УДК 338.212.1
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ:МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Г. А. Яшева
Витебский государственны й технологический университет, с. Витебск, Республика Беларусь
Липеттпиг В постиндустриальных экономиках новым ресурсом развития являются партнерские отношения бизнеса, власти, пауки и обрпзовпшш, вслсзствпе которых ускоряется происсс генерации поошеств п внедрения инноваций. Цслыо настоящей статьи яоитось обоснованно методологии государ ственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Беларуси. Проведен анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь, который показал невысокпо инновационную активность и недостаток средств на ннновацпп. Разработаны теоретические основы государственно-частного партнерства в инновационной сфере, включая определение ГЧП в инновационной сфере, его цели и принципы, формы и модели ГЧП в инновационной сфере. Раскрыты механизмы государственно-частного партнерства в инновационной сфере по стадиям инновационного пнкла: партнерство в образо-кэннн, сшдолничрп ко к и»>чнк1\ ш:г.1иди№1ни11\ и |м{||;1Ш11к»\, пицу шнчеп кп к иньнпшцижн н! дни-ie.ibHOi.Ju, со!р>шшчеыви в цынсфере кмни.ниий, 1.члр>_1Н11чечви ь ириизьодиве иннив;шионний при-
дукшш. Прел.южены направлении формирования iipaiemn i uc> ja|ji i шиши-чаа huí и дьцлнерсша в ин-
Н(ЖЛ1(1НЖИ(|П (l[lP|lf> Pfl'llt íí. I llk'll Bp.lHJiyrh, мримнненир kllllJIblX \(ЬГ<>£1111 IPRHIhl tui(ll J.IKHII-
экономического развития ia счет дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры; повысит эффективность использования бюджетных средств за смет привлечения частного сектора; активизирует инновационное развитие страны.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации. инновационное развитие экономики, стратегия, кластер.
I. ВВЕДЕНИЕ
D условиях формирования «новей экономике» традиционные подходы к управлению инновационной деятельностью. ориентированные на нарашкваннс материальных Оляг к накопление предприятием только метерн-елъных актнвоЕ. не могут соответствовать происходящим изменениям (глобализации. усилению конкуренции, развптшо сетевых структур), а должны дополняться nontis: подходом оспооашшм па стимулировании парт nepeiaix отношении в развипш пауки и образования
Неотъемлемым условием качественного экономического роста на инновационной основе является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти Характер этих отношений проявляется в институте государствешю частого партнерства (public private partnership - англ.) Значение мекаишмоо государственно частного партнерства в решешш задач шшовациогшого развития экономики страны, подзерж *_и предпринимательства признано в Республике Беларусь на государственном уровне б ряде директив Президента н в государственных программах [12, 19, 21]. В Законе Республики Беларусь :<0 государственно-частном партнерстве* [14] не определены особенности отношении государственно-частного партнерства в инновационной сфере и механизмы его практической реализации.
Теоретические основы ГЧП разработаны в трудах зарубежных ученых (К. Клнффгон. Дж. Гамильтон. А. Смит. Джнзнг Фенг, Д Джеффри. Р Асади, А Говкрсфг, В.Г.). российских исследователей (В. Г. Варнавскни. JLC. Плакнткина. С.О. Бочков. В.Н. Носкова. Б. П Симонов. Г. П. ЕСургиов, M А Дерябина и др. В Республике Беларусь вопросы методологии отношений государственно-частного партнерства исследуют Е. П. Бор-ушко. И.В. Новикова. ЕА. Дадеркина, ПТ. Никитенко. C.B. Лакевекнй. СИ. Мазоль, В.М. ЕСраеовский. О. А. Тем-
НИМКИЯ И ВмГСЛГ f 1ГМ |1И <I»/Hl(TIK¡1 ИНГГК1уЦИПНН.1К*-К1Х МГХИНШМОК IX* уД/ЦК1КГНН«»-Ч/»[-|Н1»1с1 1Ир1>Г|К'11« к
инновационной гфере с учетом специфики инновационного цикла и особенностей белорусской модели экономического рачвития недостаточно опогнорянчо прогагежинаелгя r предыдущих исследованиях
Учтынян лк1уи.1кнси-гк и нгдопитчнут пгигик риг^мГнпяншкпи исханкшик г<к-уди]х:гкгнно-час*.1Нот ii3ipiHC*]>:-i>ui н иннежиционнпй сфгрг, цглмо кн тшцги пигки чкилогь мГюгноканис* мгшдшки ии пк:у,едкггкгн-нп-чиггнош nnpi нерп ни к инникнципнном ]К14нн1ин HiMiuHtH Бгли^си Д:к 1и#.гниг чти |гли щ:гдти1а:лг| решение следующих задач:
а провести анализ инновгшненней деятельности в Республике Беларусь:
а определить сущность и специфику государственно-частного партнерства в инновационной сфере: а обосновать направления формирования стратегии государственно-часгного партнерства в инновационном развитии экономики Республики Беларусь.
