных школ к выбору профессии педагога. При этом остается неэффективной система приема абитуриентов, низким -качество обучения студентов (особенно в условиях пандемии), отсутствует постоянная связь учебных заведений с научными учреждениями и рынком труда, слабой является материально-
техническая и лабораторная база педагогических вузов. В связи с вышесказанным перед системой образования Кыргызстана встает ряд вопросов о путях становления и дальнейшего развития национального просвещения, об улучшении качества знаний педагогических кадров и о подготовке кадров на основе требований рынка труда. Возникает необходимость рассмотреть новые эффективные формы организации системы подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях страны.
Проблемы с нехваткой педагогических кадров для дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учреждений в странах СНГ решают различными формами использования трудовых ресурсов, зарегистрированных в органах занятости населения. Например, в Российской Федерации в реализации национального проекта «Образование» при комплектации преподавательского состава профессиональных учебных заведений были рассмотрены варианты по использованию специалистов, не имеющих педагогического образования, но имеющих специализацию по тому или иному предмету. На наш взгляд, в вопросах обеспечения педагогическими кадрами это является временным шагом.
Для дальнейшего обогащения и развития системы образования необходимо глубокое изучение и обобщение не только современного, но и прошлого советского опыта. Ее история - один из важнейших источников, откуда система образования может и должна черпать материал для разработки стратегического плана своего развития и поиска жизненно важных путей выхода из тяжелого положения. За последние годы было опубликовано множество работ по управлению образованием в странах СНГ (в том числе и в Кыргызстане). Но в них совершенно недостаточно, крайне схематично отражается период становления и развития образовательного менеджмента социалистических учебных заведений. Между тем наиболее полное и всестороннее освещение именно этого периода исключительно важно для правильного понимания всей последующей истории советской системы управления образования и решения многих актуальных вопросов экономики, менеджмента и маркетинга образования.
Согласно историческим фактам, система советского образования была образована на основе организации просветительской работы в 20-е гг. ХХ в. среди народов Кыргызстана. Победа Великой Октябрьской революции дала народам Кыргызстана не только возможность получить образование, но и путевку в жизнь. По данным переписи населения 1897 г., на территории современного Кыргызстана численность грамотного населения в возрасте 9-49 лет составляла лишь 3,1 процента, в 1926 г. - 16,5 процента [5, с. 22]. В дореволюционные годы на территории современного Кыргызстана осуществляли просветительскую деятельность только русско-туземные и религиозные учреждения (медресе).
С приходом советской власти в стране были открыты не только общеобразовательные школы, но и специализированные профессиональные учебные заведения (педагогические, аграрные, горные и др.), а также
дошкольные учреждения. Все эти шаги не только привели к улучшению уровня грамотности населения, но и дали возможность поднять уровень социально-экономического развития страны. С возникновением новых образовательных учреждений в Кыргызстане, несмотря на принятые советской властью меры возникли проблемы, связанные с недостаточной обеспеченностью кадрами и низким уровнем образования педагогов. В связи с этим в целях обеспечения педагогическими кадрами руководство страны организовало сначала краткосрочные учительские курсы, затем средние специальные профессиональные учебные заведения (техникумы), рабочие педагогические факультеты и, наконец, начиная с 1932 г., в Кыргызстане были открыты первые высшие учебные заведения [9]. Организация советским правительством профессиональных учебных заведений на основе планирования и прогнозирования оказала существенную помощь в обеспечении педагогическими кадрами советского Кыргызстана.
Эти вопросы вначале рассматривались на основе предписаний Высшего совета народного хозяйства, а с 1919 г. - республиканскими органами управления и планирования. Позже, с 1921 г., планированием и прогнозированием на макроуровне занимался Госплан, а на микроуровне -республиканские органы планирования. Соответственно республиканскими органами планирования рассматривались вопросы обеспечения педагогическими кадрами. Результаты проведенной работы отражены в статистических данных [4; 6; 8 и др.] и приводятся в табл. 1.
Таблица 1
Общие сведения об обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных школ Кыргызстана с 1914 по 2020 г.
