ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2023 г.: СИТУАЦИЯ ЛУЧШЕ ОЖИДАЕМОЙ
И. А. СОКОЛОВ Т. В. ТИЩЕНКО
Динамика доходов федерального бюджета по итогам января-октября 2023 г. относительно аналогичного периода предыдущего года была разнонаправленной: рост ненефтегазовых поступлений на 2,1 п.п. ВВП сопровождался снижением рентных доходов на 2,8 п.п. ВВП. Сопутствующее увеличение государственных расходов на 0,7 п.п. ВВП за десять месяцев 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. хотя и несколько повысило несбалансированность федерального бюджета относительно соответствующих значений прошлого года (прирост дефицита бюджета на 1,4 п.п. ВВП), но заметного усиления рисков краткосрочной неустойчивости бюджета не наблюдается.
По итогам 2023 г. вследствие проведенной корректировки налогообложения нефтегазового сектора, позволяющей не допустить дальнейшего снижения рентных доходов, сохранения динамики поступлений от НДС, опережающей темпы роста ВВП, а также неполного освоения запланированного годового объема расходов можно ожидать дефицит бюджета в пределах 2—2,5 трлн руб. При достижении запланированного объема расходов дефицит может превысить этот уровень.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, Н50, Н62, Н63.
Доходы федерального бюджета за январь-октябрь 2023 г. составили 23,1 трлн руб., или 19,2% ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. (См. таблицу.) При этом объем нефтегазовых доходов сократился на 2,6 трлн руб., или на 2,8 п.п. ВВП, преимущественно из-за снижения цены на нефть до среднего уровня в 61,8 долл./барр. против 79,6 долл./барр. за аналогичный период 2022 г. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме бюджетных доходов также снизилась - до 31,2% против 44,2% годом ранее.
Кассовое исполнение по нефтегазовым доходам федерального бюджета за январь-октябрь 2023 г. составило 81,3% против 84,5% за тот же период 2022 г. Незначительное отставание фактических объемов от прогнозируемых отмечается по всем углеводородным компонентам, кроме НДД, фактическое исполнение по которому составило 1,3 трлн руб., уже превысив прогнозируемый годовой объем
(чуть более 1,2 трлн руб.). По НДПИ наблюдалось незначительное отставание кассового исполнения, но ситуация не вызывает опасений, учитывая положительную ежемесячную динамику поступлений: в октябре объем нефтегазовых доходов увеличился в 2,5 раза относительно январских значений (1108 млрд руб. против 438 млрд руб.), в том числе по нефти (952,2 млрд руб. против 364,1 млрд руб. соответственно).
Поддержку рентным поступлениям в бюджет в последние месяцы оказывали не только достаточно высокая цена на нефть и относительно дешевый рубль, но и ежемесячные выплаты «Газпромом» дополнительного НДПИ в размере 50 млрд руб. (данный налог, как ожидается, будет действовать до конца 2025 г.). Однако в октябре наметились и продолжились в ноябре укрепление рубля и снижение цены на нефть. Сохранение этих тенденций до конца года чревато для бюджета торможением положительной динамики поступлений неф-
Соколов Илья Александрович, ведущий научный сотрудник ИИСЭТиФП Финансового университета при Правительстве РФ; ведущий научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-таН: [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]
МАКРОЭКОНОМИКА
тегазовых доходов, однако с высокой вероятностью сентябрьские оценки Минфина России1 относительно годового объема нефтегазовых доходов в размере 8863 млрд руб. при средней экспортной цене на российскую нефть в 63,4 долл./барр. и валютном курсе в 85,2 руб./ долл. будут превышены. По нашим оценкам, поступление рентных доходов в бюджет по итогам года составит порядка 9,3 трлн руб.
Ненефтегазовые доходы по итогам десяти месяцев 2023 г. относительно того же периода 2022 г. заметно выросли - на 3,5 трлн руб. в номинальном выражении, или на 2,1 п.п. ВВП. Основными драйверами роста стали поступления по импортному НДС (+0,8 п.п. ВВП) и прочим неналоговым доходам (+0,9 п.п. ВВП). Поступления от ненефтегазовых доходов в бюджет в реальности выше, однако их общий объем складывается с учетом выплат по демп-феру2(за первые девять месяцев текущего года нефтяникам было возвращено порядка 1,14 трлн руб.).
Уровень кассового исполнения федерального бюджета по ненефтегазовым доходам за январь-октябрь текущего года составил 80,2%
от годовых прогнозируемых объемов. По итогам 2023 г. объем ненефтегазовых доходов может составить, по нашим оценкам, порядка 19,2 трлн руб. вместо сентябрьского прогноза Минфина России в 19,8 трлн руб. - в основном за счет более сдержанной динамики платежей по прямым налогам.
