ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК 614.8:69
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ С РАЗЛИВОМ НЕФТЕПРОДУКТОВ
В.Е. Валуйский
Рассмотрены чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти, которые представляют высокую и реальную опасность для населения и территорий; представлено прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены границы зон чрезвычайных ситуаций с учетом результатов оценки риска разливов нефти, нефтепродуктов и ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для населения и окружающей среды прилегающей территорий. Приведена организация мониторинга за разливами нефтепродуктов.
Ключевые слова: нефтепродукты, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация возгорания нефтепродуктов.
Введение. Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, известные случаи крупных загрязнений и заражений окружающей среды - эти и другие чрезвычайные ситуации за последние годы в России приобрели такой размах, что стали сказываться на безопасности государства и его населения.
Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания, последствия которого будут заметны еще десятки и даже сотни лет.
Аварии и техногенные катастрофы являются главной причиной возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций. Они могут возникнуть и возникают во всех отраслях экономики. Поэтому необходимо изучать, обобщать причины возникновения и развития аварий и катастроф, их возможные последствия, составлять прогнозы техногенной опасности и своевременно предусматривать комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение или уменьшение вероятности гибели людей и безвозвратных потерь материальных ценностей [1]. Чрезвычайные ситуации техногенного характера составляют в среднем за год до 75 % от всех зарегистрированных ЧС природного и техногенного характера. При этом число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, при ко-
торых имели место человеческие жертвы, составляет 75 % от общего числа техногенных ЧС.
Все это подчеркивает важность и актуальность рассматриваемой проблемы. Чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти, представляют высокую и реальную опасность для населения и территорий. В связи с этим, вопросы организации ликвидации таких ЧС должны быть под пристальным вниманием, как органов государственной власти, так и органов управления (ОУ) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов. Расчет возможного объема разлива нефтепродуктов выполняется в соответствии с условиями, установленными Постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».
В соответствии с классификацией определяют уровень возможной чрезвычайной ситуации [2], исходя из объема разлившихся нефти и нефтепродуктов:
- автоцистерна - 100 процентов объема;
- железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
Вестник Воронежского института И 1С МЧС России
- трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
На размеры площади разлива нефтепродуктов и направление движения пятна влияют:
- время года в момент разлива;
- объём разлитого нефтепродукта;
- наличие и расстояние защитных сооружений от распространения разлива;
- рельеф, подстилающая поверхность и грунты в месте разлива;
- наличие на болотах мочажин, водоёмов и их размеры;
- наличие стоков в водотоки из водоёмов, расположенных на болотах в месте разлива;
- уровень обводнённости местности, где произошёл разлив;
- наличие растительности;
- метеорологические условия;
- попадание разлитого нефтепродукта в водотоки;
- время локализации разлива нефтепродукта.
2. Границы зон чрезвычайных ситуаций с
учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности [3], выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения - до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- местного значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения - от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
3. Ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для населения и окружающей среды прилегающей территории. При
хранении, транспортировке и перекачке нефти и нефтепродуктов возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций (рис. 1):
Рис. 1. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС.
На магистральном нефтепродуктопроводе:
- разрыв на магистральном участке или отводе на нефтебазу, утечка нефтепродукта с выходом на рельеф местности;
- выход нефтепродукта из-под сальниковых трещин, свищей запорной арматуры или нефтепро-дуктопровода с последующим возгоранием;
- несанкционированная врезка;
- авария на линейно-производственной диспетчерской станции «Воронеж», в том числе пожар или разлив нефтепродукта.
В результате аварии может образоваться в низких местах озеро нефтепродуктов площадью до
2
2400 м , пострадать около 15 тысяч человек, материальный ущерб может составить до 500 тысяч рублей, нанести значительный ущерб экологии.
На нефтебазах и автозаправочных комплексах при возникновении крупных аварийных разливов нефтепродуктов (более 4 м2) на заправочных площадках, образуется паровоздушная смесь, при возгорании которой, кроме материального ущерба, возникает реальная угроза человеческой жизни.
При автомобильных транспортировках возможны опрокидывания или разрушения емкостей с нефтепродуктами, при которых возможен разлив нефтепродуктов и образование незначительных по размерам очагов пожаров и загрязнений окружающей среды.
На территории аэродромов из-за возможного разлива авиатоплива может возникнуть пожар, который характеризуется, как правило, большими размерами, быстрым распространением горения, высокой скоротечностью и большой температурой в зоне горения.
