УДК: 338.27
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИИ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Цику С.Ю., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Концевая Н.В., к.э.н, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время вопрос об объеме и динамике государственных доходов и расходов является весьма насущным. В последнее время на уровне государственной власти осуществляется как поиск новых источников для государственных доходов, так и пути оптимизации государственных расходов. Это связано не только с их ростом, что само по себе не является негативной ситуацией, но и складывающемся дефиците бюджета последние несколько лет. Поэтому целью настоящей статьи является демонстрация некоторых факторов, влияющих на государственные доходы и расходы, а именно объема собранных налогов, объема золотовалютных резервов Центрального банка России и уровня ВВП, а также построение прогноза на итог 2024 года. Сюда же входит сравнение прогнозных значений государственных доходов и расходов по итогам 2024 года. Также выдвигается гипотеза, что перечисленные факторы оказывают прямое влияние на исследуемые показатели и объясняют некоторые причины несбалансированности государственного бюджета. В исследовании использованы методы эконометрического моделирования, экономической статистики, сравнительного анализа.
Ключевые слова: государственный бюджет, государственные доходы, государственные расходы, дефицит, эконометрические модели, прогноз.
FORECASTING OF GOVERNMENT REVENUES AND EXPENDITURES IN RUSSIA AND THEIR COMPARATIVE ANALYSIS
S.Yu. Cec, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: Kontsevaya N. V., PhD in Economics, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. Currently, the issue of the volume and dynamics of government revenues and expenditures is very urgent. Recently, both the search for new sources of government revenue and ways to optimize public spending have been carried out at the level of government. This is due not only to their growth, which in itself is not a negative situation, but also to the emerging budget deficit over the past few years. Therefore, the purpose of this article is to demonstrate some of the factors affecting government revenues and expenditures, namely the amount of taxes collected, the volume of gold and foreign exchange reserves of the Central Bank of Russia and the level of GDP, as well as making a forecast for the end of2024. This also includes a comparison of the projected values of government revenues and expenditures by the end of 2024. It is also hypothesized that these factors have a direct impact on the studied indicators and explain some of the reasons for the imbalance of the state budget. The research uses methods of econometric modeling, economic statistics, and comparative analysis.
Keywords: state budget, state revenues, government expenditures, deficit, econometric models, forecast.
Для начала необходимо обозначить факторы для анализа их влияния на доходы и расходы государственного бюджета, которые использованы в виде консолидированных доходов и расходов бюджета. Предлагается рассмотреть основополагающие, на взгляд автора, факторы доходов и расходов государственного бюджета. Для доходов такими выбраны объем собранных налогов за год и
уровень ВВП за год. Для расходов - объем расходов за прошлый период и объем золотовалютных резервов Центрального банка России. Последний фактор является особо интересным, по мнению автора. Золотовалютные резервы Центрального банка не являются расходной статьей для государственного бюджета. Однако их накопление может объяснить причину динамики государственных
расходов как рост государственных расходов, то есть при больших доходах существует возможность как расходовать, так и накапливать ресурсы. Или динамика золотовалютных резервов может объяснить причины несоответствия расходов доходам и наоборот
накопление. Однако обозначенные тезисы можно будет завершить только после построения эконометрических моделей и выявления взаимосвязей. Ниже, в табл. 1 приведены все обозначенные показатели по годам с 2006 по 2023 год.
через излишнее или недостаточное их
Табл. 1. - Динамика выбранных показателей с 2006 по 2023 год
Год Доходы, трлн. руб. Расходы, трлн.руб. ВВП, трлн.руб. ЗВР, трлн.руб. Налоги, трлн.руб.
2006 10,626 8,375 26,9172 6,60678934 4,482549856
2007 13,368 11,379 33,2475 10,00809826 5,14977761
2008 16,169 14,157 41,2768 11,24968449 6,098524807
2009 13,6 16,048 38,8072 13,73049366 4,713122237
2010 16,032 17,617 46,3085 13,95241837 5,876734123
2011 20,855 19,995 60,114 14,37212146 7,419934529
2012 23,435 23,175 68,1034 16,10877052 8,653842673
2013 24,443 25,291 72,9857 16,67686703 7,86396657
2014 26,766 27,612 79,03 17,19400655 9,63162597
2015 26,922 29,742 83,0874 22,97762232 10,72342456
2016 27,747 30,889 85,6161 25,0068821 13,28743346
2017 31,047 32,396 91,8432 23,64584153 16,67151612
2018 37,32 34,285 103,8617 28,25828614 20,52167577
2019 39,498 37,382 109,6083 33,10978398 21,58151271
2020 38,205 42,503 107,6582 41,49104798 19,24999199
2021 48,118 47,072 135,7738 45,16221683 26,6340307
2022 53,074 55,181 155,3504 41,5624134 32,52714503
2023 59,073 62,983 171,041 50,23701513 35,54154572
Источники: Руэксперт. Статистика: бюджет России [1], Электронный бюджет. Актуальная бюджетная статистика в цифрах [2], Мировые финансы. ВВП России по годам: 1991-2024[3], Мировые финансы. Золотовалютные резервы России: 1993-2024[4], Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности [5].
