УДК 622.692.4.053:658.382
О. А. Тучкова, В. С. Гасилов РАЗЛИВЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Ключевые слова: План ЛРН; разлив нефти и нефтепродуктов; локализация и ликвидация разлива; силы и средства.
В статье рассматриваются проблемные вопросы разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных объектах. Представлены категории чрезвычайных ситуаций в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов. Приведены основные составляющие Плана ЛРН.
Keywords: plan OSR; oil spill and petroleum products; localization and liquidation of the spill; forces and means.
In article problematic issues of development of Plans for the prevention and elimination of spills of oil and oil products on dangerous objects are considered. Categories of emergency situations depending on volume and the area of oil spill and oil products are presented. The main components of the Plan OSR are given.
В настоящее время на территории России расположены более тысячи нефтебаз, эксплуатируются более сотни тысяч скважин, работают более полсотни нефтеперерабатывающих заводов [1]. И с каждым годом их число только увеличивается. В связи с несоблюдением технологической дисциплины на территориях промышленных предприятий, изношенностью оборудования, а также в местах прохождения технологических эстакад, трубопроводов возможны значительные разливы данных продуктов [2]. Особенно эта проблема актуальна в России. В соответствии с требованиями российского законодательства, все организации, которые осуществляют добычу, переработку, а также транспортировку и последующее хранение нефти и нефтепродуктов, должны обеспечивать свою готовность к реагированию на возможные аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Для этого на таких предприятиях разрабатываются Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛРН), которые в последующем согласовываются и утверждаются в установленном порядке [3, 4, 5, 6].
Разработка Планов ЛРН необходима для заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ЧС(Н)), обеспечения поддержания в постоянной готовности сил и средств их ликвидации, для обеспечения безопасности населения, а также территорий, максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. Первоочередной задачей при чрезвычайных ситуациях является сбор разлитой нефти (нефтепродуктов) и ликвидация последствий аварии [7].
Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.
Для нефтеналивного судна принимается 2 танка; для стационарных и плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов берется 1500 тонн; для нефтеналивных барж принимается 50 процентов ее общей грузоподъемности; для автоцистерн используется 100 процентов объема; для железнодорожного состава принимается 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе; для трубопро-
вода при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода; для трубопровода при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней; для стационарных объектов хранения нефти и нефтепродуктов принимается значение 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации, работы по их локализации и ликвидации проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Существующие категории чрезвычайных ситуаций определяются в зависимости от объема, а также площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
Разливы нефти и нефтепродуктов локального значения устанавливаются при разливе от нижнего уровня разлива нефти (нефтепродуктов) до 100 тонн на территории объекта. Локальный уровень определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды [6].
Разливы нефти и нефтепродуктов муниципального значения устанавливаются при разливе от 100 до 500 тонн нефти (нефтепродуктов) в пределах административной границы муниципального образования. Муниципального значения также принимается разлив до 100 тонн нефти (нефтепродуктов), выходящий за пределы территории самого объекта.
Разливы нефти и нефтепродуктов территориального значения устанавливаются при разливе от 500 до 1000 тонн нефти (нефтепродуктов) в пределах административной границы субъекта Российской Федерации. Также это могут быть разливы от 100 до 500 тонн нефти (нефтепродуктов), которые выходят за пределы административной границы муниципального образования.
Разливы нефти и нефтепродуктов регионального значения устанавливаются при разливе от 1000 до 5000 тонн нефти (нефтепродуктов). Или принимается разлив от 500 до 1000 тонн нефти (нефтепродуктов), который выходит за пределы административной границы субъекта Российской Федерации.
Разливы нефти и нефтепродуктов федерального значения устанавливаются при разливе свыше 5000 тонн нефти (нефтепродуктов). Или принимается разлив вне зависимости от объема, который выходит за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти (нефтепродуктов) с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
Основными составляющими Плана ЛРН являются:
1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
2. Расчет достаточности сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации максимально возможного разлива.
Целью прогнозирования возможных разливов нефти и нефтепродуктов является определение:
• объемов и площадей разливов с учетом параметров окружающей среды;
• поведения нефтяного пятна под воздействием гидрологических и гидрометеорологических условий;
• границ районов возможных разливов;
• возможных последствий разливов, их влияние на окружающую природную среду и население;
• последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
• достаточности сил и средств для проведения операций по локализации и ликвидации максимально возможного разлива.
Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов, а также поведения нефтяного пятна под действием различных факторов окружающей среды является основанием для правильного выбора и использования технических средств и технологий локализации и ликвидации нефтеразливов (далее - ЛРН), планирования общего состава сил и привлекаемых средств, необходимых для операций по ЛРН и, как следствие, проведения своевременных (оперативных) и эффективных мероприятий по локализации разлива и очистке территории от загрязнения.