Анализ инновационной деятельности в РеагуЬяике Беларусь Наиболее популярными оценками инновационной деятельности стран являются 1 лобальный индекс ннно-ваций (The Glooal Innovation Iixlex - GIT) и Индекс Киповапноппого Европейского табло - Innovation Union Scoreboard (lUS). .lo оценке международной бизнес школы INSbAL), Республика Беларусь по 1 лобальному ни дексу пппсваций в 2014 г. заняла е место из Mi х стран по дединам \И\. Анализ факторов пшювацпн в коп тексте Глобального индекса инноваций 2014 г. показал, что наиболее слабые позиции страны в оценке институциональной среды Общая оцешеа институтов шшоваииоиного развития - 105 раиг нз 113 [27]. Некоторые показатели, такие как Сотрудничество: уп:терс:гтет промышленность* ; «Государство и кластерное развитие» полечены на основе опроса экспертов В обследовании GII 2014 г для Беларуси ответы на эти вопросы не получены. Эго свидетельствует о низком уровне сотрудничества н кластерного развитая в Республике Беларусь.
В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования экономических систем (организации, объединений, региональной н национальной экономики) Анализ показателей инновационной активности экономики Республики Беларусь представлен на рис. 1.
В целом показатели инновационной активности Беларуси за пернод 2003-2014 гг. нмею1 неоднозначную динамику В частности, в период с 2009 г. по 2012 г. наблюдалась положительная динамика по всем показателям инновационной активности Беларуси. При этом с 2013 г. наметился некоторый спад, который продолжился
И К /014 I 7VlK. К ?014 I llil |"}]ИКНГНИК» Г прг/иинткующим К1Д11М НЛП.1К1Д<1Л(К К ГИК}Е1111ГНИГ К(1.ЖЧГ( ГКИ инноки-iimiHHiHiKiHHHMX <ipi нничи дий (нл гдинии) и дсюггшчн» |r<i,ot" ; ни*гниг удгльнпи! мч и омру жгннпй ин-
ночяциокилй продукции (на Í 9пп); доля иннояагщонно-активных организаций снизилась на 0Я и п В 2014 г
по срлзнению с 2005 г. число инновационно-активных организаций промышленноета возросло на 65 единиц, доля ппнооацноипо аггпопых организации - на 6,8 процелпгых пункта; при этом ctohi отмепгть спнжешге удельного веса отгруженной инновационной продукции на 1,3 процентных пункта
25 20
£
I"
0
2С05 г. 2009 г. 2С10г. 2011г. 2012 г. 2013 г 2014 г. 1Н шшивашшшю-актшшых opi ллшллш в оОшс.м числе обсцсдцианныч opi лючлиал цро.уыш.сшюсги
вгггвдо.
I I Удельный вес отгружеввой нннозадноннон продукции з сЬщем объеме отгруженной продуктш
промышленности. % —1'Чнслэ инновационно-активных организаций промышленности, сл.
Рис. 1. Показатели инновационной активности экономики Республики Беларусь за 2005-2014 гг.
Источник: составлено по данным [15, с. 56; 16, с. 76].
Вижнгйшии иика:<!г1глгм ха])нк1^:и:<укиг,ии инниниционног ]и«игиг. ямигия урокгнк нннсмцжшшпи (удельный вес организаций. осуществлявших технологические инновации, в общем числе организации промышленности). Этот показатель з Беларуси в 2011 г составил 20,9 % (рис. 2). что соответствует нижнему перо гу уровня ннновацяк по данному параметру в группе так называемых «догоняющих стран» и сопоставимо с аналогичными показателями в Слгтаакии (19,7 %), Лятпии (19 1 %), Литве (1Я 9 %), Венгрии (16,4 %) и ТТпллпе (16Л %). кширые шуошны на рис. 2.
6Э * 50 8 40
(Л
1 зэ
I 20 >• 10 о
5 5 И i i Iè*
< ¿ * о
- ££
ч = ^ = ^ - ¿ o z» a с x
— os — ' O ç" C. v » >i •» — о С L_
— • p © — - ? '
O
■j. —
i
I Й 2 .5 ■ £■ s*
i X Sí
Рис. 2.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические ииповацш!, в общем числе организаций промышленности, 2014 г. (фрагмент) Источипк: составлено по даоплм 116, с. 1311.