Перейдем к построениям и оценкам эконометрических моделей. Все нижеследующие расчеты приведены с вероятностью 95%. Модель доходов имеет вид: Уд = 2,58 + 0,377 * ^н + 0,254 *^ввп, где Yд - объем государственных доходов за год, Xн - объем налогов за год, Xввп - уровень ВВП за год. Коэффициент детерминации представленной модели равен 99,7%. Статистика стьюдента равна 3,77, 10,75 и 3,69 соответственно. Расчетное значение теста Фишера равно 2185,7. Средняя относительная
ошибка апроксимации равна 2,79%. Все это свидетельствует о значимости каждого из выбранных факторов в модели, значимости модели в целом и ее высокой объясняющей способности.
Выполним анализ модели на качествои. Проведем исследование на наличие гетероскедастичности и автокорреляции остатков. На рис. 1. приведен график остатков по модели государственных доходов.
остатки по модели государственных доходов
Рис. 1. - Остатки по модели государственных доходов
Гетероскедастичности и автокорреляции остатков на графике не наблюдается. Для подтверждения проведем соответствующие тесты. Для проверки наличия
гетероскедастичности использован тест Бреуша-Пагана. Критическое значение теста равно 5,99, расчетное - 0,05. То есть гетероскедастичность отсутствует. Для проверки наличия автокорреляции использован тест Дарбина-Уотсона. Расчетное значения теста равно 1,29.
Левая граница равна 1,05 и правая - 1,53 для 2 факторов и 18 наблюдений, что свидетельствует о подозрении на автокорреляцию. Однако корреляция остатков составляет 34,4%, что является небольшим значением. То есть подозрение на автокорреляцию можно отвергнуть. Таким образом получаем качественную модель государственных доходов. Они и их фактическое значение приведены на рис. 2.
70 60
ю
£ 50 | 40
з 30 с!
О
§ 20 10 0
доходы госбюджета
2004 2006 2008 2010
2012
2014 год
2016 2018 2020 2022
2024
-Доходы
модель доходы
Рис.2. - Доходы государственного бюджета На основе модели и использованных в ней бюджета увеличиваются на 377 миллиардов факторах можно сделать вывод, что при рублей. Такое может быть объяснено возвратом увеличении объема собираемых налогов на один налогов через налоговые вычеты, различными триллион рублей доходы государственного налоговыми льготами и другими преференциями.
54
Также при увеличении ВВП на один триллион рублей государственные доходы увеличиваются на 254 миллиарда рублей.
Далее перейдем к модели государственных расходов. Модель имеет вид: Ур = 2,04 + 0,324 * ^звр + 0,760 * - 1), где Y - объем государственных расходов за год, Xзвр - объем золотовалютных резервов в среднем за год, Xy(t-1) - объем государственных расходов за предыдущий год. Коэффициент детерминации представленной модели равен 98,5%. Статистика стьюдента равна 2,03, 6,41 и 2,56 соответственно.
Расчетное значение теста Фишера равно 481,4. Средняя относительная ошибка апроксимации равна 6,14%. Все это свидетельствует о значимости каждого из выбранных факторов в модели, значимости модели в целом и ее высокой объясняющей способности.
Выполним анализ модели на качество. Для этого проведем исследование на наличие гетероскедастичности и автокорреляции остатков. На рис. 3 приведен график остатков по модели государственных расходов.
остатки по модели расходов
^ 2
си
ё 1 I-
П!
£ 0
2004
-1 -2 -3
год
Рис. 3. - Остатки по модел Гетероскедастичности и автокорреляции остатков на графике не наблюдается. Для подтверждения проведем соответствующие тесты. Для проверки наличия
гетероскедастичности использован тест Бреуша-Пагана. Критическое значение теста равно 5,99, расчетное - 0,41. То есть гетероскедастичность отсутствует. Для проверки наличия автокорреляции использован тест Дарбина-Уотсона. Расчетное значения теста равно 1,33. Левая граница равна 1,05 и правая - 1,53 для 2 факторов и 18 наблюдений, что свидетельствует о подозрении на автокорреляцию. Однако корреляция остатков составляет 47,4%, что
государственных расходов является немалым, но небольшим значением. То есть подозрение на автокорреляцию можно отвергнуть, в том числе за счет того, что использован такой фактор как объем государственных расходов за прошлый период в качестве объясняющего. Также необходимо проверить значимость автокорреляции в модели с помощью теста Дарбина. Критическое значение теста равно 1,64, расчетное - 1,58, что свидетельствует об отсутствии автокорреляции. Таким образом получаем качественную модель государственных расходов. Они и их фактическое значение приведены на рис. 4.