Оперативность реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов, эффективность применяемых средств достигается правильно выбранной тактикой реагирования на нефтеразливы. Выбор тактики реагирования осуществляется с учетом значения ЧС(Н), анализа окружающей гидрометеорологической и экологической обстановки, а также с учетом имеющихся в распоряжении организации сил и средств ЛРН и их дислокации.
Наиболее проблемным вопросом при разработке Планов ЛРН является определение достаточного количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН.
Определение состава сил и средств, необходимых для выполнения мероприятий по ЛРН, осуществляется на основании результатов прогнозирования объемов возможных разливов нефти и нефтепродуктов, площадей, а также данных о составе сил и средств, имеющихся в распоряжении организации и их дислокации.
Требования действующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой и нормативно-технической документации в области разработки Планов ЛРН не устанавливает четких критериев, определяющих методику, порядок расчета состава сил и средств, необходимых и достаточных для проведения операций по ЛРН. Существуют различные варианты расчета количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН, учитывающие практический российский и зарубежный опыт проведения работ по ЛРН, в том числе ведомственные методики. На сегодняшний день основным документом, в котором упорядочены и систематизированы подходы различных организаций к вопросам расчета сил и средств ЛРН являются Методические рекомендации [8]. На основании вышеизложенного, расчеты необходимости и достаточности сил и средств, представленные в планах ЛРН являются ориентировочными.
Ниже представлен один из вариантов расчета сил и средств - расчет количества сорбентов, необходимых для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
Количество нефти (нефтепродукта), оставшейся после применения нефтесборного устройства (НСУ): М = С^^+^Кг) р, кг (1)
где V] - объем разлива в обваловании, м3; V2 - объем разлива за обвалованием, м3;
К] и К2 - коэффициенты неэффективности НСУ. Понижающий коэффициент к паспортной (номинальной) производительности НСУ изменяется от 0,05 до 0,9. В том случае, если он не определен производителем НСУ, принимаются следующие значения коэффициента эффективности: 0,85 - для адгезионных и сорбционных НСУ; 0,5 - для пороговых НСУ; 0,05 -для вакуумных, перистальтических НСУ и насосов с трубчатыми и(или) щелевыми нефтесборщиками [Методические рекомендации по разработке типового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для нефтегазовых компаний (утв. Росэнерго 04.04.2006 г.)];
р - плотность нефти (нефтепродукта), кг/м3;
Для случая, если пролив произошёл на землю, то часть нефти (нефтепродуктов) впитается в грунт:
VГр=FГр•h, кг (2)
где - объем нефтезагрязненного грунта, м3; Fгр -площадь нефтезагрязненного грунта, м2; h - средняя глубина пропитки грунта (0,2 м), с учетом его нефте-емкости (при влажности грунта 20%) масса впитавшейся нефти (нефтепродукта) (т.е. которая не будет собрана сорбентами при их использовании) будет равна:
МВп=Кн-р-^р, кг (3)
где р - нефти (нефтепродукта), кг/м3; Кн - коэффициент нефтеемкости грунта [«Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах» (утв. Минтопэнерго РФ 01.11.1995 г.)].
Масса нефти (нефтепродукта), подлежащая сбору сорбентами, определяется как разность масс нефтепродуктов, оставшаяся после применения НСУ, и нефтепродуктов, впитавшихся в грунт:
Мн= М - Мвп, кг (4)
В зависимости от сорбционной способности имеющегося на предприятии материала (песок или сорбент), числа циклов регенерации определяется достаточность имеющихся сорбционных материалов. Например, сорбционная способность песка 0,3 кг/кг (В.Ж.Аренс, О.М.Гридин. Эффективные сорбенты для ликвидации нефтяных разливов. Экология и промышленность России, февраль, 1997), число циклов регенерации - 0).
Количество сил и средств, необходимых для выполнения работ по ликвидации разлива нефти (нефтепродукта), определяется в соответствии с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН) на строительные и специальные строительные работы. Часть 1. Земляные работы (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 17 ноября 2008 г. № 253). В зависимости от количества нефте-загрязненного грунта, типа экскаватора и мощности бульдозера определяются затраты труда рабочих (чел.-ч.) и количество требуемых машин (маш.-ч.).
Планирование мероприятий по ЛРН, в части касающейся определения расчетным путем состава сил и средств, необходимых для организации и проведения операций по ЛРН, производится с целью сравнения расчетных результатов с количеством имеющихся сил и средств на объекте и, как следствие, необходимостью привлечения недостающих сил и средств из числа аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке на выполнение аварийно-спасательных работ по ЛРН (далее -АСФ (Н). Данное требование осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона [9] и постановления Правительства [3].