Анализ инновационной деятельности в Республики Беларусь показал ее невысокие результаты. Дале? был пргтедря анализ источников финянгирояани* инноваций
Статистика свидетельствует о том. что большую долю в структуре источников финансирования инноваций занимают привлеченные средства (37 %). которые включают кредит и займы (25,9*/э): а также средства ино-
(ТфНННМХ ИНКГ(-|ЩК»К кклк)чг1> ИН1*1рнныг КрГДИГЫ И ЧИЙМЫ (11.1%) С". ^1] СоПСГГКГННЫХ СрГДПК ни ин-
нокяцигнныг просты у ■ргдприми'.й нг хклглп Б 7014 году ир| лнт.тий нг имгло гиСктгкошмх «(*»-
ршьых 11»ГД["1н [23 Г 160] К*и-)|]|фи1^игн1- <)ГмЧ-|1гч(гннск7ги с1>(м~1 кснными <><к;]к11ны\ж ¡-ргдпклми н целом 1111
реальному сскхиру снизился с 19.3 в 2013 1. до 12.4 в 20141. [23. е. 145].
Сушеетвукмиие сеходня в Беларуси источники фкнансирст$ ания и.-1но^си_ил (практически на люсой стяни их возникновения и развития} не отличаются разнообразием, немногочисленны и скудны Основным исгочнк-еом финансирования инновации з промышленности были к остаются собственные средстза предприятий Использование предприятиями собственных средств проксхолнт не потому что таких средств достаточно, а петому. что других источников мпло нлн нх сложно получить.
Как показывает мировой опыт, одним кз эффективных методов экономического стимулирования иннсвацн-онной деятельности яелясгся государетзекно-частное партнерство (1 411) в сфере науки и инновационной деятельности, оосспсчнвающсс взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных нсслсдсваннй. коммерциализации научно-гсхшг-сскнх разработок н технологий до протзодства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Ио-.ттие государственно иастнооо партнерства о инновационной сфере 1. . ермш! «государственно частое партнерство» (. 411) появится о начале У0 х гг. XX в. и связан, глав пым образом, с «британской моделью)- ГЧП. В .992 г. правшельспю Д Мейджора объятию о г. и. «частной финансовой шнщнат1ше>' (РпуаГе Ртапсе ЬнЬаИуе - РП). которая представляла собой модергашроваппую коодепцшо управдеши госсобственностью. Суть РБ1 состояла б том. чтобы в рамках договоров и соглашешш о государственно-частном партнерстве передал, частному сектору функции финансирования (строительства, реконструкции. эксплуатации, управления н т. п.) объектов социально-культурной н производственной инфраструктуры. находящихся в государственной собственности [26]. Данное кардинальное изменение системы государственного управления в Великобритании повлекло за собой существенную трансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса.
Наиболее точные характеристики ГЧП содержатся в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Мирового байка и Европейского союза. Все онн сводятся к следующим тезисам
Государственно-частное партрерстзо - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и прганияаций публичной лтагтч и губке*—оч тредпринимателягтиа в отношении объектов находящихся я гфере непосредственного государственного интереса и контроля [9 с 46]
Отношения государственно-части это партнерства мог>ч реалнзовываться в различных сферах деятельности: транспорте, коммунальном хозяйстве, энергоснабжении, связи и телекоммуникаций, здравоохранении, обраэо-кинии кул муре*. |уричме и сицггр, епци-шьном о(клужик;1нии научной, ниунн(к1гхничн:кин
СпГЦифичЯ иннлкяционной дш1г1ьн(Х'ГИ №1|иИ,1(М№Г1 (ггигчггтк нл |]Х1}ХММ и модели I Ч. I к инноклционной сфере.
Особенность инновационною процесса состоит в высоком риске и больших первоначальных затратах на льиокную деятельность. а также во взаимосвязи различных с киши ннковлиноннои процесса. таких, как ой^имоклниг НИОТСР снкг(~1И!|И()нн>1и дгм1г-лкн:к:гк. флнгфер иннониций ироичкодггнп, гпыг и оСх'лужингшж* инновационной продукции.
Отношения государственно-частного партнерства в инновационной сфере имеют отличительные особенности. которые можно классифицировать по следующим признакам (табл. 1).
Р1П в иннобсщионкой сфере это совокупность органнзационно-празевых отношений к действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей инновационного развитая на макро региональном и мнкроуровне посредством реализации проектов н программ в инновационной сфере.
