Секция физического воспитания и спорта
проведенные среди подростков и юношей, не занимающихся спортом, показали, что большинство из них при максимально быстром для себя беге производят отталкивание за 150-160 м/сек., а спортсмены-разрядники - за 110-130 м/сек. В то же время встречаются и такие спортсмены, которые по координации нервно-мышечных усилий, специфических для спринтерского бега, заметно отличаются от своих сверстников и демонстрируют время отталкивания, равное 80-90 м/сек. Такие дети по важнейшему критерию правильности и рациональности спортивной техники - ритму бега - мало чем уступают лучшим спринтерам и, следовательно, имеют важные предпосылки для успешной специализации в этом виде легкой атлетики.
Мы воспользовались регистрацией спортивного времени у юных спортсменов в качестве дополнительного критерия оценки их потенциальных возможностей, тем более, что время опорной реакции относится к мало изменяемым в тренировке показателям.
После того, как был осуществлен условный отбор спортсменов на основании данных о темпах прироста физических качеств в первые 1,5 года занятий, у всех юношей с помощью телеметрической аппаратуры было определено время отталкивания при максимально быстром беге на Юме ходу. Повторно такое же тестирование было проведено в конце четвертого года тренировки, когда спортсменам исполнилось 16 лет.
Важно отметить, что после первых полутора лет и после четырех лет занятий показатели темпов прироста физических качеств, так же как результаты в беге на 100 м, были очень тесно связаны с показателями и временем отталкивания.
Руководствуясь приведенными данными в сочетании с показателями темпов прироста физических качеств и результатов в беге на 100 м, тренеры смогут объективнее и эффективнее отбирать бегунов на короткие дистанции.
УДК 378.147/515
Л.А. Судакова, В.Г. Ковалева, С.Н. Салунцова СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В настоящее время понятие здоровье включает комплекс факторов физических, технических и социальных, формирующих состояние индивидуального благополучия и комфорта, хотя совсем недавно здоровым считался тот, у кого не было физических недугов. Сохранение и укрепление здоровья - это и жизненная необходимость и нравственный долг каждого человека.
Двигательная деятельность, потребность в движении особенно необходимы работникам умственного труда и так называемых "сидячих" профессий, к которым вполне можно отнести и студентов, которые пребывают в сидячем положении до 10 часов в сутки. Особенно велико умственное напряжение в период различных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.
Поэтому для восстановления необходимо использовать активный отдых в форме спортивных и подвижных игр, плавания, туризма, еже-
Известия ТРТУ
дневной утренней гимнастики, бега и лыжных прогулок. Систематическая, разнообразная, эмоциональная повседневная двигательная активность тонизирует функции нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма и является средством эффективной профилактики умственного перенапряжения и, следовательно, заболеваний.
Соблюдение режима груда и отдыха - важнейшее условие здорового образа жизни. А отдых - это целесообразно используемое свободное время, предназначенное для гармоничного развития интеллектуальных и физических возможностей организма человека.
Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Соблюдение определенного, усвоенного организмом ритма и темпа, — важнейший фактор работоспособности и здоровья. Трудовой ритм задает ритм физиологический, так как нагрузка в определённые часы усиливает обмен веществ, способствует появлению чувства усталости и диктует необходимость отдыха, восстановления сил и энергии.
Рациональное питание - понятие, под которым мы понимаем си держание в пище полноценных белков, жиров и углеводов в определенном соотношении, а также достаточное количество витаминов и микроэлементов.
Необходимо также помнить, что так называемые "вредные привычки" оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на здоровье человека и поэтому избавляться рт них необходимо, если хочешь быть здоровым. .
УДК 378.147/515
М.В. Зуева
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Конкретизация основных задач занятий системой физических упражнений в условиях вуза предусматривает:
1) сохранение и укрепление здоровья, содействие всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
2) профессиональную физическую подготовку с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
3) физическую подготовку в объеме зачетных требований;
4) приобретение необходимых знаний по теории и методике физического воспитания;
5) совершенствование спортивного мастерства.
Физическое воспитание в вузах осуществляется в следующих формах:
1) учебные занятия, как обязательная форма физического воспитания, предусматриваемые учебным планом. На основании данных врачебного осмотра, оценки состояния здоровья и физической подготовленности студенты распределяются для прохождения курса физического воспитания на три группы: специальную, подготовительную и основную. Соответственно создаются три отделения: специальное, подготовительное