На железнодорожных станциях может быть сосредоточено до 1000 тонн различных видов нефтепродуктов. В случае аварии на железнодорожном транспорте возможны разрушения путей, контактных линий электросети, близлежащих зданий и сооружений с образованием завалов и зон сплошных пожаров, произойдет разгерметизация цистерн, что приведет к частичному или полному выходу нефтепродуктов, образованию облака топливно-воздушной смеси (ТВС) вследствие испарения нефтепродукта с поверхности разлива, с образованием опасных для здоровья людей концентрации нефтепродуктов в воздухе. Облако ТВС может дрейфовать и, в конечном итоге, взорваться с образованием зоны избыточного давления. В случае большого выхода нефтепродуктов и образования облака ТВС аварийная ситуация может выйти за границы объекта, что может повлечь за собой жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
Неблагоприятное влияние на оперативность в организации и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов оказывают
инженерные сооружения области на транспортных коммуникациях:
- малое количество мостов и понтонных переправ через реку Дон;
- наличие виадуков, что затрудняет проезд крупногабаритной инженерной техники к местам проведения аварийно-спасательных работ;
- отсутствие хороших транспортных дорог, особенно в сельской местности, что увеличивает время прибытия на место ликвидации чрезвычайной ситуации;
- переезды через железнодорожные пути в случае закрытия для пропуска железнодорожных составов.
4. Организация мониторинга за разливами нефтепродуктов. Мониторинг за разливами (утечками) нефтепродуктов на территории Воронежской области осуществляется в рамках территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ТСМП ЧС) и проводится на трёх уровнях:
- объектовом;
- местном;
- территориальном.
Схема организации мониторинга обстановки за разливами (загрязнениями) нефтепродуктов представлена на рис. 2.
На объектовом уровне начато внедрение структурированной системы мониторинга на наиболее опасных в плане тяжести последствий объектах, таких как открытое акционерное общество (ОАО) «Юго-Западтранснефтепродукт» (филиал), государственная управляющая компания (ГУК) «Богатырь» Госкомрезерва.
На местном уровне осуществляется мониторинг за разливами нефтепродуктов путём сбора информации через муниципальные единые дежур-но-диспетчерские службы (ЕДДС).
На территориальном уровне мониторинг за разливами нефтепродуктов осуществляют территориальные контрольные и надзорные органы:
- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Воронежской области;
- Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области;
- Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области;
- Управление по экологии и природопользованию по Воронежской области;
- Воронежский гидрометеорологический
центр;
- Воронежский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды ОАО «Воронежгеология».
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
Идентификация разлива (загрязнения) нефтепродуктов
Рис. 2. Организация мониторинга за разливами нефтепродуктов.
5. Определение достаточного состава сил и средств ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов с учетом их дислокации. Расчет сил и средств ТП РСЧС на случай локализации и ликвидации возгорания нефтепродуктов определяется объемом возможного разлива и масштабами распространения пятна нефтепродукта по рельефу местности [4].
При этом учитывается:
- максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
- площадь разлива;
- год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объектах;
- физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
- влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории, во внутренние водоемы;
- гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
- возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе;
- наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
- транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
- время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
- время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
Необходимость привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации аварии зависит от масштабов произошедшей аварии и определяется руководством объекта и Центром управления силами ГУ МЧС по Воронежской области.
С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Вывод. Чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефтепродуктов, в результате крушения подвижного состава представляют высокую и реальную опасность для населения и окружающей природной среды, так как при этом возможны утечка, загорание опасного вещества, разрушение железнодорожного полотна и контактной сети. Именно данные обстоятельства обусловили необходимость поиска и обоснования мероприятий по организации ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на железнодорожном транспорте.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
2. Исаева Л. К., Сулименко В. А Экологическая безопасность объектов топливно-энергетического комплекса / Л.К. Исаева, В.А. Сулименко // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2013. - № 4. - С. 4-9.
3. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
4. Горшков А.В. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: учеб. пособие / А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 280 с.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2002 g. № 240 «O porjadke organizacii mero-prijatij po preduprezhdeniju i likvidacii razlivov nefti i nefteproduktov na territorii Rossijskoj Federacii».
2. Isaeva L. K., Sulimenko V. A Jekologicheskaja bezopasnost' ob'ektov toplivno-jenergeticheskogo kom-pleksa / L.K. Isaeva, V.A. Sulimenko // Pozhary i chrez-vychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija. - 2013. -№ 4. - S. 4-9.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 avgusta 2000 g. № 613 «O neotlozhnyh merah po preduprezhdeniju i likvidacii avarijnyh razlivov nefti i nefteproduktov».
4. Gorshkov A. V. Zashhita naselenija i territorij ot prirodnyh i tehnogennyh chrezvychajnyh si-tuacij i opasnostej voennogo haraktera: ucheb. posobie / A.V. Gorshkov, D.L. Mal'cev, S.M. Korneev. - Voronezh: Izd-vo VGU, 2005. - 280 s.
FORECASTING AND PREVENTION MEASURES EMERGENCIES WITH THE OIL SPILL
Валуйский Владимир Евгеньевич,
старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, Россия, г. Воронеж; e-mail: [email protected].
Valuyskiy V.E.,
Senior Lecturer,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh; e-mail: [email protected].
Considered emergencies related to the oil spill, which represent high and a real danger for the population and territories; forecasting volumes and surfaces of spills of oil and oil products. Considered the boundaries of the zones of emergency situations based on the results of risk assessment of oil spills, petroleum and situational models of the most dangerous emergency situations and their socio-economic consequences for the population and the environment of adjacent areas. The article presents the organization of monitoring of oil spills.
Keywords: oil products, monitoring and forecasting of emergency situations, localization and liquidation of oil fire.