В инновационной сфере типология государственно-частного партнерства нмеет некоторую специфику, которая рассмотрена в работе автора [24].
Фор.игии, ГЧП о тгаовациониои сфере могут быть: копцесспоппый договор, инвестиционный договор, со глаптеппе о го сударе тзеипо частном партнерстве.
Модель Г1111 в инновационной с<Ьере конкретный проект 1411. возникший в результате законной н прозрачной процедуры отбора соответствующих участников ГЧП со стороны частного бизнеса для решения кос: крепплх проблем в ииповациоппой сфере и папраплешша па решение частных задач ипповациоппой полштпеи Республики Беларусь. Такими задачами могут быть проекты создания следующих объектов шшовациошюй инфраструктуры: ннновацнонно-технологическнн центр, технопарк, региональный венчурный фонд с государственным участием, научная лаборатория, опытное производство и др.
ТАБЛИЦА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЧП D ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
К.|1ис:сификици1>ннк1н признаки 1 Цель Характеристика ГЧП о инновационной сфсрс Технологическая модернизация, создание конкурентоспособной экономики и переход к инновационному пути развитая
2 Задачи Организационные.:
— Khini j) формы и модели кчиимошношений го^уд^хткеннот и чж гншо irniv
рок экономики
- выбор механизмов государегаенно-частного партнерства;
- определение последовательности этапе® организации государственно- частного
партнерства.
- разграничение полномочии и ответственности участников проекта государствен
по частного партнерства.
Экономические;
- почрогьи- индивидуальных мадшги фин-шсирокянин прпектк к микигимопи oí
Д01 ОНОреНН1Ч1 ей
- проведение активной иолитакн занятости в регионе, з котором реализуется инно-
вационный проект ГЧП;
- создание органа управления проектами ГЧП в инновационной деятельности эко-
номических субьектов;
проведение структурной политики.
Законодательные:
-принятие:«<К1жи «О тгуда^хшенно-ч/ч-; ном ии]лне]к:«ке».
- зацепление механизмов ГЧП на законодательном уровне
3 Принципы Общие принципы:
- приоритетность государсгоештых интересов;
- ориентация на рынок;
непрерывность оказания услуг;
- конкуренция, равенство экономических субъектов;
- межо1ри<мк-клч коммуник^циу,
- международная кооперация:
- научность;
- системность;
- целепаправлегсюсть;
непрерывность развитая;
прозрачность операций:
- присутствие государства в хозяйственной деятельности предприятия. 5анка. орга-
инщни.
Организационные принципы:
- информационная кооперация;
- разделение сфер отзетствешюстл между структурными звеньями;
- прппцпп сотрудничества i; разделения ответствешюегн государственных служа
пиле н работников частного сектора:
- непельзованке научно обоснованных методик;
- структурная целостность организации;
- динамичность уприкленчегкой npyHiypw
- эеолюцня организационной системы
- поступательное развитие
Источшпс: на оспоое 1, с. 1S; 2, с. 219; 3; А: 7; 13, с. 51 581.
D зависимости от знда проекта. степени сто готовности, доверия государстве и др. факторов могут исполь-«тиш х следующие кикНеяи ГЧП к иннпкгщииншш г.фари.
• «строительство-эксплуатация-передачак
• лизштговые соглашения (покупка-строительство-!эксплуатация; лшши-развитпе-эксплуатацня);
• K<iKi]Kih i hi ни .--»игплугыгщию и 1гхничп:киг и&'лужикиниг,
• контракты на обслуживание
Механизмы - это способы осуществления совместных видов научной, научно-технической деятельности. Механизмы юсуцарствснно-часшою нар шерсти в имноваиионний сфере формируются но стадиям инновани-otL-iLio цшша и включают. партнерство в образовании. сотрудничество в научных исследованиях и разработках, сотрудничество в инвестиционной деятельности, сотрудничество в трансфере технологий, сотрудничество в производстве инновационной продукции.
