.ТЕОРИЯ
Виталий Сапёлкин
заместитель начальника управления предварительной экспертизы Национального центра интеллектуальной собственности
Прогнозирование инновационного развития субъектов хозяйствования
Основные положения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг. нашли отражение и в новой концепции на 2011—2015 гг., разработанной Государственным комитетом по науке и технологиям. При формировании соответствующих отраслевых и региональных программ целесообразно использовать научно обоснованные модели и методы прогнозирования, ориентированные на технологии пятого и шестого технологических укладов. При этом первостепенной задачей является обеспечение устойчивого экономического роста и высокой конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Можно выделить два базовых подхода к прогнозированию:
• изыскательский, основанный на анализе развития конкретных видов материального производства, изучении внешних и внутренних условий, деятельности конкурентов;
• нормативный, базирующийся на определении целей и задач развития производства.
Реальная практика демонстрирует необходимость их интеграции для сокращения ошибок и неоправданных издержек при реализации инновационных программ и проектов.
Среди различных моделей, которые могут быть использованы для прогнозирования, следует выделить:
• адаптивную — разработка и реализация стратегии развития предприятия в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка на основе существующего производственного потенциала. Данный подход используется при наличии гибких технологических линий, например, в сфере переработки сельскохозяйственной продукции или при выпуске предметов широкого потребления. Отметим, что переход на изготовление частично обновленных изделий не требует больших финансовых затрат;
• креативную — создание наукоемких, высокотехнологичных производств, предусматривающую внедрение автоматизированных систем управле-
ния. Эта модель может найти применение на предприятиях, где активно внедряются новейшие технологии — нано-, био- и робото-, информационные, — микроэлекроника и др. Однако для ее реализации требуются значительные финансовые ресурсы, государственная поддержка, что возможно в крупных производственных и научно-производственных объединениях, холдингах, а также научно-практических центрах НАН Беларуси, субъектах инновационной инфраструктуры, созданных на базе отраслевых министерств и ведомств, региональных кластеров; • монетарную, в основе которой — получение прибыли, причем главным критерием отбора инновационных программ является их коммерческая эффективность. Зачастую при этом не в полной мере учитываются долгосрочные цели развития предприятия, реализация венчурных проектов.
Изучение реальной практики формирования программ инновационного развития показывает, что, как правило, они
ИННОВАЦИИ
составляются без должного применения научных методов технологического и экономического прогнозирования. В большинстве случаев предприятия заимствуют или совершенствуют технологии, анализируя опыт конкурентов. При этом использование собственных НИОКР или внедрение разработок соответствующих отраслевых, академических, вузовских научно-исследовательских институтов и центров носит не всегда системный характер. Еще больше затруднений возникает при разработке прогнозов комплексной модернизации предприятий. В связи с этим появляется необходимость описания наиболее современных методов технологического прогнозирования.
Простыми и достаточно результативными являются экспертные методы прогнозирования, которые эффективны при высокой компетентности и информированности экспертов. Их работа должна осуществляться по определенному алгоритму, а оценка — быть объективной и ранжированной. Один из самых распространенных подходов — «мозговой штурм», включающий три основных этапа: генерацию предложений, отбор идей, определение путей их реализации. Целесообразно использование различных методов прогнозирования и систематический мониторинг инновационного развития, производственной инфраструктуры предприятий, оценки эффективности функционирования техники и оборудования. Для обеспечения большей достоверности оценок экспертов можно применять метод Делфи. Он предусматривает автономную работу экспертов, многоэтапность, полную информированность о мнениях других членов группы и применение статистического анализа результатов. После формирования предложений производится повторная генерация идей и уточнение оценок для выбора наиболее перспективных моделей развития.
При прогнозировании также могут использоваться описательные методы —
морфологический, «дерева целей», аналогии и разработки сценариев. Первый метод предусматривает формирование возможных вариантов развития технологии и отбор тех, которые характеризуются наивысшими показателями эффективности и качества. Для этого разрабатывается морфологическая матрица, включающая основные элементы технологического процесса и характеристику возможных вариантов его развития. Метод «дерева целей» позволяет определить важнейшие его составляющие. Обычно выделяют три базовых его вида: описательный — создание общей структуры элементов, их ранжирование и иерархию; альтернативный — формирование вариантов инновационных процессов, нормативный — реализация конкретных целей технологического развития предприятия. Метод аналогии состоит в проведении сравнительного анализа динамики технологических процессов.
Метод перспективных сценариев используется для учета внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие производства, и включает в себя прогноз социально-экономического состояния региона или отрасли, конъюнктуры рынка, факторный анализ технологического развития, наличие высококвалифицированных кадров и т.д.
Важное значение в прогнозировании имеют статистические методы, например метод динамических рядов, который может быть применен для описания изменений параметров производства — выявлении тренда, характеризующего долговременные тенденции и постоянно действующие факторы. Широкое применение получают корреляционно-регрессионные модели, позволяющие установить характер и степень влияния различных параметров на изучаемые показатели и факторы.