расходы госбюджета
60
50
ю >
X
40
3 30
4 о
% 20 П5
10
2004
2006
2008
2010
2012
2014 год
2016
2018
2020
2022
2024
■Расходы, трлн
модель расходы
Рис. 4. Расходы государственного бюджета
На основе модели и использованных в ней факторах можно сделать вывод, что при увеличении государственных расходов за прошлый год на один триллион рублей государственные расходы увеличиваются на 760 миллиардов рублей. Также при увеличении объема золотовалютных резервов Центрального банка России на один триллион рублей расходы государственного бюджета увеличиваются на 324 млрд рублей. Такое может быть объяснено не только расходами на их обслуживание, но и мультипликативным эффектом, как компенсация
экономике недополученных доходов от инвестирования средств, потраченных на золотовалютные резервы. Такой тезис доказывается и тем, что большинство рассматриваемых резервов хранится и инвестируется в других странах.
Получив модели доходов и расходов государственного бюджета, построим прогноз путем линейного продления на один год факторов модели. Использован коридор доверительного интервала 5%. Результаты прогноза приведены на графиках, см. рис. 5, 6.
прогноз государственных доходов
70
60
£ 50 * 40
I-
| 30 о
X
& 20
10
0
2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026
год
0
Рис. 5. - Прогноз по модели государственных доходов
прогноз государственных расходов
Рис. 6. - Прогноз по модел
Как видно из рисунков 5 и 6 по итогам 2024 года можно будет проследить однозначное снижение государственных доходов до 51,4 -55,6 трл рублей с результата за 2023 год в 59,4 трл рублей. Однако с государственными расходами наблюдается иная ситуация. В 2024 году по построенной модели ожидается рост до 70,8 триллионов рублей или снижение до 59,2 триллионов рублей с результата за 2023 год в 60,3 трл рублей. То есть сокращение государственных расходов возможно, но на малую величину. Но в основном наблюдается растущая их тенденция. Поэтому вероятнее по итогам 2024 года можно будет наблюдать увеличение государственных расходов в пределах верхней границы прогноза.
В таком несоответствии государственных доходов расходам заключается проблема формирования и использования государственных финансовых ресурсов. Подобранные факторы помогают понять некоторые причины проблемы и пути выхода из нее. При этом растущие государственные расходы не являются негативным эффектом. Проблемой являются направления использования финансовых ресурсов, о некоторых аспектах которых сказано в ходе статьи. В другой стороны снижение доходов или неспособность обеспечивать их рост уже является серьезным вызовом. Именно поэтому происходит пересмотр налоговой политики и стремление увеличивать ВВП страны. Однако, как показывает прогноз, результатов по
государственных расходов
увеличению государственных доходов по итогам
2024 года не ожидается.
Список используемых источников
1. Руэксперт. Статистика: бюджет России. - URL: https://ruxpert.ru/index.php. (Дата обращения: 07.06.2024)
2. Электронный бюджет. Актуальная бюджетная статистика в цифрах. - URL: https ://www.budget. gov. ru/Бюджет. (Дата обращения: 07.06.2024)
3. Мировые финансы. ВВП России по годам: 19912024. - URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/. (Дата обращения: 07.06.2024)
4. Мировые финансы. Золотовалютные резервы России: 1993-2024. - URL: http://global-finances.ru/zolotovalyutnyie-rezervyi-rossii/. (Дата обращения: 07.06.2024)
5. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statis tics_and_analytics/forms/. (Дата обращения: 07.06.2024)
6. Невежин, В.П., Невежин, Ю.В. Исследование эконометрических моделей: сборник лабораторных работ: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 344 с. — DOI 10.12737/1882574
7. Невежин, В.П. Эконометрические исследования: учебное пособие/ В.П. Невежин. - М.: Прогресс. 2020.-545 с.
8. Невежин, В.П., Невежин, Ю.В. Практическая эконометрика в кейсах: учебное пособие/ В.П. Невежин, Ю.В. Невежин. - М.: ИНФРА-М; ИД Форум, 2016.- URL: http://www.znanium.com.(Дата обращения: 10.11.2023).