Знания являются источником шшовацнй, как в самом продукте. так и в техполопш производства, управле шпт. методах сбыта, рекламы и др. Партнерство с образовании реализуется в таких мехашпмах: участие госу дарственных региональных органов в разработке образовательных программ в местных университетах: организация обучающих семинаров, конференций по вопросам менеджмента, маркетинга, права, логистике, бизнес-
11ЛЛНИ]И1№1НИИ ^iJIM субкгк 11Ж ПИЧНКСИ М1Н1])Г-|И«»1 о региона
Механизмами сотрудничающей в кцучных исследованиях, и разработках являются. совместное (инженеры государственных ис следовательских организаций н предпринимательских структур) выполнение исследовательских раоот: совместное конструирование н разраоотка высокотехнологичных товаров, а также соЕсршсн-ствозаннс дизайна продукт: совсршснсгвсванис методов производства: размещение и реализация госзаказа на научно техшгческую и шшовациошгуто продукцию; передача научных разработок, полученных в государствен ных исследовательских организациях, частному бизнесу; совместное исследование и кооперация в сфере разработки и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Сотрудничество в инвестиционно!) деятельности состоит в совместном финансировании инновационных
прогкшк ГуГуКГИГЛМИ би.ХНГГЛ И (фГЯНПМИ I IX уДИрПНГНИП О И ¡МИОИЯЛЬНПШ у|1]МК11ГНИМ 11}]ИКЛГЧГНИГ рпи»-
на.тэнымл органами управления иностранною капитала для создания иреднрияшй l иностранными инвестици-ями: привлечение иностранного инвестора в государственное предприятие.
Сотрудничество в трансфере технологий реализуется в механизмах 1 '111: создание субъектов инновационной инфраструктуры (венчурных фондов, центров трансфера технологии, бизнес птсуЬатороо, сгартап школ, свободных экономических зон, технопарков и др.).
Сотрудничество в производство инновационной продукции может происходить с использованием следующих механизмов: создание совместных предприятии и оранчайзинговых организации: размещение государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию для государственных нужд: софннанси-рование инновационных проектов, развитие с чратешческло сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями различных форм собственное, и но реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.
1акнм образом, активизация инновационной деятельности в результате государственно-частного партнерства происходит по всем стадиям ишювацношюго процесса. Факторами шпювацношгой атсптпостн становятся: обмен знаниями, генерация идей, совместное финансирование исследований и разработок, совместаое произ водегео ннновацнонной продукции.
Решение о том, какие модели будут использоваться дня конкретных проектов, будет зависеть от различных факторов, таких как обоснованность (прибыльность), доступность, принцип учет задолженности (на балансовых или внеба.1аисозыл счетах) и интерес инвесчоров'кргдиюрив. Хоти многие ораны обращаются к ГЧП в надежде ускорить развитие инфраструктуры. ГЧП является чрезвычайно сложным инструментом политики, что даже развитые страны прилагают усилия для эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства |Н Таким образом, совершенно необходимо, чтобы государственные органы осуществили реалистичную оценку соЬегаешшх иисштуциопальпых возможностей, иормапшио правовой базы и других важных фак торов успеха, d частности, иашгчня политической do ли и продуманных стратегии отраслевого развития.
Формирование стратегии развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь
Для yi iirniHOi o исполк-мжлния игхини'{М1ж ичудярпкгнно-чап нот 1М[пнгр:-| ни к инномиионкою ри.хки-
тин экономики Республики Беларусь необходима государственная стратегия развития т осударовснно-часшою партнерства в Беларуси в составе государственной инновационной стратегии.
Разработка стратегии ГЧП предполагает определение:
• целей, задач н принципов создания ГЧП:
• этапов организации ГЧП:
• органов 1 осу дарственного управления ошошениями тосударслвенно-частното партнерства н их функций.
• форм, модглгй. мгмничиок ГЧП
• перечни чяконгла~етккт.тх актов в пакете которые необходим принять
• органа госудярстненной кпасти ответгтвеннпго ад подготовку этого пакета законов и сроки исполнения
R принципг н Беларуси кг.г эти «ними ужг рпигны к спчингнии ик:удл|Х1кгнн(1-ннг1 нсно iiajnwepriKrt, од-
нако ipeOyiOT дораСкпхи и уточнения залами развития ю^-ударствснно-частною партнерства в области науки и инноваций. На основе обобщения зарубежного опыта П1П в инновационной сфере [5. 6. 10. 13, 18]. а также с учетом институциональных условии РсспуЪлпкн Беларусь |В, 22, 241 предложены следующие направления стратегии госл дарственно-честного партнерство в инновационной сфере Республики Беларусь:
• выработка и псстояшгая корректировка научно шшозациошюй политики;
• объединение государственной н частной собственности в рамках значимых инновационных проектов на принципах доходности и возвратности;
• содействие, продвижение и распространение знании о ЧГП;
• создание законодательной базы научно-инновационной деятельности с учетом стратегических целен, приоритетов и политики в этой сфере;
• ря<]1иСю k;i iijMijii-Mv ржкигин "ЧТТ7 когдгльнмх (гкп1]мк экономики
• ЩХЖГДГНИГ мсткшрии 1ИЙ ДЛИ ««жы ИГНИИ докгри» мгжду ПИри-грлИИ к ¡шкигиг культуры ьоомгрирпна-
ния между государственным и частным партнерами:
• разработка форм и методов взаимодействия органов государственной власти, государственных, частных научных и инновационных институциональных едшшц:
• совершенствова1ше налоговой и таможешюй политпген. включая налоговые и таможенные льготы;
• содействие н лартперегос в формнревашш научно инновационной инфраструктуры (технологические центры, технопарки, центры коллективного пользования оборудованием, отраслевые центры трансфера технологий ГЭЗ и др );
• финансирование государством рачинтия венчурных фондов гети оняиес-ангелсв стартап-тчколг
• государственная поддержка малого и среднего бичнега в иннова иной гфере
• формирование в стране элементов ингтитуцисналкной среды ГЧП* финансово-эконотлических ингтяту-гов. обеспечивающих инзесткрозание и гарантирование частных инвестиций, незавнекмых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг. управляющих компаний, ассоциаций, объединений. фондов и т. п.
