Секция физического воспитания и спорта
Секция физического воспитания и спорта
УДК 378.147/515
М.Б. Савченко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ
Говоря о тенденциях развития художественной гимнастики, следует отметить ее зависимость от изменений программы мировых чемпионатов и, в первую очередь, усиления роли техники упражнений с предметами. Выделяются следующие особенности в развитии техники владе, ния предметами:
1) увеличение-разнообразия и трудности способов исполнения бро-сковых элементов на фоне стабилизации их качества;
2) увеличение количества разнообразия и трудности элементов с наиболее тесным контактом движений тела гимнасток и предметов;
3) расширение функций дополнительных и связующих элементов;
4) возрастание роли и оригинальности элементов;
5) повышение роли выразительности выступлений;
6) сбалансированность всех сторон подготовки при высоком уровне каждой.
Значение усиления роли техники владения предметами является главным условием достижения высших спортивных результатов.
В российской школе художественной гимнастики имеется сложившаяся система "беспредметной" подготовки гимнасток, которая в своем опыте опирается на многолетнюю практику балета. Почти каждое учебно-тренировочное занятие на всех ступенях спортивного мастерства начинается с классического экзерсиса у опоры, на середине [1].
Несколько иначе обстоит дело с "предметной" подготовкой. На наш взгляд, еще не до конца выработана стройная система подготовки с предметами от "новичка" до высших ступеней мастерства, которая бы разносторонне готовила гимнастку к работе с ними, давала бы канву в поиске новых оригинальных элементов, позволила бы свободно владеть предметами.
На первых порах применение экзерсиса с предметами составляет основное содержание предметной подготовки, в дальнейшем более сложный экзерсис способствует развитию и поддержанию "чувства предмета” и тем самым является важным моментом в управлении подготовкой гимнасток высокого класса,' в создании новых оригинальных элементов и композиций. Однако с повышением уровня соревновательной деятельности гимнастки на первое место встает вопрос о стабильности и надежности выполнения упражнений с предметами в условиях соревнований. Предлагаются различные способы повышения надежности техники владения предметами: использование в учебно-тренировочном процессе асимметрично утяжеленных предметов (АУЛ) с утяжелением не более 15 % от их стандартного веса. После перехода к работе с обычными
Известия ТРТУ
предметами у гимнасток увеличивается стабильность техники по данным стабилографии в 2 раза, все движения выполняются более энергично, смело, поднимается высота броска, повышается его точность. Рекомендуется работать с асимметрично утяжеленными предметами во время специальной разминки и специального экзерсиса, выполняемых всей группой или индивидуально в паузах между подходами. В подготовительном периоде упражнения с АУЛ выполняются в каждом тренировочном занятии, в соревновательном — 2-3 раза в неделю. Упражнения выполняются сериями по 10 раз (4-6 подходов) в обычных условиях, с закрытыми глазами, в различном темпе, правой и левой рукой.
Стабильность и надежность выполнения соревновательных программ остается наиболее важной на современном этапе развития художественной гимнастики.
, В.Ю. Сосина [2] в результате проведенного эксперимента выяснила, что прирост результата за счет перехода двигательного навыка с одной руки на другую значительней на начальном этапе обучения, это позволяет рекомендовать "симметричное обучение" базовым навыкам как метод, способствующий повышению технической подготовки гимнасток. Вместе с тем, для обучения технически сложным и рискованным элементам, данный метод нельзя считать оптимальным, поскольку в этом случае фактор билатерального переноса становится малозаметен, а обучение таким движениям в обе стороны затягивается. Совершенствование методов обучения и тренировки в художественной гимнастике ведется в самых различных направлениях.
На протяжении многих лет болгарские гимнастки первенствовали во всех видах программы с предметами. У них можно многое позаимствовать. И в первую очередь, доведенное до автоматизма владение предметами, причем как правой, так и левой рукой. Кроме того, следует обратить внимание на "мелкую" технику владения предметами, поскольку различные передачи, переводы, переброски, перехваты, отбивы, перекаты и другие связующие элементы значительно обогащают композицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицкая Т.С., Пекина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике. М.: ГЦОЛИФК, 1982.
2 Сосина В.Ю. Симметричное обучение базовым упражнениям с предметами// Гимнастика, 1983, №1.
3. Лисицкая Т.С., Кокоишили Р.Ш.. Сосина В.Ю. Пути совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами'/ Гимнастика, 1982, №1.
УДК 378.147/515
М.В. Полстяной, С.С. Гарматюк
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ СПРИНТЕРСКИМ БЕГОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПОРЫ БЕГОВОГО ШАГА
Для бегунов на короткие дистанции характерна определенная ритмичность движений, отличающаяся быстрым отталкиванием от опоры и относительно длинной фазой полета. Специальные исследования,