>S S
S
а
s
и
СОЕДИНИТЕ ЗНАНИЕ И ТРУД, ДАЙТЕ ЗНАНИЕ ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ ИЗВЛЕКУТ ИЗ НЕГО ВСЮ ЗАКЛЮЧАЮЩУЮСЯ В НЕМ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОЛЬЗУ, И ВЫ УВИДИТЕ, ЧТО БОГАТСТВА СТРАНЫ И НАРОДА НАЧНУТ УВЕЛИЧИВАТьСЯ С НЕВЕРОЯТНОЙ БЫСТРОТОЙ.
ДМИТРИЙ ПИСАРЕВ
ИНСТИТУТ МЕХАНИКИ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ СИСТЕМ ИМ. В.А. БЕлОГО
нан Беларуси
27-30 июня 2011 г., Гомель
Тел.: (+375 232) 77 46 26, Факс: (+375 232) 77 52 11
http://mpri.org.by
E-mail: [email protected]
_ V
Инновационные горизонты Беларуси
Строительство новой инновационной Беларуси во многом опирается на два основополагающих документа - реализованную в прошлом году Государственную программу инновационного развития на 2007-2010 гг. и новую, формируемую на 2011-2015 гг. Это грандиозные народнохозяйственные планы развития страны, охватившие практически все отрасли экономики - от атомной энергетики до производства медицинского инструментария. О том, какой спектр инициатив удалось претворить в жизнь и что предстоит сделать в ходе осуществления новой программы, рассказывает председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Игорь ВОЙТОВ.
- Игорь Витальевич, недавно подведены итоги реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Удовлетворительны ли результаты ее выполнения?
- Основные достижения программы стали тем фундаментом, на котором будет строиться наша дальнейшая работа. Выполненные в ее рамках около тысячи проектов обеспечили выпуск принципиально новой и инновационной продукции на сумму около 15 трлн руб., значительно вырос ее объем. Создано около 14 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, введено в эксплуатацию около тысячи производств, снизился износ
основных фондов, увеличилось количество предприятий, сертифицированных по Международной системе качества и управления. Под эгидой ГКНТ были реализованы совместные инвестиционные проекты, среди которых организация производства химических средств защиты растений в ООО «Франдеса», пенополиуретана и изделий с его использованием в свободной экономической зоне «Могилев», плодоовощного пюре в ОАО «Ельский консервный завод», мебельного производства в СООО «ЗОВ-Плита», модернизация мощностей в ОАО «Брестское пиво» и СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар». Значительное внимание ГКНТ уделял привлечению частного бизнеса для реализации инновационных проектов в рамках программы. К ним относятся расширение производства сельскохозяйственных машин и механизмов на ЧПУП «Мозырьагросервис», создание предприятия по выпуску водогрейных котлов на твердых видах топлива в ООО «Меркурий», организация производства парафинированных топливных брикетов на ЧПТУП «Региональная экологическая компания» в Островецком районе, а также труб из сшитого полиэтилена, ПИ-труб, ПЭ-труб и фитингов в ОАО «Модуль».
- В настоящее время ГКНТ совместно с госзаказчиками формирует новую программу на 2011-2015 гг., в рамках которой будут продолжены работы по инновационному строительству. Каковы ее задачи?
СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
- Они поистине амбициозны: обеспечение достижения главного приоритета республики - вхождение в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и решение важнейших задач по сбалансированности всех ее отраслей, значительному, в 2,2 раза, росту экспорта, трехкратному увеличению объемов экспорта высокотехнологичной продукции, формированию положительного торгового баланса, решению вопросов импортозамещения.
К 2015 г. планируется достичь основных показателей развития научно-технической сферы и научно-технологической безопасности республики: довести удельный вес инновационной продукции промышленными организациями до 20-21% от общего ее объема, долю инновационно активных предприятий в промышленном секторе - до 40%, внутренние затраты на науку - до 2,5-2,9%) к ВВП, численность работников, выполняющих исследования и разработки, - до 37-40 тыс. человек.
- Доработка и принятие каких законодательных актов необходимы, чтобы обеспечить ускоренное развитие инновационной деятельности в стране и охрану прав на объекты интеллектуальной собственности?