• подготовка специалистов в области ГЧП и кадров инвестиционных менеджеров:
• определение финансовых взаимоотношений органов государственной власти, государственных, частных научных н инновационных организаций
Тт-уйирсткгннмр нро/риммм пнниг. пинаншъч> рткипшж к jhluh/lv ¿чмудирентгннп-чпгтни.и itiijniiHf/f с шва Mocyui иметь следующие цели:
• поддержка малых н средни?: иннсвацнснных предприятии;
• активизация процесса трансфера результатов исследований и разработок;
• коммерциализация инноваций, полученных в государственном егктсре;
• создагше кластеров товаропроизводителей в регионе:
• международное сотоудшпество (например, создание инновационной корпорации консорциум папотех но логин СНГ»).
Разработка программ инновационного развития в рамках государственно-частного партнерства иред-tiv.iucuem сотрудничество юсу дарена и ¡Зимнее л но следующим наиуав..сш1ям
• совершено.вивание различи->ix механизмов upuiрг_ммно-uелсво! о финалскро^лнил. в ю.м числе определение новых приоритетных направлений и критических технологий;
• формирование механизмов к инструментов стимулирования инновационной деятельности (например, та-кие косвенные механизмы регулирования как налоговые льготы па шшестнщш в шшовациошюе развише. снижение налоговых ставок для предприятии малого бизнеса);
• стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования де-
И1ГЛЬН(К71И КГПЧурНЫЧ фондок
• Шу|ДГ]>* ».¡1 «"«"ДЯНИГМЫХ pnmiHJtlhHKIX ХННМШЩШЖНМХ Г.ИГ1ГМ (РИС) <ЛК (икокупнопи JiilOOIrlK) пик н инновационной сфсрс региона предприятий н организаций, университетов, каучне-нсслсдоватсльскЕХ ннетнгу-гое. государственных структур управления [формпровмше РИС с выделегатем бюджетных грантов позволяет выявить возможные типы взаимодействия указанных структур с целью разработки региональных инновационных программ, формирования региональной инновационной политике);
• далекое участие гпгударгтил в компенсации чатрат чагткого бичнеса на чарубежное и белорусское патентуйте результатов НИР.
• стимулирование ннгпрешнн на>чныл н ооризева.ельныл. структур н формировали* на их ш-но^е упменяльных инновационных кластеров, в том числе в составе тсхнико-внсдрснчсских ОЭЗ (особых экономических зол) [2>J
• софтщансировагеие государством НИОКР. выполняемых по заказу бизнеса по паправлешим. приоритет ным зля государства энергосбережение. эколстня и т.д.);
• формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-
кпнпруыоргких И 1ГХН(Ш1ШЧП'кИХ ря(нп 1]ИЖДЛН(М)1И №ИНЛЧГ"НИИ НЫ1К1ЛННГМЫХ ан С НГ1 «"ргУКТК Г«Н-у.1В11Ь
ственного Бюджета, создание общенациональной системы технических регламентов и гармонизация их с международными (прежде всего, ме>ЕДупародпыми стандарты ISO и европейскими спстемаьпт технологического прогнозирования и оценки технологий Technology Foresight и Technology Assessment) в целях стимулирования инноваций и адекватной оценки эффективности их внедрения.
