Известия ТРТУ
предметами у гимнасток увеличивается стабильность техники по данным стабилографии в 2 раза, все движения выполняются более энергично, смело, поднимается высота броска, повышается его точность. Рекомендуется работать с асимметрично утяжеленными предметами во время специальной разминки и специального экзерсиса, выполняемых всей группой или индивидуально в паузах между подходами. В подготовительном периоде упражнения с АУЛ выполняются в каждом тренировочном занятии, в соревновательном — 2-3 раза в неделю. Упражнения выполняются сериями по 10 раз (4-6 подходов) в обычных условиях, с закрытыми глазами, в различном темпе, правой и левой рукой.
Стабильность и надежность выполнения соревновательных программ остается наиболее важной на современном этапе развития художественной гимнастики.
, В.Ю. Сосина [2] в результате проведенного эксперимента выяснила, что прирост результата за счет перехода двигательного навыка с одной руки на другую значительней на начальном этапе обучения, это позволяет рекомендовать "симметричное обучение" базовым навыкам как метод, способствующий повышению технической подготовки гимнасток. Вместе с тем, для обучения технически сложным и рискованным элементам, данный метод нельзя считать оптимальным, поскольку в этом случае фактор билатерального переноса становится малозаметен, а обучение таким движениям в обе стороны затягивается. Совершенствование методов обучения и тренировки в художественной гимнастике ведется в самых различных направлениях.
На протяжении многих лет болгарские гимнастки первенствовали во всех видах программы с предметами. У них можно многое позаимствовать. И в первую очередь, доведенное до автоматизма владение предметами, причем как правой, так и левой рукой. Кроме того, следует обратить внимание на "мелкую" технику владения предметами, поскольку различные передачи, переводы, переброски, перехваты, отбивы, перекаты и другие связующие элементы значительно обогащают композицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицкая Т.С., Бекина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике. М.: ГЦОЛИФК, 1982.
2 Сосина В.Ю. Симметричное обучение базовым упражнениям с предметами// Гимнастика, 1983, №1.
3. Лисицкая Т.С., Кокоъидгиги Р.Ш.. Сосина В.Ю. Пути совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами'/ Гимнастика, 1982, №1.
УДК 378.147/515
М.В. Полстяной, С.С. Гарматюк
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ СПРИНТЕРСКИМ БЕГОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПОРЫ БЕГОВОГО ШАГА
Для бегунов на короткие дистанции характерна определенная ритмичность движений, отличающаяся быстрым отталкиванием от опоры и относительно длинной фазой полета. Специальные исследования,
Секция физического воспитания и спорта
проведенные среди подростков и юношей, не занимающихся спортом, показали, что большинство из них при максимально быстром для себя беге производят отталкивание за 150-160 м/сек., а спортсмены-разрядники - за 110-130 м/сек. В то же время встречаются и такие спортсмены, которые по координации нервно-мышечных усилий, специфических для спринтерского бега, заметно отличаются от своих сверстников и демонстрируют время отталкивания, равное 80-90 м/сек. Такие дети по важнейшему критерию правильности и рациональности спортивной техники - ритму бега - мало чем уступают лучшим спринтерам и, следовательно, имеют важные предпосылки для успешной специализации в этом виде легкой атлетики.
Мы воспользовались регистрацией спортивного времени у юных спортсменов в качестве дополнительного критерия оценки их потенциальных возможностей, тем более, что время опорной реакции относится к мало изменяемым в тренировке показателям.
После того, как был осуществлен условный отбор спортсменов на основании данных о темпах прироста физических качеств в первые 1,5 года занятий, у всех юношей с помощью телеметрической аппаратуры было определено время отталкивания при максимально быстром беге на Юме ходу. Повторно такое же тестирование было проведено в конце четвертого года тренировки, когда спортсменам исполнилось 16 лет.
Важно отметить, что после первых полутора лет и после четырех лет занятий показатели темпов прироста физических качеств, так же как результаты в беге на 100 м, были очень тесно связаны с показателями и временем отталкивания.
Руководствуясь приведенными данными в сочетании с показателями темпов прироста физических качеств и результатов в беге на 100 м, тренеры смогут объективнее и эффективнее отбирать бегунов на короткие дистанции.
УДК 378.147/515
Л.А. Судакова, В.Г. Ковалева, С.Н. Салунцова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В настоящее время понятие здоровье включает комплекс факторов физических, технических и социальных, формирующих состояние индивидуального благополучия и комфорта, хотя совсем недавно здоровым считался тот, у кого не было физических недугов. Сохранение и укрепление здоровья - это и жизненная необходимость и нравственный долг каждого человека.
Двигательная деятельность, потребность в движении особенно необходимы работникам умственного труда и так называемых "сидячих" профессий, к которым вполне можно отнести и студентов, которые пребывают в сидячем положении до 10 часов в сутки. Особенно велико умственное напряжение в период различных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.
Поэтому для восстановления необходимо использовать активный отдых в форме спортивных и подвижных игр, плавания, туризма, еже-