Исходя из нормативных требований, а также выводов о достаточности имеющихся в распоряжении организации сил и средств, основанных на результатах расчета сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН, организации заключают договора с АСФ(Н), дислоцированными в регионе, с учетом имеющихся сил и средств АСФ(Н).
В декабре 2014 года состоялся «круглый стол» Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: «Обеспечение экологической безопасности при осуществлении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» [2]. В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, общественных и неправительственных некоммерческих организаций, ученые и академики РАН, широкий круг экспертов. От бизнес-сообщества присутствовали представители самых крупных российских нефтегазовых компаний, таких как: ОАО «Лукойл», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «Оборонсервис», ОАО «Русс-нефть», ОАО «Новатек».
Реализация крупных топливно-энергетических проектов, увеличение нефтедобычи, транспортировки и переработки нефти представляют потенциальную угрозу возникновения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных этим чрезвычайных ситуаций. Аварийные разливы нефти (нефтепродуктов) загрязняют окружающую среду, меняют
состав почвы и воды, и могут уничтожить целые популяции живых организмов. Только за первое полугодие 2014 года ущерб водным объектам и почвам от данных операций оценивается в 6 млрд. рублей, тогда как за аналогичный период 2013 года этот показатель составил всего 800 млн. рублей. А при таких масштабах индустрии утечки нефти и нефтепродуктов неизбежны.
Именно в связи с этими обстоятельствами установлена необходимость разрабатывать меры по минимизации экономического ущерба и снижению экологических рисков. В частности, следует усиливать контрольно-надзорную деятельность за соблюдением безопасности в ходе работ топливно-энергетического комплекса, в том числе утилизации отходов; необходимо совершенствовать работу аварийно-спасательных служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций с помощью повышения квалификации кадров, методического совершенствования их деятельности и улучшения оснащения.
По данным представителя ООО «Оборонсервис», протяжённость магистрального трубопровода составляет 240000 км, он пролегает вблизи населённых пунктов, через железнодорожные пути. По данным Министерства энергетики РФ, объём добычи нефти в России на 2015 год составляет 534,1 млн. тонн в год [10]. «У нас много нефтяных терминалов-милионников. Только в районе Черноморского побережья их четыре. Нужно понимать, что при таких масштабах разлив одной ёмкости? Уже авария? В числе основных причин аварий и несвоевременности их ликвидаций были названы: несоблюдение требований безопасности при проведении операций, ненормативное состояние инфраструктуры, низкий уровень профессионализма сотрудников аварийно-спасательных служб, ситуацию усугубляют недостаточность снаряжения и оснащения сотрудников, отсутствие адекватных регламентов по времени прибытия на место аварий.
План ЛРН является практически значимым документом, предназначенным для координации действий всех привлекаемых сил и средств, и обязательным для исполнения всеми должностными лицами и участвующими в ЛРН организациями в части, касающейся ликвидации чрезвычайной ситуации с разливами нефти и нефтепродуктов. Поэтому разработка данного документа требует особого внимания, особенно в части определения достаточности имеющихся в распоряжении организации сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Литература
1. Чикина Н.С., Мухамедшин А.В., Анкудинова А.В. и [др.]. Снижение экологической нагрузки от разливов нефти и нефтепродуктов с помощью сорбента на основе пенополиуретана и отходов зерновых культур // Вестник Казанского технологического университета, 6, 184-192 (2009).
2. http://gochs.info/download/Gosduma-RF-O-problemmah-attestacii-ASF-n- .pdf.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613«О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» // Правовая система ГАРАНТ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» // Правовая система ГАРАНТ.
5. Приказ МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Правовая система ГАРАНТ.
6. Приказ Минприроды России от 09.03.2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» // Правовая система ГАРАНТ.
7. Лашков В.А., Суфиянов Р.Ш., Андрияшина Т.В. Источники образования и проблемы утилизации нефтесо-держащих грунтов // Вестник Казанского технологического университета, 17, 2, 284-286 (2014).
8. Методические рекомендации по разработке типового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для нефтегазовых компаний (Росэнер-го, 2006 г.).
9. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Правовая система ГАРАНТ.
10. http://minenergo.gov.ru/node/1209.
© О. А. Тучкова - к.т.н., старший преподаватель кафедры промышленной безопасности КНИТУ, [email protected]; В. С. Гасилов - к.т.н., доцент кафедры промышленной безопасности КНИТУ.
© О. А. Tuchkova - Ph.D., senior lecturer of the Department of industrial safety of KNRTU, V. S. Gasilov - Ph.D., associate Professor of industrial safety of KNRTU.