Развитие государственно частного партнерства в научно технической к инновационно:! сферах пред/смат рнвает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими гбъединеннями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры
Площадкии для диалога должен сгеиь Обшслвенно-коь.сулышиьнъЛ совет ли созданию новых иредщшя-тнй. производств и технологий, который создан при 1КНТ Ьсларуси для координации деятельность: субъектов 1птовацно1л1он инфраструктуры, решения проблем по вопросам развития шпюваппошгсй шюраструктуры. членами коюрого должны стал, руководители субъектов инновационной инфраструктуры, частного бизнеса, ргили-суныцги) иннок.шипнныг нрпгкгм компаний — ¡кг-шдгнтн ir-хно ¡ирмж 11|гдгимк1«1И чаинггрггониннмх республиканских органов государственного правления, облисполкомов и Минского горисполкома.
В практику взаимодействует органов государствешюго управлешет и предпршшмательского сектора должны Сыть внедрены такие Ш1егруме[гты государствешю частного партнерства, как:
• государственный заказ субъектам шшовацношюй инфраструктуры на нпкуб1гроза1ше и развитие создан кых субъектов малого п среднего инновационного предпринимательства:
• концессия на использование субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной
1Ч»(м-|КГНКОГ1 и
• И11ИК.1ГЧГНИГ «-рггдмк Бг.1СЦ|уСТИ>И» ИЬНО-ЬШИКННШО фгндл Iii» ГХКНИНИЮ (uiaiXNipMtll'HMX угжжий МИЛОГО и среднего бизнесе, развития инновационной деятельности и эффективного функционирования организаций различных форм собсгвешюстн, производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию.
Совокупность указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной ннновациокной системы в Республике Беларусь, а следовательно - ускорению модернизации экономики на национальном уровне Решение лих задач безусловно. шлребуег как lu стороны государства. ш и одзнеса творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации инноваций, причем не только d сфере производства, по н в сфере управления.
Заключени!*
Для обеспечения инновационного развития Беларуси необходимо сформулировать и Отношения государ-ственни-час шою паршерстиа. в силу своих сисцифичес&их признаков. создают крелюсылкн активизации инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Разработанные н представленные в настоящей статье тсорстнко-мстодо логически с основы использования нового ресурса инновационного развития экономики государственно-частного партнерства бизнеса, власти и образования позволит получить сннергетнческий эффект от сотрудничества. Рост активности инноваций в результате государственно-частного партнерства происходит го всем .тадиям иннгтагионного процесса обрачгжание НИОКР инкееттптнончая деятельность трансфер нн-новаций. Футорами инновационной активности становятся: обмен знаниями, генерация идей. совместное финансирование исследований и разработок.
Сфоркгулнроваиы направлешгя развития нисгогута государствешю частного партнерства в Респубшше Бе ларусь з контексте задач инновационного развития экономики. Полученные результаты могут быть пепользо-няны щч линии ич уд/цхчкгнншс) упражнении дim ¡ккрабшчи пргпггии Iогудирп кгнно-чгмч шло ыиршгдоггкн к Республике Беларусь, а также подготовки материалов для содействия, продвижения и распространения знаний о 1 411 и проведения мероприятий по повышешпо ловер:м партнеров и проявлению нинцнатппы со стороны частного сектора в нннтлгаровазсян совместных проектов. Применение разработанных механизмов позволит достичь иелей государственно-частного партнерства в Беларуси ускорение темпов социально-экономического развития за сча ¿кшодншельных ишшишш в объекты инфраструктуры, экономия бюджетных средств в краткосрочном периоде: повышение эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частного сектора; активизация инновационного развитая.
CilHCUK JJLH Ш»АТУРЫ
1. Аввакумов А А 11роектнроватп1е моделей государственно частного партнерства в реализащш тпшова цнонной деятельности i) Российское предпринимательство. 2013. 22. С. 1S-27
2 Борушко Е. П. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: правовой и органнзацисн-но-экочсмнческий аспекты .'/ Перспективы инновационного рячвития Ресттублихн Беларусь сб науч гт TT Междуиар. науч.-иракг. конф.. Брест. 19-20 мая 2011 г. Брест. 2011. С. 218-221.
3. Бочков С. О Развитие государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах в сфере капитального строительства в городе Москве // Недвижимость и ипвестнщш. Лравовсе регулировать. 2008. № 2 (35). 2010. URL: http: Vdpr.ru'jounial/joumal_35_ 19.h:ni (дата обращения: 12.12.2015).