Годы Количество школ, ед. Количество учащихся, чел. Численность педагогов, чел. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами, %
1914-15 107 7000 200 34,3
1927-28 515 42000 1100 31,4
1932-33 1566 146000 4000 32,8
1937-38 1794 265000 8000 36,22
1940-41 1645 329000 11000 40,13
1945-46 1537 223000 12000 64,58
1950-51 1638 329000 16000 58,37
1955-56 1711 310000 18000 69,68
1960-61 1764 381000 22000 69,3
1965-66 1777 593000 31000 62,74
1970-71 1668 737000 39000 63,51
1975-76 1800 900000 47000 62,67
1980-81 1614 828000 50000 72,47
1985-86 1656 989000 60000 72,81
1990-91 1759 942860 68847 87,63
1995-96 1886 974132 68384 84,25
Годы Количество школ, ед. Количество учащихся, чел. Численность педагогов, чел. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами, %
2000-01 2005 1120548 71861 76,96
2005-06 2137 1116713 74186 79,72
2010-11 2197 1018868 69062 81,35
2015-16 2218 1091260 75529 83,06
2020-21 2296 1357408 82055 72,54
В те годы органами управления не только на уровне Госплана, но и на микроуровне республики планирование социально-экономического положениюя образовательных учреждений производилось на основе прогнозирования. Отделы просвещения при органах управления Госплана рассматривали планы, предложенные республиканскими органами планирования, и производили соответствующие расчеты. В зависимости от возможностей республиканских профессиональных образовательных учреждений планировалось дальнейшее их развитие. Для каждой республики намечался определенный план работы и решался вопрос о рациональном выпуске специалистов. При этом учитывались приближенность образовательных учреждений к объектам будущего трудоустройства выпускников и их возможности по подготовке специалистов. Возможности образовательных учреждений и перспективы регионов также определялись путем прогнозирования. Например, анализируя табличные данные по обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных школ Кыргызстана с 1914 по 1991 г., можно увидеть рост качественных показателей. На необходимость прогнозирования указывают сами эти показатели.
На повышение качественных показателей обеспеченности педагогическими кадрами повлияло планирование создания на территории Кыргызстана средних специальных и высших учебных заведений с учетом роста населения и уровня восстребованности в специалистах. Учительские курсы организовывались с 1919 г. в таких городах, как Пишпек, Ош, Токмок. С 1925 г. начали открываться педагогические техникумы: сначала в Пишпеке (Фрунзе) и Оше, затем в Джалал-Абаде (1925 г.), Караколе (1930 г.) и Нарыне (1939 г.). В 1928 г. появились рабочие педагогические факультеты. В 1932 г. был открыт Кыргызский государственный педагогический институт, затем учительские институты во Фрунзе (1935 г.), Оше (1939 г.), Караколе (1940 г.), в 1951 г. - Кыргызский государственный университет и Ошский педагогический институт, в 1952 г. - Кыргызский женский педагогический институт, в 1953 г. - Каракольский педагогический институт, в 1955 г. -Фрунзенский институт физической культуры и спорта, в 1979 г. - Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы [9]. В результате при советской власти в Кыргызстане количество школ увеличилось в 15 раз, учащихся - в 114 раз, а педагогов - в 230 раз [4; 6; 8]. Это дало возможность системе образования не только сформироваться, но и эффективно развиться.
С получением независимости без какого-либо планирования и прогнозирования в Кыргызстане увеличивается количество учебных заведений. Например, с 1991 по 2020 г. количество ссузов увеличилось с 48 до 138 единиц, а вузов - с 9 до 57 единиц. Однако с увеличением количества выпускников учреждений снизился качественный показатель подготовленности специалистов в стране. Основными причинами снижения уровня знаний учащихся в учебных заведениях с 1990-х гг. являлись уход опытных педагогов из образовательных учреждений и отсутствие новых специалистов. В те годы из-за тяжелого социального положения в стране государство не смогло содержать работников системы образования. Поэтому многие педагоги, чтобы содержать семьи, были вынуждены выехать на заработки в другие страны. С тех пор система образования не смогла восстановить кадровый потенциал. Сегодня, как никогда, возникла необходимость планирования и прогнозирования уровня обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных школ страны, а также определения перспективных потребностей в качественных работниках рынка труда образовательных учреждений.
Для улучшения положения с обеспечением страны педагогическим кадрами научный отдел Министерства образования и науки республики должен, на наш взгляд, сам планировать и прогнозировать их подготовку на основе данных региональных органов управления образования. Для этого необходимо реконструировать саму систему управления образовательными учреждениями и создать на базе бухгалтерий статистический отдел. Региональным органам управления надо учитывать возможности роста численности населения. На основании всех данных, включая мониторинг в профессиональных, общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях, министерство должно регулировать прием абитуриентов и выпуск специалистов из вузов и ссузов. Особое внимание нужно уделять рейтингу вузов и ссузов не по формальным данным по трудоустройству выпускников, а по количеству педагогов, работающих на региональных объектах.