Расходы федерального бюджета в январе-октябре 2023 г. выросли к соответствующему периоду предыдущего года на 2,5 трлн руб., или на 0,7 п.п. ВВП, при более высоком уровне освоения средств (76,8% против 70,0% от годовых объемов согласно сводной бюджетной росписи). Отсутствие в открытом доступе данных по расходам в функциональном разрезе за рассматриваемый период не позволяет оценить изменение их структуры, но, с учетом опережающего финансирования силовых расходов в течение года, велика вероятность некоторого уменьшения в общем объеме расходов доли производительных трат. Данный тренд вполне соответствует и положениям принятого Государственной Думой РФ Закона о федеральном бюджете на предстоящую трехлетку.
Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2022 и 2023 гг.
Январь-октябрь 2022 г.
Январь-октябрь 2023 г.
Изменение в 2023 г. относительно 2022 г.
млрд руб. в% ВВП кассовое исполнение, в% млрд руб. в % ВВП кассовое исполнение, в % млрд руб. в % ВВП
Доходы 22139 19,9 79,6 23106 19,2 80,6 967 -0,7
в том числе:
Нефтегазовые 9788 8,8 84,5 7210 6,0 81,3 -2578 -2,8
Ненефтегазовые
12351 11,1
76,1
15 896 13,2
80,2
3545
2,1
Расходы 21 785 19,6 70,0 24341 20,3 76,8 2556 0,7
Профицит (+) / дефицит (-) 354 0,3 -1235 -1,1 -1589 -1,4
Ненефтегазовый дефицит -9434 -8,5 -8445 -7,1 989 -0,7
Справочно: ВВП (в текущих 400
ценах), млрд руб.
Источник: Минфин России, портал «Электронный бюджет», Росстат, расчеты авторов.
1 Согласно Пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
2 Механизм компенсации нефтеперерабатывающим заводам выпадающих доходов при продаже бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке. Используется для сдерживания роста внутренних цен на моторное топливо.
10 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 30 • № 12 • ДЕКАБРЬ 2023
По итогам января-октября 2023 г. дефицит федерального бюджета составил порядка 1,1% ВВП при официальном прогнозе в 1,8% ВВП. По ежемесячной динамике бюджетного сальдо прослеживается достаточно выраженная тенденция к снижению дефицита в течение года: 3,0 трлн руб. в апреле, 2,6 трлн руб. в июле, 1,2 трлн руб. в октябре. В то же время итоговое значение дефицита бюджета в первую очередь зависит от исполнения запланированного объема расходов: в случае полного их освоения и с учетом ранее сообщенных оценок поступлений в бюджет дефицит может вырасти до 3,5 трлн руб.
Основным источником погашения дефицита продолжат оставаться внутренние заимствования -их накопленный объем по состоянию на 01.11.2023 г. составил 20,4 трлн руб.3. В рассматриваемый период по счетам Фонда национального благосостояния пополнений не производилось, а общая сумма изъятий из него составила 560,7 млрд руб. На конец сен-
тября текущего года объем средств Фонда составил 13,6 трлн руб. против 10,4 трлн руб. на начало года, и этот рост был обеспечен преимущественно за счет курсовой разницы.
В целом ситуацию с исполнением федерального бюджета за десять месяцев 2023 г. можно охарактеризовать как вполне благополучную, особенно оглядываясь на гораздо более пессимистичные ожидания в начале года. Тем не менее основные риски несбалансированности бюджета в виде снижения цен на нефть вследствие начинающейся мировой рецессии и действия санкций, укрепления рубля в ответ на проводимую ЦБ РФ монетарную политику, торможения динамики российского ВВП из-за исчерпания драйверов роста, увеличения силовых расходов не только сохраняются, но и нарастают. Весьма вероятно, что предсказанные ранее экспертами потенциальные проблемы исполнения федерального бюджета не исчезают, а лишь сдвигаются на следующий год. ■
Federal Budget Execution for January-October 2023: The Situation is better than Expected
Ilya A. Sokolov — Leading Researcher of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Leading Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). Е-mail: [email protected]
Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). Е-mail: [email protected]
The dynamic of federal budget revenues in January-October 2023 in comparison with the same period of the previous year was multidirectional: the growth of non-oil and gas revenues by 2.1 p.p. of GDP was followed by a decrease in rent revenues by 2.8 p.p. of GDP. The related increase in public expenditures by 0.7 p.p. of GDP in the first 10 months of 2023 as compared to the same period of 2022, although it slightly increased the federal budget imbalance as compared to the corresponding values of the previous year (increase in the budget deficit by 1.4 p.p. of GDP), but there is no noticeable increase in the risks of short-term budget instability.
At the end of the current year, due to the adjustment of taxation of the oil and gas sector, which makes it possible to prevent a further decline in rent revenues, preservation of the dynamics of VAT revenues outstripping the GDP growth rate, as well as incomplete utilization of the planned annual volume of expenditures, a budget deficit in the range of Rb2—2,5 trillion can be expected. If the planned volume of expenditures is achieved, the deficit may exceed this level.
Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.
3 Согласно сайту Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/