- В этой связи актуальна работа по подготовке проекта Закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Он определит правовые и организационные основы этих двух составляющих, обеспечит построение единой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы управления инновационной работой, а также будет способствовать созданию условий наибольшего благоприятствования для нее. В развитие данного закона следует принять пакет законодательных актов, предусматривающих внесение изменений и дополнений во многие имеющиеся документы. Так, упомянутый проект нуждается в согласованности с Законом «Об основах государственной научно-технической политики» и разграничении сфер действия этих законов. Требуются также коррективы в Гражданский кодекс Республики Беларусь в части более четкого регламентирования отношений по использованию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ между заказчиком
и исполнителем, в Налоговый кодекс - по
предоставлению налоговых льгот организациям, выпускающим и реализующим высокотехнологичные и инновационные товары, работы, услуги. Следует исключить нормы, дублирующиеся в проекте и Указе Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №495».
В коррективах нуждаются и нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 г. №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Они касаются понижающих коэффициентов за арендуемые площади. Для субъектов инновационной инфраструктуры - технопарков, центров трансфера технологий, научных организаций, юридических лиц, у которых доля услуг в области исследований и разработок в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема производства, он будет равен 0,1; для предприятий, выпускающих не менее 30% высокотехнологичных товаров, и резидентов технопарков - 0,5.
Не должен остаться без внимания и Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2006 г. №631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов», требующий дополнений в части создания самостоятельных структурных подразделений по вопросам инновационного развития в указанных органах.
- Для формирования дееспособной и эффективной инновационной системы и благоприятной институциональной среды помимо совершенствования старых нужны и новые законы. Каких правовых основ нам не хватает?
- Существует потребность и в принятии Закона «О коммерческой тайне», который обеспечит комплексное регулирование отношений, связанных с охраной нераскрытой информации, а также будет способствовать устранению существующих противоречий
и гармонизации законодательства нашей страны с законодательством Российской Федерации в этой области. На повестке дня - развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности с учетом международных стандартов, включая Согла-
шение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, и его гармонизация с законодательствами основных геополитических и экономических партнеров республики, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений государств. В этой связи должна быть принята новая редакция Закона «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающая повышение эффективности проводимой государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. Чтобы активизировать предпринимательское творчество и придать новый импульс изобретательству, следует разработать проект законодательного акта, включающего меры по стимулированию новаторства, среди которых - предоставление на конкурсной основе специальных грантов авторам изобретений.
- Нерешенность каких проблем негативно сказывается на становлении отечественного инновационного потенциала и какие факторы сдерживают инновационную активность предприятий реального сектора экономики?
- Инновационную экономику нельзя построить силовыми способами, управление ею должно осуществляться прежде всего с помощью формирования благоприятной среды - экономической, хозяйственной, правовой, налоговой. Административные меры без должного использования рыночных стимулов не в состоянии активизировать инвестиционные и инновационные процессы. Как я уже отметил, и имеющаяся институциональная среда не создает достаточных условий для полного использования уже существующих конкурентных преимуществ республики, воздвигает административные барьеры для предпринимательской активности. Плюс ко всему - слабо развиты фирменная наука, кооперационные связи между научно-исследовательскими институтами и реальным сектором экономики, консалтинговые услуги - консультационные, информационные, юридические и другие - по выводу инновационной продукции на рынок. Больше внимания следует уделять формированию маркетинговых стратегий на предприятиях, вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, технологическому переоснащению производства для выпуска инновационной продукции, проведению экспертиз разработок.
48 НАУКА И ИННОВАЦИИ №6(100) Июнь 2011
- Какие меры будут предприняты для того, чтобы «состыковать» все звенья НИС и продолжить ее создание?