В современной практике при прогнозировании возможностей обеспечения педагогическим кадрами используется такой метод научного исследования, как метод экстраполяции, в частности, система расчета наименьших квадратов [4]. Результаты проведенного нами анализа показали, что для устранения проблем, связанных с обеспечением педагогическими кадрами общеобразовательных школ Кыргызстана, необходимо принять меры по мониторингу рынка труда. Как показывает прогнозирование, органы управления системой образования Кыргызстана должны планировать работу образовательных учреждений страны с учетом спроса на педагогические кадры. При этом педагогические профессиональные учебные заведении страны должны быть ориентированы на привлечение абитуриентов с учетом кадрового спроса регионов, т. к. эти меры дадут возможность подготовить педагогические кадры из числа жителей именно тех регионов, которые нуждаются в специалистах. Учитывая все эти факторы, планируя деятельность
профессиональных педагогических учебных заведений, органы управления системой образования страны могут эффективно разработать стратегический план развития рынка образовательных услуг. Реконструкция деятельности системы образования страны на основе метода научного исследования даст возможность рассмотреть перспективу развития.
Сегодня одновременно с количественными показателями обеспеченности педагогическими кадрами необходимо рассматривать и вопросы качества подготовки педагога. В связи с этим вопросом остро стоит проблема прогнозирования профессиональных компетенций педагога. По мнению Т.Г. Кутейницына, «использование профессиональных стандартов для прогнозирования компетенций имеет существенные ограничения... стандарт не учитывает быстро меняющегося характера процессов в экономике, за рамками остаются возможные изменения и введения, касающиеся новых технологий. То есть стандарт идет за производством, но не видит будущего» [3, с. 10-11]. Значит, подготовка педагогов по государственным образовательным стандартам не будет соответствовать требованиям рынка к выпускнику, пока не будет определена логически выстроенная система компетенций специалиста. Вопросы прогнозирования компетенций стоят у нас ныне только на уровне обсуждения. Для решения этих проблем нам необходимо изучить зарубежный опыт по прогнозированию профессиональных компетенций.
В процессе аккредитации профессиональных педагогических учебных заведений при прогнозировании используются некоторые элементы метода конференций. Так, в педагогических вузах метод конференций используется для анализа результатов опроса работодателей и обсуждения их на заседаниях подразделений. Плодотворны и научные конференции, направленные на изучение проблем трудоустройства выпускников. Например, в Бельгии итогом использования метода конференций являются рекомендации при составлении образовательных стандартов.
В перспективе в целях создания модели конкурентоспособных специалистов в области образования интересен опыт прогнозирования профессиональных компетенций современного педагога в Дании. Используемый там «метод социологического анализа квалификаций» рассматривает не только анализ организации труда, но и изменение сценариев по мере развития техники и технологий. На наш взгляд, этот метод может повысить эффективность системы подготовки кадров в развитых странах, но, к сожалению, его внедрение увеличит расходы на образование (создание новых организационных структур и оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами).
Итак, сегодня прогнозы обеспечения качественными педагогическими кадрами образовательно-воспитательных учреждений должны производится с учетом различных факторов - например, основываться на прошлых и настоящих тенденциях развития, уровнях образования и видах деятельности. В связи с этим возникает необходимость в прогнозировании методами
экстраполяции и прогнозных исследований, результаты которых должны быть использованы при формировании рыночного спроса на подготовку кадров. Поэтому Министерство образования и науки Кыргызской Республики разработало как программы по развитию образования в целом, так и планы повышения качества образования и улучшения системы обеспечения кадрами нового поколения [1; 2]. Их реализация создаст механизмы интеграции образовательных и научно-исследовательских учреждений и окажет помощь в повышении качества подготовки специалистов.
Список литературы
1. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 г. № 200 «Об утверждении Программы развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.mmjust.gov.kg/act/view/ru-ru/158226?cl=ru-ru (дата обращения: 4.05.2021).
2. Программа развития образования в Кыргызской Республике на 20212040 годы. Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 г. № 200 // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/158227?cl=ru-ru (дата обращения: 14.05.2021).
3. Кутейницына Т.Г. Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. № 3. 2016. С. 10-15.
4. Кыргызстан в цифрах // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-kyrgyzstan-v-cifrah/ (дата обращения: 14.05.2021.).
5. Народное образование, наука и культура в СССР : стат. сб. / ЦСУ при Совете Министров СССР. М., 1971. 403 (1) с.
6. Народное образование, наука и культура в СССР : стат. сб. / ЦСУ при Совете Министров СССР. М., 1977. 448 с.
7. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики. Екатеринбург : УГЭУ, 2007. 138 с.
8. Образование и наука в Кыргызской Республике : стат. сб. / Нац. стат. комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2014. 311 с.
9. Образование и учеба в Кыргызстане // Edc.kg. URL: https://edc.kg/obrazovanie/edu-history-kg.html (дата обращения: 24.05.2021).