На основе анализа тенденций и процессов комплексной модернизации различных отраслей национальной экономики
можно определить основные приоритетные направления инновационного развития субъектов хозяйствования с учетом их поэтапного перехода на пятый и шестой технологические уклады:
• энергетика — развитие атомной энергетики, внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий, диверсификация источников энергии, активное использование нетрадиционных, возобновляемых, местных источников;
• машиностроение — создание высокопроизводительных многофункциональных машин, новых моделей большегрузных автомобилей и сельхозтехники, автобусов, трамваев, троллейбусов повышенной комфортности, базовых компонентов, в том числе двигателей, отвечающих требованиям стандартов «Евро-4» и «Евро-5»;
• микроэлектроника и информационные технологии — производство светодиодной техники, лазерно-опти-ческого оборудования, радиоэлектронных цифровых устройств, использование субмикронных технологий, технологическое освоение околоземного космического пространства в соответствии с национальной космической программой;
• легкая промышленность — техническое перевооружение станочного оборудования, создание специализированных предприятий, выпускающих упаковку, внедрение автоматизированных систем управления, международных стандартов качества, развитие товаропроводящих сетей на внутреннем и внешнем рынках;
• агропромышленный комплекс — современные высокотехнологичные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, выпуск экологически чистых продуктов питания, селекция и создание новых сельскохозяйственных технологий;
• химическое и нефтехимическое производство — поэтапная комплексная модернизация предприятий по глубокой переработке нефти и производству калийных удобрений, освоение
56
НАУКА И ИННОВАЦИИ №10(92)_2010
ТЕОРИЯ
новых нефте- и газовых месторождений и других полезных ископаемых в зарубежных странах на основе международных договоров;
• архитектура и строительство — переход на евростандарты в проектировании и строительстве, строительство энергоэффективных объектов, повышение качества, снижение затрат и сроков строительства;
• производство материалов — комплексная модернизация металлургической отрасли, создание новых композиционных материалов, антикоррозийных покрытий, высокоэффективных отделочных материалов, разработка и внедрение новых технологий обработки натурального сырья;
• медицина и фармакология — производство отечественных лекарственных и лекарственно-диагностических препаратов нового поколения, создание медицинской лазерной техники и технологий;
• связь и информационные коммуникации — построение магистральных и внутризоновых волоконно-оптических линий связи с применением систем SDH, DWDM, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем, переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, организация высококачественных дополнительных услуг, развитие цифровой сотовой подвижной связи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения, внедрение современных систем широкополосного радиодоступа;
• транспорт и коммуникации — модернизация подвижного состава, транспортных объектов и коммуникационных систем в соответствии с мировыми стандартами, создание сети логистических центров, автоматизированных систем управления, таможенного и приграничного контроля, учета перемещения грузов, интеграция в международные транспортные системы;
• наука — концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научной и научно-технической деятельности по формированию технологического
уклада пятого и шестого поколения, разработка крупных национальных проектов, создание современных наукоемких технологий в различных отраслях производства, высокотехнологичных конкурентоспособных предприятий; научное сопровождение Государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь, а также других важнейших республиканских, отраслевых и региональных проектов;
• образование — создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров, использование интерактивных методов обучения, внедрение систем менеджмента качества, создание на базе вузов объектов инновационной инфраструктуры, научно-производственных кластеров, обеспечение признания дипломов в других странах;
• спорт и туризм — развитие спорта высших достижений, массовых и перспективных видов спорта и туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного, формирование развитой туристической инфраструктуры, продвижение национального туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, переход на мировые стандарты качества туристических услуг.
Важную роль в формировании инновационной экономики, развитии субъектов хозяйствования, как показывает мировой опыт, играют научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, информационно-аналитические, научно-производственные, научно-практические, консалтинговые и маркетинговые центры, инновационные фонды, в том числе венчурные, а также специализированные научно-технические библиотеки и др.
В Беларуси сложилась следующая инновационная инфраструктура: Парк высоких технологий, резиденты которого специализируются в области информационных технологий и программного
обеспечения, 10 научно-технологических парков (технопарков), Белорусский инновационный фонд, 9 бизнес-инкубаторов, 24 центра трансфера технологий, включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные филиалы, 5 инновационных центров, 56 научно-производственных и научно-практических центров, 10 информационных и маркетинговых центров, 476 научно-технических библиотек. Дальнейшее развитие этого комплекса должно быть всецело подчинено целям и задачам комплексной модернизации, в связи с чем необходимо увеличивать взаимодействие субъектов инновационной инфраструктуры с реальным сектором экономики.
Важную роль в инновационном развитии отраслей и регионов страны может играть Национальный центр интеллектуальной собственности, который располагает информацией о новейших разработках отечественных и зарубежных ученых, о патентах на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Центр вправе оказывать необходимую консультативную поддержку республиканским и местным органам государственного управления, субъектам хозяйствования, юридическим и физическим лицам при подготовке инновационных проектов и программ. Центр сотрудничает со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что позволяет получить достоверную информацию о мировых достижениях в области науки, техники и производства.
Использование современных моделей и методов прогнозирования инновационного развития субъектов хозяйствования является важным условием комплексной модернизации реального сектора экономики, выхода отечественного производства на качественно новые технологические уклады, повышения его конкурентоспособности.