4 Варнавсгий R Г Чагтнс-государгткеннле тартнерггвг /7 Экспертный канал «Открытая экономика* 7014 URL. l.Up,>/v< л w.орст.. 1 иад tklcd^.asy?dm4-?C£7S. - (дата обращения. 09.0C.2C 15).
5 Государственно-частные партнерства: обзор для Казахстана / Агентство США по международному раз-В1ГПИО (USA1D). 2011. URL: http://wwTV.maего project.net. - ^дага доступа 15.06.2015).
6. Дадершня Е. А. Ярошевич Д. В. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: международный опыт и возможность его использования в Республике Беларусь // Веснж. БДУ. Серыя 3. Псторыя. Эканомша. Права. 2013. № 1. С. 56-60.
7. Дадеркнна Е. А. Государственно-частное партнерство как механизм активизации инвестиционной активности // Вестник Полесского государственного университета 2014. URL: http:rep-polessu.bv'bitsti earn '112 /1333/1/9.pdf. htip:-;1>p21.org.bv''m.'artJaQ41031 .html. (дата обращения: 22.05.20151
8. Дадеркнна. E. А Создание условий для развития государственно-частного партнерства в Беларуси: состояние и перспективы П Европейская экономическая комиссия. 2014. URL: http://belisa.org.by/pdfö?01 ФРРР_сoiiditioosJ)4_ 12.pdf (дата обращения: 28.05.2015).
9. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. Астана: Казахстанский центр государственно-частного партнерства. 2010. 250 с.
10. Дерябина М. А.. Цеднлнн Л И Государственно-частное партнерство: теория и практика / под ред. М. А. Дерябиной. М.: Институт экономики РАН. 2007. 76 с.
11. Джеффри Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. Астана: Апельсин, 2010. 250 с.
12. Республика Беларусь. Директивы Президента. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Республики Беларусь [от 31 декабря 2010 г. №4]. URL: http ://www.govenment.by/nj/eveiiís tU. (дата обращения: 12.12.2015).
13. Емельянов Ю. С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: зарубежный и российский опыт М : Книжный дом ЛИБРОКОМ 2011 318 с.
14. Республика Беларусь. Законы. О государственно-частном партнерстве: закон [от 30.12.2015. № 345]. URL: http://kodeksy-by.с от iiorru_aln/soiirce %AO%DO%91 /type-D0%97%DO%B0%D0%BA%DO%BE%DO%BD'345-%D0%97-3O.12.2015.htin (дата обращения: 12.12.2015).
15. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. Минск. 2014. 121 с.
16. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб Минск. 2015 138 с.
17. Ннкитенко П. Г. Государственно-частное партнёрство в инновационной сфере Республики Беларусь // Открытая экономика. Экспертный канал 2011. URL: http:tfwww.opec.ru/. (дата обращения: 16.06.2015).
18. Ннкитенко П. Г. Государственно-частное партнёрство в инновационной сфере Республики Белару сь И Открытая жономика: экспертный канал. 2011. URL: http://www.opec.ni/_ (дата обращения: 12.05.2015).
19. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы. URL: http:/'yandexby'clck'isredir?froni=yajidex.by. (дата обращения: 12.12.2015).
20. Птакнткнна Л. С. Партнерство государства, н бизнеса в финансировании НИОКР // Недвижимость н инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 3 (44). С. 70-76.
21. Программа развитая промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2012 года № 622. URL: http: i /www, economy, gov, by iifile s ■ 001146_12850_Programma.pdf. (дата обращения: 30.02.2016).
22. Темнишая О. А Беларусь готова к государственно-частному партнерству // Экономика. Финансы. Управление. 2013. № 9. С. 4-9.
23. Финансы Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск. 2015. URL: http J/ghl.de.bel telecom, by/ofitsialnaya- s taü stiia/publications/lzdama/publiccorop lla tion ■'mdex_708/b. (дата обращения: 10.052.2016).
24. Яшева Г. А. Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Республики Беларусь: теоретические основы и практические механизмы: моногр. Витебск: ВГТУ, 2015. 259 с.
25. Яшева Г. А., Куннн В. А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление эконошгческнмн системами. 2014. № 2. URL: http:.1';' http:/Zuges.ш.-1'index. (дата обращения: 11 02.2016).
26. PFI: meeting the investment challenge. Mode of access. 2003. URL: http: //www.hm-lrea =>ury.gov.uk . (date of access: 14.08.2015).^
27. The Global Innovation Index Global Innovation Index 2014. Mode of acess. URL: http:■-' '"www. globalianovatioiimdex.org-'content.a5px?paae=gu-full-report-2014. (date of access : 14.12.2015).