- С этой целью будет открыт специальный Инновационный банк (Инновационно-инвестиционный банк, Банк развития), работающий в особом правовом режиме. Его структура предусматривает наличие системы по обучению менеджменту инновационного бизнеса, прежде всего для малых и средних предприятий, дальнейшее образование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров. При ГКНТ создан общественно-консультативный совет с участием предпринимателей и их объединений. Намечено формирование структурных подразделений в органах госуправления, облисполкомах
и Мингорисполкоме, горрайисполкомах, которые непосредственно должны отвечать за инновационное развитие отраслей и регионов, образование республиканских отраслевых и региональных подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности. К концу нынешнего года предполагается ввести должности официальных представителей ГКНТ и НАН Беларуси в посольствах нашей страны. Кроме того, будет значительно расширена инновационная инфраструктура: созданы венчурные фонды, новые конструкторско-технологические, проектные организации и опытные производства отраслевой и заводской науки, инженерно-технические центры, филиалы университетских кафедр на предприятиях, отраслевые лаборатории в университетах и академических институтах. Упор планируется сделать на совместные научно-производственные центры, сети крупных инжиниринговых компаний, отраслевых и территориальных интегрированных структур - холдинги, кластеры, финансово-промышленные группы с передачей им функций хозяйственного управления от государственных органов.
- Невзирая на наличие механизмов передачи научно-технических разработок в производство, по-прежнему остается не до конца решенной проблема реализации полного инновационного цикла. Как, по-вашему, следует усовершенствовать этот процесс?
- Для этого нужно модернизировать экономику на основе технологических инноваций, обеспечить благоприятную
институционально-правовую среду, перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, обеспечить взаимодействие всех ее элементов - научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, повысить их инте-грированность и эффективность. Следует акцентировать внимание на развитии инновационного предпринимательства, финансовой инфраструктуры, институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации научных результатов, создании мотивационного механизма инновационной деятельности. Во главу угла надо поставить и кадровые вопросы - осуществлять подготовку инновационных специалистов, владеющих системой новейших знаний и отличающихся глубоким пониманием технико-экономической динамики в целом.
- С учетом глобальных тенденций развития каким перспективным направлениям науки и техники будет отдано предпочтение в новой пятилетке?
- Это энергетика и энергосбережение, агропромышленные технологии и производства, промышленные, строительные, химические, информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии, медицина и фармация, новые материалы. Будущее - за отраслями, относящимися к V и VI технологическим укладам: индустрии нано- и биотехнологий, авиакосмической, фармацевтической
и микробиологической промышленности. На особом учете обороноспособность и национальная безопасность, рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций.
- Характерной тенденцией современной экономики является стремительное внедрение буквально во все ее сегменты информационно-коммуникационных технологий. Какая роль предписана им в следующем пятилетии?
- Перспективные ИТ и аппаратно-программные платформы - основа V-VI технологических укладов, развитию которых в республике дан зеленый свет. Стратегической целью этого направления является превращение ИКТ в одну из ведущих сфер народнохозяйственного комплекса, долю которой в ВВП к 2015 г. необходимо довести до 10% Предусматривается, что темпы роста отечественного рынка информационно-
коммуникационных технологий превысят средние показатели по экономике в 2-3 раза и Беларусь станет заметным экспортером информационных технологий и программного продукта. Ставится задача внедрить CALS-технологии на всех крупных производствах республики, охватить к 2015 г. клиники страны на 90Уо телемедицинскими системами для удаленных консультаций. К тому же предусматривается разработка ERP-систем, направленных на управление ресурсами организаций, технологий и систем обработки данных и мультимедийной информации, ее хранение, передачу и защиту, развитие интернет-технологий Future Internet, распределенных вычислений и систем. Компьютерные технологии и интеллектуальные системы прочно закрепятся в экономике, медицине, биологии, социальной сфере, государственном управлении, обороне, образовании и на транспорте. Резко повысится уровень автоматизации работ банковского сектора, транспорта, налоговых и таможенных служб и государственного аппарата управления. Будут разработаны средства контроля параметров систем и средств связи и телекоммуникаций, технологии радиочастотной идентификации, системы квантовой криптографии на одиночных фотонах.
Получит новый импульс развитие деятельности в области космических исследований. Будут созданы условия для взаимовыгодного использования российской глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», развития производства средств космической связи. Совместно с российскими партнерами будут разработаны космические аппараты для дистанционного зондирования поверхности Земли. Параллельно будет формироваться наземная инфраструктура для управления полетом белорусского спутника. Прием, обработка, распространение и продажа пользователям полученной информации будут сосредоточиваться в автономном комплексе управления Белорусской космической системы, создание которой начнется в ближайшее время. Развитие промышленности высоких и космических технологий станет важнейшей структурной составляющей отечественной экономики и обеспечит старт страны в инновационное будущее.
Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